Научная статья на тему 'Элективный курс "Клиническая аллергология" в образовательном процессе студента медицинского института'

Элективный курс "Клиническая аллергология" в образовательном процессе студента медицинского института Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / КЛИНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ольга Николаевна

В течение последних шести лет в медицинских вузах страны обучение студентов проходит по новым образовательным стандартам. Нынешняя подготовка позволит студентам старших курсов участвовать в оказании медицинской помощи, а выпускникам работать врачами, так как в процессе обучения достаточно внимания уделяется практике. Поэтому по новым стандартам в медицинских вузах начиная с младших курсов больше времени уделяется практическим занятиям. С целью введения практических методов обучения в образовательный процесс подготовки студентов медицинского института был разработан и внедрен новый элективный курс «Клиническая аллергология».Важно подчеркнуть, что формируемый у студентов набор компетенций должен быть ориентирован на смысловую составляющую ведущих видов врачебной деятельности. Разработана рабочая программа дисциплины и учебно-методический курс дисциплины с учетом всех необходимых компетенций. Особое внимание в обучении дисциплины «Клиническая аллергология» уделяется вопросам неотложной помощи при анафилактическом шоке, отеке Квинке и острой крапивнице. Преподавателями разработаны лекции с подробным изложением учебного материала. Темы подготовленных лекций необходимы в работе участковых специалистов: «Бронхиальная астма: этиология, эпидемиология, методы диагностики, стандарты лечения», «Аллергический ринит и поллинозы», «Атопический дерматит: особенности течения и современные стандарты лечения», «Неотложная помощь при анафилактическом шоке». В процессе практических занятий обязательно проводится разбор диагностического исследования с целью выявления причинно-зависимого фактора аллергии аллерготестирования (накожные аллергопробы). В процессе обучения подробно разбираются принципы аллергенспецифической терапии. Особое значение уделялось организации самостоятельной работы студентов, которая является одной из важнейших составляющих учебного процесса и условием развития компетентности студентов. Самостоятельная работа подразумевала использование в подготовке студентов к занятиям ситуационных задач и тестов, разработанных к каждому занятию. Зачет по дисциплине включал контроль приобретенных практических навыков оказания неотложной помощи. Внедрение новых клинических дисциплин способствует приобретению студентами профессиональных знаний и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The elective course on Clinical Allergology in the educational process of Medical Institute students

Over the past six years Russian medical schools have been training students in compliance with new educational standards. The current training will allow students to participate in the medical assistance and graduates to work as doctors, because in the process of learning sufficient attention is paid to the practice. Therefore, according to the new standards in medical schools, beginning with the undergraduate level, more time is given to practical exercises. For the purpose of practical teaching methods” in the educational process of training of students of medical Institute was developed and implemented a new elective course on Clinical Allergology. It is important to emphasize that shape the students’ competencies should be focused on the semantic component of the leading types of medical activities. We have developed a working program of discipline and teaching discipline to meet all required competencies. Special attention in reading the course on Clinical Allergology is given to the issues of emergency care for anaphylactic shock and acute urticaria. Instructors developed lectures with detailed training material. The topics of the prepared lectures are relevant for the work of district specialists: “Bronchial asthma: etiology, epidemiology, methods of diagnosis, standards of treatment”, “Allergic rhinitis and pollen Allergy”, “Atopic dermatitis: peculiarities and modern treatment standards”, “Emergency anafilaxia». Particular attention is paid to organization of independent work of students, which is one of the most important components of the educational process and the condition for the development of competence of students. Independent work implies the use of situational tasks and tests designed for each lesson in the students’ preparation to classes. The test in the course includes the control of acquired practical skills of first aid. The introduction of new clinical disciplines promotes the acquisition of professional knowledge and skills.

Текст научной работы на тему «Элективный курс "Клиническая аллергология" в образовательном процессе студента медицинского института»

УДК 616.01/099 О.Н. Иванова

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «КЛИНИЧЕСКАЯ АЛЛЕРГОЛОГИЯ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

В течение последних шести лет в медицинских вузах страны обучение студентов проходит по новым образовательным стандартам. Нынешняя подготовка позволит студентам старших курсов участвовать в оказании медицинской помощи, а выпускникам - работать врачами, так как в процессе обучения достаточно внимания уделяется практике. Поэтому по новым стандартам в медицинских вузах начиная с младших курсов больше времени уделяется практическим занятиям. С целью введения практических методов обучения в образовательный процесс подготовки студентов медицинского института был разработан и внедрен новый элективный курс «Клиническая аллергология».Важно подчеркнуть, что формируемый у студентов набор компетенций должен быть ориентирован на смысловую составляющую ведущих видов врачебной деятельности. Разработана рабочая программа дисциплины и учебно-методический курс дисциплины с учетом всех необходимых компетенций. Особое внимание в обучении дисциплины «Клиническая аллергология» уделяется вопросам неотложной помощи при анафилактическом шоке, отеке Квинке и острой крапивнице. Преподавателями разработаны лекции с подробным изложением учебного материала. Темы подготовленных лекций необходимы в работе участковых специалистов: «Бронхиальная астма: этиология, эпидемиология, методы диагностики, стандарты лечения», «Аллергический ринит и поллинозы», «Атопический дерматит: особенности течения и современные стандарты лечения», «Неотложная помощь при анафилактическом шоке». В процессе практических занятий обязательно проводится разбор диагностического исследования с целью выявления причинно-зависимого фактора аллергии - аллерготестиро-вания (накожные аллергопробы). В процессе обучения подробно разбираются принципы аллергенспеци-фической терапии.

Особое значение уделялось организации самостоятельной работы студентов, которая является одной из важнейших составляющих учебного процесса и условием развития компетентности студентов. Самостоятельная работа подразумевала использование в подготовке студентов к занятиям ситуационных задач и тестов, разработанных к каждому занятию. Зачет по дисциплине включал контроль приобретенных практических навыков оказания неотложной помощи. Внедрение новых клинических дисциплин способствует приобретению студентами профессиональных знаний и умений.

Ключевые слова: практические навыки, компетенции, образовательный стандарт, элективный курс, рабочая программа, самостоятельная работа студента, методические рекомендации, клинические дисциплины, неотложная помощь, ситуационные задачи.

O.N. Ivanova

The elective course on Clinical Allergology in the educational process of Medical Institute students

Over the past six years Russian medical schools have been training students in compliance with new educational standards. The current training will allow students to participate in the medical assistance and graduates to work as doctors, because in the process of learning sufficient attention is paid to the practice. Therefore, according to the new standards in medical schools, beginning with the undergraduate level, more time is given to practical

ИВАНОВА Ольга Николаевна - доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и детской-хирургии Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Адрес: г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.: (4112)36-30-46 (факс), 89142906125. E-mail: olgadoctor@list.ru

IVANOVA Olga Nikolaevna - MD, Doctor of Medical Sciences, Professor, Department of Pediatrics and Pediatric Surgery, Medical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Address: Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: + 7 (4112) 36-30-46 (office), +7 914 290 61 25. E-mail: olgadoctor@list.ru

exercises. For the purpose of practical teaching methods" in the educational process of training of students of medical Institute was developed and implemented a new elective course on Clinical Allergology. It is important to emphasize that shape the students' competencies should be focused on the semantic component of the leading types of medical activities. We have developed a working program of discipline and teaching discipline to meet all required competencies. Special attention in reading the course on Clinical Allergology is given to the issues of emergency care for anaphylactic shock and acute urticaria. Instructors developed lectures with detailed training material. The topics of the prepared lectures are relevant for the work of district specialists: "Bronchial asthma: etiology, epidemiology, methods of diagnosis, standards of treatment", "Allergic rhinitis and pollen Allergy", "Atopic dermatitis: peculiarities and modern treatment standards", "Emergency anafilaxia». Particular attention is paid to organization of independent work of students, which is one of the most important components of the educational process and the condition for the development of competence of students. Independent work implies the use of situational tasks and tests designed for each lesson in the students' preparation to classes. The test in the course includes the control of acquired practical skills of first aid. The introduction of new clinical disciplines promotes the acquisition of professional knowledge and skills.

Keywords: practical skills, competence, educational standard, elective course, work program, individual work of students, methodological recommendations, clinical subjects, emergency, situational tasks.

Введение

В течение последних шести лет в медицинских вузах страны обучение студентов проходит по новым образовательным стандартам. Нынешняя подготовка позволит студентам старших курсов участвовать в оказании медицинской помощи, а выпускникам - работать врачами, так как в процессе обучения достаточно внимания уделяется практике. Поэтому в медицинских вузах по новым стандартам начиная с младших курсов больше времени уделяется практическим занятиям.

Первый выпуск специалистов, подготовленных по внедренным стандартам, планируется в 2016-2017 гг. Таким образом, с 2017 г. отпадет необходимость в интернатуре как переходном этапе послевузовской подготовки (между получением диплома об окончании вуза и началом самостоятельной профессиональной деятельности). Вчерашние студенты сразу после окончания вуза смогут самостоятельно работать на должностях участкового терапевта, участкового педиатра в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Правда, чтобы получить право работать, им придется пройти аккредитацию. Она будет отличаться от действующей системы сертификации тем, что станет системой допуска к конкретным видам медицинской деятельности [1, 2, 3, 4].

С целью введения практических методов обучения в образовательный процесс подготовки студентов медицинского института был разработан и внедрен новый элективный курс «Клиническая аллергология». Разработана рабочая программа дисциплины и учебно-методический курс дисциплины с учетом выполнения всех необходимых компетенций.

Результаты внедрения

Важно подчеркнуть, что формируемый у студентов набор компетенций должен быть ориентирован на смысловую составляющую ведущих видов врачебной деятельности. Так, в образовательном процессе, построенном на основе компетентностного подхода, устанавливается некая зависимость между знаниями и умениями, подчиненность приобретаемых знаний профессиональным умениям. Это, в свою очередь, способствует тому, что образование становится для студента личностно значимым [1, 2, 3, 4].

Особое внимание в обучении дисциплины «Клиническая аллергология» уделяется вопросам неотложной помощи при анафилактическом шоке, отеке Квинке и острой крапивнице. Преподавателями разработаны лекции с подробным изложением учебного материала. Темы подготовленных лекций необходимы в работе участковых специалистов: «Бронхиальная астма: этиология, эпидемиология, методы диагностики, стандарты лечения», «Аллергический ринит и поллинозы», «Атопический дерматит: особенности течения и современные стандарты лечения», «Неотложная помощь при анафилактическом шоке». В процессе практических занятий обязательно проводится разбор диагностического исследования с целью выявления причинно-зависимого фактора аллергии - аллерготестирования (накожные аллергопробы), принципов аллергенспецифической терапии.

Обучение включает подробное рассмотрение современных стандартов диагностики и лечения бронхиальной астмы, атопического дерматита, аллергического ринита, аллергической крапивницы. Большое внимание уделяется причинно-значимым факторам формирования аллергии: бытовым, эпидермальным, пищевым, инсектным и т.д.

Особое значение в учебном процессе имеет организация самостоятельной работы студентов, которая является одной из важнейших составляющих учебного процесса и условием развития компетентности студентов. Работая самостоятельно, студенты не только прочно и глубоко усваивают предметный учебный материал, но и развивают навыки исследовательской и профессиональной деятельности, умения работать с учебной и научной литературой, способность принимать ответственные и конструктивные решения в различных кризисных ситуациях.Разработано и опубликовано пособие «Клиническая аллергология и иммунология» по наиболее распространенным аллергическим заболеваниям для самостоятельной работы студентов. В 2014 г. пособию присвоен гриф ДВ РУМЦ. В пособии подробно изложены алгоритмы действий врача при диагностике, лечении, профилактике и реабилитации аллергических заболеваний, что позволяет обучающимся студентам быстро принимать наиболее обоснованные клинические решения.

Организация самостоятельной работы студентов осуществляется с учетом дидактических принципов, отражающих специфику данного направления педагогической деятельности в вузе. К ним относятся следующие принципы: единства учебной (аудиторной) и самостоятельной (внеаудиторной) деятельности студентов; индивидуализации и дифференциации; профессиональной направленности, способствующей переводу учебно-познавательной деятельности студентов в профессионально-педагогическую; сознательности и творческой активности студентов; посильной трудности заданий для самостоятельной работы, учета времени на их выполнение; систематичности, последовательности и преемственности организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа подразумевает использование в подготовке студентов к занятиям ситуационных задач и тестов, разработанных к каждому занятию.

Зачет по дисциплине «Клиническая аллергология» включает контроль приобретенных практических навыков оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке.

Выводы

Таким образом, изменение образовательного процесса является необходимым условием для формирования клинической компетентности студентов. Внедрение новых клинических дисциплин способствует приобретению студентами профессиональных знаний и умений.

Литература

1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 3. - С. 8-15.

2. Бондаревская Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич // Педагогика. - 2004. - № 10. - С. 23-31.

3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. -2004. - № 5. - С. 3-7.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

References

1. Bolotov V.A., Serikov V.V. Kompetentnostnaia model': ot idei k obrazovatel'noi programme // Pedagogika. - 2003. - № 3. - S. 8-15.

2. Bondarevskaia E.V., Kul'nevich S.V. Paradigmal'nyi podkhod k razrabotke soderzhaniia kliuchevykh pedagogicheskikh kompetentsii// Pedagogika. - 2004. - № 10. - S. 23-31.

3. Lebedev O.E. Kompetentnostnyi podkhod v obrazovanii // Shkol'nye tekhnologii. - 2004. - № 5. - S. 3-7.

4. Khutorskoi A.V. Kliuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannoi paradigmy obrazovaniia // Narodnoe obrazovanie. - № 2. - 2003. - S. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.