Начавшаяся в 1787 году очередная русско-турецкая война (1787-1791 гг.) вызывает рост количества военных судов, производимых в Таганроге. Командиром порта назначается капитан 2 ранга П. В. Пустошкин (однокурсник Ф. Ф. Ушакова по Петербургскому морскому корпусу). За успехи в постройке двадцати семи военных кораблей он награждается орденом Владимира 4-й степени. В указанный период вступает в строй группа крупных боевых кораблей, как «Леонтий Мученик», «Богородица Казанская», «Палатис», «Каракатица», «Кит», «Морж», бомбардирские и крейсерские суда «Святой Спиритов», «Святой Андрей», «Надежда благополучия», «Свитой Георгин», «Святой Николай», «Почтальон», транспортные суда «Март», «Дельфин» и многие другие. [2]. Строительство оказалось возможным благодаря усилиям и мастерству многих сотен кораблестроителей. В отличие от начального этапа в России уже появилась собственная школа кораблестроения. Разработкой и проектированием таганрогских кораблей происходит под руководством мастеров своего дела Афанасьева, Катасонова, Селянинова, Иванова. Школа кораблестроения, заложенная в Таганроге получает свое дальнейшее развитие в Херсоне и Николаеве. Результатомра-боты этой школы стали лучшие корабли черноморского флота - линейный корабль «Рождество Христово» и фрегат «Александр Невский», построенные в Херсоне в 1786 . Победы Ф. Ушакова, одержанные в морских боях и сражениях с турецким флотом в 1787-1791 годов, в значительной мере вынудили турок пойти на заключение в декабре 1791 года Ясского мирного договора. По которому все Северное Причерноморье, включая Крымский полуостров, перешли к России.
Мечты Петра сбылись, титанические усилия нескольких поколений русских людей принесли свои плоды. Таганрог выполнил свое военное предназначение. А в Англии Джеймс Уатт уже изобрел свою паровую машину (1781 г), быстрое применение которой начало формировать новый (третий) технологический уклад. Паровая машина вступает в свои права (первый российский пароход пройдет по Неве в 1814 году), а парусный флот уходит в историю вместе со вторым технологически укладом, который он в значительной мере символизировал.
Наиболее подходящей формой изложения данного материала является урок-экскурсия в Краеведческом музее, либо урок в ходе экскурсии по историческим местам города с непосредственным видом на сохранившуюся гавань, маяк, солдатские казармы, памятники Петру и адмиралам того времени. Аналогичным образом подбирается материал по третьему, четвертому, пятому и шестому технологическим укладам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гильберт, К.Э., Кун, Г. История эстетики. - СПб.: Алетейя; СПУ МВД России, 2000. - 222 с.
2. Коган, В. Г. Азовский флот и флотилии. - http://rbook.me>book/10979262/read/page/52, 95, 107/. ru (дата обращения:
25.04.2021).
3. Корабли флота Российской империи. - http:// voenspez.ru. (дата обращения: 20.04.2021).
4. Крепость строится. - http:// taganrog-gorod.ru>upload/iblock/blg.. .Krepost.pdf (дата обращения: 22.04.2021)
5. Павленко, И. Таганрог - первый российский военный порт. // Наука и жизнь. - 2005. - № 9. - С.70-74.
И.А. Тюшнякова, М.Г. Макарченко
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Аннотация. Введение в школьное образование элективных курсов позволило дать толчок к развитию способностей школьников и помощи им в выборе их будущей деятельности. В статье проанализированы понятие профессионального самоопределения, нормативные документы, закладывающие основу профильного обучения; охарактеризована история появления элективных курсов в школах и нормативные документы по их созданию; кратко представлен элективный курс по информатике и ИКТ.
Ключевые слова: информатика и ИКТ, профильное обучение, элективные курсы, web-программирование.
I.A. Tyushnyakova, M.G. Makarchenko
ELECTIVE COURSES IN COMPUTER SCIENCE AS A MEANS OF PROFILE SELF-DETERMINATION OF STUDENTS
Abstract. The introduction of elective courses in school education made it possible to give an impetus to the development of the abilities of schoolchildren and help them in choosing their future activities. The article analyzes the concept of professional self-determination, normative documents that lay the foundation for specialized training; the history of the emergence of elective courses in schools and the normative documents for their creation are characterized; an elective course in computer science is briefly presented.
Key words: computer science, specialized training, elective courses, web programming.
В современном мире педагогическая концепция заключает в себе формирование и реализацию заложенного в человеке потенциала. От человека, завершившего свое обучение в общеобразовательном учреждении основного общего и среднего полного образования, требуется уметь осуществлять выбор своего жизненного пути. Самоопределение - это поиск своего места в жизни, в обществе. С его помощью человек проявляет внутреннюю свободу, выбирая собственную личностную позицию. Школа закладывает основной фундамент в жизни человека и его будущем развитии, профессиональном становлении. Среди главных задач школы имеется не только обучение базовым знаниям. Школа вкладывает в умы учащихся умения, которые сделают из ученика грамотного и дисциплинированного человека. Элективные курсы предназначены для того, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности учащихся, беря во внимание интересы каждого школьника. Они помогают компенсировать возможности базовых курсов, которые по существу своему довольно ограничены. Целесообразность определенного элективного курса оценивается со стороны задач, которые закладываются в данный курс, и деятельности, которая будет осуществляться на протяжении учебного процесса.
В наше время миром правят высокие технологии. Большую часть времени человек проводит в окружении компьютера, ноутбука, планшета, мобильного телефона и различных гаджетов. Все эти средства связаны тем, что они имеют доступ к всемирной паутине.
Таким образом, актуальным становится изучение различных элективных курсов, тематически связанных с информатикой, информационными технологиями, веб-программированием и т.п. Сейчас это популярно не только среди учащихся. В нашем стремительно развивающемся мире современные информационные технологии - это та составляющая, которая поможет человеку выйти на более высокую ступень развития и занять высокую позицию в обществе.
Профильное обучение и элективные курсы Самоопределение - это процесс, через который проходит каждый человек без исключения. Все сталкиваются с данной проблемой в течение своей жизни. Сложнее всего приходится школьникам, которые заканчивают свое обучение в 9-11 классах. Им требуется определиться, кем они желают стать в будущем, чего хотят от жизни. Именно поэтому достаточно актуальной становится проблема профессионального образования учащихся. Школа - то место, от которого требуется помощь в решении данных проблем. От общеобразовательной организации требуется подвести и подготовить учащихся к выбору своей будущей профессии и своему профессиональному самоопределению.
Профессиональное или же профильное самоопределение - значимый процесс, занимающий значительный промежуток жизни каждого человека. Оно проходит на этапе перехода учащимся от унифицированного к вариативному образованию. Не секрет, что в настоящее время большинство учащихся выбирает будущий ВУЗ по принципу «куда возьмут», подавая документы сразу в несколько учебных заведений. Выпускники средней школы сталкиваются с проблемой выбора и, зачастую, не могут четко сформулировать свою мотивацию, когда требуется решить, какое место они хотят занять в будущем, в каком профессиональном плане хотят развиваться. Именно поэтому
формировать в ребенке осознание того, что ему придется выбирать свое будущее и свою профессию, нужно начинать еще в школе.
На данный момент многие учащиеся считают, что условия обучения, которые для них предоставляет школа, недостаточны для того, чтобы подготовиться к будущей профессиональной деятельности. К тому же, осознанный выбор будущей профессии экономически более эффективен в плане трудозатрат, которые расходует школа при обучении. Но при этом согласно части 2 статьи 87 Закона № 273-Ф3 от 29.12.2012г. «Об Образовании в Российской Федерации» право выбора между предметами, которые будут изучаться на профильном курсе, остается за родителями или же законными представителями несовершеннолетних обучающихся. В лучшем случае выбор профильного курса и элективных дисциплин осуществляется с учетом мнения самого ребенка. На помощь приходит профильное обучение. Оно призвано дифференцировать и сделать более индивидуальным получение знаний учащимися. В первую очередь профильное обучение должно в полной мере брать в расчет интересы самих обучающихся, выдвигая их на первый план, чтобы в дальнейшем им было легче в профессиональном самоопределении.
Согласно части 4 статьи № 66 Закона № 273-Ф3 от 29.12.2012г. «Об Образовании в Российской Федерации», организация образовательной деятельности по образовательным программам общего образования основывается на дифференциации учебного плана с учетом образовательных потребностей учащихся, которые в последствие обеспечат более углубленное изучение профильных областей образовательной программы.
Профиль образования - это его направленность на конкретные области знаний и учебную деятельность, которая определяет предметное содержание образовательного процесса и требования к результатам освоения образовательной программы. Для системы профильного обучения характерно введение профиля на последних 2-3 годах обучения в среднем общеобразовательном учреждении. Если в учебном заведении, где обучается ребенок, существуют профильное обучение, то при переходе в старшую школу перед учащимся встает выбор. Сначала выбирается определенный профиль, уровень его изучения и набор предметов, ему соответствующих. Следом учащийся должен выбрать набор обязательных элективных курсов, которые ему будут предложены школой для дальнейшего изучения.
Согласно ФГОС определенно пять направлений:
• естественно-научное - математика, геометрия, химия, биология;
• гуманитарное - русский язык, литература, иностранные языки, обществознание, история, право;
• социально-экономическое - математика, экономика, право, география, геометрия;
• технологическое - алгебра, геометрия, физика, информатика;
универсальное - направление, которое могут выбрать учащиеся, еще не определившиеся с выбором будущей профессии, или же имеющие сферу интересов, запросам которой не отвечают другие профили.
При этом для универсального направления не обязательно выбирать 3 -4 предмета для углубленного изучения, что распространяется на другие профили согласно требованиям ФГОС.
Итак, учебный план профильного обучения включает в себя четыре составляющих:
• базовые общеобразовательные предметы, которые обязательны для всех учащихся вне зависимости от того выберут они профильное обучение или же пойдут обычным курсом;
• профильные общеобразовательные предметы, от которых зависит направление профиля в целом;
элективные курсы, которые обязательны для изучения, но могут быть выбраны учащимся по его желанию;
учебные практики, проекты и исследовательская деятельность.
Профильное обучение представляет собой организацию образовательной деятельности при прохождении курса среднего образования с более углубленным изучением определенных предметов, учитывая интересы и способности учащихся в соответствии с образовательной программой образовательной организации. В первую очередь оно направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Профильное обучение было впервые введено распоряжени-
42
ем Правительства Российской Федерации от 29.12.2001г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Программы, которые должны обеспечить более полное изучение предметов, должны соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС), утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. № 413.
Переход на профильное обучение является дифференциацией образования. С психолого-педагогической точки зрения оно способствует развитию интереса у учащихся. В социальном плане профильное образование помогает раскрыть возможности учащегося как полноценного члена общества. Если же рассматривать профильное образование с методической позиции, то оно помогает построить новую дидактическую систему мотивации и организацию индивидуализированного обучения учащегося.
Перед профильным обучением лежат следующие задачи: формирование критичности мышления, учащийся должен стать творчески самостоятельным;
развитие качеств инициативной личности, которые помогут учащимся в будущей социальной жизни, чтобы они смогли принимать решения самостоятельно и свободно ориентировались в профессиональной жизни;
усвоение нравственных норм, которые обеспечат возможность проживать жизнь в качестве полноценного члена общества, помогут адаптироваться во взрослой жизни и в трудовой деятельности;
умение применять в обыденной жизни изученные знания и использовать их для приобретения и усвоения новых знаний;
достижение более высокого уровня образовательной подготовки.
От организации, осуществляющей профильное образование, требуется подготовить локальный акт о правилах приема в 10 класс. Согласно приказу Минобрнауки России от 22.01.2014г. № 32 при приеме учащихся для получения профильного образования учебное учреждение может проводить индивидуальный отбор.
Для обеспечения качественного прохождения профильного курса существует ряд требований к самому курсу. В него должны быть включена исследовательская и проектная деятельность для учащихся. Должны быть четко определены и разделены программы базовых предметов и программы курсов в рамках предпрофильной подготовки. Базовые предметы нужно подготавливать с учетом особенностей проходимого профиля.
Полная модернизация российского образования, которая предусматривает под собой создание систем специализированной подготовки для учащихся старших классов общеобразовательных школ, началась в 2010г. Согласно Письму Минобрнауки РФ от 04.03.2010 № 03-413 элективные курсы являются составляющей вариативной системы процесса получения в процессе прохождения основного общего и среднего общего образования.
Элективные курсы - это тот самый компонент, который закладывает фундамент для самоопределения учащихся в своей будущей профессии. Элективные курсы являются обязательными для изучения, в отличие от факультативных курсов, которые согласно части 1 статьи № 34 Федерального закона № 237-Ф3 выбирать не обязательно. Они связаны с индивидуальными интересами и способностями учащегося в образовательной сфере.
Элективные курсы призваны компенсировать пробелы, которые могут появиться при изучении профильных предметов. От них требуется помочь учащемуся в совершенствовании своих навыков организационной деятельности. Элективные курсы также приходят на помощь в знакомстве учащегося с некоторыми особенностями профессии, которые он выбрал для будущего себя на школьном этапе. При этом всем в учебном плане элективные курсы располагаются за пределами обязательной учебной нагрузки.
В настоящее время элективные курсы являются обязательным предметом в обучении, но тематику данных курсов выбирают учащиеся для себя сами из тех, что для них приготовит общеобразовательное учреждение. Данные курсы должны помочь ученикам в выборе их будущей профессии и, соответственно, места, куда они поступят для получения высшего профессионального
образования. Иначе говоря, элективные курсы служат помощником в профессиональном самоопределении учащегося.
Существует два вида элективных курсов: пробные и ориентационные.
Целью ориентационных курсов является помощь в профессиональном и социальном самоопределении. Учащийся должен увидеть, какое разнообразие профессии существует, понять, на что он способен и какая деятельность подходит именно ему. В результате ориентационных курсов учащийся должен прийти к осознанию своих возможностей и выстроить примерную линию своей профессиональной деятельности.
Пробные элективные курсы предназначены для того, чтобы учащийся смог утвердиться в верности или же неверности своего выбора. Такие курсы в свою очередь делятся на предметно -ориентированные и профессиональные пробы.
Предметно-ориентированные пробы создают почву для выбора и сдачи экзаменов по итогу обучения в школе и контролируют способность учащегося освоить выбранный предмет на должном уровне.
Профессиональные пробы больше нацелены на более близкое знакомство с профессиональной деятельностью. В некоторых случаях, если это позволяют ресурсы обучающего заведения, данные пробы могут проводиться на базе различных организаций.
Также элективные курсы можно разделить на: спецкурсы, в которых упор поставлен на углубленное изучение определенных разделов профильного предмета;
• спецкурсы, на которых изучаются разделы базового курса, не включенные обязательную программу;
курсы повышенного уровня, которые направлены на углубленное изучение профильного предмета в целом.
При проведении элективных курсов перед преподавателем встают определенные цели, которые он должен достичь. В первую очередь учитель должен подготовить учащихся к осознанному выбору будущей профессиональной жизни. Преподаватель ориентирует учащихся на индивидуализацию обучения.
Элективные курсы могут различаться по своей тематике, но все курсы должны:
• способствовать адаптации учащегося к будущей социальной жизни;
• в определенной мере развить потенциал учащегося;
• внести вклад в формирование целостной картины мира;
• быть актуальными как в подготовке учащегося к профессиональной деятельности, так и в его личностном развитии.
Ниже предлагаются учебно-тематический и календарно-тематические планы элективного курса по информатике, нацеленного на профессиональное самоопределение учащихся.
Элективный курс по информатике «Web-программирование с использованием языка РНР» адресован учащимся 10-11 профильных классов. Предполагается, что к моменту изучения, учащиеся пройдут углубленный базовый курс по изучению информатики и ИКТ. Цель курса -сформировать у учащихся навыки работы с веб-средой программирования с использованием языка РНР, углубить полученные ранее знания о программировании и сформировать навыки, которые в последствие смогут помочь в будущей профессиональной деятельности.
Задачи, стоящие перед курсом веб-программирования с применением языка PHP:
• формирование целостного представления о создании сайтов;
• развитие творческого мышления, интеллектуальных способностей;
• развитие умения работать в команде, как единое целое;
• закрепление знаний о программировании, полученных в средней школе;
• освоение методов работы с использованием языка PHP;
• овладение учением разрабатывать модель построения сайта;
• развитие познавательных интересов.
По итогам данного элективного курса предполагается, что учащиеся смогут:
• самостоятельно формировать задачи по созданию сайтов;
• записывать алгоритм для построения будущего сайта;
• применять таблицы стилей для сайтов;
• продумывать целостный дизайн сайта;
• реализовывать продуманный план.
Таблица 1
Учебно-тематический план
Номер Раздел Количество часов
раздела Общее Теория Практика
1 Введение в веб- 2 2
программирование
2 Веб-сайты 3 3 -
3 Основы HTML 8 4 4
4 Основы РНР 14 7 7
5 Основы CSS 3 1 2
6 Итоговый проект 4 - 4
Итого: 34 17 17
Календарно-тематический план занятий для элективного курса «Web-программирование с использованием языка РНР» представлен в таблице 2. В него включены темы, изучаемые на протяжении года. Отведено место для практических работ, предназначенных для закрепления пройденного материала. Отведены часы на самостоятельную работу и подготовку итогового проекта, по результатам которого будет выяснено, достигнуты ли цели, поставленные ранее.
Таблица 2
Календарно тематический план
Номер урока Тема Содержание Кол-во часов
1 Введение в веб-программирование Основные понятия. Повторение изученного ранее материала. 2
2 Веб-сайты Классификация веб-сайтов. Этапы разработки. 1
3 Веб-браузеры История развития. Обзор веб-браузеров. 1
4 Языки веб-программирования Классификация языков. Основные отличия. 1
5 Основы HTML Основные понятия. Структура документа на языке HTML. 1
6 Практическая работа «Про- Знакомство с документами на 1
стейший документ на языке HTML» языке HTML.
7 Форматирование текста Гиперссылки. Таблицы. Списки. 1
8 Практическая работа «Гиперссылки. Таблицы. Списки» Приобретение навыков практической работы с гиперссылками, таблицами и списками. 1
9 Работа с изображениями и мультимедиа Встраивание в документ изображений и мультимедиа. 1
10 Практическая работа «Работа с мультимедиа» Приобретение навыков по встраиванию мультимедиа объектов на веб-страницу. 1
11 Формы языка HTML Элементы INPUT, SELECT, TEXTAREA. 1
12 Практическая работа «Применение элементов языка HTML» Получение навыков по работе с элементами INPUT, SELECT, TEXTAREA. 1
13 Основы РНР Основные определения. Общий синтаксис. Переменные и константы. 1
14 Типы данных Классификация типов данных. Скалярные типы. Структурированные типы. Специальные типы. 1
15 Операторы и управляющие конструкции РНР Основные операторы РНР. Классификация операторов. Примеры использования. Условные операторы. Циклы. Конструкции включений. 1
16 РНР-скрипты Основные понятия. Классификация. 1
17 Практическая работа «РНР-скрипты» Разработка и добавление скриптов на веб-страницу. 2
18 Функции РНР. Пользовательские функции. Определение функции. Передача аргументов. Возвращение значений. 1
19 Практическая работа «Пользовательские функции» Разработка и добавление пользовательских функций на вебстраницу. 2
20 Функции РНР. Встроенные функции Функции для работы с переменными. Математические функции. Функции обработки строк. Функции для работы с массивами. Функции даты и времени. Функции для работы с файловой системой. 1
21 Практическая работа «Встроенные функции» Получение навыков работы со встроенными функциями языка. 2
22 Выражения в РНР Регулярные выражения. Синтаксис. Основные символы. Модификаторы. Позиционные проверки. 1
23 Практическая работа «Выражения в РНР» Применение выражений 1
24 Основы CSS Основные понятия. Правила CSS. Свойства. 1
25 Практическая работа «Применение CSS» Приобретение практических навыков для работы с таблицами стилей CSS. 2
26 Практическая работа «Работа над собственным проектом» Выполнение 4
Итого: 34
Знания, полученные в процессе изучения курса «Web-программирование с использованием языка РНР», могут быть использованы учащимися при создании собственных веб-страниц на различные тематики. Это может стать фундаментом в программировании и становлении в будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=242634#029801211173562203.
2. Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 N 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации - URL: http://docs.cntd.ru/document/902306291.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» //КонсультантПлюс.URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/66c0c83e63d34f08870033f56479217971de7ae4.
С.А. Фирсова
ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ЗАДАЧ КОМПЬЮТЕРНОГО ЕГЭ
ПО ИНФОРМАТИКЕ
Аннотация. В работе рассматриваются некоторые задачи КЕГЭ по информатике и приводятся алгоритмы их решения, программная реализация на языке Python.
Ключевые слова: ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме, алгоритмы решения, язык Python.
S.A. Firsova
FEATURES OF SOLVING SOME PROBLEMS OF THE COMPUTER UNIFIED STATE
EXAM IN COMPUTER SCIENCE
Abstract. The paper considers some problems of the Unified State Exam in computer science and provides algorithms for their solution, software implementation in Python.
Key words: Unified State Exam in computer science and ICT in computer form, solution algorithms, Python language.
В 2021 году ЕГЭ по информатике и ИКТ пройдет в компьютерной форме.
Участник экзамена будет выполнять все задания за компьютером и сможет самостоятельно выбирать программные средства для решения задач. Задания можно выполнять аналитически, решать на бумажном черновике, в электронных таблицах или написать программный код.
47