Научная статья на тему 'Элективные курсы как один из методов компетентностного подхода к изучению офтальмологии'

Элективные курсы как один из методов компетентностного подхода к изучению офтальмологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
элективный курс / компетенции / офтальмология / кредиты / практические занятия / СРСП / СРС. / elective course / competence / ophthalmology / loans / workshops / SRSP / the CDS .

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Ж. Аубакирова, З Т. Утельбаева, А А. Есимова

В статье рассматривается вопрос элективного курса «Введение в клиническую офтальмологию» для студентов 5 курса факультета общая медицина (ОМ). Представлены темы практических занятий, самостоятельной работы студента с преподавателем (СРСП) и самостоятельной работы студентов (СРС). Дана характеристика методов проведения практических занятий согласно новой модели компетентностно-ориентированного обучения, принятого в КазНМУ. В процессе обучения используются современные методы, такие как «casestudy», «мозговой штурм», заполнение таблиц, схем, ситуационные задачи, деловые игры, составление алгоритмов диагностики и лечения. Компетентностно-ориентированный подход образования способствует развитию в процессе обучения сразу нескольких компетенций, наиболее необходимых в практике врача, это когнитивная – знания изучаемого предмета, операциональная компетенция – владение практическими навыками, аксиологическая компетенция – коммуникативные навыки общения, правовая компетенция – знание законодательства и правовых основ медицины, самостоятельная работа – умение самостоятельно изучить литературу, провести анализ. Предложенный элективный курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний студентов по выбранному направлению, а так же стимулирует повышение активности, самостоятельности студентов в усвоении знаний, формирование умений и навыков, применение их на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А Ж. Аубакирова, З Т. Утельбаева, А А. Есимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTIVE COURSES AS A METHOD OF COMPETENCE-BASED APPROACH TO THE STUDY OF OPHTALMOLOGY

The article discusses the elective course "Introduction to Clinical Ophthalmology " for the 5th year students Faculty General Medicine (OM) . The topics of workshops, self-study student with the teacher ( SRSP ) and the independent work of students (CDS ) The characteristic of the methods of practical training under the new model of competence oriented education , adopted in KazNMU . During training using modern techniques such as «casestudy», « brainstorming ", populating tables , charts, case studies , business games , making diagnosis and treatment algorithms . Competenceoriented approach promotes the development of education in the learning process of multiple competencies most needed in the practice , it is cognitive knowledge of the subject under study , an operational competence the possession of practical skills axiologic competence communication skills , legal competence knowledge of the law and the legal basis of medicine , independent work the ability to study the literature and an analysis . The proposed elective course is aimed at consolidating , expanding and deepening students' knowledge in the chosen field , as well as stimulate increased activity and independence of students in mastering the knowledge and skills formation, their application in practice.

Текст научной работы на тему «Элективные курсы как один из методов компетентностного подхода к изучению офтальмологии»

УДК. 617.7.

А.Ж. АУБАКИРОВА, З.Т. УТЕЛЬБАЕВА, А.А. ЕСИМОВА

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ОФТАЛЬМОЛОГИИ

В статье рассматривается вопрос элективного курса «Введение в клиническую офтальмологию» для студентов 5 курса факультета общая медицина (ОМ). Представлены темы практических занятий, самостоятельной работы студента с преподавателем (СРСП) и самостоятельной работы студентов (СРС). Дана характеристика методов проведения практических занятий согласно новой модели компетентностно-ориентированного обучения, принятого в КазНМУ. В процессе обучения используются современные методы, такие как «саввв^сС)/», «мозговой штурм», заполнение таблиц, схем, ситуационные задачи, деловые игры, составление алгоритмов диагностики и лечения. Компетентностно-ориентированный подход образования способствует развитию в процессе обучения сразу нескольких компетенций, наиболее необходимых в практике врача, это когнитивная - знания изучаемого предмета, операциональная компетенция - владение практическими навыками, аксиологическая компетенция - коммуникативные навыки общения, правовая компетенция - знание законодательства и правовых основ медицины, самостоятельная работа - умение самостоятельно изучить литературу, провести анализ. Предложенный элективный курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний студентов по выбранному направлению, а так же стимулирует повышение активности, самостоятельности студентов в усвоении знаний, формирование умений и навыков, применение их на практике.

Ключевые слова: элективный курс, компетенции, офтальмология, кредиты, практические занятия, СРСП, СРС.

Основной стратегией высшего медицинского образования должно стать повышение качества непрерывного медицинского, при этом очень важно сохранить преемственность между традиционным образованием и новациями.

Для внедрения новаций деятельность преподавателя должна быть направлена на разработку и внедрение таких форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствовали бы повышению активности, творческой самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике. Одним из инновационных методов обучения является компетентностный подход, который позволяет реализовать основные компетенции, навыки для того, чтобы сформировать конкурентоспособного выпускника.

В КазНМУ на протяжении нескольких лет принята модель профессиональной компетентности студента, которая включает в себя следующие компоненты: 1.Когнитивный компонент (знания) 2.Операциональный компонент (навыки)

3.Аксиологический компонент (коммуникативные на выки)

4.Правовой компонент (адвокат здоровья)

5.Непрерывное обучение

На кафедре офтальмологии проходят обучение студенты 4 курса ОМ, 3 курса стоматологического факультета, электив для 5 курса ОМ. Элективный курс «Введение в клиническую офтальмологию» рассчитан на 135 учебных часов, из них практических занятий 45 часов, СРСП-45часов и СРС-45 часов, состоит из 3 кредитов.

Кредит №1 включает 5 практических занятий:

1. Клинико-топографическая анатомия органа зрения. Исследование зрительных функций.

2. Миопическая болезнь и другие аномалии рефракции.

3. Патология защитного и слезного аппарата глаза.

4. Патология роговицы.

5. Аномалии развития хрусталика и катаракта Рубежный контроль

Темы СРСП:

1.Методы исследования: биомикроскопия, офтальмоскопия

2.Амблиопия

3.Дакриоцистит новорожденного

4.Врожденная катаракта

5.Бельма Темы СРС:

1.Изменения органа зрения при заболеваниях почек

2. Изменения органа зрения при ВИЧ З.Отслойка сетчатки, болезнь Бехчета

4.Синдром Марфана

5.Синдром Беста.

Кредит №2 состоит из практических занятий: 1.Изменения глаз при инфекционных заболеваниях (увеиты) 2.Офтальмогипертензия и первичная глаукома

3.Вторичная и врожденная глаукома

4.Изменения органа зрения при патологии щитовидной железы

5.Изменения органа зрения при сахарном диабете Рубежный контроль

Темы СРСП:

1.Изменения глаз при инфекционных заболеваниях (увеиты). Болезнь Бехтерева

2.Болезнь Стюрж -Вебера

3.Неоваскулярная глаукома

4.Псевдотумор (лазерное лечение)

5.Диабетическая ретинопатия при сахарном диабете Темы СРС

1.Ретинопатия недоношенных (диагностика)

2. Ретинопатия недоношенных (алгоритм лечения)

3.Глазные симптомы при акушерской патологии (диагностика)

4.Синдром Фра нка-Каменецкого

5.Авитаминозы и орган зрения

Кредит № 3, практические занятия: 1.Опухоли органа зрения

2.Изменения органа зрения при сердечно-сосудистой патологии

3.Нейрофтальмология

4.Центральная и периферическая дистрофия сетчатки

5.Неотложные состояния в офтальмологии Рубежный контроль

Темы СРСП:

1.Опухоли органа зрения. Менингиома зрительного нерва

2.Изменения органа зрения при атеросклерозе

3.Нейрофтальмология. Изменения зрительного нерва при алкогольной, табачной интоксикации

4.Центральная и периферическая дистрофии сетчатки: дистрофия Штаргардта 5.Электроофтальмия.

Темы СРС:

1.Профессиональные заболевания органа зрения (диагностика)

2.Синдром Ригера

3.Контактная коррекция зрения

4.Современные хирургические методы коррекции аметропий

5.Содружественное косоглазие

При проведении практических занятий использованы обсуждение темы, «сазеБ^у», «мозговой штурм», заполнение таблиц, схем, ситуационные задачи, деловые игры, при проведении СРСП - составление алгоритмов диагностики и лечения, ситуационные задачи. При проведении СРС- реферат, презентации, работа с литературой, интернет-ресурсами. Оценку знаний, практических навыков, коммуникативных навыков, правовых компетенций, самостоятельную работу студентов оценивали согласно разработанным на кафедре критериям. Данный элективный курс направлен на закрепление полученных ранее знаний, расширение и углубление,

получение новых знаний в различных разделах офтальмологии.

За последние 2 учебных года, с момента введения элективного курса, обучение прошли 92 студента 5 курса ОМ, из них 62 человека казахские группы и 30-русские, что составило 9 групп в 2011-2012г.г и 8 групп в 2012-2013г.г.

Таким образом, элективный курс, предназначенный для студентов, избравших своей специальностью офтальмологию, позволяет расширить, получить новые знания и представления о выбранной ими специальности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Аканов А.А. Модель медицинского образования Казахского национального университета им. С.Д.Асфендиярова, т.1. «Компетенции». - Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2010. - C.103.

2 Екшембиева Л.В. Традиции и инновации в учебном процессе. - Алматы: «Каза; университеты», 2008.

3 Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. - М.: «Академия», 2009. - 192с.

А.Ж. АУБАКИРОВА, З.Т. УТЕЛЬБАЕВА, А.А. ЕСИМОВА

С.Д.Асфендияров атындагы Казац ¥лттыц Медицина Университет/'

ЭЛЕКТИВТ1 КУРСТАР ОФТАЛЬМОЛОГИЯНЫ КОМПЕТЕНТТ1 О^ЫТУ ЭД1СТЕР1Н1Н, Б1Р1

ТYйiн: Статьяда ЖМ 5 курс электив курсына арналган «Клиникалы; офтальмологияга юрку» сура;тары ;аралады. Тэжiрибелiк сабактыц С9Ж жэне СввЖ та;ырыптары ;аралган. ^¥МУ ;абылданган жаца компетентп-багдарланган моделге келтирмген тэжiрибелiк саба;тарды журпзу эдктерше мiнездеме берiлген. Усынылган электив курсы студенттердiц тандаган багытына ;арай, бiлiмiн терендетуге багдарланган.

О;ыту барысында заманауй эдiстер болган «casesdtuy», «ми шабуылы», кестелердi, толтыру,схемалар,ситуациялы; есептер ойындар, диагностика жэне емдеу алгоритмiн ;урастыру ;олданылады. Компетенттi багдарланган багытта о;у барысында бiрден бiр нешше компетенцияныц ;алыптасуына кeмектеседi: дэр^р практикасында ете ;ажет компетенция бул когнитивт -о;ытылушы саба;ты йлу, операциональны компетенция-тэжрибелiк дащыларды бiлу, аксиологиялы; компетенция-коммуникативтi дагды общения, ;:р;ык;ты; компетенция-зацды жэне медицинаныц негпзп ;у;ы;тарын, ез^ш жумыс-эдебиетп eзiндiк уйрену жэне анализ жасау ;абилетш дамытады.

Усынылган элективт курс берiлген ба гытта студенттер бiлiмi н ке цейтуге, тере ндетуге ба гытталган, жэне де студент активтилтн , eзiндiк бшм алуын арттыруга, бiлiмiн жэне дагдыларын ;алыптастыруга оларды тэжрибеде ;олдануга ба гытталга н.

Тушнд* сездер: элективтi курс, компетенция,офтальмология,кредиттер,т эжрибелт саба ;тар, СО9Ж, СвЖ.

A.ZH. AUBAKIROVA, Z.T. UTELBAEVA, A.A.YESIMOVA

ELECTIVE COURSES AS A METHOD OF COMPETENCE-BASED APPROACH TO THE STUDY OF OPHTALMOLOGY

Resume: The article discusses the elective course "Introduction to Clinical Ophthalmology " for the 5th year students Faculty General Medicine (OM) . The topics of workshops, self-study student with the teacher ( SRSP ) and the independent work of students (CDS ) The characteristic of the methods of practical training under the new model of competence - oriented education , adopted in KazNMU . During training using modern techniques such as «casestudy», « brainstorming ", populating tables , charts, case studies , business games , making diagnosis and treatment algorithms . Competence- oriented approach promotes the development of education in the learning process of multiple competenaes most needed in the practice , it is cognitive -knowledge of the subject under study , an operational competence - the possession of practical skills axiologic competence -communication skills , legal competence - knowledge of the law and the legal basis of mediane , independent work - the ability to study the literature and an analysis . The proposed elective course is aimed at consolidating , expanding and deepening students' knowledge in the chosen field , as well as stimulate increased actiyty and independence of students in mastering the knowled ge and skills formation, their application in practice.

Keywords: elective course , competence , ophthalmology , loans , workshops, SRSP , the CDS .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.