УДК. 617.7.
А.Ж. АУБАКИРОВА, З.Т. УТЕЛЬБАЕВА, А.А. ЕСИМОВА
Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ОФТАЛЬМОЛОГИИ
В статье рассматривается вопрос элективного курса «Введение в клиническую офтальмологию» для студентов 5 курса факультета общая медицина (ОМ). Представлены темы практических занятий, самостоятельной работы студента с преподавателем (СРСП) и самостоятельной работы студентов (СРС). Дана характеристика методов проведения практических занятий согласно новой модели компетентностно-ориентированного обучения, принятого в КазНМУ. В процессе обучения используются современные методы, такие как «саввв^сС)/», «мозговой штурм», заполнение таблиц, схем, ситуационные задачи, деловые игры, составление алгоритмов диагностики и лечения. Компетентностно-ориентированный подход образования способствует развитию в процессе обучения сразу нескольких компетенций, наиболее необходимых в практике врача, это когнитивная - знания изучаемого предмета, операциональная компетенция - владение практическими навыками, аксиологическая компетенция - коммуникативные навыки общения, правовая компетенция - знание законодательства и правовых основ медицины, самостоятельная работа - умение самостоятельно изучить литературу, провести анализ. Предложенный элективный курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний студентов по выбранному направлению, а так же стимулирует повышение активности, самостоятельности студентов в усвоении знаний, формирование умений и навыков, применение их на практике.
Ключевые слова: элективный курс, компетенции, офтальмология, кредиты, практические занятия, СРСП, СРС.
Основной стратегией высшего медицинского образования должно стать повышение качества непрерывного медицинского, при этом очень важно сохранить преемственность между традиционным образованием и новациями.
Для внедрения новаций деятельность преподавателя должна быть направлена на разработку и внедрение таких форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствовали бы повышению активности, творческой самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике. Одним из инновационных методов обучения является компетентностный подход, который позволяет реализовать основные компетенции, навыки для того, чтобы сформировать конкурентоспособного выпускника.
В КазНМУ на протяжении нескольких лет принята модель профессиональной компетентности студента, которая включает в себя следующие компоненты: 1.Когнитивный компонент (знания) 2.Операциональный компонент (навыки)
3.Аксиологический компонент (коммуникативные на выки)
4.Правовой компонент (адвокат здоровья)
5.Непрерывное обучение
На кафедре офтальмологии проходят обучение студенты 4 курса ОМ, 3 курса стоматологического факультета, электив для 5 курса ОМ. Элективный курс «Введение в клиническую офтальмологию» рассчитан на 135 учебных часов, из них практических занятий 45 часов, СРСП-45часов и СРС-45 часов, состоит из 3 кредитов.
Кредит №1 включает 5 практических занятий:
1. Клинико-топографическая анатомия органа зрения. Исследование зрительных функций.
2. Миопическая болезнь и другие аномалии рефракции.
3. Патология защитного и слезного аппарата глаза.
4. Патология роговицы.
5. Аномалии развития хрусталика и катаракта Рубежный контроль
Темы СРСП:
1.Методы исследования: биомикроскопия, офтальмоскопия
2.Амблиопия
3.Дакриоцистит новорожденного
4.Врожденная катаракта
5.Бельма Темы СРС:
1.Изменения органа зрения при заболеваниях почек
2. Изменения органа зрения при ВИЧ З.Отслойка сетчатки, болезнь Бехчета
4.Синдром Марфана
5.Синдром Беста.
Кредит №2 состоит из практических занятий: 1.Изменения глаз при инфекционных заболеваниях (увеиты) 2.Офтальмогипертензия и первичная глаукома
3.Вторичная и врожденная глаукома
4.Изменения органа зрения при патологии щитовидной железы
5.Изменения органа зрения при сахарном диабете Рубежный контроль
Темы СРСП:
1.Изменения глаз при инфекционных заболеваниях (увеиты). Болезнь Бехтерева
2.Болезнь Стюрж -Вебера
3.Неоваскулярная глаукома
4.Псевдотумор (лазерное лечение)
5.Диабетическая ретинопатия при сахарном диабете Темы СРС
1.Ретинопатия недоношенных (диагностика)
2. Ретинопатия недоношенных (алгоритм лечения)
3.Глазные симптомы при акушерской патологии (диагностика)
4.Синдром Фра нка-Каменецкого
5.Авитаминозы и орган зрения
Кредит № 3, практические занятия: 1.Опухоли органа зрения
2.Изменения органа зрения при сердечно-сосудистой патологии
3.Нейрофтальмология
4.Центральная и периферическая дистрофия сетчатки
5.Неотложные состояния в офтальмологии Рубежный контроль
Темы СРСП:
1.Опухоли органа зрения. Менингиома зрительного нерва
2.Изменения органа зрения при атеросклерозе
3.Нейрофтальмология. Изменения зрительного нерва при алкогольной, табачной интоксикации
4.Центральная и периферическая дистрофии сетчатки: дистрофия Штаргардта 5.Электроофтальмия.
Темы СРС:
1.Профессиональные заболевания органа зрения (диагностика)
2.Синдром Ригера
3.Контактная коррекция зрения
4.Современные хирургические методы коррекции аметропий
5.Содружественное косоглазие
При проведении практических занятий использованы обсуждение темы, «сазеБ^у», «мозговой штурм», заполнение таблиц, схем, ситуационные задачи, деловые игры, при проведении СРСП - составление алгоритмов диагностики и лечения, ситуационные задачи. При проведении СРС- реферат, презентации, работа с литературой, интернет-ресурсами. Оценку знаний, практических навыков, коммуникативных навыков, правовых компетенций, самостоятельную работу студентов оценивали согласно разработанным на кафедре критериям. Данный элективный курс направлен на закрепление полученных ранее знаний, расширение и углубление,
получение новых знаний в различных разделах офтальмологии.
За последние 2 учебных года, с момента введения элективного курса, обучение прошли 92 студента 5 курса ОМ, из них 62 человека казахские группы и 30-русские, что составило 9 групп в 2011-2012г.г и 8 групп в 2012-2013г.г.
Таким образом, элективный курс, предназначенный для студентов, избравших своей специальностью офтальмологию, позволяет расширить, получить новые знания и представления о выбранной ими специальности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Аканов А.А. Модель медицинского образования Казахского национального университета им. С.Д.Асфендиярова, т.1. «Компетенции». - Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2010. - C.103.
2 Екшембиева Л.В. Традиции и инновации в учебном процессе. - Алматы: «Каза; университеты», 2008.
3 Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. - М.: «Академия», 2009. - 192с.
А.Ж. АУБАКИРОВА, З.Т. УТЕЛЬБАЕВА, А.А. ЕСИМОВА
С.Д.Асфендияров атындагы Казац ¥лттыц Медицина Университет/'
ЭЛЕКТИВТ1 КУРСТАР ОФТАЛЬМОЛОГИЯНЫ КОМПЕТЕНТТ1 О^ЫТУ ЭД1СТЕР1Н1Н, Б1Р1
ТYйiн: Статьяда ЖМ 5 курс электив курсына арналган «Клиникалы; офтальмологияга юрку» сура;тары ;аралады. Тэжiрибелiк сабактыц С9Ж жэне СввЖ та;ырыптары ;аралган. ^¥МУ ;абылданган жаца компетентп-багдарланган моделге келтирмген тэжiрибелiк саба;тарды журпзу эдктерше мiнездеме берiлген. Усынылган электив курсы студенттердiц тандаган багытына ;арай, бiлiмiн терендетуге багдарланган.
О;ыту барысында заманауй эдiстер болган «casesdtuy», «ми шабуылы», кестелердi, толтыру,схемалар,ситуациялы; есептер ойындар, диагностика жэне емдеу алгоритмiн ;урастыру ;олданылады. Компетенттi багдарланган багытта о;у барысында бiрден бiр нешше компетенцияныц ;алыптасуына кeмектеседi: дэр^р практикасында ете ;ажет компетенция бул когнитивт -о;ытылушы саба;ты йлу, операциональны компетенция-тэжрибелiк дащыларды бiлу, аксиологиялы; компетенция-коммуникативтi дагды общения, ;:р;ык;ты; компетенция-зацды жэне медицинаныц негпзп ;у;ы;тарын, ез^ш жумыс-эдебиетп eзiндiк уйрену жэне анализ жасау ;абилетш дамытады.
Усынылган элективт курс берiлген ба гытта студенттер бiлiмi н ке цейтуге, тере ндетуге ба гытталган, жэне де студент активтилтн , eзiндiк бшм алуын арттыруга, бiлiмiн жэне дагдыларын ;алыптастыруга оларды тэжрибеде ;олдануга ба гытталга н.
Тушнд* сездер: элективтi курс, компетенция,офтальмология,кредиттер,т эжрибелт саба ;тар, СО9Ж, СвЖ.
A.ZH. AUBAKIROVA, Z.T. UTELBAEVA, A.A.YESIMOVA
ELECTIVE COURSES AS A METHOD OF COMPETENCE-BASED APPROACH TO THE STUDY OF OPHTALMOLOGY
Resume: The article discusses the elective course "Introduction to Clinical Ophthalmology " for the 5th year students Faculty General Medicine (OM) . The topics of workshops, self-study student with the teacher ( SRSP ) and the independent work of students (CDS ) The characteristic of the methods of practical training under the new model of competence - oriented education , adopted in KazNMU . During training using modern techniques such as «casestudy», « brainstorming ", populating tables , charts, case studies , business games , making diagnosis and treatment algorithms . Competence- oriented approach promotes the development of education in the learning process of multiple competenaes most needed in the practice , it is cognitive -knowledge of the subject under study , an operational competence - the possession of practical skills axiologic competence -communication skills , legal competence - knowledge of the law and the legal basis of mediane , independent work - the ability to study the literature and an analysis . The proposed elective course is aimed at consolidating , expanding and deepening students' knowledge in the chosen field , as well as stimulate increased actiyty and independence of students in mastering the knowled ge and skills formation, their application in practice.
Keywords: elective course , competence , ophthalmology , loans , workshops, SRSP , the CDS .