Научная статья на тему 'Элективные курсы для школьников'

Элективные курсы для школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элективные курсы для школьников»

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

А. Г. Чудакова, преподаватель права Кемеровского горнотехнического техникума О. И. Кузнецова, преподаватель информатики

Актуальным решением вопроса организации профориентационной работы в ПОО становится проведение элективных (дополнительных) курсов, ориентированных на учащихся 8-9-х классов, которые изучают в школе такие предметы, как обществознание, информатика, математика и др.

В целях привлечения интереса школьников к профессиональной образовательной организации, повышения их правовой грамотности и изучения азов программирования в Кемеровском горнотехническом техникуме в феврале 2018 года проводились недельные элективные курсы в объеме 16 часов «Юные правозащитники» и «Моя профессия — программист».

Названия курсов говорят сами за себя. Они имеют практическую направленность при освоении основ права и программирования. Разработчики программ и непосредственные организаторы данного профориентационного мероприятия — преподаватель права Алена Григорьевна Чудакова и преподаватель информатики Ольга Игоревна Кузнецова — использовали в своей работе различные формы и методы.

Восьмиклассники и девятиклассники кемеровских школ (№ 16, 34, 65) на занятиях в рамках элективных курсов работали индивидуально, в парах, в малых группах, в формате круглого стола, непосредственно взаимодействуя не только с преподавателем, между собой, но и со студентами нашего горнотехнического техникума. Так, члены правового кружка «Правозащитник» рассказали о ПОО, познакомились с его историей и традициями, условиями приема и особенносятми специальностей горного и многопрофильного отделений, ответили на интересующие вопросы, связанные и с внеучебной жизнью техникума.

Учащиеся научились работать в программах Adobe Photoshop и Pascal, составлять правовые документы, узнали о своих правах и о том, как ими пользоваться, каким образом их можно защищать в случае нарушения, осознали взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека, в том числе за сделанный выбор, попробовали свои силы в разрешении споров и конфликтов правовыми способами.

Несомненно, преподавателем так выстраивается занятие, чтобы каждому школьнику

ЯN?

I / \

. ^ Ж

гъ

А. Г. Чудакова О. И. Кузнецова

стало интересно и не пропало желание прийти в техникум снова, а после 9-го класса поступить на заинтересовавшую его специальность.

Учебные дисциплины «Право», «Правовые основы профессиональной деятельности», «Информатика» касаются абсолютно всех специальностей в техникуме, поэтому прохождение элективных курсов на базе ПОО способствует лучшей адаптации школьника — будущего абитуриента, первокурсника.

Содержание программы элективного курса «Юные правозащитники» направлено на достижение цели — овладеть умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний при рассмотрении ситуационных задач в социально-правовой сфере.

Знание и защита своих прав в сфере конституционного, гражданского, трудового, семейного, уголовного, административного, избирательного права — это основные правовые вопросы, которые разбираются и изучаются на занятиях по праву.

При обучении правам человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству.

Занятия по правам человека выполняют важные функции: философско-культуроло-гическую, образовательно-правовую, психо-лого-развивающую, воспитательно-формирую-

щую. Основой каждого занятия является создание условий для формирования и развития у школьников:

— уважения к правам и основным свободам человека;

— чувства человеческого достоинства, взаимопонимания, терпимости, равенства и дружбы между нациями, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;

— умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания о правах человека;

— творческих способностей, коммуникативных навыков.

Программа элективного курса «Юные правозащитники» решает следующие задачи:

— знакомит учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;

— развивает критическое мышление применительно к реалиям жизни;

— воспитывает ответственность за собственное благополучие;

— способствует освоению молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты собственных прав;

— прививает необходимые навыки правильного составления некоторых официальных бумаг, не требующих специального юридического образования (заявление, доверенность, трудовое соглашение, договор купли-продажи и др.);

— развивает коммуникативные способности, прежде всего устную речь;

— формирует правовые компетенции, обеспечивающие успешность в обществе, способность к анализу правовых ситуаций, способность строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей;

— позволяет приобрести умения и навыки публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работы в группе.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: анализировать правовые документы; анализировать публикации в периодических изданиях с целью поиска иллюстраций к положениям правовых документов; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам; представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе, иных работ творческого характера; делать выводы.

Проблемы, рассматриваемые в элективном курсе «Юные правозащитники», позволят каждому учащемуся почувствовать личностную

значимость правовых знаний, занять активную гражданскую позицию, оценить свои способности и возможности, определить склонности, интересы к данной области знания.

Программа курса построена с таким расчетом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться правом и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые они не могут решить без элементарных правовых знаний. Курс в первую очередь адресован подросткам, склонным к антиобщественной деятельности и асоциальному поведению. Поэтому большое внимание уделяется факторам риска подростковой жизни и способам их нейтрализации.

Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания школьников аспектов современного обществознания, в результате чего будут систематизироваться имеющиеся у учащихся обществоведческие знания, формироваться собственная позиция по изученным темам, выработан алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Методы преподавания данного элективного курса — частично-поисковый, исследовательский, проектный — определяются его целями и задачами.

Чем взрослее ребенок, тем больше социальных связей возникает между ним и обществом, а это влечет к возникновению между ними целого комплекса прав и обязанностей. Знание несовершеннолетними своих прав, умение грамотно применять эти права в реальной самостоятельной жизни позволяют подросткам избежать многих проблем при вступлении в современное общество в качестве гражданина России.

Принципы отбора содержания материала программы — системность, научность, доступность, возможность практического применения полученных знаний. Основные формы и методы работы: индивидуальная и групповая. Проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с правовыми источниками, творческие проекты, мозговые штурмы, социальные акции, создание кроссворда, выпуск правовой газеты и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение, сформировать и поддержать устойчивый интерес школьника к праву.

Учащиеся по окончании элективного курса «Юные правозащитники» должны достигнуть следующих результатов:

— познакомиться с нормами трудового, административного, семейного, конституционного,

избирательного, гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального права;

— научиться оценивать свои собственные действия с точки зрения их соответствия действующему законодательству;

— приобрести опыт применения юридических знаний для дальнейшего профильного обучения;

— не растеряться в реальной самостоятельной жизни, в трудных жизненных ситуациях, умело использовать приобретенные знания для защиты своих прав и интересов;

— получить навыки обращения в непредвиденных жизненных ситуациях в различные юридические, социальные и другие правовые службы для самостоятельного решения собственных проблем в будущем;

— приобрести знания и представления о нормах современного российского законодательства, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;

— получить навыки составления юридических документов;

— применять правовые нормы в реальных жизненных ситуациях;

— обрести коммуникативные способности, способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.

Элективные курсы «Юные правозащитники» поднимают также вопросы по защите конституционных прав, в том числе избирательного права. Отчетной работой стало издание правовой газеты и ее презентация.

Элективный курс «Моя профессия — программист» посвящен изучению языка программирования Паскаль и основам работы в графическом редакторе Adobe Photoshop. Цели курса — освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построение описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; изучение средств моделирования; информационных процессов в биологических, технологических и социальных системах.

Для достижения поставленных целей в рамках элективного курса решаются задачи по овладению умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя; развитие алгоритмического мышления,

способностей к формализации, элементов системного мышления.

Кроме того, значимыми результатами прохождения обучения являются воспитание культуры проектной деятельности (умения планировать, работать в коллективе), чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установка на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимость действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией, и приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построение компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоление трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

По причине размытости границ научной области информатики и невозможности в рамках школьной программы осветить весь спектр ее направлений актуальной представляется разработка данного элективного курса. Программа курса построена с учетом принципов системности, научности и доступности, позволяет получить необходимые знания по основам программирования на языке Паскаль и обработки графических изображений средствами Adobe Photoshop.

Курс включает как рассмотрение и знакомство с типовыми алгоритмами и структурами (ввод-вывод, использование циклов, работа с массивами), так и темы, которые, как правило, остаются за рамками традиционных курсов программирования: работа со строками и файлами, вывод на принтер, а также обработка графических изображений средствами профессиональных программ.

Основным методом обучения в данном курсе является метод проектов. Проектная деятельность в основе курса позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся по ходу практического задания. Разработка каждого проекта выполняется на компьютере (компьютерный практикум). Кроме выполнения проектов, учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.

В результате прохождения данного элективного курса учащиеся приобретают знания:

— программирования на одном из его языков;

— общей структуры языка программирования, его синтаксиса;

— правил определения типа переменной и ее описания;

— правил записи операторов языка, выполнения операций, стандартных и пользовательских функций, записи арифметических и логических функций;

— правил записи на языке программирования условного оператора, оператора выбора, цикла с предусловием, цикла с постусловием, цикла со счетчиком, процедур, функций;

— основных приемов отладки и тестирования программ;

— основ обработки графических изображений средствами профессиональных программ.

Школьники закрепили полученные знания, отвечая на вопросы викторины по информатике и тестового задания по праву.

Всем участникам были вручены сертификаты и сделано фото на память. Учащиеся проявили высокую заинтересованность в профес-

сиях и специальностях техникума и выразили готовность обучаться здесь после школы.

1. Элективный курс по праву для 10 и 11 классов общеобразовательных школ [Текст] : программа элективных курсов на 2016/2017 учебный год по праву (профильный уровень) / М. Вентана-Граф, авторской программы курса «Право. Основы правовой культуры» 10-11 классы — М.: Русское слово, 2012.

2. Имею право. Рабочая программа элективного курса для 9 класса. — URL: http://infourok.ru/ rabochaya-programma-elektivnogo-kursa/.

3. Элективный курс практического права для учащихся 9-х классов. Элективного курса практического права. «Детский правозащитный университет». — URL: http://kopilkaurokov.ru/Обществознание Уро-ки_.. ._kurs_praktichieskogho/.

4. Информатика/ Задачник-практикум в 2 томах / Под ред. И. Г. Семакина. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.

5. Лендер, С. Adobe Photoshop CS с нуля до сертифицированного специалиста : (учеб. пособие) / С. Лендер, И. Нечаев. — М.: Технический Бестселлер, 2013. — 336 с. : ил.

6. Информатика. Задачник-практикум в 2 томах / Под ред. И. Г. Семакина. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.