ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
А. Г. Чудакова, преподаватель права Кемеровского горнотехнического техникума О. И. Кузнецова, преподаватель информатики
Актуальным решением вопроса организации профориентационной работы в ПОО становится проведение элективных (дополнительных) курсов, ориентированных на учащихся 8-9-х классов, которые изучают в школе такие предметы, как обществознание, информатика, математика и др.
В целях привлечения интереса школьников к профессиональной образовательной организации, повышения их правовой грамотности и изучения азов программирования в Кемеровском горнотехническом техникуме в феврале 2018 года проводились недельные элективные курсы в объеме 16 часов «Юные правозащитники» и «Моя профессия — программист».
Названия курсов говорят сами за себя. Они имеют практическую направленность при освоении основ права и программирования. Разработчики программ и непосредственные организаторы данного профориентационного мероприятия — преподаватель права Алена Григорьевна Чудакова и преподаватель информатики Ольга Игоревна Кузнецова — использовали в своей работе различные формы и методы.
Восьмиклассники и девятиклассники кемеровских школ (№ 16, 34, 65) на занятиях в рамках элективных курсов работали индивидуально, в парах, в малых группах, в формате круглого стола, непосредственно взаимодействуя не только с преподавателем, между собой, но и со студентами нашего горнотехнического техникума. Так, члены правового кружка «Правозащитник» рассказали о ПОО, познакомились с его историей и традициями, условиями приема и особенносятми специальностей горного и многопрофильного отделений, ответили на интересующие вопросы, связанные и с внеучебной жизнью техникума.
Учащиеся научились работать в программах Adobe Photoshop и Pascal, составлять правовые документы, узнали о своих правах и о том, как ими пользоваться, каким образом их можно защищать в случае нарушения, осознали взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека, в том числе за сделанный выбор, попробовали свои силы в разрешении споров и конфликтов правовыми способами.
Несомненно, преподавателем так выстраивается занятие, чтобы каждому школьнику
ЯN?
I / \
. ^ Ж
гъ
А. Г. Чудакова О. И. Кузнецова
стало интересно и не пропало желание прийти в техникум снова, а после 9-го класса поступить на заинтересовавшую его специальность.
Учебные дисциплины «Право», «Правовые основы профессиональной деятельности», «Информатика» касаются абсолютно всех специальностей в техникуме, поэтому прохождение элективных курсов на базе ПОО способствует лучшей адаптации школьника — будущего абитуриента, первокурсника.
Содержание программы элективного курса «Юные правозащитники» направлено на достижение цели — овладеть умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний при рассмотрении ситуационных задач в социально-правовой сфере.
Знание и защита своих прав в сфере конституционного, гражданского, трудового, семейного, уголовного, административного, избирательного права — это основные правовые вопросы, которые разбираются и изучаются на занятиях по праву.
При обучении правам человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству.
Занятия по правам человека выполняют важные функции: философско-культуроло-гическую, образовательно-правовую, психо-лого-развивающую, воспитательно-формирую-
щую. Основой каждого занятия является создание условий для формирования и развития у школьников:
— уважения к правам и основным свободам человека;
— чувства человеческого достоинства, взаимопонимания, терпимости, равенства и дружбы между нациями, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;
— умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания о правах человека;
— творческих способностей, коммуникативных навыков.
Программа элективного курса «Юные правозащитники» решает следующие задачи:
— знакомит учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;
— развивает критическое мышление применительно к реалиям жизни;
— воспитывает ответственность за собственное благополучие;
— способствует освоению молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты собственных прав;
— прививает необходимые навыки правильного составления некоторых официальных бумаг, не требующих специального юридического образования (заявление, доверенность, трудовое соглашение, договор купли-продажи и др.);
— развивает коммуникативные способности, прежде всего устную речь;
— формирует правовые компетенции, обеспечивающие успешность в обществе, способность к анализу правовых ситуаций, способность строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей;
— позволяет приобрести умения и навыки публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работы в группе.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: анализировать правовые документы; анализировать публикации в периодических изданиях с целью поиска иллюстраций к положениям правовых документов; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам; представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе, иных работ творческого характера; делать выводы.
Проблемы, рассматриваемые в элективном курсе «Юные правозащитники», позволят каждому учащемуся почувствовать личностную
значимость правовых знаний, занять активную гражданскую позицию, оценить свои способности и возможности, определить склонности, интересы к данной области знания.
Программа курса построена с таким расчетом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться правом и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые они не могут решить без элементарных правовых знаний. Курс в первую очередь адресован подросткам, склонным к антиобщественной деятельности и асоциальному поведению. Поэтому большое внимание уделяется факторам риска подростковой жизни и способам их нейтрализации.
Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания школьников аспектов современного обществознания, в результате чего будут систематизироваться имеющиеся у учащихся обществоведческие знания, формироваться собственная позиция по изученным темам, выработан алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Методы преподавания данного элективного курса — частично-поисковый, исследовательский, проектный — определяются его целями и задачами.
Чем взрослее ребенок, тем больше социальных связей возникает между ним и обществом, а это влечет к возникновению между ними целого комплекса прав и обязанностей. Знание несовершеннолетними своих прав, умение грамотно применять эти права в реальной самостоятельной жизни позволяют подросткам избежать многих проблем при вступлении в современное общество в качестве гражданина России.
Принципы отбора содержания материала программы — системность, научность, доступность, возможность практического применения полученных знаний. Основные формы и методы работы: индивидуальная и групповая. Проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с правовыми источниками, творческие проекты, мозговые штурмы, социальные акции, создание кроссворда, выпуск правовой газеты и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение, сформировать и поддержать устойчивый интерес школьника к праву.
Учащиеся по окончании элективного курса «Юные правозащитники» должны достигнуть следующих результатов:
— познакомиться с нормами трудового, административного, семейного, конституционного,
избирательного, гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального права;
— научиться оценивать свои собственные действия с точки зрения их соответствия действующему законодательству;
— приобрести опыт применения юридических знаний для дальнейшего профильного обучения;
— не растеряться в реальной самостоятельной жизни, в трудных жизненных ситуациях, умело использовать приобретенные знания для защиты своих прав и интересов;
— получить навыки обращения в непредвиденных жизненных ситуациях в различные юридические, социальные и другие правовые службы для самостоятельного решения собственных проблем в будущем;
— приобрести знания и представления о нормах современного российского законодательства, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
— получить навыки составления юридических документов;
— применять правовые нормы в реальных жизненных ситуациях;
— обрести коммуникативные способности, способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Элективные курсы «Юные правозащитники» поднимают также вопросы по защите конституционных прав, в том числе избирательного права. Отчетной работой стало издание правовой газеты и ее презентация.
Элективный курс «Моя профессия — программист» посвящен изучению языка программирования Паскаль и основам работы в графическом редакторе Adobe Photoshop. Цели курса — освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построение описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; изучение средств моделирования; информационных процессов в биологических, технологических и социальных системах.
Для достижения поставленных целей в рамках элективного курса решаются задачи по овладению умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя; развитие алгоритмического мышления,
способностей к формализации, элементов системного мышления.
Кроме того, значимыми результатами прохождения обучения являются воспитание культуры проектной деятельности (умения планировать, работать в коллективе), чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установка на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимость действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией, и приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построение компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоление трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
По причине размытости границ научной области информатики и невозможности в рамках школьной программы осветить весь спектр ее направлений актуальной представляется разработка данного элективного курса. Программа курса построена с учетом принципов системности, научности и доступности, позволяет получить необходимые знания по основам программирования на языке Паскаль и обработки графических изображений средствами Adobe Photoshop.
Курс включает как рассмотрение и знакомство с типовыми алгоритмами и структурами (ввод-вывод, использование циклов, работа с массивами), так и темы, которые, как правило, остаются за рамками традиционных курсов программирования: работа со строками и файлами, вывод на принтер, а также обработка графических изображений средствами профессиональных программ.
Основным методом обучения в данном курсе является метод проектов. Проектная деятельность в основе курса позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся по ходу практического задания. Разработка каждого проекта выполняется на компьютере (компьютерный практикум). Кроме выполнения проектов, учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.
В результате прохождения данного элективного курса учащиеся приобретают знания:
— программирования на одном из его языков;
— общей структуры языка программирования, его синтаксиса;
— правил определения типа переменной и ее описания;
— правил записи операторов языка, выполнения операций, стандартных и пользовательских функций, записи арифметических и логических функций;
— правил записи на языке программирования условного оператора, оператора выбора, цикла с предусловием, цикла с постусловием, цикла со счетчиком, процедур, функций;
— основных приемов отладки и тестирования программ;
— основ обработки графических изображений средствами профессиональных программ.
Школьники закрепили полученные знания, отвечая на вопросы викторины по информатике и тестового задания по праву.
Всем участникам были вручены сертификаты и сделано фото на память. Учащиеся проявили высокую заинтересованность в профес-
сиях и специальностях техникума и выразили готовность обучаться здесь после школы.
1. Элективный курс по праву для 10 и 11 классов общеобразовательных школ [Текст] : программа элективных курсов на 2016/2017 учебный год по праву (профильный уровень) / М. Вентана-Граф, авторской программы курса «Право. Основы правовой культуры» 10-11 классы — М.: Русское слово, 2012.
2. Имею право. Рабочая программа элективного курса для 9 класса. — URL: http://infourok.ru/ rabochaya-programma-elektivnogo-kursa/.
3. Элективный курс практического права для учащихся 9-х классов. Элективного курса практического права. «Детский правозащитный университет». — URL: http://kopilkaurokov.ru/Обществознание Уро-ки_.. ._kurs_praktichieskogho/.
4. Информатика/ Задачник-практикум в 2 томах / Под ред. И. Г. Семакина. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
5. Лендер, С. Adobe Photoshop CS с нуля до сертифицированного специалиста : (учеб. пособие) / С. Лендер, И. Нечаев. — М.: Технический Бестселлер, 2013. — 336 с. : ил.
6. Информатика. Задачник-практикум в 2 томах / Под ред. И. Г. Семакина. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.