Вестник КазНМУ, №4(2) - 2013
УДК: 61.1:37:378.1:616.9(574)
Р.А.ЕГЕМБЕРДИЕВА, Л.Б.СЕЙДУЛАЕВА, А.К.ДУЙСЕНОВА, А.М.ДМИТРОВСКИЙ, Р.Ж.БАЙХОЖАЕВА, А.М.САДЫКОВА
КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова, кафедра инфекционных и тропических болезней
ЭЛЕКТИВ «ОСОБО ОПАСНЫЕ ИНФЕКЦИИ, АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ КАЗАХСТАНА»
Элективный цикл «Особо опасные инфекции, актуальные в Казахстане» подготовлены для студентов 5 курса по специальности «Общая медицина» для преподавания на государственном и русском языках, рассчитан на 135 часов, 3 кредита. В каждом кредите разработан компетентностный подход обучения в 5 направлениях (когнитивные, практические, коммуникативные навыки, правовые компетенции, саморазвитие).
Ключевые слова: специальность «Инфекционные болезни», факультет «Общая медицина», особо опасные инфекции.
Согласно новой системе образования в Казахском национальном медицинском университете им. С.Д. Асфендиярова определены и внедряются элементы мирового образования (трехуровневая система образования, кредитно-модульные технологии, интегрированное обучение, раннее введение в клинику), стремление создания качественно-нового уровня медицинского образования, ориентированного на формирование профессиональных компетенций, путем реформирования и совершенствования
образовательного процесса на основе
компетентностного подхода к обучению[1]. По образовательной траектории предусмотрена выборность студентом дисциплины - элективного курса [2]. В 2012 г. на кафедре инфекционных и тропических болезней для студентов 5 курса по специальности «Общая медицина» подготовлен электив на тему «Особо опасные инфекции, актуальные для Казахстана», рассчитанный на 135 часов (ответственные: доцент Егембердиева Р.А., доцент Сейдулаева Л.Б., профессор Дуйсенова А.К.).Электив подготовлен для преподавания на государственном и русском языках. Изучение данного электива рассчитано на 3 кредита по 45 часов. Для каждого кредита выделено 5 практических занятий (15 часов), 5 занятий в виде самостоятельной работы под руководством преподавателя (15 часов) и 5 тем для самостоятельной работы студента (15 часов). Контроль исходного уровня знаний проводится на каждом занятии (по 15 тестов, 2 варианта). Заключительный контроль -решение ситуационных задач. Предусмотрены 3 рубежных контроля в виде тестирования по 40 тестов. Форма контроля экзамен в 2 этапа (тестирование - 540 тестов, устный экзамен).
В тематический план электива вошли холера, чума, туляремия, сибирская язва, вирусные геморрагические лихорадки Казахстана (Конго-Крымская геморрагическая лихорадка, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом), тропические вирусные геморрагические лихорадки (желтая лихорадка, Чикунгунья, Денге, Эбола, Ласса, Марбурга, Аргентинская, Боливийская), натуральная оспа, бруцеллез, сап.
5 занятий посвящены принципам биобезопасности: режим работы с ООИ, первичные противоэпидемические мероприятия, принципы проведения
противоэпидемических мероприятий в полном объеме при разных ООИ, принципы проведения профилактических мероприятий в межэпидемический
период, принципы забора, упаковки и транспортировки проб для лабораторно-этиологической диагностики с использованием современного оснащения, принципы эпидемиологического надзора в природных очагахООИ, использование индивидуальных средств защиты. Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя направлена на изучение приказа № 623 по стандартному определению случая каждой нозологии.
Самостоятельная работа студента направлена на умение проводить дифференциальную диагностику ООИ со схожими признаками повсеместно распространенных заболеваний и на изучение принципов эпидемиологического надзора в природных очагах ООИ. Компетентностный подход обучения включает 5 компетенций:
• Когнитивные навыки-знание.
• Практические навыки:
- план обследования больного с подозрением на чуму;
- план обследования больного с подозрением на Конго -Крымскую геморрагическую лихорадку, геморра гическую лихорадку с почечным синдромом;
- порядок применения противочумного костюма.
• Коммуникативные навыки:
- сбор эпидемиологического анамнеза у больного с подозрением на сибирскую язву;
- сбор эпидемиологического анамнеза у больного с подозрением на бруцеллез;
- составление плана противоэпидемической работы в очагахООИ.
• Правовая компетенция:
- Приказ №253 от 27.09.10г. «Профилактика заноса и распространения холеры и составление комплексного плана по организации и проведению противоэпидемических мероприятий и профилактики»;
- Приказ №682 от 25.12.08г. Санитарно -эпидемиологические правила и нормы «Организация и проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах Конго -Крымской геморрагической лихорадкм в РК»;
- Приказ №6 от 16.01.06г. «Инструкция по проведению противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах чумы»;
- Приказ № 623 от 15.12.06г. «Об утверждении стандартов в области медицинской деятельности по определению случаев особо опасных инфекций человека при их учете и регистрации».
Вестник КазНМУ, №4(2) - 2013
• Саморазвитие:
- подготовка презентации, тестовых заданий, дифференциальной таблицы.
Таким образом, представленный элективный цикл позволяет реализовать компетентностный подход в
обучении путем создания необходимых для этого
условий, направленных на формирование, развитие и
профессиональное становление личности на основе
национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Абирова М.А. Компетентностью -ориентированный поход обучения // Новые подходы в системе обучения студентов КазНМУ. - Алматы: 2010. - С.6-15.
2 Балмуханова А.В. Роль эдвайзеров и элективных курсов в образовательном процессе КазНМУ. Формирование образовательных программ, траекторий. Система эдвайзинга// Новые подходы в системе обучения студентов КазНМУ. -Алматы: 2010. - С.16-23.
Р.А.ЕГЕМБЕРДИЕВА, Л.Б.СЕЙДУЛАЕВА, АК.ДУЙСЕНОВА, А.М.ДМИТРОВСКИЙ, Р.Ж.БАЙХОЖАЕВА, А.М.САДЫ^ОВА
«КАЗАКСТАНДАЕЫ 9ЗЕКТ1 АСА КАУ1ПТЫ ИНФЕКЦИЯЛАР» ЭЛЕКТИВ1
ТYйiн: Элективты цикл «Каза;стандагы езект аса ;ау|'пты инфекциялар» V курс студенттер1не «Жалпы медицина» мамандыгы бойынша мемлекетпк жэне орыс т'лшде етуге дайындалган, 135 са гат 3 кредиттен кдоастырылган. Эр кредит 5 компетенция^ ба гытталып жасалган (когнитивты, тэж'рибел1к, коммуникативты, кдоыкты; жэне езш еэ дамьту). ТYйiндiсездер: «Ж:р;палы аурулар» мамандыгы, «Жалпы медицина» факультет', аса ;ау'пты инфекциялар.
R.A.YEGEMBERDIYEVA, L.B. SEYDULAEVA, A.K.DUYSENOVA, A.M.DMITROVSKIY, R.Z.BAYHOZHAYEVA, A.M.SADYCOVA
ELECTIVE "PARTICULARLY DANGEROUS INFECTIONS, ACTUAL FOR KAZAKHSTAN"
Resume: Elective cycle "particularly dangerous infections, actual for Kazakhstan" prepared for the 5th year students in the speaalty "General Mediane" for teaching in the state and russian languages, designed for 135 hours, 3 credits. Each loan is designed competence-based approach to learning 5 directions (cognitive, practical, communication skills, legal competence, self-development).
Keywords: specialty "infectious disease", General Medicine faculty, particularly dangerous infections.