Научная статья на тему 'ЭЛЕГИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА'

ЭЛЕГИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
184
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕГИЯ / ЭЛЕГИЧЕСКИЙ РОМАНС / РУССКАЯ МУЗЫКА XIX ВЕКА / ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА / ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шемсетдинова Динара Маратовна

Статья посвящена изучению жанра элегии, являющегося неотъемлемой частью русского искусства. Особое внимание в данной работе уделяется индивидуальной трактовке жанра элегии в вокальном творчестве русских композиторов второй половины XIX века: А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского. Также обозначена проблема влияния элегии на музыкальную культуру XX-XXI веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕГИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»

4.Мекш Э. Б.Роковой выстрел зауряд-прапорщика. «На боевом посту» № 36, 20.05.1999, С.7.

5.Хлебянкина Т.А. С.Клычков и С.Гарин. «Два Сергея». Москва-Талдом. С. 107-111.

6. Сергей Антонович Клычков. Иссследования и материалы. 1889-1937. - М.: Издательство Литературного института им. А.М.Горького, 2011.

7.Хлебянкина Т.А. Сергей Клычков в Италии. «Клычковский вестник» № 2, 06.07.1994, С.2.

8.Хлебянкина Т.А. «Вкушает мир покой и увяданье...». «Заря» № 39, 06.10.2016. С.14.

9.Хлебянкина Т.А. «И вместе с Польшей плачу и молчу.». «Литературные знакомства» № 4(19), 2014. С.197, 199.

10.Хлебянкина Т.А.Издано во Франции. «Клычковский вестник» № 1, февраль 1993. С.3.

11.Клычков С.А. Мадур Ваза-победитель. Москва, «Наш современник», 2000.

12.Клычков С.А. Сараспан. Москва, «Голос-Пресс», 2009.

13.Хлебянкина Т.А. Живое слово. «Литературная Евразия» № 12, октябрь 1999. C.7

14.Клычков С.А. Лысая гора. - Талдом, 1996.

Шемсетдинова Динара Маратовна,

студент Российской государственной специализированной академии искусств, e-mail: dinara.shemsetdinova@mail.ru.

Элегия в творчестве русских композиторов второй половины XIX века

Аннотация. Статья посвящена изучению жанра элегии, являющегося неотъемлемой частью русского искусства. Особое внимание в данной работе уделяется индивидуальной трактовке жанра элегии в вокальном творчестве русских композиторов второй половины XIX века: А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского. Также обозначена проблема влияния элегии на музыкальную культуру XX-XXI веков.

Ключевые слова: элегия, элегический романс, русская музыка XIX века, вокальная музыка, вокальное творчество.

Элегия (греч. elegeia, от elegos - жалобная песня) [2] - это один важнейших жанров в мировом искусстве. Данный жанр ассоциируется с литературным и музыкальным романтизмом.

В XIX веке западноевропейскими композиторами создаются музыкальные произведения, в которых выражаются элегические настроения эпохи романтизма. Среди этих сочинений: «Мельник и ручей» из цикла «Прекрасная мельничиха» Ф. Шуберта, «Долина Обермана» Ф. Листа [3].

Как и в литературе, элегия в музыке XIX века приобретает жанровую определённость. Появляются вокальные и инструментальные произведения под названием «элегия: «Две элегии для фортепиано» Листа, «Элегия» из

«Лирических пьес» Э. Грига и «Элегия» Ж. Массне [3]. Но особенно большого расцвета жанр элегии достиг в русской музыке и литературе XIX столетия.

В элегических романсах второй половины XIX века жанр элегии трактуется более свободно, нежели в вокальной музыке его первой половины. Здесь происходит расширение круга тем, образов, музыкально-выразительных средств. Элегии-романсы этого периода немногочисленны, но каждый из них служит примером индивидуальной трактовки жанра. Примерами романсов-элегий второй половины XIX века служат романсы А.П. Бородина («Для берегов отчизны дальной»), Н.А. Римского-Корсакова («Редеет облаков летучая гряда», «Ненастный день потух», «О чём в тиши ночей», «Неспящих солнце, грустная звезда...») [3].

В романсе Бородина «Для берегов отчизны дальной» на стихи А. С. Пушкина воскрешается известная ещё с древних времён разновидность «элегии-«скорбной песни». Здесь дано сопоставление двух миров: земного и небесного, «края мрачного изгнанья» и «края иного» [3]. Этот романс был написан Бородиным в 1881 году под впечатлением от смерти М.П. Мусоргского.

В творчестве Мусоргского жанр элегии приобрёл новое значение. Это связано с особенностями музыкального мышления композитора. В песнях Мусоргского своё развитие получил идущий от творчества Даргомыжского новый тип мелодии. Композитор стремился к мелодии осмысленной, «творимой говором человека»». «Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех её тончайших изгибах.», -говорил Мусоргский [4]. Мелодии композитора пронизаны сложными интонациями: хроматизмами, скачками на увеличенные и уменьшенные интервалы. Своеобразием отличается и гармония в произведениях Мусоргского. Его не устраивали средства классического мажоро-минора. В своих сочинениях композитор выстраивает свою ладогармоническую основу. Свободой отличается и метроритм Мусоргского. Для него характерны сложные ритмы, переменные размеры, Всё строго следует за поэтическим текстом. Поэтическому тексту подчиняются и формы песен Мусоргского. Для композитора характерна рондообразная или свободная форма изложения музыкального материала. В этом цикле жанр элегии получает «философское наклонение».

Всё сказанное выше характерно для вокального цикла Мусоргского «Без солнца» [3]. В произведениях, входящих в цикл «Без солнца», почти отсутствует внешняя броскость, театральность. Здесь тонко показаны все грани внутреннего мира лирического героя, различные состояния его души. Для героя Мусоргского характерны бесконечные внутренние монологи, разговоры с самим собой. Его «многомирный», «многоакцентный» мир предстаёт в единстве «одного монологического круговорота» [1, с. 145]. В цикле нашли отражение образы ночи, слёз, темы сожалений, утраченных надежд, одиночества, смерти, «образ исконно русского и безграничного простора» [3].Черты жанра элегии воплощены и в музыке цикла. Элегическим

настроением пронизаны песни: «Меня ты в толпе не узнала» (№2), «Окончен праздный, шумный день» (№3), «Элегия» (№5).

Песня «Окончен праздный, шумный день» - это своеобразная «тихая кульминация» цикла «Без солнца», подготавливающая появление его центральной кульминации - драматически напряжённой «Элегии» [1, с. 152]. На первый план в ней выходит элегическая тема воспоминаний об ушедшей любви. Вся тема построена на противопоставлении «призрачного» светлого прошлого и непримечательного настоящего. Важную роль здесь играет образ слезы, являющейся символом любви. Трагической кульминацией цикла «Без солнца» является элегия «В тумане дремлет ночь» (№5). Здесь темы прошедшей любви и несбывшихся надежд находят более острое воплощение, появляется тема смерти. Символом недостижимой красоты и гармонии становится образ звезды [3].

К жанру элегии в творчестве Римского-Корсакова можно отнести романсы «О чём в тиши ночей», «Неспящих солнце, грустная звезда.», «Редеет облаков летучая гряда», «К моей песне», «Для берегов отчизны дальной». В них, как и в произведениях Бородина и Мусоргского, сопоставляются два мира, но светлое начало - мир идиллии - преобладает. Почти все элегические романсы композитора пронизаны настроением светлой печали. В отличие от элегий Мусоргского, музыкальный язык элегических романсов Римского-Корсакова более традиционен (более типичные для вокальной музыки мелодические интонации, ясная, функционально осмысленная гармония). Большинство элегий Римского-Корсакова отличаются от элегий Мусоргского ещё и тем, что для них характерно идущее от элегий М.И. Глинки преобладание кантилены и обобщённость передачи содержания поэтического текста.

Типичным образцом светлой элегии в творчестве Римского-Корсакова является романс «К моей песне» на стихи Г. Гейне в переводе М. Михайлова, который посвящён Владимиру Васильевичу Стасову. В этом романсе на первый план выходит характерный для элегий Глинки образ певца, поэта. Большое значение здесь имеет и романтический образ сна. Сон здесь тесно связан с образом возлюбленной. Он олицетворяет светлое, счастливое прошлое.

Единственным примером трагической элегии в творчестве Римского-Корсакова является романс «Ненастный день потух» на стихи Пушкина, который композитор посвятил своей жене Надежде Николаевне Римской-Корсаковой. Настроение, форма и музыкальный язык этого произведения перекликается с циклом Мусоргского «Без солнца». В этом романсе новую трактовку получает тема одиночества, проводятся параллели между мрачным, суровым ночным пейзажем и душевным состоянием лирического героя. Значение символа приобретает образ луны. Как и звезда в цикле «Без солнца», луна здесь - символ недостижимого счастья, гармонии. В этом романсе образ луны ассоциируется с образом возлюбленной.

Особое место жанр элегии занимает в творчестве П.И. Чайковского. Чайковский был склонен к «элегическим» размышлениям, «элегичность была свойством его натуры». Примерами элегий в вокальном творчестве

Чайковского могут служить романсы «Ночь», в котором нашёл воплощение образ тоски и «На нивы жёлтые», где воссоздаётся цепь мимолётных ощущений, приводящих к осознанию бренности человеческого бытия. Элегичность является характерным признаком оперы Чайковского «Евгений Онегин». Элегическая лирика здесь поднимается на высокий уровень оперного жанра [3].

Во второй половине XIX века развитие получает жанр инструментальной элегии. В русской музыке этого периода образцами инструментальной элегии являются трио «Памяти великого артиста», элегия из «Серенады для струнного оркестра» и оркестровой сюиты №3 Чайковского, «Элегия» g-moll для фортепиано А.С. Аренского, элегическое трио (e-moll, 1893) С.В. Рахманинова и др.

Элегия, сложившаяся как жанр в западноевропейском искусстве, была воспринята Россией в пору ускоренного развития её художественной культуры. Жанр оказался гибким, каждый художник смог выявить в нём свою индивидуальность, ответить на вопросы времени, сообразоваться с теми или иными стилевыми направлениями. Это стало возможным, поскольку комплекс выражаемых элегией чувств был созвучен русскому мировосприятию. По той же причине жанр, в XIX веке развивавшийся динамично, и в XX веке не потерял своей привлекательности для русских композиторов (В. Артёмов, В.А. Кобекин, Р.С. Леденев, Д.Д. Шостакович, Н.Н. Сидельников, И.Ф. Стравинский, Ю.А. Шапорин и др.) [3]. Актуальной проблемой музыкальной науки является влияние элегии на музыкальную культуру современности. Интересно было бы представить жанр элегии в стилевом контексте музыки XX-XXI веков.

Список литературы:

1. Дурандина, Е. Е. Вокальное творчество Мусоргского/ Е. Е. Дурандина. - М., 1985. - 200 с.

2. Литературная энциклопедия [Электронный ресурс] http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/5619

3. Маричева, И.В. Элегия и элегичность в русской музыке XIX века: Автореферат диссертации по искусствоведению [Электронный ресурс] / И.В. Маричева. - Режим доступа: (http.//cheloveknauka.com/elegiya-i-elegichшst-v-russkoy-muzyke-xix-veka

4. Можейко, Л.М. История русской музыки [Электронный ресурс] / Л.М. Можейко. - Режим доступа:http://ebooks.grsu.by/mojeiko/3-5-1-obshchaya-kharakteristika-tvorchestva.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.