УДК 141.32
DOI: 10.25730/VSU.7606.21.017
Экзистенция города
О. Ю. Порошенко
кандидат философских наук, доцент, кафедра истории и философии, Казанский государственный архитектурно-строительный университет. Россия, г. Казань. ORCID: 0000-0001-5948-1353. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье дается анализ трех основных направлений в исследовании города: метафизика города, феноменология города и экзистенция города. Если метафизика и феноменология города широко используются в культурологических и социологических исследованиях, то экзистенциальный подход к городу представлен впервые. В данной статье выделяются основные принципы, на которых строится экзистенциальный анализ города: город как искусственная среда, которая существует объективно, независимо от индивидуального сознания, естественным образом соответствует природе человека как надпри-родному существу; рассмотрение города как экзистенциального пространства, которое воспринимается/переживается во временном континууме «здесь и сейчас», в современности; экзистенция города порождает совокупность переживаний, которые доступны через определенные экзистенциалы.
В статье приводятся примеры применения экзистенциалов к интерпретации бытийственных состояний города и городской культуры. Экзистенциалы могут быть использованы как параметры для построения «экзистенциальной карты» любого города и выступать концептами для градостроительных и архитектурных решений конкретного города, при желании синхронизировать экзистенцию городской среды с экзистенциальными потребностями его жителей.
В статье делается вывод, что, во-первых, экзистенциальный подход позволяет исследовать город в антропологической перспективе; во-вторых, экзистенциальная «фигура» того или иного города воздействует на его жителей; в-третьих, экзистенция города есть уникальный пример зафиксированных нерационализированных состояний города как самостоятельного явления, исследование таких состояний будет способствовать расширению области применения концепции «духа места» в номенклатуре объектов нематериального наследия ЮНЕСКО.
Ключевые слова: философия города, метафизика города, феноменология города, экзистенциальная философия, экзистенция города.
Город является объектом изучения различных наук: социальных (экономики, социологии, психологии], гуманитарных (истории, культурологии, философии].
Современные урбанистические теории возникают в ситуации постиндустриального общества и постфордистской экономики. Эта ситуация оказала существенное влияние на появление к концу XX века новых форм общественного мироустройства и их субъективного восприятия. Эти формы нашли свое отражение в постмодернистском типе культуры, которой присущи: разнообразие и многоплановость, эфемерность любых концепций, восприятие мира становится не историчным, а со-временным - ничто уже не выглядит новым и прогрессивным, постоянное изменение моды и представления о прекрасном, отмена диалектического единства глубины и поверхности с концентрацией на одномоментность и поверхностность (глобализация и стирание различий между народами], абсолютизация индивидуализма личности, раздробленной на огромное количество сегментов и потребностей.
Среди наиболее популярных принципов, описанных в современных урбанистических концепциях, можно отметить:
- отказ от индустриальных градостроительных концепций, таких как типовая застройка, доминирование транспортной инфраструктуры, бизнес-ориентирование и пр.;
- улучшение качества жизни в городах и приоритет урбанистической культуры.
На этих принципах строятся, в частности, теории постиндустриального урбанизма [7], где экосистема города нуждается в большом разнообразии (присутствие людей на улицах в разное время, маленькие кварталы, наличие старых зданий как опора на духовное, концентрация творческой и интеллектуальных энергий] [12] и теория культурного урбанизма [5], где культурное наследие является основой для развития города (планирование города с учетом человеческих потребностей и желаний, возврат города человеку].
© Порошенко О. Ю., 2021
Обобщая же философские подходы к анализу города, можно сформулировать три направления: метафизическое, феноменологическое и экзистенциальное. Однако среди отечественных исследователей эти философские подходы часто используются в запутанной форме, где вперемежку, через запятую, употребляются концепты мифа, духа, текста, смысла, экзи-стенциалов и пр. без четкого разграничения, какая все-таки методология лежит в основе исследования: город как предмет мистического познания духа места, или город в смысловой интерпретации текста/тела, или экзистенциальное переживание существования/бытия города. Вследствие этого представляется необходимым разграничить эти основные философские подходы.
Метафизика города. В России основоположниками метафизического подхода к городу можно назвать представителей «петербуржской школы» [1].
«Метафизика» представляет собой направление философской мысли, в рамках которого онтологические основы любого объекта трактуются как «сверхфизические». В том числе, если в рамках метафизики рассматривается ценность какого-либо объекта, так как сама ценность - это уже есть нечто сверхфизическое, так как она всегда исторична и логична. Когда речь идет о ценности города, то описываются три его составляющие: метафизическая (душа], историческая (мифы] и эстетическая (красота].
Методом метафизики выступает мистическое познание. Объекты мистического знания - «нерационидные смысловые конструкции, теологемы и мифологемы, онтологические и этические заданности, интенции существования, универсалии Космоса, культуры и гнозиса, предметы трансцендентального интереса» [8].
Критерий мистического знания непосредственно заложен в самом мистическом опыте как неком цельном, самодостаточном и самоценном процессе. Такой метод чаще всего и применяется в метафизическом рассмотрении или мистическом познании города и атмосферы среды обитания.
Эту атмосферу в современных международных документах ЮНЕСКО называют вслед за мыслителями эпох романтизма и символизма «духом места» (genius loci].
Основным популяризатором понятия «дух места» стал норвежский теоретик архитектуры К. Норберг-Шульц. В рамках данной концепции он исследовал психологические аспекты архитектуры. «Дух места» - это «метафизическое» свойство, которое насыщает и «одушевляет» то или иное пространство, обусловливая его уникальность и одновременно «маркируя» его положение во всеобщем порядке мира. «В последние десятилетия окружающая среда стала не только объектом загрязнения и наступления городов, но также лишилась качеств, которые вызывают у человека чувство принадлежности и единства с ней. Результатом стало распространение ощущения "бессмысленности" жизни и чувства "отчужденности"» (К. Норберг-Шульц] [2]. Поэтому задача современного архитектора - понять «предназначение» места.
В своей метафизической основе город неподвластен времени и человеку. Его метафизика вне времени и без человека, она не антропологична. Метафизика города «улавливается» не только его жителями, но и внешними наблюдателями, например, туристами - из историй города, мифов, преданий. Метафизический подход в исследовании города часто используется культурологами.
Феноменология города. Основоположниками феноменологического подхода к городу можно считать представителей «тартуской школы» (Ю. М. Лотман].
Феноменология города ищет ответы на вопросы: как отдельные индивиды воспринимают свой город? какие очертания приобретает город в субъективном опыте отдельного индивида?
Ответами на эти вопросы занимается семиотика города. С семиотической точки зрения, по словам Ю. М. Лотмана, «город, как сложный семиотический механизм, генератор культуры, может выполнять эту функцию только потому, что представляет собой котел текстов и кодов, разноустроенных и гетерогенных, принадлежащих разным языкам и разным уровням» [11, с. 35]. У Ю. М. Лотмана город исследуется как имя, как пространство, как время.
Феноменологический подход использует методы контекстуально-ситуативной герменевтики. Феноменология вскрывает протекание живого опыта. Это метод анализа смысловых феноменов, объектов внешнего мира, наделенных смыслом. Город есть пример культурной среды с многообразием смысловых контекстов. Урбанисты используют теорию интерсубъек-
тивности (фигура Другого как неотъемлемая часть жизни человека в результате конституируется общее смысловое пространство]. Город имеет ценностно-смысловую структуру (в результате интериоризации формируется внутреннее смысловое пространство для своих обитателей (в меньшей степени для гостей]].
Реальность горожанина - это символическая реальность, связанная со смыслами, образами, идеями, символами, архитипами, логосами. Такая деятельность определяется мировоззренческими установками.
Феноменологии города используют понятие «дух времени» или «дух эпохи».
Дух времени - это понятие, которое обозначает доминирующий в определенную историческую эпоху стиль мыслительных «установок». Как, например, в XX в. модернизм стал основной традицией в искусстве и архитектуре.
Дух эпохи - это понятие, которое дает характеристику исторической эпохи с позиции целостности и единства. «Дух эпохи слагается под воздействием культуры соответствующей эпохи как целого и является фактором, опосредующим влияние культуры на любую человеческую деятельность» [14].
Оба эти понятия легли в основу анализа Д. С. Лихачевым подхода к проектированию садов и парков. «Пейзажный сад (парк] был изобретен философами, писателями и знатоками искусств, не архитекторами и не садоводами. Он был изобретен в Англии, ибо это был сад английского либерализма... Партия вигов - это первый источник пейзажного сада, философия рационализма - второй», - цитирует Н. Певзнера Д. С. Лихачев [10].
Упоминая подход к проектированию регулярного сада, Д. С. Лихачев пишет, что он «не был философски противопоставлен природе, как это обычно представляется. Напротив, регулярность сада мыслилась как отражение регулярности природы, ее подчинения законам ньютоновской механики и принципам декартовской разумности» [11].
Феноменологический подход к городу активно используется социологами (качественная социология, этнометодология] и направлен на вскрытие смыслов в среде обитания самих участников городской жизни (горожан]. Феноменологический подход позволяет формулировать идентичность города на основе исторического сознания горожанина. Феноменология города непроницаема для туристов.
Экзистенция города. Экзистенциальная парадигма в философии города была рассмотрена в книге Г. В. Горновой «Философия города». По мнению автора книги, «экзистенциальная парадигма представляет собой объективацию идеальной стороны городского бытия, проявляющуюся в форме переживаний личности» [6, с. 339]. С нашей точки зрения экзистенциальная парадигма позволяет посмотреть на город несколько шире, не только как на его духовное освоение горожанами, но и на саму онтологическую сущность города, его самость.
Экзистенциальный подход к городу ищет ответы на вопросы: какова особая городская онтология, являющаяся естественной для человеческого проживания? каким образом эта онтология (фундаментальные принципы сущности города] формирует внутренне целостное и уникально неповторимое существование города? кто открывает город в человеческой природе?
Экзистенция города - есть все то, что составляет сущность городской самости, в отличие от того, что принадлежит городу внешне. Это окончательное сокровеннейшее ядро, лежащее «по ту сторону» всех содержательных данностей города (архитектуры, инфраструктуры, социальных отношений, типов коммуникаций, культурных традиций и пр.]. Задача экзистенциального исследования города - указать на истоки его самобытия, которое нуждается в осознании и уже впоследствии в реализации. Экзистенция переживается только в личностном опыте как переживание противоречий, которые не могут разрешиться посредством мышления. Бытийные признаки экзистенции можно постичь не через мыслительные категории, а через экзистенциалы. Экзистенциалы - способы существования, категории бытия, ценностные узлы, квинтэссенции смысла.
В своей работе «Бытие и время» М. Хайдеггер выдвинул тезис - «Экзистенциалы и категории суть две основовозможности бытийных черт» [16, с. 45]. Но их принципиальное отличие по Хайдеггеру состоит в том, что классические категории представляют собой рассудочные формы, в которых предметно представлено содержание сущего, но при этом упущен вопрос об истине самого бытия. Для экзистенциально-феноменологического исследования нужны другие единицы анализа. М. Хайдеггер считал, что за категориальным мышлением обнаруживаются изначальные экзистенциальные основания. В экзистенции заложено все-
объемлющее и универсальное как самоочевидное непосредственно данное миропережива-ние, которое конкретизируется с помощью экзистенциалов.
Известно, что экзистенциальный анализ активно используется в педагогике и психологии [3; 15], однако, в урбанистических исследованиях экзистенциальная методология пока еще не использовалась.
Выделим основные принципы, на которых строится экзистенциальный подход к исследованию города:
- Город как искусственная среда (по аналогии с «псевдоландшафтом» Л. Н. Гумилев], которая существует объективно, независимо от индивидуального сознания, естественным образом соответствует природе человека (человек как вне/надприродное существо];
- Рассмотрение города как экзистенциального пространства, которое переживается во временном континууме «здесь и сейчас», в современности;
- Экзистенция города порождает совокупность переживаний, которые доступны через определенные экзистенциалы.
С нашей точки зрения, экзистенциалы как единицы познания могут быть применены к интерпретациям бытийственным состояний города и городской культуры:
• пространственность (необходимость в социальном пространстве, в со-бытийности, совместном мире с Другим]. Проявляется через приоритет публичности и широких коммуникативных связей города.
• темпоральность (временность, конечность, необходимость быть целым, аутентичным]. Проявляется в строительстве современных городов как утопических идеальных моделей.
• телесность (неразрывная связь созданного (искусственного] с природным]. Проявляется в витальной энергетике (динамизме] городской жизни.
• историчность (длительность и становление, круг «вечного возвращения»]. Проявляется в истории города как каркаса цивилизации (Рим, Париж].
• страх (тяга к «понятному», «комфортному» на фоне существующей «отчужденности» мира]. Проявляется в принципах строительства городов (возвышенность, ограждение, храмовая архитектура].
• заброшенность (изначальное противоречие между миром и антропологическим универсумом]. Проявляется в существующих неразрешимых противоречиях между городом и человеком. Например, И. Бродский писал об особенности Петербурга «геометрия архитектурных перспектив в нем превосходно приспособлена для потерь навсегда. Я не вернусь на Пестеля... это попытка избежать ощущения мира как улицы с односторонним движением» [4].
• отрешенность (независимая внешняя позиция по отношению к миру человека]. Проявляется в существовании городских сетей (потоков транспорта и пешеходов, обезличенной типовой застройки спальных районов].
• одиночество (фундаментальная отдельность, тотальная замкнутость на себя, уникальность]. Проявляется в городской жизни как в любой форме социальности.
• страх смерти (осознание конечности своего бытия]. Проявляется в процессах обновления города, изменения облика, отказе от старого и ветхого.
• тоска (существование усталости и скуки]. Проявляется в тяге городской культуры к карнавалу, игре, развлечениям.
• свобода (ответственность, открывающая пустоту существования]. Проявляется в городской среде через актуализацию креативности, творчества, науки.
• отчаяние (пределы проявления воли]. Проявляется в расширении городов (город наступает на деревню], распространении урбанистической культуры.
• тошнота (чувствительность к принципиальной необоснованности, совершенной случайности, ненадежности Другого]. Проявляется через привязанность к месту жительства в конкретных городах, нежелание менять привычную среду обитания.
• ностальгия («тяга повсюду быть дома» (вернуться в Рай]]. Проявляется в стремлении к гармонии, совершенству через создание уникальных, отличных от среды городских (архитектурных] объектов. Например, Пантеон в Риме, Эйфелева башня в Париже.
• бессмысленность (поиск смысла существования в бессмысленном мире]. Проявляется в текстах города (объектах культурного наследия города].
Экзистенциальный подход позволяет исследовать город в антропологической перспективе. Экзистенциалы могут быть использованы как параметры для построения «экзистенци-
альной карты» любого города, так и выступить концептами для градостроительных и архитектурных решений конкретного города при желании синхронизировать экзистенцию городской среды с экзистенциальными потребностями его жителей.
Заключение. Применение экзистенциальной методологии в урбанистических исследованиях позволяет не только расширить предметную область философии и теоретическую базу урбанистики, но и решать ряд практических задач в сфере сохранения культурного наследия и градостроительного проектирования.
В 2008 году на 16-й Международной ассамблее ИКОМОС была принята Квебекская декларация об охране «духа места». В рамках симпозиума говорилось о «духе места между материальным и нематериальным наследием», о том, что «наследие длительное время ассоциировалось с застроенным окружающим пространством и материальной культурой» [13]. Однако в последнее время в мире растет интерес и к нематериальному наследию: обычаям, представлениям, выражениям, верованиям, ритуалам, празднествам, традиционным знаниям и умениям, пению, музыке, устному творчеству, танцам [13]. Вследствие этого Квебекская декларация обосновывает необходимость исследовать в том числе и нематериальное культурное наследие в его связи с материальным. Для этого актуальными становятся новые концепции и надежные способы консервации и описания самого «духа места» как объекта нематериального наследия.
В этой связи концепция экзистенции города есть уникальный пример исследования зафиксированных нерационализированных состояний города как самостоятельного явления, результаты которого можно использовать для сохранения «духа места» среди других объектов нематериального наследия. Степень совпадения переживаемых экзистенциалов с экзистенцией города свидетельствует о том, репрезентирует ли тот или иной город полноту своего бытия, является ли он городом в полном смысле этого слова и родового понятия.
Кроме того, экзистенциальная «фигура» того или иного города воздействует на его жителей. Эта экзистенция может выступать определенной «точкой сборки», ассимилировать новых горожан (как, например, это происходит в крупных мегаполисах мира, имеющих наиболее ярко выраженную городскую экзистенцию]. Для урбанистов экзистенциальный подход необходим для исследования, например, насколько полно город удовлетворяет потребности своих жителей в развлечениях или насколько сильно симметрия застройки провоцирует переживание отчуждения.
В целом сегодня возникает социальная потребность в создании интегрированной концепции урбанизма, где принципы градостроительства объединяются с антропологическими теориями осмысления города. Эта социальная потребность связана с недостатком внимания к экзистенциальным переживаниям горожан в реальных градостроительных решениях, которые принимаются в большей степени для решения экономических и политических задач в эпоху глобализации.
Список литературы
1. Анциферов Н. П. Душа Петербурга. Пб. : Брокгауз Эфрон, 1922. 226, [1] с.
2. Архитектура и Дух места // Архитектура и безопасность 2019 30 мая. URL: https://zen.yandex.ru/ media/archsafety/arhitektura-i-duh-mesta-5cf0286a79fa5821ce9ec7b9 (дата обращения: 14.04.2020).
3. Больное О. Ф. Философия экзистенциализма: Философия существования. СПб. : Лань, 1999. 222 с.
4. Бродский И. А. Путеводитель по переименованному городу. URL: http://www.sevenline.narod.ru/ pdf/brodsky.pdf (дата обращения: 14.04.2020].
5. Гейл Я. Жизнь среди зданий. М. : Альпина Паблишер, 2012. 200 с.
6. Горнова Г. В. Философия города. М. : Форум : ИНФРА-М, 2014. 344 с.
7. ДжекобсД. Смерть и жизнь больших американских городов. М. : Новое издательство, 2011. 460 с.
8. Исупов К. Г. Метафизика Достоевского. СПб. : Центр гуманитарных инициатив. 2016. 208 с. URL: https://litresp.com/chitat/ru/%D0%98/isupov-konstantin-glebovich/metafizika-dostoevskogo (дата обращения: 14.04.2020].
9. Лихачев Д. С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М. : Согласие : Новости, 1998. 471 с.
10. Лихачев Д. С. «Сады Лицея» // VIVOS VOCO 2000 окт. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/ PAPERS/LITRA/PARKS.HTM (дата обращения: 14.04.2020).
11. Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Ученые записки. Тартуского университета. 1984. Вып. 664. С. 30-45.
12. Лэндри Ч. Креативный город. М. : Классика-ХХ1, 2006. 399 с.
13. Севан О. Отчет об участии в Международной ассамблее и научном симпозиуме ИКОМОС «Дух места: между материальным и нематериальным наследием». Квебек, Канада (28.09-06.10.2008) // ЕКОВАСТ 2011. URL: http://www.ecovast.ru/conf_36.htm (дата обращения: 14.04.2020).
14. Философия: Энциклопедический словарь. М. : Гардарики. Под ред. А. А. Ивина. 2004 // Академика. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/361/%D0%94%D0%A3%D0%A5 (дата обращения: 14.04.2020).
15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 368 с.
16. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков : Фолио, 2003. 503, [9] с.
The existence of the city O. Yu. Poroshenko
PhD in Philosophical Sciences, associate professor, Department of History and Philosophy, Kazan State University of Architecture and Civil Engineering. Russia, Kazan.
ORCID: 0000-0001-5948-1353. E-mail: [email protected]
Abstract. The article analyzes three main directions in the study of the city: the metaphysics of the city, the phenomenology of the city and the existence of the city. If the metaphysics and phenomenology of the city are widely used in cultural and sociological research, then the existential approach to the city is presented for the first time. This article highlights the main principles on which the existential analysis of the city is based: the city as an artificial environment that exists objectively, regardless of individual consciousness, naturally corresponds to the nature of a person as a super-natural being; considering the city as an existential space that is perceived/experienced in the time continuum "here and now", in modernity; the existence of the city generates a set of experiences that are available through certain existentials.
The article provides examples of the application of existentials to the interpretation of the existential states of the city and urban culture. Existentials can be used as parameters for building an "existential map" of any city and act as concepts for urban planning and architectural solutions of a particular city, if desired, to synchronize the existence of the urban environment with the existential needs of its inhabitants.
The article concludes that, firstly, the existential approach allows us to study the city in an anthropological perspective; secondly, the existential "figure" of a city affects its inhabitants; thirdly, the existence of the city is a unique example of fixed non-rationalized states of the city as an independent phenomenon, the study of such states will contribute to expanding the scope of the concept of "spirit of place" in the nomenclature of UNESCO intangible heritage objects.
Keywords: philosophy of the city, metaphysics of the city, phenomenology of the city, existential philosophy, the existence of the city.
References
1. AnciferovN. P. Dusha Peterburga [The soul of St. Petersburg]. Pb. Brockhaus Efron. 1922. 226, [1] p.
2. Arhitektura i Duh mesta - Architecture and the Spirit of the place // Arhitektura i bezopasnost' 2019 30 maya - Architecture and Security 2019 May 30. Available at: https://zen.yandex.ru/media/archsafety/ arhitektura-i-duh-mesta-5cf0286a79fa5821ce9ec7b9 (date accessed: 14.04.2020).
3. Bol'nov O. F. Filosofiya ekzistencializma: Filosofiya sushchestvovaniya [The philosophy of existentialism: The Philosophy of existence]. SPb. Lan' (Fallow deer). 1999. 222 p.
4. Brodskij I. A. Putevoditel' po pereimenovannomu gorodu [Guide to the renamed city]. Available at: http://www.sevenline.narod.ru/pdf/brodsky.pdf (date accessed: 14.04.2020).
5. Gail Ya. Zhizn'sredizdanij [Life among buildings]. M. Alpina Publisher. 2012. 200 p.
6. Gornova G. V. Filosofiya goroda [Philosophy of the city]. M. Forum : INFRA-M. 2014. 344 p.
7. Jacobs D. Smert' i zhizn' bol'shih amerikanskih gorodov [Death and life of big American cities]. M. Novoe izdatelstvo (New publishing house). 2011. 460 p.
8. IsupovK. G. Metafizika Dostoevskogo [Dostoevsky's Metaphysics]. SPb. Center for Humanitarian Initiatives. 2016. 208 p. Available at: https://litresp.com/chitat/ru/%D0%98/isupov-konstantin-glebovich/meta-fizika-dostoevskogo (date accessed: 14.04.2020).
9. Lihachev D. S. Poeziya sadov: k semantike sadovo-parkovyh stilej. Sad kak tekst [Poetry of gardens: towards the semantics of garden and park styles. Garden as a text]. M. Consent : News. 1998. 471 p.
10. Lihachev D. S. "Sady Liceya" ["Lyceum Gardens"] // VIVOS VOCO 2000 Oct. Available at: http://vivovoco. astronet.ru/VV/PAPERS/LITRA/PARKS.HTM (date accessed: 14.04.2020).
11. Lotman Yu. M. Simvolika Peterburga i problemy semiotiki goroda [Symbolism of St. Petersburg and problems of semiotics of the city] // Uchenye zapiski. Tartuskogo universiteta - Scientific notes. University of Tartu. 1984. Is. 664. Pp. 30-45.
12. Landry Ch. Kreativnyjgorod [Creative city]. M. Classic-XXI. 2006. 399 p.
13. Sevan O. Otchet ob uchastii v Mezhdunarodnoj assamblee i nauchnom simpoziume IKOMOS "Duh mesta: mezhdu material'nym i nematerial'nym naslediem". Kvebek, Kanada (28.09-06.10.2008) [Report on participation in the ICOMOS International Assembly and Scientific Symposium "The Spirit of a place: between material and intangible heritage". Quebec, Canada (28.09-06.10.2008)] // ECOVAST 2011. Available at: http://www.ecovast.ru/ conf_36.htm (date accessed: 14.04.2020).
14. Filosofiya: Enciklopedicheskij slovar' - Philosophy: Encyclopedic dictionary. M. Gardariki. Ed. by A. A. Ivin. 2004 // Academica. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/361/%D0%94% D0%A3%D0%A5 (date accessed: 14.04.2020).
15. Frankl V. Chelovek vpoiskah smysla [Man in search of meaning]. M. Progress. 1990. 368 p.
16. Heidegger M. Bytie i vremya [Being and time]. Kharkiv. Folio. 2003. 503, [9] p.