Научная статья на тему 'ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ ОТЧАЯНИЯ И ВЕРЫ В ФИЛОСОФИИ ЛЬВА ШЕСТОВА'

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ ОТЧАЯНИЯ И ВЕРЫ В ФИЛОСОФИИ ЛЬВА ШЕСТОВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
119
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / МЕТАФИЗИКА / ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ / ЛЕВ ШЕСТОВ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андриенко Александр Сергеевич

Статья посвящена исследованию философии русского религиозного мыслителя Льва Шестова, особенностям экзистенциалов человеческого бытия отчаяния и веры. Анализируется предложенный философом путь трансцендирования посредством последовательного самораскрытия в экзистенциалах отчаяния и веры. Автор приходит к следующим выводам. Есть все основания полагать, что источником трагической экзистенциальной философии Льва Шестова могли стать подростковые переживания философа во время полугодового пребывания в плену у анархистов в 1878 г. Основными экзистенциалами человеческого бытия, разработанными философом, являются отчаяние и вера, которые тесно связаны. Отчаяние является необходимым условием и отправной точкой на пути к вере, к Богу. Экзистенциал веры открывает в человеке иное измерение мышления, способное познавать надрациональные истины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXISTENTIALS OF DESPAIR AND FAITH IN THE PHILOSOPHY OF LEV SHESTOV

The article is devoted to the study of the philosophy of the Russian religious thinker Lev Shestov, peculiarities of existential aspects of human existence of despair and faith. The author analyzes the way of transcendence proposed by the philosopher through consistent self-disclosure in the existential potencies of despair and faith. The author comes to the following conclusions. There is every reason to believe that the source of Lev Shestov's tragic existential philosophy may have been the philosopher's youthful experiences during his six-month captivity with the anarchists in 1878. The main existential potencies of human existence developed by the philosopher are despair and faith, which are closely linked. Despair is a necessary condition and starting point on the way to faith, to God. The existential potential of faith opens in man another dimension of thinking, capable of knowing super-rational truths.

Текст научной работы на тему «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ ОТЧАЯНИЯ И ВЕРЫ В ФИЛОСОФИИ ЛЬВА ШЕСТОВА»

THE EXISTENTIALS OF DESPAIR AND FAITH IN THE PHILOSOPHY OF LEV SHESTOV

Andrienko Alexander Sergeyevich, Postgraduate student, Surgut State University, Surgut

The article is devoted to the study of the philosophy of the Russian religious thinker Lev Shestov, peculiarities of existential aspects of human existence of despair and faith. The author analyzes the way oftranscendence proposed by the philosopher through consistent self-disclosure in the existential potencies of despair and faith. The author comes to the following conclusions. There is every reason to believe that the source ofLevShestov's tragic existential philosophy may have been the philosopher's youthful experiences during his six-month captivity with the anarchists in 1878. The main existential potencies of human existence developed by the philosopher are despair and faith, which are closely linked. Despair is a necessary condition and starting point on the way to faith, to Cod. The existential potential of faith opens in man another dimension of thinking, capable of knowing super-rational truths.

Keywords: philosophy; Russian philosophy; existentialism; existencia; metaphysics; transcending; Lev Shestov. DOI 10.24923/2222-243X.2022-42.17

УДК 14132 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ ОТЧАЯНИЯ И ВЕРЫ В ФИЛОСОФИИ

ВАК РФ 5.7.2/09,00.03 ЛЬВд ШЕСТОВА

© Андриенко А.С., 2022 Статья посвящена исследованию философии русского религиозного мыслителя Льва Шестова, особенностям экзистенциалов человеческого бытия отчаяния и веры. Анализируется предложенный философом путь трансцендиро-вания посредством последовательного самораскрытия в жзистенциалах отчаяния и веры. Автор приходит к следующим выводам. Есть все основания полагать, что источником трагической экзистенциальной философии Льва Шестова могли стать подростковые переживания философа во время полугодового пребывания в плену у анархистов в 1878 г. Основными экзистенциала-ми человеческого бытия, разработанными философом, являются отчаяние и вера, которые тесно связаны. Отчаяние является необходимым условием и отправной точкой на пути к вере, к Богу. Экзистенциал веры открывает в человеке иное измерение мышления, способное познавать надрациональные ИСТИНЫ.

Ключевые слова: философия;русская философия; экзистенциализм; экзистенция; метафизика; трансцендирование; Лев Шестов.

А НДРИЕНКО Александр Сергеевич, аспирант, Сургутский государственный университет, Сургут

Лев Исаакович Шестов, родившийся как Иегуда Лейб Шварцман -выдающимся русский мыслитель первой половины XX в. Его труды являются весомым вкладом в развитие экзистенциальной философии.

В настоящем исследовании мы рассматриваем такие экзистен-циалы человеческого бытия, как отчаяние и вера в философии Льва Шестова. Считаем необходимым проанализировать возможные истоки экзистенциальной философии мыслителя, взаимосвязь рассматриваемых экзисгенциалов.

Под экзистенциалами мы понимаем модусы существования человека, фиксирующие уникальное бытие личности [3, с. 12]. Экзистенциальная проблематика касается не абстрактных размышлений, а конкретных жизненных переживаний, глубоко личного жизненного пространства. И чем глубже и ярче потрясения и переживания, тем полнее человек переживает экзистенцию, тем интереснее его экзистенциальный опыт. Глубина экзистенциальных прозрений находится в прямой зависимости от биографии мыслителя-экзистен-циалиста, от жизненных потрясений, с которыми он сталкивается.

Философия Льва Шестова трагична, как трагичен и исторический период рубежа Х1Х-ХХ вв. Нам интересны его глубоко продуманные и прожитые экзистенциальные прозрения, которые, несомненно, являются фундаментальным вкладом в мировую экзистенциальную философию.

Целью своей философии Лев Шестов ставил развенчание главенства разума, рациональности и обращение человека к вере через тра-

гедию и отчаяние. Индивид приходит к вере после отчаяния и "тяжелых испытаний, которые испепеляют человеческую душу" [13, с. 175].

Почему же трагедия стала источником философского вдо хн ове н и я у Л ь ва Шесто ва ? В ч ем источник его экзистенциального отчаяния? Исследователь жизни и творчества философа В.А. Кувакин предполагает, что в жизни Льва Шестова был "кризис, который радикально изменил все его восприятие действительности. Но чем он был вызван, остается неизвестным" [6, с. 228-229). Л ,М. Море ва та кже утверждает, что и звест-ные источники лишь фиксируют факт некой трагедии, которая оказала серьезное влияние на мироощущение философа [7, с. 12]. О.Л. Грановская пишет о любовной драме, ссылаясь на новое исследование неизвестных писем Льва Шестова [4, с 139],

В поисках истоков экзистенциального отчаяния философа можно сфокусировать внимание на событиях из детства Льва Исааковича. Дочь Льва Шестова Наталья в биографической книге об отце упоминает события, о которых сам философ старался не вспоминать. В 1878 году его, двенадцатилетнего подростка, взяла в заложники группа анархистов и потребовала выкуп. Отец Льва "на требование денежного выкупа ответил решительным отказом" [1, с. 6]. В результате мальчик пробыл в заложниках полгода. "Друг семьи М.И, Кулишер привел изможденного, исхудалого двенадцатилегне-го мальчика домой со словами: вот вам ваш Леля!" [1, с. 6-7].

Возрастная психология подростковому периоду развития человека отводит важную л и ч-ностно формирующую роль. В этот период человек проходит большой скачок в своем развитии. В этот период у подростка формируется самосознание,самооценка. Происходит открытие своего "я". Человек становится личностью [8, с 201-202],

Можно только догадываться, что пережил подросток за шесть месяцев в изоляции от привычного круга общения, от семьи, зная, что отец отказался ему помочь. Полагаем, что здесь юный Лев мог в полной мере постичь всю глубину экзистенциального отчаяния. Здесь он в подростковом возрасте оказался в пограничной ситуации перед неизвестностью, перед смертью, один на один со своими переживаниями, прожил, как он сам позже писал, "абсолютное одиночество и безнадежную оставлен-ность"[10, с. 115-116],

В подростковый период остро чувствуются противоречия, несправедливость. В жизнеописании Льва Шестова упоминается также

конфликт его отца с дочерью Дорой, которая вышла замуж не за иудея. "Отец с ней порвал отношения..." [1, с.6].

Очередным потрясением для Льва Исааковича стала гибель его сына Сергея в 1915 году. Служивший в российской армии, он был убит в бою немцами.

Полагаем, что есть все основания считать, что источником и фундаментом экзистенциальной философии Льва Шестова являются именно подростковые глубоко личные трагические проживания отчаяния и веры на фоне общественных потрясений. Позже философ напишет: "И если философия, как нам всегда говорили, ищет начал, источников и корней всего, то - хочет она того или не хочет - она должна пройти через отчаяние" [12, с. 56].

Уже в раннем периоде своего творчества Лев Шестов называет свое мировоззрение "философией трагедии". Это первые слова предисловия к труду "Достоевский и Ницше" [11, с. 319]. Трагичность философии подчеркивал и H.A. Бердяев в своей статье "Трагедия и обыденность", посвященной творчеству Льва Исааковича [2, с. 80].

В целом философия Л ьва Шестова теологи ч-на. Русский мыслитель Василий Зеньковский считает его религиозным философом [5, с. 738]. Он принадлежит к авраамической религиозной традиции. Лев Исаакович знаком с текстами Ветхого, Нового Заветов и активно их цитирует. Несмотря на это сам философ не причислял себя ни к одной из конфессий. Напротив, выступал против системности в вопросах веры, против догматизма религиозных доктрин,

В ранних работах Льва Шестова мы видим влияние на него философии Ф.Ницше. В произведении "Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше" философ пишет: "Ницше открыл путь. Нужно искать того, что выше сострадания, выше добра. Нужно искать Бога" [10, с. 316]. Ницшеанский тезис "Бог умер" равен полному отчаяния и страдания крику распятого Христа: "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" (Мф., 27:46) Через ощущение богооставленности, через осознание своего одиночества открывается путь к Богу,

Осознание отсутствия Бога - причина "дикого безумия земного человеческого существо-вания" [12, с. 151], Оно возникает тогда, когда индивид встает перед бездной вечности, лицом к лицу с Ничто и Богом одновременно. Преодоление человеком "кошмарного ужаса" перед Ничто помогает достичь смирения перед Сущим (Исх., 3:14), прийти к Богу, обратить-

ся!

ftj О OJ

h-

0-<

X

сч

-vT

S

97

ся к вере. "Для того, чтобы спасти человека, Бог должен сперва потрясти его душу и разбить ее" [13, с. 266], "Внутренние озарения, - писал Л. Шестов, - приходят не тогда, когда мы их ждем или к ним готовимся: "Я открылся тем, кто меня не спрашивал, был найден теми, кто не искал меня" (Ис„ 65:1)" [13, с, 176],

Но отчаяние в философии Льва Исааковича не уничтожает человека. Отчаяние есть начало пути, начало экзистенциального прыжка к вере в Бога. Как отмечает H.A. Бердяев, "трагедия самим фактом своего существования приподнимает завесу вечности... страшный опыт открывает беспредельность. Условные, рациональные грани падают, и у самого Шес-това уже пробиваются лучи потустороннего света" [2, с. 94].

Лев Шестов в своем творчестве смещает акцент с рационального познания к вере. По мнению Л. Шестова, источником многих проблем является противостояние разума и веры. Разум и вера конкурируют друг с другом, и в настоящее время разум одержал победу. Человек боится неопределенности и стремится к порядку. Разум может обеспечить этот порядок человеку и проецирует его на реальность. В результате, эпистемология навязывает онтологическое видение упорядоченной вселенной, а затем утверждается, что упорядоченность научных теорий отражает закономерности событий в мире. А то, что не поддается рациональному осмыслению, объявляется несущественным или даже несуществующим. Таким образом, человечество отодвинуло в сторону то, что является важным и что действительно должно быть в центре человеческих поисков: сферу, которая превосходит возможности разума - сферу веры [16].

Разум стремится дать всему рациональное объяснение- В процессе постижения мира разум не может использовать эмоции и чувства. Они могут стать материалом для рационального объяснения, но не его инструментом. Поэтому все нерациональное сразу же объявляется иррациональным.

Человек существо двусоставное и принадлежит одновременно к миру материальному и духовному. Разум выявляет закономерности функционирования материального мира. В то же время, вера является инструментом познания духовного, иррационального мира. Но законы материального мира относятся только к одномууровню реальности и, по мнению Льва Шестова, менее важному. Физические законы не могут передать правды о реальности, в которой живет человек в этом мире, и, тем более, о реальности жизни загробной.

Вера для Льва Шестова полноценный инструмент познания мира духовного. И философ, развивая свое учение о вере, критикует такое понимание веры, как слепое доверие неким авторитетам или предположение существования чего-либо при недостатке или отсутствии научно подтвержденного знания. Он считает, что вера не нуждается в рациональных доказательствах, T-K.ee область - иррациональное, Вера есть иное измерение мышления. Причем только она способна открыть путь к познанию Бытия, Бога и себя в Бытии. Вера в философии Льва Исааковича строго индивидуальна, И в постижении веры решающее значение имеет личный эмпирический опыт.

Бог Льва Шестова не есть абстрактное отвлеченное начало, безличная сила. Бог - это Личность, Бог живой. Его вера также не есть принадлежность человека к какой-либо религии [9, с 441-442].

Идея веры как трансцендирования к Богу, как иного измерения мышления проявляется в работах, посвященных философии Серена Кьеркегора. Ё своем труде "Киркегард и экзистенциальная философия" Лев Шестов пишет: "Вера не есть, таким образом, доверие к тому, что нам говорили, что мы слышали, чему нас учили. Вера есть неизвестное и чуждое умозрительной философии новое измерение мышления, открывающее путь к Творцу всего, что есть в мире, к источнику всех возможностей, к тому,для кого нет пределов между возможным и невозможным" [12, с. 25]. И в более поздней работе "Sola fide" философ пишет: "Вера знает больше, чем разум, она сверхрационапьна, но не антирациональна. Это догмат не только католичества, это догмат почти общечеловеческий" [14, с. 129],

В работах зрелого периода философ приходит к убеждению, что путь к подлинной, экзистенциальной вере лежит не только через личную трагедию, но и через грех неверия, через богооставпенность. Чистый экзистенциал веры проявляется, когда человек спускается в колодец отчаяния и одиночества. Отсюда с чистого листа и без посредников человек может не только увидеть, но и встретиться с живым Богом. Автор цитирует Псалтирь: "И рече безумец в сердце своем: несть Бог" (Пс., 13:1}. И продолжает: "Иногда это бывает признаком конца и смерти. Иногда - начала и жизни. Почувствовавши, что нет Бога, человек постигает вдруг кошмарный ужас и дикое безумие земного человеческого существования и, постигши, пробуждается, если не к последнему, то к предпоследнему знанию" [13, с. 151],

Таким образом, экзистенциалы отчаяния и веры в философии Льва Шестова имеют тесную связь. Экзистенциал отчаяния является необходимым условием проявления экзистенции в вере.

Экзистенция в учении Л, Шестова тесно связана с такими понятиями, как Ничто, Абсолютное Бытие, Бог, Трансцендентность, Ничто понимается философом, как "чистая потенциальность, вечность и абсолютная свобода, оттуда Бог черпает единство необходимости и случайности, разворачивая бесконечность творческих возможностей" [15, с. 10],

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Есть все основания полагать, что источником трагической экзистенциальной философии Льва Шестова могли стать подростковые переживания философа во время полугодового пребывания в плену.

Основными экзистенциалами человеческого бытия, разработанными философом, являются отчаяние и вера. Философ предлагает путь трансцендирования через последовательное самораскрытие в экзистенциалах отчаяния и веры. Отчаяние является отправной точкой на пути к вере, к Богу. И эта трансцен-денция от "Я" к "Богу" наполняет смыслом существование человека. Экзистенциал веры открывает в человеке иное измерение мышления, способное познавать надрациональные истины.

Литература:

1. Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова: По переписке и воспоминаниям современников: в 2 т. - Paris: La Presse Libre, 1983. - T. 1. - 359 с.

2. Бердяев H.A.Трагедия и обыденность//Л.И. Шестов: pro et contra, антология. - СПб.: РХГД, 2016. -719с.

3. Бурханое Р. А., Никулина О. 8. Концепция экзи-стенциалов в трактате М. Хайдеггера "Бытие и

время"//Общество; философия, история, культура. - 2018. ~ № 6(50). - С. 11 -75.

4. Грановская О. Л. Лее Шестов и Исайя Берлин: философия трагедии и конфликта на перекрёстке культур// Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2018. -№3(45).-С. 138-146.

5. Зеньковский Б, В. История русской философии: в 2т.~ М.: Академический Проект, Раритет, 2001.-880 с.

6. Кувакин В, А, Религиозная философия в России: Начало XX века, - М.: Мысль, 1980, - 309 с.

7. Морева Л.М.Лев Шестов.- Л.:Изд-во ЛГУ, 1991. -85 с.

8. Фоменко Н. В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка П Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2014. - № 2. - С. 201-205.

9. Шестов Л. Великие кануны // Шестов Л. Сочинения в двух томах. - Томск: Водолей, 1996. Т. 2. -С. 275-431.

10. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше (философия и проповедь) //Шестов Л.Сочинения в двух томах. - Томск : Водолей, 1996. - Т. 1. -С 213-316.

11.Шестов Л. Достоевский и Ницше (Философия трагедии) // Шестов Л. Сочинения в двух томах. -Томск : Водолей, 1996. - Т. 1. - С 317-464.

12. Шестов Л. Кирке гард и Экзистенциальная философия (глас вопиющего в пустыне). - М.: Про-гресс-Гнозис, 1992. - 304 с.

13.Шестов Л. На весах Иова (Странствия по душам) // Л, Шестов, Сочинения: в 2-х томах, - М.: Наука, 1993.-Т. 2.-462 с.

14.Шестов Л. Sola fide - только верою : Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь. -Париж: УМ CA-press сор., 1966. - 295 с.

15. Ширма нов Я, И, Проблема богоискательства Л.И, Шестова в контексте Западной философии : автореф.дис....канд. филос. наук:09.00.13.- Екатеринбург, 2009. - 20 с.

16.Drozdekr A. Shestov: Faith against reason (Lev Shestov) // Laval theologiqueetphiiosophique. 2007. Vol. 63. - P. 473-493. URL: https://www.erudit.org/fr/ revue s/11 p/2007- v63 - n 3 -I tp23 05/01817 За г/ (да та обращения: 10,02,2022).

CU

ftj О OJ

h-Q_

< X

СЧ -vT

i

99

THE CONCEPT OF "TRUST" AS A TOOL FOR SOCIQ-PH/LOSOPHICAL ANALYSIS OF THE POLITICAL AND IDEOLOGICAL SITU A TION OF OUR TIME

A troschenko v Dmitry Dm ¡trie vich, Pos tgraduate studen t

Dulin Konstantin Alexandrovieh, Postgraduate student

Department of Philosophy, North-Caucasus Federal University, Stavropol

The purpose of the study define the validity ofusing the concept of "trust" for the socio-philosophical understanding of the ideological transformations that have unfolded over the past few decades in liberal democratic societies. Scientific novelty. Based on a comprehensive analysis of the works of John Schwartzmantei and Emiiio Gentile that explore the ideology, as well as the works of Paul Ricoeur and Alan Seligman devoted to the phenomenon of trust, the importance of taking into account the situation of public trust in order to characterize the division of Ideologies into total and molecular, inherent in modernity, is revealed. As a result, it is concluded that the predominance of relations of generalized public trust in the social life is inextricably linked with the large-scale actualization in modem liberal democratic societies of multiple identity politics and problem politics.

Keywords: confidence; ideology; identity; recognition policies; problem politics; total ideologies; molecular ideologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.