Научная статья на тему 'Экзистенциальный взгляд на проблему «Жизненного пути» в творчестве С. Л. Рубинштейна'

Экзистенциальный взгляд на проблему «Жизненного пути» в творчестве С. Л. Рубинштейна Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1993
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абросимова Екатерина Анатольевна

Статья посвящена экзистенциальному взгляду на проблему жизненного пути в отечественной психологии. Автор рассматривает современные аспекты экзистенциальной психологии. С позиций экзистенциальной психологии рассматривается концепция жизненного пути, предложенная С.Л. Рубинштейном в его последней, завершающей работе «Человек и мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальный взгляд на проблему «Жизненного пути» в творчестве С. Л. Рубинштейна»

УДК: 159.923+159.9:316.6

ББК: 88.37+88.5

Абросимова Екатерина Анатольевна

соискатель г. Челябинск

Экзистенциальный взгляд на проблему «жизненного пути» в творчестве С. Л Рубинштейна

Статья посвящена экзистенциальному взгляду на проблему жизненного пути в отечественной психологии. Автор рассматривает современные аспекты экзистенциальной психологии. С позиций экзистенциальной психологии рассматривается концепция жизненного пути, предложенная С.Л.Рубинштейном в его последней, завершающей работе «Человек и мир».

Термин «жизненный путь» предложила Шарлота Бюлер в начале 20 века, проведя аналогию между процессом жизни и процессом истории и объявив жизнь личности «индивидуальной историей». В 1920-х годах к проблемам жизненного пути обращался Н.А.Рыбников, который занимался изучением биографий и предложил методику биографического изучения душевной жизни человека (психограмму). Однако наиболее полно в отечественной психологии концепция жизненного пути рассматривалась РубинштейномС.Л. и АнаньевымБ.Г. Современные отечественные исследователи этой проблемы -К.А.Абульханова-Славская, А.А.Кроник, Р.А.Ахмеров, Н.А.Логинова и др.

Данная статья рассматривает экзистенциальные аспекты взглядов отечественных психологов на проблему жизненного пути. В чем проявляется эта экзистенциальность? Для того чтобы это выяснить, необходимо вначале рассмотреть особенности экзистенциальной психологии и уточнить, чем она отличается от других психологических школ. Если говорить об

экзистенциальной психологии вообще, то выясняется, что она очень разная. Эта школа не имеет единого основателя, у нее нет собственной теории личности, и она зародилась одновременно в разных европейских странах после второй мировой войны. Тем не менее, психологов и психотерапевтов, которые называют себя «экзистенциальными», многое объединяет. Р.Кочюнас, директор института экзистенциальной и гуманистической психологии (Литва) считает, что экзистенциальных психологов объединяют следующие моменты: [2, 42-59]

1) В экзистенциальной психологии разграничиваются данности нашей жизни от наших уникальных, индивидуальных ответов на эти данности. Экзистенциальная психология разделяет то, что нам всем дано в жизни (например, все мы родились в определенной семье, все мы вынуждены разделять свое существование с другими, все мы существуем во времени, время нашей жизни ограничено границами нашего рождения и нашей смерти и т.д.) от того, как мы переживаем эти данности нашего существования. То есть экзистенциальная психология занимается не онтологическими, а оптическими характеристиками, индивидуальным существованием.

2) Экзистенциальная психология понимает человека как «бытие-в-мире». Человеческое существование есть со-бытие, то есть бытие с другими людьми, с миром. Человек может быть понят лишь в контексте своих отношений с другими людьми; будучи частью этого контекста, человек является также со-творцом этого контекста. Экзистенциальный взгляд на человека -интерсубъективный, а не индивидуалистический. Экзистенциальная психология рассматривает человека с точки зрения его взаимосвязанности с миром. Неопределенность, тревога, сомнения, переживаемые человеком, - все это аспекты этой взаимосвязанности.

3) Экзистенциальное консультирование - это феноменологическое исследование жизненного пространства человека в контексте бытия с другими людьми. Цель экзистенциальной терапии - не изменить клиента, а увидеть, что есть в его жизни такого, что он хочет или не хочет изменить. Экзистенциальная психология отказывается давать окончательные ответы на вопросы, она

стремится продвинуться в сторону наибольшего понимания клиента и его жизненного мира. В этом феноменологическом исследовании жизни клиента очень большую роль играет консультативный контакт, понимаемый как определенный способ «быть» с клиентом: быть взаимосвязанным с ним, быть открытым ко всему новому, что человек привносит в консультирование, быть открытым к чувствам. Здесь также важна установка консультанта на понимание, а не на объяснение: попытаться понять, что то или иное событие значит для клиента - это и есть феноменологический подход.

Если мы пойдем еще дальше и укрупним эти черты экзистенциальной психологии в одну единственную особенность, то мы увидим, что можно говорить о такой характеристике как «взаимосвязанность», и она будет достаточно полно отражать то общее, что есть у всех экзистенциальных авторов. Человек с точки зрения взаимосвязанности может быть понят только в единстве с миром и другими людьми. Свобода, сопровождающая ее тревога, выборы, которые делает человек, «плата» за эти выборы, вина, ответственность, смыслы - все то, что составляет ракурс экзистенциальной психологии - могут быть поняты именно с точки зрения этой взаимосвязанности.

Проявляются ли данные аспекты экзистенциальной психологии в работах отечественных ученых? В своей последней, незаконченной работе «Человек и мир» С. Л.Рубинштейн пытается определить место человека в бытии, рассмотреть совокупность отношений человека с миром, природой, другими людьми. Рубинштейн считает, что центральная абстракция, которая вытеснила человека в философии и в психологии - это сознание, познание (центральная проблема философии, например, это проблема бытия и сознания). То есть человек заменился абстракцией. Учение о бытии все больше становилось предметом не философского, а конкретно-научного объяснения и все больше отдалялось от учения о человеке. С.Л.Рубинштейн пытается вернуть человека в бытие, и, как считает К.А.Абульханова-Славская, создает некую целостную концепцию, объединяя онтологию, философскую антропологию и гносеологию. [4, 129] Рубинштейн выдвигает генеральную идею о том, что человек как

субъект подчинен всеобщим закономерностям бытия, включается в бытие и сам является особым уровнем развития бытия. Человек, по мнению Рубинштейна, не есть некая «наличность» в бытии, не есть еще один предмет наравне с другими: он вступает с бытием в особые отношения: практические, познавательные и этические. То есть человек - это особый уровень развития бытия с особым способом существования. Наличие у человека сознания и действия - вот отличительные черты существования человека. [4, 19] Выделим те аспекты концепции С.Л.Рубинштейна, где его идеи очень близки современной экзистенциальной традиции:

1) Понимание Рубинштейном человека как субъекта, который проявляется в отношениях с другими людьми и с миром. Здесь экзистенциальное «существование есть со-бытие» проявляется в концепции С.Л.Рубинштейна в полной мере. Человек не может быть без мира и нет мира без человека. Жизненный путь для Рубинштейна - не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление; каждый человек, по мнению Рубинштейна, имеет свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю! [3, 643] Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью. У Рубинштейна психическое развитие личности опосредовано ее практической и теоретической деятельностью: «линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается». [3, 642] Важными моментами жизни человека становятся для ученого так называемые «поворотные этапы» жизни, поскольку «показывают» историю формирования личности, становление собственно человека. Эти поворотные этапы Рубинштейн называет «событиями»: «В ходе

этой индивидуальной истории (истории жизни) бывают и свои «события» -узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека». [3, 643] То есть человек может изменить собственную историю с помощью своих поступков, действий. В этом смысле Рубинштейн спорит с Ш.Бюлер, которая утверждала, что личность в своем жизненном пути есть только проект того, что заложено в детстве. Итак, человек (или субъект жизни) для С.Л.Рубинштейна - это высший уровень развития бытия, а также центр реорганизации бытия. Сущность бытия человека - это свобода и человечность отношений к другому человеку. Если учесть то, что для многих ученых советского времени сущностью человека были общественные отношения по классическому определению марксизма, то такое представление Рубинштейна о сущности человека как свободе и человечности было довольно смелым для того исторического времени, когда создавался «Человек и мир». Человека характеризуют, по мнению Рубинштейна, отношения - но не только познавательные, которые являются производными от реального бытия людей, но и практические, действенные и этические отношения. Как и в экзистенциальной психологии, у Рубинштейна человек раскрывается прежде всего через свое отношение к другому человеку; истинную, специфическую онтологию человека характеризуют этические, моральные отношения, то есть те отношения, где реализуются ценности и смыслы жизни. Гуманное отношение к человеку, моральное отношение, не как к функции полезности или «вещи» - вот суть специфически человеческих отношений по Рубинштейну. [4, 100]

2) Еще одна позиция Рубинштейна, близкая экзистенциальному взгляду, это понимание человека как ответственного бытия. Центральная проблема личной жизни, выделенная Рубинштейном еще в 20-е годы, - это сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Это означает, сможет ли личность стать индивидуально активным человеком, строящим свою собственную жизнь и свое к ней отношение. [1, 28] Рубинштейн считает, что

стать субъектом собственной жизни можно только в силу способности решать свои проблемы и отвечать за свои поступки, за счет ответственности в отношениях с другими людьми. В своем понимании ответственности Рубинштейн очень близок современной экзистенциальной психологии. По С.Л.Рубинштейну, ответственность - это воплощение истинного, самого глубокого и принципиального отношения к жизни. Это ответственность за осознание последствий всего содеянного, а также ответственность за все упущенное. Ответственность - это способность человека детерминировать события, действия в момент их осуществления вплоть до радикального изменения своей жизни. Ответственность - в свободе своего выбора (человек должен постоянно спрашивать себя: а нельзя ли поступить иначе?). «Последний завершающий вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, - это вопрос о самосознании, о личности как «я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психических свойств личности - ее способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности». [3, 635] Абульханова-Славская, развивая эти идеи, говорит о том, что построить свое отношение к жизни человек может в силу своей способности решать жизненные противоречия. Вслед за Рубинштейном она предлагает рассматривать жизненный путь личности в его целостности, а стратегия жизни, по ее мнению, должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. [1, 67]

3) Экзистенциальным является отношение С.Л.Рубинштейна к конечности человеческой жизни, к смерти. Он очень глубоко и личностно говорит о ней: «Факт смерти превращает жизнь человека не только в нечто конечное, но и окончательное. В силу смерти жизнь есть нечто, в чем с известного момента ничего нельзя изменить. Смерть превращает жизнь в нечто

внешне завершенное и ставит, таким образом, вопрос о ее внутренней содержательности. Она снимает жизнь как процесс и превращает его в нечто, что на веки вечные должно остаться неизменным. Жизнь человека в силу факта смерти превращается в нечто, чему подводится итог. В смерти этот итог фиксируется. Отсюда и серьезное, ответственное отношение к жизни в силу наличия смерти. Для меня самого моя смерть - это не только конец, но и завершенность, то есть жизнь есть нечто, что должно не только окончиться, но и завершиться, получить в моей жизни своей завершение... Таким образом, наличие смерти превращает жизнь в нечто серьезное, ответственное, в срочное обязательство, в обязательство, срок выполнения которого может истечь в любой момент. Это и есть закономерно серьезное отношение к жизни, которое в известной степени является этической нормой». [4, 81-82]

В этих взглядах на человека и на его жизненный путь С.Л.Рубинштейн очень близок современной экзистенциальной психологии. Рассмотрим те моменты его концепции, где он спорит с экзистенциализмом.

1) Первым и главным предметом спора Рубинштейна с экзистенциализмом является разное понимание феноменов сущности и существования. Критика экзистенциализма Рубинштейном относится, более всего, к работам Ж.П.Сартра и М.Хайдеггера. Рубинштейн, например, не приемлет нигилистической концепции Сартра. Экзистенциальная психология всегда пыталась преодолеть разрыв между сущностью и существованием, но утверждая при этом примат существования. С.Л.Рубинштейн также говорит о том, что существование и сущность не должны разрываться, но он не согласен с тем, что существование в экзистенциальном подходе абсолютизируется, а сущность противопоставляется человеку: «Экзистенциализм выворачивает эту проблему наизнанку. Абсолютизация существования - превращение его в сущность человека - приводит к неверному пониманию, при котором утверждается примат существования; утверждение свободы снимает детерминацию, связь с прошлым. Человек выступает как исходное: он оказывается не только началом, но и концом, поскольку нет возможности

выйти в сферу бытия в целом. Мир, в котором живет человек, - это только шатер, который он сам над собой сооружает. Именно поэтому экзистенциалист М.Хайдеггер, создав онтологию человеческого бытия, не может создать второй том онтологии - онтологии бытия как такового». [4, 18] То есть Рубинштейн против того утверждения экзистенциальной психологии, что не существует объективной реальности, а только самими людьми конструируемая реальность. С.Л.Рубинштейн считает, что экзистенциалисты превращают бытие в «кажимость», в «мое представление» и утверждает, что бытие реально существует. Критикует Рубинштейн и то положение экзистенциализма, что все в человеке - из будущего, не будучи никак не детерминировано ни прошлым, ни человеческой природой (М.Хайдеггер). Однако современная экзистенциальная психология не отвергает причинно-следственной обусловленности. Она всего лишь против «грубо» понятого детерминизма: «это - причина, а это - следствие». Но ведь и сам Рубинштейн пишет о том, что не все в человеке причинно обусловлено его прошлой жизнью, именно в этом, по его мнению, отличие жизненного пути человека - в способности изменить ход жизни, благодаря совершению тех или иных поступков. Да, жизненный путь Рубинштейн видит только в преемственности и связи прошлого, настоящего и будущего, но человек способен, по его мнению, это будущее изменять, будущее не задано неизменно.

2) Еще один предмет спора С.Л.Рубинштейна с экзистенциальной психологией - в понимании свободы. Проблема свободы решается С.Л.Рубинштейном в рамках диалектики внешнего и внутреннего. Внешние причины всегда действуют через внутренние условия, так сказать, преломляются через внутренние условия: с этих позиций решается проблема свободы и необходимости в общественной жизни человека: внешние условия -это условия общественной жизни, а внутренние - это моральные установки личности. То есть свобода возможна не как свобода от всего, а свобода по отношению к конкретным условиям, к наличному бытию, к ситуации. Диалектика свободы по Рубинштейну состоит в том, что человек может

изменять данные ему условия, но вначале эти условия ему даны, он должен отталкиваться от уже данного, «иными словами, материал, из которого человек строит, одновременно и создан им, и дан ему». [4, 85] Таким образом, свобода - это не только отрицание данного (как ее понимал Ж.П.Сартр), но и утверждение его. Рубинштейн отрицает свободу как «отрицание», как абсолютную свободу, не связанную с жизнью в обществе, государстве и, в целом, человечестве. «Свобода духовная и величие человека возможны только в обществе», - пишет Рубинштейн. [4, 88] Настоящая, аутентичная жизнь для Рубинштейна возможна только в нахождении связей между единичным и общественным. То есть Рубинштейн против экзистенциального понимания человека как одинокого и «вброшенного» в мир существа. Человек, на его взгляд, активное и деятельное существо. Здесь, как мне кажется, представленные позиции не противоположны, а являются, скорее, двумя сторонами одного и того же: да, человек живет в обществе и может жить в обществе очень активно, но перед главными вопросами своей жизни он остается в одиночестве.

Итак, С.Л.Рубинштейн в своих трудах пытается представить целостный подход к наукам о человеке, объединяя философскую антропологию, гносеологию и онтологию. Жизненный путь для Рубинштейна - это не сумма жизненных событий и не последовательность этапов жизни; это целостное, непрерывное явление, которое прежде всего определяется этическими, нравственными отношениями человека к другим людям. Для Рубинштейна личность человека - это его жизненный путь, его деятельность на этом жизненном пути, деятельность, которая способна изменить не только жизнь человека, но и мир вокруг него. Личность как субъект жизни у Рубинштейна -это индивидуально-активный человек, строящий условия жизни и свое отношение к ней; субъектом жизни человек становится, если начинает ответственно подходить к самой жизни и ее выборам; жизненный путь должен, по мнению Рубинштейна, заканчиваться стремлением вверх - к нравственным, этическим ценностям. Концепция Рубинштейна, его понимание бытия и

сущности человека во многом противостоит экзистенциализму М.Хайдеггера, но в тех моментах, где он говорит собственно о существовании человека, о его человеческой ситуации, о свободе и необходимости, о человеческой смертности, об ответственности и человечном отношении к другим людям - он становится по-настоящему экзистенциальным философом.

Библиографический список

1.Абульханова-СлавскаяДС.А. Стратегия жизни [Текст]/К. А. Абульханова-Славская,- М.: Мысль, 1991,- 296 с.

2.Кочюнас,Р. Контуры экзистенциальной терапии [статья]//Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. -Ростов-на-Дону, №2, 2007. - 167 е., с. 42-59

3.Рубинштейн,С. Л. Основы общей психологии 4-изд., [Текст]/С.Л.Рубинштейн,- С.-П.: Питер, 2004. - 678 с.

4. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир [Текст]/С.Л.Рубинштейн,- М.: Наука, 1997.-190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.