Научная статья на тему 'Экзистенциальный смысл модуса будущего'

Экзистенциальный смысл модуса будущего Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
364
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / EXISTENTIALISM / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / EXISTENCE / СУЩНОСТЬ / ESSENCE / БЫТИЕ / БУДУЩЕЕ / FUTURE / ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ / TRANSCENDENCE / ЧЕЛОВЕК / MAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пащенко Ольга Витальевна

В статье рассматривается модус будущего как главный временной модус, дающий возможность человеку достичь подлинного бытия. Именно наличие будущего во временной шкале дает человеку возможность выбора. И только в выборе возможно раскрытие экзистенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EХISTENTIAL MEANING OF THE FUTURE MODE

The article considers the form of the future as the main temporal mode enabling the individual to achieve genuine Being. It is the presence of the future on a time scale that gives a person an opportunity to choose. It is only through such a choice, disclosure of existence becomes possible.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальный смысл модуса будущего»

субъекте глобальных проблем современности. Человек является предметом исследования глобалистики как нового направления в философии. Растёт интерес к проблеме личности как субъекте образования и воспитания в рамках глобальных проектов и программ, к числу которых относится и Болонский процесс.

Подведём итоги. Философская антропология Н.А. Бердяева - это целый мир духовно-ценностных принципов и установок, имеющих значение в воспитательном процессе личности студента. Общение - это базисная категория Н. Бердяева. Это тот предел, который обеспечит человеческому существованию истинную свободу, подлинный мир ценностных установок, смыслообразующий познавательный образ.

Экзистенциальное состояние личности - одиночество, оно преодолимо в ходе познавательного процесса, например, в научном познании через творчество, свободу поиска истины. Окончательное преодоление одиночества возможно только в общении и через общение я и ты. Любовь - вот подлинный мир личности, его свободы и преодоления одиночества. И этот мир любви и свободы предстает как истинные духовные ценности личности. Именно эти ценности определяют процесс воспитания личности студента в высшем профессиональном образовании.

Список литературы

1 Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека //Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Изд-во Хранитель, 2006.

2 Бердяев Н.А. Я и мир объектов // Бердяев Н.А. Дух и реальность. М.: Фолио, 2006.

3 Мухина В.С. Личность. Мифы и реальность. Екатеринбург: Изд-во: «ИнтелФлай», 2007.

4 Франк С.Л. Реальность и человек // Метафизика человеческого бытия. М.: Русский Христианский Гуманитарный институт, 2007.

I 1

О.В. Пащенко

Челябинская академия культуры и искусств

УДК 130.122

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ МОДУСА БУДУЩЕГО

Аннотация

В статье рассматривается модус будущего как главный временной модус, дающий возможность человеку достичь подлинного бытия. Именно наличие будущего во временной шкале дает человеку возможность выбора. И только в выборе возможно раскрытие экзистенции. 48

Ключевые слова: экзистенциализм, экзистенция, сущность, бытие, будущее, трансценденция, человек.

O.V. Pashchenko Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts

EХISTENTIAL MEANING OF THE FUTURE MODE

Abstract

The article considers the form of the future as the main temporal mode enabling the individual to achieve genuine Being. It is the presence of the future on a time scale that gives a person an opportunity to choose. It is only through such a choice, disclosure of existence becomes possible.

Index terms: existentialism, existence, essence, existence, future, transcendence, man.

Человек - это единственное существо способное осознавать свое бытие. По мнению немецкого философа М. Хайдеггера, «сущее, существующее способом экзистенции, есть человек. Только человек экзистиру-ет» [8]. Причем специфика сознания человека состоит в том, что оно предполагает экзистенцию в качестве сущности. Экзистенциальную доминанту человеческого бытия образует самосознание неотделимое от самопознания. Именно к этой доминанте сводятся все сущностные характеристики человека.

Экзистенция - это трансценденция к бытию и движение трансцендирования носит не необходимый, а возможный характер (экзистенция - это совокупность возможностей, которые человек должен реализовать). Процесс становления экзистенции приобретает своеобразную форму; он не просто блуждание от возможности к возможности, а «движение, которое идет от возможности к возможности этой возможности, т. e. к трансцендентальной возможности» [1, 11]. При этом здесь не человек выходит на первый план, а бытие как измерение экзистенции. Человеческое сознание ориентировано на самопознание, а следовательно, выступает основой формирования специфики человеческого бытия. Бытие же выступает как необходимость для экзистенциального самоопределения в мире. Экзистенциальное самоопределение связано с поиском смыслов. И один из главных таких смыслов и есть смысл человеческого бытия. Причем его необходимо отличать от смысла жизни. Жизнь это лишь одна из форм бытия. А бытие-философское понятие, обозначающее наличие явлений и предметов — самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект [7].

Следовательно, смысл бытия подразумевает сам факт присутствия человека в этом мире, заброшенности человека в мир, тогда как жизнь воспринимается как короткий переход от рождения к смерти.

Человек как существо разумное живет не просто в мире предметов, а в мире смысловых значений, и входе своего самоопределения, самостановления он стремиться обогатить расширить эту сферу. Создание новых смысловых значений выступает перманентной целью жизнедеятельности человека: «смыслы воплощаются в представлениях и понятиях, превращаются в самостоятельные объекты мышления, оперирование которыми приводит к образованию новых, более общих смыслов. Мир смыслов - мир продуктов человеческой мысли - велик и необъятен, это своего рода «вторая Вселенная» [4, 228]. Отсюда и образ реальности предВестник КГУ, 2013. № 4

ставляется человеческому сознанию не как предметный мир вещей, а как мир актуальных ценностно-смысловых (смысложизненных) значений.

Как было отмечено ранее, на первый план в экзистенциальных возможностях человека выходит не сам человек, а бытие человека. Причем в экзистенциализме выделяют подлинное и неподлинное бытие.

Если мы обратимся к экзистенциализму М. Хайдеггера, то увидим, что подлинное бытие может открыться лишь перед лицом смерти. Достижение экзистенции возможно лишь во времени. Определяющим модусом времени является будущее. Будущее превращается в «будущность», в которой существование приходит к самому себе в своей наиболее свойственной возможности бытия. Соответствующее существование уже находится в будущем; чтобы стать подлинным, существованию нужно лишь войти в будущее, которое уже ожидает его. Будущее и есть тот модус бытия, который заполнен смысложизненными значениями. Лишь будущее способно открыть нам возможность достижения экзистенции. Из всего вышесказанного следует, что смысл бытия открывается в достижении экзистенции. И будущее как элемент приближающий нас к смерти, дает возможность достижения подлинного бытия.

Раньше считалось, что человек живет в пространстве и времени. В рассуждениях о человеке, считает Хайдеггер, и речи не может быть о физическом пространстве. «Человеку присуще собственное пространство - это экзистенциальное - жизненное - пространство. "Вот" не просто означает, но специфицирует место человека в экзистенциальном жизненном пространстве. Вторая часть термина "Вот-бытие" означает, что бытие человека - это не просто жизненное пространство, но культурно-историческое пространство, а культурно-историческое пространство - это уже не культурно-историческое пространство, а культурно-историческое время. В целом, заключает Хайдеггер, "Вот-бытие" означает место человека в его историчности, где пространство существует не параллельно со временем, но встроено в него, а значит, в экзистенциальном бытии бытием становимся мы сами. Поэтому центральной характеристикой "Вот-бытия" становится Забота, которая определяется следующим образом - "быть всегда впереди себя в мире"» [3].

Из выше сказанного следует, что модус будущности мы рассматриваем не просто как временной, а как один из модусов бытия.

Будущее предоставляет человеку возможность выбора своей судьбы. И здесь судьба понимается несколько иначе, чем в традиционной философии. «Судьба, - не является каузальностью, господствующей над внешней природой», она не предопределяется чем-то внешним по отношению к индивиду; выбор судьбы - это решение, которое он принимает относительно самого себя» [1, 16]. Но несмотря на это, человек не может отстраниться от внешних факторов (социальных, культурных, биологических, экологических и др.). Следовательно, не только воля человека участвует в выборе судьбы. Иногда он необходимо приспосабливается к внешним обстоятельствам. Таким образом, судьба отчасти зависит от самого индивида, а отчасти ему приходится принимать ее как данность.

Создавая образ будущего, человек влияет на свою судьбу. Он выбирает цели, к которым прокладывает маршрут своей жизни. Цели непосредственно зависят от ценностей, которые близки для человека. «Процесс движения к целям является всегда незавершенным (ибо ценность никогда не может полностью вопло-

титься в акте) и проблематичным, так как движение структуры предполагает постоянный выбор ценности; если же выбор прекращается или выбирается не ценность, экзистенция становится «неподлинной» [1, 14]. Из этого следует, что экзистенция возможна лишь при правильном выборе, основанном на фундаментальных бытийных ценностях. «Экзистенциальные ценности фиксируют духовное ядро самосознания субъекта, и индивидуального, и совокупного - смысл самого его существования. Однако в историческом процессе смысл как экзистенциальная ценность выделился в особый разряд тогда, когда он стал центральной категорией самосознания субъекта, определяющей значение самого его существования» [3].

Человеческое бытие стремиться к выходу за пределы характерного для животных популяций адаптационного существования, к эмансипации имманентного потенциала своей субъективности, т.е. к расширению границ опыта восприятия и деятельности, к самопознанию и само-совершенствованию.

Таким выходом за пределы обыденности можно рассматривать творчество. И с этой позиции оно приобретает безусловную ценность. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - врожденная мотивационная составляющая, присущая всем людям и являющаяся основным детерминантом поведения и развития личности. Творчество - это не отдельное свойство, это целостная характеристика человека, это способ бытия. Н. Бердяев считает, что дух человеческий в плену. Плен этот он называет мировой данностью, необходимостью. И истинный путь человека, по мнению Н. Бердяева, это путь духовного освобождения от мира, освобождение духа человеческого из плена необходимости. Истинный путь - это движение в духе, а не в мире. Свобода от приспособлений к миру есть великое завоевание духа. Изначальный грех человека, по Н. Бердяеву, - это рабство, несвобода духа, подчинение дьявольской необходимости, бессилие определить себя свободным творцом. «Путь освобождения от мира для творчества новой жизни и есть путь освобождения от греха, преодоление зла, собирание сил духа для жизни божественной. Рабство у мира, у необходимости и данности есть не только несвобода, но и узаконение и закрепление нелюбовного, разодранного, некосмического состояния мира» [2] - так категорично пишет Н. Бердяев. Он призывает решительно и мужественно освободить дух и творчество, что потребует от человека решимости освободиться от ложных, призрачных наслоений культуры.

Творческий акт, пишет Н. Бердяев, это всегда освобождение и преодоление, это всегда переживание силы. «Личная трагедия, судьба, кризис переживаются творцом как мировые трагедии, кризис, судьба» [2]. Человек создан творцом гениальным (не непременно гением), и гениальность должен раскрыть в себе творческой активностью, победить все лично-эгоистическое и лично-самолюбивое, всякий страх собственной гибели, всякую оглядку на других. «Только освобождение человека от себя приводит человека в себя. Путь творческий жертвенный и страдательный, но он всегда есть освобождение от всякой подавленности» [2].

Творческий акт тесно связан с художественными ценностями. «Единственная форма небытия, которая рождает особый тип ценности и соответственно особую форму ценностного сознания, — искусство, продуцирующее так называемую "художественную реальность", то есть иллюзорный мир, который не выдает себя за мир действительный, но требует восприятия сотворен-

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 9

49

ного человеком небытия как подлинного бытия. Мы и рассуждаем об Эдипе и Электре, о Владимирской Богоматери и Сикстинской Мадонне, о Гамлете и Дон Жуане, об Обломове и Живаго как о реальных людях, одновременно сознавая, что это плоды творческого воображения - и их создателей, и нашего собственного. Поэтому художественная реальность становится такой уникальной формой небытия, которая нуждается не только в оценке ее содержания с разных ценностных точек зрения - нравственной, политической, религиозной, эстетической, но и с особой точки зрения - синтетически-целостной, объединяющей оценку изображенной реальности с оценкой самого изображения. Так рождается новый тип ценности — художественная ценность произведения искусства, вызывающая подобное

- амбивалентное, эстетически-внеэстетическое - переживание и ценностное суждение у тех, кто это произведение воспринимает» [3].

Также одной из фундаментальных экзистенциальных ценностей можно назвать любовь. В Любви любящий хочет быть «всем в мире» для любимого; это значит, что он ставит себя рядом с миром; он сосредоточивает в себе и символизирует весь мир, он есть это вот, которое объемлет собою всех других «этих вот», он

- объект и согласен быть объектом. Но, с другой стороны, он хочет быть объектом, в котором готова потонуть свобода другого; объектом, в котором другой согласен обрести как бы свою вторую данность, свое бытие и смысл своего бытия; предельным объектом трансцен-денции, объектом, в стремлении к которому трансцендентность Другого трансцендирует все другие объекты, но который сам никоим образом не поддается для нее трансцендированию [5].

Очень часто говорят о ценности жизни. Но не только жизнь имеет свою ценность, но и смерть. Лишь в противопоставлении смерти осознается ценность жизни. Большая протяженность жизни, т.е. практическое прижизненное бессмертие само по себе не является безоговорочным благом, гарантом полноценности и счастья. Народная мудрость сотворила образы Агасфера, Прометея, Сизифа, обреченные на вечную жизнь в муках. Очень часто люди призывают смерть, чтобы избавиться от ада жизни. Все дело не в протяженности, а в качестве жизни, уровне ее развития. Истинное бессмертие определяется поэтому не столько числом прожитых лет, сколько реальным духовно-нравственным содержанием, полнотой личностной самореализации.

Что касается положения современного человека, то тут происходит подмена ценностей. А следовательно, выбор не тех ценностей ведет к невозможности достичь экзистенциального бытия. Во многом этим объясняется неудовлетворенность жизнью человека XXI века. Пытаясь найти истинное, подлинное бытие к которому так стремится человеческая природа, он изначально не может его достичь из- за своей ограниченной способности выбора ценностей, смыслов и жизненных принципов.

Список литературы

1 Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм /пер. с итал. А.Л. Зорина. СПб.: Алетейя, 1998.

2 Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: АСТ, 2011.

3 Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Изд-во «Петрополис», 1997.

4 Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.

5 Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии.

М.: Изд-во «Прогресс», 1988.

6 Суворова А.Н. Введение в современную философию. URL:http://www.philosophica.ru/suvorova/64.htm

7 Философская энциклопедия. URL:http://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc_philosophy/176/БЫТИЕ

8 Хайдеггер М. Бытие и время /пер. с нем.

В.В. Бибихина М.: Изд-во «Академический проект», 2011.

Ш А

м% т

ДЕК* ■

М.Ю. Прокопьева Курганский государственный университет

УДК 141.5

«МИР СПАСЕТ КРАСОТА»

Аннотация

В статье рассматриваются два подхода к пониманию категории красоты - традиционный и романтический. На примере героев романа Ф.М. Достоевского «Бесы» проанализирован подход писателя к пониманию красоты как нормы, здоровья и идеала человека.

Ключевые слова: красота, добро, истина, нигилизм, юродство, человечность.

M.Y. Prokopeva Kurgan State University

«THE WORLD WILL BE SAVED BY BEAUTY»

Abstract

The article considers two approaches to understanding the category of beauty, i.e. traditional and romantic. By the example of heroes of F.M. Dostoyevsky's novel, Demons, an approach of the writer to understanding of beauty as a norm of health and an ideal of Man is analyzed.

Index terms: beauty, good, truth, nihilism, idiocy, humane feeling.

Тема красоты является одной из основных в творчестве Ф.М. Достоевского, недаром большинство героев писателя - это красавицы и красавцы. Практически в каждом его романе мы встречаем и «идеал Содомский», и «идеал Мадонны», т.е. красоту земную, противоречиво-двойственную, холодную, и красоту «спасающую», духовную. С одной стороны, мысли писателя «настойчиво развивались в сторону тех идей, вершиной которых является формула "красота спасет мир", с другой стороны, в нем с неменьшей силой - и чем дальше, тем определеннее - выступало сознание того, что красота есть объект спасения, а не осла спасения... Эти

50

Вестник КГУ, 2013. № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.