Научная статья на тему 'ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ'

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ / ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / ГАРМОНИЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татевосян Мария Александровна

В данной статье рассматривается экзистенциальный подход в образовании как потенциально необходимый в формировании новой системы образования. Рассматриваются основные идеи экзистенциализма и отличительные особенности экзистенциальной педагогики. Задача образования заключается в подготовке человека к жизни в современном мире и обществе. С каждым индустриальным прогрессом и преобразованием общества возникает необходимость изменения подходов и целей образования, так и сегодня, в начале компьютерной эры особенно остро встает вопрос поиска педагогического подхода, отвечающего современным запросам развития индивидуальной личности, независимой и гармонично развитой, способной противостоять обстоятельствам. Экзистенциальная педагогика базируется на одноименной философской системе, отражая и преобразовывая ее основные положения. Роль педагога как и его цели кардинально меняются т.к. согласно экзистенциализму, человек сам является творцом своей судьбы и задача педагога не передать свои знания, а помочь получить ученику собственные знания, своим путем, а статистические усреднения и ограничения классического образования своими рамками не способны дать такую возможность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIAL APPROACH TO EDUCATION

This article examines the existential approach to education as potentially necessary in the formation of a new education system. The main ideas of existentialism and the distinctive features of existential pedagogy are considered. The task of education is to prepare a person for life in the modern world and society. With each industrial progress and transformation of society, there is a need to change the approaches and goals of education, and today, at the beginning of the computer era, the question of finding a pedagogical approach that meets the modern needs of the development of an individual personality, independent and harmoniously developed, capable of resisting circumstances, is especially acute. Existential pedagogy is based on the philosophical system of the same name, reflecting and transforming its main provisions. The role of the teacher as well as his goals are radically changing because according to existentialism, a person himself is the creator of his own destiny and the teacher’s task is not to transfer his knowledge, but to help the student acquire his own knowledge in his own way, and statistical averaging and limitations of classical education by their own framework are not able to provide such an opportunity.

Текст научной работы на тему «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ»

Экзистенциальный подход в образовании

Татевосян Мария Александровна,

ст. преподаватель кафедра И-13, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) E-mail: sonyakorallo@list.ru

В данной статье рассматривается экзистенциальный подход в образовании как потенциально необходимый в формировании новой системы образования. Рассматриваются основные идеи экзистенциализма и отличительные особенности экзистенциальной педагогики. Задача образования заключается в подготовке человека к жизни в современном мире и обществе. С каждым индустриальным прогрессом и преобразованием общества возникает необходимость изменения подходов и целей образования, так и сегодня, в начале компьютерной эры особенно остро встает вопрос поиска педагогического подхода, отвечающего современным запросам развития индивидуальной личности, независимой и гармонично развитой, способной противостоять обстоятельствам. Экзистенциальная педагогика базируется на одноименной философской системе, отражая и преобразовывая ее основные положения. Роль педагога как и его цели кардинально меняются т.к. согласно экзистенциализму, человек сам является творцом своей судьбы и задача педагога не передать свои знания, а помочь получить ученику собственные знания, своим путем, а статистические усреднения и ограничения классического образования своими рамками не способны дать такую возможность.

Ключевые слова: Экзистенциальный, педагогика, образование, самовоспитание, гармоничная личность.

о с

CJ

см см

Сегодня, уже переступив порог в новую эру виртуальной реальности, искусственного интеллекта и глобальной компьютеризации, человечество стремительно решает вопрос переоценки и переосмысления имеющегося многовекового опыта. Давно обсуждаемая необходимость изменения всей устаревающей системы педагогического образования, занимающегося передачей и сохранением знаний, установленной еще к XVII в. привела к поискам новых моделей и подходов, способных удовлетворить современные запросы.

Экзистенциональная (лат. Existentia - существование) философия - это психологическое и моральное описание чувства человеческого существования в его конкретной реальности [1], где объектом изучения выступает человек, с его жизненными проблемами, а также смысл самой жизни человека. Основоположниками экзистенцио-нальной философии принято считать Кьеркегора С. - датского теолога (1811-1855 гг.), первым использовавшим в научной среде термин «экзистен-циональный», считавшего внутреннюю духовную жизнь человека главным объектом философского анализа, французского философа Сартра Ж.П. (1905-1980 гг.), выделявшего индивидуальность каждого человека, немецкого философа Гуссерль Э. (1859-1938 гг.), отрицавшего значимость внешнего мира, признававшего лишь реальность конкретного человека.

Задача экзистенциальной философии, используя объективное знание и мышление установить связь бытия и сознания человека, поспособствовать в становлении свободной личности, столь актуальной в современном мире. Ведь в реалиях социальной жизни человек утрачивает свою уникальность, свое «Я», теряя возможность управлять своей судьбой и менять свою жизнь, а впоследствии и ценность в развитии общества. Такое видение мира, присущее экзистенциональной философии, нашло отражение в современной экзи-стенциональной педагогической концепции. Экзистенциализм отличается недоверием к педагогической теории, так как воспитание и обучение претендуют на знание объективных закономерностей ребенка, а таких не существует. Программам и методам предпочитается ситуативный подход, а групповой работе индивидуальный подход[2].

В педагогике экзистенциональные идеи широко распространились на западе в ХХ в. Наиболее известными исследователями в этой области на западе стали американский психолог Колберг Л. (1927-1987 гг.), считавший, что для формирования у детей нравственности необходимо работать над чувством справедливости как экзистенцио-нальным свойством, австрийский философ Штай-

нер Р. (1861-1925 гг.), определявший работу педагога как задачу объединить три составляющих человека - тело, душу и дух, итальянский педагог Монтессори М. (1870-1952 гг.), специализировавшейся на создании среды для саморазвития детей дошкольного возраста, американский философ Дьюи Д. (1859-1952 гг.), выступавший за ситуативное воспитание, спонтанное развитие ребенка, и другие.

В это время в Советском Союзе коммунистическая педагогика не позволяла поднимать вопрос необходимости развития индивидуальности, тем не менее такие педагоги как Каптерев П.Ф., Су-хомлинский В.А., Иванов И.П., Шацкий С.Т. в своих работах разрабатывали идеи субьективного подхода к учащимся. Сразу после распада СССР начинается активная работа над методами экзи-стенционального образования. Сегодня в России отмечают работы Гребенюка О.С., Гребенюка Т.Б., первыми поставившие педагогической целью развитие индивидуальности, Шершневой А.В., считающая, что в современных школах необходимо ориентироваться на развитие экзистенциональ-ной сферы, Рожков М.И., заложивший в основу методологической базы в с своей школе экзистен-циональный подход.

Экзистенциональный подход в образовании призван способствовать реализации самой высокой цели- воспитания не только человека, обладающего знаниями и способного ими оперировать в заданных ситуациях, а человека свободного, способного брать и нести ответственность за свою жизнь, способного реализовать свой потенциал максимально как в мире в общем и социуме в частности.

Главная отличительная особенность экзистен-циональной педагогики заключается в отрицании унификации и коллективности в пользу исключительно индивидуального подхода. Говоря о главных особенностях и отличиях, стоит отметить, что они образуют собой систему взаимосвязанных характеристик, без возможности использования ни одного в отдельности от других, а базируются они на следующих положениях экзистенциализма:

1. Ориентация на понимание настоящего момента и главных событий в жизни человека- рождение и смерть, понимание скоротечности нашего пребывания в мире.

2. Человек в этом мире одинок, все что с ним происходит это его уникальная жизнь, Сартр Ж.П. говорил о проживании жизни как об осуществлении своего личного проекта.

3. Человек свободен и сам является творцом своей судьбы, как утверждал Сартр Ж.П., - человек делает себя сам [3].

4. Для человека возможная реальность является равнозначной реальному бытию.

5. Самодетерминация как средство управления собственной жизнью.

Цель экзистенциональной педагогики помочь человеку достигнуть своего идеала, стать гармонично развитым, что подразумевает всестороннее

развитие духовности, морали и физического тела. Это и становится ориентиром для деятельности педагога.

Среди отличающих экзистенциальный подход позиций можно выделить следующие:

1. Отрицается возможность существования научной теории т.к. личность человека исключительно индивидуальна.

2. Общеобразовательная школа должна концентрироваться на развитии неповторимой личности, акцентируя внимание на создание лишь условий для самостоятельного поиска себя и своего места в мире.

3. Учитель не оказывает влияние на выбор ученика, не дает ответов, не может высказывать свое мнение, главным образом концентрируется на этических вопросах, моральных аспектах и поисках своего «я».

4. Воспитание и обучение происходит через диалог и обсуждения.

5. Познание должно происходить при помощи интуиции, озарения, но не через науку и логику.

6. Воспитание в коллективе не признается т.к. это приводит к уподоблению большинства, а человек уникален и одинок в этом мире, поэтому и путь свой должен проходить самостоятельно, без оглядки на других. Если работа в группах и проводится, то исключительно в малочисленных и разновозрастных, в таких группах могут находиться дети от 4 месяцев до 12 лет. Сегодня, когда мы имеем дело с «культом личности», когда все большее количество людей стремится познать себя помимо приобретения специальности, выйти за пределы предложенные системой, найти наиболее комфортное место в жизни и реализовать свои возможности, находясь в гармонии с самим собой, экзистенциальный подход, возводящий эти идеи в абсолют становится наиболее привлекательным, а школы последователей этих идей получают все большее одобрение и популяризацию. В такой системе все звучит как идеальное воспроизведение желаний, ведь в результате человеку обещана возможность прожить идеальную счастливую жизнь. Чем больше будет счастливых и реализованных людей в обществе, тем ближе мы окажемся к цели вырастить счастливое поколение.

Пока в экзистенциализме огромное количество направлений и подходов, порою взаимоисключающих, когда в одном направление считается негативный опыт полезным, в другом его избегают, нет единой основы, способной заменить традиционное образование. Не смотря на то, что цель и деятельность идеальной экзистенциальной личности направлены преимущественно внутрь человека, разворачивая его к глубинному «Я», не учитывая столь необходимый аспект социализации, нивелируя значимость причастности и неразрывности человеческого индивидуального существования с социумом, потенциал экзистенциального подхода способен в будущем составить конкуренцию традиционному.

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

Литература

1. Зорин В.И. Евразийская мудрость от А до Я: толковый словарь. - Алматы. Словарь, 2002. С. - 283

2. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых: учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Н.А. Виноградова, Н.В. Ми-кляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н.В. Ми-кляевой. - Москва: Юрайт, 2012. С - 310

3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. - М., 2010.

4. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов: сб. / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм и др.; сост., общ. ред. и предисл. А.А. Яковлева. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-324.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / под общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева; вступ. ст. Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. -368 с.

6. Capek M. The Philosophical Impact of Contemporarv Physics. Princeton, 14.1.: D. Van Nostrand, 1961.

7. Рожков М.И., Концепция экзистенционально-го образования. Ярославский педагогический вестник 2002 № 4 (33)

8. Франкл В. Духовность, свобода, ответственность / Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. И общая редакция Ре-ан А.А. -СПб: 2000

EXISTENTIAL APPROACH TO EDUCATION

Tatevosyan IVIA

Moscow Aviation Institute (National Research University)

This article examines the existential approach to education as potentially necessary in the formation of a new education system. The main ideas of existentialism and the distinctive features of existential pedagogy are considered. The task of education is to prepare a person for life in the modern world and society. With each industrial progress and transformation of society, there is a need to change the approaches and goals of education, and today, at the beginning of the computer era, the question of finding a pedagogical approach that meets the modern needs of the development of an individual personality, independent and harmoniously developed, capable of resisting circumstances, is especially acute. Existential pedagogy is based on the philosophical system of the same name, reflecting and transforming its main provisions. The role of the teacher as well as his goals are radically changing because according to existentialism, a person himself is the creator of his own destiny and the teacher's task is not to transfer his knowledge, but to help the student acquire his own knowledge in his own way, and statistical averaging and limitations of classical education by their own framework are not able to provide such an opportunity.

Keywords: Existential, pedagogy, education, self-education, harmonious personality.

References

1. Zorin V.I. Eurasian wisdom from A to Z: explanatory dictionary. - Almaty. Dictionary, 2002.S - 283

2. Vinogradova N.A. Preschool pedagogy: the basics of interactive interaction between children and adults: a textbook for bachelors: a textbook for students of higher educational institutions studying in the humanities and specialties / N.A. Vinogradova, N.V. Miklyaeva, Yu.V. Miklyaeva; under total. ed. N.V. Miklyae-va. - Moscow: Yurayt, 2012.S - 310

3. Grebenyuk O.S., Grebenyuk T.B. Fundamentals of pedagogy of individuality. - M., 2010.

4. Sartre J.-P. Existentialism is humanism // Twilight of the Gods: Sat. / F. Nietzsche, Z. Freud, E. Fromm and others; comp., total. ed. and foreword. A.A. Yakovleva. - M .: Politizdat, 1989. -S. 319-324.

5. Frankl V. Man in search of meaning: Sat. / under total. ed. L. Ya. Gozman, D.A. Leontyev; entry Art. YES. Leontyev. - M.: Progress, 1990. - 368 p.

6. Capek M. The Philosophical Impact of Contemporarv Physics. Princeton, 14.1.: D. Van Nostrand, 1961.

7. Rozhkov MI, The concept of existential education. Yaroslavl Pedagogical Bulletin 2002 No. 4 (33)

8. Frankl V. Spirituality, freedom, responsibility / Psychology of personality in the works of foreign psychologists / Comp. And the general edition of A.A. Rean. -SPb: 2000

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.