Научная статья на тему 'Экзистенциальный анализ культуры чтения'

Экзистенциальный анализ культуры чтения Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
чтение / культурологический подход / экзистенциальное общение / духовный мир / художественный мир / культура. / reading / cultural approach / existential communication / spiritual world / artistic world / culture.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Мочалова Н.Ю.

Феномен чтения рассматривается в статье как культурологическая ценность. В рамках избранного для анализа культурологического подхода чтение представлено в качестве социокультурного явления, которое выступает как неотъемлемая часть формирования интеллектуальной культуры развитого человеческого общества. Предпринимается попытка проанализировать экзистенциальный аспект преобразования духовного мира человека благодаря процессу чтения. Научная новизна исследования заключается в сравнительном контексте монологической и полифонической парадигм классического чтения, которые противопоставляются мобильным формам чтения и общения в современных социальных сетях. В заключении делается вывод о важности формирования навыков чтения как экзистенциального общения с художественным миром литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Existential analysis of reading culture

The phenomenon of reading is considered in the article as a cultural value. Within the framework of the culturological approach chosen for the analysis, reading is presented as a socio-cultural phenomenon that acts as an integral part of the formation of the intellectual culture of a developed human society. An attempt is made to analyze the existential aspect of the transformation of the spiritual world of a person through the process of reading. The scientific novelty of the research lies in the comparative context of the monological and polyphonic paradigms of classical reading, which are opposed to mobile forms of reading and communication in modern social networks. In conclusion, the conclusion is made about the importance of the formation of reading skills as an existential communication with the artistic world of literature.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальный анализ культуры чтения»

Existential analysis of reading culture

Mochalova Nadezhda Yurievna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch), Russian State Vocational Pedagogical University, Nizhny Tagil

The phenomenon of reading is considered in the article as a cultural value. Within the framework of the culturological approach chosen for the analysis, reading is presented as a socio-cultural phenomenon that acts as an integral part of the formation of the intellectual culture of a developed human society. An attempt is made to analyze the existential aspect of the transformation of the spiritual world of a person through the process of reading. The scientific novelty of the research lies in the comparative context of the monological and polyphonic paradigms of classical reading, which are opposed to mobile forms of reading and communication in modern social networks. In conclusion, the conclusion is made about the importance of the formation of reading skills as an existential communication with the artistic world of literature.

Keywords: reading; cultural approach; existential communication; spiritual world; artistic world; culture.

Цитировать: Мочалова Н.Ю. Экзистенциальный анализ культуры чтения // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №4(16). – С. 20-25. EDN: CMIWPF. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.3

Мочалова Надежда Юрьевна, кандидат философских наук, доцент, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал), Российский государственный профессионально-педагогический университет, Нижний Тагил

Феномен чтения рассматривается в статье как культурологическая ценность. В рамках избранного для анализа культурологического подхода чтение представлено в качестве социокультурного явления, которое выступает как неотъемлемая часть формирования интеллектуальной культуры развитого человеческого общества. Предпринимается попытка проанализировать экзистенциальный аспект преобразования духовного мира человека благодаря процессу чтения. Научная новизна исследования заключается в сравнительном контексте монологической и полифонической парадигм классического чтения, которые противопоставляются мобильным формам чтения и общения в современных социальных сетях. В заключении делается вывод о важности формирования навыков чтения как экзистенциального общения с художественным миром литературы.

Ключевые слова: чтение; культурологический подход; экзистенциальное общение; духовный мир; художественный мир; культура.

УДК 130.3 + 801.73

5.10.1 Теория и история культуры, искусства

Мочалова Н.Ю.

Экзистенциальный анализ культуры чтения

Введение

Для современной ситуации в сфере культуры очень важно бережное сохранение исторического опыта предшествующих поколений. Обесцениваются фундаментальные ценностные установки, сохраняющие культурную связь времен и поколений. Эти глобальные разломы в культуре провоцируют поиски фундаментально прочной платформы, на которой существуют просвещенность, культурность, образованность.

При культурологическом подходе, избранном нами как ведущем при анализе, чтение рассматривается как знаковое открытие человеческой цивилизации, как способ воплощения человеческой духовности, как механизм преемственности, наследования и актуализации исторической и культурной памяти. Книга предстает явленным феноменом культуры, передающим эстафету в цепи поколений.

Человек читающий становится разумным – Homo sapiens и Homo legens логично, сущностно и генетически связанными. В этом смысле чтение рассматривается культурологами как основополагающий способ существования культуры. Согласимся с мнением авторитетнейшего культуролога А.В. Воронцова, что феномен чтения является универсальным показателем состояния общества в целом [4]. На долгом пути культурного развития чтение меняло лишь свою техническую огранку, но не своё предназначение. Эти интенции позволили культурологу М.Ю. Гудовой сделать заключение, с которым нельзя не согласиться: «чтение – это сложноорганизованная система, особым образом выполняющая социально-организующую функцию культуры» [5, с.87].

Генезис экзистенциального чтения

Итак, в рамках культурологического подхода, чтение рассматривается как уникальное явление, которое выступает неотъемлемой частью интеллектуальной культуры человеческого сообщества. Процесс чтения книг имеет сложную полифункциональность – семиотическую, символическую, гносеологическую, экзистенциальную, аксиологическую.

Чтение, даже вне оценки его культурного содержания, расширяет внутренние возможности человека. Имманентная вплетенность чтения в другие виды деятельности (как известно, чтение проникает в процессы обучения, воспитания, социализации, самоопределения, профориентации) доказывает его необходимое системное присутствие в культуре общества.

Исторически функции чтения начинают формироваться и осознаваться ещё в античной культуре. Платон, явно симпатизируя устной форме диалогового общения, записывал свои тексты, осознавая значимость репродуктивного чтения, «как средство для памяти» [12, с.161]. Он пишет о том, что есть те, кто способен «рождать искусство», писать тексты, а есть те, кто будет пользоваться ими, кто будет читать тексты. Читающий не будет считаться мудрым, т.к. он использует не внутренние возможности (свою память), а внешние (чтение чужих текстов): «потому что, полагаясь на внешнее письмо, изображенное чужими знаками, они не будут вспоминать впечатлений внутренне – сами в себе. Значит, ты изобрел средство не для памятования, а для напоминания. Да и мудрость ученики приобретут у тебя не истинную, а кажущуюся; потому что многого, наслушавшись и ничего не изучая, будут представлять себя многознайками и, как мнимые мудрецы, вместо истинных, останутся большею частью невеждами и людьми в обществе несносными» [12, с.161].

Чтение должно давать некий импульс к раздумию о мире и себе, активизируя мыслительную деятельность человека, заставляя анализировать свои действия, их мотивацию, ценности. Тем самым чтение помогает совершенствовать уровень рассуждений, пробуждает эмпатию по отношению к другим, определяет идеалы и формирует этическое и эстетическое [9]. Эти первоначальные функции чтения Ю.П. Мелентьева называет репродуктивной (как накопление знаний в памяти человека) и креативной (оформление в свои мысли того, что прочел) функциями [9, с. 39-40]. Безусловно, с ходом развития культуры общества усложнялся и сам процесс чтения как приобщение к культурному наследию предшествующих поколений.

Герменевтический стиль чтения становится функционально приоритетным в средневековой культурной традиции. Чтение представляло собой некий инструмент общения с Богом через тексты священных книг. Для Августина Блаженного чтение окрашено религиозным чувством сокровенного общения с Богом благодаря текстам церковных книг. В «Исповеди» описаны привычки миланского епископа Амвросия: «…он восстанавливал телесные силы необходимой пищей, а чтением – духовные. Когда он читал, глаза его бегали по страницам, сердце доискивалось до смысла, а голос и язык молчали» [3, с.74]. Чтение духовно развивает личность, расширяя границы его внутреннего мира, усложняя слои смыслового эмоционального миропереживания. Именно эту модель чтения особо выделяет в своем исследовании Стефановская Н.А. [16].

Столь значимый для нашего исследования аспект экзистенциального чтения становится актуальным в истории ренессансной культуры с ее пафосом гуманистического персонализма. «Опыты» М. Монтеня отстаивают идею предназначения чтения как средства развития и познания человеком своего внутреннего мира [10, с. 40-42]. Поддержали социально-значимое значение процесса чтения и просветители XVIII века Д. Дидро, Ф.- М.Вольтер. Ж.-Ж. Руссо.

Современная система социальных и гуманитарных дисциплин в духе позитивистской традиции стремится уйти от сложных философских построений и найти свой предмет, соответствующую ему методологию в исследовании междисциплинарного объекта – чтения. Сегодня мы констатируем факт наличия специальных отраслей знания, посвященных исследованию феномена чтения: история, социология и психология чтения. Последнюю отрасль знания в психологической науке изучали Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Рубакин, Л.С. Цветкова [20, 15, 13, 14, 18]. Позиция этих ученых близка в том, что для восприятия текста недостаточно научить читать по-сложно слова, связывая их в предложения. Важно понимать прочитанное и психологически тонко определять интонирование текста, проживать смыслы, а не слова. «Чтение, то есть понимание письменной речи, является более трудной операцией, чем понимание устной речи… В устной речи интонации, паузы, голосовые подчеркивания – целая гамма выразительных средств – содействует пониманию… При чтении нужно без помощи всех вспомогательных средств, опираясь на один лишь текст, определив относительный удельный вес и правильное соотношение входящих в данный тест слов, дать ему самостоятельное толкование… Самостоятельное чтение предполагает известное умственное развитие и в свою очередь ведет к дальнейшему умственному развитию» [15, с. 447].

Именно систематическое чтение развивает личность намного больше, чем простое визуальное восприятие ею информации, к примеру, при пролистывании мельком новостных лент в социальных сетях. Систематическое чтение развивает креативность личности и интеллект [7]. Нельзя не зафиксировать очевидное умозаключение, что чтение напрямую связано с формированием мировоззрения человека, его профессионального становления, с развитием интеллекта и общего фона эмоционального развития личности. Именно эмоциональная составляющая формирует экзистенцию личности, ее способности к сопереживанию, к со-бытию с художественной реальностью.

Со-бытие духовного и художественного миров

Немаловажной характеристикой процесса чтения является его личностный, интимный, даже сокровенный характер преобразования духовного мира читателя. Человек, читающий текст книги, не только определяет, узнавая, буквы-знаки, он переносит чувства, мысли, эмоциональный фон чужого содержания внутреннего мира в свой внутренний сокровенный план. Это интонирование «чужого-своего» создает ни с чем несравнимый процесс сокровенной близости духовных миров, возможный благодаря их желанному уподоблению, помните, как у классика: «я сам обманываться рад».

Эта прекраснодушная картина читательского упоения текстом не должна нас обманывать; существует огромная бездна между читателями разных уровней, тонко подмеченная У. Эко, образованными виртуозами и беспомощными чтецами [19]. Если не учитывать учебное и досугово-развлекательное чтение как чтение прагматическое, чтение низших уровней, то, на наш взгляд, существенно значимой инвестицией во внутренний мир личности является экзистенциальное чтение, вовлекающее человека целиком в художественный мир книги. Это действо, когда сливаются мечты и реальность, правда и вымысел, чужое и своё, вещное и духовное. Феноменологический уровень восприятия текста усложняется его герменевтическим прочтением, вовлечением в семиотику и смыслы прочитываемого. Это то, что М.С. Каган называл квазиобщением, расширяющем мир квазиперсонажей [8].

Такой уровень культуры чтения не может быть узкопрагматичным и позитивистски ориентированным. Это высший уровень духовного общения схожих ценностей, эмоционально близкой сопереживаемости, смысловой значимости, интонационной созвучности. Это потребность открыть для себя «своего» писателя как сокровенного друга. Подобное общение художественного и духовного миров может продолжаться сколь угодно долго, удерживая читателя в плотной экзистенциальной зависимости избранного вкусового предпочтения. Человек на протяжении жизни может обращаться несколько раз к одному и тому же тексту своего любимого» писателя, но каждый раз открывать для себя в нем новый смысл, находить новые акценты, нюансы, краски, тона.

Это связано с тем, что, чем больше читательского опыта человек имеет, тем у него больше возможности проникать в глубинный, сокрытый от поверхностного взгляда, истинный смысл, который сообщает автор. Читателю уже не интересны голые факты, свершившиеся события, важно, не то, что на сцене и открыто взгляду каждого, но то, что «за кулисами» прямого взгляда.

Опытные читатели, по мнению Томаса Фостера, используя свой читательский багаж, анализируют текст, видят в нем глубинные символы, проводят смысловые параллели, отделяют главное от второстепенного. Неопытный читатель, по мнению автора, это тот, кто обращает внимание лишь на сюжет и героев. Опытный читатель воспринимает прочитанное на эмоциональном уровне; процесс чтения для него – это личный опыт переживания [17, с.15]. Необходимо развивать умение читать эмоционально, осмысленно, активно, но современные читатели в большей массе именно этим и пренебрегают.

Подобную оценочную позицию поддерживает эмпирическая социология, фиксирующая факт снижения интереса к чтению, прежде всего, бумажному «чтению художественной литературы». Не беремся оспаривать очевидную тенденцию современной культурной реальности, в которой традиционное чтение книжных, журнальных и газетных изданий вытеснено массовым использованием гаджетов для обретения разнообразной информации.

Классика книжного чтения – примета старой классической культуры, где главенствует авторитет автора произведения. Писатель – наставник, учитель, гуру – посредством художественного текста наставляет своих читателей, его поучения составляли основу интерсубъективного взаимодействия. Практика самоопределения личности через чтение как духовно-содержательное общение соответствует парадигме классической монологической культуры. Этот мир был назван З. Бауманом старым фордистским миром, «миром авторитетов: лидеров, знающих все лучше остальных, и учителей, указывающих вам, как лучше делать то, что вы делаете» [1, с.71]. Сфера книжной культуры сводилась к формуле «делай как я», закрепляя классическую «ремесленность» индивидуального самоопределения. Устойчивые нормы формируют определяемый художественный вкус, и в этом состоит достоинство классической литературы, но, следование четкому направлению лишает читателя возможности выскочить из этой колеи на обочину новых восприятий. Фундаментальная классика опасается экспериментальной практики текучей мимолетной современности, провокационного авангардизма.

Характер современных жизненных проблем разрушает этот алгоритм общения как освоенного навыка поведения. На смену монологического общения приходит новая парадигма полифонического экзистенциального романа, родоначальником которого в русской литературе считается Ф.М. Достоевский. Новые формы художественного общения прекрасно рассмотрел на примере романов Ф.М. Достоевского М.М. Бахтин [2]. Бахтин отличал полифонические романы Ф.М. Достоевского от традиционных романов-монологов, в которых автор является правоустанавливающим субъектом, герои романа всецело подвластны автору. Полифония в литературоведении предполагает равенство разных позиций, мнений, голосов, формирующих многоплановость художественного произведения как системного организма. Это создает платформу для экзистенциального чтения как сложного процесса восприятия-обогащения-обмена-передачи-принятия «иного-чужого-своего» в собственную экзистенцию.

В реальной действительности люди читают все реже, подменяя сложный интеллектуальный труд навыками быстрого поиска нужных фрагментов, точных фактов, однозначных сведений. Времени и желания сопереживать прочитанному элементарно не достает. Мобильное эпизодичное чтение становится нормой современного существования. Общение в социальных сетях при всей иллюзорности общения создает эффект реальной активности, заинтересованной включенности в социальные отношения. Социальные сети становятся наиболее простым и доступным способом индивидуализации и идентификации. Человек сам выбирает авторитетную для себя социальную общность (например, «Одноклассники.ru», «Facebook», «Вконтакте») и активно включается в общение. Заметки, посты, комментарии, фотографии, оценки - сиюминутны, лишены глубинной рефлексированности. Современный молодой человек, как пишет З. Бауман, предпочитает закрывать глаза на сложности окружающей реальности и сохранять всеми силами свою безмятежность. «Наивное неведение заставляет даже самые беспокойные и ненадежные условия выглядеть знакомыми и поэтому безопасными, и любое понимание их шатких оснований является предвестником недоверия, сомнения и ненадежности, которые мало кто может приветствовать с радостным превкушением» [1, с. 50]. Все бесхитростные и очевидные доводы убеждают в том, что практика монологической культуры явно доминирует в современной реальности.

Заключение

Не принимая травматической ситуации рефлексирования, постепенно люди уходят от практики самопознания, разучиваются читать уединенно, вдумчиво, сопереживательно. Потребность и навыки экзистенциального общения с художественным миром утрачиваются или не формируются вовсе. Мир с его проблемами становится лишь фоном бытия, по касательной затрагивая мир души читателя. Это приводит к тому, что ценностное отношение и осмысление себя, переживание мира и ситуации бытия в этом мире заменяется на отношение ориентации в мире, на выбор позиции среди людей и проблем. Целостное ценностно-ориентационное отношение тем самым распадается надвое и редуцируется к ориентации [6, с.150].

В результате глубина внутреннего мира становится мелководнее, поверхностнее, бездеятельностнее. Чтение может стать разумной деятельностью только в том случае, если человек умеет читать вдумчиво, осмысленно, критично, интеллектуально. Только такой способ чтения приносит удовлетворение и удовольствие, формируя «профессиональные» качества читающего. Внутренний же мир человека читающего много шире, красочнее, многообразнее, он способен испытывать наслаждение самим процессом чтения.

Чем сложнее картина мира у человека, тем легче и быстрее он воспринимает новации, гибче и толерантнее реагирует на сложности социального мира. Чем более развит опыт экзистенциального понимания-переживания, тем глубже личность, тем богаче ее духовный мир.

Литература:

1. Бауман З. Текучая современность. – СПб.: Питер, 2008. – 240 c.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. – М.: ЭКСМО, 1929, 1963. – 308 с.

3. Блаженный А. Исповедь / пер. М.Е. Сергеенко; отв. ред. Н.Н. Казанский. – СПб.: Наука, 2013. – 377 с.

4. Воронцов А.В. Чтение как социальная проблема / А.В. Воронцов // Вестник Герценовского университета. – 2009. – № 11(73). – С. 24-33.

5. Гудова М.Ю. Чтение как культурная практика: обоснование методологии исследования / М.Ю. Гудова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2014. – № 3(39). – С. 82-88.

6. Гудов В.А., Гудова М.Ю. Социальные сети против книжек: «ускользающие» практики чтения // Россия в мире XXI века: между насилием и диалогом: материалы XVI Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета: в 2 т. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2013. Т.1. – С. 146-151.

7. Ищенко Е.Н. Чтение как социокультурный феномен: методологические подходы к изучению / Е.Н. Ищенко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. – 2021. – № 4(42). – С. 11-17.

8. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений / М.С. Каган. – М.: Политиздат, 1988. – 315 с.

9. Мелентьева Ю.П. О чтении (Размышления о теоретических аспектах чтения). - М.: Канон+, 2015. – 184 с.

10. Монтень М. Опыты. Кн. 1-3. «Литературные памятники». – М.: Наука, 1992. - Кн. 3. – 542 с.

11. Олешко В.Ф. Чтение как демократическая ценность / В.Ф. Олешко // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2015. – Т. 138. – № 2. – С. 76-83.

12. Платон. Пир. Федр // Полное собрание творений Платона: в 15 т. - Т. 5: / под ред. С.А. Жебелева, Л.П. Карсавина, Э.Л. Радлова. – СПб.: Academia, 1922. – 176 с.

13. Рубакин Н.А. Избранное: в 2 т. – М.: Книга, 1975. - Т. 1. – 224 с.

14. Рубакин Н.А. Избранное: в 2 т. - М.: Книга,1975. - Т. 2. – 280 с.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.

16. Стефановская Н.А. Социальные модели чтения: историко-социологический анализ // Вестник ТГУ. – 2007. – № 9. [Электронный ресурс]. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-modeli-chteniya-istoriko-sotsiologicheskiy-analiz (дата обращения: 05.07.2023).

17. Фостер Т. Искусство чтения: как понимать книги / Томас Фостер; пер. с англ. Марии Сухотиной. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 304 с.

18. Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Юристъ, 1997. – 255 с.

19. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах / пер. с англ. А. Глебовской. – СПб.: Симпозиум, 2003. – 285 с.

20. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 554 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.