Научная статья на тему 'Экзистенциальные темы в интерпретации зрителем современной фотографии'

Экзистенциальные темы в интерпретации зрителем современной фотографии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
405
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ФОТОГРАФИИ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / КЭМП / НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ / INTERPRETATION / REFLECTION / PSYCHOLOGY OF MODERN PHOTOGRAPHY / EXISTENTIAL IDEAS / TOLERANCE FOR UNCERTAINTY / CAMP / AMBIGUITY OF PERCEPTION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Харитонова Татьяна Юрьевна

Статья посвящена экспериментальному исследованию восприятия и интерпретации зрителем экзистенциальных тем современной фотографии. Рассматриваемые автором проблемы касаются восприятия посетителями выставки современной фотографии. Сделанные на основании проведенного исследования выводы показывают неоднозначность эмоционального отклика при выделении экзистенциальных тем и обращение зрителей к собственному жизненному опыту

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Existential ideas in interpretation of modern photography

The article is devoted to the experimental investigation of perception of modern photography. The problems raised by the author touch experiences of the visitors at the exhibition of modern photography. The conclusions demonstrate inconsistency of emotional response of the visitors to existential themes and ideas and refer to their life experience.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальные темы в интерпретации зрителем современной фотографии»

УДК 159.9

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 3

Т. Ю. Харитонова

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЗРИТЕЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ ФОТОГРАФИИ

Понятие «интерпретация» в психологической науке имеет множество значений. Наряду с общенаучной интерпретацией данных выделяют психоаналитическую интерпретацию, связанную с психоанализом З. Фрейда, когнитивную интерпретацию, при которой создается умственная схема репрезентации. Интерпретация в психологической науке в широком понимании определяется как процесс, описывающий объяснение вещи значимым образом или словами, дающими такой эффект [1].

Помимо понятия интерпретации существует метод интерпретации, который используется в психологии, начиная с психоаналитической школы, не только в практике терапии, но и в осмыслении различных аспектов повседневной жизни [2].

В искусствознании и культурологии понятие «интерпретация» употребляется для обозначения освоения и творческого прочтения произведения искусства. Амбивалентность всех составляющих творческого процесса в современном, особенно концептуальном, искусстве делает и самого художника интерпретатором своего произведения, и зрителя — интерпретатором и творцом в акте художественного восприятия. В процессе восприятия искусства возникает реакция зрителя на произведение искусства, поэтому в современной российской психологии искусства, учитываются факторы, связанные с внутренним миром личности: смыслами, ценностями, личностными проблемами, психодинамикой [3].

В этом случае интерпретация как обращение к внутреннему опыту оказывается тесно переплетенной с понятием рефлексии. «Рефлексия в ее традиционном философ-ско-психологическом понимании — это способность встать в позицию "наблюдателя", "исследователя" или "контролера" по отношению к своему телу, своим действиям, своим мыслям» [4, с. 16].

В связи с этим, обращаясь к изучению интерпретации современного искусства, можно сказать, что существует способ самовосприятия зрителя, который можно назвать «чувство — смысл», он выражается вовне с помощью формализации как осознания или рефлексии и вербализации как выражения в устной речи [5, с. 242].

Опыт восприятия и осознания современной фотографии, выразившийся в интерпретации экзистенциальной тематики, стал предметом нашего исследования, которое мы провели на выставке современной фотографии «Анни Лейбовиц. Жизнь фотографа» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

Целью нашего исследования явилось выделение экзистенциальных тем в интерпретации зрителями выставки современной фотографии.

Фотография как вид искусства привлекает внимание психологов, начиная с середины XX в. Необходимо отметить точку зрения Р. Арнхейма, который выделяя социальную проблематику фотографии, соотносит ее с другими визуальными искусствами и приходит к выводу, что коренной проблемой фотографии является то, что фотограф неизбежно оказывается частью изображаемой им ситуации. Чем более умело фото-

© Т. Ю. Харитонова, 2012

граф прячется и чем неожиданнее нападает на свою «жертву», тем более острой будет казаться социальная проблема, которую он хочет передать на фотографии. Чтобы понять смысл фотографии, необходимо смотреть на нее как на место встречи физической реальности с творческим разумом человека [6].

С психологической точки зрения интересным представляется отношение к фотографированию А. Картье-Брессона, одного из самых знаменитых фотографов XX в. Для него фотоаппарат это блокнот, инструмент интуиции и спонтанности, хранитель мгновения, задающий вопросы и отвечающий на вопросы одновременно. Чтобы ощутить значение мира, фотографирующий должен почувствовать себя объединенным с тем, что он видит в рамке видоискателя. Это отношение требует концентрации, воспитания сознания, чувства и ощущения формы. Экономией и простотой средств создаются наиболее выразительные фотографии [7, с. 128].

А. Менегетти отмечает, что ошибка фотографа — первое, что бросается в глаза на снимке. Труднее всего сфотографировать прекрасное, поскольку художественный снимок, умение распознать красоту требует эволюции фотографа [5].

Необходимо отметить взгляд на фотографию С. Зонтаг, искусствоведа, критика и близкой подруги А. Лейбовиц. «Фотографирование людей предполагает эксплуатацию их облика. Фотографировать людей — значит совершать над ними насилие, видеть их такими, какими они сами никогда себя не видят, знать о них то, чего они не могут знать; фотография превращает людей в объекты, которыми можно символически обладать. Каждая фотография скрывает больше, чем показывает. Мы признаем все более безапелляционные права фотографа вмешиваться, вторгаться во все наши дела и даже игнорировать их» [8].

В настоящее время в психологии возрастает интерес к использованию фотографии в практике психологической работы. Начиная с 1970-х годов XX в., в США и Канаде психотерапевты начали использовать фотографию в качестве инструмента консультирования. В зарубежной и российской психологической литературе появились понятия фототерапии и терапевтической фотографии. В связи с вышесказанным психотерапевты выделяют экспрессивно-катарсическую функцию фотографии, которая реализуется при восприятии через глубокое переживание чувств и их вербальное и невербальное выражение [9, с. 19].

Интересен подход Д. Вайзер: она рассматривает восприятие фотографии с экзистенциальной точки зрения, отмечая, что «когда люди что-то воспринимают, они порождают то, что в дальнейшем считают реальным, и большая часть смысла и эмоциональной нагрузки, которую они видят в чем-либо или в ком-либо закладывается ими самими в процессе восприятия» [10, с. 73].

Практическое применение фотографии в психотерапии пробуждает интерес к исследованию ее восприятия, особенно экзистенциальной тематики интерпретации фотографии, в которой могут быть заключены имплицитные смыслы. Это и определило цель нашего исследования.

Исследование проводилось в экспериментальном порядке прямо на экспозиции Государственного Эрмитажа. В выборку исследования вошли посетители выставки. Одновременно в залах находилось около 25-30 человек. При проведении исследования нами были выбраны только те посетители, которые задерживались на выставке более 15 минут и давали согласие на участие в работе. В исследовании приняли участие

50 человек из Санкт-Петербурга и других городов Российской Федерации. Работа по осмотру выставки и ответам на вопросы занимала у зрителя около одного часа.

Выборку составили 74 % женщин и 26 % мужчин, что соответствует данным статистики об одиночных посетителях музея, полученным нами в результате проведения социально-психологических исследований в Эрмитаже. Средний возраст участников исследования — 25 лет, так как выставки современного искусства посещает чаще всего молодой зритель. 50 % респондентов имеют гуманитарное и художественное образование, 62 % работают в сфере профессий «человек — человек» и «человек — художественный образ». Большинство является студентами и сотрудниками государственных учреждений. В исследовании приняли участие здоровые люди с высокой самооценкой энергии и жизненного тонуса.

Стимульным материалом для проведения исследования явились фотографии известного современного фотографа Анни Лейбовиц, представленные на выставке.

В качестве методик для проведения исследования мы использовали фокусированное интервью с посетителями для выделения интересующих зрителей тем, опросник для подбора зрителями фотографий по этим темам, биографический опросник и методику С. Баднера для определения толерантности к неопределенности [11, с. 94-97]. Выбор в качестве переменной для исследования толерантности к неопределенности обусловлен ролью неопределенности в процессе художественного восприятия. Произведение современного искусства ставит зрителя в ситуацию неопределенной интерпретации. В нашем случае неопределенность как соединение новизны, сложности и неразрешимости касается выделения экзистенциальных тем при восприятии выставки. С. Баднер связывает толерантность к неопределенности с эмоциональной оценкой субъектом ситуаций неопределенного характера.

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе проводилось фокусированное интервью, касающееся выделения зрителем тем, которые он увидел в представленных фотографиях. При проведении интервью с посетителями мы опирались на описанные И. Яломом базовые экзистенциалы: смерть, свобода, изоляция, бессмысленность [12]. В интервью зрители назвали для каждого из предлагавшихся экзистен-циалов противоположный. После ответов зрителей и обработки нами были выделены следующие экзистенциалы: «одиночество — гармония с внешним миром»; «смерть — рождение, преображение»; «зависимость — свобода». К ним мы добавили еще несколько, выделенных зрителями: «болезнь — удовольствие, чувственность»; «агрессия как негативная динамика — рост, развитие как позитивная динамика»; «женственность — мужественность»; «страх — безопасность». На втором этапе мы внесли темы в опросник и попросили зрителей подобрать фотографии по указанным темам.

Нами были получены следующие результаты.

При прямом ответе на вопрос о тематике выставки большинство респондентов определили основную тему как: «Жизнь, как она есть, без прикрас».

Одиночество у зрителей ассоциируется с одиноким стариком, наблюдающим мир из окна дома, и смертельно больным Берроузом, а гармония — с семейными фотографиями автора и фотографиями звездных пар. Выбор фотографий по этой теме оказался достаточно предсказуемым и стереотипным, в нем можно увидеть сентиментальный характер восприятия тематики выставки.

Тема смерти ассоциируется у зрителей с фотографиями отца автора и его смертью, а тема рождения, преображения — с фотографиями беременных женщин и рождения

детей. Сложная по своей сути тема смерти вызывает у зрителя достаточно прямые ассоциации с увиденными фотографиями.

Тема зависимости стала одной из тех тем, которые вызвали наибольшее затруднение, зритель решил, что этой теме больше соответствуют фотографии звездных пар и детей фотографа. Выбор темы «свобода» в связи с фотографиями Долины монументов и М. Барышникова вполне объясним. Это те немногие фотографии, где присутствует простор и природа.

Мы получили женственность с лицом голливудских актрис и Леонардо Ди Каприо и мужественность с лицом Аль Пачино и Де Ниро. Можно сделать вывод, что образцы женственности и мужественности пришли к нашему зрителю в первую очередь с экранов телевизоров. Но вместе с этим необходимо отметить здесь некоторые проявления вкуса кэмпа. Кэмпу в качестве одной из характеристик присуще нарушение половой принадлежности. Как отметил У Эко, «по очевидным причинам в качестве лучших примеров могут быть названы кинозвезды» [13]. Появление в списке женственных образов Ди Каприо как нельзя лучше характеризует этот стиль.

Тема страха появилась в исследовании после проведения предварительных интервью с посетителями выставки. Зритель испытывает чувство страха при соприкосновении с тематикой, связанной с одиночеством, смертью, болезнью, он также говорит о возникающем чувстве страха в связи с некоторыми фотографиями звезд, дроидов, а также чрезмерно откровенными семейными снимками.

Тема агрессии ассоциировалась с фотографиями известных американских политиков, а тема роста и развития — с фотографиями детей.

Тема болезни, прозвучавшая в ответах зрителей, чаще всего ассоциируется с подругой фотографа, известным критиком С. Зонтаг. Нужно отметить, что фотографии Сьюзен, показывающие болезнь, гораздо чаще выделялись зрителями, чем фотографии, запечатлевшие счастливые моменты совместной жизни. Это касается и восприятия семейных фотографий автора: зритель чаще обращает внимание на фотографии больного и умирающего отца, чем на фотографии семейного быта, которых было гораздо больше на выставке. Возможно, интерпретация темы смерти и болезни вызывает более сильные эмоции зрителя.

Что именно стоит за этими темами для наших зрителей: приобретение собственного видения или иллюзия обладания жизнью фотографа?

Для того чтобы понять отношение зрителя к увиденному, мы задали вопрос о том, что прекрасного и безобразного увидели наши респонденты. Ситуация выбора прекрасного и безобразного оказалась достаточно амбивалентной и представлена в табл. 1.

Таблица 1. Выделение зрителем прекрасного и безобразного в фотографиях А. Лейбовиц

Ответы Прекрасное Безобразное

Жизнь и смерть 12 % 12 %

Личная трагедия автора 12 % 14 %

Человеческое тело 12 % 12 %

Внутренний мир человека, эмоции зрителя 16 % 8 %

Герои фотографий 28 % 4 %

Затруднились с выбором 20 % 50 %

В ответах на этот вопрос зритель, не осознавая, дал определение «кэмпа» — одного из стилей современного искусства. Это прекрасно, потому что ужасно... Вчерашнее безобразное через неоднозначную игру переосмысляется как прекрасное [13]. Изображение человеческого тела оказалось в равной степени прекрасным и безобразным, а изображение личной трагедии автора большая часть респондентов сочла безобразным, отмечая при этом амбивалентность отношения («безобразное в прекрасном»). Собственные эмоции при этом зрители нашли скорее прекрасными, чем безобразными.

Человек из всего многообразия окружающей действительности находит то, чему есть внутреннее соответствие, и это становится возможностью-смыслом или возможностью-ценностью. Именно такое понимание смыслов обнаружили наши зрители. Свои собственные смыслы, представляющие для них ценность, они выразили так:

1. Эмоция зрителя — 28 %;

2. Отождествление с персонажами, эмпатия — 26 %;

3. Интерес к знаменитостям и семье автора, любопытство, профессиональный интерес — 24 %;

4. Искренность автора — 22 %.

Анализируя ответы зрителей выставки на вопросы о тематике и впечатлениях, можно с уверенностью сделать вывод о том, что зритель, пришедший на выставку, испытал достаточно сильные эмоции и смог их вербализовать. Чувства человека, разглядывающего фото Анни Лейбовиц, были противоречивыми, людей впечатлила как жизнь, так и смерть, как семья, так и знаменитости. Но больше всего зрителя впечатлили собственные эмоции, которым он пытался найти выход и подтверждение в увиденном.

Фотограф Анни Лейбовиц сказала: «Есть что-то опьяняющее там, где все сведено к простому противостоянию жизни и смерти» [14]. Это опьяняющее и есть игра жизни и смерти, которая идет через все творчество художника. Игра вызывает противоречивое восприятие тематики, которое мы обнаружили в ответах зрителей.

Противоречивость интерпретации выражается в следующих аспектах:

1. Нет однозначной оценки собственных ощущений и эмоций.

50 % зрителей отмечают в качестве доминирующих эмоций интерес, восхищение, радость, 50 % отмечают боль, грусть, страх.

2. Наименьшее затруднение вызвал подбор фотографий по следующим темам: смерть, одиночество, болезнь и чувственность, женственность, гармония. Один из респондентов сказал: «Меня словно на качелях раскачивало».

3. Восприятие фотографий вызывает страх, растерянность, тревогу, обреченность у 18 % зрителей. В то же время подобрать фотографии по теме страх затруднились 46 % респондентов. Чувство страха и тревоги возникает, а найти причину этого чувства достаточно трудно.

Экзистенциальная тематика выставки явилась связующим звеном между зрителем и автором фотографий и определила эмоции зрителя, поэтому мы можем сделать следующие выводы, касающиеся интерпретации экзистенциальной тематики выставки:

1. Зритель определил основную тему выставки как жизнь, причем не фотографа, а собственную, так как смысл выставки увидел в переживании собственных эмоций.

2. Интерпретация тематики выставки показала противоречивое отношение зрителя, выразившееся в невозможности провести четкую грань между прекрасным и безобразным, между жизнью и смертью, между мужественностью и женственностью.

3. Неоднозначность интерпретации темы фотографий вызывала у зрителей чувства беспокойства и страха.

Противоречивость тематики выставки и двусмысленность эмоционального отклика зрителя определили наш выбор в качестве переменной для исследования толерантности к неопределенности. Данные по толерантности к неопределенности, полученные на нашей выборке (М = 54,7), соответствуют в целом данным, полученным психологами в исследованиях на других выборках (М = 57,5), за исключением такого параметра как неразрешимость (М = 12,3), именно этот параметр явился источником интолерантности респондентов. Параметр неразрешимости оказался выше нормы (М = 11,9), которая была получена в исследованиях на других выборках [11]. Это означает, что двусмысленность или противоречивость информации могут вызывать затруднения в принятии решений, что и продемонстрировало восприятие тематики выставки. Высокий уровень параметра «неразрешимость» оказался отрицательно взаимосвязанным (r = -0,394, P < 0,01) с высокой оценкой уровня жизни и положительно взаимосвязанным с ответом на вопрос о результате посещения подобных выставок (r = -0,495, P < 0,01). Полученные нами данные позволяют сделать вывод о том, что зритель, который посещает подобные выставки, видит в этом возможность для размышления и решения собственных проблем, в том числе и проблем, связанных с изменением жизни. Следовательно, экзистенциальные темы в интерпретации современной фотографии имеют для зрителя большое значение в интерпретации собственной жизненной ситуации.

Литература

1. Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера. 2002. Электронный ресурс. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/ (дата обращения: 07.04.2012).

2. Rieff Ph. Freud: Mind of the moralist. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1979, 440 p.: цит. по Лейбин В. М. Фрейд: дух моралиста / Вопросы психологии. 1981. № 2, с. 156-157.

3. Лексикон современного искусства / под ред. А. А. Никоновой и М. В. Бирюковой. СПб.: Издательство РХГА, 2010.111 с.

4. Лефевр В. А. Алгебра совести / пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2003. 426 с.

5. Менегетти А. ОнтоАрт. Ин-се искусства. М.: БФ «Онтопсихология», 2010. 479 с.

6. Арнхейм Р. О природе фотографии // Новые очерки по психологии искусства / пер. с англ. М.: Прометей,1994. 352 с.

7. Картье-Брессон А. Воображаемая реальность. СПб.: Лимбус пресс, 2008. 128 c.

8. Зонтаг С. Взгляд на фотографию //Мир фотографии / составители: А. Липков, В. Стигнеев. М.: «Планета», 1998. 296 с.

9. Копытов А. И. Техники фототерапии. СПб.: Речь, 2010. 126 с.

10. Вайзер Д. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей // Визуальная антропология: настройка оптики / под ред. Е. Ярской-Смир-новой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. С. 64-108.

11. Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл, 2008. 172 с.

12. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. Электронный ресурс. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. URL: http://www.psyinst.ru/library.php (дата обращения: 07.04.2012).

13. Эко У. История уродства. СПб.: Слово, 2007. 456 с.

14. Лейбовиц А. Жизнь фотографа. 1990-2005. СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2011. 128 с.

Статья поступила в редакцию 7 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.