Научная статья на тему 'Экзистенциальные состояния в социальных медиа'

Экзистенциальные состояния в социальных медиа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
458
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / РОЖДЕНИЕ / СМЕРТЬ / ИНИЦИАЦИЯ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / СВАДЬБА / ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ / SOCIAL MEDIA / SOCIAL NETWORK / EXISTENTIAL BEING / BIRTH / DEATH / THE RITE OF INITIATION / PILGRIMAGE / WEDDING / BIRTHDAY / PART

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шалимов Андрей Борисович

Рассматриваются примеры отражения экзистенциальных состояний в социальныхмедиа и делается вывод о том, что в современном обществе произошла почти полная замена телесных и ментальных переживаний экзистенциальных состояний на виртуальные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Existentional dimensions of social media

Questions of place and role of existential conditions in modern persons being are investigated in the article. The author starts with the thesis about sociocultural conditionality of such existential institutions as the rite of initiations, wedding, pilgrimage. If to describe the model of these existential conditions it is possible to present it as the conflict between desires of the person and social system (rules, rituals, conventions). And the person in such conflict was in minority (more precisely all alone), in obvious weaker position, he was the outsider in this opposition. Besides, this fight was accompanied for its main participant corporal and spiritual punishment. The modern social system liquidates all possible taboos, it erasers the class, gender and other borders, it despises rituals and conventions and it doesn't offer alternative institutional existential forms to the person. Now the person is alone always and never, because he has less and less possibilities to feel such loneliness, which is connected with fear, despair, hopelessness. Further the author considers examples of existential conditions reflection in social media. In the society where mass tourism with thoughtless photographing near the sea or abstract sights came instead of pilgrimage, the newly married couples photo session came in place of wedding ceremonies, spontaneous parties and even virtual drunken came instead of feasts after posts, abstentions and night service. There is almost full replacement of corporal and mental experiences of existential conditions by the virtual.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальные состояния в социальных медиа»

2012 Философия. Социология. Политология №2(18)

УДК 130.31

А.Б. Шалимов

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

Рассматриваются примеры отражения экзистенциальных состояний в социальных медиа и делается вывод о том, что в современном обществе произошла почти полная замена телесных и ментальных переживаний экзистенциальных состояний на виртуальные.

Ключевые слова: социальные сети, социальные медиа, экзистенциальные состояния, рождение, смерть, инициация, паломничество, свадьба, день рождения.

Памяти профессора, д-ра филос. наук А.Я. Райбекаса

Точка зрения

Придерживаясь хрестоматийной точки зрения, человек, чтобы ощутить себя как экзистенцию, должен оказаться в «пограничной ситуации» («экзистенциальный опыт» у Марселя [1], «понимание» у Хайдеггера [2], «экзистенциальное озарение» у Ясперса [3]), в состоянии, когда сознание перестает воспринимать субъективное и объективное в мире как противоположности, и, наоборот, мир для человека становится настолько интимно близким, что духовное и материальное, сознательное и бытийственное сливаются для него в единстве. В результате человек постигал свою сущность и поэтому мог нести ответственность за каждое совершаемое им действие. Состояние проживания сменяется переживанием жизни, происходит пересмотр ценностей, социальных ориентиров, различных межличностных отношений.

К таким состояниям, вызывающим экзистенциальные переживания, обычно относят ожидание смерти, измененные состояния сознания, страх перед неизвестным, неопределенным при различных возрастных и социальных переходах и т.д. Более того, раннее общество было устроено так, что человек в своей жизни неоднократно был вынужден оказываться в таких ситуациях. То есть общественное устройство неоднократно сталкивало человека в течение его жизни с самим собой. Это порождало возникновение особых социальных институциональных форм. Речь идет о таких явлениях, как инициация, свадебные обряды, ряд условностей для молодых, предваряющих вступление в брак, паломничество и т. п.

Если описать модель этих экзистенциальных институций, то ее можно представить в виде острого конфликта между желаниями человека и общественным устройством (правилами, ритуалами, условностями). Причем человек в таком конфликте заведомо оставался в меньшинстве (точнее в полном одиночестве), в очевидно более слабой позиции, т. е. аутсайдером в этом противостоянии. Кроме того, эта схватка сопровождалась для ее главного участника как телесными, так и духовными экзекуциями.

Обряд перехода подростка из мира детства в мир взрослых (инициация) сопровождался серьезными физическими и психологическими испытаниями [4], подразумевал преодоление, настоящую проверку человека «на прочность». Во время мучительных физических испытаний (лишение пищи, зарок многодневного молчания, длительное пребывание в темноте и одиночестве, избиение (порка), нанесение татуировок, хирургические вмешательства (например, обрезание)) подросток символически возвращался к изначальному, ещё не оформленному состоянию, вызывавшему символическое переживание смерти и нового рождения [5]. Опыт инициации подразумевал открытие подростку новых истин и горизонтов, прежде всего, в сфере священного, смерти и сексуальности, всего того, с чем в детской жизни он не сталкивался лично. При этом взрослые (шаманы, родители и т.д.) отвечали за то, чтобы телесное сопровождалось у нового члена общества получением нового духовного опыта, а именно религиозно-мистических переживаний [6].

Ритуал священного брака составляет сокровенную основу инициации со времен её зарождения. Русский свадебный обряд, сформировавшийся к XIII-XIV векам, при всей вариативности в зависимости от местных обычаев, до XX в. сохранял свою общую структуру, всегда включая такие составляющие, как сватовство, смотрины, рукобитие, запоручивание, вытие, девичник, выкуп, таинство венчания, гуляние, свадебный пир [7]. Каждый из этих обрядов подразумевал совмещение телесных и духовых практик. Например, даже если невеста была рада замужеству, ей после рукобития полагалось причитать, затушить свечу перед иконами и начать прятаться, убегать из дома; подруги невесты должны были ловить её и вести к отцу. Затем отец закрывал лицо невесте платком, после этого она переставала вырываться и далее в течение недели, а иногда и двух-трех, до свадьбы всегда находилась только в сопровождении «под руки» (как только её отпускали - невеста падала) и постоянно причитала, плакала. Накануне и утром свадебного дня невеста должна была посетить кладбище, сходить в баню (в Вологодской области с невестой в баню ходила знахарка, которая собирала её пот в специальный пузырёк, а на свадебном пиру его подливали в пиво жениху), устроить девичник (на девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») - расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизировало окончание прежней жизни девушки. Во время выкупа невесты устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты. После венчания (духовная практика) и свадебного пира (телесная практика) осуществлялось «укладывание молодых». На следующее утро (иногда - спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь «будили» молодых. Часто после «бужения» гостям демонстрировали «честь» невесты - рубашку или простыню со следами крови [7].

Важным событием в жизни людей (часто целью какого-то длительного ее отрезка) было стремление совершить паломничество (у мусульман - Хадж, ритуальный обход вокруг какой-либо святыни в религиях Индии, Непала и Тибета - Кора, у ламаистов - посещение Лхасы (Тибет); у индусов - посещение Илахабада и Варанаси (Бенарес, Индия); у буддистов и синтоистов - посещение Нара (Япония) и т.д.), т.е. поклониться святым местам, помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в святые источники или воды. Не-

смотря на кажущуюся внешнюю схожесть паломничества с экскурсионным туризмом, внутренняя их суть весьма различается: в то время как экскурсионный туризм имеет своей целью посещение интересных мест, паломничество предполагает предварительную духовную работу, «очищение души» перед посещением святыни [8].

Празднование дня рождения имеет языческую основу, когда душу человека считали наиболее уязвимой в момент рождения, и любые пожелания или проклятия в этот день воспринимались как заклинания. В России же до революции именины считались для православных жителей более важным праздником, чем день рождения. В день тезоименитства человек должен был принять участие в службе и причаститься.

Накануне праздников существовал обычай поститься, чтобы этим лучше подготовиться к его встрече - застолью. Пиры, их традиции и обряды были практически идентичными в различных слоях общества, они давались по праздникам: Пасха, Рождество, Троица, Николин день, день Петра и Павла, масленица, а также по семейным праздникам: рождение, крещение детей, свадебный пир. Крестьяне получали от помещиков разрешение на пир 4 раза в году: на Великий день, Дмитровскую субботу, масленицу и Рождество, а также на крестины и свадьбу. Крестьян отпускали на пир на 3 дня или на неделю. Начало и конец застолья сопровождала коллективная молитва.

Смерть и похороны были одними из самых регламентированных традицией событий во всех обществах. Ожидание смерти присуще каждому человеку, является длительным актом, а сама кульминация - остановка, прекращение жизнедеятельности - главный акт жизни (религиозно воспринимаемый как переход в другой мир, начало новой жизни). Культура и общество через обряды сделали всё, чтобы выразить в них временность, историчность и конечный характер существования [9]. Отпевание, погребение, поминки, уход за могилой - институционально определяют не только судьбу усопшего, но и его родственников и знакомых, т. е. других людей, со смертью встречается не сам человек, а его окружающие, это их экзистенциальное испытание -телесное (обряды омовения тела, длительные шествия с гробом на плечах и т. д.) и духовное.

Современное общественное устройство, ликвидирующее все возможные табу, стирающее сословные, гендерные и прочие границы, презирающее ритуалы и условности, не предлагает человеку альтернативных институциональных экзистенциальных форм. Человек теперь наедине с самим собой всегда и никогда, так как у него остается всё меньше и меньше возможностей ощутить одиночество настолько, чтобы почувствовать от этого страх, отчаяние, безысходность. События в жизни людей, которые раньше имели экзистенциальный статус, теперь проходят незамеченными, так как перестали быть телесными и духовными испытаниями. Акт инициации современная культура заменила, по сути, сдачей единого государственного экзамена и получением аттестата «зрелости», свадебные обряды мимикрировали к потребностям общества потребления, массовый туризм практически полностью вытеснил паломничество и т.д. Более того, в современном обществе экзистенциальные институции становятся всё более виртуальными - либо происходят прямо в сети, либо отражаются только в ней или исключительно для ее поль-

зователей. Инфраструктура, а также идеология социальных сетей (медиа) наиболее адаптирована для абсорбции экзистенциального из реального бытия в виртуальное существование.

Примеры

Актам рождения и инициации в социальных сетях соответствуют регистрация и авторизация, которые представляют собой заполнение предложенных форм. Так, например, каждую секунду в социальной сети Twitter регистрируется 11 новых пользователей [10], а в мире каждую секунду рождается всего 4 человека. С момента регистрации при начале сеанса человек регулярно авторизуется в социальной сети, т.е. получает права автора в мире, где этот автор уже полвека как умер [11], т.е. каждый пользователь, формально становясь автором, на самом деле является лишь звеном в глобальной коммуникативной сети, не источником, а проводником информации. По-настоящему, чтобы стать автором, нужно, чтобы автор родился, т.е. совершить физическое и духовное перерождение [12]. Чтобы автор родился нужно страдать, или чтобы кто-нибудь пострадал. Чтобы автор родился, нужно стать реальным, востребованным и своевременным источником информации, а для этого необходимо обладать знанием. Чтобы автор родился, нужно понимание, которое дается лишь через озарение. Формальный же фактор авторизации без настоящего рождения автора, без его инициации со всеми физическими и духовными испытаниями, лишает людей возможности им стать.

Чтобы молодые люди могли познакомиться и начать общаться, раньше им необходимо было преодолеть определенные общественные преграды. Общественные условности в отношениях полов способствовали возникновению острого экзистенциального конфликта в человеке, т.е. реального переживания влюбленности. В истории мировой литературы существуют десятки примеров описания этой коллизии - «Евгений Онегин», «Страдания юного Вертера» и т.д. Например, влюбленность Татьяны Лариной сопровождалась пограничными состояниями, болезнью и галлюцинациями (сны).

Социальные сети позволяют вступить в коммуникацию с понравившимся лицом противоположного пола мгновенно. Современная ситуация сделала невозможным появление писем Татьяны Лариной, которая, конечно, и теперь не флиртует ВКонтакте, но страдает от неразделенного чувства значительно меньше (ведь у нее есть несколько сот френдов и возможность найти среди них или среди френдов френдов себе нового партнера для отношений). Описанное положение дел подтверждает и статистика. В 2011 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос 1600 респондентов в 46 субъектах РФ, по которому 46% респондентов называют социальные сети наилучшей площадкой для знакомств и развития отношений, 36% уже имеют опыт таких знакомств, причем из них 28% называют свой опыт положительным и лишь 8% - отрицательным [13].

В современных путешествиях преобладает массовый туризм конвейерного типа, когда миллионы людей перемещаются по одинаковым маршрутам, бывают в одних и тех же местах, видят одни и те же достопримечательности из одних и тех же ракурсов, а в вопросах выбора тура отдают предпочтение формальным вопросам (уровень сервиса, климат и т.д.), а не содержательным

(отставляя без ответа вопросы о том, зачем им это путешествие, что оно в них может поменять, как изменить их жизнь и т. д.). Особое внимание уделяется фактическим доказательствам пребывания в том или ином месте - фотографиям, сувенирам и т.п. Если паломник привозил из Палестины - освященную воду (или воду из реки Иордан), святую землю и т.п., т.е. то, что приобретало для него сакральное значение; то современных туристов обслуживает целая индустрия, в том числе и производства одинаковых, стандартизированных сувениров. Путешественники сегодня совершают свою поездку, чтобы сфотографироваться, а затем выложить эти фотографии на своих страницах в социальных сетях. В мире 2,5 млрд человек имеют цифровые фотоаппараты именно для того, чтобы ежедневно выкладывать в социальные сети более миллиона фотографий (например, за новогодние каникулы 2011 г. пользователи БаееЬоок загрузили около 750 млн фотографий) [14, 15]. Выложенная в социальной сети ВКонтакте «фотография на фоне моря с заходящим солнышком на ладошке» заменила духовное и физическое перерождение человека во время совершения паломничества.

Аналогичным образом, во многом ради фотографий совершается торжественная церемония по заключению брака. То есть если порядок свадебных мероприятий определялся традицией, то сегодня фотографом, с точки зрения того, насколько эти обряды и посещаемые места могут быть фотогеничными. Свадьба, таким образом, перестает быть важнейшим элементом в акте инициации человека, а становится в один ряд с другими вполне злободневными событиями, так как нисходит до уровня одного из альбомов в личной фотогалерее пользователя сети, наравне с фотографиями после веселого корпорати-ва или прошлогоднего дня рождения.

В 2011 г. 16-летняя Тесса из Гамбурга по ошибке пригласила на день рождения не только друзей, но и весь БаееЬоок, забыв отметить приглашение как частное. Желание участвовать подтвердили около 15 тыс. человек. В назначенный день у дома именинницы собралось почти две тысячи незнакомых ей людей. Девушке пришлось уехать на время из города, а шумная вечеринка пьяных подростков на улице продолжалась до глубокой ночи. Некоторые из гостей держали в руках спешно нарисованные плакаты с надписью «Где Тесса?». Многие принесли девушке подарки и торт [16]. Этот случай прекрасно иллюстрирует суть происходящего. Социальные сети ликвидируют разницу между личным и публичным, пренебрегают любыми обычаями, традициями, если они не укладываются в концепцию свободной коммуникации. Традиция весь день рождения встречаться с друзьями и избегать врагов, т.е. своеобразного ритуального оформления личного пространства, круга общения, попрана самой идей совместного бытия миллионов людей, замкнутых (объединенных) в единую коммуникативную сеть. Событие дня рождения - больше не интимный праздник, который Тесса может отпраздновать с родителями, бабушкой и дедушкой и близкими друзьями, а повод обратить на себя внимание, каким-то образом выделиться в среде френдов. Немаловажно, что каждый может праздновать свой день рождения несколько раз в году, для этого нужно просто изменить дату в личной информации, или даже определить в качестве праздника любую условную дату. Пожелания в день рождения -

больше не языческие заклинания, а лишь контент, проходящий по звеньями коммуникативной сети.

Если в прошлом пиры, застолья устраивались по наиболее значимым поводам, предполагали длительную подготовку - как финансовую (для этого нужно было много трудиться), так и физическую (нужно было поститься) и духовную (молиться, соблюдать определенные ритуалы), то сегодня вопрос об организации вечеринки решается спонтанно. Тенденцией последних лет является также перенос в виртуальную плоскость и такой части общения, как совместное употребление алкоголя, «онлайн-пьянки». В США и Европе был проведен опрос 224 молодых людей от 18 до 29 лет, у которых есть Facebook-аккаунты. Исследователи пришли к выводу, что чаще употребляют алкоголь те молодые люди, которые затем выставляют свои алкогольные достижения на всеобщее обозрение - выкладывают фотографии, видео с вечеринок, ведут прямые текстовые трансляции и т.д. Более того, все чаще в назначенное время участники сети начинают распивать алкоголь наедине с самими собой и своим компьютером, делясь впечатлениями через социальные сети и видеоконференц-связь (например, Skype). Распространяется также обычай чокаться через монитор, ударяя бутылкой или стаканом по экрану [17].

«Мы понимаем, что для многих существование мемориальных профилей может оказаться этически неоднозначным вопросом, однако для большинства людей такой вид памяти об умерших оказывается морально оправданным и этически приемлемым», - пишет в официальном блоге Facebook Макс Келли [18]. Решение о создании виртуального акрополя приняли в компании Face-book после массового убийства в Виргинском политехническом университете 16 апреля 2007 г. [18]. Так как сам пользователь не может уведомить администрацию Facebook о своей кончине, это право передано лицам, которым известны персональные данные пользователя (обычно это родственники, близкие, друзья усопшего). Запрос может содержать просьбу о переводе аккаунта покойного в статус мемориального, либо об его удалении.

Смерть в социальных сетях не подразумевает страданий самого покойного, буквальной остановки его жизнедеятельности, дальнейшего физического разложения, череды скорбных мероприятий, горя близких. Аккаунт живого и неживого человека мало чем друг от друга отличаются. Виртуальный акрополь - это шаг в сторону нивелирования сакральности смерти. Когда герою пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» Виктору Зилову его друзья дарят венок с траурной лентой «Незабвенному, безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей», то это приводит зрителя в состояние шока в связи с нарушением всяких норм, разрывом правильного порядка вещей, совершением чего-то недопустимого. Венок у Вампилова - символ духовной смерти героя, имеющий огромное значение для построения художественного мира всего произведения [19]. Совсем другое отношение в современности к розыгрышу с переводом страницы в социальной сети живого человека в статус мемориальной. Так, приятель американца Саймона Талборна заполнил запрос о его признании умершим (в основном общедоступные данные - имя, дата рождения, e-mail и т.д.), приложил ссылку на некролог, в котором фигурировал некий преподобный Саймон Торберн (этот Торберн упоминался в некрологе не в качестве покойного, а в

качестве лица, проводившего обряд погребения). Через два дня Талборн неожиданно для себя получил сообщение о том, что его учётная запись недоступна, поскольку имеет особый памятный статус. В течение тех двух суток, пока компания Facebook обрабатывала обратный запрос по переводу аккаунта из статуса мемориального в активный, друзья Талборна (по крайней мере те, кто был уже в курсе того, что Талборн не умирал), оставляли издевательские комментарии на предусмотренной сервисом «мемориальной стене» [20].

Проблема смерти в социальных сетях имеет и юридическое значение, так как актуализирует вопрос о нематериальном наследстве человека: аккаунтах, емейл-переписке и т.д. Так, сейчас Yahoo! Mail открывает доступ к электронной переписке умерших только по решению суда, причем паролей не разглашает даже в этом случае: письма просто копируются на диски, Hotmail и Gmail по свидетельству о смерти и свидетельству о родстве выдают копии писем родственникам умерших. Кроме того, появились сервисы для сохранения «электронного наследства», которые берутся хранить пароли от аккаунтов, некие файлы или письма, которые надлежит разослать адресатам после кончины [21]. Зафиксированы случаи, когда страницу умершего пользователя ведут его друзья: обновляют фотографию, статусы и т.д. - создается впечатление, что человек по-прежнему живет. Также случается, что страницы умерших взламываются и используются хакерами для рассылки спама [20]. То есть возможно существование человека без его участия. В качестве мысленного эксперимента предположим, что какой-то человек умер и есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы скрыть его смерть. Эти люди обладают доступом к аккаунту в социальной сети умершего человека и при помощи специальной программы (так называемый «бот») проанализировали коммуникативное естество этого человека, т.е. с кем и на какие темы он общается, его лексикон, стилистические особенности речи и т.д. Более того, с определенного момента эта программа начинает полностью имитировать поведение пользователя в сети. Как можно проверить, какое количество наших виртуальных друзей является ботами в мире, в котором явно наметился тренд на доминирование сетевого общения над реальным?

С самого основания пользователи Facebook стали настаивать на появлении возможности полностью удалить свой аккаунт и данные из социальной сети. Зафиксированы примеры многомесячной переписки со службой технической поддержки социальной сети и даже судебные иски. Общедоступный же функционал по полной и частичной деактивации учетной записи появился лишь в конце 2009 года (т.е. через 5 лет с момента основания социальной сети). Желание удалить себя из социальной сети (т.е. прекратить свое бытие в социальных медиа) есть своеобразный аналог самоубийства, т.е. целенаправленного лишения себя жизни, добровольного и самостоятельного (которое в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей).

Выводы

Экзистенциальное переживание всегда (по определению и по сути) включает в себя телесные (тошнота, голод, боль, холод, жар, головокружение и т. д.) и духовные (ментальные, мистические и пр.) реакции человеческого организма и существа на события его жизни. Культура институализировала

различные необходимые для каждого (должные, обязательные) социальные формы для таких экзистенциальных переживаний (инициация, свадьба и т.д.), но на современном этапе развития цивилизации в силу повсеместного отказа от ритуальности, обрядовости, условностей, они нивелировались, лишились своего значения и, главное, своей неизбежности для каждого. Кроме того, современный человек всё более проживает ключевые события своей жизни не в реальном, а в сетевом мире, разделяя их не с конкретными, а с абстрактными, виртуальными знакомыми, друзьями, родственниками. Таким образом, по причине утраты значения и необходимого характера социальных экзистенциальных форм и потери телесной и духовной составляющих в виртуальном мире, человеческая событийность всё более лишается экзистенциального статуса. Перенос в жизни человека акцента с реальности в виртуальность одновременно предполагает возрастание отстраненности, абстрагиро-ванности во взгляде самого человека на сущности, в том числе на свою собственную. В такой ситуации особо актуален разрыв между абстрактными сущностями человека (в социальных сетях и виртуальном бытии) и экзистенциальной реальностью, места для которой, как это ни парадоксально, в современном мире совсем не остается.

Литература

1. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избр. раб. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1995. 215 с.

2. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1994. 464 с.

3. Ясперс К. Введение в философию. Минск: Пропилеи, 2000. 192 с.

4. Ван Геннеп А. Инициация / Арнольд ван Геннеп. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Восточная литература, 1999. С. 64-107.

5. Генон Р. Заметки об инициации / Рене Генон. Кризис современного мира. М.: Эксмо, 2008. С. 141-442.

6. Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. 277 с.

7. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М.: Современник, 1985. 402 с.

8. ЮвачевИ.П. Паломничество в Палестину к Гробу Господню. СПб.: Слово, 1904. 365 с.

9. Ильясов Ф.Н. Феномен страха смерти в современном обществе // Социологические исследования. 2010. № 9. С. 80-86.

10. Countdown to 500 million redistricted Twitter account / Twopcharts, 10.04.2012. URL: http://twopcharts.com/twitter400million.php?source=nl

11. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.

12. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996. 448 с.

13. Как я дружил в социальной сети: опыт российских и украинских интернетчиков / ВЦИОМ: Пресс-выпуск №1813, 04.08.2011. - uRl: http://wciom.ru/index.php?id=515 &uid= 111848

14. People are changing their Facebook profile photo more often every year / Pixable, 27.05.2011. - URL: http://blog. pixable. com//2011/05/27/people-are-changing-their-facebook-profile-photo-more-often-every-year

15. Kilpatrick G. Facebook photo trends infographic / Fanpageflow, 04.03.2011. - URL: http:// fanpageflow.com/facebook-photo-trends-infographic/

16. Юрченко И. Немка по ошибке позвала на день рождения весь Facebook // Комсомольская правда. 06.06.2011. URL: http://kp.ru/print/article/25697.5/900403

17. Megan A. Moreno; Dimitri A. Christakis; Katie G. Egan; Libby N. Brockman; Tara Becker Associations Between Displayed Alcohol References on Facebook and Problem Drinking Among

College Students / Arch Pediatr Adolesc Med. Published online October 3, 2011. doi:10.1001/ archpe-diatrics.2011.180

18. Kelly M. Memories of Friends Departed Endure on Facebook / The Facebook blog, 27.10.2009. - URL: http://blog.facebook.com/blog.php?post=163091042130

19. Журчева Т. Поэтика «Утиной охоты» А. Вампилова // Поэтика реализма. Куйбышев: Изд-во Куйбыш. гос. ун-та. 1982. С. 100-133.

20. Боярский А., Двоеглазов В. Заказное убийство контента // Коммерсантъ Деньги. №38 (795), 27.09.2010. - URL: http://www.kommersant.ru/Doc-y/1504649

21. Faure G. How to Manage Your Online Life When You're Dead // Time, Aug. 18, 2009. URL: http://www.time.com/time/magazine/article/0,9171,1920295,00.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.