ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ТОЛЕРАНТНОСТИ
Д.Е. Гладышев
Кафедра социальной философии акультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
В статье предпринята попытка выявления экзистенциальных (личностных) характеристик толерантности путем ответа на следующие вопросы: В какой момент толерантность возникает в межличностном взаимодействии? Каковы основные предпосылки толерантного отношения к Другому? Какое влияние толерантность оказывает на процесс коммуникации? Утверждается, что толерантное (или нетолерантное) отношение формируется в процессе непосредственного восприятия (переживания) Другого и предшествует ситуации коммуникации.
Ключевые слова: толерантность, коммуникация, Другой, социальное восприятие, переживание, социальная идентификация, личностная идентификация, психология общения.
Существует множество определений понятия толерантности: толерантность как терпимость, толерантность как принятие Другого, толерантность как одна из базовых либеральных ценностей и т.д. Среди этого многообразия невозможно выделить наиболее значимое и полное описание феномена толерантности, в связи с чем многие исследователи сходятся во мнении о необходимости ограничения рамок изучения толерантности, определения плоскости и уровня, на котором происходит анализ данного феномена (1).
Как правило, анализ толерантности оказывается привязанным к уровню межгосударственного, межэтнического, межрелигиозного или межгруппового взаимодействия — важно, как полагают исследователи, определить возможность сосуществования этих социальных единиц, наименьшей из которых является социальная группа. Тем не менее, как представляется, понятие толерантности может быть определено не только в масштабах социокультурных категорий, но также с точки зрения индивидуального переживания, внутреннего чувства, присущего каждому человеку. Человека можно назвать толерантным или нетолерантным, исходя из его конкретных действий, в связи с чем стоит, на наш взгляд, обратиться к выявлению экзистенциальных характеристик толерантности, а именно тех «внутренних состояний», которые сопутствуют индивидуальному переживанию феномена толерантности.
***
Толерантность как определенная характеристика межгруппового взаимодействия возникает в процессе коммуникации между сообществами: государствами, религиозными конфессиями, объединениями с различной идеологией и т.д. В этом плане ее можно трактовать по-разному.
1. Толерантность как безразличие — проблемы всего общества важнее, нежели проблемы его отдельных групп.
2. Толерантность как невозможность взаимопонимания — если одна социальная группа не в силах понять посыл другой группы, то враждебности в принципе быть не может.
3. Толерантность как снисхождение — принимается a priori, что оппонент отстаивает более слабую позицию.
4. Толерантность как расширение собственного опыта — критический подход к диалогу, стремление к обретению новых знаний и пересмотр собственной позиции может быть основой толерантности в высокоразвитом обществе [4].
Анализируя различные подходы к анализу толерантности как феномена межгрупповой коммуникации, можно заметить, что всех их объединяет единая интенция, состоящая в попытках выработать концепцию «мирного сосуществования» групп в пространстве социального разнообразия, будь то конфессии в религиозной сфере, политические партии в политико-правовом поле или различные культуры в современном мультикультурном мире (2).
Многотомные исследования посвящены поиску политических и культурологических условий для взращивания толерантности, политика толерантности проводится на государственном уровне во многих развитых европейских странах. Важной составляющей толерантного отношения одной группы к мнению (позиции, убеждениям) другой являются, однако, интенции каждого из членов указанной группы: необходимо понимать, насколько, к примеру, толерантен каждый мусульманин по отношению к христианину, чтобы иметь основания делать выводы о характере отношений между указанными конфессиями.
Что же представляет собой индивидуальная толерантность? В какой момент возникает потребность в толерантности, и каким образом индивид приходит к самой идее толерантности?
По примеру межгрупповой коммуникации, толерантность есть характеристика взаимодействия между индивидом и Другим, и потребность в ней возникает в процессе коммуникации. Речь идет не только о коммуникации между представителями различных групп, указанных выше, но также о коммуникации между представителями одного и того же сообщества.
Толерантность в данном случае трактуется как стремление к гармонии между различными точками зрения, как ориентация на мнение Другого, уважение и принятие позиции другого субъекта коммуникации. Стоит, на наш взгляд, описать тот опыт, с которым субъект погружается в процесс коммуникации.
До начала индивидуального действования в мире социального индивид получает ориентиры ценностного и нравственного характера от людей, принимающих участие в его развитии. Этот процесс в бытовом плане является процессом воспитания, в социологической науке его именуют первичной социализацией, в социальной психологии — социальной идентификацией.
Однако, как бы мы не называли этот процесс, его сущность состоит в обретении неких жизненных принципов, моральных установок и иерархии ценностей, принятых в том обществе, в котором существует индивид. Многие из данных принципов и ценностей будут им впоследствии пересмотрены, некоторые даже удалены из субъективного поля, на их месте появятся другие (приобретенные в процессе познания) элементы и так далее.
Субъективный пересмотр ценностей, морально-нравственных ориентиров и принципов называют личностной идентификацией.
Замечательным является тот факт, что социальная идентичность обретается намного раньше идентичности личностной, и, по заверению некоторых исследователей данной проблемы (например, Э. Эриксона), кризис идентичности социальной, как правило, случается намного реже, нежели кризис личностной идентичности, что связано с факторами, способствующими этому кризису: в случае кризиса социальной идентичности необходимо совпадение гораздо большего числа факторов, чем для возникновения кризиса личностной идентичности.
Существует точка зрения, присущая представителям постмодернизма (3), согласно которой кризис идентичности рассматривается как норма, а нахождение человека в состоянии кризиса идентичности является вполне распространенным и даже тривиальным явлением. Тем не менее, важно то, что социальная идентичность более устойчива по сравнению с идентичностью личностной, ведь именно социальная идентичность является сосредоточением культурных, этнических и моральных норм и ценностей, которыми обладает конкретный индивид в данном обществе.
Таким образом, к моменту коммуникации с Другим индивид подходит с уже сформированным видением социального, которое представляет собой выражение социальной идентификации — индивид обладает представлением о правилах поведения, моральных и этических нормах, принятых в его социальном окружении (в первую очередь здесь подразумевается семья и круг его близких знакомых). Процессу коммуникации предшествует процесс непосредственного восприятия Другого.
Укажем на некоторые особенности этого восприятия.
В первую очередь заметим, что восприятие Другого есть эстетическое переживание, т.е. Другой переживается целостно, полностью и в том едином естестве, в котором он предстает перед воспринимающим. Первичное и непосредственное восприятие Другого представляет собой переживание его не как личности, но как человека, т.е. сводится лишь к внешним данным: черты лица, тембр голоса, физические (телесные) характеристики.
Существует множество исследований, посвященных процессу восприятия, однако основной вопрос, пронизывающий большую часть этих исследований, заключается в выявлении категорий восприятия и отнесению их к врожденным (автохтонным) или приобретенным посредством обучения (воспитания) (4).
Заметим, что существование врожденных категорий восприятия (как например, способность отделять предмет от фона) можно считать доказанным, их подробное изучение — предмет внимания исследователей инстинктивного поведения, нас же в большей мере интересуют категории приобретенные, развитие которых связано с обучением. По словам американского психолога Дж. Брунера, «это обучение направлено на выделение признаков предметов, определение их значения и использование решающих признаков, или сигналов, с целью группировки объектов в равноценные классы» [1. С. 17]. Выдающийся исследователь детской пси-
хологии и психологии познания полагает, что данный процесс не является обучением в смысле передачи информации от обучающего обучаемому; под обучением американский психолог понимает процесс формирования категорий восприятия по мере развития мозга ребенка и познания им окружающего мира. В случае восприятия Другого данные категории позволяют воспринимающему отделить объект восприятия от прочих объектов окружающего мира.
На этапе непосредственного восприятия происходит различение себя (как воспринимающего индивида) и Другого — именно здесь проявляют себя телесные различия, заполняющие внимание воспринимающего. За различением следует процесс поиска схожих черт, и чем их больше обнаруживается, тем более гладко проходит последующий процесс взаимодействия. Именно здесь и сосредоточен источник толерантности. На этапе выявления внешних различий между индивидом и Другим формируется некое отношение к Другому, которое может рассматриваться как толерантное или нетолерантное.
Индивидуальная толерантность — это внутренняя интенция, направленная на Другого, несмотря на явные отличия, присутствующие в образе Другого и являющие себя на уровне восприятия, описанном выше. Стремление к коммуникации во многом обусловлено толерантным отношением к Другому. На наш взгляд, толерантность не является лишь настроением индивида, сопровождающим процесс коммуникации, напротив, толерантность предшествует коммуникации, выступая фактором, обеспечивающим возможность коммуникации как таковой. Исходя из указанного отношения к образу Другого, предшествующего началу коммуникации, заметим, что приведенные в начале работы трактовки толерантности как таковой могут быть применены (с некоторыми уточнениями) и для описания толерантности личностной:
1) индивид может быть безразличен к Другому — в этом случае коммуникация может не состояться в принципе;
2) индивид может испытывать снисхождение в отношении позиции Другого, исходя из чувства собственного превосходства;
3) вступающие в коммуникацию субъекты стремятся к расширению собственного мировидения за счет узнавания позиций друг друга (идеальная, на наш взгляд, ситуация).
Указанные варианты реализации толерантности обусловлены в первую очередь заинтересованностью (или ее отсутствием) в Другом, которую можно назвать вниманием. Внимание — в случае индивидуального восприятия Другого — представляет собой заинтересованность в коммуникации с ним, желание его познать.
Результаты современных психологических исследований доказывают наличие феномена внимания как особого эмоционального состояния человека при социальном взаимодействии. В частности, уже упоминавшийся американский психолог Дж. Брунер ввел специальный термин «социальное восприятие» для выражения отличительной характеристики межличностного взаимодействия — особой интенции индивида при познании социального [1. С. 109].
С развитием социальной психологии выявились некоторые факторы, определенные учеными как «ошибки» (или эффекты) восприятия. К ним относятся: эффект физиогномической редукции, эффект красоты, эффект авансирования, эф-
фект ореола и др. В описании психологов эффект физиогномической редукции есть не что иное, как вывод о психологических свойствах личности на основе внешних черт, а эффект красоты заключается в том, что более привлекательному внешне человеку приписывается больше положительных качеств. Так или иначе, процедуры различения, сравнения, атрибуции являются сопутствующими непосредственному восприятию процессами, т.е. существуют на всем протяжении восприятия, им определяются и направляются. Органичное сочетание процесса восприятия и процедур по приписыванию характеристик образу Другого составляют сущность феномена внимания.
По нашему мнению, именно внимание (или его отсутствие) обусловливают толерантность по отношению к Другому — желание понять и объяснить действия Другого может возникнуть лишь при наличии интереса к нему. Здесь имеется в виду интерес не к личности Другого, а интерес к нему как к феномену окружающего мира. Внимание к Другому с необходимостью порождает ожидание в отношении его действий. Выше упоминались специфические «эффекты» восприятия, однако ими не исчерпывается список упомянутых ожиданий: мы предполагаем, как тот или иной человек будет реагировать на определенные суждения, интуитивно чувствуем, какие темы актуальны при коммуникации с тем или иным человеком, etc. Указанные ожидания составляют предмет исследования психологии коммуникации (психологии общения), которая подробно описывает поведение индивида в различных межличностных ситуациях.
В процессе коммуникации ожидания индивида относительно поведения Другого либо оправдываются, либо опровергаются в зависимости от конкретных суждений и действий Другого. В этот период происходит трансформация толерантности воспринимающего — она либо укрепляет свои позиции, либо сдает их. В процессе общения индивид узнает мнения Другого, его суждения относительно тем коммуникации и, благодаря получению этих знаний, вырабатывает свое отношение к Другому.
Так или иначе, возникновение конфликтных ситуаций неизбежно — крайне редко можно обнаружить индивида с идентичными воспринимающему взглядами по всем вопросам. Тем не менее в процессе непосредственной коммуникации происходит «сглаживание» конфликта путем выработки единого мнения (если возможно) или признания кардинального несогласия по обсуждаемому вопросу. В процессе коммуникации мы имеем дело с предварительно сформированным мнением относительно Другого, поэтому стоит говорить об изменении «уровня» толерантности как характеристики упомянутого отношения. Принципиально важным представляется тезис о том, что толерантность предшествует процессу коммуникации, формируясь в процессе восприятия Другого и трансформируясь по мере общения с ним.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) См., например: Гречко П.К. О границах толерантности. Свободная мысль—XXI. —
2005. — № 10. — С. 173—182.
(2) Подробнее об этом см., например: Уолцер М. О терпимости. — М., 2000; Halberstam J.
(1982—83) The paradox of tolerance // Philosophical Forum. 14/2. — P. 190—206.
(3) Подробнее об этом см., например: Гидденс Э. Судьба, риск, безопасность // THESIS. — 1994. — Вып. 5. — С. 107—134; Делёз Ж. Мишель Турнье и мир без Другого // Турнье М. Пятница, или тихоокеанский лимб. — СПб., 1999; Левинас Э. Диахрония и репрезентация // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. — Томск, 1998. — С. 142—162.
(4) Подробнее об этом см., например: Hebb D.О. The organization of behavior. — New York, Wiley, 1949.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Брунер Дж. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. — М., 1977.
[2] Гречко П.К. Поликультурное общество: конфликт, терпимость, толерантность // Поликультурное общество: стабильность и коммуникация. — М., 2003. — С. 13—34.
[3] Курмелева Е.М. Коммуникативное пространство: субъективное измерение // Поликультурное общество: стабильность и коммуникация. — М., 2003. — С. 131—142.
[4] Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. — 1997. — № 11. — С. 46—54.
[5] Тагиров Ф.В. «Я» vs «Другой» — дискурс насилия в поле «сакрального» // Философия права. — 2008. — № 8. — С. 72—78.
EXISTENTIAL CHARACTERISTICS OF TOLERANCE
D.E. Gladyshev
Department of Social Philosophy Faculty of Humanities and Social Sciences Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklay St., 10/2, Moscow, Russia, 117198
The article attempts to reveal personal existential characteristics of tolerance. The author tries to find answers to the following questions: At what moment could tolerance emerge in individual interaction? What are the main preconditions for tolerant attitude towards the Other? How does the tolerance influence the process of communication? The analysis shows that tolerant (or intolerant) attitude towards the Other is being formed in the process of his/her direct perception (experience) and precedes the situation of communication.
Key words: tolerance, communication, the Other, social perception, experience, social identity, personal identity, communication psychology.
REFERENCES
[1] Bruner Dzh. S. Psikhologiia poznaniia. Za predelami neposredstvennoi informatsii (Psychology of Learning. Beyond Immediate Information). Moscow, 1977.
[2] Grechko P.K. Polikul'turnoe obshchestvo: konflikt, terpimost', tolerantnost'. In Polikul'turnoe obshchestvo: stabil'nost' i kommunikatsiia (Polycultural Society: Conflict, Toleration, Tolerance. In Polycultural Society: Stability and Communication). Moscow, 2003, pp. 13—34.
BecTHHK Py^H, cepua &unoco$ufi, 2013, № 2
[3] Kurmeleva E.M. Kommunikativnoe prostranstvo: sub"ektivnoe izmerenie In Polikul'turnoe obshchestvo: stabil'nost' i kommunikatsiia (Communication Space: A Subjective Dimension. In Polycultural Society: Stability and Communication). Moscow, 2003, pp. 131—142.
[4] Lektorskii V.A. O tolerantnosti, pliuralizme i krititsizme (Of Tolerance, Pluralism and Criticism). Voprosy filosofii, 1997, no 11, pp. 46—54.
[5] Tagirov F.V. «Ia» vs «Drugoi» — diskurs nasiliia v pole «sakral'nogo» («Me» vs «Other»: Discourse of Violence in the Field of the «Sacred»). Filosofiiaprava, 2008, no 8, pp. 72—78.