Научная статья на тему 'ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В АНТИВОЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ Э. М. РЕМАРКА'

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В АНТИВОЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ Э. М. РЕМАРКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
709
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Э. М. РЕМАРК / АНТИВОЕННАЯ ТЕМА / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фролов Дмитрий Михайлович

Целью работы является комплексный анализ генезиса и эволюции экзистенциальной идеи в антивоенном творчестве Э. М. Ремарка. Научная новизна работы заключается в том, что впервые был проведен анализ мировоззренческой позиции писателя сквозь призму философии экзистенциализма. В результате автору удалось сделать вывод об отношении Э. М. Ремарка к проблеме трансформации базовых ценностей человеческого бытия в условиях войны, проследить эволюцию этической позиции писателя об опасности саморазрушения личности под воздействием утраты веры в человечность в ситуациях экзистенциального кризиса, когда человеческие добродетели оказались под гнетом физического выживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIAL ISSUES IN E. M. REMARQUE’S ANTI-WAR WORKS

The paper aims to carry out a comprehensive analysis of the genesis and evolution of the existential idea in E. M. Remarque’s anti-war works. The study is novel in that it is the first to analyse the writer’s worldview through the lens of existentialist philosophy. As a result, the researcher has successfully reached a conclusion about E. M. Remarque’s attitude to the transformation of the fundamental values of human existence during wartime, has traced the evolution of the writer’s ethical position regarding the danger of man’s self-destruction influenced by the lack of faith in humanity in situations of existential crisis, when human virtues became neglected due to the necessity of physical survival.

Текст научной работы на тему «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В АНТИВОЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ Э. М. РЕМАРКА»

rpomOTQ Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2022. Том 15. Выпуск 2. С. 363-367 | 2022. Volume 15. Issue 2. P. 363-367

ISSN 1997-2911 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

Экзистенциальная проблематика в антивоенном творчестве Э. М. Ремарка

Фролов Д. М.

Аннотация. Целью работы является комплексный анализ генезиса и эволюции экзистенциальной идеи в антивоенном творчестве Э. М. Ремарка. Научная новизна работы заключается в том, что впервые был проведен анализ мировоззренческой позиции писателя сквозь призму философии экзистенциализма. В результате автору удалось сделать вывод об отношении Э. М. Ремарка к проблеме трансформации базовых ценностей человеческого бытия в условиях войны, проследить эволюцию этической позиции писателя об опасности саморазрушения личности под воздействием утраты веры в человечность в ситуациях экзистенциального кризиса, когда человеческие добродетели оказались под гнетом физического выживания.

EN

Existential Issues in E. M. Remarque's Anti-War Works

Frolov D. M.

Abstract. The paper aims to carry out a comprehensive analysis of the genesis and evolution of the existential idea in E. M. Remarque's anti-war works. The study is novel in that it is the first to analyse the writer's worldview through the lens of existentialist philosophy. As a result, the researcher has successfully reached a conclusion about E. M. Remarque's attitude to the transformation of the fundamental values of human existence during wartime, has traced the evolution of the writer's ethical position regarding the dangei of man's self-destruction influenced by the lack of faith in humanity in situations of existential crisis, when human virtues became neglected due to the necessity of physical survival.

Введение

Анализу творчества Э. М. Ремарка посвящено множество работ отечественных и зарубежных авторов, которые демонстрируют различные научные подходы и ориентированы на исследование отдельных ключевых проблем, поднятых писателем: антимилитаризма (Николаева, 1983), потерянного поколения (Похаленков, 2014), фронтового братства (Westphalen, 1990), уникальности человеческого бытия (Bloom, 2001), ответственности человека перед человечеством (Sternburg, 1998), выживания человека в условиях тоталитарного общества (Westphalen, 1991). Однако можно заметить, что работ, которые бы обобщали и давали всеобъемлющий анализ экзистенциальной проблематики в антивоенном творчестве Э. М. Ремарка, не существует до сих пор. В этой связи комплексное исследование антивоенных произведений писателя сквозь призму экзистенциальной философии определяет актуальность работы.

На достижение поставленной цели направлено решение следующих задач: систематизировать библиографические источники о жизни и творчестве Э. М. Ремарка; исследовать отношение писателя к войне, проблеме человеческого существования на войне и в послевоенное время, проанализировать процесс становления и развития экзистенциальной идеи в произведениях, посвященных антивоенной теме.

Для понимания процессов генезиса и эволюции экзистенциальной идеи в антивоенном творчестве Э. М. Ремарка использован биографический подход, сравнительно-исторический и формально-логический методы.

Теоретической базой исследования, наряду с произведениями Э. М. Ремарка, послужили публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященные творчеству прозаика, труды С. Керкегора, М. Хайдеггера, К. Яспер-са и других философов-экзистенциалистов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в преподавании курса истории зарубежной литературы, факультативных курсов, посвященных изучению литературы экзистенциализма ХХ века.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil20220063

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 License): https://creativecommons.orq/Licenses/by/4.0/

Основная часть

Первая мировая война, приведшая человечество к гуманитарной катастрофе, явилась катализатором развития таких философских проблем, как временность и конечность существования человека, свобода выбора, поведение в экстремальной ситуации, диалектика страха и боязни, личная ответственность человека за свои поступки. Несмотря на то, что сам термин «экзистенциальная философия» впервые был употреблен Карлом Ясперсом (1991, с. 304) только в 1931 году, основные понятия экзистенциализма - «экзистенция», «экзистенциальный», «экзистировать» - уже использовались в трудах Сёрена Керкегора (2009), Мартина Хайдеггера (1993), Мартина Бубера (Buber, 1923) и других философов. Несомненно, эти новые направления философской мысли не могли не найти отражения в творчестве Э. М. Ремарка.

В своем первом антивоенном романе «На западном фронте без перемен» (1929 г.), принесшем Ремарку всемирную известность, автор обращается к теме смысла жизни и человеческого существования в экстремальных условиях. Роман автобиографичен, так как писатель являлся непосредственным участником Первой мировой войны, был ранен, пережил все тяготы и лишения, выпавшие на долю его сверстников (Schneider, 1994, с. 125). Через образ главного героя романа, солдата кайзеровской армии Пауля Боймера, Ремарк (1985) повествует о целом поколении, «которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов» (с. 5). Отражая трагизм и бессмысленность войны, Ремарк задается вопросом: какими станут солдаты, выжившие в войне, смогут ли они вписаться в мирную жизнь.

Смерть на войне становится привычной для Боймера и его товарищей. Из 150 бойцов в роте остается 32, но никто из них не может отказаться от выполнения приказа командира идти в бессмысленные атаки, так на фронте нет свободы выбора варианта поведения. По сути, война отрицает человеческую «сущность», оставляя солдату только «существование». Ремарк иллюстрирует эту идею следующим образом - осознание неизбежности близкой кончины тяжело раненного Франца Кеммериха отступает у его товарищей на дальний план, когда они размышляют о возможности получить добротные ботинки покойного.

Краткосрочный отпуск, который Пауль Боймер проводит в родном городе, не может отвлечь его от войны. Жизнь для него сужается рамками фронта. Страх смерти, с которой он не единожды сталкивался на фронте, преследует Боймера. Он сторонится патриотически настроенных бюргеров, размышляющих о том, как «лучше поколотить француза» (Ремарк, 1985, с. 106) и захватить угольные районы Франции, аннексировать Бельгию и часть России. Но Паулю уже не до патриотизма, он отрезан от разумной деятельности и человеческих стремлений, он вынужден бежать от самого себя. Противопоставляя Паулю внешний мир как нечто чужое ему, автор погружает главного героя в сферу бесконечных внутренних переживаний.

Описывая поведение главного героя в экстремальной ситуации, когда тот убивает французского солдата Жерара Дюваля, случайно оказавшегося с ним в одной воронке, Ремарк сопоставляет две экзистенциальные категории - страх смерти и ответственность за свой поступок. Боймер после нанесения французу смертельного ранения осознает, что он убил человека, который ничего плохого ему не сделал, что своим поступком он стал причиной невосполнимой утраты родных и близких этого человека. Эта ситуация становится определяющей в его дальнейшем мировосприятии: война для него представляется в большей степени не способом защиты родины, а средством уничтожения человечества.

На образе главного героя Ремарк пытается показать, что только тот достоин быть личностью, кто испытывает тревогу перед лицом ответственности за судьбы других людей. Пауль готов оказывать помощь семье убитого им Жерара Дюваля, пытается смягчить участь военнопленных русских солдат, угощая их сигаретами. Но у него нет ответа на вопросы, кто и зачем сделал людей врагами, почему жертвами войны становятся тысячи невинных людей, в чем причины несовершенства общества.

Что может противостоять на войне смерти? На поставленный вопрос Ремарк находит единственный ответ - фронтовое товарищество, без которого немыслимо само существование. Оставить товарища в беде -это худшее, что может произойти на войне. Фронтовое братство возвышает души над ужасной парадигмой войны. Только в единении каждый из солдат может противостоять смерти.

По задумке Ремарка, главный герой погибает в день затишья на фронте, когда до окончания войны оставалось менее месяца и в военных сводках немецкого командования сообщалось «на Западном фронте без перемен». Пауль Боймер погибает последним из двадцати его фронтовых товарищей-одноклассников, ушедших добровольцами на фронт. Лицо его было так спокойно, словно он был даже доволен тем, что все так кончилось. По мнению Д. В. Затонского (1976, с. 200), смерть Пауля Боймера является избавлением, некой наградой за страдания. По нашему мнению, Ремарк вкладывает в это более глубокий смысл - гибель Пауля символизирует потерю целого поколения, опустошенного, оторванного от жизни и растерявшего надежды, поколения всецело подвластного судьбе.

В 1931 году Э. М. Ремарк (2013) издает роман «Возвращение», в котором повествует о судьбах солдат-фронтовиков, вернувшихся с Первой мировой войны. Проблема существования в послевоенных условиях, адаптации к ним не могла не затронуть писателя, заложившего в своем первом антивоенном романе фундамент последующего творчества. Война разрушила идеалы ровесников писателя, повергла досрочно состарившихся молодых людей в атмосферу одиночества и недоверия. Большинство из них, не имея средств к существованию, образования и профессии, так и не смогли адаптироваться к мирной жизни в послевоенной Германии. Массовая безработица свела на нет шансы трудоустройства бывших фронтовиков (Фасбендера, Фрича, Поля),

некоторые из них (цирковой акробат Лагер), ввиду утраты здоровья, не смогли вернуться в свою профессию, отдельные, утратив веру в жизнь, приняли решение расстаться с ней (Хенце, Гизекке, Брайер и др.). Знания и навыки, приобретенные на фронте - «жестокие, кровавые, страшные и неумолимые» (с. 244) - никому не нужны. Георг Рахе пытается вернуться на военную службу, но не находит там того, что на фронте ценил больше всего - верности окопных «камрадов» друг другу. «Я думал, что найду там остатки солдатской дружбы. Но нашел лишь слепое чувство стадности, карикатурный призрак войны», - говорит он своему фронтовому товарищу Эрнсту Биркхольцу (с. 359).

Хаос бытия, отчаяние и безысходность, отчуждение и одиночество человека в обществе явились лейтмотивом романа. Некоторые герои романа (Макс Вайль) видят единственный выход в классовой борьбе, другие (Хеель) делают иной выбор - яростно противостоят революционному движению. Главный герой романа, Эрнст Биркхольц, от лица которого идет повествование, не является ни левым, ни правым. Его жизненный выбор - стать учителем. Эрнст постоянно ловит себя на мысли о том, что нельзя учить подрастающее поколение по учебникам, в которых замалчиваются гуманистические ценности, где история родины состоит из истории войн, которые представлены чрезвычайно важными событиями, где нет ни слова о великих писателях, поэтах, художниках и музыкантах (Ремарк, 2013, с. 308). Связывая судьбу главного героя с благородным учительским трудом, Ремарк делает вывод, что единственным средством преодоления чувства безысходности и выхода из состояния отчаяния является гуманизм. Аналогичные варианты решения этой проблемы характерны для представителей экзистенциальной мысли середины прошлого века, в частности Ж.-П. Сартра (1994), квинтэссенция философской позиции которого отражена формулировкой «экзистенциализм - это гуманизм» (с. 468).

Проблему существования поколения, искалеченного войной, Э. М. Ремарк развивает в романе «Три товарища» (1936 г.). События разворачиваются в Германии конца двадцатых - начала тридцатых годов, постепенно погружающейся в пучину нацизма. Три фронтовых товарища Отто Кестер, Готтфрид Ленц и Роберт Локамп пытаются приспособиться к мирной жизни, что в условиях экономического и политического кризиса в стране является проблематичным. Повествование ведется от лица главного героя - Роберта Локампа, который выступает «другим я» Пауля Боймера и Эрнста Биркхольца - героев первых антивоенных романов Ремарка. Три товарища стремятся забыть прошлое, но в их памяти периодически всплывают страшные картины военного времени: смерть и ранения однополчан, сырые окопы, газовые атаки противника - "Da kam ab und zu noch einmal etwas von früher und starrte einen aus toten Augen an" (Remarque, 1998, c. 9).

Особое внимание автор уделяет кризисным ситуациям, когда герои, ощущая зыбкость своего существования, находятся на уровне предельно пиковых переживаний. Они оказываются экзистенциально обреченными: Гот-тфрид погибает от руки профашистски настроенного молодчика, любимая девушка Роберта Пат смертельно больна, Отто, желая оказать материальную поддержку Роберту и Пат, вынужден расстаться с автомобилем и автомастерской. Единственным средством выжить в такой ситуации является дружба, которая важнее личных стремлений и желаний. Дружба выступает неотъемлемым компонентом существования трех фронтовых товарищей.

Но настоящая мужская дружба не дает ответа на вопрос: как строить отношения с такой сильной женщиной, как Пат, которая, несмотря на тяжелый недуг, любит жизнь и находит радость в мелочах. Дружба с Пат, переходящая в любовь, меняет Роберта, его жизнь приобретает смысл. Воспевая силу любви, Ремарк утверждает, что любовь есть единственное стоящее чувство, вызывающее желание жить, дающее призрачную надежду на возвращение к утраченным гуманитарным ценностям. "Wenn man noch leben möchte, dann ist etwas da, was man liebt. Es ist schwerer, aber auch leichter" (Remarque, 1998, c. 380).

Ремарк, находясь с 1932 года в вынужденной эмиграции (Sternburg, 1998, c. 102), пристально следил за событиями в Германии, предшествующими развязыванию Второй мировой войны. Приход фашистов к власти, нарастание германского милитаризма, запрещение и сжигание книг «негерманского духа» (Weidermann, 2008), лишение писателя немецкого гражданства - все эти события не могли не усилить антивоенную, антифашистскую позицию писателя. Его новый антивоенный роман «Время жить и время умирать» вышел в свет спустя девять лет после окончания войны. Экзистенциальная направленность этого произведения очевидна: проблемы существования в условиях войны, свободы выбора человека в пограничной ситуации, потерянного поколения, приемлемости религиозных постулатов для военного времени выступили основным его лейтмотивом. Неслучайно и название романа. Оно созвучно библейской заповеди «время рождаться и время умирать», данной Соломоном в третьей главе ветхозаветной книги Екклесиаст. Согласно Екклесиасту, для всех явлений, процессов и вещей есть свое время под небом: «...время рождаться и время умирать; время насаждать и время вырывать посаженное; время убивать и время врачевать; время разрушать и время строить; время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать; время разбрасывать камни и время собирать камни; время обнимать и время уклоняться от объятий; время искать и время терять; время сберегать и время бросать; время раздирать и время сшивать; время молчать и время говорить; время любить и время ненавидеть; время войне и время миру» (Акимов, 2012, с. 315). Но в этом перечне времен и событий ничего не говорится о «времени жить». Ремарк умышленно отходит от библейского постулата «время рождаться и время умирать», заменяя его иным, где фигурирует «время жить», обозначая первостепенную значимость принципа благоговения перед жизнью, названного А. Швейцером (1992) основным принципом нравственности.

Период, непосредственно отраженный в романе, достаточно короткий - полтора месяца весны 1944 года, когда войска гитлеровской коалиции несли большие потери на восточном фронте, а у солдат уже не было иллюзий по поводу победоносного завершения войны. Безысходность положения армии Вермахта, опасения военнослужащих о том, что русские, вступив в пределы их родины, «сотворят» с Германией тоже, что гитлеровцы

допускали на территории СССР, - все это угнетающе действовало на солдат, свыкшихся со статусом «пушечного мяса и удобрения для Тысячелетнего рейха» (Ремарк, 2019, с. 25), но продолжающих педантично исполнять приказы командиров. Ремарк, повествуя о четырех фронтовых днях, предшествующих отпуску главного героя, прибегает к использованию приема анахронии, который позволяет автору переместить читателя во времени - в 1939 год, когда окончивший гимназию Эрнст был призван в армию, и в пространстве - в пески Африки, затем во Францию, где страны «оси» начали военные действия в 1940 году. Но война в России для Гребера нечто иное, чем во Франции, где продвижение немецких войск сравнивается с прогулкой, или в Африке, где солнце мгновенно высушивало трупы убитых и смерть не была такой «грязной, зловонной» (Ремарк, 2019, с. 3).

Главный герой, получивший краткосрочный отпуск, не находит душевного равновесия на родине: его родной дом разбомблен авиацией, судьба родителей неизвестна. Его преследует глубокое опасение о том, что «время умирать» идет за ним по пятам: «...то самое, с фронта, кралось следом, зловеще дышало рядом, и прогнать его невозможно» (Ремарк, 2019, с. 78). Эрнст не может поверить тому, что Германия могла оказаться незащищенной, что, находясь в тылу, его соотечественники должны испытывать страх и бессмысленность своего существования. Он восклицает: «Я видел тысячи развалин. Но по-настоящему не видел их никогда. До сегодняшнего дня. Почему я не лежу под ними? Я должен бы лежать там» (Ремарк, 2019, с. 99).

Встреча с Элизабет и вспыхнувшее чувство любви спасает Эрнста от гнета никчемности существования, дает робкую надежду на окончание ужасного «времени умирать». Любовь противостоит «времени умирать» и замедляет его наступление, но не может принести подлинного счастья. На вопрос Элизабет: «Мы вообще-то счастливы или несчастны?» Эрнст отвечает: «И то и другое. Наверное, так и должно быть... Может, счастливы одни лишь камни» (Ремарк, 2019, с. 248). Но сила любви оказывается не безграничной: парадигма жизни солдата не может быть нарушена в условиях войны. Эрнст не может не вернуться на фронт: «Если дезертирую, моих родителей и мою жену посадят в тюрьму, бросят в лагерь или убьют» (Ремарк, 2019, с. 356).

Используя прием анизохронии, Ремарк (2019) замедляет или ускоряет течение времени для главного героя. На фронте время тянется медленно. Два года, прошедшие с момента последнего отпуска, для Гребера эквивалентны двадцати годам (с. 55). Дни предоставленного отпуска пролетают мгновенно. Эрнст для себя даже выводит некую пропорцию: две недели, проведенные в отпуске, он приравнивает к двум годам на фронте (с. 262). Страх покинуть мир, в котором он еще не успел оставить свой след, преследует главного героя. Ремарк сознательно ускоряет течение времени, отводимого для жизни, и расширяет временной интервал, когда жизнь трудно назвать жизнью, когда бытие человека сводится к ожиданию смерти.

Достаточно сложной для Эрнста является проблема разрешения противоречия между нравственными идеалами, провозглашаемыми христианством, и их реализацией: «У сына плотника из Назарета - странные последователи» (Ремарк, 2019, с. 361). Оказываясь в подвале церкви Святой Екатерины, Гребер обращает внимание на приспособления для пыток и казни ведьм и язычников, применявшиеся в Средневековье во имя Господа и христианской любви к ближнему, которые в тех же целях используются в концентрационных лагерях. Объяснение этому Эрнст пытается найти у своего школьного учителя Польмана, который уходит от прямого ответа, ссылаясь на противоречивость библейских заповедей «Возлюби ближнего своего», «Не убий» и «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Ремарк, 2019, с. 210). На вопросы о выборе варианта поведения в такой ситуации, мучившие Гребера, Польман дает лаконичный ответ - надо верить «в Бога и в доброе в человеке» (Ремарк, 2019, с. 295).

Эрнст Гребер возвращается на фронт совершенно иным человеком. Для него «все едино - разлука и встреча, обладание и потеря, жизнь и смерть, прошлое и будущее» (Ремарк, 2019, с. 401). Это уже не тот Гребер, который слепо выполняет военные приказы, а совершено иной человек, представитель потерянного поколения, который ищет ответы на вопросы, как жить дальше, как христианские заповеди соблюдать на войне. Смерть Гребера от руки партизана, освобожденного им из-под стражи, имеет символический характер и воспринимается читателем неоднозначно. Его гибель Ремарк мог имплицировать как неизбежное возмездие, следующее за преступления, совершенные немецкими захватчиками. Но, учитывая экзистенциальную направленность антивоенного творчества Ремарка, можно предположить, что смерть Эрнста Гребера, так же как и Пауля Боймера, является разрешением внутреннего кризиса. У Эрнста, гипотетически, был и такой выход - уйти вместе с пленными партизанами, но автор достаточно четко дает понять и ту мысль, что немецкому солдату, не согласному с фашизмом, нет спасения и в Стране Советов. Вероятно, здесь отражена личная идеологическая позиция Ремарка, дистанцировавшегося и от «левых», и от «правых».

Заключение

Проблемы свободы и личной ответственности, человеческого существования и выбора варианта поведения в пограничной ситуации, одиночества отдельного индивида и потерянности целого поколения, затронутые Ремарком, отражают экзистенциальную наполненность антивоенных произведений писателя. Однако достаточно интересным и спорным является вопрос о принадлежности экзистенциального мышления Ремарка к религиозному или атеистическому направлению экзистенциалистского течения в мировой философии и литературе. Если в первом антивоенном романе начинающий писатель Ремарк лишь констатирует невозможность соблюдения библейских заповедей в условиях войны, то в романе «Время жить и время умирать» автор, будучи уже известным прозаиком, говорит о необходимости переоценки краеугольных принципов бытия, соблюдение которых уже не может гарантировать стабильность существования. Не отрицая

постулаты христианства, Ремарк заставляет читателя задуматься о том, что обожествлению человека должно предшествовать его очеловечивание. Этот посыл писателя, по нашему мнению, не дает права утверждать, что он однозначно принадлежит к одному из направлений экзистенциальной мысли: его философия - некий симбиоз идей христианства и атеизма.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Выбор антивоенных романов Э. М. Ремарка для исследования процессов генезиса и эволюции экзистенциальной идеи в его творчестве не является случайным: война трансформирует самые важные, базовые ценности, такие как дружба, любовь, сострадание, доброта, вынося на первый план лишь вопрос физического выживания. Однако отпечаток войны проявляется в судьбах героев его произведений, не относящихся к категории антивоенных: Бодмера («Черный обелиск»), Рави-ка («Триумфальная арка»), Лилиан и Клерфэ («Жизнь взаймы»), находящихся в условиях экзистенциального кризиса в мирное время.

Перспективы дальнейшего исследования видятся в комплексном анализе эволюции экзистенциальной мысли Э. М. Ремарка посредством изучения его творчества, не связанного с темой войны.

Источники | References

1. Акимов В. В. Библейская Книга Екклесиаста и литературные памятники Древнего Египта. Мн.: Ковчег, 2012.

2. Затонский Д. В. Ремарк // История немецкой литературы: в 5-ти т. М.: Наука, 1976. Т. 5. 1918-1945 / под ред. И. М. Фрадкина, С. В. Тураева.

3. Керкегор С. Философские крохи, или крупицы мудрости. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009.

4. Николаева Т. С. Творчество Ремарка-антифашиста. Саратов: Изд. Сарат. ун-та, 1983.

5. Похаленков О. Е. Мотивная структура романа «Возвращение» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 1. № 2.

6. Ремарк Э. М. Возвращение. М.: Астрель, 2013.

7. Ремарк Э. М. Время жить и время умирать. М.: АСТ, 2019.

8. Ремарк Э. М. На Западном фронте без перемен. Три товарища. М.: Правда, 1985.

9. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сартр Ж.-П. Избранные произведения. М.: Республика, 1994.

10. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993.

11. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992.

12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.

13. Bloom H. Erich Maria Remarque's "All Quiet on the Western Front". Philadelphia: Chelsea House Publishers, 2001.

14. Buber M. Ich und Du. Leipzig: Insel-Verlag, 1923.

15. Remarque E. M. Drei Kameraden. Köln: Kiepenheuer & Witsch, 1998.

16. Schneider Th. F. Ein militanter Pazifist. Texte und Interviews 1929-1966. Köln: Kiepenheuer & Witsch, 1994.

17. Sternburg W. Als wäre alles das letzte Mal. Erich Maria Remarque. Eine Biographie. Köln: Kiwi, 1998.

18. Weidermann V. Das Buch der verbrannten Bücher. Köln: Kiepenheuer & Witsch, 2008.

19. Westphalen T. Kameradschaft zum Tode. Nachwort zu "Der Weg zurück". Köln: Kiwi, 1990.

20. Westphalen T. Nur zu kurz. Viel zu kurz. Nachwort zu "Drei Kameraden". Köln: Kiwi, 1991.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Фролов Дмитрий Михайлович1

1 Смоленский государственный университет

Frolov Dmitry Mikhaylovich1

1 Smolensk State University

1 d.f.dmitryfrolov@gmail.com

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 05.01.2022; опубликовано (published): 28.02.2022.

Ключевые слова (keywords): Э. М. Ремарк; антивоенная тема; экзистенциальные проблемы; потерянное поколение; E. M. Remarque; anti-war theme; existential issues; Lost Generation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.