Научная статья на тему 'Экзистенциал веры в философии Пауля Тиллиха'

Экзистенциал веры в философии Пауля Тиллиха Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
381
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРА / BELIEF / ЭКЗИСТЕНЦИАЛ / ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ / TRANSCENDING / ЭКСТАТИЧЕСКОЕ / ECSTATIC / ПРЕДЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / EXTREME INTEREST / МУЖЕСТВО / COURAGE / ЛИЧНОСТНЫЙ АКТ / PERSONAL ACT / EXISTENTIAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Любецкий Виталий Игоревич

В статье исследуется феномен веры в экзистенциальной философии Пауля Тиллиха. Раскрывается предложенное им понимание веры как предельного интереса человека. Рассмотрены такие элементы веры как доверие и мужество. Вера, как центрированный акт личности, трансцендирует повседневный опыт. Показан экстатический характер веры, включающий рациональные и бессознательные элементы человека. Вера переживается как экзистенциал человеческого бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIAL OF BELIEF IN PAUL TILLICH’S PHILOSOPHY

The article researches the phenomenon of belief in Paul Tillich’s existential philosophy. The comprehension of belief as an extreme interest of a man suggested by Paul Tillich is revealed. Such elements of belief as trust and courage are examined. Belief as a centered act of a personality transcends everyday experience. The ecstatic character of belief including the rational and unconscious elements of a man is shown. Belief is experienced as an existential of human existence.

Текст научной работы на тему «Экзистенциал веры в философии Пауля Тиллиха»

Любецкий Виталий Игоревич

ЭКЗИСТЕНЦИАЛ ВЕРЫ В ФИЛОСОФИИ ПАУЛЯ ТИЛЛИХА

В статье исследуется феномен веры в экзистенциальной философии Пауля Тиллиха. Раскрывается предложенное им понимание веры как предельного интереса человека. Рассмотрены такие элементы веры как доверие и мужество. Вера, как центрированный акт личности, трансцендирует повседневный опыт. Показан экстатический характер веры, включающий рациональные и бессознательные элементы человека. Вера переживается как экзистенциал человеческого бытия. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/37201673-2731.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 3(65): в 2-х ч. Ч. 2. C. 108-110. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/3-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 128

Философские науки

В статье исследуется феномен веры в экзистенциальной философии Пауля Тиллиха. Раскрывается предложенное им понимание веры как предельного интереса человека. Рассмотрены такие элементы веры как доверие и мужество. Вера, как центрированный акт личности, трансцендирует повседневный опыт. Показан экстатический характер веры, включающий рациональные и бессознательные элементы человека. Вера переживается как экзистенциал человеческого бытия.

Ключевые слова и фразы: вера; экзистенциал; трансцендирование; экстатическое; предельный интерес; мужество; личностный акт.

Любецкий Виталий Игоревич

Нижневартовский государственный университет ovital@yandex. ru

ЭКЗИСТЕНЦИАЛ ВЕРЫ В ФИЛОСОФИИ ПАУЛЯ ТИЛЛИХА

Реальность, на которую указывает термин «вера», настолько глубоко укоренена в человеческом бытии, что вновь и вновь приковывает к себе философскую мысль. Атеистическое или скептическое отрицание, маргинализация или сарказм по отношению к вере не снимают самой проблемы. Предпринятые в государственных масштабах попытки борьбы с религией не смогли искоренить веру из человеческого существа. Homo sapiens, сколько он себя знает и помнит, никогда не переставал быть homo religiosus. В современной эпохе, все чаще характеризуемой как постсекулярная, в вере человек нуждается все острее. Ее осмысление требует различных точек зрения, исследования ранее изложенных концепций, постановки и решения новых вопросов.

В данной работе нами будет рассмотрено философское обоснование и экзистенциальное понимание феномена веры протестантским мыслителем Паулем Тиллихом. «Самый философичный из богословов нашего столетия», «апостол для скептиков, интеллектуалов и растерянных людей нашего времени», «современный Фома Аквинский», «человек Ренессанса в наилучшем смысле этого слова» - краткий абрис дефиниций об этом выдающемся авторе [1, с. 13]. Пауль Тиллих (Tillich) (20 августа 1886, Штарцеддель, Пруссия - 22 октября 1965, Чикаго, США) с 1905 по 1912 г. изучал философию и богословие в университетах Берлина, Тюбингена, Галле. В 1912 г. стал лютеранским пастором и во время Первой мировой войны служил капелланом в германской армии. С 1929 по 1933 г. преподавал в Берлине, Марбурге, Дрездене и Франкфурте. За несогласие с нацизмом был отстранен от должности профессора, вынужден эмигрировать в США. В Америке работал в знаменитой Union Theological Seminary в Нью-Йорке, в Гарвардском и Чикагском университетах.

Прежде всего, Тиллих пытается рафинировать понятие веры от исторически наложившихся смысловых примесей. При этом философ, отвечая на запросы времени, дает свое новое, уникальное понимание данного феномена. Фундаментальное определение, данное Тиллихом, - вера как состояние предельной заинтересованности. В отличие от животных, человеку свойственны не только витальные потребности, он обладает духовными интересами, которые также могут притязать на определяющую значимость в жизни индивидуума. «Предельный интерес задает глубину, направление и единство всех других интересов, и вместе с ними всей личности» [2, с. 201]. Человек не сводится к физиологии и психике, существенно он выразим только как экзистенция, как дух. В жизни духа превалируют интенции запредельного, вечного, истинного. Экзистенция осуществляет себя в предельном интересе.

В самом содержании понятия «интерес» заложено желание действия и единения. Интерес - сильнейшее желание, интенсивное стремление воссоединиться с тем, чему ты принадлежишь и от чего одновременно отчужден. Предельность интереса состоит в том, что человек полностью отдает себя объекту или субъекту своего интереса. Содержание веры непременно оказывается бесконечно важным для жизни человека, и только в ситуации предельного интереса к этому предельно значимому можно говорить об акте веры. С другой стороны, предельным интерес делает его направленность к предельному как к безусловному, бесконечному, абсолютному. Понятие Бога, присущее большинству религиозных практик, определенно включает в себя эти предикаты. «Он есть предельная реальность, истинно реальное, основание и бездонная глубина всего, что реально» [3, с. 195], Бог как Творец, как Источник бытия. Таким образом, понятие предельного распространено и на субъект веры и на ее объект.

Как экзистенциально мыслящий философ, Тиллих констатирует конечность человеческого бытия. Этот опыт всецело захватывает мысли и глубочайше пронизывает чувства человека. Ценность и смысл существование приобретает, если только появляется возможность придать ему бесконечный характер. Философ настаивает на наличии такого элемента в человеке, благодаря которому личность способна воспринимать предельное. Отчаяние Кьеркегора, «зов бытия» Хайдеггера, у Тиллиха, - осознание человеком принадлежности к бесконечности и одновременное понимание того, что он не владеет ею как собственностью. «Человеческое сердце ищет бесконечное, потому что именно в нем конечное желает успокоиться» [2, с. 141]. Бесконечное очаровывает и экстатически притягивает человека, он не в силах избавиться от этого предельного интереса. Экзистенция наполнена ощущением реальности бытия-Абсолюта, укорененности в нем, она переживает отчуждение и стремится к теснейшему единению с ним. Таковы онтологическое и антропологическое основания веры.

ISSN 1997-292X

№ 3 (65) 2016, часть 2

109

Развивая свое учение о вере, Тиллих стремится исключить многочисленные искажения этого понятия. Так, наиболее распространенным из них является восприятие веры как акта познания с низкой степенью доказательности. Недостаточно доказанное, таким образом, «принимается на веру», что неминуемо предполагает определенное доверие авторитетам. Здесь философ замечает, что «мы доверяем их мнению, хотя и не безусловно, но мы не обладаем верой в них» [Там же, с. 153]. Иными словами, вера больше доверия, хотя и включает его как элемент. Она больше доверия именно по причине соучастия в предмете своего предельного интереса всем своим бытием. Процесс научного познания бесконечен, он всегда до конца не определен и поэтому вероятностен. В этом смысле он также основан на вере, точнее веровании (доверии теоретически неоконченным построениям и предыдущему опыту). Это верование всегда может разрушиться новым опытом и последующей критикой. В вере же преобладает другой характер уверенности. Она содержит в себе уверенность в бытии того, что составляет предельный интерес. Наряду с этим в вере заключено сомнение в том, что интерес, взятый как предельный, может таковым не являться. Экзистенциальная уверенность веры не есть неуверенная уверенность теоретического суждения. В данном контексте стоит отметить, что из определения веры естественно следует ее торжествующая динамика. Серьезное отвержение или борьба с какой-либо оформленной и транслируемой верой может осуществляться лишь на основании некоторого предельного интереса. Вера может отрицаться только во имя другой веры, могущей скрываться под личиной науки или философии.

С точки зрения мотивации вера - самый личностный из всех личностных актов, что непосредственно указывает на принципиально свободный ее характер. Вера и свобода у Тиллиха тождественны. Все духовные проявления человека, его творчество и искусство, научная деятельность, сфера этики и даже политики - все это «осознанные или неосознанные выражения предельного интереса, который придает им страсть и творческий эрос, создает их неистощимую глубину и единую цель» [Там же, с. 202]. Иными словами, предельный интерес соотнесен со всеми гранями окружающей человека реальности и с реальностью его собственной экзистенции. Определение Кьеркегором веры как высшей страсти человека повторяется Тиллихом в полной мере.

В своей антропологии Тиллих использует традиционную богословскую трихотомию: дух, душа и тело, но при этом не разделяет человека на три части. Вера сосредоточена в самом центре жизни личности и эксплицитно включает в себя все ее элементы. Философ определят их как постоянно взаимосвязанные между собой измерения человеческого бытия. Объединение этих измерений вокруг единого центра есть единственная возможность здоровой и гармоничной «кон-центрации» личности. Отсутствие центра провоцирует или ускорят распад личности, дает возможность дезинтегрирующим силам разрушать ее целостность. Эти силы неизбежно действуют в состоянии конечности и отчуждения. Но вера - это не движение какой-то отдельной части или измерения человека по собственной траектории. Это наиболее центрированный акт личности, собирающий все воедино. Единственным центром, способным так объединить личность, становится предельный интерес человека. Поэтому Тиллих говорит, что интегрирующая способность веры обладает целительной силой.

Разум человека - необходимое предварительное условие веры. Но в акте веры принимает участие не только разумная часть личности, но и бессознательные ее элементы. В то же время вера - это не всплеск эмоций и не их порождение, хотя эмоции, безусловно, присутствуют в ней. Вера есть экзистенциал человеческого бытия, «мысле-чувства», устремленность всей человеческой целостности. Она экзистирует, так как ее акт может происходить только при активном погружении человека внутрь самого себя. В экстазе веры «нахождение вне себя» предполагает в полной мере «бытийствование» собой. Это указывает на способность веры трансценди-ровать бытие и наличный опыт человека. Разум трансцендирует так, что экстаз - это исполненная, а не отвергнутая рациональность. Предельность интереса ведет к захваченности, вовлеченности внерациональных элементов в открываемую верою реальность. Приверженность к безусловному и бесконечному порождает страстное желание актуализировать его содержание. Таким образом, трансцендирование сознательных и бессознательных внерациональных составляющих человеческого бытия - превалирующее действие веры. Все в человеке объединяется и оказывает решающее воздействие на составные части личности и ее саму в целом.

Экстатический опыт веры, по мнению философа, вполне не выразим на языке рациональной системы. О предельном можно говорить лишь на языке, который отрицает возможность говорить о нем. Тиллих продолжает исследование «священного» у Р. Отто и разрабатывает концепцию религиозного символа. Выражение веры посредством символа - наиболее адекватный язык, описывающий реальность бесконечного и предельного. Позитивное описание веры требует объединения экстатического и личного, мистического и рационального. Предельное и безусловное, находящееся за границей конечной реальности, исключает все разделенности наличного существования, глубочайшее из которых, по Тиллиху, разделение между субъектом и объектом. Поэтому в акте веры «не работает» эта схема, опыт веры выводит в область, находящуюся над субъект-объектным разделением. Вера через сопричастие безусловному становится «касанием» неамбивалентной жизни [1, с. 211]. Здесь происходит перманентное колебание между обладанием и необладанием содержанием предельного интереса. Приближение сменяет движение назад, и в них обоих осуществляются неожиданные исполнения.

Но осознание конечности неизбежно влечет за собой понимание ограниченности и бессмысленности всех попыток преодоления конечного. Выход за пределы ограниченного логически невозможен, поскольку никакие усилия конечного не способны совершить абсолютное. По мнению Тиллиха, вера преодолевает это ограничение силой мужества, поскольку она есть акт, в котором бесконечное соучаствует помимо ограничений конечного. Мужество не есть вера сама по себе, но ее элемент, который самоутверждает свое бытие вопреки конечности. Мужество - «это акт, который совершает индивидуальное Я, принимая тревогу небытия на себя и утверждая себя либо как часть всеохватывающего целого, либо как индивидуальную самость» [4, с. 109].

Не существует веры без мужественного самоутверждения в состоянии предельного интереса. В акте веры человеком принимается в себя сомнение и отчаяние в наличном существовании, но силой бытия происходит преодоление и утверждение в бытии. Тиллих говорит о любви как силе, принадлежащей основанию всего сущего. В вере всегда подразумевается любовь, которая действует и движет одновременно. Совершенно уместно вспомнить здесь главную христианскую заповедь о любви к Богу всем сердцем, всею душою, всем разумением и всей крепостию. Любовь к Богу невозможна без веры в Него.

Таким образом, экзистенциал веры - центральная характеристика человеческого бытия. Он имплицитен и очевиден, эксплицитен и сокрыт одновременно. «В акте веры соучаствует каждый нерв человеческого тела, каждый порыв человеческой души, каждое движение человеческого духа» [2, с. 201]. Вера присуща человеку как таковому, она проявляет его экзистенцию и дает шанс трансцендирования. В ней обязательно заключен риск, могущий обернуться провалом. Вера может быть истинной, если действительно обращена к истинно предельному. Может быть идолопоклоннической, когда за предельные приняты конечные реальности. Она может «исцелять» человека, оформляя его целостность, а может приводить к экзистенциальному разочарованию и утрате смысла жизни. Ее «задача» не доказывать бытие Бога или отрицать Его «смерть». Вера приоткрывает завесу важнейшей и животрепещущей тайны. Она ведет человека к ответу на главный вопрос философии - вопрос о нем самом.

Список литературы

1. Пименов С. С. Доктор Пауль Тиллих: о традиции, новизне и богословском усилии. М.: Изд-во ПСТГУ, 2003. 424 с.

2. Тиллих П. Динамика веры // Тиллих П. Избранное: теология культуры / пер. с англ. М.: Юрист, 1995. 479 с.

3. Тиллих П. Любовь, сила и справедливость // Тиллих П. Избранное. Потрясение оснований / пер. с англ.; сост. С. Я. Левит, С. В. Лезлов. М. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 352 с.

4. Тиллих П. Мужество быть // Тиллих П. Избранное: теология культуры / пер. с англ. М.: Юрист, 1995. 479 с.

EXISTENTIAL OF BELIEF IN PAUL TILLICH'S PHILOSOPHY

Lyubetskii Vitalii Igorevich

Nizhnevartovsk State University ovital@yandex. ru

The article researches the phenomenon of belief in Paul Tillich's existential philosophy. The comprehension of belief as an extreme interest of a man suggested by Paul Tillich is revealed. Such elements of belief as trust and courage are examined. Belief as a centered act of a personality transcends everyday experience. The ecstatic character of belief including the rational and unconscious elements of a man is shown. Belief is experienced as an existential of human existence.

Key words and phrases: belief; existential; transcending; ecstatic; extreme interest; courage; personal act.

УДК 39

Исторические науки и археология

Данная статья посвящена одному из важных исторических символов татарской культуры. В работе рассматриваются роль и значение коня в жизни татар в разные исторические эпохи - от древних тюрков до настоящего времени. Анализируются хозяйственная деятельность, культовые практики, образ коня в фольклоре и мифологии татарского народа на протяжении всего его исторического развития. Источниками для написания работы стали как исторические, так и лексикографические и этнографические материалы.

Ключевые слова и фразы: татары; культ коня; фольклор; мифология; история.

Махмутов Зуфар Александрович, к.и.н.

Институт истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, г. Казань zufar@inbox.ru

Сагитова Альфия Галеевна, к. филол. н.

Казанский (Приволжский) федеральный университет (филиал) в г. Елабуге sagitova55@list. т

КОНЬ КАК ОДИН ИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Культ коня у татар восходит к древним тюркским истокам. Вся жизнь тюрков была связана с лошадьми. «Если бы ты изучил длительность жизни тюрка и сосчитал дни ее, то нашел бы, что он сидел на спине лошади больше, чем на поверхности земли», - пишет А. М. Мандельштам, ссылаясь на «Послание Фатху б. Хакану о достоинствах тюрок и всех войск халифата» одного из самых выдающихся писателей средневековой арабской литературы Абу Усман ал-Джахиза [8, с. 230].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.