Научная статья на тему 'Экзамен под землей история 2-я'

Экзамен под землей история 2-я Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экзамен под землей история 2-я»

© Д.Б. Пржедецкий

История 2-я

The Kanowna Belle Gold Mine.

Экзамен под землей

В 2000-м году Борис Николаевич Кутузов обратился ко мне с просьбой организовать в Австралии посещение горнодобывающих предприятий для представителей Норильского Никеля, Нитровзрыва, Взрыв-прома Юга Кузбаса и ещё

нескольких российских предприятий. Задача была непростая, и мы подключили к работе несколько человек из Московского офиса компании Атлас Копко, так как одной из основных целей визита было ознакомление с новыми моделями подземных погрузчиков и автосамосвалов. Основная работа по организации визита все же легла на Австралийских представителей Атлас Копко, в первую очередь - на «лучшего в мире» организатора бизнеса, моего наставника и старого товарища - Вика Булло.

Вик и я сопровождали российскую делегацию из 12 человек на протяжении всего визита и показали самые передовые рудники и технологии, имеющиеся в Австралии в то время.

После серии ужинов с делегацией Вик пообещал больше никогда не пить столько спиртного, во что я охотно верю, так как в тот раз приезжали ещё специалисты старой выправки. Вик даже один раз заметил, что я пытался говорить с ним по-русски... Впрочем, не я один...

Одним из самых важных стал визит россиян на предприятие Кэнауна Бэлл Голд Майн (The Kanowna Belle Gold Mine - KBGM). Это был один из самых передовых австралийских рудников, возглавляемый легендарным Тони Джэймсом, с которым меня потом ещё не раз сводила судьба.

Дело в том, что это предприятие одним из первых решилось внедрить самые большие (на то время) подземные автосамосвалы - 50-ти тонники для транспортировки руды с глубины до 1 км. Я как раз работал в Атлас Копко-Австралия менеджером по подземным грузовикам и

Фотография из газеты «Калгурли Майнер» за 12 июня 2000 г.

Вик Булло (третий слева) и проф. Б.Н. Кутузов (четвертый слева)

погрузчикам. Во время этой поездки мне довелось представлять одновременно и российскую школу горного дела (на тот момент неизвестную в районе Золотых Полей Западной Австралии), и австралийскую горную промышленность с её наиболее передовыми технологиями, и американскую фирму «Вагнер», выпускавшую горное оборудование в Портлэнде, Штат Орегон. Недавно эта фирма была куплена шведской компанией Атлас Копко, которая через несколько лет после описываемых событий перенесёт производство грузовиков и погрузчиков в Швецию. В общем, задача была не из лёгких. Разные подходы к решению многих проблем, несовпадение многих производственных структур и этапов, разный менталитет - все это, помноженное на сложности перевода устного технического текста, обильно сдобренного шутками и прибаутками с обеих сторон, превратили мою работу в настоящий экзамен. Малейшая ошибка при переводе или ответе на вопрос вызвала бы недоумение. Меньше всего я хотел оказаться «непрофессионалом» в глазах Бориса Николаевича и его клиентов. Мне приходилось объяснять и почему на KBGM такие высокие коэффициенты технической готовности и технического использования, и почему, в то же время, у эксплуатационной службы есть жалобы на продукцию (Атлас Копко только что внедрила несколько новых моделей, и 50-ти тонник страдал проблемами прототипа).

Мне предстояло провести многочисленные испытания для выявления этих проблем, а компании - устранить их и модернизировать оборудование.

Как преобразился под землей Борис Николаевич! Трудно было поверить, что еще вчера за ужином он говорил, что не совсем здоров. Он не отставал от меня ни на шаг. И не потому, что не говорил по-английски. Наоборот, у меня создалось впечат-

На руднике Кэнауна Бэлл, 2000 г.

Калгурли, Западная Австралия

ление, что мои перевод на мгновение отставал от «послания». Борис Николаевич подчас забегал вперёд, показывая угол падения рудного тела, которое видел впервые в жизни, на глаз определяя диаметр шпуров и крепость пород. Когда я попытался отоИти в сторону, чтобы сделать фотографию, Б.Н. инстинктивно пошёл за мнои... Тут я понял: он старший. Под землей он отвечает за сына своего институтского товарища.

Мы посетили много других предприятий и долго говорили потом и о горном оборудовании, и на житейские темы. В конце Борис Николаевич сказал: «Ну что ж... Я передам отцу, что ты уже взрослый».

И все-таки, пятерка в этот раз получилась с минусом. Когда мы ехали на никелевое предприятие Кэмбэлда, водитель остановил автобус около огромного естественного соляного озера, затянутого коркой соли. Видимо, оттого, что я был в постоянном напряжении, мне захотелось расслабиться, и я попробовал пройтись по кромке озера. Через мгновение одна нога ушла под «соляной лед» и застряла в вязкой глине. Еще через мгновение меня вытягивала рука Бориса Николаевича Кутузова. «Дмитрий, я тебе никогда не рассказывал про соляные озера?» - удивленно спросил Б.Н.

Я ничего не знал ни про озера, ни про добычу соли в Австралии. Кто бы мог тогда подумать, что мне предстоит провести несколько лет на соляных месторождениях, которые, собственно, и к горному делу стали относиться только недавно. В Австралии соль... выращивают! Об этом - в следующих выпусках.

На руднике Калгурли Консолидэйтид Голд Майнс, 2000 г.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ

Пржедецкий Д.Б. - представитель ГИАБ в Австралии, директор австралийской горной консалтинговой компании Rock Cognition Pty Ltd., Сидней dmitry@rockcognition. com. au

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.