Научная статья на тему 'Экзамен международной ассоциации бухгалтеров'

Экзамен международной ассоциации бухгалтеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экзамен международной ассоциации бухгалтеров»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ЭКЗАМЕН МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ

БУХГАЛТЕРОВ

Л.А. Чалдаева,

доцент Финансовой академии при Правительстве РФ, аккредитованный преподаватель Международной ассоциации бухгалтеров

В российской и международной практике хозяйствования проблемы, связанные с эффективностью использования основных средств, являются одними из самых важных. Бухгалтерский учет основных средств организации, расчеты амортизационных отчислений, выбор способа их начислений - далеко не полный перечень работ, которые выполняет бухгалтер на предприятии. Этим вопросам посвящена данная публикация.

Условие примера

Фито-компания "Сида" является малым предприятием, которое располагает незначительными основными средствами. По этой причине бухгалтер фирмы начисляет амортизацию отдельно по каждой статье основных средств, используя метод равномерного списания. Ниже приводится список принадлежащих фирме основных средств (см. табл. I).

Задание

Вам необходимо выполнить следующую работу.

Основные средства фирмы

1. Определите сумму ежегодной амортизации по каждой статье вышеперечисленных основных средств.

2. Рассчитайте доход от выбытия основных средств, если фирма спустя два года продаст компьютер за 10 ООО руб., и установите: получит компания прибыль или понесет убыток в результате этой операции.

3. Покажите записи в счете выбытия основных средств от продажи компьютера.

Комментарий

Для выполнения задания примера необходимо знание правил учета основных средств.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения,

Таблица 1

I" по состоянию на 01.01.2001

№ п/п Наименование Стоимость, в руб. Срок службы, лет Ликвидационная стоимость, в руб.

1. Стол канцелярский 300 10 0

2. Компьютер 20 000 5 1 000

3. Стойка кассы 600 6 0

4. Кассовый аппарат 17 500 10 500

5. Полки 3 600 6 600

6. Стенды 350 5 0

внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

В составе основных средств учитываются также:

- капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы);

- капитальные вложения в арендованные объекты основных средств;

- земельные участки;

- объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Правила формирования информации об основных средствах организации для целей бухгалтерского учета предусматривают одновременное выполнение следующих условий:

- использование основных средств для производства продукции, при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

- использование в течение длительного времени, срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих

общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.

Оценка основных средств

Основные средства организации принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, следует признавать сумму фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

таможенные пошлины;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств. В частности, начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта.

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Если оплата созданных основных средств осуществляется в иностранной валюте, то фактические затраты на их приобретение и сооружение определяются с учетом разниц, возникающих в этом случае. Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. При этом их стоимость устанавливается на основе цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

Если невозможно установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче, то стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

В первоначальной стоимости объектов основных средств также присутствуют фактические затраты организации на доставку объек-

тов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Капитальные вложения в многолетние насаждения, в коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всего комплекса работ.

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению. Вместе с тем изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, с той целью, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и учтенной на счете прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода.

Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в преды-

дущие отчетные периоды, относится на счет прибылей и убытков в качестве операционного расхода.

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации.

Оценка объекта основных средств, стоимость которого при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.

Способы поступления основных средств на предприятие

Основные средства поступают на предприятие путем их приобретения, сооружения и изготовления, внесения учредителями в счет оплаты их вкладов в уставный (складочный) капитал, получения безвозмездно или по договору дарения, а также по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами и принимаются к учету по первоначальной стоимости.

Первый способ поступления основных средств - приобретение, сооружение и изготовление.

Как указано ранее, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, в состав которой входит стоимость основных средств, приобретенных за плату, независимо от того, новые они или были в эксплуатации.

Второй способ приобретения основных средств организацией связан с поступлением их в качестве вклада в уставный (складочный) капитал.

Внесенные в счет вклада в уставный капитал основные средства оцениваются в денежном выражении по первоначальной стоимости. При этом в учредительных документах регламентируется порядок выполнения данной процедуры. В частности, при передаче основных средств составляется их перечень с указанием первоначальной стоимости, степени износа и цены соглашения, по которой они вносятся в уставный капитал.

Третий способ поступления основных средств предусматривает получение их организацией безвозмездно или по договору дарения.

Основные средства производственного назначения, полученные таким способом от юридических или физических лиц, относятся на увеличение добавочного капитала организации. Первоначальная стоимость основных средств в этом случае определяется по рыночной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией безвозмездно или по договору, признается их рыночная стоимость на дату поступления к учету. При определении рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей либо сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций. В этом случае можно воспользоваться информацией об уровне цен, опубликованной в средствах массовой информации и специальной литературе, а также итогами экспертных заключений о стоимости отдельных объектов основных средств. Затраты по доставке на предприятие основных средств, полученных безвозмездно или по договору дарения, являются затратами капитального характера и относятся организациями-получателями на увеличение их первоначальной стоимости.

Четвертый способ поступления основных средств в организацию связан с исполнением договора, предусматривающего исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами. В этом случае стоимость ценностей, подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены на аналогичные объекты основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных таким способом, признается стоимость имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе. Затраты по доставке объектов основных средств признаются как затраты капитального характера и относятся организациями-получателями на увеличение их первоначальной стоимости.

Амортизация основных средств

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Установлено, что по объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры), внешнего благоустройства и другим ана-

логичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки), а также продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста, стоимость не погашается, и амортизация не начисляется. По этим объектам и объектам основных средств некоммерческих организаций производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете.

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).

Способы начисления амортизации

Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов: линейным;

уменьшаемого остатка; списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из этих способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в данную группу.

Объекты основных средств стоимостью не более 2 ООО руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и другие издания разрешается списывать на затраты производства (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной

исходя из срока полезного использования этого объекта;

при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта;

при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

По основным средствам, используемым в организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:

ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования.

Начисление амортизационных отчислений по основным средствам начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия их к учету, и производится до полного погашения стоимости объектов основных средств либо их списания с учета.

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания его с бухгалтерского учета.

В течение срока полезного использования основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода их по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность кото-

Способы выбытия основных средств предприятия

Основные средства

• продажа (реализация) объекта другому юридическому лицу или физическому лицу;

• списание в случае морального и (или) физического износа;

• передача объектов основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;

• ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

• передача по договорам мены, дарения объектов основных средств;

• списание объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на данные основные средства к арендатору.

poro превышает 12 месяцев.

Начисление амортизационных отчислений по основным средствам производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете того периода, к которому они относятся.

Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

Восстановление основных средств

Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.

Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость объектов, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, производительность) объекта основных средств.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта.

Нематериальные активы

• списание объектов нематериальных активов (ликвидация при полном износе);

• реализация;

• безвозмездная передача;

• взнос в уставный капитал других организаций.

Рис. 1. Выбытие основных материальных и нематериальных средств предприятия

Выбытие основных средств

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета (см. рис. 1).

Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.

Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности следующая информация:

о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;

о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.);

о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;

об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);

о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);

об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;

о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств;

об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации.

Зарубежная практика бухгалтерского учета основных фондов

Зарубежная практика бухгалтерского учета основных фондов так же, как и российская, исходит из того, что все основные средства, за исключением земли, с течением времени изнашиваются. Этот процесс, называемый "справедливым износом", означает снижение стоимости активов по мере выполнения ими своих функций на предприятии. Большие счета расходов на ремонт и восстановление основных фондов обычно являются знаком о необходимости замены активов. В бухгалтерии такое снижение стоимости, как известно, обозначается термином "амортизация".

На каждый отчетный год должны относиться не только соответствующие текущие расходы, но также и соответствующая доля капитальных затрат предприятия. Таким способом можно достоверно определить сумму прибыли за каждый год. Капитальные затраты, возникающие из-за износа, должны быть распределены на весь срок службы активов, тогда балансовый отчет покажет правильную оценку основных средств за каждый год. Если этого не делать, то составленный баланс не даст "истинной и справедливой оценки финансового положения" предприятия, что требуется по закону о компаниях. Это юридическое требование не распространяется на единоличных торговцев или товарищества, но оно все же считается желательным.

В общем, амортизационный резерв должен обеспечить достаточное количество средств для замены активов. В противном случае на один отдельный год падет бремя дополнительных расходов на поддержание основных фондов в работоспособном состоянии.

Существует несколько методов амортизации, используемой в деловой практике, рассмотрим два наиболее распространенных -метод равномерного списания и метод уменьшающегося остатка.

Метод равномерного списания. Согласно этому методу стоимость основных средств каждый год списывается суммой одной и той же

величины. Сумма ежегодных амортизационных отчислений рассчитывается по формуле: ежегодные амортизационные отчисления = (первоначальная стоимость - ликвидационная стоимость): предполагаемый срок полезной службы основных средств. Этот метод имеет определенные достоинства и недостатки. К его преимуществам относится, прежде всего, простота понимания сущности процесса амортизации и техники расчетов, кроме того, остаточная стоимость, включаемая в балансовый отчет, имеет достаточно точное значение.

Недостатком метода равномерного списания является то, что общая сумма расходов, относимых на прибыль предприятия (амортизация + ремонт), с годами возрастает, потому что затраты на ремонт имеют тенденцию возрастать из-за старения основных средств, в то время как отчисления на амортизацию остаются постоянными.

Метод уменьшающегося остатка. Сущность этого метода состоит в ежегодном списании фиксированно уменьшающегося процента от стоимости основных средств. В первые годы этот процент будет представлять более значительную сумму по сравнению с методом равномерного списания.

Хотя общая сумма списанной амортизации, в конечном счете, остается одной и той же независимо от того, какой выбран метод, при методе уменьшающегося остатка сумма списания уменьшается каждый год. Отсюда преимущества метода уменьшающегося остатка сводятся к тому, что общая сумма расходов на ремонт и обслуживание, выполняемых за счет прибыли, более равномерно распределяется по годам, поскольку увеличиваются расходы на ремонт, то уменьшаются амортизационные отчисления. Кроме достоинств этот метод имеет и недостатки, которые сводятся к тому, что амортизационный процент трудно рассчитать, и к тому же некоторые основные средства имеют такой короткий срок полезного использования, а процент амортизации настолько высок, что становится абсурдным применение метода уменьшающегося остатка.

В зарубежной практике бухгалтерского учета большое значение отводится раскрытию информации об амортизационных отчислениях. Выполнение этого требования в Англии является обязательным в соответствии с Законом о компаниях 1985 года, в котором, в

частности, поясняется важность расчета и начисления амортизации, и отражения ее в итоговых счетах.

Закон о компаниях гарантирует инвестору возможность получения всей необходимой информации для принятия разумного решения при инвестировании своих средств. Закон требует, чтобы основные средства показывались по первоначальной стоимости за минусом начисленной амортизации на дату отчета. Таким образом, фактически можно сделать вывод о возрасте основных средств. Балансовые отчеты единоличных торговцев и товариществ обычно также указывают первоначальную стоимость, накопленную амортизацию и чистую балансовую стоимость основных средств.

Бухгалтерские записи, отражающие процесс амортизации

Ежегодные отчисления на амортизацию накапливаются на счете "Амортизационные резервы". На каждый вид основных средств имеется свой счет амортизационных резервов, например "амортизационный резерв для транспортных средств". Счет амортизационных резервов может быть открыт и для каждой единицы отдельного вида основных средств.

Сумма ежегодно начисленной амортизации записывается по кредиту счета амортизационного резерва и дебетуется либо по счету прибылей и убытков, либо сначала по счету амортизации, а затем переносится на счет прибылей и убытков. В том случае, когда несколько видов основных средств амортизируются, то амортизационные отчисления могут быть собраны вместе на счете амортизационных резервов, а потом общей суммой перенесены на счет прибылей и убытков. Бухгалтерские записи будут выглядеть следующим образом.

Дебет: "Счет амортизационных отчислений" или "Счет прибылей и убытков" -Кредит: "Счет амортизационных резервов" - на сумму ежегодной амортизации. Дебет: "Счет прибылей и убытков" -Кредит-. "Счет амортизационных отчислений" - на общую сумму ежегодной амортизации.

Необходимо обратить внимание, что счет основных средств остается неизменным, отражая стоимость основных средств. Бухгалтер-

екая запись производится только в том случае, если приобретаются новые или продаются старые основные средства. При использовании этого метода бухгалтерского учета весьма легко определить стоимость всех основных средств, принадлежащих предприятию, а также накопленную сумму амортизации на каждый вид или класс основных средств, для отражения в балансовом отчете.

Пример. Оборудование стоит 16 ООО руб. на 1 января первого года эксплуатации. Общий срок службы оборудования рассчитан на пять лет, по истечении которых его ликвидационная стоимость составит 1 ООО руб. На третий год службы 30 июня в список оборудования

включено вновь закупленное оборудование на сумму 4 ООО руб., срок службы которого установлен до 31 декабря пятого года эксплуатации. При этом ликвидационная стоимость этого оборудования по истечении срока эксплуатации составит 250 руб.

Амортизация начисляется методом равномерного списания. Выполните бухгалтерские записи на счетах до третьего года включительно. Оборудование, купленное на 1 января: ежегодная амортизация=(16 ООО руб. -1 ООО руб.) : 5 = 3 ООО руб.

Новое оборудование, купленное 30 июня: ежегодная амортизация = (4 ООО руб. - 250 руб.) : 2,5 = 1 500 руб.

"Счет основных средств (оборудование) "

Дебет руб. Кредит руб.

Первый год Январь 1 Касса 16 000

Третий год Июнь 30 Касса (дополнительное оборудование) 4 000

Счет "Резервы на амортизацию "

Дебет руб. Кредит руб.

Первый год "Счет амортизации" 3 000

Второй год "Счет амортизации" 3 000

Третий год "Счет амортизации" (3 000 + 50% от 1 500) 3 750

Счет "Амортизация"

Дебет руб. Кредит руб.

Первый год Счет "Резервы на амортизацию" 3 000 Первый год Счет "Прибыли и убытки" 3 000

Второй год 44 3 000 Второй год 44 3 000

Третий год (4 3 750 Третий год (4 3 750

Счет "Прибыли и убытки "

Дебет руб. Кредит руб.

Первый год Счет "Амортизация" 3 000

Второй год 4« 3 000

Третий год 44 3 750

Отметим, что резервы на амортизацию представлены в виде накопленной суммы амортизационных отчислений, которые в данном примере в конце третьего года составили 9 750 руб.

Объекты основных средств выбывают из организации в результате:

продажи (реализации) объекта другому юридическому лицу или физическому лицу;

списания в случае морального и (или) физического износа;

передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;

ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств;

списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендатору.

Для определения целесообразности и пригодности объектов основных средств к эксплуатации, а также для оформления документации на их списание в организации приказом руководителя может быть создана комиссия, в состав которой могут быть включены соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и материально ответственные лица. В компетенцию комиссии входит:

осмотр объекта, подлежащего списанию; установление причин списания объекта; выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации;

возможность использования списываемых отдельных узлов, деталей, материалов;

осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов;

составление акта на списание основных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании оформленных актов на списание основных средств в инвентарной карточке (инвентарной книге) производится отметка о выбытии объекта.

Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств, который утверждается руководителем организации.

В зарубежной практике бухгалтерского учета, когда основные средства достигают конца срока службы и выбывают, такая операция отражается на счете выбытия основных средств. Первоначальная стоимость основных средств переносится со счета основных средств в дебет счета выбытия основных средств, а накопленная амортизация до даты выбытия данного вида основных средств переносится со счета резервов на амортизацию в кредит счета выбытия основных средств. Сальдо по счету выбытия основных средств представляет чистую балансовую стоимость этих средств.

Любые денежные средства, полученные от продажи основных средств, кредитуются по счету выбытия. Любое сальдо на счете, следовательно, представляет либо прибыль, либо убыток от выбытия основных средств и переносится на счет прибылей и убытков либо напрямую, либо через счет амортизации.

В этом случае бухгалтерские записи могут быть представлены следующим образом. Вначале открывается счет выбытия основных средств Дебет "Счет выбытия основных средств" -Кредит "Счет основных средств" - на первоначальную стоимость основных средств.

Далее операции осуществляются со счетами резервов на амортизацию основных средств, банк или дебитор.

Дебет "Счет резервов на амортизацию основных средств" -

Кредит "Счет выбытия основных средств"

- на сумму накопленной амортизации.

Дебет счета банк или дебитор -Кредит "Счет выбытия основных средств"

- на сумму поступлений от продажи основных средств.

Бухгалтерские записи в связи с выбытием основных средств могут быть выполнены также одним из нижеприведенных способов. Дебет "Счет выбытия основных средств" -Кредит "Счет прибылей и убытков" или "Счет амортизация" - на сумму прибыли от продажи основных средств.

Дебет "Счет прибылей и убытков" или "Счет амортизация" -

Кредит "Счет выбытия основных средств"

- на сумму убытков от продажи основных средств.

Теперь выполним задание, которое требует теоретических знаний по теме "Основные средства организации".

Решение

Задание состоит из трех пунктов.

В первом - необходимо рассчитать сумму ежегодной амортизации по каждой статье основных средств фито-компании "Сида". Порядок расчета суммы ежегодной амортизации поясним на примере. Стол канцелярский стоит 300 руб., его ликвидационная стоимость равна нулю, а срок службы составляет 10 лет. В итоге сумма ежегодной амортизации составит 30 руб. [(300 - 0): 10].

Результаты расчетов сведены в таблицу 2.

Второе задание предусматривало расчет дохода от выбытия основных средств, если фирма спустя два года после приобретения намерена продать компьютер за 10 000 руб. Требовалось также установить, будет получена прибыль или понесен убыток в результате этой операции.

По условию задачи компьютер стоит 20 000 руб., ежегодная сумма амортизационных от-

числений составляет 3 800 руб., соответственно за два года она увеличится в два раза и будет равна 7 600 руб. В итоге чистая балансовая стоимость компьютера к этому времени составит 12 400 руб., а его цена продажи предположительно будет равна 10 000 руб. Следовательно, фирма на этой операции понесет убыток в сумме 2 400 руб.

В третьем задании необходимо произвести записи в счете выбытия основных средств от продажи компьютера (см. табл. 3).

Таким образом, произведен расчет суммы ежегодной амортизации по каждому виду основных средств фирмы "Сида". Установлено, что фирма от продажи компьютера после двух лет его эксплуатации будет иметь убыток в сумме 2 400 руб., а бухгалтерские записи в счете выбытия основных средств от продажи компьютера соответствуют правилам, указанным в комментарии к экзаменационному заданию.

Таблица 2

Сумма ежегодной амортизации основных средств фирмы "Сида"

№ Наименование Стоимость, Срок службы, Ликвидационная Ежегодная сумма

п/п руб. лет стоимость, руб. амортизации, руб.

1 Стоп канцелярский 300 10 0 30

2 Компьютер 20 000 5 1 000 3 800

3 Стойка кассы 600 6 0 100

4 Кассовый аппарат 17 500 10 500 1 700

5 Полки 3 600 6 600 500

6 Стенды 350 5 0 70

Таблица 3

Счет "Выбытие основных средств" фито-компании "Сида"

Дебет руб. Кредит руб.

Компьютер 20 000 Резерв на амортизацию 7 600

Продажа компьютера 10 000

Потери от выбытия 2 400

20 000 20 000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.