Научная статья на тему 'ЭКВАДОР: ЛЕВАЯ АЛЬТЕРНАТИВА В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ЭКВАДОР: ЛЕВАЯ АЛЬТЕРНАТИВА В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
211
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ЭКВАДОРА / РАФАЭЛЬ КОРРЕА / КОРРЕИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ЛЕВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / КОМИНТЕРН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воротникова Татьяна Александровна

В статье рассматривается линия исторической преемственности левого движения в Эквадоре. Исследование сфокусировано на выявлении идеологических установок «гражданской революции» - левого проекта начала XXI в. - в контексте эквадорской политической традиции, истоки становления которой были заложены международным коммунистическим движением. Метод компаративного анализа, как основа исследования, позволил оценить историческую взаимосвязь в постановке задач и механизмах борьбы левоориентированных партий Эквадора на протяжении XX столетия и в первых декадах XXI века. При этом показана специфика «гражданской революции» Р. Корреа в изменившихся исторических условиях. Во многом продолжая традиции левого движения страны, новая политическая модель предполагала модернизацию государства и общества путем социально значимых реформ в сфере инфраструктуры, образования, здравоохранения. В то же время в отличие от рамок XX в., она выстраивалась в поле капиталистической парадигмы, не отрицая принципов частной собственности и рыночной конкуренции. Современные левые не выступали за полную перестройку демократических институтов, но допускали их частичную корректировку. Помимо классовых противоречий в идеологическом фокусе важное место занимал экологический дискурс и возрождение исконных ценностных и культурных смыслов латиноамериканской цивилизации, что существенно расширило повестку и привлекло новых сторонников. Практика показала, что в эквадорском обществе, разделенном классовыми, этническими, культурными, мировозренческими и другими противоречиями, наиболее выигрышной стала стратегия расширительной трактовки идей социально-политической альтернативы, которая обеспечила электоральный подъем и укрепление левого движения в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECUADOR: LEFT ALTERNATIVE IN THE PROCESS OF HISTORICAL DEVELOPMENT

The article highlights historical succession of the left movement in Ecuador. The research focuses on the identifying of ideological attitudes in the left-wing political project formulated at the beginning of the XXI century in Ecuador that is examined in the frame of the political tradition laid by the international communist movement. The method of the comparative analysis that consistutes the research allows to assess the historical linckage in the tasks and mechanisms of the struggle made by left parties in Ecuador during the XX century and in the first decades of the XXI century. Thus, the specifics of the politics of Rafael Correa´s “Citizens' Revolution” in the actual historical terms are outlined. Mainly keeping the traditions of the country's left movement, the new political model assumed the modernization of the state and the society via socially significant reforms in infrastructure, education and healthcare. At the same time, in contrast to the ideas of the XX century, the modern left managed in the scope of the capitalist economy by not denying principles of private property and market competition. It did not advocate a complete restructuring of democratic institutions, but allowed their partial adjustment. In addition to class contradictions, ecological discourse and the idea of the revival of the native values and cultural meanings of Latin American civilization were elevated that extended significantly the political agenda and attracted new supporters. Practice has shown that in an Ecuadorian society divided by class, etnic, cultural, and other contradictions, the most profitable strategy was to expand the socially oriented concept that provided electoral success and strengthening of the left movement in the country.

Текст научной работы на тему «ЭКВАДОР: ЛЕВАЯ АЛЬТЕРНАТИВА В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Т.А. Воротникова

ЭКВАДОР: ЛЕВАЯ АЛЬТЕРНАТИВА В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ *

Аннотация

В статье рассматривается линия исторической преемственности левого движения в Эквадоре. Исследование сфокусировано на выявлении идеологических установок «гражданской революции» - левого проекта начала XXI в. - в контексте эквадорской политической традиции, истоки становления которой были заложены международным коммунистическим движением. Метод компаративного анализа, как основа исследования, позволил оценить историческую взаимосвязь в постановке задач и механизмах борьбы левоориентированных партий Эквадора на протяжении XX столетия и в первых декадах XXI века. При этом показана специфика «гражданской революции» Р. Корреа в изменившихся исторических условиях. Во многом продолжая традиции левого движения страны, новая политическая модель предполагала модернизацию государства и общества путем социально значимых реформ в сфере инфраструктуры, образования, здравоохранения. В то же время в отличие от рамок XX в., она выстраивалась в поле капиталистической парадигмы, не отрицая принципов частной собственности и рыночной конкуренции. Современные левые не выступали за полную перестройку демократических институтов, но допускали их частичную корректировку. Помимо классовых противоречий в идеологическом фокусе важное место занимал экологический дискурс и возрождение исконных ценностных и культурных смыслов латиноамериканской цивилизации, что существенно расширило повестку и привлекло новых сторонников. Практика показала, что в эквадорском обществе, разделенном классовыми, этническими, культурными, мировозренческими и другими противоречиями, наиболее выигрышной стала стратегия расширительной трактовки

T. Vorotnikova

ECUADOR: LEFT ALTERNATIVE IN THE PROCESS OF HISTORICAL DEVELOPMENT

Abstract

The article highlights historical succession of the left movement in Ecuador. The research focuses on the identifying of ideological attitudes in the left-wing political project formulated at the beginning of the XXI century in Ecuador that is examined in the frame of the political tradition laid by the international communist movement. The method of the comparative analysis that consistutes the research allows to assess the historical linckage in the tasks and mechanisms of the struggle made by left parties in Ecuador during the XX century and in the first decades of the XXI century. Thus, the specifics of the politics of Rafael Correa's "Citizens' Revolution" in the actual historical terms are outlined. Mainly keeping the traditions of the country's left movement, the new political model assumed the modernization of the state and the society via socially significant reforms in infrastructure, education and healthcare. At the same time, in contrast to the ideas of the XX century, the modern left managed in the scope of the capitalist economy by not denying principles of private property and market competition. It did not advocate a complete restructuring of democratic institutions, but allowed their partial adjustment. In addition to class contradictions, ecological discourse and the idea of the revival of the native values and cultural meanings of Latin American civilization were elevated that extended significantly the political agenda and attracted new supporters. Practice has shown that in an Ecuadorian society divided by class, etnic, cultural, and other contradictions, the most profitable strategy was to expand the socially oriented

идей социально-политической альтернативы, которая обеспечила электоральный подъем и укрепление левого движения в стране.

Ключевые слова:

Эквадора, Рафаэль Корреа, корреизм, политический режим, политические партии, левая идеология, Коминтерн.

concept that provided electoral success and strengthening of the left movement in the country.

Key words:

Ecuador, Rafael Correa, correism, political regime, political parties, left ideology, Comintern.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ, проект №19-18-00305 «Коминтерн в Латинской Америке: исторические традиции и политические процессы».

История формирования, особенности идеологических рамок и эволюция левого движения в Латинской Америке остается одной из важных и актуальных тем для политологического анализа. Об этом свидетельствуют неизменная популярность и широкая общественная поддержка левых идей и политических проектов в странах Латинской Америки. В данной работе предлагается новый ракурс изучения современных левых сил сквозь призму традиций, заложенных мировым коммунистическим движением.

Объектом исследования неслучайно выбран Эквадор, где в начале XXI в. была предложена новая концепция развития государства, поставившая в центр внимания задачи социально-политического включения граждан, искоренение бедности и создание общества равных возможностей. Традиции социально-ориентированной модели общественно-политического устройства были заложены левыми движениями, имевшими непростую историю становления в южноамериканской стране. Эквадорские партии коммунистической и социалистической направленности ставили целью построение общества социальной справедливости и перехода к посткапиталистическим хозяйственным отношениям. Однако на протяжении XX века им не удавалось прийти к власти, а их политические амбиции ограничивались социальной и электоральной борьбой. Лишь в начале нового столетия впервые леворадикальные силы сформировали правительство, начав кардинальные преобразования, получившие название «Гражданская революция».

В статье поставлена цель рассмотреть идеологические установки и практику «корреизма» с точки зрения его преемственности по отношению к ведущим левым партиям страны, показать сходства и отличия, а также особенности политики Р. Корреа. Специфика исследования обусловила выбор сравнительного подхода, позволяющего провести исторические параллели и оценить генеральную линию в постановке задач и методах борьбы левоори-

ентированных партий Эквадора на протяжении XX столетия и в первых декадах XXI века. Следует подчеркнуть, что речь в первую очередь идет о декларированных установках, нежели действительной политике, так как в первом случае партии не имели возможности их реализовать, а во втором -практика применения могла не совпадать с программными лозунгами.

Важную роль в методологии исследования играет соотношение универсального и локального, т.е. в данном случае связь между общеисторическим контекстом развития мирового коммунистического движения (деятельностью III Интернационала - Коминтерна) и эволюцией национальных моделей коммунизма, или шире - левых сил, учитывающих специфику и традиции собственных стран. При этом, как отметают Л.С. Хейфец и В.Л. Хейфец, «понимание левого движения возможно лишь в контексте социально-экономической и политической обстановки, в которой то действует» [12, с. 11]. Новые исторические условия (глобализация, III и IV промышленные революции, меняющие механизмы экономической зависимости и трудовых отношения) диктуют поиск новых подходов и форм социальной борьбы. В Латинской Америке ответом на трансформацию политических и общественных структур стало появление в ряде стран мощных левых движений на основе идеологии «Социализма XXI века» [17]. Во многих странах к власти пришли разделявшие эти установки правительства, которые предложили альтернативу неолиберальной парадигме, до этого доминировавшей в регионе почти повсеместно. Одной из наиболее самобытных площадок, где происходила подобная смены вектора государственного строительства стал Эквадор.

Феномен «левого поворота», имевший место в государствах региона в начале XXI в., широко представлен в научной литературе, и в том числе глубоко разрабатывался отечественными латиноамериканистами [3, 6, 7]. Необходимость осмысления актуальной повестки правительства Р. Корреа, его программы и перспектив устойчивости заставила исследователей обратить внимание на социальный и политический контекст, выявить исторические основы новой политики [9, 14, 29]. Развитию крестьянского и рабочего движения в Эквадоре посвящен ряд крупных работ, в том числе «Истоки эквадорских левых» Ф. Паэса Кордеро [30], «Эквадорские левые в XX веке» Г. Родаса Чавеча [36]. В 2020 г. вышла в свет масштабная работа «Антология эквадорской демократии: 1979-2020», объединившая ведущих мировых исследователей политической действительности Эквадора, таких как Э. Айала

Мора, M. Беккер, С. Пачано, А. Мехиа Акоста, Ф. Фрайденбер, Р. Ортис Ор-тис и др. [16]. В ней прослеживается динамика политического процесса в стране, в том числе роль левых партий в эквадорский политической системе, их исторические уроки. Важное место в историографии эквадорского левого движения занимают работы, посвященные борьбе коренных народов и их вкладу в государственную национальную политику [8; 26; 27].

Под влиянием идей Октябрьской революции 1917 г. в России, а позднее (1919-1929 гг.) при участии Коминтерна и деятельности его латиноамериканских секций в отдельных странах происходил процесс рождения первых компартий в регионе [10]. Наравне с воздействием и директивами из Москвы, становлению рабочего и профсоюзного движения, возникшего в южноамериканской стране в 70-90-е гг. XIX века способствовало формирование собственного эквадорского пролетариата [15]. Всеобщая стачка в ноябре 1922 года в Гуаякиле, наиболее экономически развитом городе страны, ознаменовала превращение рабочего движения в серьезную политическую силу. В 1920-е гг. в его рядах начинается распространение идей марксизма, влияние которых усилилось в 30-е гг. Параллельно происходило становление двух ведущих партий - Эквадорской социалистической партии (Partido Socialista Ecuatoriano, PSE) и Коммунистической партии Эквадора (Partido Comunista del Ecuador, PCE) [25]. От появления первых кружков и групп (La Antorcha , Los Amigos de Leninn, Núcelo Socialista de Pichincha, Sección Comunista de Propaganda y Acción Lenin), обсуждавших идеи марксизма и их приложимость к эквадорской реальности (журнал «La Bandera Roja»), к вступлению в III Интернационал и выходу в электоральное поле наблюдался подъем и укрепление левых сил в стране.

Идеологические контуры борьбы, хотя и имели противоречий и эклектичный характер, были закреплены в уставных документах. В «Манифесте Центрального совета Эквадорской социалистической партии» (1926 г.) провозглашалось этическое видение социализма: революционный порядок должен установить более справедливые, совершенные общественные нормы в рамках чистой социальной морали [30, с. 114]. В «Декларации принципов» подчеркивалось превосходство коллективного благосостояния над индивидуальным, а также очищающая функция образования [30, с. 115]. Эквадорская социалистическая партия выступала за отказ от привычных организационных форм и структуры государства, предлагая заменить ее профсоюзной политической организацией. «Программа действий» была менее ради-

кальной и отводила ведущее значение «активизации культуры» как основе социалистического действия [30, с. 115].

В социальном плане первостепенное значение придавалось праву на забастовки, свободе политики и гражданским правам женщин, а также предоставлению базовых социальных гарантий. В сфере экономики внимание уделялось развитию сельского хозяйства, благодаря стимулированию мелких производителей. Была предложена государственная монополия на банковский сектор, что в краткосрочной перспективе должно было способствовать централизации, модернизации и переопределению функций государства. Разработан новый закон о природных богатствах и недрах земли, направленный на регулирование практики эксплуатации в горнодобывающей промышленности, особенно в том, что касалось ограничения влияния американского и английского капитала [30].

Одним из важнейших вопросов, вызывавших разногласия среди различных идеологических течений, являлся вопрос о судьбе частной собственности. Компартия выступала за ликвидацию частной собственности, стирание классов и полное равенство [10, с. 499]. Именно линия на социализацию средств производства, обмена и распределения возобладала, что определило генеральный курс на социалистический характер преобразований [11].

Что касается методов, необходимых для социалистического перехода, выбор лежал между немедленной социалистической революцией и эволюционной трансформацией экономической и общественной систем на пути к социализму. В PSE считали необходимым действовать в существующей политической среде прежде всего путем пропаганды, выражая таким образом несоответствие между заявленными целями и средствами их достижения. Преобладало понимание, что экономические и социальные условия в Эквадоре и Латинской Америке в целом недостаточно созрели для социалистической революции. Коммунистическая партия, чувствующая свою глубинную связь с III Интернационалом, считала механизмы политической борьбы универсальными, внимательно следуя формулам марксизма. В основе ее платформы действий лежала разработанная Коминтерном идея формирования единого рабочего движения и широкого народного фронта. Отвергая реформизм, в компартии считали единственным способом построения социализма установление социалистического правительства.

В многообразии тенденций, слившихся в движениях того времени, проявились идеи анархизма, реформизма, либерализма и большевизма [30].

Региональное и социальное разнообразие предложений анархистов, радикальных либералов, христианских социалистов, марксистов, социалистов-реформистов, коммунистов и др. обусловили пестроту в программных установках ведущей соцпартии. Необходимость в достижении компромисса между различными группами приводила к непониманию и внутренним конфликтам. Отсутствие единства стало препятствием на пути создания подлинно национального, народного и демократического движения, которое бы предполагало создание политических инструментов, признающих гегемонию социалистического порядка, но также допускало бы разнообразие социальных субъектов, региональных обществ и этнических различий.

Отсутствие сплоченности левых движений в Эквадоре предопределило его дальнейшую фрагментацию и размежевание [23], что сказалось на слабом представительстве во властных структурах страны [37]. Несмотря на деятельность двух основных левых политических партий (Коммунистической партии Эквадора и Социалистической партии Эквадора), а также других организаций левого толка и лейбористских движений [28], отсутствие у них согласованного видения и способности сотрудничать в течение долгого времени подрывало потенциал эквадорских левых в деле инициирования долгосрочных структурных изменений в эквадорском правительстве и политике.

Этот существенный недостаток эквадорским левым удалось преодолеть лишь почти спустя столетие, расширив идеологические рамки и сменив тактику политической борьбы. На всеобщих выборах 2007 года одержала победу леворадикальная коалиции Alianza PAIS (Movimiento Alianza PAIS - Patria Altiva i Soberana) впервые в истории левых партий Эквадора, а ее лидер Рафаэль Р. Корреа занял президентское кресло [18]. С точки зрения корреизма, любая форма сопротивления капиталистическому режиму приемлема, однако в современных исторических условиях приоритет должен быть отдан электоральным процедурам. Р. Корреа победил не случайно: он стал бенефициаром исторической многолетней борьбы левых и общественных организаций, особенно значимой в последние три десятилетия и ведущейся против неолиберальных режимов. Для его триумфа было жизненно важно обеспечить преемственность антикапиталистических и антиимпериалистических идеалов и получить поддержку в широком смысле социалистических сил страны.

Программа Alianza PAIS предложила слом устоявшейся политической системы путем пяти «революций»: демократическая революция (конституционная реформа и расширение участия граждан в политическом процессе),

этическая революция (борьба с коррупцией), экономическая революция (перераспределение ресурсов государства и повышение роли сферы социального обеспечения и социальных гарантий), революция в образовании и здравоохранении, и, наконец, революция в защиту суверенитета и латиноамериканской интеграции (независимость в принятии внешнеполитических решений) [32]. Программа опиралась на базовые принципы, сформировавшиеся еще на заре становления соцпартий, но имела ряд необходимых существенных дополнений, необходимых в условиях сегодняшнего дня.

Центральный постулат «корреизма» отвергал экономическую политику, ориентированную на рынок и транснациональный капитал, и обещал окончательный разрыв с практикой неолиберальных правительств: «нет неолиберализму, нет директивам МВФ и Всемирного Банка» [32, с. 44]. Называя себя «прогрессистской тенденцией, которая отражает самые возвышенные ценности человечества - свободу, равенство, солидарность», «корре-изм» не приемлет политику неолиберализма и приватизации, которые «принесли пользу только транснациональному капиталу и хозяевам страны»: «Мы считаем, что неолиберальный цикл исчерпан и нам необходимо продвигать и пересмотреть реальные стратегии развития», - значилось в программе преобразований [32, с. 14]. Осуществление этих планов предусматривало принятие новой Конституции и нового Закона об углеводородах, направленные на реформу добывающей отрасли, прежде всего национализацию энергоресурсов и пересмотр контрактов, прибыль от которых должна направляться на социальные нужды. Однако, понимая необходимость ресурсного обеспечения программы, радикализм лозунгов смягчался политикой т.н. «прогрессивного экстрактивизма», в рамках которого Р. Корреа выдвинул аргумент об экономической эффективности иностранных горнодобывающих компаний для экономического и технологического развития государства. Его стратегия предполагала увеличение экспорта за счет интенсификации добычи полезных ископаемых, углеводородов и сельхозкультур, что помогло бы правительству в накоплении капитала для последующего реинвестирования в инфраструктуру и социальную политику. В числе первостепенных задач эквадорское правительство видело новое налоговое законодательство, действия по борьбе с безработицей, пересмотр внешнего долга и нефтяных контрактов. Эффективными мерами по противостоянию последствий мирового экономического кризиса стали финансовая, регулятор-

ная и институциональная реформы, а также инновационная антиинфляционная и монетарная политика [38].

В программных документах партии отчетливо прослеживался приоритет социальной политики [33]. Благодаря увеличению поступлений в национальный бюджет существенно повысился уровень государственных вложений в социальную сферу [31]. Ставка была сделана на развитие человеческого капитала путем всестороннего развития сферы образования - от строительства начальных школ до государственной поддержки вузов и повышения уровня профессиональной подготовки. По-прежнему первоочередным ставился вопрос о ликвидации неграмотности и преодолении гендерно-го и культурно-расового неравенства в системе образования. Второй приоритет - улучшение сферы охраны здоровья. Реформа предусматривала переформатирование национальной системы здравоохранения, с целью обеспечить доступ наиболее уязвимых слоев населения к медицинским услугам, расширение сети медицинских учреждений, повышение заработной платы медработникам, увеличение численности медперсонала [1].

Несмотря на существенную трансформацию режима после 2017 года. и отход от принципов Р. Корреа [2; 4], верность этим постулатам нашла отражение и в дальнейшем при Ленине Морено (2017 - наст. вр.) [35]. В Национальном плане развития 2017 - 2021 гг. стратегическими целями для эквадорского государства были названы расширение социальной интеграции, принципы экономического, культурного и территориального равноправия, комплексная защита и охрана здоровья населения, развитие потенциала молодежи, стимулирование производительных сил общества, обеспечение сохранения традиционных языков, многоязычия, и создание устойчивой системы межкультурного образования, ведение «зеленой» дипломатии и продвижение идей за экологическую справедливость и права природы [34].

Ключевым в государственной политике оставался земельный вопрос. В начале XX в. принципиальным для левых было понимание о необходимости перераспределения земельной собственности. Они предлагали экспроприацию крупных латифундий и передачу наделов в пользование безземельным крестьянам. Специфика эквадорского села, его тысячелетний общинный уклад должны были естественным образом способствовать становлению коллективных форм хозяйствования и развитию социалистической системы.

В современных условиях реформа землевладения, предложенная правительством Р. Корреа, также предусматривала распределение земли в

пользу частных и коллективных землевладений в соответствии с потребностями населения на каждой конкретной территории. Реформу дополняли льготное кредитование и стимулирование доступа к рынкам сбыта, а также прогрессивная налоговая шкала - чем больше надел, тем выше налоги, в основе чего лежала та же идея, что без перераспределения чрезмерного богатства, бедность не исчезнет [32]. Однако нынешняя реформа имела ярко выраженный рыночный характер. Подчеркивалась важность частного сектора в национальном сельском хозяйстве. При экспроприации неиспользуемых площадей речи не шло о полной конфискации, была предусмотрена компенсация прежним владельцам, после чего государство передавало земли (также не безвозмездно) крестьянам, готовым их обрабатывать [22].

Как отмечает М. Беккер, исторически важным источников формирования левого движения в Эквадоре были индейские общины, вовлеченную в многовековую борьбу за землю и этнические права [10, с. 488]. Разрозненные и слабые индейские и крестьянские организации находили поддержку у коммунистов, которые были готовы защищать их интересы перед белой и расистки настроенной элитой. Коминтерн рассматривал коренное население как «революционный элемент» и приветствовал включение индейского вопроса в политическую повестку, призывая к национальному освобождению угнетенных индейских крестьян Эквадора [10, с. 498-499].

В основе новой политики лежала концепция «хорошей жизни» (Sumak Kawsay» на кечуа или Buen Vivir на исп.) [20]. Эта альтернатива была призвана исправить недостаток эквадорских левых, который заключался в том, что они предлагали идти по пути развития в рамках парадигмы западного капитализма: накапливать товары и стимулировать потребление, с той лишь разницей, что левых отличало стремление к быстрым переменам и справедливому распределению материальных и нематериальных благ. Новая Конституция предлагала следовать иной парадигме развития, традиционной для коренных народов Латинской Америки. Ее основная установка - удовлетворение базовых потребностей без накопления материальных вещей. Это поступательное и ежедневное движение к качеству жизни - жизни в достоинстве, в гармонии с природой, в разнообразии культур. По словам Р. Корреа, «концепция развития, используемая в настоящее время - западная, очень гомогенизированная и основанная на культуре господствующего класса. Последнее, что мы хотим сделать, это скопировать Европу. Мы хотим вернуть знание о нашей культуре коренных народов» [21].

Принципы мирного сосуществования, толерантности, этнического многообразия, плюрализма, жизни в гармонии с природой и окружающей средой были зафиксированы в новой Конституции 2009 года, которая представляла собой уникальный эксперимент, признавая права природы, как полноправного субъекта права [19]. Особый акцент делался на межкультурности, мно-гонациональности, правовом плюрализме, демократии участия [13]. Большое внимание уделялось коренным народам Эквадора. В обязанность государству ставилось обеспечение сохранения и поддержания образа жизни этнических и национальных общностей, соблюдение их свобод и прав, в том числе на самоопределение и политическое участие [3].

Однако одно их наиболее острых противоречий между идеологией и практикой «гражданской революции» проявилось именно во взаимоотношениях правительства и коренных народов [26]. Исторически голос эквадорских индейских движений был одним из наиболее громких в регионе, выражая интересы не только коренных народов, но и тех групп населения, чьи симпатии оказывались на стороне социально ориентированных сил. Представители индейских и экологических организаций участвовали в разработке проекта Конституции. Большинство выступили в поддержку Alianza PAIS. В то же время процесс трансформации государства сопровождался усилением централизации и способствовал наращиванию экспортно-ориентированной экономики, не только в отношении добывающей промышленности, но и в отношении поддержки агропромышленных элит, оппонентами которых выступали индейские хозяйства, что привело к последующему резкому размежеванию индейских активистов с правительством Р. Корреа [27].

Для преодоления разрыва между государством и обществом, программа реформ обещала удовлетворить требования непривилегированных классов, в том числе коренных народов, в отношении справедливого перераспределения национального богатства и расширения участия граждан в принятии государственных решений в рамках модели партисипативной демократии. Для этого требовались механизмы транспарентности в системе государственного управления по вопросам коррупции и кооптации в самых различных областях - налоги, таможня, экспорт и импорт, нефтяная промышленность, электро- и телекоммуникации, управление бюджетом госучреждений и др. Создание институциональных каналов и структур для гражданского участия давало возможность для гражданского общества выйти за рамки простых дискуссий в публичной сфере, создав широкую аудиторию и пло-

щадки, которые бросали бы вызов традиционным бюрократическим институтам и обеспечивали бы социальный контроль над ними. В частности, «гражданская революция» создала органы, называемые советами, которые состояли из представителей граждан и выступали в качестве высших органов власти в ключевых областях общественной сферы. Однако серьезным недостатком такой практики стало то, что подобные советы были сформированы в основном сторонниками режима или чиновниками. Механизмы гражданского обсуждения становились управляемы государством, за счет чего терялась сама суть идеи независимого контроля [29]. Серьезной критике также подверглась политика в отношении средств массовой информации, которая была воспринята как попытка контроля за общественным мнением.

«Гражданская революция» в Эквадоре начала XXI века во многом продолжила традиции левого движения страны. Предложенная политическая модель в определенной степени укладывается в рамки социалистической идеологии поскольку стремится к социально-классовой справедливости и предполагает модернизацию государства и общества путем социально значимых реформ. Это сближает ее с видением левых XX века, которые долгое время разделяли установки классического марксизма и вдохновлялись кубинской моделью [36]. В тоже время в отличие тех, кто считал, что демократия является продуктом буржуазии, и что ее необходимо заменить другим типом режима, современные движения принимают демократические институты, предлагая лишь корректировку некоторых смыслов. Они стремятся использовать государственную власть для перераспределения общественных благ и капитала с целью установления более справедливого порядка и повышения уровня благосостояния общества. В социально-экономической плоскости их программы направлены на борьбу с неравенством, расширение возможностей для бедных слоев и содействие социальной защите от рыночной нестабильности. Принимая правила капиталистической экономики, они не обязательно выступают, или скорее даже вовсе не выступают против частной собственности и рыночной конкуренции. Помимо классовых противоречий в их идеологическом фокусе важное место занимает экологический дискурс и противодействие сверх эксплуатации природных ресурсов. При этом предложенная модель опирается на исконные традиции и ценности, что существенно расширило повестку и на определенном этапе привлекло новых сторонников, в первую очередь среди коренного населения станы. Практика показала, что в эквадорском обществе, разделенном классовыми, этниче-

скими, культурными, мировозренческими и другими противоречиями, наиболее выигрышной стала стратегия расширительной трактовки левого спектра идеологических ориентиров. Она обеспечила электоральный подъем и укрепление левого движения в стране.

Литература

1. Воротникова Т.А. Кому в Эквадоре «жить хорошо»? Социальные реформы и Buen Vivir // Международная жизнь. 2019. №1.

2. Галибина-Лебедева Е.С. Преследование Джулиана Ассанжа как отражение долговой зависимости Эквадора от США // Латинская Америка. 2019. №9.

3. Давыдов В.М. Беспрецедентный сдвиг в политическом ландшафте региона // Латинская Америка. 2007. №7.

4. Ивановский З.В. Латинская Америка в новом тысячелетии. Социальная панорама и динамика политических процессов // Латинская Америка. 2019. №8.

5. Мартынова М.Ю. Новая конституция Эквадора: социализм XXI века // Право и управление. XXI век. МГИМО. 2009. №2.

6. Неверов К.А. Левый поворот в Латинской Америке и его влияние на международные политические процессы на континенте. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата политических наук. Санкт-Петербург. 2015.

7. Окунева Л.С. «Левый поворот» и демократия в Латинской Америке // Международные процессы. 2009. Т. 7. №1.

8. Павлова Е.Б. Концепции «хорошей жизни» в Боливии и Эквадоре: расцвет и упадок нормативной силы // Латинская Америка. 2016. №3.

9. Пятаков А.Н. Победа Ленина Морено в Эквадоре: международный и внутриполитический аспекты // Латинская Америка. 2017. №6.

10. Российская революция, Коминтерн и Латинская Америка. Москва: Наука, 2018.

11. Хейфец Л.С. Компартия Эквадора и III Интернационал. У истоков зарождения коммунистического движения Эквадора. Латинская Америка. 2004. №8.

12. Хейфец Л.С., Хейфец В.Л. Коминтерн и Латинская Америка: люди, структуры, решения. Москва: Политическая энциклопедия, 2019.

13. Чавес Савала П.А. Ориентиры и достижения плана «Достойная жизнь» // Латинская Америка. 2014. №3.

14. Эквадор на пути «гражданской революции». Серия аналитических изданий «Саммит» / От. ред. серии В.М. Давыдов. Москва: ИЛА РАН, 2009.

15. Эквадор: тенденции экономического и социально-политического развития. Москва: Наука, 1989.

16. Antología de la democracia ecuatoriana: 1979-2020. Quito: Instituto de la Democracia. 2020.

17. Casanova A. Una aproximación teórica del "Socialismo del siglo XXI" // Iberoamérica. Moscow. 2019. №4.

18. Clark P., García J. Left Populism, State Building, Class Compromise, and Social Conflict in Ecuador's Citizens' Revolution // Latin American Prespectives. URL: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/ 0094582X18807723 (дата обращения 17.05.2020).

19. Constitución de la República del Ecuador. 2008 // Available at: http://www.asambleanacional.gov.ec/documentos/constitucion_de_bolsillo.pdf (дата обращения 20.06.2020).

20. Cuestas-Caza J. Sumak Kawsay is not Buen Vivir // Alternautas. 2018. Vol. 5. Issue 1.

21. De Walsche A. La Revolución Ciudadana // Mondiaal nieuws. URL: https://www.mo.be/es/artikel/la-revolucion-ciudadana (дата обращения 20.06.2020).

22. Fernando Rosero G. Tierra y conflicto social en tiempos de Rafael Correa // La Tendencia. 2011. №11.

23. Freidenberg Flavia. Izquierda vs. Derecha. Polarización ideológica y competencia en el sistema de partidos ecuatoriano // Politica y gobierno. 2006. Vol. XIII. №2.

24. Jeifets L., Jeifets V. América Latina en la Internacional comunista 1919-1943. Diccionario biográfico. Buenos Aires: CLACSO. 2017.

25. Jeifets L., Jeifets V. Los orígenes del Partido Comunista del Ecuador y la Tercera Internacional // Izquierdas. 2010. №6.

26. Lalander R., Lembke M., Ospina Peralta P. Political economy of state-indigenous liaisons: Ecuador in times of Alianza PAIS // European Review of Latin American and Caribbean Studies Revista Europea de Estudios Latinoamericanos y del Caribe. 2019. №108.

27. Lalander R., Ospina Peralta P. Movimiento indígena y revolución ciudadana en Ecuador // Cuestiones Políticas. Vol. 28. №48.

28. Mejía Andrés. Partidos políticos: el eslabón perdido de la representació // Gobernabilidad Democrática. Sistema electoral, Partidos Políticos y Pugna de Poderes en Ecuador (1978-1998). Quito: Fundación Konrad Adenauer. 2002.

29. Ortiz Lemos A. Sociedad civil y Revolución Ciudadana en Ecuador // Revista mexicana de sociología. 2014. №4.

30. Páez Cordero A. Los Orígenes de la Izquierda Ecuatoriana. Quito: Ediciones Abya Yala. 2001.

31. Panorama Social de América Latina 2016. Santiago de Chile: CEPAL.

2017.

32. Plan de Gobierno de Alianza PAIS 2007 - 2011. URL: http://www.latinreporters.com/equateurRafaelCorreaPlandeGobiernoAlianzaPAIS .pdf (дата обращения 20.06.2020).

33. Plan Nacional de Desarrollo / Plan Nacional para el Buen Vivir 20132017. Secretaría Nacional de Planificación y Desarrollo. Quito, 2013.

34. Plan Nacional de Desarrollo 2017-2021. Toda la Vida. Secretaría Nacional de Planificacíon y Desarrollo. Quito, Ecuador. 2017.

35. Programa de Gobierno 2017-2021. URL: http://cne.gob.ec/images/d/2016/Elecciones_2017/Plan_de_Trabajo/Alianza%2 0Pais_lista%2035.pdf (дата обращения 10.09.2020).

36. Rodas Chaves G. La Izquierda Ecuatoriana en el Siglo 20. Quito: Ediciones Abya Yala. 2001.

37. Vorotnikova T. Tradiciones políticas del movimiento de izquierda en Ecuador // Iberoamérica. 2020. №2.

38. Weisbrot M., Johnston J., Merling L. Decade of reform: Ecuadors's macroeco-nomic policies, institutional changes, and results. Center for Economic and Policy Research. Washington. 2017.

References

1. Vorotnikova T.A. Komu v Ekvadore «zhit' khorosho»? Sotsial'nye reformy i Buen Vivir // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2019. №1.

2. Galibina-Lebedeva E.S. Presledovanie Dzhuliana Assanzha kak otrazhenie dolgovoi zavisimosti Ekvadora ot SShA // Latinskaya Amerika. 2019. №9.

3. Davydov V.M. Bespretsedentnyi sdvig v politicheskom landshafte regiona // Latinskaya Amerika. 2007. №7.

4. Ivanovskii Z.V. Latinskaya Amerika v novom tysyacheletii. Sotsial'naya panorama i dinamika politicheskikh protsessov // Latinskaya Amerika. 2019. №8.

5. Martynova M.Yu. Novaya konstitutsiya Ekvadora: sotsializm XXI veka // Pravo i upravlenie. XXI vek. MGIMO. 2009. №2.

6. Neverov K.A. Levyi povorot v Latinskoi Amerike i ego vliyanie na mezhdunarodnye politicheskie protsessy na kontinente. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie stepeni kandidata politicheskikh nauk. Sankt-Peterburg. 2015.

7. Okuneva L.S. «Levyi povorot» i demokratiya v Latinskoi Amerike // Mezhdunarodnye protsessy. 2009. T. 7. №1.

8. Pavlova E.B. Kontseptsii «khoroshei zhizni» v Bolivii i Ekvadore: rastsvet i upadok normativnoi sily // Latinskaya Amerika. 2016. №3.

9. Pyatakov A.N. Pobeda Lenina Moreno v Ekvadore: mezhdunarodnyi i vnutripoliticheskii aspekty // Latinskaya Amerika. 2017. №6.

10. Rossiiskaya revolyutsiya, Komintern i Latinskaya Amerika. Moskva: Nauka, 2018.

11. Kheifets L.S. Kompartiya Ekvadora i III Internatsional. U istokov zarozhdeniya kommunisticheskogo dvizheniya Ekvadora. Latinskaya Amerika. 2004. №8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kheifets L.S., Kheifets V.L. Komintern i Latinskaya Amerika: lyudi, struktury, resheniya. Moskva: Politicheskaya entsiklopediya, 2019.

13. Chaves Savala P.A. Orientiry i dostizheniya plana «Dostoinaya zhizn'» // Latinskaya Amerika. 2014. №3.

14. Ekvador na puti «grazhdanskoi revolyutsii». Seriya analiticheskikh izdanii «Sammit» / Ot. red. serii V.M. Davydov. Moskva: ILA RAN, 2009.

15. Ekvador: tendentsii ekonomicheskogo i sotsial'no-politicheskogo razvitiya. Moskva: Nauka, 1989.

16. Antología de la democracia ecuatoriana: 1979-2020. Quito: Instituto de la Democracia. 2020.

17. Casanova A. Una aproximación teórica del "Socialismo del siglo XXI" // Iberoamérica. Moscow. 2019. №4.

18. Clark P., García J. Left Populism, State Building, Class Compromise, and Social Conflict in Ecuador's Citizens' Revolution // Latin American Prespectives. URL: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/ 0094582X18807723 (data obrashcheniya 17.05.2020).

19. Constitución de la República del Ecuador. 2008 // Available at: http://www.asambleanacional.gov.ec/documentos/constitucion_de_bolsillo.pdf (data obrashcheniya 20.06.2020).

20. Cuestas-Caza J. Sumak Kawsay is not Buen Vivir // Alternautas. 2018. Vol. 5. Issue 1.

21. De Walsche A. La Revolución Ciudadana // Mondiaal nieuws. URL: https://www.mo.be/es/artikel/la-revolucion-ciudadana (data obrashcheniya 20.06.2020).

22. Fernando Rosero G. Tierra y conflicto social en tiempos de Rafael Correa // La Tendencia. 2011. №11.

23. Freidenberg Flavia. Izquierda vs. Derecha. Polarización ideológica y competencia en el sistema de partidos ecuatoriano // Politica y gobierno. 2006. Vol. XIII. №2.

24. Jeifets L., Jeifets V. América Latina en la Internacional comunista 1919-1943. Diccionario biográfico. Buenos Aires: CLACSO. 2017.

25. Jeifets L., Jeifets V. Los orígenes del Partido Comunista del Ecuador y la Tercera Internacional // Izquierdas. 2010. №6.

26. Lalander R., Lembke M., Ospina Peralta P. Political economy of state-indigenous liaisons: Ecuador in times of Alianza PAIS // European Review of Latin American and Caribbean Studies Revista Europea de Estudios Latinoamericanos y del Caribe. 2019. №108.

27. Lalander R., Ospina Peralta P. Movimiento indígena y revolución ciudadana en Ecuador // Cuestiones Políticas. Vol. 28. №48.

28. Mejía Andrés. Partidos políticos: el eslabón perdido de la representació // Gobernabilidad Democrática. Sistema electoral, Partidos Políticos y Pugna de Poderes en Ecuador (1978-1998). Quito: Fundación Konrad Adenauer. 2002.

29. Ortiz Lemos A. Sociedad civil y Revolución Ciudadana en Ecuador // Revista mexicana de sociología. 2014. №4.

30. Páez Cordero A. Los Orígenes de la Izquierda Ecuatoriana. Quito: Ediciones Abya Yala. 2001.

31. Panorama Social de América Latina 2016. Santiago de Chile: CEPAL.

2017.

32. Plan de Gobierno de Alianza PAIS 2007 - 2011. URL: http://www.latinreporters.com/equateurRafaelCorreaPlandeGobiernoAlianzaPAIS .pdf (data obrashcheniya 20.06.2020).

33. Plan Nacional de Desarrollo / Plan Nacional para el Buen Vivir 20132017. Secretaría Nacional de Planificación y Desarrollo. Quito, 2013.

34. Plan Nacional de Desarrollo 2017-2021. Toda la Vida. Secretaría Nacional de Planificacíon y Desarrollo. Quito, Ecuador. 2017.

35. Programa de Gobierno 2017-2021. URL: http://cne.gob.ec/images/d/2016/Elecciones_2017/Plan_de_Trabajo/Alianza%2 0Pais_lista%2035.pdf (data obrashcheniya 10.09.2020).

36. Rodas Chaves G. La Izquierda Ecuatoriana en el Siglo 20. Quito: Ediciones Abya Yala. 2001.

37. Vorotnikova T. Tradiciones políticas del movimiento de izquierda en Ecuador // Iberoamérica. 2020. №2.

38. Weisbrot M., Johnston J., Merling L. Decade of reform: Ecuadors's macroeconomic policies, institutional changes, and results. Center for Economic and Policy Research. Washington. 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.