Научная статья на тему 'ЭКУМЕНИЗМ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ: ЗА И ПРОТИВ'

ЭКУМЕНИЗМ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ: ЗА И ПРОТИВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / ЭКУМЕНИЗМ / ЦЕРКОВЬ / ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ / СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Селезнев Михаил Алексеевич

В эпоху глобализации, когда стираются социокультурные границы между странами, процесс интеграции затрагивает и церкви, которые существуют в современном мире, а именно христианские. Сегодня эти конфессии более не способны вести закрытую и изолированную внешнюю политику, как это было прежде. С начала XX века они вынуждены вести диалог, что является одной из составляющих экуменизма. Целью работы является исследование отношения христианских священнослужителей к явлению христианского экуменизма. Методами исследования послужили как общегуманитарные (аналитический, систематический, исторический), так и метод опроса, позволивший выяснить отношение священников к поставленной проблеме. В результате исследования был сделан вывод о том, что современное отражение экуменизма не находит поддержки у служителей христианских церквей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECUMENISM OF THE CHRISTIAN CHURCH: PROS AND CONS

In the era of globalization, when socio-cultural boundaries between countries are being erased, the process of integration also affects churches that exist in the modern world, namely Christian ones. Today, these denominations are no longer able to conduct a closed and isolated foreign policy, as it was before. Since the beginning of the 20th century, they have been forced to conduct a dialogue, which is one of the components of ecumenism. The aim of the work is to study the attitude of Christian clergy to the phenomenon of Christian ecumenism. The research methods were both general humanitarian (analytical, systematic, historical) and the survey method, which made it possible to find out the attitude of the priests to the problem posed. As a result of the study, it was concluded that the modern reflection of ecumenism is not supported by the ministers of Christian churches.

Текст научной работы на тему «ЭКУМЕНИЗМ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ: ЗА И ПРОТИВ»

УДК 27-675

ЭКУМЕНИЗМ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ: ЗА И ПРОТИВ

Селезнев Михаил Алексеевич, студент, направление подготовки 51.03.01 Культурология, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: Heimdan0@gmail.com

Научные руководители: Мухамеджанова Нурия Мансуровна, доктор культурологии, доцент, профессор кафедры философии, культурологии и социологии, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: nuriyam@yandex.ru

Переселкова Зинаида Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, культурологии и социологии, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: anizz@yandex.ru

Аннотация. В эпоху глобализации, когда стираются социокультурные границы между странами, процесс интеграции затрагивает и церкви, которые существуют в современном мире, а именно христианские. Сегодня эти конфессии более не способны вести закрытую и изолированную внешнюю политику, как это было прежде. С начала XX века они вынуждены вести диалог, что является одной из составляющих экуменизма. Целью работы является исследование отношения христианских священнослужителей к явлению христианского экуменизма. Методами исследования послужили как общегуманитарные (аналитический, систематический, исторический), так и метод опроса, позволивший выяснить отношение священников к поставленной проблеме. В результате исследования был сделан вывод о том, что современное отражение экуменизма не находит поддержки у служителей христианских церквей.

Ключевые слова: христианство, экуменизм, церковь, всемирный совет церквей, священнослужители. Для цитирования: Селезнев М. А. Экуменизм христианской церкви: за и против // Шаг в науку. -2021. - № 3. - С. 109-111.

ECUMENISM OF THE CHRISTIAN CHURCH: PROS AND CONS

Seleznev Mikhail Alekseevich, student, training program 51.03.01 Culturology, Orenburg State University, Orenburg

e-mail: Heimdan0@gmail.com

Research advisors: Mukhamedzhanova Nuria Mansurovna, Doctor of Culturology, Associate Professor, Professor of the Department of Philosophy, Culturology and Sociology, Orenburg State University, Orenburg e-mail: nuriyam@yandex.ru

Pereselkova Zinaida Yurievna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, Cultural Studies and Sociology, Orenburg State University, Orenburg e-mail: anizz@yandex.ru

Abstract. In the era of globalization, when socio-cultural boundaries between countries are being erased, the process of integration also affects churches that exist in the modern world, namely Christian ones. Today, these denominations are no longer able to conduct a closed and isolated foreign policy, as it was before. Since the beginning of the 20th century, they have been forced to conduct a dialogue, which is one of the components of ecumenism. The aim of the work is to study the attitude of Christian clergy to the phenomenon of Christian ecumenism. The research methods were both general humanitarian (analytical, systematic, historical) and the survey method, which made it possible to find out the attitude of the priests to the problem posed. As a result of the study, it was concluded that the modern reflection of ecumenism is not supported by the ministers of Christian churches. Key words: Christianity, ecumenism; church; world council of churches; clergy.

Cite as: Seleznev, M. A. (2021) [Ecumenism of the Christian Church: pros and cons]. Shag v nauku [Step into science]. Vol. 3, рр. 109-111.

Экуменизм - понятие, происходящее от греческого «гакитепе», которое переводится как «весь обитаемый мир». В современном понимании это идеоло-

гия преодоления раскола, восстановление единства христианской церкви, один из механизмов межхристианских отношений [6, с. 428]. Только осознавая,

ШАГ В НАУКУ

3, 2021

что этот мир - Божие творение, мы можем увидеть свое единство. Только осознавая, что все живущие в этом мире сотворены по образу Божьему, мы сможем защитить благополучие каждого [1].

Однозначно можно заявить, что главным мероприятием для экуменизма современного вида стала «Всемирная Миссионерская Конференция», созванная в 1910 году в столице Шотландии, Эдинбурге [4]. Результатом этой конференции было избрание Международного миссионерского совета 1921 года. В 1925 году создается также такое общество, как «Жизнь и деятельность», и в 1927 году - «Вера и порядок». Первое объединение рассматривало в качестве приоритета решение вопросов взаимоотношений христианства с общественно-политическими и экономическими явлениями, в то время как второе ставило перед собой цель воссоединений разрозненных деноминаций [5].

Уже в 1948 году создается главная экуменическая организация «Всемирный совет церквей», которая возникает в связи с объединением вышеперечисленных организаций и продолжает свое функционирование до сегодняшних дней, находясь в Женеве, Швейцарии [2].

Всемирный Миссионерский Совет провел ряд очень важных миссионерских конференций, а в годы Второй мировой войны был связующим звеном для всех миссионеров, оторванных друг от друга фронтами войны. С 1940 по 1946 г. комитет продолжал свою деятельность в ряде западных стран (США, Великобритании, Швейцарии). В Женеве, благодаря руководству Виссер'т Хоофта, сотрудники комитета помогали беженцам и военнопленным, создали службу военных капелланов [2].

Всемирная Миссионерская Конференция в Эдинбурге стала уникальной в своем роде: ей удалось не только сплотить служителей протестантских церквей в единую семью, но и определить перспективы развития экуменического движения, поскольку на ней епископ Епископальной церкви США Чарльз Брент выступил со своей знаменитой речью, провозгласив: «создать единую церковь, единую не только в области миссионерской работы, не только в области социальной деятельности, но единую и в области догматики и богословия» [4].

Сторонники экуменизма считают, что это будет исполнением слов Христа: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» [3].

С целью изучения отношения христианских священнослужителей к экуменизму был проведен опрос в форме интервью. Респондентами выступали представители трех христианских конфессий: православия, католичества, лютеранства.

В начале интервью, для понимания истолкования основных положений экуменизма респондентами, был задан вопрос о том, как они определяют это понятие. Большая часть из опрошенных не затруднилась в ответе и согласилась с тем, что экуменизм - это объединение и преодоление раскола между христианами. Далее интерес представляло личное отношение респондентов к данному феномену. Результаты показали, что ни один из опрашиваемых не относится к экуменическому движению положительно, это либо нейтрально, либо отрицательно. При общении с православными священниками было установлено нежелание оказывать содействие экуменическим организациям. Уже на основе этих данных был сформулирован вопрос о причинах отрицательного отношения к экуменизму и экуменическим организациям.

Респонденты, ответившие о своем отношении «нейтрально» или «отрицательно», называли в качестве основной причины такого ответа вероятность нового раскола в случае объединения церквей. В качестве примера они приводили раскол в Православной церкви, в результате которого возникли старообрядцы, не принявшие реформы патриарха Никона. Главной причины своего непринятия экуменизма православные священнослужители называют страх и неизвестность перед последующими изменениями как в обществе, так и в самой церкви. Саму мысль о том, чтобы допускать к богослужению женщин-священников, они считают неприемлемой, не говоря уже о догматических различиях, таких, как, например, вопрос о филиокве, безгрешности и полного подчинения Папе римскому и т. д.

Еще одна причина, по которой представители православной ветви христианства относятся отрицательно или нейтрально к экуменизму - это страх потери своих культурных оснований - тех корней русского православия, что формировались на протяжении всей его истории. Священнослужители считают, что сама идея объединения христианских конфессий грозит потерей не только чистоты православия, но и традиционных устоев общества. Как заявил один из опрошенных: «Экуменисты - новые раскольники».

Последний вопрос интервью касался непосредственно мероприятий, в форме дальнейшего поддержания диалога и роли ВСЦ (далее - Всемирного совета церквей). Практически все представители православия высказались за продолжение диалога, но не православных с западными церквями, а западных церквей с православными, так как они, христиане данного направления, уверены, что именно их ветвь христианства праведна и придерживается истинного учения Христа.

Как и православные, католический священник также объясняет экуменизм как особое христи-

анское движение за объединение и преодоление раскола христианских церквей, восстановление единства. Основной же причиной Великой Схизмы (исторического разделения церквей, произошедшего в 1054 г.) он называет «неумение» правильно вести диалог или «иные интересы», к примеру, политические.

В отличие от православных, представитель католичества выступает за продолжение экуменического движения, потому что он считает, что слова и воля Христа важнее статуса той или иной церкви. И даже несмотря на различные опасения и различие догматов, выражает готовность пожертвовать «формулой» ради «сути».

Позиция лютеранского пастора по данной проблеме отличается от предыдущих, по крайне мере в трактовке экуменизма. Как высказалась пастор Евангелическо-лютеранской церкви г. Оренбурга, экуменизм - это движение к толерантности и поддержанию общехристианского диалога. Она не оценивает экуменизм как инструмент для преодоления раскола христианских церквей, а рассматривает его как возможность вести толерантный диалог между различными христианскими конфессиями, и задача

экуменизма заключается в необходимости наладить этот диалог. «Каждая церковь за столь долгое время существования смогла вырастить внутри себя свою маленькую жемчужину, и никто не собирается эту жемчужину отдавать просто так», - заявила пастор Евангелическо-лютеранской церкви.

Проведенное интервью показало, что представители основных христианских конфессий не удовлетворены современной позицией по вопросам экуменизма во Всемирном совете церквей. Все респонденты выражают пожелание о создании многовариантной системы таких отношений, которая бы учитывала интересы каждой христианской церкви.

Таким образом, можно сделать вывод о неготовности в современных условиях представителей основных христианских конфессий к реализации идей экуменизма в реалиях повседневных богослужебных практик. Основной причиной отрицательного отношения к экуменизму являются опасения в возможности утраты собственной уникальной религиозно-культовой деятельности, это указывает на то, что в современном своем виде экуменические идеи не находят свое применение.

Литература

1. Всемирный совет церквей: Краткий обзор «Кто мы?» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wcc-coe.org/wcc/who/index-r.html (дата обращения: 03.04.2021).

2. Православная Энциклопедия / под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Всемирный совет церквей» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/155520.html (дата обращения: 06.04.2021).

3. Русская Православная Церковь: Официальный сайт Московского Патриархата. Евангелие от Иоанна, глава 17, стих 22. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/bible/jn/17/ (дата обращения: 03.04.2021).

4. 1910 год. «Всемирная миссионерская конференция» в Эдинбурге (Шотландия) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vseeresi.com/1910/10/31/1910-год-всемирная-миссионерская-конфер/ (дата обращения: 05.04. 2021).

5. Экуменизм (Доклад Архиерейскому собору 1967 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.eshatologia.org/883-ekumenizm-doklad-arhiereyskomu-soboru-v-1967-g.html (дата обращения: 04.04.2021).

6. Экуменизм // Новая философская энциклопедия: под редакцией В. С Стёпина: 4 том. - М.: Мысль. — 2001. - 737 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://philosophy.niv.ru/doc/encyclopedia/ new-philosophical/articles/1650/ekumenizm.htm (дата обращения: 02.04.2021).

Статья поступила в редакцию: 08.05.2021; принята в печать: 30.06.2021.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.