Научная статья на тему 'ЭКСТРОСПЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК'

ЭКСТРОСПЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование / производственная практика / общие компетенции / оценка общих компетенций / экстроспективный метод / трудоустройство / secondary vocational education / industrial internship / students' general competencies / assessment of general competences / extrospective method / employment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иван Юрьевич Зарубин

Рассматривается проблема оценки общих компетенций студентов организаций среднего профессионального образования в процессе прохождения производственных практик. Предлагается использовать экстроспективный метод оценки, основанный на объективном наблюдении поведения обучающихся со стороны руководителя практики от предприятия и руководителя практики от образовательной организации. Раскрыты преимущества данного метода: эффективное и качественное выполнение требований образовательных стандартов в области контроля освоения компетенций, а также сокращение временных и трудовых затрат. Показана положительная динамика влияния оценки общих компетенций на последующее трудоустройство выпускников техникума и адаптацию на рабочем месте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXTROSPECTIVE METHOD FOR ASSESSMENT OF STUDENTS' GENERAL COMPETENCIES IN INDUSTRIAL INTERNSHIPS

The problem of assessment of general competencies of students of organizations of secondary vocational education in the process of passing industrial internship is considered. It is proposed to use an extreme method of assessment, based on objective observation of the behavior of students by the head of practice from the enterprise and the head of practice from the educational organization. The advantages of this method are disclosed: effective and qualitative fulfillment of the requirements of educational standards in the field of control of development of competences, as well as reduction of time and labor costs. It shows a positive dynamics of influence of assessment of general competencies on subsequent employment of graduates of technical school and adaptation at the workplace.

Текст научной работы на тему «ЭКСТРОСПЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК»

Научная статья

УДК 378.147.888:378.146

DOI: 10.17853/2686-8970-2023-3-28-38

ЭКСТРОСПЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК

Иван Юрьевич Зарубин

Аннотация. Рассматривается проблема оценки общих компетенций студентов организаций среднего профессионального образования в процессе прохождения производственных практик. Предлагается использовать экстроспективный метод оценки, основанный на объективном наблюдении поведения обучающихся со стороны руководителя практики от предприятия и руководителя практики от образовательной организации. Раскрыты преимущества данного метода: эффективное и качественное выполнение требований образовательных стандартов в области контроля освоения компетенций, а также сокращение временных и трудовых затрат. Показана положительная динамика влияния оценки общих компетенций на последующее трудоустройство выпускников техникума и адаптацию на рабочем месте.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, производственная практика, общие компетенции, оценка общих компетенций, экстроспективный метод, трудоустройство

Для цитирования: Зарубин И. Ю. Экстроспективный метод оценки общих компетенций студента при прохождении производственных практик // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАИТ). 2023. № 4 (16). С. 28-38. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-4-28-38.

Original article

THE EXTROSPECTIVE METHOD FOR ASSESSMENT OF STUDENTS' GENERAL COMPETENCIES IN INDUSTRIAL INTERNSHIPS

Ivan Y. Zarubin

Teacher, Master of the year 2023

Tyumen Technical College of Construction Industry and Urban Economy, Tyumen, Russia

Zarubinivan@gmail.com, https://orcid.org/0009-0000-2164-0953

© Зарубин И. Ю., 2023

Тюменский техникум

строительной индустрии и городского хозяйства, Тюмень, Россия

Zarubinivan@gmail.com, https://orcid.org/0009-0000-2164-0953

преподаватель, Мастер года 2023

28

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

Abstract. The problem of assessment of general competencies of students of organizations of secondary vocational education in the process of passing industrial internship is considered. It is proposed to use an extreme method of assessment, based on objective observation of the behavior of students by the head of practice from the enterprise and the head of practice from the educational organization. The advantages of this method are disclosed: effective and qualitative fulfillment of the requirements of educational standards in the field of control of development of competences, as well as reduction of time and labor costs. It shows a positive dynamics of influence of assessment of general competencies on subsequent employment of graduates of technical school and adaptation at the workplace.

Keywords: secondary vocational education, industrial internship, students' general competencies, assessment of general competences, extrospective method, employment

For citation: Zarubin I. Y. The extrospective method for assessment of students' general competencies in industrial internships // INSIGHT. 2023. № 4 (16). P. 28-38. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-4-28-38.

Введение и постановка проблемы. Опыт работы руководителем производственных практик подтверждает тот факт, что в современном мире для работодателей важны не только профессиональные компетенции работников, но и их социально-личностные качества (общие, универсальные навыки).

Среди результатов образования, определенных федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО), особо выделены общие компетенции, которые понимаются как «совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне» (например, стандарт по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения [1]).

В то же время на практике существует целый комплекс различного рода сложностей, связанных с оценкой общих компетенций студентов [2]:

• отсутствие разработанной и научно обоснованной методологии формирования и оценивания таких компетенций;

• разрозненность взглядов педагогов в отношении педагогических контрольно-оценочных материалов (существующие различия для измерения когнитивной и компетентностной составляющих результатов обучения);

• несогласованность действий различных учебно-методических объединений при формировании и оценивании общих компетенций с учетом их метапредметного характера;

INSIGHT. 2023. № 4 (16)

29

• недостаток кадров, подготовленных для конструирования и использования компетентностно-ориентированных средств и технологий в образовательном процессе;

• нечеткость критериев и пороговых уровней сформированности компетенций студентов и выпускников по различным направлениям подготовки специалистов.

Закономерно возникающие вопросы, связанные с необходимостью решения в ходе производственной практики одновременно нескольких задач (организация процесса практики на производстве, интересной и понятной для обучающихся, быстрое, грамотное оформление документов, учет особенностей и потребностей каждого студента-практиканта), позволяют сформулировать следующую проблему: необходимо оценить общие компетенции студентов, прошедших производственную практику, за ограниченное количество времени, доказательно и документально подтвердить полученные результаты.

Механизм оценки общих компетенций обучающихся на сегодняшний день не разработан, в то же время диагностике профессиональных компетенций специалистов в разных отраслях от высокотехнологичного производства (М. А. Дремина, В. А. Копнов, А. И. Лыжин [3]) и газовой промышленности (Т. П. Гордиенко, Я. К. Яворский [4]) до педагогики (А. А. Коновалов [5]) и др.) посвящено немало трудов. Следует отметить, соглашаясь с Л. П. Бурцевой, что оценка общих компетенций может осуществляться только в процессе интегрированной учебной и производственной деятельности [6]. Кроме того, сами по себе рассматриваемые компетенции представляют собой качества, формирующие личность, что подтверждают результаты исследований, в ходе которых были выявлены статистически значимые положительные корреляционные взаимосвязи между уровнями развития общих компетенций (например, между склонностью к системному и критическому мышлению и способностью к коммуникации; между готовностью становиться лидером и коммуникативной компетентностью [7]).

В настоящее время в практике реализации образовательных программ подготовки квалифицированных кадров для рынка труда выделяют два варианта решения проблемы. Первый - оценивать общие компетенции только на защите выпускной квалификационной работы, что не представляется возможным (ограничение по времени).

30

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

Второй - производить диагностику частично, но в таком случае процесс придется разбивать на части и «привязывать» образовавшиеся фрагменты к дисциплинам и модулям. Оба варианта затруднительны.

И. В. Трунова и Л. А. Емелина предлагают для оценки использовать экстроспективный метод, основанный на объективном наблюдении за действиями людей [8]. Вспомним, что общая компетенция, если говорить простыми словами, - это поведение человека в ситуации определенного вида профессиональной деятельности. Такая интерпретация соответствует и определению автора теории компетенций D. C. McClelland («базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях» [9]), в котором подчеркивается поведенческий, деятельностный характер компетенции. Профессиональные ситуации во время прохождения производственной практики складываются естественным образом: и вероятность конфликта, и общение с сотрудниками, и работа с документами, и демонстрация понимания обстановки, и использование информационно-коммуникационных технологий, и др. Во всех этих ситуациях можно оценить общие компетенции. Еще одно преимущество метода: времени на наблюдение и диагностику во время практики больше, чем на экзамене или при защите выпускной квалификационной работы.

Итак, экстроспективный метод оценки общих компетенций лучше всего подходит для участников производственной практики - студента, руководителя от предприятия и руководителя от образовательной организации. Это грамотно разработанный и в то же время простой в понимании и не занимающий значительного времени для практиканта инструмент (сопровождение студента и наблюдение за его действиями в естественных, почти профессиональных ситуациях на протяжении всей практики).

Методология, материалы и методы. Методологическая основа исследования - компетентностный подход к образованию (В. К. Бай-денко [10], D. C. McClelland [9] и др.), а также принципы оценки компетенций (Е. Ю. Есенина, А. И. Сатдыков, А. А. Коновалов [11], О. Ф. Клинк, А. А. Факторович [12], E. L. Deci, R. M. Ryan [13]).

Ключевым методом оценки общих компетенций обучающихся стал экстроспективный метод, предложенный И. В. Труновой и Л. А. Еме-линой и описанный выше [8].

INSIGHT. 2023. № 4 (16)

31

В исследовании приняли участие 225 студентов ГАПОУ Тюменской области «Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства», проходивших с 2020 по 2023 гг. производственную практику в следующих компаниях:

• ООО «Поревит - Девелопмент» (для обучающихся по программе «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»);

• ООО «Запсибгазпром - Газификация» (для обучающихся по программе «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»);

• ЖК «Домострой» (для обучающихся по программе «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»).

Руководителю практики от предприятия необходимо было оценить уровень сформированности не только профессиональных, но и общих компетенций практикантов:

• способность выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам (ОК-1);

• способность и готовность осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности (ОК-2);

• готовность работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами (ОК-3).

Руководитель практики подписывает дневник практиканта, составляет отзыв-характеристику и пр., а также оценивает уровень сформиро-ванности общих компетенций студента согласно следующей таблице.

Оценка общих компетенций студента при прохождении производственной практики

Компетенция Показатели оценки Шкала оценки

Компетенция освоена Компетенция частично освоена Компетенция не освоена

1 2 3 4 5

ОК-1 1. Обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач. Правильно и быстро определяет цель для выполнения поставленных Постановка цели и поиск методов решения поставленных задач выполняются Поставленные задачи игнорирует

32

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

Окончание таблицы

1 2 3 4 5

2. Адекватная оценка и самооценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач задач и использует эффективные методы для их решения совместно с наставником

ОК-2 1. Оперативность поиска и использования информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач. 2. Широта использования различных источников информации, включая электронные, для выполнения профессиональных задач Находит требуемую информацию, использует более одного источника информации Находит требуемую информацию, использует только один источник информации Не выполняет задания по поиску информации

ОК-3 1. Конструктивность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе обучения и при решении профессиональных задач. 2. Четкое выполнение обязанностей при работе в команде и/или выполнении задания в группе, соблюдение норм профессиональной этики. 3. Построение профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации Находит общий язык с сотрудниками организации (в том числе с руководителями), не провоцирует конфликтные ситуации Находит общий язык с сотрудниками организации (в том числе с руководителями), теряется в конфликтной ситуации (провоцирует ее) Не находит общий язык с сотрудниками организации (в том числе с руководителями), провоцирует конфликтные ситуации

INSIGHT. 2023. № 4 (16)

33

Результаты исследования и их обсуждение. Приведем пример. Студент получил от руководителя практики на предприятии следующую оценку общих компетенций: ОК-1 освоена; ОК-2 частично освоена; ОК-3 не освоена. Увидев такие результаты, руководитель практики со стороны техникума закономерно сделал вывод о том, что в процессе обучения необходимо использовать методы, способствующие восполнению потенциала развития общих компетенций. По итогам следующей производственной практики студент получил оценки лучше: ОК-1 освоена; ОК-2 освоена; ОК-3 частично освоена. Прогресс есть, но следует больше внимания уделить развитию ОК-3.

Оценка уровня сформированности общих компетенций практикантов и своевременное принятие мер по ее повышению позволит студенту в дальнейшем благополучно трудоустроиться в организации.

На рис. 1, 2, 3 показан рост количества выпускников Тюменского техникума строительной индустрии и городского хозяйства, получивших работу на предприятиях, выступивших базами практик. Представленные данные подтверждают, что, используя экстроспективный метод оценки, имея обратную связь от работодателей, внедряя в процесс обучения приемы и методы развития общих компетенций, можно положительно влиять на последующее трудоустройство выпускников и их адаптацию на рабочем месте.

Рис. 1. Динамика трудоустройства выпускников техникума в ООО «Поревит - Девелопмент»: ■ - трудоустроенные; - продолжившие работать 1 год и более

34

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

4

2 .........

О

2020 2021 2022 2023 Год

Рис. 2. Динамика трудоустройства выпускников техникума

в ООО «Запсибгазпром - Газификация»: —•— - трудоустроенные; - продолжившие работать 1 год и более

Рис. 3. Динамика трудоустройства выпускников техникума в ЖК «Домострой»: • - трудоустроенные; - продолжившие работать 1 год и более

Оценка общих компетенций студента двумя руководителями практики (от учебного заведения, от представителя производства) повышает ее качество и достоверность. Кроме того, привлечение работодателя к процессу реализации образовательных программ, в том числе к промежуточной аттестации, становится обязательным и необходимым

INSIGHT. 2023. № 4 (16)

35

требованием времени. Согласно результатам исследования В. И. Блинова, А. И. Сатдыкова и И. В. Селиверстовой, 77,6 % профессиональных образовательных организаций хотя бы один раз за последние три года взаимодействовали с предприятиями в рамках оценки образовательных достижений обучающихся. Как отмечают ученые, участие работодателей в процедуре оценивания компетенций студентов в ходе производственных практик позволяет осуществить непосредственный отбор потенциальных работников [14]. Это возможно при условии взаимодействия государства с работодателями, профессиональным сообществом, образовательными организациями (А. А. Факторович [15]) с целью актуализации запросов бизнеса к кадровой подготовке молодых профессионалов (С. С. Гиль [16]).

Заключение. Оценка общих компетенций обучающихся является несложным, логичным, наименее трудоемким, с минимальным количеством оформления бумаг либо полным их отсутствием (для руководителя практики от предприятия) процессом. Использование в рамках производственных практик в среднем профессиональном образовании экстроспективного метода оценки позволит эффективно и качественно выполнять требования ФГОС в области контроля освоения компетенций, аргументированно разрабатывать оценочные средства, при этом значительно повышая качество промежуточной оценки компетенций, своевременно реагировать на результаты такой оценки с целью разработки индивидуальных образовательных маршрутов студентов в рамках профессионального образования.

Список источников

1. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения: приказ Минобрнауки РФ от 5.02.2018 г. № 68. URL: https://base.garant.ru/71887430/53f89421bb daf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=lp272s85bo789252539.

2. Ефремова Н. Ф. Особенности оценивания компетенций обучающихся // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 9. С. 45-49. https://doi.org/10.17513/mjeo.11757.

36

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

3. Дремина М. А., Копнов В. А., Лыжин А. И. Подготовка кадров для работы на высокотехнологичном производстве // Образование и наука. 2016. № 1 (130). С. 50-75. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-50-75.

4. Гордиенко Т. П., Яворский Я. К. Влияние практико-ориенти-рованного учебно-методического обеспечения образовательного процесса на успеваемость будущих техников газовой отрасли // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-2. С. 61-65.

5. Коновалов А. А. Оценка компетентности педагогических кадров системы СПО как основа для их профессионального развития // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 2 (14). С. 11-33. https://doi.org/ 10.17853/2686-8970-2023-2-11-33.

6. Бурцева Л. П. Оценивание общих компетенций обучающихся профессиональной образовательной организации на учебных занятиях // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 1 (18). C. 109-112.

7. Шаров А. А., Коновалов А. А. Универсальные компетенции педагогов профессионального образования: оценка и анализ взаимосвязей // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 5. С. 7-21. http:// dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.01.

8. Трунова И. В., Емелина Л. А. Как оценить компетенции? // Аккредитация в образовании. 2013. № 3 (63). С. 82-83. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=21104649.

9. McClelland D. C. Testing for competence rather than for «intelligence» // American Psychologist. 1973. Vol. 28, iss. 1. P. 1-14. URL: https://www.therapiebreve.be/documents/mcclelland-1973.pdf.

10. Байденко В. К. Компетенции в профессиональном образовании: (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.

11. Есенина Е. Ю., Сатдыков А. И., Коновалов А. А. Методология и инструментарий современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы среднего профессионального образования // Мир психологии. 2022. № 4 (111). С. 116-133. https://doi.org/10.51944/20738528_2022_4_116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INSIGHT. 2023. № 4 (16)

37

12. Клинк О. Ф., Факторович А. А. Профессиональный экзамен для студентов колледжей: переход от апробации к системным решениям // Образовательная панорама. 2019. № 2 (12). С. 49-54.

13. Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Publishing, 2017. 756 p. https://doi.org/10.1521/978.14625/28806.

14. Блинов В. И., Сатдыков А. И., Селиверстова И. В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 7. С. 41-70. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-41-70.

15. Факторович А. А. Модернизация среднего профессионального образования в контексте развития национальной системы квалификаций // Техник транспорта: образование и практика. 2022. Т. 3, № 3. С. 261-266. https://doi.org/10.46684/2687-1033.2022.3.261-266.

16. Гиль С. С. К вопросу о синхронизации образовательной деятельности современного колледжа с запросами бизнеса // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 2 (10). С. 67-80. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-2-67-80.

Статья поступила в редакцию 30.10.2023; одобрена после рецензирования 18.11.2023; принята к публикации 20.11.2023.

The article was submitted 30.10.2023; approved after reviewing 18.11.2023; accepted for publication 20.11.2023.

38

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.