Научная статья на тему 'Экстренная помощь при дорожно􏰀транспортных происшествиях (часть i)'

Экстренная помощь при дорожно􏰀транспортных происшествиях (часть i) Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1200
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
скорая медицинская помощь / дорожно􏰀транспортное происшествие / первая помощь / догоспитальный этап / ambulance / accident / first aid / prehospital.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — А. А. Попов, Е. А. Попова, Б. Ф. Московчук, С. А. Скрипкин, И. Е. Вятскин

Лекция для врачей скорой медицинской помощи, врачей приёмного отделения, анестезиологов􏰀реаниматологов. Статья по􏰀 священа актуальной проблеме экстремальной медицины 􏰀 оказанию реанимационных мероприятий и скорой помощи на догоспиталь􏰀 ном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — А. А. Попов, Е. А. Попова, Б. Ф. Московчук, С. А. Скрипкин, И. Е. Вятскин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMERGENCY ASSISTANCE TO THE ACCIDENT (PART I)

Lecture for doctors of the first help, doctors of a reception, anaesthesiologists􏰀реаниматологов. Clause is devoted to an actual problem of extreme medicine 􏰀 to rendering реанимационных actions and first aid at a pre􏰀hospital stage.

Текст научной работы на тему «Экстренная помощь при дорожно􏰀транспортных происшествиях (часть i)»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ

ЭКСТРЕННАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ (ЧАСТЬ I)

А.А. Попов, д.м.н., проф.; Е.А. Попова, д.м.н., проф.; Б.Ф. Московчук, С.А. Скрипкин, И.Е. Вятскин, С.В. Борщев, С.А. Хританков, А.А. Хританкова

ГОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития», кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф и скорой помощи с курсом ПО; ФГУЗ Клиническая больница №51 ФМБА России, научный отдел

660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1, ГОУ ВПО «КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития». 662990, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Кирова, д.5, ФГУЗ «КБ №51 ФМБА России». E-mail: kb51@med26.krasnoyarsk.ru

Резюме. Лекция для врачей скорой медицинской помощи, врачей приёмного отделения, анестезиологов-реаниматологов. Статья посвящена актуальной проблеме экстремальной медицины - оказанию реанимационных мероприятий и скорой помощи на догоспитальном этапе.

Ключевые слова: скорая медицинская помощь, дорожно-транспортное происшествие, первая помощь , догоспитальный этап.

Введение. Резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В период с 20 по 22 ноября 2009 г. в г. Железногорске произошло 28 ДТП. Статистика свидетельствует, что на первом месте причин смертности в системе ФМБА России числятся черепно-мозговые травмы. Среди всех травм в системе агентства ЧМТ занимает около 60-80% (зависит от региона). Чаще других, данную графу пополняют медсанчасти, расположенные близко к трассам или большим городам. В связи с чем мы решили освежить знания по оказанию помощи при ДТП.

Обеспечение помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях после аварий. Первая медицинская помощь1 пострадавшему при ДТП должна быть оказана немедленно силами свидетелей ДТП и немедицинских должностных лиц (сотрудники ДПС или МЧС). Основные задачи при оказании первой помощи сводятся к обеспечению функционирования головного мозга, системы дыхания и кровообращения.

Для обеспечения эффективности первой помощи необходимо:

* принять необходимые меры для обеспечения безопасности участников дорожного движения и предупреждения возможных ДТП (включить аварийную световую сигнализацию, выставить знак аварийной остановки);

* оказать помощь по непосредственному спасению жизни пострадавшим;

* вызвать скорую медицинскую помощь; _* до прибытия скорой медицинской помощи

1 термин предложен ВЦМК «Защита» для внесения изменений и дополнений в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан

продолжать оказывать первую помощь по спасению жизни пострадавшим.

При оказании первой помощи необходимо соблюдать следующую последовательность действий:

* если возможно, извлечь пострадавшего из транспортного средства (ТС), - сдуть подушки безопасности, разбить стекла, перевести пострадавшего на переднем сидении в горизонтальное положение;

* уложить пострадавшего в безопасное место на ровную плоскую поверхность (в холодное время года - на настил из подручных средств), приподнять ноги, укрыть его для предохранения от внешнего охлаждения;

* успокоить пострадавшего, не давать пострадавшему пить, есть, курить;

* ослабить стягивающие части одежды, внимательно осмотреть пострадавшего и оценить его состояние.

Первую помощь оказывают в следующей последовательности:

* остановить наружное кровотечение, угрожающее жизни (пальцевое прижатие сосуда, давящая повязка, при неэффективности - наложение жгута);

* если отсутствует дыхание, то при наличии специального защитного приспособления приступить к искусственному дыханию по методике «изо рта в рот», предварительно освободив дыхательные пути от посторонних предметов, крови, слизи;

* если одновременно с отсутствием дыхания не прощупывается пульс на центральных (сонных) артериях, начать базовую сердечно-легочную реанимацию (СЛР);

* обработать раны, наложить повязки;

* при переломах костей наложить шины из под-

ручных материалов.

Для оказания первой помощи в дороге предусмотрено оснащение ТС аптечкой, а стационарных постов и патрульных машин ДПС ГИБДД - чемоданами - укладками.

В системе догоспитального этапа неотложной помощи пострадавшим в ДТП основная роль, по возможности, должна принадлежать специализированным (реанимационно-хирургическим) бригадам скорой медицинской помощи (СМП).

Организационные аспекты работы службы скорой медицинской помощи при вызове на случай ДТП:

а) Бригада СМП должна выехать на вызов в пределах одной минуты после его получения.

б) Парковку автомобиля необходимо осуществлять как можно ближе к месту происшествия, но с учетом опасности пожара, взрыва, дорожного движения и т.п.

в) По прибытии на место вызова быстро оценить ситуацию: примерно определить число пострадавших, произвести первичную сортировку по тяжести состояния, определить последовательность осмотра, необходимость дополнительных бригад, милиции, пожарных, спасателей, пути подъезда.

г) О ситуации на месте вызова и необходимости помощи доложить диспетчеру «03».

Алгоритм обследования пострадавшего при

ДТП:

а) Осмотреть пациента в течение 2 минут на месте происшествия.

б) Найти причину, представляющую непосредственную угрозу жизни:

1) нарушение проходимости верхних дыхательных путей;

2) наружное кровотечение;

3) признаки клинической смерти.

в) Вторичный осмотр в течение 10 минут в салоне автомобиля:

1) Оценить состояние пострадавшего, уровень сознания* - по шкале Глазго. Пульсок-симетрия, АД, ЧД. Оценить величину зрачков и реакцию их на свет.

2) Выяснить механизм травмы, события, предшествующие травме. Определить время, прошедшее с момента травмы.

3) Собрать анамнез.

4) Провести осмотр, аускультацию и пальпацию по органам и системам.

5) Установить предварительный диагноз по

синдромальному признаку, оценить ведущие симптомы.

6) Действовать в соответствии с инструкцией и протоколом лечения.

Требования к оформлению медицинской документации пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях. Документация при оказании медицинской помощи имеет юридическое значение. Ее сведения являются основой для сообщения в органы внутренних дел и сверки с данными учета Госавтоинспекции. В сопроводительной документации должны быть отражены паспортные данные, обстоятельства ДТП, травматогенез, диагноз, его обоснование (состояние сознания, пульс, давление, характер дыхания, признаки повреждений), перечень лечебных мероприятий и их результат, стационар, куда доставляется пострадавший. При отказе в госпитализации обстоятельно излагаются причины отказа, заверенные подписью пострадавшего.

Обстоятельства ДТП фиксируются кратко, но исчерпывающе — вид ДТП и роль пострадавшего в нем в качестве участника движения. Например: водитель легковой автомашины, наезд на стоящий автобус; пешеход сбит грузовым автомобилем, и т. д. Недопустимы записи типа «Попал в автоаварию», или «Автослучай».

Информация врача скорой помощи о травмато-генезе необходима для достоверной классификации политравмы у пострадавшего как дорожно-транспортной; служит содержанием данных, передаваемых стационаром в органы внутренних дел (ГИБДД) и, главное, основой преемственности в диагностике и лечении повреждений на госпитальном этапе.

Список литературы:

1. Багненко С.Ф., Верткин А.Л., Мирошниченко А.Г., Хубутия М.Ш Руководство по скорой медицинской помощи. - М., 2007.- 816 с.

2. Волчков В.А., Игнатов Ю.Д., Страшнов В.И. Болевые синдромы в анестезиологии и реаниматологии. - М.,2006. - 320 с.

3. Зильбер А.П. Этюды критической медицины. - М., 2006. - 568 с.

4. Михайлович В.А., Мирошниченко А.Г. Руководство для врачей скорой медицинской помощи. - СПб., 2001.- 704 с.

5. Лечение послеоперационной боли - качественная клиническая практика: общие рекомендации и принципы успешного лечения боли - М., AstraZeneca, 2006. - 55 с.

6. Полушин Ю.С. Руководство по анестезиологии и реаниматологии. - Спб., 2004. - 720 с.

7. Скорая медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. - СПб.: «ИПК «КОСТА», 2007. - 400 с.

EMERGENCY ASSISTANCE TO THE ACCIDENT (PART I) A.A. Popov, E.A. Popova, B.F. Moskovchuk, S.A. Skripkin, I.E. Vyatskin, S.V. Borschev,

S.A. Hritankov, A.A. Hritankova

Krasnoyarsk State Medical University, Department of mobilization preparation of health care, disaster medicine and

emergency assistance with the course software.

Abstract. Lecture for doctors of the first help, doctors of a reception, anaesthesiologists-реаниматологов. Clause is devoted to an actual problem of extreme medicine - to rendering реанимационных actions and first aid at a pre-hospital stage. Key words: ambulance, accident, first aid, prehospital.

* уровень сознания оценивается при первичном осмотре, перед началом транспортировки и н а момент госп ит ализации. Статья поступила в редакцию 28.11.2009г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.