Научная статья на тему 'ЭКСТРЕМИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ'

ЭКСТРЕМИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
348
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ / PUBLIC DANGER / КРАЙНИЙ / EXTREME / НАСИЛЬСТВЕННЫЙ МЕТОД / VIOLENT METHOD / АГРЕССИЯ / AGGRESSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чапчиков С.Ю.

В статье предлагается комплексный подход к исследованию социальной сущности и юридической природы экстремизма как особого, характеризующегося повышенной общественной опасностью и противоправностью социально-политического явления, имеющего целью подрыв государственных и общественных устоев посредством применения крайних насильственных действий. В связи с этим анализируются основные истоки и причины распространения экстремистской деятельности на территории Российской Федерации, обосновывается необходимость учета факторов внутреннего и внешнего характера, исторические, национально-этнические, религиозные особенности в отдельных регионах страны. На основе анализа действующего законодательства, международно-правовых актов, а также решений Конституционного Суда РФ особое внимание акцентируется на вопросе о понятии экстремизма, нормативно-правовых характеристиках отдельных его проявлений, относящихся к определенным составам преступления. Одновременно раскрываются основные принципы и организационные основы борьбы с экстремизмом в современной России, подчеркивается особое - директивно-политическое и нормативно-правовое - значение утвержденной Указом Президента РФ Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чапчиков С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTREMISM IN MODERN RUSSIA: A STRATEGY FOR COMBATING

The article proposes an integrated approach to the study of the social essence and legal nature of extremism as a special, is characterized by increased social danger and illegality of socio-political phenomena, which aims to undermine the state and social foundations through the use of extreme and violent acts. In this regard, analyses the main sources and causes of the spread of extremist activity on the territory of the Russian Federation, the necessity of consideration of factors, internal and external, historical, national-ethnic, religious features in certain regions of the country. Based on the analysis of existing legislation, international legal acts and decisions of the constitutional Court of the Russian Federation, special attention should be focused on the question of the concept of extremism, the legal characteristics of its individual manifestations of specific offences. It also explores the basic principles and the institutional framework for the fight against extremism in modern Russia, stressed the special - legislative-political and legal - value approved by the decree of the President of the Russian Federation Strategy for countering extremism in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ЭКСТРЕМИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ»

УДК 340:343.32

ЭКСТРЕМИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Чапчиков С.Ю., Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, chapchikov@pochta.ru

В статье предлагается комплексный подход к исследованию социальной сущности и юридической природы экстремизма как особого, характеризующегося повышенной общественной опасностью и противоправностью социально-политического явления, имеющего целью подрыв государственных и общественных устоев посредством применения крайних насильственных действий. В связи с этим анализируются основные истоки и причины распространения экстремистской деятельности на территории Российской Федерации, обосновывается необходимость учета факторов внутреннего и внешнего характера, исторические, национально-этнические, религиозные особенности в отдельных регионах страны.

На основе анализа действующего законодательства, международно-правовых актов, а также решений Конституционного Суда РФ особое внимание акцентируется на вопросе о понятии экстремизма, нормативно-правовых характеристиках отдельных его проявлений, относящихся к определенным составам преступления. Одновременно раскрываются основные принципы и организационные основы борьбы с экстремизмом в современной России, подчеркивается особое - директивно-политическое и нормативно-правовое - значение утвержденной Указом Президента РФ Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации.

Ключевые слова: экстремизм, общественная опасность, крайний, насильственный метод, агрессия.

UDK 340:343.32

EXTREMISM IN MODERN RUSSIA: A STRATEGY FOR COMBATING Chapchikov S.Yu., South-West State University, Kursk, Russian Federation, chapchikov@pochta.ru

The article proposes an integrated approach to the study of the social essence and legal nature of extremism as a special, is characterized by increased social danger and illegality of socio-political phenomena, which aims to undermine the state and social foundations through the use of extreme and violent acts. In this regard, analyses the main sources and causes of the spread of extremist activity on the territory of the Russian Federation, the necessity of consideration of factors, internal and external, historical, national-ethnic, religious features in certain regions of the country.

Based on the analysis of existing legislation, international legal acts and decisions of the constitutional Court of the Russian Federation, special attention should be focused on the question of the concept of extremism, the legal characteristics of its individual manifestations of specific offences. It also explores the basic principles and the institutional framework for the fight against extremism in modern Russia, stressed the special - legislative-political and legal - value approved by the decree of the President of the Russian Federation Strategy for countering extremism in the Russian Federation.

Key words: extremism, public danger, extreme, violent method, aggression.

Борьба с экстремизмом является в современных условиях чрезвычайно актуальной проблемой как в плане защиты прав и свобод человека и гражданина, так и обеспечения безопасности современного общества и государства.

Это в полной мере находит свое подтверждение в политическом и правовом развитии современной России. Не случайно 28 ноября 2014 г. Президентом РФ была утверждена Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (далее - Стратегия) [8]. По своей природе этот документ имеет как нормативно-правовое, так и доктринально-политическое значение. Его особенностью является то обстоятельство,

что он разработан в целях конкретизации и выработки действенных механизмов реализации ранее принятых нормативных правовых актов - Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - ФЗ о противодействии экстремистской деятельности) [5], а также Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" [7].

Экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур является в современных условиях одним из главных источников

угроз национальной безопасности РФ (с развитием информационных и коммуникационных технологий - резко возрос экстремизм и в молодежной среде) [11]. Об этом свидетельствует в том числе криминогенная ситуация в этой сфере. Так, по данным МВД в январе - декабре 2014 года зарегистрировано 1127 преступлений террористического характера, что означает существенный рост (+70,5%)по сравнению с 2013 г., из них - 1024 преступления экстремистской направленности (+14,3%) [31]. Наиболее громким событием в этом ряду стало убийство Б.Е Немцова, известного оппозиционного политика.

Очевидно, что борьба с этим опасным явлением предполагает, прежде всего, необходимость четкого нормативно-правового определения самого понятия экстремизма, уяснение источников его распространения в современной России, равно как и оценка состояния законодательного обеспечения средств и способов его искоренения, анализ основных принципов и направлений противодействия экстремистской деятельности.

Понятие, причины возникновения экстремизма

Термин "экстремизм" происходит от лат. ехйетш (франц. extremisme) - «крайний», приверженность в идеях и политике к крайним взглядам и действиям [29]. Согласно словарю С.И. Ожегова, "экстремизм (полит.) - приверженность к крайним взглядам, к использованию крайних мер (включая теракты и взятие заложников) для достижения своих целей" [28].

В научной литературе имеются различные подходы к определению понятия и сущности экстремизма, вплоть до попыток выявить некие «позитивные» его аспекты. Так, некоторые авторы рассматривают экстремизм не только как определенную совокупность крайних форм политической борьбы [15], но и своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех или иных сферах общественной жизни [13].

При всех различиях в подходах очевидно, что есть обязательные, не вызывающие ни у кого сомнений признаки экстремизма как противоправного общественно опасного явления, которое носит ярко выраженный асоциальный характер, может охватывать самые различные сферы общественной жизни, имеет целью подрыв государственных и общественных устоев посредством применения крайних, насильственных методов, а с точки зрения внешнего восприятия (как дополнительных элементов объективной стороны данного деяния) характеризуется непринятием иных суждений, безапелляционностью и категоричностью, а равноси-ловым навязыванием собственных догм и воззрений обществу и государству [14].

Особая сложность заключается в законодательном закреплении данного понятия и его нормативного содержания, что имеет существенное значение для правоприменителя - как с точки зрения

квалификации соответствующих действий и привлечения к той или иной форме ответственности, так и выбора законных, наиболее эффективных мер превентивного противодействия. На сегодняшний день, однако, к сожалению, отсутствует единый, четко определенный подход; имеется несколько легальных, законодательно закрепленных трактовок экстремизма и его нормативных характеристик.

В российском законодательстве официальная трактовка понятия "экстремизм" закреплена в п. 1 ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Согласно этому Закону нормативное содержание экстремизма включает прежде всего такие характеристики, как преступные цели, установки и действия, основными проявлениями которых являются:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии и др. [5]

Но является ли перечень, установленный законодателем, исчерпывающим? Можно ли считать определенными с точки зрения нормативного содержания эти положения? Вряд ли. Не случайно, как отмечается некоторыми учеными, существенный недостаток ст.1 указанного Федерального закона заключается, в частности, в том, что законодатель четко не отграничил экстремистскую деятельность от близких к ней, схожих с ней проявлений общественно-политической активности [24]. Стоит отметить, что в нормативно-правовых актах ряда стран можно обнаружить определенную специфику в правовом регулировании данного института [22].

При выработке нормативной дефиниции экстремизма важно учитывать получившие закрепление на международно-правовом уровне требования и характеристики, относящиеся к экстремизму. Так, "Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом" от 15 июня 2001 г. (ратифицирована Федеральным законом от 10 января 2003 г. № З-ФЗ) определяет экстремизм как деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность [10]. Но данная Конвенция, как справедливо указывается в Определении Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ) от 2 июля 2013 г. № 1053-О [1], не только не препятствует государствам-участникам предусматривать в своем законодательстве положения, предполагающие более широкую интерпретацию экстремизма, но и обязывает их принимать такие меры, которые могут оказаться необходимыми, в том числе в соответствующих случаях в области национального

законодательства, для обеспечения того, чтобы терроризм, сепаратизм и экстремизм ни при каких обстоятельствах не подлежали оправданию по соображениям исключительно политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера и влекли наказание сообразно степени их тяжести (пункт 2 статьи 1; статья 3).

На необходимость установления национальных законодательных мер для целей борьбы с экстремизмом обращается внимание также в Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1344 (2003) "Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе", подчеркивающей, что независимо от своей природы экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультранационализма (пункт 3).

Важное значение для анализа, уяснения и уточнения нормативного содержания категории экстремизма имеют правовые позиции КС РФ. Так, в Определении от 17 февраля 2015 г. № 347-О [2] прямо указывается, что отнесение положением п. 1 ст. 1 ФЗ О противодействии экстремистской деятельности к экстремистской деятельности (экстремизму), основано на положениях Конституции РФ, которая, гарантируя свободу мысли и слова, также запрещает пропаганду, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, что соответствует и международно-правовым стандартам; такое регулирование само по себе конституционные права и свободы не нарушает (определения от 18 декабря 2007 года № 940-О-О, от 19 июня 2012 года № 1271-О и от 18 октября 2012 года № 1995-О).

В Определении от 2 июля 2013 года № 1053-О КС РФ указал, что, применяя положения п. 1 и 3 ст. 1 данного Федерального закона суды обязаны исходить из того, что обязательным признаком указанной разновидности экстремизма (экстремистских материалов) является явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, наличие которого должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и

т.п.); ограничение посредством антиэкстремистского законодательства свободы совести и вероисповедания, свободы слова и права на распространение информации не должно иметь места в отношении какой-либо деятельности или информации на том лишь основании, что они не укладываются в общепринятые представления, не согласуются с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступают в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями, иное означало бы отступление от конституционного требования необходимости, соразмерности и справедливости ограничений прав и свобод человека и гражданина, которое, по смыслу правовой позиции, высказанной КС РФ в ряде решений, сохраняющих свою силу, обращено, как это вытекает из статей 18, 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ, не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам (Постановление от 14 февраля 2013 года № 4-П; определения от 2 апреля 2009 года № 484-О-П, от 5 марта 2013 года № 323-О и др.).

При этом в заключении института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ по одному из рассмотренных КС РФ дел справедливо указывалось, что особое место занимает пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. Под данной категорией следует понимать распространение соответствующих указанным критериям идей или взглядов. Являясь методом воздействия на сознание человека, способствующим формированию собственных взглядов человека сообразно распространяемым идеям, пропаганда исключительности, превосходства или неполноценности по тем или иным признакам ведет к социальному расслоению, изменению отношения людей друг к другу, возникновению неравенства. В свою очередь, неравенство по признакам социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии недопустимо с позиции конституционных основ нашего государства. Формирование идей неравенства приводит к попытке подчинить одну группу граждан другой, вызывает конфликты, создает угрозу безопасности как отдельных граждан, так и всего государства [25].

Анализ уголовного законодательства (в том числе ст. 282.1. Примечания, ч.2 УК РФ) позволяет определить понятие экстремистской направленности как преступления, под которым понимаются деяния, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями уголовного кодекса [4].

Возникновение экстремизма в России исследователи связывают со многими причинами как внутреннего, так и внешнего характера, включая смену политического и экономического строя [17; 18; 19]. Так, спад экономики, снижение производства привели к сокращению рабочих мест, что породило многонациональную армию безработных, лишенных нормальных условий для жизни, этим и воспользовались в своих целях экстремистские группы [13].

Анализ развития экстремистских проявлений позволяет сделать вывод о том, что одним из основных факторов, способствующих их распространению, являются социальные противоречия и конфликты в обществе, прежде всего в этнической и конфессиональной сфере [20].

Также причиной распространения экстремизма является процесс активизации радикального ислама [27]. В настоящее время в РФ в списке организаций, признанных российскими судами экстремистскими, 41 организация. Из них 12 организаций - религиозные, остальные - различного рода общественно-политические и националистические группы [30].

В свою очередь нерешенность исторических конфликтов, связанных с попытками пересмотра некоторыми малыми народами существующих административных границ, взаимные территориальные притязания, а также рост социального расслоения в обществе, также являются причинами возникновения экстремизма [15].Нельзя не согласиться и с тем, что причинами роста экстремизм является неконтролируемый процесс миграции [27] и несовершенство законодательной базы [16].

Правовая основа, основные принципы и направления противодействия экстремистской деятельности

При анализе правовой основы противодействия экстремистской деятельности важно, прежде всего, назвать Конституцию РФ, закрепляющую основы конституционного строя (гл. 1) и предусматривающую равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, право на свободу передвижения, свободу определения национальной принадлежности и пользование родным языком, свободу совести и вероисповедания, активное и пассивное избирательные права. Одновременно именно в Конституции закрепляется, на основе принципа разделения властей, система органов государственной власти, призванная обеспечивать правопорядок в обществе, имея в виду в том числе борьбу с экстремизмом.

Основным нормативным актом по противодействию экстремизму, который имеет кодификационное значение, является ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [5].

В развитие этого закона была принята Стратегия, которая является основополагающим документом политико-доктринального и норматив-

но-правового характера как программа деятельности для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Данный документ определяет цель и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед РФ вызовов и угроз и направлен на объединение усилий указанных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в целях пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов РФ, формирования в обществе обстановки нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей. При анализе правовой основы противодействия экстремистской деятельности важно учитывать, также международные акты. Поскольку Стратегия указывает на характер и механизм координации действий борьбы с экстремизмом, сформулированы следующие основные задачи государственной политики в сфере противодействия экстремизму: а) создание единой государственной системы мониторинга в сфере противодействия экстремизму; б) совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму; в) консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций в целях противодействия проявлениям экстремизма [8].

Что же касается конкретных правовых инструментов борьбы с экстремизмом, следует назвать прежде всего Уголовный кодекс РФ, а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» эта деятельность должна основываться на следующих принципах:

признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организации; законность; гласность; приоритет обеспечения безопасности РФ и др. [5].

В настоящее время наряду с получившими законодательное закрепление принципами в научной литературе выделяют и другие, такие как: комплексность, что подразумевает объединение усилий основных субъектов деятельности в противодействии проявлениям экстремизма; оптимальность - достижение при наименьших материальных, финансовых, ресурсных затратах наибольших результатов в деятельности по противодействию экстремизму; ряд авторов выделяет также принцип оперативности т.е. осуществление предупредительных мер, адекватных криминологической ситуации [16].

Одним из главных направлений борьбы с экстремизмом в современных условиях является принятие профилактических мер, некоторые авторы полагают, что отсутствие в настоящее время необходимой профилактики в сфере экстремистской деятельности является одной из основных причин безудержного роста экстремизма и национализма в РФ [21].

Организационные основы противодействия экстремистской деятельности, этапы реализации Стратегии

В настоящее время работу по борьбе с экстремистской деятельностью, а также организационную основу противодействия данной категории возглавляет Президент Российской Федерации, в свою очередь согласно российскому законодательству:

определяет основные направления государственной политики в области противодействия экстремистской деятельности; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по противодействию экстремистской деятельности.

Важная роль принадлежит также Правительству Российской Федерации, которое определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области противодействия экстремистской деятельности, в том числе обеспечивает данные органы необходимыми средствами и ресурсами, организует разработку и осуществление мер по предупреждению экстремистской деятельности.

Субъектами противодействия экстремизму являются также федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, которые участвуют в противодейст-

вии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

Также стоит отметить возможность формирования Президентом РФ органов в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и иных лиц.

В 2011 году была образована Межведомственная комиссию по противодействию экстремизму в Российской Федерации, представляющая собой межведомственный орган, образованный в целях обеспечения реализации государственной политики в области противодействия экстремизму в РФ, а также определён состав указанной Межведомственной комиссии и состав ее президиума [4].

Только на основе согласованной деятельности всех этих органов возможна реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Стратегией. Выступая на расширенном заседании Совета Безопасности РФ 20 ноября 2014 года, Президент РФ В.В.Путин отметил, что «мы должны последовательно, глубоко и настойчиво заниматься профилактикой экстремизма, искоренять даже предпосылки для его проявления, своевременно выявлять причины, способные спровоцировать конфликты на национальной, социальной или религиозной почве [26].

В самой Стратегии намечены три этапа ее реализации, включающие в том числе разработку плана Стратегии, определение направлений дальнейшего развития законодательства, выполнение необходимых мероприятии и обеспечение участия институтов гражданского общества в деятельности, направленной на противодействие экстремизму [8].

Таким образом, реализация Стратегии является важной государственной задачей по обеспечению конституционной безопасности личности, общества, государства.

Литература

1. Определение Конституционного Суда РФ от 02 июля 2013 г. № 1053-О//ВКС. 2014. №2.

2. Определение Конституционного Суда РФ от 17 февр. 2015 г. № 245-О // Архив КС РФ. 2015.

3. Кодекс об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 1.

4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996.№ 25, ст. 2954.

5. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3031.

6. О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 26 июля 2011 г. № 988 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011.№ 31,ст. 4705.

7. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента Рос. Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/16/130.html (дата обращения: 15.05.2015).

9. О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 // Бюллетень Верховного Суда РФ. Август.2011. № 8.

10. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Бедарев К.В. Об администрировании профилактики молодежного экстремизма // Административное право и процесс. 2013. № 9. С. 71-73.

12. Васильев Э.А., Демковец О.В., Тесиц Д.А. Характеристика каналов и источников финансирования террористических и экстремистских организаций, действующих в Российской Федерации // Особенности противодействия терроризму не современном этапе развития общества: сб. материалов круглого стола. М.: ВНИИ МВД России, 2007. С. 34-38.

13. Воронов И.В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д, 2000. С. 14.

14. ГолубыхН.В., ЛеготинМ.П. О сущности понятия "экстремизм" // Адвокат. 2013. № 6.

15. Екимов С.О. Административная деятельность органов внутренних дел / под ред. В.П. Сальникова. М., 2005. С. 474.

16. Синякин И.И. Терроризм с использованием оружия массового уничтожения: международно-правовые вопросы противодействия: монография. М.: Норма, 2012. 192 с.

17. Кудряшова О.А.Ограничение свободы распространения информации в целях противодействия экстремистской деятельности: конституционно-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2013. 143 с.

18. Бурковская В.А. Криминально-религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. 165 с.

19. Хлебушкин А.Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенали-зации: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. 138 с.

20. Лапин А.А., Сараев Н.В. Региональные особенности противодействия угрозам экстремистских проявлений, связанным с возникновением межэтнических конфликтов // Российский следователь. 2013. № 2. С. 37-41.

21. Мусаелян М.Ф. Профилактика экстремизма - важнейшее направление противодействия экстремизму в Российской Федерации // Адвокат. 2009. № 7.

22. Никитин А.Г. Вопросы противодействия экстремизму в законодательстве стран СНГ // Журнал российского права. 2013. № 12. С. 94-99.

23. Пролетенкова С.Е. Теоретические аспекты построения системы противодействия экстремизму в Российской Федерации // История государства и права. 2013. № 8. С. 54-56.

24. Сигарев А.В. Конституционно-правовые аспекты противодействия экстремизму // Российская юстиция. 2011. № 3. С. 62-65.

25. Заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 01-17/10 // Архив КС РФ. 2013.

26. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Совета Безопасности РФ 20 ноября 2014 года. URL: http://www.kremlin.ru/news/47045

27. Причины распространения экстремизма в России. URL: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=21&art=3772 (дата обращения: 15.05.2015).

28. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: ОНИКС, 2009.

29. Политическая энциклопедия / под ред. Г.Ю. Семигина. М.: Мысль, 2000. Т. 2 (Н - Я).

30. Список организаций, признанных российскими судами экстремистскими. URL: http://www.sova-center.ru/racism xenophobia/docs/2007/11/d11927 (дата обращения: 15.05.2015).

31. https://mvd.ru/reports/item/2994866/ (дата обращения: 15.05.2015).

References

1. Opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 02 iyulya 2013 g. № 1053-0 // VKS. 2014. №2.

2. Opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 17 fevr. 2015 g. № 245-0 // Arkhiv KS RF. 2015.

3. Kodeks ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30 dek. 2001 g. № 195-FZ // Sobr. zakonoda-tel'stva Ros. Federatsii. 2002. № 1 (ch. 1), st. 1.

4. Ugolovnyi kodeks RF ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 1996.№ 25, st. 2954.

5. O protivodeistvii ekstremistskoi deyatel'nosti: feder. zakon Ros. Federatsii ot 25 iyulya 2002 g. № 114-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2002. № 30, st. 3031.

6. O Mezhvedomstvennoi komissii po protivodeistviyu ekstremizmu v Rossiiskoi Federatsii: ukaz Prezi-denta Ros. Federatsii ot 26 iyulya 2011 g. № 988 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2011.№ 31, st. 4705.

7. O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda: ukaz Prezidenta Ros. Fede-ratsii ot 12 maya 2009 g. № 537. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

8. Strategiya protivodeistviya ekstremizmu v Rossiiskoi Federatsii do 2025 goda. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/16/130.html (data obrashcheniya: 15.05.2015).

9. O sudebnoi praktike po ugolovnym delam o prestupleniyakh ekstremistskoi napravlennosti: postanov-lenie Plenuma Verkhovnogo Suda RF ot 28 iyunya 2011 g. № 11 // Byulleten' Verkhovnogo Suda RF. Av-gust.2011. № 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Shankhaiskaya konventsiya o bor'be s terrorizmom, separatizmom i ekstremizmom ot 15 iyunya 2001 g. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

11. Bedarev K.V. Ob administrirovanii profilaktiki molodezhnogo ekstremizma // Administrativnoe pravo i protsess. 2013. № 9. S. 71-73.

12. Vasil'ev E.A., Demkovets O.V., Tesits D.A. Kharakteristika kanalov i istochnikov finansirovaniya ter-roristicheskikh i ekstremistskikh organizatsii, deistvuyushchikh v Rossiiskoi Federatsii // Osobennosti protivo-deistviya terrorizmu ne sovremennom etape razvitiya obshchestva: sb. materialov kruglogo stola. M.: VNII MVD Rossii, 2007. S. 34-38.

13. Voronov I.V. Osnovy politiko-pravovogo ogranicheniya sotsial'no-politicheskogo ekstremizma kak ugrozy natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. Rostov n/D, 2000. S. 14.

14. Golubykh N.V., Legotin M.P. O sushchnosti ponyatiya "ekstremizm" // Advokat. 2013. № 6.

15. Ekimov S.O. Administrativnaya deyatel'nost' organov vnutrennikh del / pod red. V.P. Sal'nikova. M., 2005. S. 474.

16. Sinyakin I.I. Terrorizm s ispol'zovaniem oruzhiya massovogo unichtozheniya: mezhdunarodno-pravovye voprosy protivodeistviya: monografiya. M.: Norma, 2012. 192 s.

17. Kudryashova O.A. Ogranichenie svobody rasprostraneniya informatsii v tselyakh protivodeistviya ekstremistskoi deyatel'nosti: konstitutsionno-pravovoi aspekt: dis. ... kand. yurid. nauk. Sankt-Peterburg, 2013. 143 s.

18. Burkovskaya V.A. Kriminal'no-religioznyi ekstremizm: ugolovno-pravovye i kriminologicheskie osnovy protivodeistviya: dis. ... d-ra yurid.nauk. M., 2006. 165 s.

19. Khlebushkin A.G. Prestupnyi ekstremizm: ponyatie, vidy, problemy kriminalizatsii i penalizatsii: dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2007. 138 s.

20. Lapin A.A., Saraev N.V. Regional'nye osobennosti protivodeistviya ugrozam ekstremistskikh proyav-lenii, svyazannym s vozniknoveniem mezhetnicheskikh konfliktov // Rossiiskii sledovatel'. 2013. № 2. S. 37-41.

21. Musaelyan M.F. Profilaktika ekstremizma - vazhneishee napravlenie protivodeistviya ekstremizmu v Rossiiskoi Federatsii // Advokat. 2009. № 7.

22. Nikitin A.G. Voprosy protivodeistviya ekstremizmu v zakonodatel'stve stran SNG // Zhurnal ros-siiskogo prava. 2013. № 12. S. 94-99.

23. Proletenkova S.E. Teoreticheskie aspekty postroeniya sistemy protivodeistviya ekstremizmu v Rossiiskoi Federatsii // Istoriya gosudarstva i prava. 2013. № 8. S. 54-56.

24. Sigarev A.V. Konstitutsionno-pravovye aspekty protivodeistviya ekstremizmu // Rossiiskaya yustit-siya. 2011. № 3. S. 62-65.

25. Zaklyuchenie Instituta zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii ot 30 aprelya 2013 g. № 01-17/10 // Arkhiv KS RF. 2013.

26. Putin V.V. Vystuplenie na rasshirennom zasedanii Soveta Bezopasnosti RF 20 noyabrya 2014 goda. URL: http://www.kremlin.ru/news/47045

27. Prichiny rasprostraneniya ekstremizma v Rossii. URL: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=21&art=3772 (data obrashcheniya: 15.05.2015).

28. Ozhegov S.I. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka. M.: ONIKS, 2009.

29. Politicheskaya entsiklopediya / pod red. G.Yu. Semigina. M.: Mysl', 2000. T. 2 (N - Ya).

30. Spisok organizatsii, priznannykh rossiiskimi sudami ekstremistskimi. URL: http://www.sova-center.ru/racism xenophobia/docs/2007/11/d11927 (data obrashcheniya: 15.05.2015).

31. https://mvd.ru/reports/item/2994866/ (data obrashcheniya: 15.05.2015).

Поступила в редакцию 26 мая 2015 г.

Received 26 May, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.