Научная статья на тему 'Экстремизм как актуальная проблема современности: социально-педагогическая сущность'

Экстремизм как актуальная проблема современности: социально-педагогическая сущность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
284
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / патриотизм / экстремизм / проблема / преступные объединения / Интернет / подросток / идея / движение / youth / patriotism / extremism / problem / criminal associations / Internet / teenager / idea / movement

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ольга Марковна Дорошенко

Рассматриваются проблемы экстремизма в молодежной среде. Представлен некоторый сравнительный анализ между молодежным и возрастным экстремизмом. Предложены к ознакомлению выдержки из федеральных законодательных актов по рассматриваемой тематике. Вынесены на рассмотрение причины социальной и материальной незащищенности молодежи, отражена социально-педагогическая озабоченность общества по рассматриваемому вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extremism as an actual problem of modernity: socio-pedagogical essence

In this article we are talking about the issues of extremism in the youth environment. Some comparative analysis between youth age extremism is offered. Suggested reading excerpts from the Federal legislation on the subject. The reasons of social and material insecurity of youth are considered, the social and pedagogical concern of society on the considered question is reflected.

Текст научной работы на тему «Экстремизм как актуальная проблема современности: социально-педагогическая сущность»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10112 © О.М. Дорошенко, 2019

Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

ЭКСТРЕМИЗМ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

Ольга Марковна Дорошенко,

доцент кафедры педагогики УНК ПСД, кандидат юридических наук, профессор РАЕ Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются проблемы экстремизма в молодежной среде. Представлен некоторый сравнительный анализ между молодежным и возрастным экстремизмом. Предложены к ознакомлению выдержки из федеральных законодательных актов по рассматриваемой тематике. Вынесены на рассмотрение причины социальной и материальной незащищенности молодежи, отражена социально-педагогическая озабоченность общества по рассматриваемому вопросу.

Ключевые слова: молодежь, патриотизм, экстремизм, проблема, преступные объединения, Интернет, подросток, идея, движение.

EXTREMISM AS AN ACTUAL PROBLEM OF MODERNITY: SOCIO-PEDAGOGICAL ESSENCE

Olga M. Doroshenko,

associate Professor of the Department of pedagogy UNK PSD, Candidate of Law, Professor RAE

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. In this article we are talking about the issues of extremism in the youth environment. Some comparative analysis between youth age extremism is offered. Suggested reading excerpts from the Federal legislation on the subject. The reasons of social and material insecurity of youth are considered, the social and pedagogical concern of society on the considered question is reflected. Keywords: youth, patriotism, extremism, problem, criminal associations, Internet, teenager, idea, movement.

Сйайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Дорошенко О.М. Экстремизм как актуальная проблема современности: социально-педагогическая сущность. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):322-5.

Крупной солью посыпали ранку.

Мозг взорвала дикая весть: «7.50. Взорвали «Лубянку».»

И погибшие, к ужасу, есть.

Час прошел. Бог, такое возможно?

«Парк культуры» и месиво тел.

Кто же нас убивает безбожно?

Кто устроил такой беспредел?

(Л. Дубинская)

Проблема молодежного экстремизма в России в последние несколько десятилетий приобретает особую остроту. Молодые люди чаще всего совершают преступления агрессивного характера, что является благодатной почвой для взращивания идей экстре-

мизма. Формированию этого явления способствуют социально-возрастные, психологические и культурные особенности молодежи.

Молодежный экстремизм отличается от возрастного недостаточной организованностью, спонтанностью и стихийностью. Его проблема связана с вопросами социализации молодежи в условиях ухудшения социальной и культурной жизни российского общества.

Экстремизм в разных конфигурациях своих выражений становятся одной из наиболее серьезных современных проблем человечества. Экстремизм считается даже большим злом, нежели терроризм, так как способен поставить под угрозу существование любого, даже самого стабильного и благополучного общества.

Российское законодательство регулирует борьбу с экстремизмом следующими правовыми документами: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, КоАП, такие федеральные законы, как «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму» [6, с. 39—48].

Конституция РФ ст. 13 запрещает организацию и существование общественных объединений экстремистской направленности. В правовых нормах дается понятие экстремизма как противоправной агрессивной деятельности, несущей в себе угрозу жизни, здоровью, имуществу и благополучию людей в целом. Деятельность экстремистов направлена на подрыв политических, правовых, социальных, культурных, моральных устоев общества, а также конституционного строя страны.

КоАП РФ содержит следующие нормы, регулирующие противоправные действия экстремистской направленности:

• нарушение норм права о свободах совести, вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ);

• пропаганда и демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ);

• производство, а также распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ). Эти действия влекут наказание от административных штрафов до задержания и ареста.

При квалификации преступных экстремистских деяний в соответствии с УК РФ подобные обстоятельства будут классифицироваться как отягчающие и сурово наказываться в соответствии с действующим законодательством вплоть до пожизненного лишения свободы.

Молодежь является более уязвимым звеном в обществе и особо подвержена отрицательному воздействию экстремистских групп. Она представляет большую социальную группу со своими особенными остросоциальными и психологическими чертами. Их наличие объясняется особенностями возраста молодых людей, их общественным и социально — экономическим положением, духовным миром, находящихся в стадии формирования.

В настоящее время присутствуют причины социальной и материальной незащищенности молодежи в силу ее психологической незрелости, юно-

шеского максимализма, отсутствия приоритетов по жизни. Это только некоторые факторы, подталкивающие молодых на осуществление экстремистской деятельности.

Представители экстремистских группировок с легкостью вербуют молодых людей, обещая быстрое решение материальных и социальных проблем. Печально, что молодежь не задумывается о последствиях участия в преступных объединениях. Ребята не только не решат там своих проблем, а усугубят их, лишая себя будущего.

В последнее время вербовщики используют Интернет, как быстрый способ воздействия на молодежь. Легкость в доступе к аудитории, недостаточный контроль со стороны государственных органов, быстрое распространение, простота в использовании — причины популярности Интернета у преступников.

С помощью разнообразных сервисов сотовой связи возможно и доступно скачивание экстремистской литературы на мобильный телефон, электронную почту, смс-рассылки. Помимо электронных девайсов, экстремисты задействуют обычные социальные каналы взаимодействия.

В отличие от групп подросткового возраста, учиняющих хулиганские действия с целью поразвлечься, экстремистские группы основываются на определенных установках. Так, особо популярна идея «чистого национального» государства на религиозной основе. Поведение молодых людей направлено против лиц другой ориентации или религии, добавляется ненависть к власти, которую обвиняют во всех российских бедах. Это способствует более широкому распространению экстремистских идей.

Основные особенности молодежного экстремизма [6, с. 39—48]:

1. Формируется преимущественно в неэффективной среде, где молодые люди подвержены настроениям неопределенности, отсутствием установившихся взглядов на происходящее.

2. Проявляется в группах и сообществах, где игнорируются права личности, отсутствует самоуважение.

3. Недостаточно высокий уровень культуры молодых людей.

4. Экстремизм присущ обществам и группам, принявших идеологию насилия, безнравственности.

5. Молодежь живет в глобализирующемся информационном сообществе, обществе риска. Чтобы государственным органам успешно осуществлять адекватное воздействие, преодолевать девиации в молодежной среде, необходимо изучение социальных и коммуникативных условий ее жизнедеятельности.

6. Классический молодежный экстремизм начала 2000-х претерпевает существенные изменения. Научно-технический прогресс, появление соц. сетей упростили доступ к информационным ресурсам, изменив облик молодежи. Ранее деятельность экстремистских движений локализовывалась в области города, района, улицы. В настоящее время экстремистская деятельность локализуется в масштабах страны и русскоязычного сегмента Интернета. Экстремисты получили возможность проводить дискуссии, отстаивать позиции и убеждения в Интернет-пространстве [6, с. 39—48].

Чтобы снизить рост экстремизма среди молодежи, необходимо организовать альтернативный досуг подростков, преодолеть кризис школьного и семейного воспитания, вплотную заняться культурным и идеологическим просвещением молодежи через учебные заведения, средства массовой информации, государственные органы. Причины возникновения:

• усиление социальной напряженности в молодежной среде;

• социокультурный дефицит и криминализация массовой культуры;

• усиливающееся влияние исламского учения (пропаганда среди молодых мусульман идей экстремизма; организация выезда молодых людей на обучение в теологические школы за рубеж, где проводится их энергичная вербовка; рост сепаратистских и националистических настроений у молодых людей);

• использование в разрушительных целях такого социально-психологического фактора, как агрессия. Свойственна молодой психике и активно используется экстремистами для осуществления акций экстремистской направленности и зомбирования [10].

Российское законодательство в сфере противодействия терроризму и экстремизму в общей сложности обладает достаточным арсеналом правовых

норм, позволяющих вести эффективную борьбу с такими явлениями.

Главная цель — изменить психологию людей, добиться отторжения у них мысли о возможности ведения экстремистской деятельности.

Развивать в молодых людях такие понятия, как веротерпимость к праву человека на исповедание любой религии. В последнее время в России четко обозначились национал-экстремистская, крайне левая и крайне правая, этноконфессиональная и сепаратистская основы политического экстремизма.

На территории России действует ряд радикальных общественных объединений. Их можно подразделить на следующие категории:

• националисты (ксенофобы, неофашисты, неонацисты);

• радикалы: «оранжевые», радикальные коммунисты, анархисты;

• религиозные экстремистские объединения — ваххабиты, сатанисты и т.д.;

• экологические и культуроохранные «зеленые» — экстремистская деятельность осуществляется во имя защиты природы и окружающей среды, памятников культуры, борьбы с глобализацией;

• мимикранты — под прикрытием экстремистской деятельности осуществляют криминальные преступления.

Методами борьбы экстремистов являются демарши направленного действия, которые могут быть как демонстрационного, так и силового характера.

К первым относят — пикеты, использование информационных растяжек, митинги и т.п. с лозунгами экстремистской направленности (ст. 280 УК РФ), а также пропагандирующие ненависть либо враждебность (ст. 282 УК РФ). К силовым акциям прямого действия относят блокировку дорог и путей, завладение объектами, налеты на граждан. Особенностью молодежных экстремистских формирований в России является их политизированность со стороны лидеров. Для ультраправых в России присуще создание военизированных банд-формирований.

Из известных оппозиционных групп в России можно упомянуть «Гражданскую оборону» Е. Ле-това — считалась самой политизированной рок-группой; беспорядки среди студентов в конце 90-х, спровоцированные анархистами и профсоюзным

органом «Студенческая защита»; Национал-большевистскую партию Эдуарда Лимонова; движения скинхедов, особенно агрессивно проявляющиеся в случаях объединения с футбольными фанатами, криминальными группировками.

Наибольшей угрозой для внутренней безопасности страны сегодня являются представители протрадиционного течения ислама — ваххабизм. К числу политических экстремистских организаций, ставящих целью изменение конституционного строя в России, можно отнести партию «Русское национальное единство». Действия РНЕ непосредственно направлены на разжигание национальной розни [9].

Исследование проблемы демонстрирует, что экстремизм в России помолодел, преступления осуществляют лица от 15 до 25 лет. Характер преступлений чаще всего агрессивный. Согласно сведениям совершенные преступления, такие, как убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, терроризм, разбой совершаются гражданами до 25 лет.

К сожалению, молодежный экстремизм прогрессирует с более высокой скоростью, чем взрослая преступность. Изучение и поиск путей решения проблемы молодежного экстремизма приобрело в настоящее время особенно значимый и неотложный характер.

Литература

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // [Электронный ресурс] — Режим доступа. http:www.consultant.ru (дата обращения 04.02.2019).

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// [Электронный ресурс] — Режим доступа. http:www.consultant.ru (дата обращения 04.02.2019).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018, с изм. от 18.01.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019) // [Электронный ресурс] — Режим доступа. http:www.consultant.ru (дата обращения 04.02.2019).

4. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] — Режим доступа. http:www.consultant.ru (дата обращения 04.02.2019).

5. Бааль Н.Б. Девиантное поведение в механизме формирования криминального экстремизма в молодежной среде. ВНИИ МВД. 2005.

6. Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Внешкольник. 2013. № 6.

7. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников. Учебно-методическое пособие. Белгород. 2013.

8. Сергеев С.А. Контркультурная политическая оппозиция в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 3.

9. Черникова Т.В. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском возрасте // Воспитательная работа в школе. 2011. № 5.

10. Быть достойным: программа гражданского и патриотического воспитания // Воспитание школьников. 2003. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.