Научная статья на тему 'Экстремизм и толерантность'

Экстремизм и толерантность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1430
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КСЕНОФОБИЯ / ТЕРРОРИЗМ / ДЕМОКРАТИЯ / ДУХОВЕНСТВО / КОНФЛИКТ / EXTREMISM / TOLERANCE / XENOPHOBIA / TERRORISM / DEMOCRACY / CLERGY / CONFLICT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гасанов Магомед Магомедович

Статья посвящена одной из наиболее острых проблем современной общественной политической жизни Российской Федерации, распространению идей экстремизма и ксенофобии, формированию толерантного сознания в полиэтнической и поликонфессиональной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTREMISM AND TOLERANCE

The article deals with one of the pressing problems of contemporary social and political life in Russian Federation spreading of extremism and xenophobia, mouldering tolerant consciousness in multiethnic and multyconfessional environment.

Текст научной работы на тему «Экстремизм и толерантность»

ОБЩЕСТВЕННО-СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 316

ЭКСТРЕМИЗМ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Гасанов Магомед Магомедович, профессор, доктор исторических наук

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия mgasanov@list. ru

Статья посвящена одной из наиболее острых проблем современной общественной политической жизни Российской Федерации, распространению идей экстремизма и ксенофобии, формированию толерантного сознания в полиэтнической и поликонфессиональной среде.

Ключевые слова: экстремизм; толерантность; ксенофобия; терроризм; демократия; духовенство; конфликт.

EXTREMISM AND TOLERANCE

Gasanov Magomed, Professor, Doctor of History Daghestan State University, Makhachkala, Russia mgasanov@list. ru

The article deals with one of the pressing problems of contemporary social and political life in Russian Federation - spreading of extremism and xenophobia, mouldering tolerant consciousness in multiethnic and multyconfessional environment.

Keywords: extremism, tolerance, xenophobia, terrorism, terrorism, democracy, clergy, conflict.

Вот уже более полувека мир не знает мировых войн. Казалось бы, новое тысячелетие обещало триумф культуры и толерантности. Но от «прекрасной иллюзии» не осталось и следа: именно сегодня необыкновенно ярко высветилась аналогия терроризма с человеконенавистническими идеями фашизма. Совсем недавно мы отметили трагическую годовщину нападения международных террористов на Дагестан в августе 1999 года. Это событие, так же как и непрекращающиеся террористические акты в отношении работников правоохранительных органов, духовенства и мирных жителей, остро высветило проблему предела толерантности. Как известно основными компонентами толерантности являются активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости. Толерантность не есть всепрощение, это нетерпимость к явлениям, в которых заложен разрушительный потенциал: преступности, терроризму, ксенофобии, расизму38. Особую опасность представляет политический и религиозный экстремизм, который на Северном Кавказе направлен на отторжение республик этого региона от

38 Послание Президента Республики Дагестан Народному Собранию РД. 29 июня 2010г. Махачкала, 2010, с.6. - 226 -

России, в первую очередь через распространение идеологии фундаментализма и экстремизма.

Последние десятилетия наглядно показали, как это делается. За период с 2000 года участниками незаконных вооруженных формирований совершено 99 террористических актов, 743 посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, в результате которых погибли 420 и ранены 696 сотрудников различных силовых ведомств. Убиты 81 и ранены 337 мирных граждан39. Национальный и религиозный фанатизм, простота и эффективность прямых форм насилия порождают самые ужасные формы экстремизма и фанатизма. В течение всего ХХ века эти формы развивались как бы в тени мировой схватки «двух систем», выполняя подсобные функции по обслуживанию их интересов. Теперь же экстремистские тенденции приобрели относительную свободу и выплеснулись на поверхность в форме самого кровавого и бесчеловечного международного терроризма, который в России прочно осел и пустил глубокие корни и в Дагестане, и сопредельных республиках.

Одновременно в России активно подпитывается и другая сила, дестабилизирующая общество - неонацистская идеология. Движение скинхедов распространилось сегодня в большинстве крупных городов России и вызывает обеспокоенность не только органов правопорядка, но и всей широкой общественности, так как имеет свою социальную опору среди малообразованных граждан и некоторых специально ориентированных средств массовой информации. Заметим, что сегодня широкое распространение неонацистских идей и нетерпимости имеет место в самой Западной Европе и США. Последние выборы во Франции и Нидерландах, эпизоды с сожжением Корана в США продемонстрировали это со всей очевидностью. Все это показывает, что международный экстремизм и ксенофобие имеют гораздо более глубокие корни, и эти явления нельзя сводить просто к религиозному или политическому фанатизму.

Масштабы этих явлений столь огромны, что впору говорить о системном кризисе современной мегацивилизации. Приходишь к мысли о том, что в основе любой формы терроризма и экстремизма лежат отнюдь не бедность населения, ведь мы знали и более тяжелые времена, не только отдельные проявления социальной несправедливости, а неспособность мирового сообщества адекватно и четко реагировать на вызовы времени, когда временно с процессами глобализации идут процессы восточной и западной цивилизации.

Не подрывная ли пропаганда приучила нас видеть в профессиональных террористах, прежде всего, людей бедных и идейных? Это опасное заблуждение. Практика последнего времени со всей очевидностью показывает, что террористы - это весьма зажиточные, натасканные на своем «ремесле» хладнокровные и расчетливые убийцы, которые действуют осознанно, последовательно и целенаправленно. Их жертвами становятся не только сотрудники правоохранительных органов, но и крупные общественные, религиозные деятели, журналисты, обычные люди. За всеми террористическими актами, проведенными в Дагестане, стоят огромные деньги врагов единой России, пытающихся дестабилизировать ее в наиболее важном с геополитической точки зрения регионе.

39 Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ от 5 ноября 2008 г.

Активизация проявлений различных форм экстремизма в немалой степени связана с попытками деструктивных сил ряда иностранных государств ослабить позиции России на мировой арене. Не случайно в своем послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ Д.А. Медведев подчеркнул: «Считаю своим долгом предостеречь тех, кто надеется спровоцировать обострение политической обстановки. Мы не позволим разжигать социальную и межнациональную рознь, обманывать людей и вовлекать их в противоправные действия. Конституционный порядок и впредь будет обеспечиваться всеми законными средствами»40.

Нельзя забывать, что ядром идеологии религиозно-политического экстремизма является требование вооруженной борьбы против существующего конституционного демократического порядка, светского государства, выхода Дагестана из состава Российской Федерации.

Ситуация на Северном Кавказе - это побочный продукт борьбы мировых экономических и политических сил, стремящихся к очередному территориальному переделу мира. Они используют терроризм как средство мировой «игры без правил». Когда ситуация выходит из-под контроля хозяев и терроризм оборачивается против них самих, тогда они его клеймят и делят террористов на «хороших» и «плохих».

Разве не такие стандарты были в ходу на Западе на протяжении всего конфликта в Чечне? К сожалению, только трагедия 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке обозначила если и не конец, то нивелирование этой стратегии, ее изначальную несовместимость с человеческой природой, с самой жизнью. Всему цивилизованному миру стало ясно, что попытки вести переговоры с носителями идеологии и практики международного терроризма, к чему Россию призывал Запад в отношении бандформирований, так же бессмысленны, как в свое время попытки Чемберлена и Сталина договориться с Гитлером о «мирном разделе мира». Однако надо признать, борьба с экстремизмом и терроризмом - это комплексная проблема. Как отмечал Президент РД М.М. Магомедов: «... сохранению террористических угроз способствуют не только внешние, но и, в первую очередь, внутренние факторы - комплекс нерешенных социально-экономических, общественно-политических и духовно-нравственных проблем»41.

Разворачивающиеся на наших глазах события ставят вопрос о границах толерантности. Когда-то давно Фридрих Энгельс с большим напором вел полемику с Евгением Дюрингом по поводу роли насилия в истории, особенно в развитии рыночной экономики. Интересно, как бы выглядела эта полемика в наше время, когда многообразное и самое изощренное насилие стало чуть ли не главной формой существования «мыслящей материи». Люди только и знают, что все глубже погрязают в болоте насилия: военного, экономического, политического, духовного, семейного, бытового, криминального, психологического, информационного. Примеры можно приводить сотнями. Логическим продолжением и высшей стадией такой демонизации насилия и явился международный терроризм.

40 Послание Президента Республики Дагестан Народному Собранию РД. 29 июня 2010г. Махачкала, 2010, с.6.

41 Алиев М.Г. Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму// Материалы Всероссийской научно-политической конференции. Махачкала, 2008. с10.

Интересы национальной и международной безопасности не позволяют уповать на сентиментальность и толерантность, во всяком случае в настоящее время. Сегодня необходима взвешенная, последовательная и справедливая борьба за наведение необходимого порядка. Согласен, что сторонники такой линии имеют немало оснований для скептического отношения к самому принципу толерантности. И в самом деле, возможно ли обойтись одним нравственным внутренним отказом от «злых» средств? Неужели кто-то всерьез полагает, что иначе можно укротить терроризм и экстремизм? Не лучше ли каким-то хитрым образом соединить ветхозаветные заповеди - «не убий» и «не следуй за большинством во зло» -с конкретной и справедливой практикой еще более древней кровной мести?

Когда-то великий Гете признался, что готов не то, чтобы простить, но даже и полюбить врагов, но только после их повешения. Это «золотое правило» возмездия за зло таким же злом прекрасно действует и сегодня, но только что-то зла не становится меньше. Адекватность насилия порождает не его конец, а продолжение или начало еще большего насилия. Казалось бы, причем же тут толерантность и где ее разумные границы? Возможно ли на деле с помощью терпимости победить агрессию и насилие? Наверное, все же нет, но и отказываться от принципа ненасилия и взаимотерпимости означало бы самим вольно или невольно оказаться во власти зла под видом борьбы с ним.

Корни указанного принципа всегда лежали в сфере религиозного сознания. «Если возможно, будьте в мире со всеми людьми», - заповедует Евангелие. «Кто примирит и уладит, милость тому от Аллаха; ибо Аллах любит справедливых», -гласит Коран. И эти принципы были основой жизни, хотя вся история человечества это и история войн и непримиримости.

В этом заколдованном круге человечество обретается уже тысячелетия, да никак не может найти из него выход. И есть ли он на самом деле? Вот почему необходимо вновь и вновь возвращаться к проблеме толерантности и насилия в поисках хотя бы частичного снижения уровня наличного зла, а значит, и усовершенствования социума и личности.

Таким образом, победить политический экстремизм одной грубой силой -значит похоронить демократию и обеспечить его конечную победу. Да необходимое и жесткое применение силы нужно в адекватной пропорции и под пристальным контролем. Иначе говоря, нужно параллельно с применением силы против террористов создавать почву для демократического развития страны и ограничения элементов полицейского государства, для оздоровления экономических, культурных и социальных отношений в обществе.

Незаменимый вклад в это благородное дело могло бы внести и духовенство, и верующие всех исповеданий. Ведь все мировые религии всегда защищали идею жизни, а смерть обожествляли только сатанинские секты.

Террор, какими бы красивыми словами и образами ни обрамлялся, - вещь по своей природе абсолютно аморальная. Когда он оправдывается религиозными соображениями, он аморален вдвойне. В этом плане проблема межконфессионального и внутриконфессионального мира в Дагестане стоит не менее остро из-за пустившей достаточно глубокие корни действующей в подполье идеологии, так называемого ваххабизма, экстремистского течения в исламе, которая идеологически и практически питает терроризм в регионе. Духовное управление мусульман Дагестана с самого начала вело непримиримую борьбу с экстремистскими тече-

ниями в исламе. Одной из жертв этой борьбы стал муфтий С.-М. Абубакаров, заслуживший всеобщее уважение своей ученостью и умением совмещать в себе духовное начало и светскую образованность при выраженной толерантности мышления. К сожалению, духовенство республики оказалось неспособным противодействовать проникновению в мусульманскую умму Дагестана экстремистской идеологии, не смогло эффективно бороться с эмиссарами чуждой дагестанскому духу и исламским традициям идеологии ваххабизма. Зачастую они полностью уповали на светские власти, забывая, что, в конечном счете, идеи могут быть побеждены только идеями.

При этом в течение двух последних десятилетий позиции традиционного ислама в Дагестане укреплялись. Сегодня здесь действуют более 2200 мечетей, 16 исламских вузов. В мусульманских школах обучаются десятки тысяч детей, около 100 тысяч дагестанцев совершили хадж. Что же тогда мешает духовенству выступить единым фронтом против экстремистской идеологии? Почему влияние Духовного управления мусульман Дагестана с каждым годом падает? Думаю, ответы на эти вопросы вполне очевидны. Несмотря на декларируемое духовенством единство, оно фактически разбито по этническому признаку, а в пропаганде исламской морали предпочтение отдается не содержанию, а форме. Кроме того, отмечается напряженность в отношениях между различными суфийскими структурами, их шейхами и мюридами.

Тем не менее, несмотря на отмеченные конфликтогенные факторы и тенденции в традиционном исламе, федеральные и республиканские власти рассматривают его как «толерантный ислам», заслуживающий всемерной поддержки.

К сожалению, в современных средствах массовой информации все меньше места милосердию и любви. Войны, взрывы, криминальные убийства - все эти акты безумства и служения смерти ежедневно ранят сердца и души живых - с экранов телевизоров и кино, с обложек книг и журналов. Людей приучают жить в извращенном мире, где, как в театре абсурда, все перевернуто вверх ногами. Как отмечалось на Всероссийской научно-практической конференции посвященной проблемам противодействия экстремизму в 2008году в Махачкале: «в ряде коммерческих изданий утверждается агрессивная линия, порочная практика подмены темы развенчания идеологии экстремизма, социальной опасности последствий ее распространения критикой ошибок и недостатков в работе органов власти и силовых структур»42. Такую же линию ведут некоторые «правозащитные» организации России и зарубежья.

Для России этот вопрос приобретает чрезвычайное значение, ибо масштабы пропаганды насилия и жестокости в средствах массовой информации все время растут. Враждебность растет то под предлогом справедливого наказания за совершенное зло, то якобы под предлогом предотвращения будущего зла мнимого на самом деле. Оправданий для нетолерантности найти всегда легче.

Надо отметить, что проблемы толерантности сегодня стоят в центре внимания не только политической, но и научной общественности. В стране действовали и действуют целевые программы, в рамках которых проводятся конкретные

42 Такая формулировка представляет собой сжатую версию вопроса исследования социального капитала: Social Survey of the Dutch 1999-2000,1 (SSND1) [6]. - 230 -

мероприятия, результативность которых зависит не от их количества, а от эффективности влияния на общественно-политическую жизнь в стране.

Нужна личная ответственность каждого человека перед своей совестью, перед семьей, Родиной и человечеством, перед «дальними» и «ближними», чтобы во имя жизни выступить против лжи и насилия, сплотиться ради общего дела, разгромить и наказать террористов и при этом не уронить своего человеческого достоинства. Не мстить, а трезво вершить правосудие и устанавливать справедливый миропорядок. Культура мира, демократии и толерантности вовсе не иллюзия, а долговременная программа. Поэтому людям доброй воли нужна решимость, чтобы последовательно и поэтапно претворять ее в жизнь.

УДК 930.85

ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Гурская Нина Валентиновна, преподаватель истории и обществознания гимназии № 35, аспирант Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти, Россия nina.gurs@yandex.ru

В статье представлена оценка положения казачества в современном обществе, на основе объективного анализа ряда исследований. В настоящее время данная проблема всесторонне обсуждается и носит острый дискуссионный характер между общественностью, представителями казачьих войск, учёными различных научных направлений. Также, на этот счёт имеется своё отношение и у власти. Выдвинуто множество точек зрения, суть которых сводиться к дилемме: казаки это явление социальное или национальное, третья позиция предполагает совокупность первых двух взглядов.

Ключевые слова: полиэтничность; военное сословие; национальность; народ; общественное объединение; идентичность.

THE POSITION OF THE COSSACKS IN MODERN SOCIETY

Gurskaya Nina, the Teacher to histories and

о knowledge about society educational institution № 35, graduate student Volga Region State University of Service, Togliatti, Russia nina.gurs@yandex.ru

In article the estimation of position of the Cossacks in a modern society, on the basis of the objective analysis of some researches is presented. Now the given problem is comprehensively discussed and has sharp debatable character between the public, representatives of the Cossack armies, scientists of various scientific directions. Also, it is in this respect referred and in power. The set of the points of view which essence to be reduced to a dilemma is put forward: Cossacks it is the phenomenon social or national, the third position assumes set offirst two sights.

Keywords: multinational; military estate; nationality; the people; public association; identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.