Научная статья на тему 'ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ, ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ, ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2375
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ / ИСТОКИ / ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ БАЗА / EXTREMISM / TERRORISM / CORRELATION OF CONCEPTS / ORIGINS / GLOBAL PROBLEM OF OUR TIME / SOCIAL BASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильичёв И. Е.

Экстремизм и терроризм - многогранные явления современной жизни. Это и особенность психологии отдельной личности, и идеология различных социальных групп, и соответствующие формы политической деятельности, и извращенный способ разрешения социальных противоречий. При этом экстремизм, согласно сформировавшимся в последние десятилетия представлениям, вбирает в себя терроризм как наиболее безжалостную, бесчеловечную форму проявления экстремизма. Негативный потенциал экстремизма, несмотря на его относительную (по историческим меркам) молодость, ощущают на себе не только отдельные граждане, но уже и целые государства, экстремизм вышел за рамки отдельных стран, стал глобальной проблемой человечества. Противодействие экстремизму, борьба с терроризмом становятся важным элементом внутренней и внешней политики Российского государства, соседей и союзников России на постсоветском пространстве. Преодоление экстремизма, искоренение терроризма требует соединения усилий всего мирового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTREMISM AND TERRORISM: THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS, ORIGINS AND MODERNITY

Extremism and terrorism are multifaceted phenomena of modern life. This is a feature of the psychology of an individual, and the ideology of various social groups, and the corresponding forms of political activity, and a perverse way of resolving social contradictions. At the same time, extremism, according to the ideas formed in recent decades, absorbs terrorism as the most ruthless, inhuman form of manifestation of extremism. The negative potential of extremism, despite its relative (by historical standards) youth, is felt not only by individual citizens, but by entire states, extremism has gone beyond the framework of individual countries, has become a global problem of humanity. Countering extremism and combating terrorism are becoming an important element of the domestic and foreign policy of the Russian state, Russia’s neighbors and allies in the post-Soviet space. Overcoming extremism and eradicating terrorism requires the joint efforts of the entire world community.

Текст научной работы на тему «ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ, ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Г ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ

ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

I___А

ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ, ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

EXTREMISM AND TERRORISM: THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS, ORIGINS AND MODERNITY

УДК 343.32

И.Е. ИЛЬИЧЁВ,

доктор технических наук, доктор юридических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

IGOR E. IL'ICHEV,

Doctor of Technical Sciences, Doctor of Law, Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: экстремизм и терроризм - многогранные явления современной жизни. Это и особенность психологии отдельной личности, и идеология различных социальных групп, и соответствующие формы политической деятельности, и извращенный способ разрешения социальных противоречий. При этом экстремизм, согласно сформировавшимся в последние десятилетия представлениям, вбирает в себя терроризм как наиболее безжалостную, бесчеловечную форму проявления экстремизма. Негативный потенциал экстремизма, несмотря на его относительную (по историческим меркам) молодость, ощущают на себе не только отдельные граждане, но уже и целые государства, экстремизм вышел за рамки отдельных стран, стал глобальной проблемой человечества. Противодействие экстремизму, борьба с терроризмом становятся важным элементом внутренней и внешней политики Российского государства, соседей и союзников России на постсоветском пространстве. Преодоление экстремизма, искоренение терроризма требует соединения усилий всего мирового сообщества.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, соотношение понятий, истоки, глобальная проблема современности, социальная база.

Для цитирования: Ильичёв И.Е. Экстремизм и терроризм: соотношение понятий, истоки и современность // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 4. С. 4-12.

Abstract: extremism and terrorism are multifaceted phenomena of modern life. This is a feature of the psychology of an individual, and the ideology of various social groups, and the corresponding forms of political activity, and a perverse way of resolving social contradictions. At the same time, extremism, according to the ideas formed in recent decades, absorbs terrorism as the most ruthless, inhuman form of manifestation of extremism. The negative potential of extremism, despite its relative (by historical standards) youth, is felt not only by individual citizens, but by entire states, extremism has gone beyond the framework of individual countries, has become a global problem of humanity. Countering extremism and combating terrorism are becoming an important element of the domestic and foreign policy of the Russian state, Russia's neighbors and allies in the post-Soviet space. Overcoming extremism and eradicating terrorism requires the joint efforts of the entire world community.

Keywords: extremism, terrorism, correlation of concepts, origins, global problem of our time, social base.

For citation: Il'ichev I.E. Extremism and terrorism: the relationship between the concepts, origins and modernity // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 4. P. 4-12.

Экстремизм и терроризм стали почти обыденными явлениями современной общественной жизни. Практически каждая страна в тех или иных масштабах сталкивается с их проявлениями, несет материальные, духовные и людские потери. Соответствующую озабоченность по поводу этой проблемы выражает Организация Объединенных Наций (см., например, Панамская декларация по вопросу о международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом и организованной транснациональной преступностью1), Шанхайская организация сотрудничества2, Организация Договора о коллективной безопасности3, другие международные организации.

Негативные последствия экстремизма и экстремистской деятельности состоят в формировании, распространении и закреплении в общественном сознании извращенной идеологии и психологии агрессивного нигилизма, вседозволенности. Практика экстремизма ведет к дестабилизации внутриполитической и социальной обстановки, замедлению темпов экономического развития, снижению уровня благосостояния людей, нередко несет прямую угрозу их здоровью и самой жизни. В своих крайних, радикальных проявлениях экстремизм смыкается с терроризмом, используя его методы для достижения своих целей.

Экстремизм имеет свою историю во многих странах, включая Россию. Успешное противодействие экстремизму, борьба с терроризмом становятся важными, если не определяющими условиями социально-экономического развития таких стран, как Афганистан, Египет, Израиль, Индия, Ирак, Пакистан, Сирия, и ряда других. Экстремизм, граничащий с вандализмом, стал приметой современности Соединенных Штатов Америки.

Исследование сущности современного экстремизма и терроризма, форм, тенденций развития и социальной базы становится актуальной задачей современной науки. Цель такого анали-

1 Панамская декларация по вопросу о международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом и организованной транснациональной преступностью. Принята на второй Конференции министров по вопросу о международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом и организованной транснациональной преступностью (Панама, 26-29 мая 2008 года).

2 Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Подписана государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества 15 июня 2001 года в г. Шанхай, Китайская Народная Республика.

3 Заявление глав государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности по итогам сессии СКБ 15 сентября 2015 года, г. Душанбе [Электронный ресурс]. -URL: www.odkb-csto.org/news/15.09.2015.

за состоит в выявлении совокупности проблем, связанных с противодействием экстремизму и терроризму на всех уровнях их проявления (объектовый, муниципальный, региональный, государственный, международный), в поиске и выработке рекомендаций, направленных на совершенствование правовых и организационных основ противодействия этому феномену, в каких бы формах оно ни проявлялось.

Понимание указанных проблем, знание практических правил и приемов профилактики и противодействия проявлениям экстремизма и терроризма, умение применять эти приемы особенно необходимы правоохранительным органам и их сотрудникам, в служебные обязанности которых входит решение соответствующих задач.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года4, следующая за ней Стратегия5 относят экстремистскую деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленную на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, к одному из основных источников угроз национальной безопасности.

В силу своей многогранности, но еще того более - в силу того негативного потенциала, который несут в себе экстремизм и терроризм в любых их проявлениях, возникающей отсюда необходимости противодействия экстремизму экстремизм и экстремистская деятельность, терроризм стали предметом исследования историков, психологов, социологов, социальных технологов, политологов, юристов, экономистов.

В общепринятом понимании экстремизм - это приверженность к крайним взглядам и мерам6.

В данном качестве экстремизм смыкается, с одной стороны, с нигилизмом, превосходя последний по остроте социальных последствий, а

4 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 (с изменениями и дополнениями от 1 июля 2014 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6 Панамская декларация по вопросу о международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом и организованной транснациональной преступностью. Принята на второй Конференции министров по вопросу о международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом и организованной транснациональной преступностью (Панама, 26-29 мая 2008 года).

ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

с другой - с терроризмом, становясь его психологической предпосылкой и идеологической основой.

Именно эта острота социальных последствий привлекает внимание к экстремизму не только на внутригосударственном, но и на межгосударственном уровне, стимулирует государства к сотрудничеству в противостоянии этому злу.

Шанхайская конвенция7 ставит экстремизм в один ряд с терроризмом и сепаратизмом. Конвенция определяет экстремизм как совокупность деяний, в состав которых входят: а) насильственный захват власти или насильственное удержание власти; б) насильственное изменение конституционного строя государства; в) насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них. Все указанные деяния, согласно Конвенции, преследуются в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством.

Нормативное для Российской Федерации определение термина дает Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»8. Согласно указанному закону, экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя 13 форм, в состав которых входят: 1) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; 2) публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; 3) возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; 4) пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; 5) нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; 6) воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме, в том числе нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; 7) воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления,

7 Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Подписана государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества 15 июня 2001 года в г. Шанхай, Китайская Народная Республика.

8 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от

31.07.2020) «О противодействии экстремистской деятельности» (ст. 1, ч. 1) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, опять-таки соединенное с насилием либо угрозой его применения; 8) совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации9; 9) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; 10) публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; 11) публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в цитируемой статье и являющихся преступлением; 12) организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; 13) финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Закон, таким образом, использует термины «экстремизм» и «экстремистская деятельность» в качестве синонимов, что, строго говоря, с позиций лингвистики представляется не вполне правомерным. Более логичным было бы в законе за термином «экстремизм» оставить его идеологическую функцию, а за «экстремистской деятельностью» - все криминальные составляющие [2].

Помимо понятия экстремистской деятельности, Федеральный закон дает определение терминов «экстремистская организация», «экстремистские материалы» и «символика экстремистской организации».

Экстремистской организацией, согласно закону, признается общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Из определения

9 Совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

следует, что до вступления в законную силу соответствующего судебного решения никакая организация, никакое общественное или религиозное объединение не могут быть признаны экстремистскими. Данное положение имеет существенное значение не только для теории, но и для соответствующей практики правоприменения в правовом государстве.

В качестве экстремистских материалов закон определяет предназначенные для обнародования документы либо информацию на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности. К таковым закон относит в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, а также публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Символика экстремистской организации, согласно Федеральному закону, - это символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете ее деятельности в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности.

Перечень необходимых основных понятий, связанных с экстремизмом и экстремистской деятельностью, расширяет Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года10.

Стратегия определяет идеологию экстремизма (экстремистскую идеологию) как систему взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов. Проявления экстремизма (синоним: экстремистские проявления) Стратегия определяет, во-первых, как общественно опасные и противоправные деяния, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а также, во-вторых, как деяния, способствующие возникновению или обострению меж-

10 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. Утверждена Президентом Российской Федерации 28.11.2014, № Пр-2753 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

национальных, межконфессиональных и региональных конфликтов.

В качестве субъектов противодействия экстремизму Стратегия называет федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физических лиц.

Противодействие экстремизму Стратегия определяет как деятельность субъектов противодействия экстремизму. Эта деятельность включает в себя три компонента: 1) выявление и последующее устранение причин экстремистских проявлений; 2) предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности и 3) минимизацию и (или) ликвидацию последствий экстремизма.

Радикализм Стратегия определяет как глубокую приверженность субъектов экстремистской деятельности идеологии экстремизма, способствующую совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации. Такое определение, по-видимому, можно посчитать адаптацией к нуждам Стратегии более «мягкой» формулы, согласно которой радикализм определяется как движение сторонников решительных преобразований, в том числе в обществе [см., например: 3, с. 676].

Исследуя социально-психологическую сущность экстремизма, Н.Н. Красноштанова и И.В. Горбачев полагают, что экстремизм как тип девиантного поведения присущ по преимуществу молодежной части российского общества, к его особенностям авторы относят юношеский максимализм, игнорирование прав личности, низкий уровень самоуважения, не являющую целостности, деформированную, «разорванную» культуру, а также нравственно-идеологическую неразборчивость в средствах достижения целей [4].

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», Стратегия противодействия экстремизму позволяют выделить круг субъектов экстремистской деятельности. В качестве таковых при наличии установленных законом оснований могут быть признаны: 1) общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которой по основаниям, предусмотренным Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности (ст. 1, ч. 2 Федерального закона); 2) общественное или религиозное объ-

ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

единение либо иная организация - при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности (ст. 6); 3) региональные или другие структурные подразделения общественного или религиозного объединения либо иной организации - в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности признаков экстремизма (ст. 7); 4) руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, осуществляющей деятельность экстремистского характера (ст. 15); 5) средство массовой информации - в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредитель и (или) редакция (главный редактор) данного средства массовой информации (ст. 8); 6) физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства), в отношении которых установлены факты проявлений экстремизма, радикализма; 7) автор печатных, видео-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных ст. 1 Федерального закона (ст. 15); 8) должностные лица, государственные и муниципальные служащие, позволяющие себе высказывания о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности (ст. 14).

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», Стратегия противодействия экстремизму не выделяют перечень объектов, в отношении которых совершаются или могут совершаться деяния, относимые законом к категории экстремистских. Из содержания закона вытекает, что в качестве объектов, против которых может быть направлена экстремистская деятельность, могут выступать: 1) человек и гражданин - их права и свободы (преамбула), включая избирательные права и право на участие в референдуме, законные интересы (ст. 1); 2) конституционный строй - его основы (преамбула, ст. 1); 3) Российская Федерация - ее целостность (преамбула, ст. 1) и безопасность (преамбула, ст. 2); 4) государственная безопасность (ст. 15); 5) государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, общественные и религиозные объединения или иные организации, их законная

деятельность (ст. 1); 6) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъекта Российской Федерации (ст. 1); 7) здоровье граждан (ст. 9); 8) окружающая среда (ст. 9); 9) общественный порядок (ст. 9); 10) общественная безопасность (ст. 9); 11) собственность (ст. 9); 12) законные экономические интересы физических и (или) юридических лиц, общества и государства (ст. 9).

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации вводит понятие внешних и внутренних экстремистских угроз. К внешним угрозам относятся поддержка иностранными государственными органами и организациями экстремистских проявлений, а также деятельность международных экстремистских и террористических организаций, приверженных идеологии экстремизма. К внутренним угрозам относится экстремистская деятельность радикальных общественных, религиозных, неформальных объединений, некоммерческих организаций и отдельных лиц. Указанная деятельность, согласно Стратегии, организуется и осуществляется в целях дестабилизации общественно-политической обстановки в Российской Федерации.

Федеральный закон позволяет выделить перечень последствий экстремистской деятельности. К таковым относится причинение вреда или создание реальной угрозы причинения вреда объектам, против которых направлена экстремистская деятельность. В состав таких последствий, согласно ст. 9 Федерального закона, входят: 1) нарушение прав и свобод человека и гражданина; 2) причинение вреда личности; 3) причинение вреда здоровью граждан; 4) причинение вреда окружающей среде; 5) причинение вреда общественному порядку; 6) причинение вреда общественной безопасности; 7) причинение вреда собственности; 8) причинение вреда законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» в качестве одной из разновидностей экстремизма называет публичное оправдание терроризма и иную террористическая деятельность.

Более подробно понятие и содержание терроризма и террористической деятельности раскрывает Федеральный закон «О противодействии террористической деятельности»11. Закон определяет терроризм, с одной стороны, как идеологию насилия, а с другой - как практику

11 Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О противодействии террористической деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанную с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Террористическая деятельность, согласно Федеральному закону, включает в себя следующие шесть ее проявлений: 1) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; 2) подстрекательство к террористическому акту; 3) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) либо организованной группы в целях реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; 4) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; 5) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; 6) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Исследуя сущностные признаки террористической деятельности, Н.Х. Гафиатулина и Д.М. Брусенцева выделяют основные факторы ее детерминации. К таковым авторы относят комплекс социально-экономических, социально-политических и идеологических факторов. В составе социально-экономических детерминант авторы выделяют экономические кризисы, которые сопровождаются ростом безработицы и снижением уровня жизни, вплоть до обнищания, подавляющей части населения и утратой ею собственного социального статуса, усилением социального расслоения в обществе. В состав социально-политических факторов авторы включают коррумпированность чиновников, криминализацию социума, ослабление государственной власти и пассивность ее силовых структур, содействие экстремистам и террористам со стороны представителей зарубежных общественных организаций. К идеологическим факторам авторы относят отсутствие в государстве какой-либо всеобъемлющей и общепризнанной идеологической концепции, доктрины, легитимной и разделяемой населением, а также распространение идей сепаратизма, национализма, нацизма, расового или религиозного превосходства [5].

Социологи утверждают: одним из определяющих факторов существования терроризма является бедность. «В условиях нищеты и безысходности, фрустрации, отсутствия перспектив,

депривации и отчаяния некоторые члены общества выбирают криминальный способ решения своих жизненных проблем и террористический способ как его крайнюю меру». Вместе с тем «во многих странах и регионах мира методом воздействия на власть и общество террор в разной степени выбирают и бедные, и представители среднего класса, и богатые» [6]. Контртеррористическая стратегия Совета Европы12 выражает озабоченность усиливающимся притоком в ряды террористов женщин и детей.

Федеральный закон вводит также понятие террористического акта. Террористический акт, согласно указанному закону, - это совершение взрыва, поджога или иных действий. Отличительная особенность указанных действий состоит в том, что они увязываются с устрашением населения и создают опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий. Закон называет и цель совершения террористического акта, которая состоит в противоправном воздействии на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также в угрозе совершения указанных действий в тех же целях.

Согласно Федеральному закону противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленную на решение следующих трех задач: 1) предупреждение терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); 2) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма.

Противодействие терроризму предусматривает в том числе проведение контртеррористических операций. Контртеррористическую операцию закон определяет как комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств. Цель контртеррористических операций состоит в пресечении террористических актов, обезвреживании террористов, обеспечении безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также в минимизации последствий террористических актов.

12 Council of Europe Counter-Terrorism Strategy (2018-2022) [Электронный ресурс]. - URL: http: search.coe. int.

ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Относительно истоков возникновения экстремизма и терроризма существуют различные точки зрения. Некоторые авторы полагают, что экстремизм является извечным спутником человечества. Т.А. Корнилов, например, заявляет: экстремизм как социальное явление был известен истории еще в первобытно-общинном строе, на заре зарождения человеческого социума [7], цитируя при этом В.Н. Томалинцева: «экстремизм - явление, которое свойственно каждой исторической эпохе. Об этом красноречиво свидетельствуют жизнеописания древнеримских цезарей, история средневековой инквизиции, история становления капиталистических отношений периода первичного накопления» [8, с. 16].

Ни та, ни другая позиция не может быть признана в качестве истинной. Т.А. Корнилов без должного обоснования допускает возможность возникновения экстремизма в первобытно-общинном строе. В.Н. Томалинцев, говоря о «каждой» исторической эпохе, умалчивает о самой длинной из них в истории человечества - первобытно-общинной.

Если исходить из понимания экстремизма как острой формы проявления вовне и способа разрешения социальных противоречий, становится очевидным, что экстремизм может возникнуть лишь тогда, когда в обществе не просто возникнут противоречия, но эти противоречия достигнут такой остроты, что их разрешение потребует применения адекватно острых, в том числе экстремистских, методов.

В первобытной общине (и, соответственно, в межобщинных отношениях того периода) экстремизм не мог возникнуть в принципе. Это связано с тем, что в основе примитивной, присваивающей экономики лежали обязательный нерасчлененный совместный труд всех членов общины и его «оборотная сторона» - общественное же распределение результатов труда - как единственно приемлемое, поскольку было необходимым условием выживания всей общины [см., например: 9, с. 386]. Конфликты внутри общины, если и возникали, могли иметь лишь статусно-ролевой, но не антагонистический характер. Межобщинные конфликты преследовали цели защиты своей территории или отвоевания для себя территории, угодий, ресурсов у соседей. В таких конфликтах каждая из общин-соперников выступала монолитным коллективом, что являлось условием сохранения или улучшения статуса-кво для общины-победительницы и поражения, вплоть до гибели, слабой стороны. Ни те, ни другие конфликты не могли иметь экстремистского характера в современном его понимании.

Справедливой следует признать точку зрения Ю.М. Антоняна, который утверждает: экстремизм «всегда есть продукт разобщенности общества, которое не обрело или утратило общую идеологию, единые ценности и цели. Он может иметь место в странах, где есть значительные социальные группы людей, весьма недовольных своим экономическим, социальным и духовным положением, считающих себя притесненными и униженными» [10, с. 246]. Разобщенность людей как устойчивый признак возникает в обществе, достигшем достаточно высокого уровня развития производительных сил и высокой производительности труда. Для этого человечеству пришлось пройти через первую в его истории неолитическую революцию, переход от присваивающей экономики к экономике производящей (продуктивной). По мере развития производящей экономики возникает и углубляется специализация труда, появляется частная собственность, имущественное неравенство; духовное производство отделяется от материального, рождаются наука и культура. Имущественное неравенство порождает зависимость бедных от богатых. В разные времена и у разных народов эта зависимость могла иметь мягкие (наемный труд) и жесткие формы, вплоть до рабства, крепостного права. Концентрация капитала (орудий труда, средств производства) в руках богатых (капиталистов) с течением времени перерастает в отчуждение работника не только от орудий труда, но и от результатов труда. Работодатель, владеющий средствами производства, присваивает прибавочный продукт, оставляя работнику лишь необходимый минимум из того, что он произвел. Возникает эксплуатация, общество распадается на антагонистические классы [11]. Если концентрация капитала благоприятствует развитию экономики, росту населения, то антагонизм интересов ведет к противостоянию, борьбе, которая приобретает разнообразные формы, в том числе экстремистские: восстания рабов (Древний мир), крестьянские, солдатские, голодные бунты (Средние века, Новое время), революции (Новое время).

Усложнение общественной жизни ведет к возникновению новых и разнообразных форм экстремизма, в том числе в сфере межрасовых (ку-клукс-клан, США, Х1Х-ХХ вв. [12, с. 512; 13]), этнорелигиозных (Индия, Пакистан и др., XX в.), этнокультурных (Приднестровье, Восточная Украина, наше время), межнациональных (Испания и Страна Басков, Великобритания и Ирландия и др.) отношений.

Демократизация общественной жизни, характерная для ХХ века, сопровождается возникновением и распространением политического

ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

экстремизма [14]. Политический экстремизм на государственном уровне спровоцировал Первую и Вторую мировые войны, многочисленные послевоенные конфликты в различных регионах мира.

Приверженность идеологии политического экстремизма, силовым методам достижения своих целей в международных отношениях в течение многих десятилетий после окончания Второй мировой войны демонстрируют правящие круги США. Создав около 800 баз на всех континентах [15], только с 2001 года США ведут войны, оккупируют или осуществляют военные операции в Афганистане, Гаити, Ираке, Ливии, Сирии, Сомали, ведут тайные подрывные операции против многих стран, включая собственных союзников. Осуществляя политику «двойных стандартов», США расшатывают сложившуюся систему международной безопасности, что приводит к перманентным обострениям международной обстановки, развязыванию военных конфликтов, поддержке сил, подрывающих безопасность многих стран изнутри, возникновению международных экстремистских и террористических организаций.

Широкомасштабный политический экстремизм демонстрирует руководство Украины, пришедшее к власти в результате антиконституционного переворота в феврале 2014 года.

Политический экстремизм подготовил почву для возникновения терроризма - наиболее агрессивной и бесчеловечной, безжалостной формы экстремизма, привел к созданию впер-

вые в истории человечества террористического Исламского государства13.

В настоящее время вряд ли можно найти страну, в которой в тех или иных формах, в тех или иных масштабах не присутствовали бы проявления экстремизма. Масштабы и остроту таких проявлений увеличивают экономические кризисы - неизменный спутник современной рыночной экономики.

Экстремизм и терроризм стали устойчивыми явлениями современной международной жизни. Возникла настоятельная необходимость объединения усилий всего мирового сообщества в целях успешного противостояния и преодоления международного экстремизма и терроризма14. Этому препятствует изжившая себя в меняющемся мире политика военно-политического доминирования США15.

13 Организация, запрещенная в России.

14 Панамская декларация по вопросу о международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом и организованной транснациональной преступностью. Принята на второй Конференции министров по вопросу о международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом и организованной транснациональной преступностью (Панама, 26-29 мая 2008 года); Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе. Резолюция ПАСЕ 1344 от 29 сентября 2003 г. [Электронный ресурс]. - URL: http: www.coe. int.

15 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Литература

1. Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. - Москва: Советская энциклопедия, 1978. Т. 30.

2. Домашкина Т.А., Наумов В.Г. Проблема лингвистического обеспечения Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. № 4 (16). С. 5-12.

3. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Минск: Современный литератор, 2007.

4. Красноштанова Н.Н., Горбачев И.В. Социально-психологическая сущность экстремизма и особенности его проявления в российской молодежной среде // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4 (75). С. 22-26.

5. Гафиатулина Н.Х., Брусенцева Д.М. Террористическая деятельность: сущностные признаки и факторы детерминации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 3. С. 23-25.

6. Воронин И.В. Особенности социальной базы терроризма в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология, Политология. 2015. Т. 15. Вып. 3. С. 56-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Корнилов Т.А. Возникновение, развитие и понятие экстремизма // Российский следователь. 2011. № 17. С. 23-26.

8. Томалинцев В.Н. Сущность экстремизма. Особенности его явных и скрытых форм // Феномен экстремизма / под ред. А.А. Козлова. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. С. 16.

9. Васильев А.В. Теория государства и права: учебник. - Москва: Флинта, 2013. - 441 с.

10. Антонян Ю.М. Природа экстремизма // Уголовно-правовой запрет и его эффективность в борьбе с современной преступностью: сб. научных трудов / под. ред. Н.А. Лопашенко. - Саратов: Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2008. С. 246.

11. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - Москва: Госполитиздат, 1976. - 222 с.

12. Chalmers DavidM. Hooded Americanism: The History of the Ku Klux Klan. - Durahm, N.C.: Duke University Press, 1987.

13. Кеннеди С. Я был в Ку-Клукс-Клане. - Москва: Изд-во иностранной литературы, 1955. - 317 с.

14. Бааль Н.Б. Политический экстремизм как социальный феномен и теоретическая проблема // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2007. № 1. С. 5-11.

15. Vine D. The United States Probably Has More Foreign Military Bases Than Any Other People, Nation, or Empire in History. And it's doing us more harm than good // The Nation, September 14, 2015.

ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

References

1. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. - 3-e izd. - Moskva: Sovetskaya entsiklopediya, 1978. T. 30.

2. Domashkina T.A., Naumov V.G. Problema lingvisticheskogo obespecheniya Federal'nogo zakona "O protivodeistvii ekstremistskoi deyatel'nosti" // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. 2011. № 4 (16). S. 5-12.

3. Noveishii slovar' inostrannykh slov i vyrazhenii. - Minsk: Sovremennyi literator, 2007.

4. Krasnoshtanova N.N., Gorbachev I.V. Sotsial'no-psikhologicheskaya sushchnost' ekstremizma i osobennosti ego proyavleniya v rossiiskoi molodezhnoi srede // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2018. № 4 (75). S. 22-26.

5. Gafiatulina N.Kh., Brusentseva D.M. Terroristicheskaya deyatel'nost': sushchnostnye priznaki i faktory determinatsii // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2018. № 3. S. 23-25.

6. Voronin I.V. Osobennosti sotsial'noi bazy terrorizma v Rossii // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sotsiologiya, Politologiya. 2015. T. 15. Vyp. 3. S. 56-58.

7. Kornilov T.A. Vozniknovenie, razvitie i ponyatie ekstremizma // Rossiiskii sledovatel'. 2011. № 17. S. 23-26.

8. Tomalintsev V.N. Sushchnost' ekstremizma. Osobennosti ego yavnykh i skrytykh form // Fenomen ekstremizma / pod red. A.A. Kozlova. - Sankt-Peterburg: Izd-vo S.-Peterburgskogo un-ta, 2000. S. 16.

9. Vasil'evA.V. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik. - Moskva: Flinta, 2013. - 441 s.

10. Antonyan Yu.M. Priroda ekstremizma // Ugolovno-pravovoi zapret i ego effektivnost' v bor'be s sovremennoi prestupnost'yu: sb. nauchnykh trudov / pod. red. N.A. Lopashenko. - Saratov: Saratovskii Tsentr po issledovaniyu problem organizovannoi prestupnosti i korruptsii: Satellit, 2008. S. 246.

11. Engel's F. Proiskhozhdenie sem'i, chastnoi sobstvennosti i gosudarstva. - Moskva: Gospolitizdat, 1976. - 222 s.

12. Chalmers DavidM. Hooded Americanism: The History of the Ku Klux Klan. - Durahm, N.C.: Duke University Press, 1987.

13. Kennedi S. Ya byl v Ku-Kluks-Klane. - Moskva: Izd-vo inostrannoi literatury, 1955. - 317 s.

14. Baal'N.B. Politicheskii ekstremizm kak sotsial'nyi fenomen i teoreticheskaya problema // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki. 2007. № 1. S. 5-11.

15. Vine D. The United States Probably Has More Foreign Military Bases Than Any Other People, Nation, or Empire in History. And it's doing us more harm than good // The Nation, September 14, 2015.

(статья сдана в редакцию 08.10.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.