УДК 1:572:008
ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
А. В. Римский А. В. Артюх
Белгородский
государственный
университет
e-mail:
В статье рассматриваются основные подходы к определению и формам проявления экстремизма и терроризма. Отмечается, что существующие определения нуждаются в коррекции с учетом актуальных социогуманитарных и философских исследований в данной сфере.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, криминология, формы проявления.
В конце ХХ - начале XXI вв. мир столкнулся с ростом экстремизма и терроризма, оказавшись совершенно не подготовленным ни с точки зрения практической борьбы с данными социальными феноменами, ни с позиции их теоретического осмысления.
На сегодняшний день в политико-правовой практике бытуют следующие значения: в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой экстремизм определяется как приверженность крайним взглядам и методам (преимущественно в политике)1. В данном контексте трактует террор «Словарь иностранных слов», понимая его как «политику устрашения, подавления политических противников насильственными мерами»2. Почти аналогично в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова: «террор - физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам»3. Такое же определение террора как политики, обусловленной классовыми или политическими причинами, дает «Военный энциклопедический словарь»4.
Правовая характеристика экстремизма и форм его проявления дана в Федеральном законе от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 2006-2007 гг.
С точки зрения закона, «экстремистская деятельность (экстремизм) - это:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1987. - С. 787.
2 Словарь иностранных слов. - 10-е изд. - М., 1983. - С. 492.
3 Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд. М., 1986. - С. 691.
4 Военный энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 736.
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг»5.
Таким образом, в Законе дается в основном правовая и политическая характеристика экстремизма в совокупности определенных взглядов, действий, поступков.
Схожие трактовки существуют и в определении терроризма, что нашло отражение в Федеральном законе РФ «О борьбе с терроризмом», принятом в 1998 г., в котором терроризм определяется как «насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворение их неправомерных имущественных и (или) иных интересов...»6.
В современной исследовательской литературе можно встретить разные трактовки экстремизма: как одной из форм отчуждения, и, прежде всего, отчуждения от культуры, базовых ценностей, культурных традиций; как крайних взглядов и насильственных действий; как незаконной деятельности, направленной на свержение существующего строя; как характеристики психоэмоциональных структуры человека и состояний индивида; как побочного продукта экстремального (природно-стихийного) развития ситуаций; как превышения пределов допустимого при наличии злого умысла7.
В свою очередь определения террора и терроризма, в своем большинстве возводят рассматриваемую проблему на уровень взаимодействия государства и его политических оппонентов, не рассматривая ни религиозного терроризма, ни современного глобального, которые характеризуются надгосударственностью, не обусловлены политической борьбой. Среди недостатков общепринятого подхода можно указать сведение терроризма к физическому устранению политических лидеров, что подменяет понятие «терроризм» другим - «террористический акт»; а также то, что понимание терроризма как политики устрашения политических оппонентов не вполне соответствует и современным реалиям. Так В. Петрищев в работе «Заметки о терроризме» дает следующее определение: «Терроризм - это систематическое, социально и политически мотивированное, идеологически обоснованное использование насилия либо угроз применения такового, посредством которого через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении, и достигаются преследуемые террористами цели»8.
5 Федеральный закон №114-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» // Режим доступа к изд.: http://base.consultant.ru /cons/cgi/ online.cgi?req =doc; base=LAW;n =70162.
6 «О борьбе с терроризмом». Федеральный закон № 138 ФЗ от 25 июля 1998 г. Ст. 3 / Собрание законодательства РФ. - М., 1998.
7 Актуальные вопросы исследования и профилактики экстремизма: Материалы междунар. на-уч.-практ. конф., 11—13 окт. 2004 г. - СПб., 2004; Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и вопросы профилактики. СПб., 2003; Томалинцев В.Н., Козлов А.А. Введение в социальную экстремоло-гию. - Спб., 2005.
8 Петрищев В. Заметки о терроризме. - М., 2001. - С. 11.
К попыткам определения экстремизма посредством экспликации его мотивов стоит отнести существующее в юридической литературе деление экстремизма на рациональный и иррациональный. Рациональный экстремизм ставит своей целью максимально эффективное преодоление социальных дисфункций с помощью радикальных мер. Зачастую детерминантом рационального экстремизма служит бездеятельность правительства или законодателя, которые не в состоянии решить возникшую социальную проблему легитимным способом. К такому виду экстремизма относится, например, экологический, предпочитающий крайние способы вплоть до физического устранения недобросовестных чиновников в целях сохранения благоприятной биосферы.
Иррациональный экстремизм также часто безжалостен, но цели его приземленные, не вызывающие такого сочувствия, которое можно испытывать перед вариантами рационального экстремизма. Это - экстремизм молодежный (вандалы), психопатический (немотивированные массовые убийства, например, в школах), спортивный (фанаты) и т.п., хотя и такую разновидность экстремизма весьма просто объяснить, учитывая психологическое влияние толпы и нюансы психологического восприятия в основном несо-вершеннолетних9.
В отношении терроризма подобное деление не получило распространения, поскольку устоявшаяся парадигма его рассмотрения изначально настаивает на его рациональности в силу его политической мотивации, а расширенное толкование (терроризм как нелегитимное насилие не только политической, но и иной обусловленности), в большинстве случаев не делает акцент на характере мотива, учитывая его природу.
Также в научной литературе принято выделение форм экстремизма и терроризма. Чаще всего исследователи говорят о трех основных формах проявления экстремизма, политическом, национальном и религиозном, что совпадает с подобным делением и в отношении терроризма. В многонациональных и многоконфессиональных государствах, к которым относится Россия, особую опасность представляют последние две его разновидности. Б.К. Мартыненко из многочисленных форм экстремизма выделяет экстремизм политический (направленный на уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры «тоталитарного порядка» «левого» или «правого» толка); национальный (защита «своей нации», ее прав и интересов, ее культуры и языка, с отвержением при этом подобных прав для других); националистический (стремление к отделению, обособлению) и религиозный (проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий либо жестоком противоборстве в рамках одной конфессии).
Политический экстремизм - идеология и практика применения крайних нелегитимных, нередко насильственных методов и средств политической борьбы. В основе экстремистской идеологии лежат воззрения об исключительной миссии той или иной социальной общности (класса, нации, расы, конфессии и пр.) в судьбах страны и человечества в целом, обоснование и оправдание допустимости использования любых средств для реализации ее интересов. Политический экстремизм может быть присущ и государству в его отношении к оппозиционным силам и собственному населению. Политический экстремизм предусматривает насильственные действия, направленные на изменения политического строя или политики, проводимой правительством государства. Его подразделяют, как правило, на «левый» (точнее, ультралевый) и «правый» (ультраправый) экстремизм, которые питаются социальной и экономической неудовлетворенностью, несогласием значительной части общества с политическим курсом правящей элиты и психологической фрустрацией, прежде всего нарастанием личного отчуждения. «Правый» экстремизм берет на вооружение лозунги защиты экономически или политически господствующего меньшинства общества, он выступает за утверждение или сохранение режима, гарантирующего его интересы и привилегии. Наиболее известными его формами являются фашизм, расизм, шовинизм, религиозный фундаментализм и др. «Левый» экстремизм своей целью провозглашает построение справедливого общества, свободного от социального гнета и неравенства. Его разновидности: анархизм, троцкизм, маоизм, нацио-
9 См.: Архипцев Н.И., Демко О.С. Особенности проявления молодежного экстремизма в России и в Белгородской области / / Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии среди молодежи (Центральный федеральный округ): Сб. материалов социологического исследования / Под ред. проф. Л.Я. Дятченко. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - С. 85.
нальный, религиозный и др. революционаризм и т.д. Крайние крылья и «правого», и «левого» экстремизма составляют террористические группы и движения, в том числе международный терроризм.
Политический экстремизм обосновывается различными идеями: от псевдорево-люционных до фашистских, и сопровождается, как правило, проведением различных террористических актов, убийствами политических деятелей.
В последние годы особу опасность для целостности России представляет национальный экстремизм - приверженность к крайним взглядам и методам в теории и практике межнациональных отношений. Его сторонники, выступая с позиций защиты интересов и прав одной нации, открыто и вызывающе попирают права других народов. Их идеология - воинствующий национализм и шовинизм; их политика - этническое насилие в той или иной форме. Не случайно в Концепции национальной безопасности России противодействие экстремизму отнесено к ее национальным интересам. В целях реализации указанной Концепции за последние годы предпринят целый ряд конкретных мер правового и криминологического характера. Приняты: Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»« от 25 августа 2001 г., федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности» и «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельно-сти»« от 25 июля 2002 г., а также «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. и ряд других. Криминологический анализ указанных нормативно-правовых актов и практики их применения представляет научный и практический интерес. Его результаты позволяют оценить степень эффективности принятых мер в изучаемой сфере, выработать меры по совершенствованию указанных нормативно-правовых актов, сформулировать предложения в систему мер предупреждения экстремизма.
Национальный (этнический) экстремизм и терроризм - один из самых распространенных видов экстремизма в XXI в., что вполне объяснимо: этнический национализм обладает огромной властью и непредсказуемостью, а этнические конфликты превратились в реальную проблему для многих стран и регионов. В их основе - противоречие между признанием естественного права народов определять свою судьбу и принципом национального единства и территориальной целостности государства. С чисто доктринальной точки зрения этнонационализм отрицает приоритет общечеловеческих ценностей и считает свою этнонацию высшей ценностью. Цель этнического экстремизма - выковать этническую самоидентификацию, отстоять и расширить права этноса в политической сфере. Когда экстремисты, насилием утверждая этничность, вызывают на себя огонь государственных структур, это привлекает к группе внимание и позволяет им предстать в роли жертвы, что еще больше усиливает общественный интерес и в ряде случаев обеспечивает финансы и поддержку. Насилие - смысл существования таких групп. Пока оно осуществляется, идея жива, а идентичность и наличие этнических различий нельзя отрицать. Конечной целью националистов является создание самостоятельного независимого государственного образования, в котором они претендуют на политическую власть10.
В последние два десятилетия XX века политический и этнический экстремизм стал теснить религиозный экстремизм, под которым понимают нетерпимость к представителям той же или других религий. Социальную базу религиозного экстремизма, как правило, составляют маргинальные слои общества. Экстремизм направлен на уничтожение существующих в обществе отношений и в конечном итоге на развал многонационального государства, и в этом плане он органически связан с сепаратизмом. Религиозный экстремизм характеризуется приверженностью к крайним толкованиям вероучений и методов действий по распространению своих взглядов и реализации своих целей. Xа-рактерной чертой религиозного экстремизма выступает крайняя нетерпимость к инакомыслию, проповедь своей исключительности и превосходства над окружающими, что, несомненно, представляет опасность для стабильного существования государства. Опас-
10 См.: Мартыненко Б.К. Теоретико-правовые вопросы политического терроризма: На примере России конца 80-х - 90-х гг. XX века: Дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 - Ростов-на-Дону, 1999 - 180 с.
ность религиозного экстремизма вытекает также из криминальных наклонностей внутренней жизни членов сект, их зомбирования. Криминальные наклонности сект экстремистского плана следуют из их фанатичности и деформированности понимания цели жизни, вседозволенности выбора средств ее достижения, а также слепой подчиненности своему вышестоящему руководству11.
При всех существующих различиях в формах проявления экстремизма итерро-ризма, в них можно выделить нечто общее. Это приверженность к крайним взглядам, действиям, формам поведения, жизненной стратегии; склонности к использованию силовых, насильственных методов и средств достижения цели. В своих крайних формах экстремизм, равно как и терроризм - это поведение, направленное на превышение пределов допустимого, намеренное нанесение ущерба, разрушающее воздействие, угрожающее существованию человека, общества, природы.
Личности и социальные группы, выражающие радикальные взгляды, есть в любом обществе. Их деятельность в определенной мере амбивалентна: она может как стимулировать общественное развитие, так и препятствовать новациям и нововведениям, а также с определенной долей вероятности трансформироваться в экстремизм и его крайнюю форму - терроризм.
Идеологическая основа экстремизма и терроризма не однородна. Ее составляют отдельные идеи анархизма, национал-шовинизма, волюнтаризма, тоталитаризма, нигилизма и др. Ценностные установки экстремизма основываются на признании вседозволенности и радикализма, культа силы; на попрании нравственных принципов и идеалов нравственного долга, обязанностей по отношению к людям, обществу, личной ответственности; на пренебрежении к общественным нормам закона, отрицании ценности культуры для личности и общества, цинизме в оценке ее исторических достижений.
В любом типе социального поведения проявляются социальные, личностные качества человека, особенности его психики, уровень культуры, мотивы, потребности, интересы, ценности. Содержание этих компонентов может характеризовать/не характеризовать субъект поведения как человека культурного, социально и лично ответственного. Экстремистское поведение и терроризм носит асоциальный характер, поскольку опирается на принцип «цель оправдывает средства», выражает стремление идти к цели кратчайшим путем, отрицает права другой личности и ее самоценность. Экстремизм в поведении несовместим с личной культурой, культурным развитием личности. Существенными признаками экстремистского поведения являются безответственное отношение индивида к себе, людям, обществу, правовая и гражданская безответственность, нравственная вседозволенность, своеволие и пр. Наконец, оно апеллирует к эмоциям, минуя сознание, нередко имеет эпатажный, скандальный, вызывающий характер, что особенно ярко проявляется в молодежной среде. Недостаток социального опыта, высокая эмоциональность, доверчивость при недостаточности самоконтроля и личной ответственности нередко позволяют делать экстремально настроенных людей, особенно молодежь, заложниками политических и иных сил, которые используют их в своих корыстных целях.
Список литературы
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус.яз., 1987.
2. Словарь иностранных слов. - 10-е изд. - М., 1983.
3. Военный энциклопедический словарь. - М., 1983.
4. Федеральный закон №114-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» // Режим доступа к изд.: http://base.consultant.ru /cons/cgi/ online.cgi?req =ёос; base=LAW;n =70162.
5. «О борьбе с терроризмом». Федеральный закон № 138 ФЗ от 25 июля 1998 г. Ст. 3/ Собрание законодательства РФ. - М., 1998.
6. Актуальные вопросы исследования и профилактики экстремизма: Материалы
междунар. науч.-практ. конф., 11—13 окт. 2004 г. - СПб., 2004.
7. Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и вопросы профилактики. СПб., 2003. Томалинцев В.Н., Козлов А.А. Введение в социальную экстремологию. - Спб., 2005.
11 См. Бокарев С.Н. Религиозный экстремизм в современной России: социально-философский аспект / Проблемы противодействия экстремизму в Российской Федерации: Сборник материалов «круглого стола» 28 апреля 2005 года. - М., 2005. - С. 9-13.
8. Петрищев В. Заметки о терроризме. - М., 2001.
9. Архипцев Н.И., Демко О.С. Особенности проявления молодежного экстремизма в России и в Белгородской области // Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии среди молодежи (Центральный федеральный округ): Сб. материалов
социологического исследования / Под ред. проф. Л.Я. Дятченко. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008.
10. Мартыненко Б.К. Теоретико-правовые вопросы политического терроризма: На примере России конца 80-х - 90-х гг. XX века: Дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 - Ростов-на-Дону, 1999 - 180 с.
11. Бокарев С.Н. Религиозный экстремизм в современной России: социально-
философский аспект / Проблемы противодействия экстремизму в Российской Федерации: Сборник материалов «круглого стола» 28 апреля 2005 года. - М., 2005. - С. 9-13.
EXTREMISM AND TERRORISM: NOTION AND ESSENTIAL FORMS
A If Rimckiu The article discusses main approaches to definition and forms of
' ' * extremism and terrorism. It is noted that the elaborated definitions deft. V. Artukh serve correction in view of actual social, humanities and philosophical
studies in the field.
l)Belgorod State University
e-mail:
Key words: extremism, terrorism, criminology, forms of emergence.