Научная статья на тему 'Экстремизм и экстремальность в человеческом измерении'

Экстремизм и экстремальность в человеческом измерении Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
959
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕК / EXTREMISM / EXTREMENESS / EXTREMIST ACTIVITY / HUMAN EXISTENCE / PERSON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ефанова Елена Владимировна

В статье предпринята попытка научной рефлексии сущностных аспектов человеческого бытия на основе причинных оснований экстремистского поведения социальных субъектовв современном обществе.Показано отличие экстремизма от экстремальности, которая несет в себе личностное начало.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTREMISM AND EXTREMALITY IN THE HUMAN MEASUREMENT

In article attempt of a scientific reflection of intrinsic aspects of human life on the basis of the causal bases of extremist behavior of social subjects in modern society is undertaken.

Текст научной работы на тему «Экстремизм и экстремальность в человеческом измерении»

© Ефанова Е.В., 2012

®

УДК 316.624.3 ББК 87.6

ЭКСТРЕМИЗМ И ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ 1

Е.В. Ефанова

В статье предпринята попытка научной рефлексии сущностных аспектов человеческого бытия на основе причинных оснований экстремистского поведения социальных субъектовв современном обществе.Показано отличие экстремизма от экстремальности, которая несет в себе личностное начало.

Ключевые слова: экстремизм, экстремальность, экстремистская деятельность, человеческое существование, человек.

Экстремизм-одноизсоциально-полити-ческихявленийсовременности,которое, пре-одолевграницынациональныхгосударств, цивилизаций, превратилосьвнеотъемлемый атрибут существования социумов, народов, человечества. Он известен с древних времен, с той поры, когда власть над другими людьми стала приносить определенные материальные выгоды и превратилась в этой связи в предмет потребности определённых индивидов, стремившихся достичь заветной цели любыми путями. Цель оправдывала средства, и лица, жаждущие власти, не останавливались перед применением самых жестоких и крайних мер, включая устранение, открытое насилие, убийства, терроризм [1; 54].

Концептуализация «экстремизма» произошла в начале ХХ века, где отличительным признаком было названо требование от его приверженцев абсолютной веры в исповеды-ваемые политические идеалы [15; 29]. Позднее широкое распространение получила конфликтологическая парадигма изучения экстремизма, где широкую известность обрели так называемые школы «политических реалистов» (Г. Моргентау, Р. Нирбут)и «политических идеалистов» (Дж. Дикинсон, А. Зиммерн, Ф. Ноэль-Бейкер). В основе концепции представи-

телей «политического реализма» лежит идея борьбы за власть, которую они считают обязательным условием исторической эволюции общества. Более того, важное значение в политической борьбе придается использованию насильственных приемов и методов, применение которых возможно на территории, как своей страны, так и других государств. «Политические идеалисты» убеждены, что в основе общественного развития должна находиться не борьба, а реализация, заложенных в людях с момента их рождения, моральноэтических идеалов. Однако нужно отметить, что в современной западной научной мысли возобладала точка зрения, согласно которой насилие есть неизбежный атрибут политического процесса.

Социологи определяют экстремизм как приверженность к крайним взглядам и мерам. Ещё Э. Дюркгеймрассматривалдевиантное поведение как отклоняющееся от групповых норм. «Несоблюдение нормы как меры допустимого для сохранения и развития системы ведет к социальным отклонениям, которые могут быть либо положительны (творчество, прогресс), либо отрицательны (социальная патология)»[7; 45].

В рамках психологического, личностно ориентированного подхода экстремизм трактуется как форма политического поведения индивида, характеризующаяся сильным эмоциональным компонентом. Экстремальность

«отличает природный, стихийный характер, что проявляется не только в активности человека, но и в активности внешней среды (стихийные бедствия, природные катаклизмы), а также такое поведение, которое в критических ситуациях исходит из единственно возможных решений, обеспечивающих выживание и спасение» [18; 85].Экстремизм в отличие от экстремальности несет в себе личностное начало. Экстремистскому поведению всегда сопутствуют агрессия и агрессивность, при этом - агрессия - это действие человека, направленное на нанесение вреда другому, а агрессивность - скорее готовность к таким действиям. В психологическом плане агрессия выступает как кратковременное действие, она может быть сознательно или подсознательно мотивированной, а может и не быть таковой. Экстремизм же, как правило, предполагает мотивированное поведение.

С философской точки зрения, необходимо осознание того факта, что в самой природе человека заложено стремление к экстремальности, принуждающее его идти по пути постоянного движения и развития. Понятия «экстремизм» и «экстремальность» несут в себе значение интенсивности, напряженности, остроты. Однако всё экстремальное имеет свою внутреннюю логику, вызывается необходимостью и подчиняется закономерностям, в то время как экстремистское поведение всегда отмечено эгоцентризмом и своеволием. Кроме того, экстремальность - это не всегда кризис или конфликт, она лишь заостряет проблему, акцентируя внимание на чем-то новом, как правило, более значимом, более высоком.

В целом, философия экстремальности имеет античные корни, где в частности, Аристотель отмечал, что «экстремальность проявляет себя как наискорейшее движение, проходящее по наикратчайшей линии» [21; 74]. В дальнейшем в рамках философии экзистенциализма признавалось, что пограничная ситуация экзистенциализма - есть экстремальная ситуация. У М. Хайдеггера это «экзистенциальный страх, в отличие от житейского страха он не связан с боязнью потерять жизнь или жизненные блага, а представляет собой боязнь не найти такое предназначение, ради которого человек может добровольно пожертвовать жизнью и её благами» [17;

278]. У Ж.-П. Сартра - это «тошнота», переживание беспочвенности всех ожиданий, скука - предчувствие бесполезности любых практических начинаний [17; 279]. Таким образом, «экстремизм» отличен от понятия «экстремальность» и отражает «деструктивно-деятельностный характер человеческой сущности, направленный на периферию процесса укоренения бытийного статуса, характеризует крайние устремления индивида в условиях процесса экстремального развития; представляет специфическую форму отчуждения, ориентированную на уничтожение регулярной идентичности» [21; 72]. Данные явления соотносятся как частное и общее, где экстремизм представляет конкретную идеологию и систему деятельности, а экстремальные явления - сопутствующий процесс развития системы.

И, наконец, сторонники политической теории стремятся увязать сущность экстремизма с тем объектом, против которого он направлен. В этом плане характерна трактовка утверждающая, что «...экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов, пытаясь подорвать их стабильность, расшатать и низвергнуть ради достижения своих целей, как правило, силовыми методами...» [13; 30].В политическом плане экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов, пытаясь подорвать их стабильность, в идеологическом -отрицает всякое инакомыслие, пытаясь жестко утвердить свою систему политических, идеологических или религиозных взглядов, навязать их оппонентам любой ценой.

Экстремизм следует отличать и от близких к нему по смыслу понятий, так как есть вероятность его смыкания с крайним радикализмом, терроризмом, нигилизмом [3; 23]. В связи с этим, полагаем, что необходимо внести ряд методологических уточнений. Радикализм, может рассматриваться как самостоятельное, отличающееся от экстремизма, явление, поскольку не выходит за установленные законом пределы. Экстремизм и терроризм всегда имеют деструктивную антигосударственную, антиобщественную и античеловеческую направленность. «Экстремизм и терроризм - явления достаточно близкие, хотя автоматической связи между ними нет: если

видно, что всякий террорист - это экстремист, то неправильно было бы полагать, что каждый экстремист - террорист. Разумеется, экстремизм как определенное умонастроение логически ведет к оправданию террора, но вовсе не обязательно доходит до этой точки» [12; 68]. То есть терроризм есть деятельность, осуществляемая в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами власти. Нигилизм, как непримиримое отрицание чего-либо, более широкое явление, которое может проявляться в различных как экстремистских, так и неэкстремистских формах. Следовательно, применительно к рассматриваемым понятиям, нигилизм, наряду с прочими формами проявления, включает в себя и экстремизм, и радикализм, и терроризм.

Таким образом, междисциплинарный научный анализ позволят трактовать экстремизм и как идеологию, и какполитику, и как инструмент достижения определенных целей [14; 216].Иными словами, экстремизм есть не что иное, как практика негативных соци-альныхдействий и взаимодействий, это деятельность, построенная на отрицательныхсо-циально-психологических установках (агрессии, неприятии), их защите, в том числе и насильственными методами. Это абсолютизация социального противостоянияи размежевания имеет следующие субъектно-объективные объяснения.

1. Дисбаланс стратификационной системы общества. Являясь субъектами политики, индивиды и социальные группы руководствуются в своих действиях определенными интересами, которые во многом обусловливаются местом политических факторов в социальной структуре [4; 21-22]. П.Кларк отмечает, что: «рассмотрение человека как политического существа покоится на убеждении в том, что такие социальные показатели, как роль, статус, профессия, доход - принципиальные определяющие факторы индивидуального политического поведения» [6; 60].

Социальная структура представляет собой совокупность общностей, а также систему взаимоотношений между ними. Эта структура всегда имеет иерархический характер, предполагает определенную стратификацион-

ную шкалу. Следовательно, неравенство, в том числе и социальное, неустранимо. Более того, оно имеет положительное значение для общества в целом, так как оказывается важнейшим источником состязательности, конфликтности, стимулирующим жизненную энергию человека [8; 15]. Более того, стратификация и неравенство являются мощными стимулами общественного развития [9; 67].

Социальное неравенство является одним из источников социальных конфликтов, в том числе и экстремисткой направленности. Каждая группа общества стремится улучшить свое положение, расширить объем социальных благ, которыми она располагает. При этом большое значение имеет овладение властью, которое дает возможность контролировать распределение социальных благ в масштабах всего общества. Т. Ванханен отмечает, что «люди должны бороться за власть, так как это конечный путь к распределительному контролю над ресурсами» [6; 62]. Поэтому социальные конфликты с неизбежностью приобретают политический характер. Форма реакции индивидов и групп на структурные процессы в таких случаях зависит от системы властных отношений в обществе.

2. Особенности господствующей политической культуры. Значительное влияние на способы политического поведения, средства, используемые субъектами политики для достижения своих целей, оказывает политическая культура общества, во многом обуславливающая стабильность социальной и политической системы. Особым типом политической культуры является «культура насилия», содержание которой обуславливается особенностями исторического развития страны, традициями и ценностями общей культуры, спецификой этнической психологии.

С одной стороны, насилие может стать образом жизни, принятым образцом поведения, санкционируемым нравами и традиционной моралью. Так, Ф. Ферраротти замечает, что «существуют культуры, которые стимулируют, оправдывают, «эстетизируют» насилие» [6; 119]. С другой стороны, «культура насилия» оказывает конкретное влияние на социальную деятельность субъектов, которая осуществляется в соответствии с определенными программами,

конструирующими, интегрирующими и организующими социум.

В целом, проявление «культуры насилия», масштабы его применения в обществе во многом зависят от функционирующего политического режима и установившегося соответствующего ему типа политической культуры. Политические сообщества, где господствуют либерально-демократические ценности, характеризуются относительно незначительным использованием насилия.Политические системы с недемократической культурой отличаются широким применением в основном государственного насилия. Этому способствует господство в недемократической культуре таких ценностей, как нетерпимость к инакомыслию, приоритет силового решения проблем над правовым, ориентация на абсолютную победу в политическом противоборстве.

3. Особенности личности, стимулирующие определённый стиль поведения. Неотъемлемыми качествами экстремиста служат дефицит духовности, сужение и убожество внутреннего мира, присущее фанатикам и анархистам [16; 1019]. «В душевной основе анархизма, - пишет Н.Бердяев, - лежит революционное бунтующее чувство обиды, жизненной неудачи, злопамятства против тех ценностей и благ, которые не дались и которые чувствуются чужими. Идеология анархизма близка черни, босякам, выброшенным за борт социальной иерархии. Анархическая страсть к разрушению рождается из чувства ненависти и мести» [2; 204].

За рубежом накоплен определённый опыт исследования психологических аспектов насилия. З. Фрейд писал об «инстинкте смерти», который обусловливает разрушительное поведение человека [19; 11-12]. К. Лоренц, указывая на агрессивность человеческой натуры, писал, что «она подталкивает к ожесточённой борьбе две политические партии или религии, несмотря на поразительное сходство их программ всеобщего благополучия; она заставляет какого-нибудь Александра или Наполеона жертвовать миллионами своих подданных ради попытки объединить под своим скипетром весь мир» [11; 233].Однако,

Э. Фромм не считал, что человеческая деструктивность имеет инстинктивный характер, ибо злокачественная агрессия, выражающая-

ся, в частности, в насилии, свойственна двум типам личности: садистскому и некрофильскому [20; 244]. Таким образом, предметом анализа являются отдельные черты такой личности, не связанные между собой в единую систему.

4. Ведущий уровеньсаморегуляции поведения личности и место агрессивных проявлений в общей структуре деятельности субъекта можно условно подразделить на три класса.

Первый класс составляют условия, в которых акты агрессии осуществляются на уровне деятельности, побуждаясь соответствующими агрессивными мотивами, а саморегуляция поведения протекает на наиболее высоком, личностном уровне. Выбор агрессивной или неагрессивной формы поведения, соотнесение ее с общепринятыми нормами осуществляются на иерархически более высоком уровне [10; 43]. Акты агрессии в этом случае осуществляются на уровне народных масс, совокупная деятельность которых - результат целенаправленной работы политической элиты.

Второй класс образуют условия, в которых акты агрессии релевантны уже не деятельности в целом, а соотносятся с уровнем действий. Под влиянием эмоционального напряжения поведение утрачивает мотивосооб-разность, а активность направляется насыщенными, ситуационно возникшими целями. Ведущим уровнем, детерминирующим характер и специфику поведения, при этом становится не личностно-смысловой, а индивидуальный. Контроль за осуществлением действий при этом либо практически отсутствует, либо носит ситуативный характер.

Последний класс составляют условия, регресс в которых достигает уже не индивидуального, а индивидного уровня. Активность теряет мотивосообразность, нарушается целесообразность, поведение развертывается в форме отдельных операций или динамических стереотипов, носит хаотический характер, проявляющийся в форме двигательных стереотипов. Нарушение сознания достигает столь глубокой степени, что у субъекта практически утрачивается способность к адекватному отражению и целостному осмыслению происходящего, по существу полностью нару-

шаются произвольность и опосредованность поведения, блокируются звено оценки, способность к интеллектуально-волевому самоконтролю и саморегуляции. На этом уровне саморегуляции нивелируются как личностные, так и индивидуальные особенности субъекта [1; 96]. Таким образом, субъект разрушает не только свою личность, но и личности субъектов из общего социального

Таким образом, существуетмножество-точекзренияотносительноприродывозникнове-нияэкстремизма. Дляоднихегоистокизаложе-нывсамойприродечеловека, встремлениикэк-стремальному, крадикальнымформампроявле-нияповедения, взглядам. Для других, причи-надевиантногоиделинквентного поведения ко-ренитсяв культурно-психических состояниях, отклонениях индивидов, что зачастуюобъек-тивно ведет к возникновению социального конфликта, а значит, и экстремизма.В месте с тем, обобщая практику теоретических интерпретаций на предмет осмысления экстремизма важно руководствоваться двумя моментами. Во-первых, исторической значимостью и многочисленностью вариантов комбинаций по линии субъект - объект. Во-вторых, идеологической насыщенностью. Всякое определение не может быть полностью «свободным» от определенной тенденциозности и идейнополитической ангажированности.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №11-33-00367а2.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахиезер, А.С. Россия: критика исторического опыта / А.С. Ахиезер. - М., 1991.

2. Бердяев, Н. Философия неравенства / Н. Бердяев. - М., 1990.

3. Грачев, А.С. Политический экстремизм / А.С. Грачев. - М., 1987.

4. Гурба, В.Н. Терроризм в контексте социальных процессов современности. Дис. ... кан. социол. наук: 22.00.04 / В.Н. Гурба. - Новочер-каск, 2002.

5. Дмитриев, А. В. Насильственные политические конфликты / А.В. Дмитриев, И.Ю. Залысин. - М. : Современная гуманитарная академия, 2007.

6. Дмитриев, А.В. Насилие: социо-политический анализ / А.В. Дмитриев, И.Ю. Залысин. - М., 2000.

7. Зайналабидов,А.С. Политический экстремизм и его профилактика у студенческой молодежи Дона / А.С.Зайналабидов, В.В. Черноус. - Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ. - 2003.

8. Здравомыслов, А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания / А.Г. Здравомыслов // Социологические исследования. - 1993. - N° 8.

9. Комаров, М.С. Социальная стратификация и социальная структура / М.С. Комаров // Социологические исследования. - 1992. - № 7.

10. Кудрявцев, И.А. Деятельностный подход при экспертном анализе агрессивно-насильственных правонарушений / И.А. Кудрявцев, Н.А. Ратинова, О. Ф. Савина // Психологический журнал. - 1997. - № 3.

11. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц; пер. с нем. - М., 1994.

12. Мирский, Г.И. Экстремизм, терроризм и внутренние конфликты в «третьем мире» / Г. И. Мир-ский // Мировая экономика и международные отношения. - 1988. - № 8.

13. Морозов, И.Л. Политическийэкстремизм - леворадикальныетечения / И.Л. Морозов // Учебное пособие для студентов и аспирантов. - Волжский, Издательство ВФ МЭИ, 2002.

14. Писаренко, О.Н. Экстремизм как социальное явление / О.Н. Писаренко // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - Вып. 9.

15. Сазонов, И.А. Политический экстремизм и проблема его категориального осмысления / И. А. Сазонов // Вестник Московского университета. Сер. 12 : Политические науки. - 2002. - № 2.

16. Силин, А.А. Духовность против терроризма / А.А. Силин // Вестник Российской Академии наук. - 2003. - Том. 73, № 11.

17. Соловьев, Э.Ю. Экзистенциализм (истори-ко-критическийочерк) / Э.Ю. Соловьев // Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. - М.: Политиздат, 1991.

18. Томалинцев, В. Н. Введение в социальную-экстремологию / В. Н, Томалинцев, А. А. Козлов. -СПб., 2005.

19. Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура / З. Фрейд; пер. с нем. - М., 1992.

20. Фромм, Э. Анатомия человеческойдеструк-тивности / Э. Фромм; пер. Э. М. Телятниковой. -М., 1994.

21. Хоровинников,А.А. Экстремизмиэкстре-мальныеявлениякакфакторытравматогенныхизме-ненийсоциальнойдействительности / А. А. Хоро-винников // Научный молодежный ежегодник. Вып. II. Ч. 1. - Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2007.

EXTREMISM AND EXTREMALITY IN THE HUMAN MEASUREMENT

E. V. Efanova

In article attempt of a scientific reflection of intrinsic aspects of human life on the basis of the causal bases of extremist behavior of social subjects in modern society is undertaken.

Key words: extremism, extremeness, extremist activity, human existence, person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.