Научная статья на тему 'ЭКСТРЕМИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ АУЕ: СУЩНОСТЬ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ'

ЭКСТРЕМИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ АУЕ: СУЩНОСТЬ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1423
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУЕ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ПРЕСТУПНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ситникова Марина Петровна

В данной статье автор рассматривает актуальное экстремистское движение «Арестанский уклад един», которое основывается на криминальной субкультуре и воровских понятиях. С помощью исторического метода, автором представлено развитие данного неформального преступного движения. Отмечается, что оно возникло относительно недавно, но масштабный прогресс его очевиден. Указывается, что данное движение представляет особую опасность и для подрастающего поколения, поскольку лидеры активно вовлекают молодежь в свои ряды для обучения и дальнейшего совершения противоправных действий. Применяя статистический метод, автор отмечает, что совершаемые рассматриваемой экстремистской организацией преступления зачастую носят корыстный характер, а направления их деятельности часто диктуется воровскими лидерами из мест лишения свободы. Автор изучил мнения некоторых исследователей по поводу причин возникновения и развития данной криминальной субкультуры. На основе своих исследований, применяя метод анализа, автор представил современный комплекс причин зарождения криминального движения «Арестанский уклад един». В статье также приводится некоторая характеристика типичного представителя данной криминальной субкультуры и его становление в этой роли. В заключении предлагается комплекс мер с целью профилактики и предотвращения распространения экстремистской идеологии в целом, в том числе и в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXTREMIST MOVEMENT AUE: THE ESSENCE AND MEASURES OF COUNTERACTION

In this article, the author examines the current extremist movement "The Arrestan way of life is one", which is based on the criminal subculture and thieves ' concepts. Using the historical method, the author presents the development of this informal criminal movement. It is noted that it emerged relatively recently, but its large-scale progress is obvious. It is indicated that this movement is particularly dangerous and for the younger generation, since the leaders actively involve young people in their ranks for training and further committing illegal actions. Applying the statistical method, the author notes that the crimes committed by the extremist organization in question are often of a mercenary nature, and the direction of their activities is often dictated by thieves ' leaders from places of detention. The author has studied the opinions of some researchers about the causes of the emergence and development of this criminal subculture. On the basis of his research, using the method of analysis, the author presented a modern set of reasons for the emergence of the criminal movement "The Arrestan way of life is one". The article also provides some characteristics of a typical representative of this criminal subculture and its formation in this role. In conclusion, a set of measures is proposed to prevent and prevent the spread of extremist ideology generally, including among young people.

Текст научной работы на тему «ЭКСТРЕМИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ АУЕ: СУЩНОСТЬ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ»

Уголовное право и процесс

УДК 343.97

DOI: 10.51635/27129926_2021_2_51

СИТНИКОВА Марина Петровна

соискатель степени кандидата юридических наук кафедры уголовного права и криминологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

Россия, г. Москва

ЭКСТРЕМИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ АУЕ: СУЩНОСТЬ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Аннотация. В данной статье автор рассматривает актуальное экстремистское движение «Аре-станский уклад един», которое основывается на криминальной субкультуре и воровских понятиях. С помощью исторического метода, автором представлено развитие данного неформального преступного движения. Отмечается, что оно возникло относительно недавно, но масштабный прогресс его очевиден. Указывается, что данное движение представляет особую опасность и для подрастающего поколения, поскольку лидеры активно вовлекают молодежь в свои ряды для обучения и дальнейшего совершения противоправных действий. Применяя статистический метод, автор отмечает, что совершаемые рассматриваемой экстремистской организацией преступления зачастую носят корыстный характер, а направления их деятельности часто диктуется воровскими лидерами из мест лишения свободы. Автор изучил мнения некоторых исследователей по поводу причин возникновения и развития данной криминальной субкультуры. На основе своих исследований, применяя метод анализа, автор представил современный комплекс причин зарождения криминального движения «Арестанский уклад един». В статье также приводится некоторая характеристика типичного представителя данной криминальной субкультуры и его становление в этой роли. В заключении предлагается комплекс мер с целью профилактики и предотвращения распространения экстремистской идеологии в целом, в том числе и в молодежной среде.

Ключевые слова: АУЕ, экстремистская организация, криминальная субкультура, причины преступности, экстремистская идеология, подростковая преступность, неформальное преступное движение.

Для цитирования: Ситникова М.П. Экстремистское движение АУЕ: сущность и меры противодействия// THEORIA: педагогика, экономика, право. 2021. № 2 (3). С. 51-59. DOI: 10.51635/27129926_2021_2_51

Введение

Активное развитие технологий, прогресса, общественного сознания и мировоззрения человека оказывают влияние на личность, её приоритеты, установки и поведение. Отрицательные изменения в общественной среде зачастую ведут к организации преступных формирований, в том числе с привлечением молодежи в преступные ряды.

В настоящее время в современном мире происходит оказание активного влияния криминальной субкультуры на ценности и

мировоззрение всего общества, включая подрастающее поколение. Это является безусловной предпосылкой к формированию асоциального поведения и совершению различного характера правонарушений. Российская современная молодежь в реальной жизни сталкивается с разными деструктивными и антиобщественными идеологиями, при этом приобщаясь к существующей определенной субкультуре, которая значительно распространена среди взрослых преступников.

Часто несовершеннолетние оказываются неспособны противостоять влиянию со стороны носителей субкультуры АУЕ, поскольку игнорирование или сопротивление могут иметь неприятные последствия (отторжение либо применение насилия со стороны коллектива и др.). Как следствие этого - вынужденное следование нормам криминальной субкультуры вопреки воле подростка.

Объекты и методы исследования

Применительно к XXI веку особо выделяется возникшая на территории Забайкалья в начале 2010-х гг. преступная подростковая организация под названием «Арестанское урка-ганское единство» или «Арестанский уклад един» (АУЕ) [15, с.54-56]. Первое скорее означает пособие по отбытию наказания в местах лишения свободы и напоминает тюремный принцип существования и выживания в местах лишения свободы, обобщение всех членов криминального мира. Своих собратьев по камерам заключенные воспринимают как семью, где все должны подчиняться определенным правилам и устоям. Он регулирует отношения между сокамерниками, объясняя как правильно решать возникающие конфликты и не допускать их появления.

Второе дает характеристику молодежному неформальному движению и криминальной субкультуре. Их участники признают авторитеты преступного мира и придерживаются определенных уголовных понятий, насильно навязывая свое мнение сверстникам.

В настоящее время под АУЕ понимают криминальную субкультуру, костяк которой состоит из несовершеннолетних, отличающихся от своих сверстников употреблением спиртного, наркотиков, пренебрежением к труду, агрессией к власти, проявлением хулиганства, вымогательством денежных сумм для передачи их в общак находящимся за решеткой преступникам в обмен на покровительство.

Поэтому объектом нашего исследования является экстремистская организация АУЕ, идеология которой основывается на криминальной субкультуре. Её особенность в том, что криминальный мир тщательно предпринимает попытки распространить свое влияние на подрастающее поколение с целью использовать его в качестве участников различного рода правонарушений. Так, например, в Ульяновске по факту организации экстремистской группировки было возбуждено уголовное дело в отношении местного жителя и ещё троих молодых

людей, принимавших активное участие в её деятельности (ч.ч.1 и 2 ст.282.2 УК РФ). Сообщается, что в августе 2020 г. на территории г.Ульяновска организована ячейка запрещенного экстремистского движения АУЕ, участники которой пропагандировали криминальную идеологию, осуществляли противоправные действия и сбор средств с целью оказания материальной поддержки представителям криминального мира, которые находятся в местах лишения свободы [1].

К основным признакам АУЕ относят: отрицание ответственности за преступления, привлекательность за счет чужого обогащения, отношение потребителя ко всему, пренебрежение к трудовой деятельности, агрессивное отношение к власти на фоне культа насилия и др. [7, с. 139-143]. Мы же в свою очередь, используя статистический метод, отметим, что под влиянием субкультуры АУЕ её участники совершают преступления, часто носящие корыстный характер.

Стоит отметить, что рассматриваемое явление не является в полной мере молодежным движением. Некоторые аргументы скорее относят его к криминальной организации:

1) наиболее привилегированные позиции в АУЕ занимают лица, преодолевшие границу молодежного возраста;

2) в АУЕ приняты свои нормы поведения, жесткая внутренняя иерархия, ценностные ориентиры, наличие правил и регламента, не характерные для движений;

3) как правило, вступление в АУЕ вынуждено, а выход затруднителен и сопряжен с опасностями;

4) участие в структурах АУЕ основано на фиксации членства и уплату членских взносов [7, с.140-142].

Многие ученые занимаются вопросами криминальной субкультуры и дают ей различные определения. Например, В.Ф. Пирожков под ней понимает «образ жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в криминальные группы» [12, с.3].

А. Евсюкова под субкультурой понимает «группу людей, которая объединена общими взглядами на жизнь, отличающимися от мировоззрения, которое навязывается большинством» [4, с.7].

Ряд ученых склоняется к тому, что криминальная субкультура предполагает не столько преступное поведение как таковое, но определенный уклад жизни и взаимоотношений её

носителей между собой, с представителями власти и с гражданами [3, с. 8].

Применяя исторический метод, мы отметим, что феномен подростковой профессиональной преступности возник незадолго до периода зарождения советской власти: с 1834г. по 1913 г. в три раза возросла доля несовершеннолетних правонарушителей [10, с. 555].

В.В. Степанов и И.С. Гвоздева отмечают, что в современной России ежегодно выявляется более 30 тыс. преступлений подростков, из которых 60% составляет групповая преступность [2, с. 3]. Грабежи, разбои, вымогательства - это основная масса преступлений подростков, при этом 45% из них совершают ученики общеобразовательных школ.

Несмотря на то, что аббревиатура АУЕ имеет несколько толкований - в любом случае речь идет о распространении криминальной идеологии. Проблему криминальной идеологии некоторые авторы сводят к феномену современной молодежной субкультуры, но эта проблема гораздо шире, поскольку затрагивает мировоззренческую основу при формировании личности. Подобная идеология основывается на следовании воровским понятиям вперемешку с сознательным выбором преступного образа жизни. Совершение различного рода преступлений, особенно корыстных, всячески поощряется членами сообщества. Использование внешней атрибутики (татуировки, клички, уголовный жаргон) объясняется потребностью в самоидентификации и принадлежностью к сообществу.

У АУЕ нет единого общего руководителя, но есть лидеры во многих населенных пунктах. Основной их целью является распространение ценностей криминального мира среди молодежи, призывая своих сторонников к вандализму, массовым беспорядкам, избиению несогласованных, нападению на силовиков, поджогу административных зданий и т.д.

В целом же, движение АУЕ зародилось в местах лишения свободы: вор в законе Евгений Васин («Джем»), попав в 70-е годы в тюрьму, создал «союз истинных арестантов». Он придумал систему активного вовлечения подростков в криминальный мир: открыл спортивный лагерь, где обучал молодежь рукопашному бою и параллельно воровскому делу.

Автор В.В. Тулегенов отмечает, что в настоящее время «молодежная субкультура более диверсифицирована: кроме АУЕ можно быть и футбольным фанатом, и анархистом», а «дети

из неблагополучных семей, родители которых злоупотребляют спиртными напитками, так называемые аутсайдеры, - плодотворная почва для распространения идей АУЕ» [14, с.45-49].

Впервые аббревиатура АУЕ прозвучала в 2010г. в Краснодарском крае в Белореченской воспитательной колонии во время массовых беспорядков [11, с. 126-129].

Одним из особо запоминающихся инцидентов был произошедший 27 мая 2017г. случай в г.Челябинск: на фестивале красок «Холи» толпа подростков в возрасте 13-16 лет (в том числе и девушки) накинулись на служебный транспорт полиции, разукрасив его красками, и оскорбляли сотрудников данной правоохранной структуры. Все это сопровождалось криками «АУЕ!» [11, с. 126-129].

Символ движения АУЕ - восьмиконечная «роза ветров», называемая «звездой воров». Часто накалывается в виде татуировки признанными лагерными авторитетами и каждая вписанная в центр звезды фигура имеет определенное значение.

Обращаясь к истории возникновения аббревиатуры АУЕ, отметим, что в 1950-е гг. она использовалась в качестве приветствия и означала «желать здравия» или «всего хорошего». В 90-е гг. она становится опознавательным знаком, определяющим, что осужденный приговорен к лишению свободы.

До 2000-х гг. криминальное движение АУЕ было лишь в Забайкалье и не выходило за пределы исправительных учреждений. Но затем ситуация кардинально изменилась, и оно начало распространение в Иркутскую, Оренбургскую, Московскую области и республику Бурятия, становясь современной бедой и проблемой всего общества. Так, в октябре 2020г в Московской области было возбуждено уголовное дело в отношении 40-летнего жителя, которого подозревают в совершении преступления экстремистской направленности, предусмотренного ч.2 ст.282.2 УК РФ. Установлено, что подозреваемый является участником запрещенного в России движения АУЕ, имеет индивидуальный статус в криминальной среде, следит за соблюдением жизненного уклада в местах лишения свободы. В настоящее время расследование данного уголовного дела продолжается и мужчине в ближайшее будет предъявлено обвинение [1].

Применяя метод анализа и изучив мнения ряда авторов, отметим, что современные

исследователи основными причинами возникновения АУЕ в целом называют: низкий уровень жизни населения, коммерциализация отношений в процессах воспитания и обучения несовершеннолетних, отсутствие контроля молодежных сообществ в соцсетях, распространяемость тюремных песен и др. [9, с. 109].

С.Н. Чирун к основным причинам рассматриваемой преступности также относит: мало-эффективность проводимой государством молодежной политики, дефицит информационной безопасности молодежи, систематические экономические проблемы во многих регионах, низкий социальный и экономический порог развития России, проблематика молодежной занятости, малую эффективность социальных лифтов для молодежи и т.д. [16, с. 52].

Изучив историю развития преступного движения АУЕ, а также мнения некоторых авторов, к основным причинам активного распространения в среде молодежи субкультуры АУЕ мы отнесем:

1) взросление в неблагополучной семье -влияние семьи имеет важное значение. В условиях экономического кризиса родители, как правило, озадачены зарабатыванием средств для существования и не уделяют должного внимания подростку. Они не замечают изменения в поведении ребенка, его выражениях, смене ценностей, которые являются предпосылкой втягивания в АУЕ;

2) масса свободного времени на фоне отсутствия досуговых центров развития в регионе;

3) девиации подростков, т.е. различные психологические реакции, внешнее влияние, склонность к подражанию. Особую опасность представляет группа молодежи с различными формами протеста, члены которой зачастую имеют психические отклонения;

4) низкий уровень контроля над молодежными сообществами в социальных сетях - сеть Интернет играет весомую роль при формировании культуры АУЕ. В качестве активных деятелей действуют индивиды, неформально взаимодействующие в сетевых структурах. Они воспринимают сеть как неформальный институт, регулирующий внутресетевые и государственно-общественные взаимодействия;

5) коррумпированность системы МВД России и увеличение количества чиновников-взяточников - в настоящее время в правоохранные структуры и во власть проникают лица, нарушающие как нормы морали, так и

закон. Молодежь, видя такое поведение, постепенно подходит к нигилистическим взглядам и уголовному укладу жизни. Криминализация многих сторон жизни также влечет за собой проникновение и популярность в обществе криминального образа жизни;

6) слишком близкое расположение от учреждений уголовно-исполнительной системы до населенных пунктов

7) активная пропаганда криминальной субкультуры на формирующее сознание подростка: от известной активно-распространяемой в социальных сетях компьютерной игры «Тюряга» до высказываний политиков, используемых в своем лексиконе блатной жаргон («откат», «беспредел» и др.) [7, с. 141].

Результаты и обсуждение

В современном мире повышенный интерес представляет сеть Интернет. Проведя некоторый анализ, отметим, что некоторое количество групп в соцсетях активно пропагандируют криминальную романтику. В такие группы входят примерно от 50 до 750 тысяч человек, а также они имеют свою символику, сувенирную продукцию, полиграфию и т.д. Существуют и различные онлайн-каналы, где идет трансляция программ для подростков с распространением криминальной субкультуры.

Особый интерес представляют результаты мониторинга субкультуры АУЕ в соцсети «В контакте»: по нашему запросу было найдено 44 паблика, посвященных субкультуре АУЕ. Например, группа «Datalova» насчитывает 692935 пользователя и в части ее содержания откровенно просматривается поддержка АУЕ. Участники группы в возрасте от 15 до 36 лет, из которых 72% мужчины, 28% - девушки.

Также относительно сети Интернет мы отметим, что многие паблики удаляются из соцсети, частично забрашиваются, но оставляются в открытом доступе, привлекая все новых последователей [9, с. 108].

Как правило, группы с тематикой АУЕ маскируются под нейтральные названия либо под сообщества популярных игр, в которых весь обмен информацией происходит в комментариях, оставляемых пользователями под темой или видео. Создатели подобных пабликов считают, что главная причина популярности кроется в том, что молодежь в провинции не может обеспечить себе достойное будущее, особо выделяя бедные регионы с высоким уровнем преступности, где колонии и тюрьмы аналогичны градообразующим предприятиям, и

почти в каждой семье есть человек, прямо или косвенно связанный с зоной [13, с.155].

Основные участники АУЕ - подростки в возрасте от 12 до 17 лет. В крупных городах формируются банды из учащихся школ, колледжей, руководство которыми осуществляют молодые уголовники. Их основные увлечения -это кражи, грабежи, разбои, хулиганства. А поскольку школьники зачастую ещё не несут уголовной ответственности - этим и пользуются руководители организованных преступных групп, реализовывая украденное несовершеннолетними подростками имущество [9, с.108].

Стоит отметить, что воровская романтика и тюремная эстетика прочно забивают подростковые головы, особенно в период, когда необходимо определяться со своим будущим. Некоторые выбирают более легкий путь, который в итоге приводит в исправительное учреждение, перекосу ценностей и норм морали.

Практика показывает некоторые случаи вымогательства, которые происходят в образовательных учреждениях со стороны носителей криминальной субкультуры в отношении своих сверстников. Так, например, значительный резонанс получила ситуация в поселке городского типа Новопавловка Забайкальского края в 2016г. Тогда некоторые учащиеся общеобразовательной школы, придерживающиеся криминальной субкультуры АУЕ, на протяжении достаточно длительного времени совершали акты вымогательства в отношении иных учеников данного учреждения. В конечном итоге это спровоцировало самосуд родителей над участниками неформального движения [5].

Молодежно-подростковая криминальная субкультура АУЕ на сегодняшний день заполнила нишу в российских школах, детских домах, интернатах и многих учебных учреждений регионов России. Как правило, это дети-аутса-деры из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, злоупотребляя алкоголем и наркотиками. Так, 16 марта 2020г. посетители торгового центра г.Каменск-Уральский (Свердловская область) были вынуждены вызвать наряд полиции. Причиной тому стали буйные подростки из неблагополучных семей, нападавшие на людей. На прибывших сотрудников по их приезду накинулись с кулаками десяток сторонников АУЕ, утверждая, что они следуют идеологии движения.

Позднее 30 июня 2020г. в Новосибирске 15-летний подросток из антисоциальной семьи с ножом совершил семь нападений на офисы

микрозаймов и цветочный магазин, похитив определенную денежную сумму. Он не раскаялся в содеянном и признался, что следует идеологии АУЕ [8].

Также следует отметить и высокую латент-ность уголовно-наказуемых деяний адептов данной субкультуры до момента совершения ими преступлений. Большинство членов движения АУЕ скрывают от родителей и окружения свою принадлежность к сообществу, а последние не способны своевременно заменить отклонения в поведении подростка, создавая тем самым серьезные препятствия в предупреждении преступности несовершеннолетних.

Отметим, что внутренняя жизнь в АУЕ-со-обществе регламентируется определенными правилами. Зачастую подобные группы характеризуется высокой степенью коллективизма. Также принято использовать понятие «Семья», под которой подразумевается близкий круг юношей и девушек с доверительным общением.

Всех представителей рассматриваемого движения можно представить в следующем виде:

1. Представители АУЕ виртуальные - в основном осуществляют деятельность в сети Интернет, но в некоторых случаях могут «уходить на улицу»;

2. Представители АУЕ с улицы - их разделяют на возрастные группы (молодые, старшие, древние), но четко возрастные рамки не определены;

3. Представители АУЕ с судимостью - молодые люди, прибывшие в колонию, знающие об идеологии АУЕ, и вернувшиеся на улицу после окончания заключения, пополняя ряды АУЕ на свободе [6, с.3].

Заключение (выводы)

Таким образом, можно сделать вывод, что движение АУЕ построено на идеологии противопоставления несовершеннолетних власти и обществу. Но главное в АУЕ-сообществах закладываются деструктивные установки в виде ксенофобии и ненависти к другим социальным группам, не похожим на АУЕ представителей. Такая философия, как правило, приводит к позиции самоутверждения за счет слабого путем его унижения с целью испытать чувство превосходства.

Тревогу по поводу криминального движения АУЕ уже не первый год бьют ученые, общественность и эксперты разных отраслей. Современным исследователям ещё предстоит

установить дополнительные причины, которые побудили некоторые силы или отдельных лиц осуществлять активное использование псевдокриминальной субкультуры для активного негативного воздействия на несовершеннолетних.

Мы же в свою очередь предлагаем комплекс мер, который на наш взгляд будет способствовать минимизации степени влияния криминальной субкультуры, тем самым снизить темп её распространения, в том числе в подростковой среде, а именно:

1) в образовательных учреждениях озна-камливать учеников и студентов с рассматриваемым движением как общественно-опасным, а также разработать тесты, дающие возможность выявлять склонных к вступлению в криминальную субкультуру лиц;

2) проведение работы педагогическому составу культурно-образовательных организаций по разъяснению моментов, касающихся некоторых проявлений криминальной субкультуры, а также необходимости немедленного информирования законных представителей об установленных носителях криминальных норм;

3) включить в деятельность психологов образовательных учреждений задачу по целенаправленному выявлению обучающихся, которые могут быть подвергнуты криминальному заражению, и работе с элементами коррекции с ними;

4) уделять повышенное внимание занятости подростков, в особенности в малонаселенных пунктах, поскольку зачастую там пускают корни подобные экстремистские движения, а также создавать дополнительные рабочие места, которые рассчитаны на трудоустройство не достигших совершеннолетнего возраста лиц;

5) в соцсетях предупреждать о последствиях участия в деятельности АУЕ, включая уголовно-правового характера;

6) создание спецотделов правоохранительных органов по анализу контента интернет-ресурсов с целью выявления и устранения источников распространения информации, пропагандирующей культуру АУЕ, включая привлечение к ответственности умышленно распространяющих вышеуказанные материалы лиц;

7) разработка методичек для осужденных к лишению свободы, включающей основные

положения уголовно-правовых институтов, для проведения штатных учебных занятий.

Литература

1. В Московской и Ульяновской областях пресечена деятельность запрещенного в России движения АУЕ. URL: https://news.ru (дата обращения: 14.05.2021).

2. Гвоздева И.С., Степанов В.В. Теория и практика использования специальных знаний при расследовании групповых корыстно-насильственных преступлений несовершеннолетних: монография/под ред. И.С. Гвоздевой,

B.В. Степанова. Москва: Юрлитинформ,2012. 183 с.

3. Денисов Н.Л. Влияние криминальной субкультуры на становление личности несовершеннолетнего преступника: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М., 2002. 25 с.

4. Евсюкова А. Молодежные субкультуры и их влияние на российское общество // Теория науки. 2013. № 4. С. 6-11.

5. Жители села Новопавловка учинили жестокую расправу над обидчиками их детей. URL: https://zab.tv/news (дата обращения: 14.05.2021).

6. Иванов А.В., Козлов В.Е. Феномен улично-криминальной субкультуры АУЕ среди молодежи в республике Татарстан // Казанский педагогический журнал. 2019. № 1. С. 1-4.

7. Клейберг Ю.А Подростково-молодежное криминальное движение «АУЕ»: феноменология и психолого-криминологическая характеристика // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2020. №1(50). С. 139-143.

8. Конец воровскому ходу. Что такое движение АУЕ и почему его запретили в России. URL: http://life.ru (дата обращения: 14.05.2021).

9. Меняйло Д.В., Иванова Ю.А., Меняйло Л.Н. АУЕ - криминальное молодежное движение: сущность и способы распространения // Вестник Моск. Ун-та МВД России. 2019. № 11.

C.106-110.

10. Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революция в имперской России: XVIII -нач. XX века. Москва: Макс Пресс, 2012. 620 с.

11. Михайлов В.С., Кравченко Е.Н. Экстремистское движение «АУЕ»: причины возникновения, распространение и пути решения // Вестник СЮИ. 2020. С. 126-129.

12. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь: Русайнс, 1994. 70 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Семочкина А.А. АУЕ - фактор криминализации несовершеннолетних и их активного противопоставления государству и обществу // Вестник экономической безопасности. 2020. № 6. С. 154-158.

14. Тулегенов В.В., Стулов С.А. Субкультурные особенности религиозных экстремистов, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Вестник Кузбасского института. 2017. №3. С. 45-49.

15. Усанов И.В. Феномен АУЕ // Проблемы уголовного процесса, криминалистики и судебной экспертизы. 2018. № 2. С. 54-56.

16. Чирун С.Н. Молодежное АУЕ как интегральный феномен российского постмодерна // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 1. С. 49-65.

References

1. In the Moscow and Ulyanovsk regions, the activities of the AUE movement banned in Russia have been suppressed. URL: https://news.ru (accessed: 14.05.2021). (In Russian)

2. Gvozdeva I.S., Stepanov V.V. Theory and practice of using special knowledge in the investigation of group self-serving and violent crimes of minors: monograph / ed. by I. S. Gvozdeva, V.V. Stepanov. Moscow: Yurlitinform, 2012. 183 p. (In Russian)

3. Denisov N.L. The influence of criminal subculture on the formation of the personality of a minor criminal: autoref. dis. ... Candidate of Legal Sciences, Moscow, 2002, 25 p. (In Russian)

4. Evsyukova A. Youth subcultures and their influence on Russian society. Theory of Science. 2013. no. 4. pp. 6-11. (In Russian)

5. Residents of the village of Novopavlovka committed a brutal massacre of the abusers of their children. URL: https://zab.tv/news (accessed: 14.05.2021). (In Russian)

6. Ivanov A.V., Kozlov V.E. The phenomenon of street-criminal subculture of AUE among young

people in the Republic of Tatarstan. Kazan Pedagogical Journal. 2019. no. 1. pp. 1-4. (In Russian)

7. Kleiberg Yu. A Teenage and youth criminal movement "AUE": phenomenology and psychological and criminological characteristics. TvSU Bulletin. Series "Pedagogy and Psychology". 2020. №1(50). pp. 139-143. (In Russian)

8. The end of the thieves' move. What is the AUE movement and why it was banned in Russia. URL: http://life.ru (accessed: 14.05.2021). (In Russian)

9. Menyailo D.V., Ivanova Yu.A., Menyailo L.N. AUE-criminal youth movement: the essence and methods of distribution. Vestnik Mosk. Department of the Ministry of Internal Affairs of Rus -sia. 2019. no. 11. pp. 106-110. (In Russian)

10. Mironov B. N. The welfare of the population and the revolution in Imperial Russia: XVIII-beginning. XX century. Moscow: Maks Press, 2012. 620 p. (In Russian)

11. Mikhailov V.S., Kravchenko E.N. Extremist movement "AUE": causes of occurrence, distribution and solutions.Bulletin of the SUI. 2020. pp. 126-129.

12. Pirozhkov V.F. Laws of the criminal world of youth (criminal subculture). Tver: Rusains, 1994 70 p. (In Russian)

13. Semochkina A.A. AUE-a factor of criminalization of minors and their active opposition to the state and society.Bulletin of Economic Secu-rity.2020. no. 6. pp. 154-158. (In Russian)

14. Tulegenov V.V., Stulov S.A. Subcultural features of religious extremists serving a sentence of imprisonment. Bulletin of the Kuzbass Insti-tute.2017. no. 3. pp. 45-49. (In Russian)

15. Usanov I.V. The AUE phenomenon. Problems of criminal procedure, criminalistics and forensic examination.2018. no. 2. pp. 54-56. (In Russian)

16. Chirun S.N. Youth AUE as an integral phenomenon of Russian postmodernism. Monitoring public opinion: Economic and social changes.2019. no. 1. pp. 49-65. (In Russian)

THEORIA: negaroruKa, экономнка, npaBO • 2021. №2 (3)

•^ГОрнспруgeнцнfl | 58

SITNIKOVA Marina Petrovna

candidate of the PhD in Law degree of the Department of Criminal Law and Criminology, Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow

THE EXTREMIST MOVEMENT AUE: THE ESSENCE AND MEASURES OF COUNTERACTION

Abstract. In this article, the author examines the current extremist movement "The Arrestan way of life is one", which is based on the criminal subculture and thieves ' concepts. Using the historical method, the author presents the development of this informal criminal movement. It is noted that it emerged relatively recently, but its large-scale progress is obvious. It is indicated that this movement is particularly dangerous and for the younger generation, since the leaders actively involve young people in their ranks for training and further committing illegal actions. Applying the statistical method, the author notes that the crimes committed by the extremist organization in question are often of a mercenary nature, and the direction of their activities is often dictated by thieves ' leaders from places of detention. The author has studied the opinions of some researchers about the causes of the emergence and development of this criminal subculture. On the basis of his research, using the method of analysis, the author presented a modern set of reasons for the emergence of the criminal movement "The Arrestan way of life is one". The article also provides some characteristics of a typical representative of this criminal subculture and its formation in this role. In conclusion, a set of measures is proposed to prevent and prevent the spread of extremist ideology generally, including among young people.

Keywords: AUE, extremist organization, criminal subculture, causes of crime, extremist ideology, informal criminal movement, juvenile delinquency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.