Научная статья на тему 'ЭКСТРЕМИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ "А.У.Е.": УГОЛОВНО ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ЭКСТРЕМИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ "А.У.Е.": УГОЛОВНО ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИСТСКОЕ СООБЩЕСТВО / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "А.У.Е." / ПОЛЕМИКА / УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ / СТРУКТУРИРУЕМАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кияшко Кристина Сергеевна

В данной статье проводится анализ уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за участие в экстремистской организации «А.У.Е». Автор приводит статистические и практические данные, позволяющие оценить актуальность темы исследования в современности. Также рассматривается объективность признания «А.У.Е.» экстремистской организацией, а не сообществом, ввиду полемики правоведов, остро протекающей в обществе после криминализации «А. У.Е.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кияшко Кристина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTREMIST MOVEMENT "A.U.E." : CRIMINAL LEGAL ASPECT

This article analyzes the criminal law rules governing responsibility for participation in the extremist organization "AUE". The author shows statistical and practical data, that allow assessing the relevance of the research topic in modern times. The objectivity of the recognition of "A. U.E. " an extremist organization, and not a community, in view of the controversy of legal scholars, acutely proceeding in society after the criminalization of "AUE".

Текст научной работы на тему «ЭКСТРЕМИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ "А.У.Е.": УГОЛОВНО ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право DOI 10.47643/1815-1337_2021_11_215

ЭКСТРЕМИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ «А.У.Е.»: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Extremist movement «A.U.E.»: criminal legal aspect КИЯШКО Кристина Сергеевна,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России. 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: k.kiyashko2020@yandex.ru;

Kiyashko Kristina Sergeevna,

Adjunct of the Faculty of Training of Scientific and Pedagogical Personnel of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: k.kiyashko2020@yandex.ru

Краткая аннотация. В данной статье проводится анализ уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за участие в экстремистской организации «А.У.Е». Автор приводит статистические и практические данные, позволяющие оценить актуальность темы исследования в современности. Также рассматривается объективность признания «А.У.Е.» экстремистской организацией, а не сообществом, ввиду полемики правоведов, остро протекающей в обществе после криминализации «А. У.Е.».

Abstract. This article analyzes the criminal law rules governing responsibility for participation in the extremist organization "AUE". The author shows statistical and practical data, that allow assessing the relevance of the research topic in modern times. The objectivity of the recognition of "A. U.E." an extremist organization, and not a community, in view of the controversy of legal scholars, acutely proceeding in society after the criminalization of "AUE".

Ключевые слова: экстремистское сообщество, экстремистская организация «А.У.Е.», полемика, уголовно-правовой аспект, структурируемая управляемая организация.

Keywords: extremist community, extremist organization "AUE", polemics, criminal law aspect, structured managed organization.

Дата направления статьи в редакцию: 02.11.2021

Дата публикации статьи: 30.11.2021

В современных реалиях представляется актуальным изучение и уголовно-правовой анализ относительно нового международного экстремистского движения «А.У.Е.». Решением Верховного суда Российской Федерации от 17.08.2020 общественное движение «Арестантское уголовное единство» признано экстремистским и его деятельность на территории России запрещена [1]. В связи с тем, что с момента принятия нормативных новшеств уже сформировалась определенная практика и статистика, необходимо также в ходе её анализа, рассмотреть объективность признания экстремистского международного движения «А.У.Е» - экстремистской организацией.

Статистические данные Генеральной прокуратуры отражают количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности. Так, в 2021 г. наибольшее число уголовных приговоров за пропаганду было вынесено по ст. 280 УК РФ (призывы к экстремистской деятельности), число приговоров по анализируемой статье продолжает расти: были осуждены 184 человека, в то время как за весь 2019 год - 145. В 2020 г. число зарегистрированных преступлений экстремистской направленности выросло на 42,4 % по сравнению с 2019 г. и достигло 833 [2]. По данным статистики, в Российской Федерации наблюдается динамика роста преступлений экстремистской направленности. Стоит также отметить, что конечные итоги 2021 г. еще не подведены, остается лишь прогнозировать последующий рост зарегистрированных преступлений в 2022 г., в связи с криминализацией деятельности экстремистской организации «А.У.Е.», и правовой адаптацией применения уголовных норм по борьбе с ней.

Организация деятельности исследуемого криминального объединения, склонение, вербовка, иное вовлечение лица в его деятельность, участие в нем, предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для обеспечения деятельности движения образуют признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 136, 148, 149, 210.1, 212, 239, 278-281, 282, ч.ч. 1, 1.1, 2 ст. 282.2, ч. 1 ст. 282.3, 357 УК РФ.

Уголовно-правовой анализ позволяет констатировать, что статьи УК РФ, предусматривающую ответственность за деяния, связанные с причастностью к экстремисткой организации «А.У.Е.», делятся на 2 группы: непосредственные (ст. 210.1УК РФ. Занятие высшего положения в преступной иерархии); смежные (опосредованные) (ст. 136, 148, 149, 212, 239, 278-281, 282, ч.ч. 1, 1.1, 2 ст. 282.2, ч. 1 ст. 282.3, 357 УК РФ).

Несмотря на то, что указанные статьи относятся к различным главам УК РФ, объединяющим показателем является наличие единого для всех признака субъективной стороны - мотива поведения лица. Ввиду чего, для рассматриваемых групп составов преступлений мотив ненависти и вражды является обязательным. Уголовные нормы, предусмотренные в разделах преступлений против личности, против порядка управления и ряд других могут быть совершены не только по экстремистскому мотиву. Поэтому данные общественно опасные деяния могут быть признаны как экстремистские только в случае установления их совершения по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Рассмотрим практику применения уголовных норм в связи с законодательными изменениями и криминализацией экстремистской организации «А.У.Е.» за 2021 год. 29 апреля 2021 г. ГСУ СК России по Московской области сообщило о возбуждении уголовного дела по ч. 2 ст. 282.2 УК (участие в экстремистской организации) по факту активного участия и поддержания взглядов запрещенной на территории РФ экстремистской организации «А.У.Е.». Обвиняемый, находясь в СИЗО, осуществлял сбор денежных средств с целью поддержания деятельности организации, занимал высшее положение и пользовался авторитетом среди других подозреваемых и обвиняемых.

30 августа 2021 г. по сообщению Прокуратуры города Москвы стало известно, что СК возбудил уголовное дело по чч. 1 и 2 ст. 282.2 УК и ч. 1 ст. 282.3 УК (финансирование экстремистской деятельности) по факту деятельности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве. Несколько осужденных, являясь участниками экстремистской организации «А.У.Е.», оказывали неправомерное противодействие сотрудникам администрации учреждения, организовывали каналы доставки запрещенных предметов на режимную территорию, за что осуществляют целевой сбор денежных средств с других осужденных с целью поддержания финансового состояния данной организации.

Осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, наиболее часто становятся обвиняемыми в подобных ситуациях.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 11(203)

Так, в октябре 2021 г. возбуждено уголовное дело по ст. 210.1 УК (занятие высшего положения в преступной иерархии) и чч. 1 и 2 ст. 282.2 УК (организация экстремистской организации и участие в таковой) в отношении осужденных ФКУ ИК-3 УФСИН России по Калужской области. В результате качественно проведенных оперативно-розыскных мероприятий внутри учреждения, были получены факты, подтверждающие пропаганду норм и традиций «А.У.Е», наличие соответствующей символики в переписки между осужденными [3].

В ноябре 2021 г. стало известно, что 24 сентября Майкопский городской суд Республики Адыгея вынес приговор местному жителю В. Бенде. Он признан виновным по ч. 2 ст. 282.2 УК и приговорен к двум с половиной годам лишения свободы условно с ограничением свободы на шесть месяцев, с испытательным сроком в два с половиной года. Нужно сказать, что данный гражданин уже имел судимость за хранение наркотиков. Причиной обвинительного приговора суда, явилась активная пропаганда в своем окружении, также на просторах социальных сетей Интернета, норм и принципов «воровской жизни», уклада и символики «А.У.Е.».

Следует отметить, что в настоящем исследовании были рассмотрены не все случаи привлечения к уголовной ответственности за аналогичные деяния, лишь некоторые из них. Однако общий анализ судебной статистики показывает, что ч.1,ч.2 ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации); (участие в деятельности экстремистской организации), чаще остальных назначаются судом в рамках уголовной ответственности рассматриваемых составов преступления. На сегодняшний день, в связи с криминализацией экстремистского движения «А.У.Е.» среди правоведов обострилась полемика об объективности признания данного движения экстремисткой организацией.

Рассмотрим понятия «экстремистское сообщество» и «экстремистская организация» в уголовно-правовом аспекте. Экстремистское сообщество, согласно ст. 282.1 УК РФ, является организованной группой, целью создания которой служат планирование и создание условий для совершения преступлений экстремистской направленности, а равно для непосредственного осуществления таковых. Экстремистская организация, в свою очередь, определена в диспозиции ч. 1 ст. 282.2 УК РФ как общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете их деятельности в связи с осуществлением экстремизма.

Отличительным признаком рассматриваемых дефиниций является факт существование организации изначально легально зарегистрированной, и впоследствии осуществляющей преступную деятельность [4].

Между анализируемыми статьями УК РФ существует принципиальная разница, наглядно проявляющаяся в правоприменении. Так, ст. 282.1 УК РФ предполагает соучастие в преступной деятельности, то есть предполагает необходимость создания группы лиц, по предварительному сговору с целью совершения преступлений экстремистской направленности. Стоит отметить, что в институте «соучастия» прослеживается наличие организационно-социальных ролей, где четко определен руководитель. Ввиду конспиративного характера, лидер экстремистской организации «А.У.Е.» не известен до сих пор. В то время как ст. 282.2 УК РФ позволяет привлечь к ответственности фактически за любой вид деятельности, осуществляемый, как несколькими лицами, так и одним установленным участником запрещённой организации. Так, для вменения ст. 282.2 УК РФ необходимо вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или о запрете и деятельности организации по признакам ее экстремистской направленности. Отсюда и возникает дискуссия. Ведь, экстремистская организация «А.У.Е.» признана Постановлением Верховного суда таковой в обход соблюдения установленного порядка.

«В судебном заседании установлено, что АУЕ является хорошо структурированной и управляемой организацией - молодежным движением экстремистской направленности. Деятельность движения, основанная на криминально-экстремистской идеологии, представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан, обществу и государству», отмечается в сообщении Генпрокуратуры [2].

Общественный резонанс вызывает тот факт, что в Перечне Минюста РФ организаций, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности на территории РФ, содержатся организации, ранее зарегистрированные как юридические лица, действующие законно на территории РФ, однако, организация «А.У.Е.» ранее не зарегистрирована официально, ее масштабное распространение на территории РФ, также за рубежом, не являлось до настоящего времени запрещенным. По словам Никиты Гордеева (юриста, правоведа, блогера): «Признание «АУЕ» экстремистской организацией на основе не связанных между собой фактов криминальной и некриминальной активности существенно расширяет возможности для правоохранительных органов и связанных с ними структур». На наш взгляд, данная полемика вызвана некорректными «провоцирующими» формулировками в самом Решении Верховного Суда (например: «...данные о регистрации АУЕ как юридического лица отсутствуют, установить его руководителя не представляется возможным по причине конспирации.»).

С целью объективного конкретизированного подхода к экстремистской организации «А.У.Е.» представляется целесообразным предоставить Разъяснение Верховного Суда о признании экстремистского движения «А.У.Е.» экстремистской организацией. В содержании такового должны быть разъяснены признаки, определяющие экстремистскую организацию: система ценностных ориентаций криминального общества; механизмы управления и принятия организационных решений; наличие криминальной иерархии и антиобщественной идеологии; наличие собственной структурированной символики, изображений, слов и словосочетаний, аббревиатур.

Библиогра фия:

1. Решение Верховного Суда Рос. Федерации от 17 авг. 2020 г. по делу № АКПИ20-514с. : эл. Ресурс. офиц. сайт Верховного Суда Российской Федерации //

https://www.vsrf.ru/Ik/practice/cases/10730656 (дата обращения 05.10.2021).

2. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // https://epp.genproc.gov.ru (дата обращения 01.11.2021).

3. Почему культура АУЕ так популярна среди современной молодёжи // URL: factroom.ru>rossiya/pochemu...aue. ..sredi... molodyozhi (дата обращения: 25.10.2021).

4. Уголовный кодекс Российской Федерации: [федер. закон РФ: от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ: с изм. и доп. от 29 июля 2019 г. №250-ФЗ] // СЗ РФ. 2019. №31 (ч.1). ст.4799.

References (transliterated):

1. Reshenie Verhovnogo Suda Ros. Federacii ot 17 avg. 2020 g. po delu № AKPI20-514s. : el. Resurs. ofic. sajt Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii // https://www.vsrf.ru/Ik/practice/cases/10730656 (data obrashcheniya 05.10.2021).

2. Oficial'nyj sajt General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii // https://epp.genproc.gov.ru (data obrashcheniya 01.11.2021).

3. Pochemu kul'tura AUE tak populyarna sredi sovremennoj molodyozhi // URL: factroom.ru>rossiya/pochemu...aue...sredL. molodyozhi (data obrashcheniya: 25.10.2021).

4. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: [feder. zakon RF: ot 13 iyunya 1996 g. №63-FZ: s izm. i dop. ot 29 iyulya 2019 g. №250-FZ] // SZ RF. 2019. №31 (ch.I). st.4799.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.