Научная статья на тему 'ЭКСТРЕМИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ "А.У.Е.": ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ЭКСТРЕМИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ "А.У.Е.": ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
545
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.У.Е / КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ЭКСТРЕМИЗМ / ПОДРОСТКИ / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ОСУЖДЕННЫЕ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / A.U.E / CRIMINAL SUBCULTURE / EXTREMISM / ADOLESCENTS / PLACES OF LIBERTY DEPRIVATION / CONVICTS / PREVENTION OF EXTREMISM / COUNTERMEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов Вячеслав Сергеевич, Кравченко Екатерина Николаевна

В статье анализируется вопрос зарождения такого экстремистского движения среди подростков, как «А.У.Е.», значение которого толкуется как «Арестантский уклад един» или «Арестантское уркаганское единство». Криминальная субкультура, в отличие от иных субкультур, обладает своими особенностями и элементами, характеризующими ее как общественно опасную. Рассматриваемое нами движение активно развивается, вовлекая в свои ряды все больше и больше подростков путем пропаганды самими осужденными, лицами, имеющими судимость, а также лицами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы. А.У.Е. - это не просто протест подростков, мимолетное увлечение или занятие, это сложная система, имеющая свою иерархию и внутреннюю организацию, с определенными стратегиями развития, а также финансированием, к которому и призываются подростки. Несовершеннолетние становятся средством достижения конкретных целей определенного круга людей, и потому считаем, что данная криминальная субкультура опаснее вдвойне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"A.U.E." EXTREMIST MOVEMENT: OCCURRENCE CAUSES, SPREADING AND METHODS OF SOLUTION

The article analyzes the issue of the emergence of such an extremist movement among adolescents as «A.U.E.», the meaning of which is interpreted as «Arestan way of life is one» or «Arestan urkagan unity». Due to the fact that the criminal subculture, unlike other subcultures, has its own characteristics and elements that characterize it as socially dangerous, it poses a threat to society. The movement we are considering is actively developing, involving more and more adolescents in its ranks through propaganda by the convicts themselves, persons with a criminal record, and also by persons serving sentences of imprisonment. A.U.E. - this is not just a protest of adolescents, a passing hobby or occupation, it is a complex system with its own hierarchy and internal organization, with certain development strategies, as well as financing, to which adolescents are called. This movement covers from the social to the economic sphere of society, introducing first pointwise, and then covering more and more. By cultivating the «ideals» of the criminal world among adolescents, they become a means of achieving the specific goals of specific people, and therefore, we believe that this criminal subculture is doubly dangerous just because of its often underage participants.

Текст научной работы на тему «ЭКСТРЕМИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ "А.У.Е.": ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

ВЕСТНИК СЮИ

DOI 10.37523/SUI.2020.40.4.020 УДК 343.8

Михайлов Вячеслав Сергеевич

старший преподаватель кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: b671oo@gmail.com

Кравченко Екатерина Николаевна

курсант 2-го курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: kravcenkoenl5@gmail.com

Vyacheslav S. Mikhaylov

Senior Lecturer of the Department of regime and guard in the penal system,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: b671oo@gmail.com

Ekaterina N. Kravchenko

2 year cadet,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: kravcenkoenl5@gmail.com

ЭКСТРЕМИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ «А.У.Е.»: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье анализируется вопрос зарождения такого экстремистского движения среди подростков, как «А.У.Е.», значение которого толкуется как «Арестантский уклад един» или «Арестантское уркаганское единство». Криминальная субкультура, в отличие от иных субкультур, обладает своими особенностями и элементами, характеризующими ее как общественно опасную.

Рассматриваемое нами движение активно развивается, вовлекая в свои ряды все больше и больше подростков путем пропаганды самими осужденными, лицами, имеющими судимость, а также лицами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы. А.У.Е. - это не просто протест подростков, мимолетное увлечение или занятие, это сложная система, имеющая свою иерархию и внутреннюю организацию, с определенными стратегиями развития, а также финансированием, к которому и призываются подростки. Несовершеннолетние становятся средством достижения конкретных целей определенного круга людей, и потому считаем, что данная криминальная субкультура опаснее вдвойне.

Ключевые слова: А.У.Е., криминальная субкультура, экстремизм, подростки, места лишения свободы, осужденные, профилактика экстремизма, меры противодействия.

«A.U.E.» EXTREMIST MOVEMENT: OCCURRENCE CAUSES, SPREADING AND METHODS OF SOLUTION

Summary. The article analyzes the issue of the emergence of such an extremist movement among adolescents as «А. U.E.», the meaning of which is interpreted as «Arestan way of life is one» or «Arestan urkagan unity». Due to the fact that the criminal subculture, unlike other subcultures, has its own characteristics and elements that characterize it as socially dangerous, it poses a threat to society. The movement we are considering is actively developing, involving more and more adolescents in its ranks through propaganda by the convicts themselves, persons with a criminal record, and also by persons serving sentences of imprisonment. A. U.E. - this is not just a protest of adolescents, a passing hobby or occupation, it is a complex system with its own hierarchy and internal organization, with certain development strategies, as well as financing, to which adolescents are called. This movement covers from the social to the economic sphere of society, introducing first pointwise, and then covering more and more. By cultivating the «ideals» of the criminal world among adolescents, they become a means of achieving the specific goals of specific people, and therefore, we believe that this criminal subculture is doubly dangerous just because of its often underage participants.

Keywords: A. U.E., criminal subculture, extremism, adolescents, places of liberty deprivation, convicts, prevention of extremism, countermeasures.

Развитие прогресса, технологий, общественного сознания, смена мировоззрения человека сказывается на всеобщей обстановке, влияя на личность, на ее поведение в социуме и на сформированные им жизненные установки и приоритеты. Ввиду отрицательных изменений в общественной среде образуются характерные для тех или иных групп организации, в том числе и преступные. Названные нами факторы влияют и на рост преступности, в том числе подростковой. В связи

О 2020 Михайлов В. С, Кравченко Е. Н.

ТРИБУНА МОЛОйОГО УЧЕНОГО

с этим рассмотрим формирования, в которые входят несовершеннолетние, в частности, такое движение, как «А.У.Е.».

«Субкультурой можно назвать группу людей, которая объединена общими взглядами на жизнь, отличающимися от мировоззрения, которое навязывается большинством» [1, с. 9]. Криминальная субкультура - это субкультура, являющаяся подвидом культуры, нормы которой противопоставляются общепринятым социальным нормам и которая связана с нарушением уголовно-правовых запретов [2, с. 46].

Ранее, в 1950-60-е гг., аббревиатура «А.У.Е.» использовалась в качестве приветствия, означала «желать здравия», то есть всего хорошего. В 1990-х гг. «А.У.Е.» стало опознавательным знаком, по которому определяли, что осужденный был приговорен к лишению свободы. В прямом же значении аббревиатура означает «Арестантское уркаганское единство» или «Арестантский уклад един». Первый вариант является «пособием» по отбыванию наказания в исправительных учреждениях, второй вариант характеризует непосредственно неформальное движение, криминальную субкультуру. К основным правилам принято относить отрицание законности и правовых норм, как правило, отсутствие нравственности, что приводит к совершению преступлений. Осужденные к реальному лишению свободы во время отбывания наказания осознают ошибочность своей веры, действий, которые пришлось совершить, чтоб доказать свою преданность данному движению: среди юных участников поощряется воровство, безделье, культ силы приобретает значимость и становится целью.

Одной из причин появления «А.У.Е.» как течения экстремизма стало коренное изменение подхода общественности к моральным и правовым нормам после распада СССР: ориентир сместился на западные правовые установки, в основе которых лежало доминирование индивидуального начала над коллективным, что в корне меняло политику предшествующего государства, а соответственно и правовое сознание гражданина. Данные изменения породили новые формы нигилизма и различные формы деформации правовой культуры, распространившейся и на несовершеннолетних.

Активное распространение в настоящее время среди несовершеннолетних рассматриваемое явление получило по различного рода причинам:

— избыток свободного времени и отсутствие центров дополнительного развития в регионе (данное положение обуславливается неразвитостью молодежной политики, направления которой раздроблены и не представляют должного развития в небольших городах, сельских поселениях. Кроме того, следует отметить коммерциализацию детских дополнительных занятий, что усложняет положение семей с низким уровнем дохода);

— неблагополучные семьи (безусловно, являясь важнейшим социальным институтом в становлении личности ребенка, семья предопределяет его жизненные ориентиры и установки, и потому, если семья является проблемной, то происходит нарушение этих самых установок);

— близость населенных пунктов к учреждениям уголовно-исполнительной;

— пропаганда некоторых элементов в кинематографе, музыкальном и ином творчестве (посыл заключается в протесте против нищего существования и серой, скучной жизни. Активная пропаганда в сети Интернет осуществляется путем создания в социальных сетях групп, организатор (модератор) которых обладает набором знаний и умений агитирования, а также манипуляций, зачастую именно из этого источника подростки узнают о существовании «общака», в который нужно вносить денежные средства (опять же, откуда у подростка денежные средства? Их добывают чаще всего незаконным путем: грабежи, воровство и так далее, потому как трудоустройство считается унизительным). Традиция сбора средств с внешней территории исправительного учреждения осуществляется с 1990-х гг., тех, кто отказывался, избивали и унижали, изгоняли из так называемого «братства»). В идеологии «А.У.Е.» широко используют такие понятия, как сила, мужественность, верная дружба, преданность близких и друзей, как, например, в фильмах «Брат» и «Бригада», герои которых вызывают восторг и восхищение;

— девиации подростка (подразумеваем под этим несформированность личности, различные психологические реакции, склонности, внешнее давление и влияние, склонность к подражанию). Опасность представляет группа несовершеннолетних, склонных к демонстративному поведению, к различным протестам, ведомым на совершение противоправных действий, страстно доказывающих и утверждающих свое «Я» среди сверстников. Такую группу также характеризуют как интеллектуально неразвитую с психическими отклонениями. Тюремная эстетика, воровская романтика и прочие иллюзии легко забивает подростковые головы, особенно в тот период,

ВЕСТНИК СЮИ

когда им необходимо определяться с будущим. Тогда некоторые в силу объективных причин (собственной слабости или неуверенности, отсутствия возможности оплаты учебы и т. д.) выбирают, по их мнению, более легкий путь, он же в конце концов приводит в исправительное учреждение, которое приверженцы и считают обителью необходимых знаний. Такой перекос ценностей и норм морали формируется и под давлением, а также примером, если семья неблагополучная.

Перечисленные нами факторы подтверждаются конкретными примерами. А. Тарасов отмечает, что впервые аббревиатура АУЕ прозвучала в Краснодарском крае в 2010 г. во время массовых беспорядков в Белореченской воспитательной колонии. Далее были замечены следующие проявления: Читинское профессиональное училище № 6 - 2013 г., Бурятия; Бичурский район, село Малый Куналей - 2013 г., Юдино, микрорайон Казани - 2014 г., Советский район Улан-Удэ - 2015 г., Чита - 2015 г., город Хилок и село Новопавловка Забайкальского края - 2016 г., Усольский гвардейский кадетский корпус Иркутска - 2016 г., а также Московская, Челябинская, Ульяновская, Тверская области, Ставрополье и иные.

Но одним из самых запоминающихся был инцидент, произошедший 27 мая 2017 г. в г. Челябинск. Во время проведения фестиваля красок «Холи» толпа подростков в возрасте от 13 до 16 лет (среди которых были и девушки) набросилась на служебный транспорт полицейских, облив его красками, оскорбляя сотрудников правоохранительных органов. Сопровождалось это криками «А.У.Е.!».

Также распространение получил еще один способ демонстрации себя и своей приверженности к данному течению: участники делают себе татуировки с аббревиатурой «А.С.А.В.» - «All Cops Are Bastards» - «все копы ублюдки», что свидетельствует о неуважении органов правопорядка.

Таким образом, считаем данную субкультуру опасной не только в виде фактора криминализации молодежной среды, но и в виде подмены моральных и социально значимых принципов. Влияние на личность остается центральным вопросом: кроме реального вреда, причиняемого подростком кому-то или чему-то, происходит изменение и его правосознания, встает вопрос о его возможности продолжить жизнь правопослушного гражданина без ограничительных мер принудительного характера.

Подводя итоги, предлагаем следующие меры по решению обозначенной проблемы:

— в образовательных учреждениях проводить ознакомление учеников с данным движением как общественно опасным, разработать комплекс психологических тестов, которые были бы применимы для выявления склонных к вступлению в криминальную субкультуру;

— уделить внимание занятости подростков в малонаселенных регионах, потому как чаще всего именно там пускают корни подобные движения;

— реабилитация института семьи позволит сократить совершаемые преступления несовершеннолетними;

— в социальных сетях предупреждать подростков о последствиях (в том числе уголовно-правовых, в случае перехода от пассивной стадии к активной);

— включить «А.У.Е.» в список экстремистских формирований, что позволило бы предопределять ответственность субъектов, а также разрешить вопрос о данном феномене;

— пресечь криминогенное влияние преступников на подростков, что позволит снизить процент «заражения» опасным движением;

— в ходе выявления сотрудниками исправительного учреждения у подростка отношения себя к числу «А.У.Е.» проводить дополнительные профилактические беседы и занятия;

— представляется возможным разработать методическое пособие для осужденных к лишению свободы в воспитательной колонии, содержащее в себе основные положения уголовно-правовых институтов, с которым во время учебных занятий ознакамливался бы подросток (при должном уровне подхода к вопросу в ходе проведения тестов можно выявить уровень правовой грамотности по возрастному признаку, что позволит предупредить совершение необдуманных поступков, применив все профилактические меры).

В связи с этим следует отметить разработанную в Прикамском социальном институте (г. Пермь) и успешно реализуемую программу повышения квалификации «Антисоциальные, противоправные проявления в поведении несовершеннолетних. Распространение криминальной субкультуры в молодежной среде», в которой ключевыми являются вопросы профилактики вовлечения молодежи в криминальную среду на основании выявления признаков распространения криминальной идеологии в муниципальном сообществе, а также мероприятия воспитательно-исправительной работы образовательных организаций, центров социальной и психологической

ТРИБУНА МОЛОйОГО УЧЕНОГО

поддержки и реабилитации, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с детьми и молодежью, уже оказавшимися в сфере распространения движения «А.У.Е.».

Итак, решение вопроса о принадлежности «А.У.Е.» к экстремизму позволит иначе характеризовать это движение, эффективнее бороться с его распространением.

Библиографический список

1. Евсюкова А. Молодежные субкультуры и их влияние на российское общество // Теория науки. 2013. №4. С. 6-11.

2. Громов В. Г. Российская криминальная субкультура: философский аспект // Теология. Философия. Право. 2017. С. 44-57.

References

1. Evsyukova A. Molodezhnye subkul'tury i ih vliyanie na rossijskoe obshchestvo [Youth subcultures and their impact on Russian society]. Teoriya nauki [Theory of Science], 2013, no. 4, pp. 6-11 [in Russian].

2. Gromov V. G. Rossijskaya kriminal'naya subkul'tura: filosofskij aspekt [Russian criminal subculture: philosophical aspect]. Teologiya. Filosofiya. Pravo [Theology. Philosophy. Right], 2017, pp. 44-57 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.