Научная статья на тему 'Экстремистские настроения молодежи: мифы и реальности провинциального региона'

Экстремистские настроения молодежи: мифы и реальности провинциального региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
148
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИСТСКИЕ НАСТРОЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПАССИВНОСТЬ / ИНЕРТНОСТЬ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванов Р.В.

В статье рассматривается проблема экстремистских настроений в молодежной среде в провинциальном регионе. Подчеркивается социальная пассивность молодежи и искусственное нагнетание проблематики экстремизма в отдельных регионах, с целью актуализации и искусственного нагнетания тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иванов Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экстремистские настроения молодежи: мифы и реальности провинциального региона»

Экстремистские настроения молодежи: мифы и реальности провинциального региона

Иванов Р.В.

В статье рассматривается проблема экстремистских настроений в молодежной среде в провинциальном регионе. Подчеркивается социальная пассивность молодежи и искусственное нагнетание проблематики экстремизма в отдельных регионах, с целью актуализации и искусственного нагнетания тревожности. Ключевые слова: экстремистские настроения, молодежь, социальная пассивность, инертность, конструирование проблемы

Ivanov R.V.

Extremist sentiments of youth: myths and realities of the provincial region

The article deals with the problem of extremist attitudes among young

people in the provincial region. Emphasizes the social passivity of young

people and artificially forcing the problems of extremism in certain regions,

with the aim of updating and artificially forcing anxiety.

Key words: extremist sentiment, youth, social passivity, inertia, problem

construction

MIL

В современном мире, российском обществе, многих субъектах федерации проблема экстремизма стоит достаточно остро. В одних региона РФ доминирует этнонациональный экстремизм, в других религиозный, в третьих политический. Разобщенность общества, отсутствие четкой идеологической линии, разрушение системы патриотического воспитания, нивелирование заявлений политиков и реальной ситуации в стране, приводит к тому, что наиболее уязвимая и одновременном мобильная социальная группа - молодежь, становится подвержена воздействию крайне радикальных политических, социальных, религиозных и этических идей.

Экстремистские идеи, укореняясь в сознании молодого человека могут способствовать совершению противоправных действий: начиная от расписывания стен домов радикальными лозунгами, заканчивая «акциями» в отношении людей иной веры или этнической принадлежности, начиная от негативного отношения к представителям какой либо социальной группы (инвалиды, ветераны, лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией), заканчивая участием в погромах и иных преступлениях против этих групп. Количество подобных групп растет как в реальной среде, так и в виртуальном пространстве.

Современный мир предлагает все новые и новые формы экстремисткой деятельности. И недовольство политикой, межэтническими и межконфессиональными отношениями, конкретной группой людей может выливаться в незаконные, противоправные экстремистские формы. Как уже говорилось, из-за мобильности и категоричности молодежи, именно она может быть вовлечена в экстремистскую деятельность различных организаций (активность перед выборами, флеш-мобы и иные акции про-

тив каких-либо решений) и отдельных акций (события в Керчи). Как следствие этого, среди экстремистов преобладает молодёжь.

Начиная с 90-х годов ХХ века в России стали появляться неформальные молодежные организации, которые выступали как против политического режима, так и против экологических или социальных процессов, экономических реформ и так далее. Вопросы молодежного экстремизма изучались на протяжении этого периода и вплоть до наших дней такими учеными как В.А. Диль [1], А.Д. Петрушенко [8], Н.И. Медведева [6], Р.Б. Маремуков [7], И.А. Савченко [14], В.Н. Томалинцев [18] и др.

Проблемы экстремизма рассматривают не только с точки зрения теории, но и для построения молодёжной политики и для социальной работы с молодёжью и для совершенствования блокирующего экстремизм законодательство. Рост протестных настроений будут всё более делать проблематику молодёжного экстремизма значимой.

Важно понимать не просто сам экстремизм в молодежной среде, а изучать и регулировать экстремистские настроения и экстремистские действия. Первые являются потенциальной угрозой (т.к. предполагают фиксацию радикальных идей в сознании молодого человека, но не предполагают активных экстремистских действий) и могут быть изменены или локализованы профилактической работой, вторые требуют более радикальных мер и комплексную работу органов власти и правопорядка, так как предполагают реальные действие против кого-либо и могут нанести ущерб человеку или группе людей по различным признакам и причинам (национальности, вере, общественном или политическом участии и т.д.). Это зачастую зависит от уровня экономического благополучия и экономических притязаний (исследования В.А. Скуденкова [15,16,17]), условий социальной солидарности и эмпатии, территориальной идентичности и общественного договора (работы О.А. Полюшкевич [9,10,11,12,13]), чувства патриотизма и социальной включенности в различные сообщества современной молодежи (Р.В. Иванов [2,3,4,5]).

Мы провели фокусированное интервью лидеров общественного мнения среди трех целевых групп: студенческая молодежь, работающая молодежь и школьники.

Выборочная совокупность социологического исследования составила 24 человека (от 14 до 18 лет школьники и студенты техникумов -8 человек; от 18 до 22 лет студенты вузов - 8 человек и 23 -30 лет - работающая молодежь -8 человек).

Цель исследования: выявление особенностей восприятия и осмысления различными социальными группами молодежи экстремистских настроений и специфики формирования межэтнической и международной толерантности в Иркутской области в 2018 году и выявление реальных и мнимых мифов.

Результаты исследования

Анализируя результаты фокус-группы можно сказать следующее, что среди молодежи нет четкого понимания, что такое экстремизм. Общее мнение формируется по отрывочным и зачастую шаблонным фразам, которые обсуждаются в СМИ (телевидении и Интернете). Как говорили некоторые участники «Зачастую мы понимаем, что это экстремизм, потому что нам сказали, что это экстремизм, а не потому что мы это сами знаем и понимаем» (Андрей, 28 лет) или «это форма преступления против других людей, которая кем-то называется экстремизмом, но по факту - это преступление. Экстремизмом это называют в политических целях, поэтому экстремизм - это политический инструмент, который реализуется через идеологию и насилие» (Илья, 25 лет).

В целом, говоря о распределении ответов мы можем выделить наиболее часто встречающиеся трактовки экстремизма, например: «насилие на основе неприязни к другой национальности» - 32%, «нетерпимость во всех её проявлениях» - 16%, «способ восстановить справедливость» - 8%, «пропаганда насилия» - 22%, «готовность применять насилие для достижения целей» - 12%, «допустимость использования крайних мер» - 10%.

Только 20% участников исследования указали, что проблема экстремизма актуальна для современной России, 45% указали что «не актуальна» и 35% затруднились ответить.

Иными словами, это позволяет нам говорить о том, что молодые люди в повседневном своем мире не акцентируют внимания на проблемы экстремизма и не готовы активно вовлекаться в данный контент. Он их не «цепляет»,

хотя общий дискурс формирует определенное отношение. Только 10% молодых людей обсуждали данную проблему в кругу своих знакомых, остальным эта тема либо не интересна, либо не актуальна.

Никто из участников исследования не сталкивался с правлениями экстремизма за последний год. Только 10% слышали от знакомых или в СМИ, что это происходило.

Основным источником экстремистских материалов выступает Интернет (54%) и телевидение (новостная лента) (41%), общение со знакомыми (5%). Примем, молодые люди специально не ищут данную информацию. В различных СМИ она попутно выходит при поиске учебной или развлекательной информации. То есть если бы данная проблема не обсуждалась в Интернете и телевидении ее распространенность в определенных кругах могла бы быть значительно ниже.

Возможно, искусственное нагнетание количества насилия в различных СМИ повышает панику и негативный настрой среди различных социальных групп, и может повышать потенциальную угрозу создания и вовлечения в экстремистские группы различных групп населения, в том числе и молодежь.

Опрошенные нами молодые люди не считают, что экстремистские настроения в молодежной среде усилюсь за последнее время (75%), остались такими же полагают 25% молодых людей.

Национальность человека не влияет на отношение к самому человеку для 90% респондентов. «Все люди равны» (Ольга, 23 года), «Национальность не может определять хороший это человек или плохой» (Валерия, 15 лет), «Среди каждой нации есть как хорошие, так и плохие» (Александр, 20 лет). Но при этом, 10% указали на то, что уровень культуры или образования, представителя другой национальности может влиять на отношение к человеку, может формировать негативные установки к нему, если «он занимает экономически невыгодную нишу» (Богдан, 20 лет), «экономически притесняет меня» (Александр, 25 лет).

Молодые люди сошлись на том, что «низкий уровень образования, культуры населения» (33%) и «пренебрежительное отношение к культуре, обычаям других народов» (25%) являются доминирующими футорами роста экстремист-

ских настроений. Иными словами, просветительская работа, публичные лекции о других народах, их культуре и обычаях, особенностях жизни может улучшить положение в обществе.

На третьем месте «высокий уровень криминальности некоторых национальностей» (21%), «пропаганда и насилие в СМИ» - 15%, «большое количество мигрантов, гастарбайтеров» -6%. Социально-экономические условия указываются нашими респондентами как вторичные факторы, способствующие росту экстремистских настроений в Иркутске и Иркутской области.

Наиболее опасными проявлениями экстремизма молодые люди считают «политические убийства, физические расправы» (32%), «пропаганду фашизма» (25%), «осквернение, разрушение памятников, могил» (20%), «унижения, оскорбления, угрозы в адрес людей других национальностей, вероисповеданий» (15%), «призывы к запрету существующих партий и движений» (8%).

Хотя в разных возрастных группах оценка наиболее опасных форм проявления экстремизма совпадает, но объяснение причин такого положения несколько отличается. Молодые люди от 23 до 30 лет говорят о том, что «политические убийства и расправы являются основными, благодаря им возможны все остальные формы проявления экстремизма, как следствия политических решений» (Вадим, 29 лет). В 1921 год молодые люди указывают на наиболее «известные» в историческом плане формы экстремизма (фашизм), ставшие ярким примером негативного общественного воздействия: «Фашизм в мире показал всю пагубность экстремизма и нем нельзя допустить его вновь» (Максим, 19 лет). В самой младшей молодежной группе 14-18 лет указываются на морально-этические формы экстремизма, как недопустимые и нарушающие внутренние правила (мораль) и этические устои общества: «недопустимо осквернение могул или оценка других людей по их происхождению» (Софья, 16 лет).

Никто из прошенных не сталкивался лично с к какой-либо экстремистской группой и об экстремистских организациях в Иркутске или Иркутской области молодые люди не в курсе.

Говоря об эффективных способах борьбы с экстремизмом молодые люди выделили «развитие молодежного движения, спортивной и

культурной работы» (45%), «правовое и духовно-нравственное воспитание» (25%), «работа правоохранительных органов» (10%), и также 10% указали на то, что «нет эффективных форм борьбы с экстремизмом».

Но практически все отмечали необходимость комплексного подхода и сочетания разных форм и направления работы с молодежью. «Без системной работы всех социальных институтов - нельзя получить гарантированный результат» (Сергей, 20 лет). «Только сочетание усилий различных подразделений позволит избежать экстремизма» (Анна, 23 года).

Опрошенные нами молодые люди считают правовую базу недостаточной в 20%, нормальной - 35%, достаточной - 25%, чрезмерной -10% и 10% затруднились с ответом. Такой разброс мнений говорит о недостаточной информированности молодежи о правовой базе борьбы с экстремизмом. А показные процессы о «ре-постах» в социальных сетях уничижают социальную оценку и «вес» справедливого наказания за экстремизм.

«Суды за репосты не могут быть показательны и не могут говорить о работающей справедливой правовой системе, регулирующей экстремистские преступления в России» (Андрей, 28 лет». «Наказание за репосты в социальных сетях - отвлекают внимание, но не решают проблемы экстремизма» (Александр, 25 лет). «В СМИ не обсуждаются приговоры за реальные экстремистские преступления, а только бутафорские процессы о репостах в социальных сетях, поэтому говорить об эффективно работающей правовой основе нельзя» (Арина, 20 лет).

По мнению респондентов, наиболее опасен религиозный экстремизм (55%), так как он наиболее ярко проявляется, его сразу видно, тогда как политический (30%) и национальный (15%) более растянуты во времени и поэтому проследить их воздействие сиюминутно сложнее (с обывательской точки зрения), а мерить большими историческими мерками достаточно трудно. Данное суждение преобладает в основном из-за активного обсуждения в СМИ именно религиозного экстремизма (террористы-смертники и прочие террористические организации), тогда как другие виды экстремизма достаточно редки в общественном дискурсе.

Политический экстремизм обсуждается в рамках очередной годовщины - политических

убийств приведших к мировым войнам или репрессиям (убийство эрц-герцога Фердинанда, приведшее к 1 мировой войне) в каких-то отдельных странах при правлении того или иного диктатора (Муссолини, Салазара и т.д.).

Национальный также редко сам по себе обсуждается, только в рамках криминальных происшествий: «поножовщины среди тувинцев» или «разборки азербайджанцев» (Андрей, 28 лет). «О национальностях мы слышим только тогда, когда убийства или кражи или разбой совершается» (Мария, 20 лет).

При этом все молодые люди говорят, что ко всем национальностям они относятся одинаково хорошо. И о других культурах, чертах и качествах людей - представителей другой веры или культуры, о представителях и особенностях деятельности общественно-политических организаций они узнают из СМИ (Интернет и телевидение).

С провокационными суждениями о других нациях и национальностях никто не согласен, молодые люди отказывались отвечать на данный вопрос. «С каким из утверждений вы больше согласны: 1. Представители нашей национальности должны иметь привилегии при поступлении на учебу, при приеме на работу. 2. Представители нашей национальности жили на этой территории всегда, поэтому «чужаки» должны уйти. 3. Мы должны бороться за чистоту нашей крови. 4.Некоторые национальности ненавидят нас и готовы сделать все, чтобы нас не стало». Это позволяет нам говорить о сложившейся системе ценностей и убеждений, которая относительно стабильно формирует ценности и убеждения молодого поколения, что может препятствовать их вступлению в экстремистские организации и поддержанию и развитию экстремистских идей.

Неприязнь к представителям других религий молодые люди также не испытывают. Некоторые указывали на интерес общения с представителями других религий, который строится на расширении кругозора и понимания других людей. Также на провокационные вопрос о том, с каким из суждений более согласны мы получили отказы от суждений: 1. Представители некоторых религий не должны жить в нашем регионе. 2. Представители некоторых религий способны на любое преступление, потому что их религия им это разрешает. 3. Те, кто верят в

других Богов, глубоко ошибаются, необходимо приложить все силы, чтобы обратить их в свою веру. 4. Представители других религий представляют угрозу для представителей моей религии. Также это позволяет нам говорить об устойчивости религиозных или атеистических взглядов молодежи, которые не влияют на их негативное отношение к представителям других религий.

Отвечая на вопрос о том, какие социальные группы вызывают у вас раздражение или неприязнь мы получили единую оценку во всех возрастных группах молодежи. Наибольшую неприязнь вызывают «наркоманы» (40%), «алкоголики» (35%), «преступники» (20%) и другие (5%). Иные социальный группы не вызывают явной неприязни.

Среди опрошенных нами молодых людей только 30% готовы принять участие в деятельности общественно-политических организаций при условии совпадения интересов и убеждений. Остальные молодые люди достаточно пассивны (70%) и общественно-политическая активность не входит в сферу их интересов. Из всех респондентов только один указал, что состоит в общественной организации.

Из допустимых методов политической борьбы все молодые люди указывали на словесные и легальные методы борьбы. Иные методы для них неприемлемы и обсуждать их никто не пожелал. Это опять же указывает на их сложившуюся систему ценностей и мировоззрения.

Среди причины распространенности экстремизма среди молодежи наши респонденты указывали на отсутствие идеологии (55%), слабую работу молодежных организаций (25%), недостаточную патриотическую подготовку (20%). То есть, все «причины» лежат в недостаточной реализации государством различных направлений работы с детьми и молодежью.

В связи с этим, более эффективные методы борьбы с экстремизмом состоят в комплексе мер. Наши респонденты их условно распределили в следующем порядке: «развитие молодежного движения, работу спортивных, культурных и иных учреждений» - 30%, «выработку новой государственной идеологической политики» - 25%, «беседы, воспитание, защита, положительный пример и др.» - 20%, «активная деятельность администрации города по трудоустройству молодежи, ее социальной защищен-

ности» - 15%, «активная работа правоохранительных и судебных органов» - 10%.

Выводы

Исходя из полученных результатов исследования, проведённого вторичного анализа, следует сделать ряд выводов. Несмотря на некоторый рост экстремистских настроений на страницах СМИ, он по-прежнему остаётся проблемой столичных городов и национальных республик. Для Иркутской области и города Иркутска он не столь актуален.

Наиболее ярко выраженным является религиозный экстремизм. При этом, чем старше молодой человек, тем он становится терпимее.

Очевидно, что школа не справляется с патриотическим воспитанием, а доверие государству невысоко. Большинство молодых людей, не испытывает негативных чувств ни к одной национальности или представителям той или иной религии, а в ряде случаев испытывают безразличие. Но в СМИ активно обсуждаются экстремистские акции, что формирует определенную оценку.

Молодежь черпает информацию об экстремизме из СМИ (Интернет и телевидение). Не все информации она доверяет, но это не означает, что воздействие не происходит. По ее мнению, экстремизм - это явление, формируемой и развиваемое СМИ, нежели чем реальная проблема нашего региона.

Большая часть молодежи достаточно инертна и не готова бороться за свои права в общественно-политических организациях. Они не готовы нарушать закон, но и активно отстаивать его интересы также не рвутся.

Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о том, что в городе Иркутске и Иркутской области в целом достаточно умеренные взгляды молодежи на экстремизм. Но при этом, стоит усилить работу с детьми и молодежью в сфере патриотического воспитания, культурной, спортивной и общественной занятости молодых людей, чтобы перенести акценты их внимания на позитивные, созидательные сферы деятельности, способные укреплять государство и формировать гражданина и патриота своей страны.

Также искусственное нагнетание негативных процессов в СМИ негативно влияет на настроения и самоидентичность молодежи. Необходи-

мо регулировать формы подачи и контекст информирования населения о происходящих процессах в обществе и возможных перспективах развития ситуации.

Литература

1. Диль В.А. Тенденции развития современного экстремизма: молодежный и информационный экстремизм // Известия Томского политехнического университета. 2009. Т. 314. № 6. С. 167-170.

2. Иванов Р.В. Изменение смыслов патриотизма в молодежной среде (2010 и 2017 гг.) / / Социология. 2018. № 2. С. 108-112.

3. Иванов Р.В. Источники формирования идеологического пространства в России // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2018. № 9. С. 239245.

4. Иванов Р.В. Толерантность молодежи -миф или реальность // Вестник Московского института государственного управления и права. 2017. № 4 (20). С. 32-36.

5. Иванов Р.В. Толерантность, патриотизм и социальное неравенство // Социология. 2018. № 4. С. 20-22.

6. Маремуков Р.Б. Молодежный экстремизм на современном этапе // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 3. С. 234-235.

7. Медведева Н.И. Социально-психологические условия противодействия экстремизму и терроризму в молодёжной среде // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3 (64). С. 262-264.

8. Петрушенко А.Д. Экономические и социальные факторы противодействия экстремизму в молодёжной среде // Вестник Московского государственного областного гуманитарного

института. Серия: История, философия, политология, право. 2014. Т. 1. № 1-1 (1). С. 15.

9. Полюшкевич О.А. Идеологические ресурсы социокультурной солидарности // Государственное управление. Электронный вестник.

2017. № 64. С. 217-230.

10. Полюшкевич О.А. Общественный договор как инструмент консолидации общества // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012. № 1 (9). С. 75-80.

11. Полюшкевич О.А. Символическое значение территории в сознании сибиряков // Социология. 2018. № 2. С. 113-117.

12. Полюшкевич О.А. Территориально-пространственные символы социокультурной солидарности Сибири // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2017. № 4 (47). С. 293-300.

13. Полюшкевич О.А., Антонова Л.Л., Каща-ев А.Е. Эмпатия и социокультурая солидарность // Философская мысль. 2016. № 10. С. 71-82.

14. Савченко И.А. Молодежный экстремизм в г. Москве: опыт социологического исследования // Социодинамика. 2018. № 4. С. 21-28.

15. Скуденков В.А. Гендерные особенности социально-экономических притязаний (на примере городских жителей Иркутской области) // Урбанистика. 2018. № 2. С. 50-58.

16. Скуденков В.А. Изменение представлений об успехе и благосостоянии в сознании россиян (с 2014 по 2017 гг.) // Социология.

2018. № 2. С. 118-122.

17. Скуденков В.А. Экономические притязания в структуре патриотизма студенческой молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 2. С. 82-84.

18. Томалинцев В.Н. Общественный кризис и экстремизм в молодёжной среде // Молодежная Галактика. 2018. № 14. С. 8-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.