Научная статья на тему 'Экстремистская символика в интернет-пространстве как фактор угрозы социализации молодежи'

Экстремистская символика в интернет-пространстве как фактор угрозы социализации молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1553
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ / СИМВОЛИКА / ЭКСТРЕМИЗМ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аверина Ольга Рудольфовна, Байков Николай Михайлович

В статье представлен социологический и культурологический анализ экстремистской символики, распространяемой славянским неоязычеством, представители которого используют свастичные символы в своих изданиях и на интернет-сайтах. Показано, что псевдославянская идеология под благовидными предлогами защиты древнеславянских корней, традиций и обрядов навязывает россиянам, прежде всего молодежи, человеконенавистнические идеи нацизма, их приемлемость и допустимость в современных условиях. Приведены результаты исследований, из которых видно, что молодые люди являются наиболее активными пользователями интернет-ресурсов и социальных сетей. Показано, что экстремистская символика, тиражируемая в интернет-пространстве, представляет реальную угрозу социализации молодежи и требует решительного противодействия со стороны государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Аверина Ольга Рудольфовна, Байков Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экстремистская символика в интернет-пространстве как фактор угрозы социализации молодежи»

социология культурология

DOI 10.22394/1818-4049-2017-80-3-79-86 УДК 347.1:34.03

о. Р. Н. М

В статье представлен социологический и культурологический анализ экс-ттре^&ис^лской си^^воликки, распрос^праня,е^и*ой сл^авянски^и* неоязъьчес^^во^м, пред—

в своих изданиях и на

идеи нацизма,

из которых видно, что молодые люди являются наиболее активными пользователями интернет-ресурсов и социальных сетей. Показа— но, что экстремистская символика, тиражируемая в интернет-пространстве,

угрозу социализации молодежи и тоебует со стороны государства и общества.

Ключееш! (лова: символ, симватка, э^шр^мизм, интернет-пространство,

во все времена уделяется

и общества. В этот процесс в значительной мере терминирован стремительным ем интернет-технологий, которые

мир, но и сознание людей. ные угрозы терроризма и

ма, масштабные фальсификации

и

тиражируются с помощью интернет-ресурсов*

Интернет-пространство является одним из ведущих факт°р°в

в

времени. Об этом

Аверина Ольга Рудольфовна - канд. филос. наук, доцент кафедры философии, государства и прaва, ,Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (Хабаровск). Е-шаИ: o_averina@mail.ru

Байков Николай Михайлович - д-р социол. наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательской лaбоPaтории, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (г. Хабаровск). Е-шаИ: nmbaikov@rambler.ru

ные социологических опросов молодежи в Хабаровском крае в режиме мониторинга1 (табл. 1).

Подавляющее большинство молодых респондентов всех возрастных когорт посещают социальные сети, используют Интернет несколько раз в день. При этом 17-летние и 24-летние респонденты пребывают в виртуальном пространстве значительно больше времени, чем представители старшей возрастной группы (табл. 2).

Как свидетельствуют результаты опро-

са, две трети пользователей интернет-ресурсов, социальных сетей считают своими основными целями не столько прагматические поисковые действия (работа в Интернете, поиск информации для учебы, работы, пользование интернет-магазинами), сколько - информационно-коммуникативные (табл. 3). На знакомство с новостями и событиями, а также общение с людьми, друзьями, переписку в чатах уходит в среднем две трети времени пользователей Интернета и социальных сетей.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Сколько времени Вы в среднем проводите в день в Интернете, социальных сетях?» (2017 г.) (в % от числа опрошенных) [1]

Варианты ответа 17 лет 24 года 29 лет Всего

Не нахожусь там 1,1 1,2 1,3 1,2

Менее 1 часа 10,2 12,4 17,6 13,2

От 1 до 2 часов 17,8 18,6 29,7 21,8

От 2 до 3 часов 27,3 27,5 23,0 26,0

От 3 до 5 часов 23,6 17,8 15,1 19,0

Более 5 часов 20,0 22,5 13,4 18,8

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Как часто в течение недели Вы посещаете социальные сети, используете Интернет?» (2017 г.) (в % от числа опрошенных) [1]

Варианты ответа 17 лет 24 года 29 лет Всего

Несколько раз в день 81,7 82,0 72,0 78,8

1 раз в день 10,1 9,8 16,9 12,1

Несколько раз в неделю 6,1 3,0 6,2 5,1

1 раз в неделю 0,4 3,0 1,2 1,5

Не пользуюсь 1,8 2,3 3,7 2,5

1Социологический мониторинг «Молодёжь Хабаровского края: проблемы и перспективы» (1997 г., 2000 г., 2005 г., 2007 г., 2009 г. и 2013 г., 2017 г.) в разрезе трёх возрастных групп — 17, 24 и 29 лет Опрошено от 550 до 700 респондентов. Тип выборочной совокупности - многоступенчатый, квотный в разрезе трёх основных характеристик (пол, возраст, территория проживания), случайный на этапе отбора респондентов. Научные руководители - д-р социол. наук, проф. Н. М. Байков, канд. социол. наук, доц. Ю. В. Березутский.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «С какими основными целями вы пользуетесь интернет-ресурсами, социальными сетями?» (2017 г.) Сумма ответов превышает 100%, т. к. по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа [1]

Варианты ответа 17 лет 24 года 29 лет Всего

Знакомлюсь с новостями и событиями в жизни общества 60,4 65,8 64,1 63,4

Общение с людьми, друзьями, переписка в чатах 76,3 67,3 65,4 69,9

Скачивание, просмотр фильмов, телепередач, музыки 52,2 47,7 41,5 47,4

Поиск информации для учебы, работы 58,5 44,2 30,8 45,2

Работа в Интернете 8,9 15,4 11,5 11,9

Пользуюсь интернет-магазинами 26,3 29,2 30,3 28,5

Создаю посты, выкладываю различные материалы, фото 17,4 24,6 17,9 20,0

Играю в игры 29,0 20,4 17,5 22,5

Комментирую новости, события 11,1 5,4 9,0 8,5

Другое 0,4 0,4 - 0,2

Следует подчеркнуть, что в Интернете можно обнаружить не только полезную информацию и завести безопасные знакомства. Среди молодых людей немало таких, которых привлекает нечто эпа-тажное, необычное, «крутое». Молодежь привлекают яркие «информационные обертки», в которых зачастую упаковано то, что оказывает на «неокрепшие души» разрушительное воздействие.

В то же время, распространение противоправной информации является одним из видов преступлений в сфере информационных ресурсов. К этому относится и размещение в Интернете материалов экстремистского характера, в том числе запрещенной законом символики. Так, по данным Генеральной прокуратуры РФ, с 2013 г. число киберпреступлений увеличилось в шесть раз. При этом в 2016 г. две трети экстремистских преступлений было совершено в Интернете, причем каждое девятое - террористическое. За 3,5 года по требованию Генпрокуратуры России во внесудебном порядке заблокировали доступ к более чем 3 тыс. интернет-страниц, а с 50 тыс. ресурсов удалили противо-

правную информацию [7].

Российское законодательство признает экстремизмом (экстремистской деятельностью) «...пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения» [1, ст. 1]. К символике такого рода относят так называемую древ-неславянскую, или славяно-арийскую, символику, поскольку в основе ее лежит свастика - символ, использовавшийся нацистской Германией в 1933 - 1945 гг.

Символ (от греч. витЬаНс — сбрасывать, сопоставлять, понимать) — закрепленный традицией знак, содержащий какую-либо информацию. Практически вся человеческая символика социальная и включает символы самого различного содержания, относящиеся к социальным общностям и социальным институтам любого уровня. Она отражает самые разнообразные стороны социальных отношений, включая социальные коммуникации. При этом каждый символ несет тройную нагрузку: информативную, ком-

муникативную и :

Как социально-культурный ЗнaK, содержание символа представляет собой идею, постигаемую феноменологически. Содержание символа чаще всего невозможно адекватно передать вербальным

способом, так как оно раскрывается через интуитивное соотнесение предметного образа и глубинного смысла.

Принципиальное отличие символа от знака заключается в том, что смысл символа не указывает прямо на означаемый объект. Знак становится символом тогда, когда его употребление предполагает общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект, а на отвлеченное значение или чаще целый спектр значений, конвенционально в той или иной степени связываемых с этим объектом. Со свастикой в массовом сознании россиян связаны развязывание Второй мировой войны нацистской Германией и многомилиионные потери советских людей в Великой Отечественной войне, преступления против человечества, концлагеря, массовое уничтожение людей, агрессия и жестокость против мирного населения, расистская и националистическая идеология.

Однако с середины 90-х гг. ХХ века в России стало распространяться ское неоязычество, представители

разнородное движение, в основе рого лежат идеи исторического и

по отношению к другим народам, врата к политеизму - поЧитанию

богов и др. Последователями логии в России за : четверть лет созданы десятки ских организаций, объединившихся в Союз славянских общин (г. Калуга, 1997

органлзшцш призн^ы судом мистскими и внесены в перечень экстремистских организа Министерства юстиции РФ, а их тельность запрещена.

Тем не менее их пр< няют

Фостр жениями и текстами о чении

распространяются стоили видности свастики под названиями и

1ровождаемы шей уже в наше время мифологией. пример, символ, представляющий собой свастику красного цвета на белом фоне, позиционируется под названием «Фаш

как «... символ _ „ Огня.

Сей Духовный Огонь очищает, веческой от эгоизма и низменны лов. Это символ Мощи и Единства ского Духа, победъь Светлых Сил Разума над силами Тьмы и невежества» [4].

Аналогичный символ, но с ми, загнутыми влево, называется Утверждается, что это «славянский обе-

венника, земное воплощение бога Агни» [6]. Авторов не смущает, что Агни - бог индуистского, а не славянского пантеона. Но главное в том, что и «Фаш», и «Агни» однозначно схожи с нацистской символикой до степени смешения, сколько бы авторы текстов в Интернете ни утверждали, что эти «священные символы наших предков» не имеют ничего общего с нацизмом и фашизмом.

Увлечение псевдославянской < кой и легковерие населения дало < ние предприимчивым людям наполнить широким предложением различных оберегов, талисманов и прочей продукции с разнообразнЫми свастичными символами. Например, торговцы выставляют на продажу подвески с символами, поименованными как «Колядник» и «Ладинец», представляющими собой фактически двойную свастику. Идеология псевдославянской символики распространяет миф о том что «...древние славяне верили, что обеРи м.удр1й бог Коляда, лоторсго совре-

менные общественные деятели скорее назвали бы великим дипломатом, чем языческим идолом.. Коляда

кусством слово может

символов.

др

В качестве х» символов

говорами и оберег, сом позитивные \

и

Он также понимал, что шнить не хужe, чем, ото искусно «маневрировал».

между мбрны1мб

р

в

ную победу Добра над Злом, возрождение к новой жизни. Оберег, верили древние, изменяет судьбу сразу же, с того самого момента, как его надели..., вяне считали, что мальчики < сить этот, оберег как атрибут, щего мужчины с момента рождения» [3]. Все это сообщается легковерной публике, разумеется, без всяких ссылок на источники. В серьезных научных исследованиях традиционной славянской культуры и символики таких сведений не < вается. Очевидно, что все это значено для подрастающего поколения

интернет-зависимость молодежи разных возрастов (табл. 1).

Искусственно созданный ажиотаж вокруг псевдославянской символики вы-

выносить административные взыскания

размещают данные символы в сети Интернет, «репостят» их в и торгуют предметами с их ем. Это подтверждается и опроса молодежи (табл. 4)

по пресечению

у

у древних ^ав^ что запретить

корней. Однако можно с большим ванием утверждать, что неоязычество не представляет собой возврат к аутентичным традициям предков. Неоязыгаеские тексты повествуют о событиях, о р^ практически не сохранилось тельств, поэтому здесь открывается

мифологии. Отголоски дохристианской языгаеской культуры никогда не исчезали из народной жизни, но все же : ной традиции, ственности с ней нет: не с некой унаслед(

Апологеты свастики, выдавая ее за ведущий древнеславянский символ, приводят различные аргументы в ее защиту. Акцент делается на значении свастики, цвете, фоне, количестве и длине лучей, отходящих от основного перекрестья элементов. Исследователь истории сва-

Таблица4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Варианты ответа 17 лет 24 года 29 лет Всего

8 и а" I 8 и а" I 8 и I 8 и а" I

°скорбления, угрозы и 69,3 30,7 72,2 27,8 63,1 36,9 68,4 31,6

Пропаганда насилия 52,6 47,4 42,9 57,1 51,6 48,4 49,0 51.0

Призывы на возбуждение ненависти, вражды к представителям разные 48,5 51,5 42,2 57,8 44,0 56,0 45,0 55,0

Терроризм, экстремизм 41,3 58,7 39,1 60,9 40,9 59,1 40,5 59,5

стики Р. Багдасаров считает, что «... под определение нацистской символики может подходить лишь свастика, стоящая на ребре в 45°, с концами направленными в правую сторону. Именно такой знак находился на государственном знамени Национал-социалистической партии Германии с 1933 по 1945 гг., а так-

одной из экспертиз являлось интернет-изображение, в центре которого в желто-черной цветовой гамме, характерной для логотипа компании сотовой связи «Би-

(двойная свастика с концами, загнутыми вправ°, по часовой стрелке, и :осы). В

следует называть данный символ не < стика», a Hakenkreuz (буквально

как постулат сами нацисты [2].

По

: ее вариации: фигурацию, что и Hakenkreuz: две

углом либо вправо, либо влево, т. е. ны с нацисткой свастикой до степени смешения. Например, символ^1 под названиями «Посолонь» и «Чароврат» представляют собой ту же свастику, стоящую на ребре в 45 градусов, но красного цвета и с более короткими концами. В тонкостях цвета, фона и значения

публика видит то, чем данные : ния являются - фашистскую свастику.

В этой связи примечателен комментарий пользователя одного из интернет-

форумов: «Я ш^а,™^ - свас°ика может зазвучатъ ылярыш мифом оли nричаствQстьЮ к КруговраШ^еНою сан ■ только для. специалистов. Для всех свастика воплотилась в се-века в воде символа го нацизма. Это горькой опыт. попытка внедрить свастику в сознание, отлучив ее от нацистского прошлого. ..Мне, простому обывателю, горько видеть символ бесчеловечности. От которого вполне можно отказаться. Неужели нет ни капли рассудка? А если nрисутсmвуeт, позволю себе жить и умысел».

Псевдославянская символика

века с воздеяыьш киерху рука^

изображением размещена надпись «Дуи

из России» и текст: «Специальное предложение для неруси: ТАРИФ «ДОМАШНИЙ»! (Говорить будешь ДОМА»).

Характеризуя идеологию неояз^1че-ства, историк В. Шнирельман пишет: «...в ох лексоке отсутствует термин «человечество». Зато они оперируют по-

«рода», «'народа» 'б «расъL»,

остальную часть человечества за

Все ^д^р'^уги^Ог^е ^д^л^я ^н^е^ч'^^^^о

оло, во всяком случае, абсолютно «чуждое». Примечательно, что грандиозный . оздаваемыйязыческомо идеологами, повествует только о «русских», «славянах» оло «арийцах». И, хотя этб герои совершают путешествия опоясывающие едва ли не весь земной шар, достойного места для других народов в этой картине мира, как правило, не находится» [8, с. 1]. Ученый также отмечает, что посредством неоязыческой публицистической и художественной

постепенно свастики.

осу В

поисках «исконной русской веры» идеологи чества создали целый ряд ских клише. К таковым можно отнести, например, «Правь». Они заявляют, что они истинно православные, ибо славят Правь - светлый мир языческих богов. «Оно, по сути, повторяло путь , скбх ариософов б , ков, занимавшихся тем же в первые де-XX в. и создавших символику с благода

религиями. Это подтверждают и

экстремистской символики. Так,

тые нацистами» [8, с. 7].

Очевидно, что доступность : вянской символики в различных ] тах в ^тер^^р^р^ст^ преследует цель внушить пользователям, прежде всего молодежи, мысли о том, что она от-

р

ражает наши к:орневые « ставления < В дальнейшем становится возможным и

пРизнание наДизма в качестве нормы и

как следствие - появление на страничках молодых людей в социальных сетях постеров с изображением нацистской символики и атрибутики (надистского флага, «молний СС» и собственно свастики) в привлекательном контексте. Среди них встPечaлись, нaпример, такие: восходящее солнце в виде свастики в конфигурации Hakenkreuz; изображение нацистского знамени (красное ще со свастикой черного цвета, ной в белый круг) с подписью «Солнышко всходит»; рисунки в стиле японской анимации, и "

на

фоне нацистского флага, с нацистскими повязками на рукавах и т. д. ют названия групп в социальные сетях: «Адольф Гитлер», «В нацизме_юмор», «В

Современная ситуация такова, что социальные сети - это многомиллионные виртуальные сообществa, влияющце на сознание и поведение молодежи. Это подтверждают и громКИе собыТИя последних лет - от несанкционированные митингов до террористических и экстремистских актов с участием молодых людей. С этих позиций можно жать предл°жения тех экспертов, рые предлагают в целях общественной безопасности ввести принцип поголовной верификации пользователей с 14 лет, т. е. с момента получения гражданином паспорта. Верификация и строгий контроль за подлинностью имен лишь усилит ценность собственн

1рту

енного мнения и общения. Кроме того, при-

вязка аккаунта к паспорту поможет ре-

ф

О. Р.,

1 описание статьи

Н. М.

шить проблему

ным мнением в сократит

нения всевозможных образчиков нацистской символики.

1.

де

й i

де

экстремистской № 114-ФЗ [Электронный

> от.

URL: base. Р. В. Свастика:

URL:

htm#putyami

3. Браславская И. Колядник (оберег): значение и фото [Электронный ресурс]. URL:

//fb.ru/article/268888/kolyadnik-obereg-znachenie-i-foto

4. Обереги славян - Солярные

simvoly.html

5. Символика ресурс]. URL:

6.

URL:

[Электронный

культура [Электронный //slavyanskaya-kultura.ru/

7.

числа киберпреступлений с 2013 г. нъй ресурс]. URL: Mtp://www.rbc.ru/rbcfreenew s/599e9d289a79470ea5767903

8. Шнирельман В. Русское родноверие. Неоязычество и национализм в современной России [■Электронный ресурс]. М, 2012. URL:

9. Щеглов А. М. Возвращение богов: тическая социология неоязычества. М. : тельство «Пробел», 1999. - 19 с.

как фактор угрозы социализации молодежи // Власть и ■ сии. 2017. № 3 (80). С.89-96. DOI 10.22394/1818-4049-2

на Востоке Рос->17-80-3-79-86

слова «няша аниматоры п.ри создании японском языке «ня», что ется в значении

современной молодежной субкультуре таково. Японские чьтиплик^ационн^1х фильмов использовали междометия на

русскому «мяу». «Няша>, сoздaниe, в^изывающее м^лые чувcmвa, при хочется сказать «мяу». Синонимы: «милашка», «душка» и т. п.

которого

в

86

B^acTb m ynpaB^eHMe Ha BoeroKe poccmm. 2017. №3 (80)

O. N.

and culturological analysis of the extremist symbolism neopaganism, whose representatives use swastika i

The article , spread by the , editions and

of protecting ancient Slavonic roots, traditions and rituals, imposes on the Russians, first of all young people, the misanthropic ideas of Nazism, their acceptability and admissibility in the modern conditions. Based on the results of research it is shown that the extremist symbolism, replicated in the Internet space, represents a real threat to the socialization of and requires resolute opposition from the state and society.

Keywords: symbol, symbolism, extremism, Internet space, results of s

I and ,

I studies,

References:

Federal'nyj zakon «O

114-FZ [EHlektronnyj resurs]. URL: base.garant. ru/12127578/

2. Bagdasarov R. V. Svastika:

simvoly.html

5.

resurs]. URL:

6.

resurs]. URL:

//slavyanskaya-kultura.ru/

2006. URL: http://bagdasamvr.narod.ru/ swastika.htm#putyami 3. Braslavskaya I.

//Jb.ru/article/268888/kolyadnik-obereg-znachenie-i-foto

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.

simvoly [EHlektronnyj resurs]. URL: http://

CHajka zayavil o shestikratnom roste

resurs]. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5 99<e9d289a79470<8ia57679Q3

8. SHnirel'man V. Russkoe rodnoverie.

sociologiya neoyazychestva. M. : Izdatel'stvo «Probel», C999. - C9 s.

Reference to the article -

Averina O. R., Baykov N. M. Extremist symbols in the internet as a factor of the threat of youth' socialization // Power and Administration in the East of Russia. 2017. No. 3 (80). PP. 89-96 DOI 10.22394/1818-4049-2017-80-3-79-86

Rudolfovna - Candidate of Philosophy, associate professor of the state and right chair, the Far-Eastern institute of management -(Khabarovsk). E-mail: o_averina@mailru

Baykov Nikolay Mikhaylovich - Doctor of Sociology, professor, chief researcher of the research laboratory, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA (Khabarovsk). E-mail: nmbaikov@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.