Научная статья на тему 'Экстремальная компетентность офицера: содержательно-структурные характеристики и модель формирования'

Экстремальная компетентность офицера: содержательно-структурные характеристики и модель формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОДЕЛЬ / PROFESSIONAL COMPETENCY / EXTREMITY / EXTREME SITUATION / EXTREME COMPETENCY / STRUCTURE / PEDAGOGIC CONDITIONS / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкаренко Алексей Владимирович

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы формирования экстремальной компетентности у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Актуальность проблемного поля обусловливается спецификой сферы военно-профессиональной деятельности офицеров, характеризующейся высокой вероятностью возникновения экстремальных ситуаций, требующей от военного специалиста адекватной компетентности для сохранения психической устойчивости и обеспечения эффективных профессиональных действий. Анализируются научные труды отечественных исследователей, посвященные проблеме экстремальности, содержательно-смысловому определению понятия «экстремальная компетентность», на основе которых определяются его сущность и состав структурных компонентов. Делается акцент на возможности системы военного образования в формировании экстремальной компетентности у будущих офицеров за счет создания системы педагогических условий и организации работы в рамках специально разработанной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкаренко Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extreme сompetency officer: content-structural characteristics and formation model

This article is devoted to the consideration of the problem of the formation of extreme competency among future officers of the National Guard troops of the Russian Federation. Topicality of the problem is determined by the specifics of the military professional field of officers, which is characterised by a high probability of extreme situations, requiring the military specialist to have adequate competency to maintain mental stability and ensure effective professional actions. The scientific works of Russian researchers devoted to the problem of extremality are analysed , meaningful definition of the concept of "extreme competency" is given, on the basis of which its essence and composition of structural components are determined. Stress is laid on the capabilities of the military education system in the formation of extreme competency infuture officers by creating a system of pedagogic conditions and organising work within a specially developed model.

Текст научной работы на тему «Экстремальная компетентность офицера: содержательно-структурные характеристики и модель формирования»

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-147-151 УДК 355.23

Шинкаренко Алексей Владимирович

Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации jul.shinckarencko@yandex.ru

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОФИЦЕРА: СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы формирования экстремальной компетентности у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Актуальность проблемного поля обусловливается спецификой сферы военно-профессиональной деятельности офицеров, характеризующейся высокой вероятностью возникновения экстремальных ситуаций, требующей от военного специалиста адекватной компетентности для сохранения психической устойчивости и обеспечения эффективных профессиональных действий. Анализируются научные труды отечественных исследователей, посвященные проблеме экстремальности, содержательно-смысловому определению понятия «экстремальная компетентность», на основе которых определяются его сущность и состав структурных компонентов. Делается акцент на возможности системы военного образования в формировании экстремальной компетентности у будущих офицеров за счет создания системы педагогических условий и организации работы в рамках специально разработанной модели.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, экстремальность, экстремальная ситуация, экстремальная компетентность, структура, педагогические условия, модель.

В условиях современных социально-политических реалий, расширения спектра задач, решаемых военными специалистами войск национальной гвардии Российской Федерации (ВНГ РФ), модификации условий реализации профессиональных функций, характеризующихся необходимостью осуществления профессиональных действий в любых условиях, повышаются требования к качеству профессиональной подготовки будущих офицеров, уровню сформированности у них профессиональной компетентности в целом и отдельных ее видов, в частности.

Исследование проблем формирования и развития профессиональной компетентности является предметом научного поиска значительного числа авторов (А.Г. Асмолов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Г.В. Кравец, В.А. Исаев, В.П. Жуковский, Р.А. Быкова, М.Д. Ильязова и др.), в работах которых определяются содержательно-смысловые характеристики данного феномена, приводится его видовое разнообразие. Анализ научной литературы показал, что профессиональная компетентность является личностным образованием, интегрирующим систему знаний, умений, навыков, личност-но-профессиональных качеств, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности в выбранной сфере труда.

Применительно к профессиональной деятельности офицеров используется термин «военно-профессиональная компетентность», который, по сути, не имеет принципиальных смысловых различий с термином «профессиональная компетентность», однако, в большей степени акцентирует внимание на сфере военно-профессионального труда как специфического профессионального пространства, отличающегося особыми условиями

реализации профессиональных функций (А.Г. Ка-раяни, П.А. Корчемный [2]).

Указывая на особый характер военно-профессиональной деятельности офицера ВНГ РФ, отметим, что труд военного специалиста сопряжен с необходимостью решения служебно-боевых задач в нестандартных, зачастую весьма сложных и опасных для жизни и здоровья ситуациях, носящих экстремальный характер. В данном случае актуализируется особый вид профессиональной компетентности - экстремальная компетентность. В этом контексте считаем весьма значимой точку зрения В.Д. Симоненко [5], Л.П. Саксоновой [9], В.А. По-номаренко [8], определяющих экстремальную компетентность в качестве специфического вида профессиональной компетентности специалиста, который позволяет осуществлять профессиональную деятельность в непредсказуемо трансформирующихся условиях обстановки, характеризующихся экстремальностью.

По мнению В.А. Пономаренко [8], экстремальность отличается неординарностью, неопределенностью и новизной, которые возникают в деятельности, вариативностью происходящих в ней процессов, развивающихся по непрогнозируемому сценарию, идущего вразрез привычному алгоритму деятельности и несущего потенциальную угрозу для психофизиологической устойчивости личности офицера и сохранения параметров профессиональной деятельности.

В экстремальной ситуации, как указывает А.М. Столяренко [10], человек попадает в поле действия объективных трудностей, влекущих за собой вероятную дестабилизацию и трансформацию параметров его жизнедеятельности, выход из которой требует мобилизации всех личностных ресурсов человека. При этом М.Ш. Магомед-Эминов [4],

© Шинкаренко А.В., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

147

рассматривая экстремальную ситуацию, говорит о том, что именно в данной ситуации, несмотря на ее деструктивность, высокий уровень риска и эмоциональной напряженности, возможно раскрытие личностного потенциала человека, активизация его мотивационных, когнитивных, эмоциональных и поведенческих возможностей на основе актуализации экстремальной компетентности.

Обращение к понятию «экстремальная компетентность» позволяет констатировать тот факт, что данный феномен имеет весьма скромную научную представленность в исследованиях (здесь можно привести лишь работы А.Г. Погорелова [7], С.В. Пазухиной [6], Г.К. Карповой [3], О Ф. Ха-литова [11], И.И. Аминова [1]). Так, например, С.В. Пазухина, характеризуя экстремальную компетентность, указывает на интегративность психологических качеств, способностей, умений и навыков, системное действие которых обеспечивает готовность специалиста к реализации деятельности с целью сохранения ее ключевых нормативов и повышения эффективности.

А.Г. Погорелов полагает, что экстремальная компетентность выступает в качестве индивидуального личностного свойства, которое характеризуется способностью специалиста к сохранению целостности собственной личности при возникновении экстремальной ситуации и обеспечению эффективного и безопасного решения профессиональных задач.

В нашем понимании, экстремальная компетентность офицера ВНГ РФ является интегративным, развивающимся в процессе деятельности личностным свойством, которое проявляется в готовности офицера к реализации нормативно закрепленных профессиональных функций и решению служебно-боевых задач в экстремальной ситуации на основе системы профессиональных знаний, умений, навыков, личностных и профессионально значимых качеств, способности к их конструктивной, развивающей трансформации в процессе организации и осуществления профессиональной деятельности.

В связи с этим нами представляется, что сформированная экстремальная компетентность офицера позволяет, с одной стороны, активизировать имеющиеся когнитивные, эмоционально-волевые, поведенческие ресурсы личности, имеющиеся лич-ностно-профессиональные качества и социально-профессиональный опыт, что обеспечит адаптацию военного специалиста к условиям экстремальной ситуации и готовность к продуктивным профессиональным действиям, а с другой - расширить диапазон возможностей в направлении построения эффективных личностных маршрутов саморазвития, основанного на способности к самореализации в сфере профессиональной деятельности.

Таким образом, экстремальная компетентность, на наш взгляд, интегрирует адаптивный

и процессуально-развивающий блоки, укладываясь в диаду (по М.Ш. Магомед-Эминову [4]) «адаптация (устойчивость) - конструктивная развивающая трансформация». При этом в структуре адаптивного бока нами выделяется мотивацион-но-ценностный, эмоционально-волевой и когнитивно-операциональный компоненты, тогда как процессуально-развивающий блок представлен аутопсихологическим, поведенческим и рефлексивным компонентами:

- мотивационно-ценностный компонент ориентирован на приоритет мотивации военно-профессиональной деятельности и ценностные ориентации личности, которые являются побудительным фактором, определяющим траекторию и направления активности офицера в экстремальной ситуации;

- когнитивно-операциональный компонент интегрирует систему знаний, умений и навыков в соответствии с составом компетенций, нормативно закрепленных в требованиях к качеству подготовки военных специалистов ВНГ РФ;

- эмоционально-волевой компонент связан с устойчивостью офицера к воздействию экстремальных факторов профессиональной среды, несущих потенциальную угрозу стабильности личности и эффективности профессиональной деятельности, за счет сохранения конструктивного уровня интенсивности эмоций и способности волевого управления эмоциональным состоянием;

- аутопсихологический компонент отражает способность офицера к планированию своих профессиональных действий в экстремальной ситуации, прогнозированию последствий принимаемых решений и проектированию адекватной поведенческой траектории для обеспечения психологической устойчивости;

- рефлексивный компонент ориентирует на познание военным специалистом самого себя как личности и представителя социально-профессиональной общности на основе самоконтроля, самооценки и самоанализа своих действий в направлении саморазвития, активизации имеющихся личностных ресурсов;

- поведенческий компонент рассматривается в проекции готовности офицера нести ответственность за принимаемые решения в экстремальной ситуации, от качества которых зависит успешность выполнения профессиональных задач, психологическое благополучие, как самого офицера, так и подчиненного личного состава.

Отметим, что деление экстремальной компетентности на представленные выше компоненты весьма относительно, ввиду того, что они обладают свойством взаимной детерминации, активизируя свой содержательный и процессуальный потенциал в определенные моменты профессиональной деятельности, когда приоритет действия одних компонентов подкрепляется действием других.

148

Вестник КГУ ^ 2019

Проведенный теоретический анализ содержательно-смысловых и структурных характеристик экстремальной компетентности убеждает в том, что ее формирование является одной из ведущих задач военной образовательной организации ВНГ РФ, в пространстве которой должны быть созданы соответствующие педагогические условия и организовано функционирование адекватной модели, содержательно и процессуально обеспечивающих эффективность данного процесса. При этом, говоря о педагогических условиях формирования экстремальной компетентности, отметим, что, с одной стороны, они должны обеспечивать организацию образовательной среды военного вуза ВНГ РФ, задавая требования к процессу формирования экстремальной компетентности, а с другой - представлять систему мер, актуализирующих комплекс педагогических действий, направленных на формирование экстремальной компетентности. По нашему мнению к числу таких условий можно отнести следующие:

- условия-требования: обеспечение управления профессиональной подготовкой будущих офицеров, ориентированной на виды служебно-боевой деятельности специалистов ВНГ РФ и требования, предъявляемые к личности офицера; готовность постоянного состава военной образовательной организации ВНГ РФ к работе по формированию экстремальной компетентности у курсантов. При создании данных условий мы руководствовались тем, что в образовательной среде ведомственного военного вуза ВНГ РФ должна быть выработана единая система требований к профессиональной подготовке курсантов в ракурсе формируемого нами феномена, обеспечена взаимосвязь информационного пространства военной образовательной организации с социально-профессиональной средой для достижения целевых ориентиров образования и требуемого уровня экстремальной компетентности;

- условия-действия предполагают акцентирование внимание на содержательно-инструментальной оснащенности образовательного процесса в ведомственном военном вузе ВНГ РФ. Они направлены на обеспечение междисциплинарной интеграции учебных дисциплин, в рамках которых формируется экстремальная компетентность. Также они обеспечивают моделирование экстремальных ситуаций профессиональной деятельности, организацию специальной психологической подготовки курсантов, использование в образовательном процессе интегративно-стимулирующей оценки образовательной и профессиональной успешности курсантов, позволяющей сформировать их моти-вационную готовность к развитию собственного образовательно-развивающего маршрута для достижения необходимого уровня экстремальной компетентности.

Представляется, что создание и реализация выявленных педагогических условий требует особой организации образовательного процесса в ведомственном военном вузе ВНГ РФ, которая, на наш взгляд, должна быть структурирована, содержательно и процессуально представлена в виде модели, задающей целевые установки и регламентирующей образовательную траекторию процесса формирования экстремальной компетентности. При этом ведущими постулатами разработки модели формирования экстремальной компетентности у будущих офицеров ВНГ РФ являются следующие: 1) содержательные и процессуальные аспекты формирования экстремальной компетентности ориентируются на специфику профессиональной деятельности военных специалистов ВНГ РФ, определяясь системой решаемых профессиональных задач и спецификой возникающих экстремальных ситуаций; 2) композиционное структурирование модели основывается на идее поступательного и преемственного формирования экстремальной компетентности на всех этапах организации профессиональной подготовки курсантов и функционирования модели.

Исходя из этого, структура модели формирования экстремальной компетентности представлена целевым, содержательно-процессуальным и оценочно-результативным блоками, которые определяют целевые ориентиры организации работы по формированию экстремальной компетентности, систему организационных и развивающих задач, содержание профессиональной подготовки и этапы его реализации (стимулирующий, познавательный, операциональный, развивающий), применяемый методический и критериально-диагностический инструментарий.

Целевой блок модели задает ориентиры профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ РФ в соответствии с требованиями служебно-боевой деятельности и спецификой решаемых профессиональных задач в условиях экстремальности и предполагает достижение будущим военным специалистом высокого уровня сформированности экстремальной компетентности во всех ее структурных компонентах.

Содержательно-процессуальный блок модели регламентирует содержание профессиональной подготовки курсантов, применяемые методы, формы и средства, обеспечивающие инструментальное сопровождение образовательного маршрута и реализацию его содержательной составляющей. В границах данного блока модели реализованы следующие этапы: стимулирующий, направленный на создание позитивного профессионально ориентированного фона учебных занятий с курсантами, мотивирующего их на глубокое изучение теоретического материала и овладение практическими компетенциями, необходимыми для

служебно-боевой деятельности в экстремальных ситуациях; познавательный, ориентированный на предоставление курсантам учебной информации, необходимой для организации профессиональной деятельности в целом и в условиях возникновения экстремальных ситуаций, в частности; операциональный - вооружение курсантов продуктивными стратегиями действий в экстремальных ситуациях, связанных с непосредственным исполнением служебных обязанностей по выполнению боевых задач в соответствии с профессиональным предназначением, и овладением методами регуляции собственных психических состояний, сохранения целостности и стабильности при воздействии экстремальных факторов; развивающий, обеспечивающий формирование у курсантов готовности к аналитической и оценочной деятельности для трансформации накопленного опыта в новые условия обстановки (реализуется в процессе войсковой стажировки и полевой практики).

Оценочно-результативный блок модели представлен системой уровней, критериев, показателей и диагностических материалов, обеспечивающих проведение педагогического мониторинга эффективности модели (для оценки мотивационно-цен-ностного компонента - Ориентировочная анкета

B. Смекалова, М. Кучера, методика Б. Басса, методика Замфир, экспертная оценка; для оценки когнитивно-операционального компонента - оценка уровня сформированности теоретических знаний, умений и навыков на основе экспертной оценки; для оценки эмоционально-волевого компонента - Шкала ситуативной тревожности Спилбер-гера, методика самооценки стрессоустойчивости

C. Коухена, Г. Виллиансона, экспертная оценка; для диагностики аутопсихологического компонента - Опросник Е. Хайма «Копинг-механизмы», методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS), экспертная оценка; для оценки рефлексивного компонента - Методика диагностики рефлексии (опросник А.В. Карпова), экспертная оценка; для оценки поведенческого компонента -Многомерно-функциональная диагностика ответственности «Ответственность - 110» (ОТВ-110) (О.В. Мулыхина), тест «Экспресс-диагностика ответственности», экспертная оценка), организацию оценочных процедур в процессе опытно-экспериментальной апробации модели.

Полагаем, что подобное структурирование модели формирования экстремальной компетентности у будущих офицеров ВНГ РФ, равно как и методическая траектория реализации представленных блоков, позволяет организовать процесс профессиональной подготовки таким образом, чтобы с максимальной долей эффективности обеспечить достижение заданных целевых ориентиров в ракурсе формирования у военных специалистов экстремальной компетентности и обеспечить качество

их дальнейшей профессиональной деятельности, в том числе, в экстремальных ситуациях.

Библиографический список

1. Аминов И.И. Вопросы экстремально-психологической компетентности юриста // Вестник университета им. О.Е. Кутафина. - 2017. -№ 7 (35). - С. 95-110.

2. Караяни А.Г., Корчемный П.А. Психологическая подготовка боевых действий. - М.: Военный университет, 2016. - 180 с.

3. Карпова Г. С. Влияние экстремального характера профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарной системы на развитие их профессиональной компетентности // Сборники конференций НИЦ СОЦОСФЕРА. - 2013. - № 44. -С. 53-56.

4. Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности. - М., 2008. - 218 с.

5. Общая и профессиональная педагогика / под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2006. -368 с.

6. Пазухина С.В., Харькова А.А. Психологическая структура экстремальной компетентности учителя // Акмеология. - 2013. - № 1. - С. 214.

7. Погорелов А.Г. Экстремальная компетентность в профессиональной деятельности // Известия Технологического института ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет». - 2006. -№ 13 (68). - С. 305-311.

8. Пономаренко В.А. Экстремальность и проблема отношения к профессиональной деятельности и в профессиональной жизни // Мир психологии. - 2006. - № 4 (48). - С. 38-46.

9. Саксонова Л.П. Профессиональная культура будущего специалиста: истоки и тенденции развития // Современные наукоемкие технологии. -2005. - № 1. - С. 57-58.

10. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. - М.: Юнити-дана, 2002. - 607 с.

11. Халитов О.Ф. Проблемы развития экстремально-психологической компетентности руководителей органов внутренних дел // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. -№ 3 (97). - С. 190-194.

References

1. Aminov I.I. Voprosy ekstremal'no-psihologicheskoj kompetentnosti yurista // Vestnik universiteta im. О.Е. Kutafina. - 2017. - № 7 (35). - S. 95-110.

2. Karayani A.G., Korchemnyj P.A. Psihologicheskaya podgotovka boevyh dejstvij. - M.: Voennyj universitet, 2016. - 180 s.

3. Karpova G.S. Vliyanie ekstremal'nogo haraktera professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov penitenciarnoj sistemy na razvitie ih professional'noj kompetentnosti // Sborniki konferencij NIC SOCOSFЕRA. - 2013. - № 44. - S. 53-56.

150

Вестник КГУ 2019

4. Magomed-Eminov М.8И. Репошеп ек81геша1'по8Й. - М., 2008. - 218 8.

5. ОЬБИсЬауа i professiona1'naya pedagogika / pod red. УБ. Simonenko. - М.: Ventana-Graf, 2006. - 368 8.

6. Pazuhina 8У, Иar'kova А.А. Psiho1ogicheskaya struktura ekstrema1'noj kompetentnosti uchite1ya // Akmeo1ogiya. - 2013. - № 1. - 8. 214.

7. Pogore1ov А^. Ekstreшa1'пaya kompetentnost' V professioпa1'noj deyate1'nosti // Izvestiya Tekhno1ogicheskogo iпstituta FGOU VPO «YUzhnyj federa1'nyj umversitet». - 2006. - № 13 (68). - 8. 305-311.

8. Ponomarenko УА. Ekstrema1'nost' i prob1ema otnosheniya k professiona1'noj deyate1'nosti i v

professioпa1'noj zhizпi // Mir psiho1ogii. - 2006. -№ 4 (48). - 8. 38-46.

9. Saksonova Ь.Е Professiona1'пaya ku1'tura budushchego specia1ista: istoki i tendencii razvitiya // 8ovremeпnye naukoeшkie tekhno1ogii. - 2005. -№ 1. - 8. 57-58.

10. Sto1yarenko А.М. Ekstrema1'naya psihopedagogika. - М.: YUniti-dana, 2002. - 607 s.

11. Ha1itov O.F. Prob1emy razvitiya ekstrema1'no-psiho1ogicheskoj kompetentnosti rukovodite1ej organov vnutrennih de1 // Uchenye zapiski universiteta im. ЕЕ Lesgafta. - 2013. - № 3 (97). - 8. 190-194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.