Научная статья на тему 'Экстраполяционный взгляд на современное состояние территориального стратегического планирования в России'

Экстраполяционный взгляд на современное состояние территориального стратегического планирования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
717
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / КРУПНЫЕ ГОРОДА / ИНДИКАТОРЫ / STRATEGIC MANAGEMENT / STRATEGIC PLANNING / TERRITORIAL DEVELOPMENT / LARGE CITIES / INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолова Ирина Викторовна

Начиная с 90-х гг. поступательно в России шло распространение идей территориального стратегического планирования. Все большее число городов, регионов и макрорегионов осознали необходимость поиска своего индивидуального пути развития, способного обеспечить успешность. В статье на основе ретроспективого анализа выделяется четыре этапа становления и развития территориального стратегического планирования в современной России. Особое внимание уделяется современному периоду, начало которому положило утверждение Федерального закона от 28.06 2014 г. № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации», регламентирующего деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти в области стратегического планирования и управления. Впервые, более чем за 20 лет в России, на уровне законодательного акта сформулированы единые требования к системе стратегического планирования. Стратегическое планирование официально признается важнейшим элементом в системе стратегического управления, способствующим созданию условий для устойчивого развития территорий. Автор обосновывает целесообразность, а также доказывает необходимость законодательного принятия норм и принципов стратегического планирования. В систему стратегического планирования включен муниципальный уровень как равноценный участник процесса стратегического планирования. В соответствии с законом в регионе могут быть разработаны стратегии социально-экономического развития части территории субъекта РФ (например, для нескольких муниципальных образований), для которой требуется выработка особых целей, задач и направлений развития. Это создает условия для планирования развития агломераций как территорий опережающего развития, а также крупных межмуниципальных инвестиционных проектов и программ. В статье выделяются положительные моменты, а также недостатки, которые могут стать препятствием в процессе реализации закона. Автором на основе опыта организации стратегического планирования в городе Волгограде вносятся конструктивные предложения по совершенствованию и доработке действующей редакции закона, в том числе путем принятия дополнительных нормативно-правовых актов методического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богомолова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Since the 90s, the ideas on territorial strategic planning have been progressively disseminated in Russia. A growing number of cities, regions and macroregions recognized the urgency of finding their individual path of development which would ensure the successful implementation of strategic plans. The author of the article distinguishes four stages of formation and development of territorial strategic planning in modern Russia on the basis of retrospective analysis. The special attention is paid to the contemporary period which started after the adoption of the Federal Law of June 28, 2014 no. 172 "On strategic planning in the Russian Federation" regulating the activity of federal, regional and municipal authorities in the field of strategic planning and management. For the first time in more than 20 years the common requirements to the system of strategic planning were established in Russia at the level of the legislative act. The strategic planning is officially recognized as the most important element in the system of strategic management contributing to the creation of conditions for sustainable territorial development. The author grounds the expediency and proves the necessity of legislative adoption of norms and principles of the strategic planning. The municipal level as an equal member of the strategic planning process is included in the system of strategic planning. In accordance with the adopted law, the strategies for socioeconomic development of the territory of the RF subject can be worked out in the region (for example, for several municipalities). It is necessary to develop specific goals, objectives and directions of development for each territory. This creates the conditions for planning the development of metropolitan areas as the territories of advanced development, as well as large intermunicipal investment projects and programs. On the basis of experience of strategic planning in Volgograd, the author makes constructive suggestions for improvement and revision of current law, including the adoption of additional regulatory legal acts of methodological character.

Текст научной работы на тему «Экстраполяционный взгляд на современное состояние территориального стратегического планирования в России»

®

DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu3.2014.6.10

УДК 711.4 ББК 85.118

ЭКСТРАПОЛЯЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ

Богомолова Ирина Викторовна

Кандидат экономических наук, профессор, начальник управления социально-экономического развития департамента экономического развития администрации г. Волгограда bogomolova@volgadmin. т

ул. Ленина, 25, 400066 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Начиная с 90-х гг. поступательно в России шло распространение идей территориального стратегического планирования. Все большее число городов, регионов и макрорегионов осознали необходимость поиска своего индивидуального пути развития, способного обеспечить успешность. В статье на основе ретроспективого анализа выделяется четыре этапа становления и развития территориального стратегического планирования в современной России. Особое внимание уделяется современному периоду, начало которому положило утверждение Федерального закона от 28.06 2014 г. N° 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации», регламентирующего деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти в области стратегического планирования и управления.

Впервые, более чем за 20 лет в России, на уровне законодательного акта сформулированы единые требования к системе стратегического планирования. Стратегическое планирование официально признается важнейшим элементом в системе стратегического управления, способствующим созданию условий для устойчивого развития территорий. Автор обосновывает целесообразность, а также доказывает необходимость законодательного принятия норм и принципов стратегического планирования.

В систему стратегического планирования включен муниципальный уровень как равноценный участник процесса стратегического планирования. В соответствии с законом в регионе могут быть разработаны стратегии социально-экономического развития части территории субъекта РФ (например, для нескольких муниципальных образований), для которой требуется выработка особых целей, задач и направлений развития. Это создает условия для планирования развития агломераций как территорий опережающего развития, а также крупных межмуниципальных инвестиционных проектов и программ. 2 В статье выделяются положительные моменты, а также недостатки, которые

могут стать препятствием в процессе реализации закона. Автором на основе опыта организации стратегического планирования в городе Волгограде вносятся конструк-д тивные предложения по совершенствованию и доработке действующей редакции зако-Ц на, в том числе путем принятия дополнительных нормативно-правовых актов методи-§ ческого характера.

° Ключевые слова: стратегическое управление, стратегическое планирование, тер-

© риториальное развитие, крупные города, индикаторы.

Стратегическое управление и стратегическое планирование как базовая его функция, обеспечивающая целенаправленность и достижение соразмерности развития всех звеньев объекта, плотно вошли в практическую плоскость как в реальном секторе экономики, так и в территориальном развитии.

В настоящее время вопросам стратегического планирования не случайно уделяется достаточно большое внимание. Объясняется это, прежде всего, тем, что стратегическое планирование, представляющее собой комплекс разработки, обсуждения, принятия и реализации стратегии развития экономических систем, является сейчас одним из наиболее интенсивно развивающихся общественно-экономических процессов в России. Поскольку результатом стратегического планирования является управленческое решение, способное обеспечить связь прошлого с будущим через настоящее, то тем самым достигается непрерывность протекания регулируемых процессов [1, с. 59].

Анализ особенностей современного этапа социально-экономического развития свидетельствует о распространении использования методов стратегического планирования как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне муниципалитетов. Подтверждением этому служат общее количество законодательных и нормативно-правовых актов в этой сфере. Так, по оценке автора, - это порядка 100 документов на федеральном уровне, 500 - на уровне субъектов Российской Федерации и более 1 000 - на уровне муниципалитетов. Актуальность этой темы и жизненная необходимость использования методов и механизмов стратегического управления в территориальном планировании возникли не случайно, поскольку вполне могут рассматриваться своего рода панацеей, способной обеспечить высокую вероятность достижения целей проекта и увеличивают шансы на успех [5, с. 23].

Принятие на федеральном уровне Закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [14] представляет собой начало нового этапа в развитии стратегического планирования в России и конец эпохи неопределенности. В настоящее время необходимость наличия стратегии раз-

вития территориальных образований уже является бесспорной истиной. Такая ситуация в современной России была не всегда. В целом, по мнению автора, можно выделить четыре этапа становления и развития территориального стратегического планирования.

1-й этап пришелся на начало 90-х гг. прошлого века, когда в 1994 г. Российское Правительство целенаправленно приступило к разработке и реализации программ развития отдельных субъектов РФ, обеспечивая им, путем оказания мер федеральной поддержки, возможность подъема. Пионерами стали наиболее ослабленные территории: для Сахалинской области - это программа развития Курильских островов (1994 г.) [7], программа развития Республики Саха (в 1995 г.) [10], проект развития Республики Башкортостан (в 1996 г.) и т. д.

2-м этапом можно считать момент принятия в 1997 г. в Санкт-Петербурге Генеральным Советом города первого стратегического плана. Это стало знаковым событием, так как документ стратегического планирования впервые был утвержден на региональном уровне. Кроме того, он представлял собой иной формат законодательного акта: не программу, а стратегический план, различающиеся как по составу, так и по порядку утверждения. Сама региональная стратегия как в процессе разработки, так и на этапе обсуждения также впервые рассматривалась с участием большого числа специалистов, представителей различных категорий горожан, представителей бизнеса и власти. В этот же период субъекты Российской Федерации начали активную кампанию по выработке собственных концепций, стратегий, стратегических планов, программ развития. Названия этих документов были различные, также как они отличались горизонтом планирования и предметом планируемого развития: социально-экономическое, устойчивое развитие (вообще, коротко), горизонт планирования - до 2020,2025, 2030 годов.

Несмотря на все эти особенности, их отличало одно общее - регионы желали найти свое место в рыночной экономике, пытались сформулировать свой уникальный путь развития за счет выявления и использования конкурентных преимуществ.

В этот же период активно вопросами стратегического планирования стали заниматься

города (муниципальные образования) России. Им первыми пришлось самостоятельно искать пути «встраивания» в рыночную экономику.

Финансовую поддержку моногородам и малым городам России в это время оказывал Фонд Евразия путем предоставления грантов и оказания методической помощи в разработке стратегий. Методическая помощь пришла от специалистов института «Евроград», «Ле-онтьевского центра» и т. д. Результатом стали разработанные стратегии малых городов: Ижевска, городов Ленинградской и Московской областей, Владимира, Твери. Труднее, как представляется, было крупным и крупнейшим городам, которые при наличии методической поддержки разработку стратегий выполняли за счет собственных ресурсов, чаще всего с привлечением ученых и специалистов на конкурсной основе. В этот период стратегии появились у всех городов-миллионников, причем названия документов варьируются: стратегический план (Екатеринбург, Волгоград), программа (Красноярск), стратегия (у остальных). Так, по состоянию на 2004 г. более 70 городских и муниципальных образований, а также некоторые целые федеральные округа, например Южный федеральный округ, разрабатывали свою стратегию [4].

3-й этап: пришелся на 2008 г. - и до настоящего времени, когда, одновременно с практикой разработки новых стратегий, города приступили к обновлению и корректировке ранее принятых. Этот процесс был обусловлен объективными причинами, вызванными изменениями внешних и внутренних условий (финансовый кризис 2008 г.), требующих актуализации основных параметров, заложенных в данных стратегиях.

И наконец, 4-й этап, как указывалось выше, наступивший с момента принятия Федерального закона N° 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Впервые законодательно на федеральном уровне установлены правовые основы, обеспечивающие координацию государственных и муниципальных методов управления с проводимой бюджетной политикой. Законом предусмотрено направление использования стратегического планирования на решение задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Феде-

рации, позволяющей реализовывать программы повышения качества и уровня жизни населения, роста всех сфер российской экономики и обеспечения безопасности страны. Отдельно документом обозначены задачи, а также выделены возможные участники процесса и документы стратегического планирования.

Анализ практических возможностей использования закона позволяет выделить следующие его положительные особенности:

- закон устанавливает единые требования к системе стратегического управления как на федеральном, так и на региональном и муниципальном;

- законом даны определения и толкования целому ряду понятий, которые используются в повседневном употреблении в процессе стратегического планирования (планирование, прогнозирование, корректировка и т. д.);

- впервые на федеральном уровне вводится такой документ стратегического планирования, как стратегия пространственного развития Российской Федерации, являющегося основой для подготовки документов территориального планирования;

- в соответствии с законом в регионах могут быть разработаны стратегии социально-экономического развития части территории субъекта РФ (например, для нескольких муниципальных образований), для которой требуется выработка особых целей, задач и направлений развития. Это создает условия для долгосрочного планирования развития агломераций как территорий опережающего развития, а также крупных межмуниципальных инвестиционных проектов и программ;

- закон устанавливает единый взаимоувязанный порядок хранения документов стратегического планирования путем ведения всеми участниками процесса стратегического планирования соответствующих реестров;

- установлена обязательность привлечения ученых, представителей бизнеса и власти, рядовых граждан к процессу разработки документов и проведения общественных слушаний (обсуждений), что обеспечивает не только научно-практическую, но и всенародную значимость документа.

Несмотря на все положительные моменты, как представляется, в Законе остались невыясненными следующие моменты:

1. Возможно ли расширительное толкование понятия «стратегия», учитывая сложившуюся практику, в частности в ряде муниципальных образований, когда этот документ получил название «стратегический план развития». К примеру, в Волгограде действует Стратегический план устойчивого развития Волгограда до 2025 г., который по своему содержанию соответствует определению стратегии социально-экономического развития муниципального образования, которое дано в законе. Поэтому, в подпункте 1 стоило предусмотреть более широкую формулировку названия этого документа стратегического планирования, которая оставляла бы альтернативу в названиях для уже утвержденных документов стратегического планирования на уровне муниципальных образований.

2. Одновременно с этим трудно понять ограничение сфер распространения стратегии только на социальную и экономическую сферы (социально-экономическое развитие), так как в современных условиях считаем прогрессивным, если название стратегий будет направлено на обеспечение устойчивого развития территорий.

3. Необходимо нормативное закрепление взаимосвязи документов стратегического планирования с документами бюджетного процесса. Так, в соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона № 172-ФЗ документы стратегического планирования, необходимые для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных районах и городских округах, разрабатываются, утверждаются (одобряются) и реализуются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В то же время Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено бюджетное планирование в соответствии с документами стратегического планирования. Поэтому для эффективной реализации положений документов стратегического планирования должна быть предусмотрена взаимосвязь документов бюджетного процесса в муниципальных районах и городских округах в отношении основных документов стратегического планирования.

4. Исходя из текста закона возникает необходимость разработки и законодательного утверждения Стратегии социально-экономического развития России на федеральном

уровне. Используемая на федеральном уровне «Стратегия-2020» представляет собой с юридической точки зрения Концепцию долгосрочного развития России до 2020 г., тогда как в число документов стратегического планирования согласно ст. 11 Закона № 172-ФЗ концепции не входят.

5. Разработка и утверждение стратегий и планов является первой компонентой стратегического управления городом (территорией). Вторая, не менее важная, и, видимо, наиболее трудная составляющая этого процесса заключается в реализации стратегического плана. Именно реализация может показать жизнеспособность стратегии. И здесь необходимы практические механизмы увязки как долгосрочных и среднесрочных, так и региональных и муниципальных стратегических документов.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, для эффективной организации стратегического планирования и преодоления вышеуказанных недостатков необходима разработка и принятие дополнительных нормативно-правовых актов, носящих методический характер, что облегчит и унифицирует процесс разработки документов стратегического планирования на местах.

Применительно к совершенствованию процесса стратегического планирования на муниципальном уровне было бы целесообразно установить нормы и требования к региональным законам о стратегическом планировании, что позволит конкретизировать практические процедуры взаимной увязки и согласованности, а также упорядочить процессы утверждения региональной и муниципальной стратегий, механизм разработки и принятия стратегий развития агломераций и т. д.

Таким образом, реализация Закона позволит обеспечить решение целого комплекса управленческих задач, таких как расширение и введение единообразия в периоды государственного прогнозирования и планирования, определение очередности разработки долгосрочных и среднесрочных документов государственного стратегического планирования, взаимная согласованность долгосрочных и среднесрочных документов государственного стратегического планирования по целям и приоритетам и другие.

Ранее авторы отмечали отсутствие единой методологической и методической базы в разработке реальных документов стратегического планирования, что создавало трудности не только на этапе подготовки, но и при анализе, сравнении, согласовании и агрегировании стратегических планов всех уровней экономики [6; 7]. Принятие Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» снимает целый ряд вопросов, многое становится на свои места, и при этом остается поле для творческого поиска путей долгосрочного социально-экономического развития России.

Учитывая данные факторы, можно было бы рассмотреть вопрос о целесообразности распространения имеющегося опыта в ряде субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, например, города Волгограда, который с 1996 г. приступил к созданию и практическому использованию системы стратегического планирования, включающей следующие основные правовые акты Волгограда:

- решение Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2007 г. № 55/1399 «О принятии стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года» [13];

- решение Волгоградской городской Думы от 24.03.2010 № 30/910 «О принятии положения о стратегическом планировании устойчивого развития городского округа город-герой Волгоград» [12];

- постановление главы Волгограда от 30.09.2010 № 2502 «Об утверждении положения о мониторинге реализации стратегического плана устойчивого развития Волгограда» [9];

- постановление администрации Волгограда от 07.10.2014 № 1295 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра документов стратегического планирования Волгограда» [8], а также успешно зарекомендовавшую себя систему индикаторов устойчивого территориального развития [2; 3].

Опыт Волгограда с привязкой к местным особенностям может быть использован другими муниципальными образованиями при разработке собственных стратегий устойчивого развития.

Серьезный опыт накоплен в других городах - лидерах стратегического планирова-

ния: Екатеринбурге, Ростове-на Дону, Казани и т. д. Практические наработки специалистов в области территориального стратегического планирования, апробированные в городах и регионах, позволят в полной мере обеспечить полноценный и повсеместный переход к системе стратегического планирования.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Асаул, А. Н. Стратегическое планирование развития строительной организации / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб. : Изд-во СПбГАСУ 2009. - 163 с.

2. Богомолова, И. В. Индикативное планирование устойчивого развития территории как инструмент формирования инвестиционной политики / И. В. Богомолова. - Волгоград : Изд-во ВолгГАСУ, 2007. - 66 с.

3. Богомолова, И. В. Индикативное планирование устойчивого территориального развития городов: опыт и перспективы / И. В. Богомолова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2012. -№ 1 (20). - С. 101-108.

4. Иншаков, О. В. О стратегии развития Южного федерального округа / О. В. Иншаков // Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / под ред. акад. А. Г. Гранберга. - М. : Наука, 2004. - 720 с.

5. Керцнер, Г. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости / Г. Керцнер. - М. : АйТи, 2003. - 318 с.

6. Минцберг, Г. Стратегический процесс: Концепции. Проблемы. Решения / Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн, С. Гошал. - СПб. : Питер, 2001. - 688 с.

7. Поляков, В. Г. Стратегическое управление развитием промышленного строительства в регионе / В. Г. Поляков. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010.179 с.

8. Постановление администрации Волгограда от 07.10.2014 № 1295 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра документов стратегического планирования Волгограда». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www. consultant. ru/.

9. Постановление главы Волгограда от 30.09.2010 № 2502 «Об утверждении положения о мониторинге реализации стратегического плана устойчивого развития Волгограда». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: // www. consultant. ru/.

10. Постановление Правительства РФ от 17.12.1993 № 1297 (ред. от 08.08.2003) «О Федеральной программе социально-экономического разви-

тия Курильских островов Сахалинской области на 1994-1995 гг. и до 2000 г.». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

11. Постановление Правительства РФ от 07.02.1995 № 115 (ред. от 21.07.1997) «О Программе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

12. Решение Волгоградской городской Думы от 24.03.2010 № 30/910 «О принятии положения о стратегическом планировании устойчивого развития городского округа город-герой Волгоград». -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www. consultant. ru/.

13. Решение Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2007 г. N° 55/1399 «О принятии стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

14. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

REFERENCES

1. Asaul A.N., et al. Strategicheskoe planiro-vanie razvitiya stroitelnoy organizatsii [Strategic Planning of Construction Organization Development]. Saint Petersburg, SPbGASU Publ., 2009. 163 р.

2. Bogomolova I.V. Indikativnoe planirovanie ustoychivogo razvitiya territorii kak instrument formirovaniya investitsionnoy politiki [Indicative Planning of Sustainable Development of the Territory as the Tool of Investment Policy Formation].Volgograd, Izd-vo VolgASU, 2007. 66 р.

3. Bogomolova I.V. Indikativnoe planirovanie ustoychivogo territorialnogo razvitiya gorodov: opyt i perspektivy [Indicative Planning of Sustainable Urban Development: Experience and Prospects]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2012, no. 1 (20), pp. 101-108.

4. Inshakov O.V O strategii razvitiya Yuzhnogo federalnogo okruga [On the Strategy of the Southern Federal District Development]. Granberg A.G., ed. Strategii makroregionov Rossii: metodologicheskie podkhody, prioritety i puti realizatsii [The Strategies of Russian Macro-Regions: Methodological Approaches, Priorities, and Ways of Implementation]. Moscow, Nauka Publ., 2004. 720 p.

5. Kertsner G. Strategicheskoe planirovanie dlya upravleniya proektami s ispolzovaniem modeli zrelosti [Strategic Planning for Project Management Using the Maturity Model]. Moscow, IT Publ., 2003. 318 p.

6. Mintsberg G., Kuinn Dzh. B., Goshal S. Strategicheskiy protsess: Kontseptsii. Problemy. Resheniya [Strategic Process: Concepts. Problems. Decisions]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2001. 688 p.

7. Polyakov V. Strategicheskoe upravlenie razvitiem promyshlennogo stroitelstva v regione [Strategic Management Industrial Construction Development in the Region]. Saint Petersburg, Izd-vo SPbGUEF, 2010. 179 p.

8. Postanovlenie administratsii Volgograda ot 07.10.2014 № 1295 "Ob utverzhdenii Poryadka formirovaniya i vedeniya reestra dokumentov strategicheskogo planirovaniya Volgograda " [The Decree of the Volgograd Administration of October 7, 2014 no. 1295 "On Approval of the Procedure of the Formation and Maintenance of the Register of Documents of the Strategic Planning of Volgograd"]. Available at: http://www.consultant.ru/.

9. Postanovlenie glavy Volgograda ot 30.09.2010 № 2502 "Ob utverzhdenii polozheniya o monitoringe realizatsii strategicheskogo plana ustoychivogo razvitiya Volgograda" [The Decree of the Head of Volgograd of September 30, 2010 no. 2502 "On Approval of the Regulations on the Monitoring of the Implementation of the Strategic Plan for Sustainable Development of Volgograd"]. Available at: http://www. consultant. ru/.

10. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 17.12.1993 № 1297 (red. ot 08.08.2003) "O Fede-ralnoy programme sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Kurilskikh ostrovov Sakhalinskoy oblasti na 1994-1995 gg. i do 2000 g. ". [The Decree of the Government of the Russian Federation of December 17, 1993 no. 1297 (amend. of August 8, 2003) "On the Federal Program of Social and Economic Development of the Kuril Islands of the Sakhalin Region in 1994-1995 up to 2000"]. Available at: http://www.consultant.ru/.

11. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 07.02.1995 № 115 (red. ot 21.07.1997) "O Programme sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Sakha (Yakutiya)" [The Decree of the Government of the Russian Federation of February 7, 1995 no. 115 (amend. of July 21, 1997) "On the Program of Socio-Economic Development of the Republic of Sakha (Yakutia)"]. Available at: http:// www. consultant. ru/.

12. Reshenie Volgogradskoy gorodskoy Dumy ot 24.03.2010 № 30/910 "O prinyatii polozheniya o strategicheskom planirovanii ustoychivogo razvitiya gorodskogo okruga gorod-geroy Volgograd" [The Decision of the Volgograd City Duma of March 24, 2010 no. 30/910 "On the Adoption of Provision on Strategic Planning of Sustainable Development of the Urban District of

the City-Hero Volgograd"]. Available at: http:// www.consultant.ru/.

13. Reshenie Volgogradskoy gorodskoy Dumy ot 24 dekabrya 2007 g. № 55/1399 "O prinyatii strategicheskogo plana ustoychivogo razvitiya Volgograda do 2025 goda" [The Decision of the Volgograd City Duma of December 24, 2007 no. 55/ 1399 "On the Adoption of Strategic Plan for the

Sustainable Development of Volgograd till 2025"]. Available at: http://www.consultant.ru/.

14. Federalnyy zakon ot 28.06.2014 no. 172-FZ "O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii" [The Federal Law of June 28, 2014 no. 172-FL "On Strategic Planning in the Russian Federation"]. Available at: http://www. consultant.ru/.

EXTRAPOLATIONAL LOOK AT THE CURRENT STATE OF TERRITORIAL STRATEGIC PLANNING IN RUSSIA

Bogomolova Irina Viktorovna

Candidate of Economic Sciences, Professor,

Head of the Department of Social and Economic Development,

Department of Economic Development of the Volgograd Administration

bogomolova@volgadmin. ru

Lenina St., 25, 400066 Volgograd, Russian Federation

Abstract. Since the 90s, the ideas on territorial strategic planning have been progressively disseminated in Russia. A growing number of cities, regions and macroregions recognized the urgency of finding their individual path of development which would ensure the successful implementation of strategic plans. The author of the article distinguishes four stages of formation and development of territorial strategic planning in modern Russia on the basis of retrospective analysis. The special attention is paid to the contemporary period which started after the adoption of the Federal Law of June 28, 2014 no. 172 "On strategic planning in the Russian Federation" regulating the activity of federal, regional and municipal authorities in the field of strategic planning and management.

For the first time in more than 20 years the common requirements to the system of strategic planning were established in Russia at the level of the legislative act. The strategic planning is officially recognized as the most important element in the system of strategic management contributing to the creation of conditions for sustainable territorial development. The author grounds the expediency and proves the necessity of legislative adoption of norms and principles of the strategic planning.

The municipal level as an equal member of the strategic planning process is included in the system of strategic planning. In accordance with the adopted law, the strategies for socioeconomic development of the territory of the RF subject can be worked out in the region (for example, for several municipalities). It is necessary to develop specific goals, objectives and directions of development for each territory.

This creates the conditions for planning the development of metropolitan areas as the territories of advanced development, as well as large intermunicipal investment projects and programs. On the basis of experience of strategic planning in Volgograd, the author makes constructive suggestions for improvement and revision of current law, including the adoption of additional regulatory legal acts of methodological character.

Key words: strategic management, strategic planning, territorial development, large cities, indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.