Научная статья на тему 'Экстралингвистические факторы в работе редакторапри подготовке специализированных периодических изданий'

Экстралингвистические факторы в работе редакторапри подготовке специализированных периодических изданий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
389
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СМИ / МЕДИАПСИХОЛОГИЯ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кравчук В. А.

В теоретических работах по редактированию, издательскому делу неоднократно описаны лингвистические факторы оценки и обработки текста и способы нахождения и устранения ошибок. В статье обращаем внимание на внетекстовые, экстралингвистические особенности современных специализированных периодических изданий: на целостность отдельного номера и общий образ издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экстралингвистические факторы в работе редакторапри подготовке специализированных периодических изданий»

сайты как коммуникативные каналы, развивающие и удовлетворяющие ценностно-смысловые информационно-образовательные потребности подрастающего поколения. Гарантиро-ванность удовлетворения и непрерывного развития такого многообразия информационных потребностей детей и подростков во многом зависит от наличия государственной программы поддержки детской прессы как особого социального института воспитания и социализации. Разработка таких социальных механизмов будет во многом определять развитие детской прессы на ближайшую перспективу и формирования ценностно-смысловых информационных потребностей детей и подростков современного информационного общества.

Список литературы

1. Доржиева, Л. Б. Современная детская пресса [Текст] / Л. Б. Доржиева. - Улан-Удэ : изд-во БГСХА, 2011.-246 с.

2. Доржиева, Л. Б. От детской прессы - к преобразованию будущего [Текст] / Л. Б. Доржиева. - Улан-Удэ : изд-во БГСХА, 2012. -108 с.

3. Гоне, Ж. Школьные и лицейские газеты [Текст] / Ж. Гоне. - М. : ЮНПРЕСС, 2000. -98 с.

Bibliography

1. Dorzhieva, L. В. Sovremennaja detskaja pressa [Tekst] / L. В. Dorzhieva. - Ulan-Udje : izd-vo BGSHA, 2011.-246 s.

2. Dorzhieva, L. B. Ot detskoj pressy - k preobrazovaniju budushhego [Tekst] / L. B. Dorzhieva. - Ulan-Udje : izd-vo BGSHA, 2012. - 108 s.

3. Gone, Zh. Shkol'nye i licejskie gazety [Tekst] / Zh. Gone. - M. : JuNPRESS, 2000. -98 s.

УДК 316.77

В. А. Кравчук

Киевский политехнический институт

ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫВ РАБОТЕ РЕДАКТОРА ПРИПОДГОТОВКЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХИЕРИОДИЧЕСКИХИЗДАНИЙ

В теоретических работах по редактированию, издательскому делу неоднократно описаны лингвистические факторы оценки и обработки текста и способы нахождения и устранения ошибок. В статье обращаем внимание на внетекстовые, экстралингвистические особенности современных специализированных периодических изданий: на целостность отдельного номера и общий образ издания.

Ключевые слова: специализированные СМИ, медиапсихология, медиаобразование, специальные знания.

В современном медиапространстве циркулирует множество информации, в связи с чем существует необходимость ее систематизировать. На рынке прессы это отражается в разнообразии специализированных изданий различной тематической направленности: спортивные (часто отдельно о футболе, баскетболе, «Формуле-1» и т. д.), о садоводстве, кулинарии, кино, об изобразительном искусстве. Таким образом, мы можем говорить о широком пласте современной периодики - специализированных периодических изданиях - со свои-

ми особенностями создания и закономерностями развития.

Общей теории допечатной подготовки периодических изданий, анализу типичных языковых ошибок посвящено большое количество исследований, в том числе диссертационных, как, например, Т. Г. Бондаренко «Типология языковых ошибок и их устранение в процессе редактирования журналистских материалов» [1], курс лекций А. Н. Васильевой «Газетно-публицистический стиль речи» [2], учебное пособие А. А. Капелюшного «Редактирование

в средствах массовой информации» [6], «Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации» К. М. Накоряковой [9], практическое пособие М. И. Шостак «Журналист и его произведение» [14]. Кроме того, редакторы периодических изданий активно применяют на практике общую теорию редактирования текстов, изложенную в книгах С. Г. Антоновой, Р. Г. Иванченко [5], А. Э. Мильчина [7], Д. Э. Розенталя [12] и других работах, уже ставших классическими в сфере литературного редактирования.

В данном материале мы хотели бы рассмотреть внетекстовые факторы, которые необходимо учитывать редактору специализированной газеты или журнала и которые до настоящего времени, несмотря на свою важность, оставались вне поля зрения ученых-редакторов и журналистов. Такой аспект редакторской подготовки текстов как никогда актуален в эпоху развития теории медиаобразования и ме-диапсихологии.

Несмотря на то, что в допечатной подготовке издания принимает участие большое количество людей, мы неслучайно акцентируем внимание именно на редакторских обязанностях и ответственности. Неоднократно в теоретических работах издательской отрасли отмечалось, «в какой бы сфере (пресса, радио, телевидение, книго- и прессоиздание и т. д.) не готовился „информационный продукт", ключевой фигурой этого процесса остается редактор» [4. С. 5]. Поэтому мы говорим об особенностях именно редакторской подготовки изданий, хотя и помним при этом о том, что в издательском процессе принимает участие много людей.

После анализа рынка современной специализированной прессы предлагаем редакторам обратить внимание на три основных экстралингвистических фактора, влияющих на процесс подготовки периодического издания:

• медиапсихологический;

• медиаобразовательный;

• фактор специальных знаний.

На современном этапе ученые всего мира активно изучают и систематизируют знания в относительно молодой отрасли науки - меди-апсихологии. Согласно определению П. Рут-ледж, «в отличие от других отраслей науки медиа, медиапсихология связана не только с содержанием. Медиапсихология рассматривает систему в целом. Здесь нет начала и нет конца. Это замкнутая система, включающая разра-

ботчика технологий, автора, читательское восприятие и его реакцию. <...> В этой системе нет ни курицы, ни яйца. Они сосуществуют и развиваются параллельно» [http://www.apa. org/divisions/div46/Rutledge_What-is-Media-Psychology.pdf].

Более традиционное и широко цитируемое определение медиапсихологии принадлежит ее основателю П. Винтерхофф-Шпурку: «Медиапсихология - это отрасль науки, которая на микроаналитическом уровне описывает и объясняет поведение человека, обусловленное влиянием средств индивидуальной и массовой коммуникации» [3. С. 245]. Именно потому, что любой медиапродукт (специализированная пресса в том числе и не в последнюю очередь) имеет влияние на читателя, мы обращаем внимание на медиапсихологический фактор редакторской подготовки СМИ.

Редактор (литературный, выпускающий, главный - оставим за рамками данного материала, на кого именно возлагается ответственность, тем более что в современных редакциях это зачастую один и тот же человек, и обобщим) должен просчитывать и учитывать психологическое влияние, оказываемое издаваемым продуктом на читателя. Так, далекие, казалось бы, от негативных эмоций и явлений темы тоже могут при неумелой композиции и обработке пагубно влиять на психоэмоциональное состояние читателя: например, футбольный журнал с описанием исключительно неудачных для популярной в регионе команды матчей; в кулинарном издании подборка рецептов блюд из экзотических малодоступных на рынке фруктов и овощей, т.е. таких, которые вряд ли будут взяты читателем на заметку; выпуск журнала о кино, посвященный триллерам и фильмам ужасов и подчеркивающий в оформлении и стиле изложения текстов описываемый жанр и т. д. Кроме того, периодическое издание ориентировано на длительный контакт с читателем, т. е. каждый отдельный выпуск должен удовлетворять читательский запрос, но в то же время оставлять простор для дальнейшего диалога.

Таким образом, с медиапсихологической точки зрения, средство массовой информации должно приносит читателю удовольствие, провоцировать желание изучать его в дальнейшем - ведь это залог коммерческого успеха любого периодического издания. Именно от незримого, но прогнозируемого послевкусия зависит, купит ли человек следующий выпуск

журнала. А значит редактору приходится придерживаться не только издательско-полигра-фических требований при подготовке издания, но и формировать своего рода образ журнала или газеты.

Тенденция развития образовательных технологий последних лет говорит о том, что медиаобразование как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [13. С. 8] становится неотъемлемой частью любой нежурналистской специальности. И любое специализированное периодическое издание может быть использовано с медиаобразова-тельной целью: спортивное - для тренерских специальностей, о театре или кино - для актеров, режиссеров, критиков, искусствоведческое - для художников, архитекторов, скульпторов, культурологов, искусствоведов и т. д.

По мнению А. В. Онкович, посвятившей множество работ теории медиаобразования и медиапедагогики, «учебное заведение - сложный „ансамбль" медийных практик и человеческих отношений, как традиционных, так и новых создаваемых, открытых для изменений. Низкую эффективность, негибкость, отставание в развитии академических коммуникаций можно рассматривать как следствие недостатков в системе высшего образования или как одну из причин, которые требуют целенаправленного внимания и влияния. Отчуждение меду СМИ и учебным заведением, очевидно, нарастает, оно чревато потерями для обеих сторон и для общества в целом» [10. С. 100]. Устранить такое отчуждение, на наш взгляд, можно при помощи специализированной прессы: использование журналов, посвященных будущей специализации сегодняшних студентов, дает возможность обратить внимание учащихся на самые актуальные разработки, идеи, ключевые фигуры отрасли.

Таким образом, мы имеем дело с медиао-бразовательным фактором редакторской работы: специализированное периодическое издание - своего рода медиапособие. Оно может быть и должно быть использовано в образовательном процессе. А это обуславливает нюансы формирования номеров, выбор тексов и их сти-

листики, количество и качество иллюстративного материала, отбор журналистов и т. д.

Когда мы ведем речь о специализированном периодическом издании, то подразумеваем, что читатель такого журнала или газеты обладает или стремится обладать более глубокими по сравнению со среднестатистическим обывателем знаниями в отрасли. Этим обуславливается отмеченная Е. В. Мурюкиной особенность текстов в таких изданиях: «Медиатексты имеют сложную теоретическую структуру, подразумевая компетентного целевого читателя. Аудитория издания должна обладать не только общими, но и профессиональными знаниями. Именно уровень развития таких знаний и умений влияет на степень понимания медиатекста, включая заложенные автором контексты» [8. С. 34-35]. Нам остается только добавить, что такими профессиональными знаниями должен обладать также и редактор, готовящий подобное издание к выпуску.

Мы приходим к выводу, что для успешной работы над изданием, специализирующимся, например, на фотографии, редактор должен обладать не только филологическими знаниями и уметь грамотно оформить и подготовить издание к печати. Задачей первостепенной важности для него является получение т. н. фоновых знаний о фототехнике, жанрах фотографий, о критериях оценивания фотографических работ, о процессах съемки в разных жанрах. В силу вступает фактор специальных знаний помимо сугубо редакторских умений. Вряд ли редактор сможет заинтересовать читательскую аудиторию темой, неинтересной ему самому, такой, в которой редактор не разбирается и не развивается, где не может оценить интерес-ность и полезность журналистского текста для читателя.

Итак, мы рассмотрели ряд экстралингвистических факторов работы редактора, имеющих больше значение при подготовке успешного специализированного периодического издания. На рынке прессы сегодняшнего дня неизбежно приходится вылавливать «своего» читателя, предлагая ему интересный продукт. Современные реалии говорят о том, что успех издания зависит далеко не только от качества полиграфического исполнения и злободневности статей, т. е. значение приобретают не только объективные показатели качества, но и такие субъективные, как образ издания в представлении читателя, место журнала в структуре отрасли, его ценность для специалистов.

Список литературы

1. Бондаренко, Т. Г. Типолопя мовних помилок та !х усунення тд час редагуван-ня журнатстських матер1ал1в [Текст] : ав-тореф. дис. ... канд. фшол. наук : 10.01.08. «Журнал1стика» / Т. Г. Бондаренко ; 1нститут журнатстики Кшвського нащонального утверситету 1меш Тараса Шевченка. - Киев, 2003.

2. Васильева, А. Н. Газетно-публицистиче-ский стиль речи [Текст] : курс лекций по стилистике рус. яз. / А. Н. Васильева. - М. : Русский язык, 1982. - 198 с.

3. Винтерхофф-Шпурк, П. Медиап-сихология: основные принципы [Текст] / "^^егЬоГГ-Зригк Р. ; перевод с немецкого : МеШепр8усЬо^1е. - Харьков : Гуманит. центр, 2007.

4. Жирун, О. А. Психолопчш особливосп розвитку комушкативно! компетентной у майбуттх редактор1в у взаемоди з авторами : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 «Педагопчна 1 вшова психолопя» [Текст] / Оксана Анатоливна Жирун ; 1нститут психологи 1м. Г. С. Костюка АПН Укра!ни. -К., 2006.-20 с.

5. 1ванченко, Р. Г. Лггературне редагування [Текст] / Р. Г. 1ванченко - репр. вид. - Киев, 2003.-248 с.

6. Капелюшний, А. О. Редагування в за-собах масово! шформаци [Текст] : навч. пошбник / А. О. Капелюшний. - Льв1в : ПА1С, 2005.-304 с.

7. Мильчин, А. Э. Методика редактирования текста [Текст] / А. Э. Мильчин. - М. :

Логос, 2010. - 524 с. - (Новая университетская библиотека).

8. Мурюкина, Е. В. Основные виды печатных изданий, применяемые на медиаобразо-вательных занятиях со студентами [Текст] / Е. В. Мурюкина // Медиаобразование : науч. журн. - 2009. -№1.-С. 25-44.

9. Накорякова, К. М. Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации[Текст]. - М., 2010.

10.0нкович, Г. В. Комушкативно-д1яльтс-ний тдхщ у компетентшсно-ор1ентованому навчанш [Текст]// Креативна педагогша. -2011. -№ 4.- С. 98-101.

11. Редакторская подготовка зданий [Текст] / Антонова С. Г., Васильев В. И., Жарков И. А и др.]; под общ. ред. Антоновой С. Г. - М. : Издательство МГУП, 2002. - 468 с.

12.Розенталь, Д. Э. и др. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Текст] / Д. Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. - М. : ЧеРо, 1999.

13.Федоров, А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. [Текст] / А. В. Федоров. - Ростов : ЦВВР, 2001.

14. Шостак, М. И. Журналист и его произведение [Текст] : практическое пособие / М. И. Шостак. - М. : ТОО «Гендальф», 1998. - 96 с.

15.Rutledge, Р. What is Media Psychology? And Why You Should Care [Электронный ресурс] / P. Rutledge // American Psychological Association. - Режим доступа: http://www.apa. org/divisions/div46/Rutledge_What-is-Media-Psychology.pdf.

УДК 316.77(094)

Владимир Николаевич Фатеев

Южно-Уральский государственный университет

ОРГАНИЗАТОРАММАССОВОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯМЕНЕДЖЕРОВ В ВУЗАХ:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Излагаются методические рекомендации организаторам массового медиаобразования в вузах, разработанные автором в ходе многолетнего мониторинга медиаобразовательной деятельности челябинских высшихучебных заведений, обучающих будущих менеджеров.

Ключевые слова: массовое медиаобразование, медиакомпетентность, медиа- и информационная грамотность, медиаобразовательный проект, предметное медиаобразование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.