Научная статья на тему 'Экспрессия человека и ее изучение в контексте гуманитарной социальной психологии'

Экспрессия человека и ее изучение в контексте гуманитарной социальной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
873
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспрессия человека и ее изучение в контексте гуманитарной социальной психологии»

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

нимание человека на базе комплексного подхода к его проблемам.

Современные исследования феномена человека опираются на научную гуманистическую концепцию, в основе которой лежит представление о том, что человек является существом, в котором органично соединены социальные, биологические и нравственно-духовные начала. Антропологическое познание сохраняет реальную связь с субъектностью, рациональностью и эмоциональностью человека.

Лабунская В.А. (Ростов-на-Дону) ЭКСПРЕССИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В нашем сообщении мы ставим задачу рассмотреть феномен «экспрессия человека» как многоуровневое, отличающееся широтой трактовок и подходов явление, имеющее не просто междисциплинарный статус, а претендующее для его понимания в гуманитарной психологии на объединение усилий многих наук. Начнем с того, что такие понятия, как экспрессия, экспрессивность, внешний облик, внешность, невербальный язык входят в перечень научных понятий и социологии, и культурологии, и семиологии, и лингвистики, и антропологии, и социальной философии, и психологии. Они используются в работах искусствоведов, театроведов, рассматриваются в контексте визуальной антропологии. «Визуальный поворот», произошедший в гуманитарных исследованиях реальности и человека, приведший к актуализации внимания к визуальным практикам (фотография, реклама, кино и т.д.), способствовал увеличению количества и разнообразия работ, в которых ставится задача изучения экспрессии человека, представленной в различных формах и измерениях. Исследования XX века, выполненные в рамках семиотики и семиологии невербальных коммуникаций, в контексте методологии гендерных исследований, с позиций социального конструкционизма наглядно демонстрируют зависимость представлений о внешнем Я человека о формах экспрессии и их интерпретаций от доминирующих трактовок человека, от «научной» моды, от превалирующих в обществе идеологий.

В целом, рассмотрение такого явления как «экспрессия человека» и его интерпретация во многом определяется дискурсивными границами методологии гуманитарных наук. Трактовки понятия «экспрессия человека» отражают не только принадлежность к той или иной дисциплине, не только свидетельствуют о позиции исследователя относительно природы человека, не только сообщают о гуманитарном или естественнонаучном подходе к данному явлению, но и указывают на рамки интерпретации термина «выражение». Анализ разнообразных источников и направлений исследования «экспрессии человека» приводит к выводу о том, что данное понятие интегрирует широкий круг явлений и охватывает, практически, все средства, с помощью которых представлен образ жизни человека и человечества, социальных страт, групп, культур. Определение «выражение человека» в самом широком гуманитарном контексте включает все его «максимальное бытие», предъявленное в культурных ценностях, истории и социальной памяти.

Перед гуманитарной социальной психологией стоит задача исследования «экспрессии человека» с позиций его бытия, с целью выделения и распознания определенных социальных групп, описания стилей жизни, построения типологий. В этом контексте должны изучаться «конструкты» внешнего облика человека, как способы объективизации позиции социума относительно конкретной личности и группы, рассматриваться социальные символы и знаки, предметная среда в качестве транслятора социально желаемого спектра черт образа жизни.

Раздел V. Философия и методология психологии

Кроме этого, а, возможно, и вопреки диктату «визуальной культуры», социальная психология могла бы трактовать «выражение человека» - как выявление индивидуальности, того, что трудно тиражировать, но на основе чего легко распознать, выделить, как конкретную личность, так и группу. Используемые языки общения (вербальный и невербальный), оформление внешнего облика, экспрессивный репертуар, организация пространства, детали предметного мира, как известно, указывают на поле желаний, ценностей, на направление самоактуализации. Вместе с этим экспрессия человека подвластна частично как контролю со стороны общества, так и со стороны конкретной личности, поэтому социальная психология, занимаясь изучением данного феномена, могла бы обратиться к рассмотрению спонтанности, иррациональности вопреки тенденции исследовать целенаправленное «окультуривание» экспрессии человека. Постановка такой задачи обусловлена не только природой и функциями экспрессии человека, но и ролью ряда ее компонентов в выборе направлений преобразовательной активности человека, а вместе с ней и выбора стратегий взаимодействия, отношения к себе и к другому. Наиболее очевидно влияние на жизнь человека оценок его внешнего облика. Превращение внешнего облика в смысловой центр жизни субъекта влечет за собой перестройку всей системы его отношений, актуализирует потребность в определенном типе подтверждения. В свою очередь отчуждение от своего внешнего облика также трансформирует отношения человека с миром, ведет к «онтологической незащищенности» (Р. Лэнг, 1995). О том, что отношение человека к миру, к другим людям (бытие-вместе, бы-тие-в-мире) связано с отношением к своему внешнему облику, свидетельствуют данные исследования, в котором изучалось отношение к своему внешнему облику в зависимости от типа переживания середины жизни (Е.В. Белугина, 2003). Эти данные указывают на то, что трансформации внешнего облика воспринимаются как характерные особенности середины жизни человека и определяют его бытие.

Категория интерпретации как одна из главных категорий гуманитарных наук также получает дальнейшее развитие в связи с рассмотрением проблемы интерпретации экспрессии человека в его общении с другими людьми. Интерпретация экспрессии в социальном взаимодействии всегда будет включать позицию, взгляд других, актуализировать «дихотомию: я - не я», делать ее много вариативной, а процесс конструирования внешнего облика и его интерпретаций бесконечным и незавершенным, что является принципиальным положением для гуманитарной социальной психологии.

В контексте гуманитарной социальной психологии открываются перспективы исследования экспрессии человека и отношения к ней на основе Я-нарративов, различного рода жизнеописаний, мемуарной литературы и т.д.

Молостова А.Н. (Москва) ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА

В академической психологии, как в любой исследовательской практике, необходимым условием «чистоты» эксперимента считается создание нейтральной отстраненной позиции экспериментатора. Исходя из положения о независимости познания от познающего его субъекта, критерием профессионализма считается максимальное устранение личности экспериментатора, создание жестких рамок эксперимента, нейтрализующих так сказать внеплановые ситуации. В подобного рода исследованиях контакт исследователя с испытуемым рассматривается как фактор,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.