Научная статья на тему 'Экспрессивный потенциал метафоры в современных немецкоязычных текстах социальной рекламы'

Экспрессивный потенциал метафоры в современных немецкоязычных текстах социальной рекламы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
289
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ / ADVERTISING TEXT / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / SOCIAL ADVERTISING / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА / CONCEPTUAL METAPHOR / PICTORIAL METAPHOR / ЭКСПРЕССИВНОСТЬ / EXPRESSIVENESS / ВИЗУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кириллова Ю. Н.

Статья посвящена комплексному анализу вербальной и визуальной метафоры, функционирующей в современных немецкоязычных текстах социальной рекламы. В статье особое внимание уделяется рассмотрению доминантных тематических зон немецкой социальной рекламы, специфических характеристик, позволяющих отличить её от коммерческой рекламы, а также описанию метафоры как феномена языка, сознания и культуры. В ходе исследования было установлено, что метафора, обладающая мощным экспрессивным потенциалом, способствует повышению коммуникативной эффективности социальной рекламы. В статье описываются наиболее экспрессивные вербальные и иконические средства репрезентации спортивной, антропоморфной, зооморфной и криминальной концептуальных метафор, доминирующих в данном типе дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPRESSIVE POTENTIAL OF METAPHOR IN PRESENT-DAY GERMAN SOCIAL ADVERTISING

The research paper deals with an analysis and interpretation of verbal and pictorial metaphors in present-day German social advertising. The author describes the main subject areas of German social advertising and its distinctive features that distinguish it from commercial advertising. The paper further specifies the metaphor not only as a linguistic phenomenon but also as a cognitive and cultural one. As a result of the analysis it was also revealed that the metaphor is a powerful expressive means that activates emotional and conceptual overtones, creates a vivid image and emphasizes the illocutionary effect of the advertising utterance. The article focuses on the most expressive verbal and iconic components in manifestations of sports, anthropomorphic, animal and crime conceptual metaphors that dominate in this type of discourse.

Текст научной работы на тему «Экспрессивный потенциал метафоры в современных немецкоязычных текстах социальной рекламы»

УДК 811.112.2'38

Kirillova Yu.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

EXPRESSIVE POTENTIAL OF METAPHOR IN PRESENT-DAY GERMAN SOCIAL ADVERTISING. The research paper deals with an analysis and interpretation of verbal and pictorial metaphors in present-day German social advertising. The author describes the main subject areas of German social advertising and its distinctive features that distinguish it from commercial advertising. The paper further specifies the metaphor not only as a linguistic phenomenon but also as a cognitive and cultural one. As a result of the analysis it was also revealed that the metaphor is a powerful expressive means that activates emotional and conceptual overtones, creates a vivid image and emphasizes the illocutionary effect of the advertising utterance. The article focuses on the most expressive verbal and iconic components in manifestations of sports, anthropomorphic, animal and crime conceptual metaphors that dominate in this type of discourse.

Key words: advertising text, social advertising, conceptual metaphor, pictorial metaphor, expressiveness.

Ю.Н. Кириллова, канд. филол. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

ЭКСПРЕССИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕТАФОРЫ

В СОВРЕМЕННЫХ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТАХ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

Статья выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ и Германской службы академических обменов в рамках программы «Иммануил Кант» (проект № 34.679.2016/ДААД).

Статья посвящена комплексному анализу вербальной и визуальной метафоры, функционирующей в современных немецкоязычных текстах социальной рекламы. В статье особое внимание уделяется рассмотрению доминантных тематических зон немецкой социальной рекламы, специфических характеристик, позволяющих отличить её от коммерческой рекламы, а также описанию метафоры как феномена языка, сознания и культуры. В ходе исследования было установлено, что метафора, обладающая мощным экспрессивным потенциалом, способствует повышению коммуникативной эффективности социальной рекламы. В статье описываются наиболее экспрессивные вербальные и иконические средства репрезентации спортивной, антропоморфной, зооморфной и криминальной концептуальных метафор, доминирующих в данном типе дискурса.

Ключевые слова: рекламный текст, социальная реклама, концептуальная метафора, визуальная метафора, экспрессивность.

Одним из приоритетных направлений современной науки о языке является изучение различных форм массовой коммуникации. В этой связи особое внимание уделяется исследованию социальной рекламы, ставшей за сравнительно непродолжительный период времени (начиная с начала XX века) одним из самых эффективных инструментов реализации социальной политики, управления массовым сознанием и поведенческой моделью общества. Динамические процессы, наблюдаемые в области данного вида дискурсивной деятельности, обусловливают необходимость проведения постоянного лингвистического мониторинга с целью выявления конститутивных признаков и актуальных тенденций развития данной формы рекламной коммуникации, что в дальнейшем будет способствовать выявлению наиболее эффективных способов речевого воздействия, применимых к данному типу дискурса. О повышенном внимании учёных к данному объекту исследования свидетельствуют многочисленные работы, направленные на изучение когнитивных, лингвопрагматических, лингвостилистических, переводческих, лингвокультурологических аспектов данного социокультурного феномена [1; 2; 3; 4]. Тем не менее, настоящее исследование не утрачивает своей актуальности ввиду недостаточной изученности лингвистической специфики данного типа рекламных текстов на материале немецкого языка.

Социальной рекламе в современном коммуникативном пространстве отводится всё более значимая роль. Обнаруживая некоторое сходство по ряду параметров с коммерческой рекламой (включая, например, каналы распространения информации, методы воздействия и т. д.), социальная реклама тем не менее обладает и специфическими характеристиками, позволяющими дифференцировать ее от других типов рекламных обращений.

Адресантом социальной рекламы, в отличие от коммерческой рекламы, выступают преимущественно общественные организации, профессиональные ассоциации, государственные институты. Адресатом социальной рекламы являются более широкие, неоднородные слои населения без ограничений по возрасту, социальному статусу, материальному положению [5, с. 6], в то время как профиль целевой аудитории коммерческой рекламы составляется часто с учетом таких критериев, как возраст, пол, уровень доходов потенциального потребителя, сфера занятости, система ценностей, увлечения и т. д.

Современная социальная реклама, определяемая во многом уровнем социально-экономического развития общества, про-

никает во многие сферы его жизни и отражает социально значимые идеи, призывы к решению острых социальных вопросов, преследуя тем самым благотворительные и иные общественно полезные цели. При этом в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению удельного веса социальной рекламы в жизни современного общества, что сопровождается расширением её тематики и объектов рекламирования. Так, в ходе содержательного анализа немецкоязычных текстов социальной рекламы были выявлены следующие наиболее приоритетные области ее применения: общество (защита прав человека, проблемы адаптации и интеграции вынужденных мигрантов, обеспечение безопасности на дорогах, оказание помощи голодающим); здравоохранение (пропаганда здорового образа жизни, профилактика раковых и др. заболеваний, наркотической и алкогольной зависимости, отказ от курения); экология (защита окружающей среды, рациональное использование энергетических ресурсов, соблюдение чистоты и порядка, вегетарианство, охрана редких видов животных и растений, жестокое обращение с животными); семья (борьба с насилием в семье).

Если коммерческая реклама направлена на продвижение товаров и услуг с целью извлечения коммерческой прибыли, то стратегической целью социальной рекламы является привлечение внимания широкой общественности к той или иной социально важной проблеме, формирование вокруг нее некоторого общественного мнения с целью закрепления в массовом сознании новых социальных норм, изменения потребительских стереотипов, ценностных ориентиров и определенного поведенческого шаблона. При этом социальная реклама считается эффективной, если транслируемая информация не только усваивается реципиентом и превращается в его личное приобретение - знание, но и становится стимулом к действию [6, с. 123], а именно совершению какого-либо единичного действия, формированию определенного поведенческого шаблона или отказу от негативной модели поведения [7, с. 143].

В целях повышения эффективности рекламной коммуникации в коммерческой рекламе реализуется преимущественно стратегия создания привлекательного, положительно оцениваемого образа объекта рекламирования, способного вызывать исключительно положительные эмоции (наслаждение, счастье, веселье, удовольствие, радость и т. д.). Для текстов социальной рекламы, напротив, характерен синтез отрицательных и положительных оценок: общей отрицательной оценки определенной

ситуации и положительной этической оценки действий по изменению этой ситуации [8, с. 13]. Одной из лингвокреативных стратегий социальной рекламы является также использование провокативных, шокирующих вербальных и визуальных образов, способных формировать негативный эмоциональный фон, создаваемый спектром сильнейших эмоций (тревоги и страха, чувства стыда, жалости и сострадания, отвращения), побуждающих реципиента к социальной активности и изменению модели поведения.

Текст социальной рекламы обладает поликодовым (крео-лизованным) характером (то есть сочетает в себе семиотически разнородные средства вербального и невербального характера), тяготеет к лапидарности, отличается ярко выраженной оценоч-ностью и высокой степенью экспрессивной насыщенности.

В соответствии с традиционными представлениями экспрессивность определяется как свойство языковых и речевых единиц выражать субъективное отношение автора к адресату или предмету сообщения посредством таких категорий, как образность, эмоциональность, оценочность и интенсивность [9, с. 521]. Среди широко спектра изобразительно-выразительных средств, употребляющихся в тексте социальной рекламы для повышения экспрессивности и соответственно эффективности рекламной коммуникации, особая роль отводится метафоре, обладающей высоким прагматическим потенциалом. Метафора, благодаря способности человека как познающего субъекта к ассоциативному мышлению, позволяет осмысливать одни явления через признаки и свойства других, находить общее между сущностями, не обнаруживающими реального сходства, и тем самым нарушает границы «естественной таксономии» объектов [10, с. 4]. Как справедливо отмечает Г.Г. Почепцов, «метафора задает условия нового мира, метафора нарушает привычные связи, метафора останавливает и задерживает наш взгляд» [11, с. 23]. Создавая оригинальные образы и апеллируя к воображению, эмоциям и чувствам реципиента, данное средство словесной образности деавтоматизирует восприятие, порождает множество ассоциаций, релевантных для осмысления тех или иных явлений, способствует формированию определенного эмоционально-оценочного отношения к предмету сообщения. Метафора не только позволяет в лаконичной форме передавать информационно емкое содержание рекламного сообщения, но и создает также широкие возможности для визуализации рекламного образа, что в значительной мере обеспечивает эффективность рекламной коммуникации. Метафора как когнитивный феномен является также способом осознания и структурирования мира, важнейшим средством получения новых (выводных) знаний об окружающей действительности. Базируясь на физическом и социальном опыте, накопленном человеком в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, концептуальная метафора является также транслятором культурных ценностей, ключом к пониманию мировидения этноса.

Настоящая статья посвящена комплексному анализу метафорических единиц, употребляющихся в современной зарубежной социальной рекламе. Материалом исследования послужили 150 немецкоязычных рекламных текстов (отобранных приемом сплошной выборки), тиражируемые с использованием различных средств наружной рекламы, а также печатными и электронными средствами массовой информации (2000 - 2016 гг.). В ходе анализа данного фактического материала было выявлено при этом в общей сложности 160 метафорических единиц, участвующих в реализации креативных стратегий продвижения социально значимых идей. Как показал анализ фактического материала, наибольшей частотностью употребления в текстах социальной рекламы характеризуются антропоморфная, игровая и спортивная, криминальная и зооморфная метафоры. В рамках данной статьи не представляется возможным проанализировать все обнаруженные метафорические номинации, поэтому остановимся более детально на наиболее экспрессивных из них.

Широкое использование спортивных номинаций вне спортивного контекста, в том числе и в сфере рекламной коммуникации, обусловлено отчасти особой ролью спорта в немецкоязычной культуре. Именно с данной социальной сферой, которая на сегодняшний день является одной из самых авторитетных в немецкоязычной культуре, связаны многие знаковые события в истории современной Германии. Частотное использование спортивных номинаций в их метафорическом значении объясняется также не только известностью многим носителям языка понятий данной концептуальной сферы, но и состязательным характером, имманентно присущим многим сферам человече-

ского бытия. Так, в ходе анализа фактического материала были выявлены спортивные и игровые метафоры, употребляющиеся в рекламной кампании, призывающей к поддержанию чистоты и порядка в городе. При этом сами мероприятия по сбору городского мусора и отходов метафорически концептуализируются как «спортивные созтязания» (например, игровые виды с мячом) со своими «правилами игры», в которых может принимать участие каждый житель города. Если спортивная метафора, употребляющаяся, например, в политическом дискурсе, характеризуется преимущественно пейоративной оценочностью ввиду присущих данной понятийной сфере концептуальных векторов «соперничества», «агрессивности», «жесткости» и т. д., то метафорические номинации, употребляющиеся в данной социальной рекламе (Nach dem Spiel ist vor dem Müll; Bis zum nächsten Papierkorb: Elfmeter. Zielen, treffen, Tooooonne! Danke, das Du Müll in den Papierkorb wirfst. Ein Treffer wie beim Elfer! Der beste Einwurf geht direkt in die Tonne! Für das glänzende Turnier.), создают скорее атмосферу игры и азарта и способствуют формированию положительного оценочного отношения к благоустройству города. При этом средством словесной образности в текстах социальной рекламы выступают не только конвенциональные (Spiel, Team и др.), но и окказиональные спортивные метафоры, позволяющие проводить аналогию между игрой спортсмена и активным участием жителей города в поддержании в нем чистоты и порядка (Turnier, Elfmeter, Elfer, Pizzaschachtel-Drehwurf, Weinflaschen-Fallwurf и др.). Иконический компонент, визуализирующий данную вербальную метафору, представлен изображением спортсмена в прыжке, держащего вместо мяча упаковку от пиццы, что способствует еще более наглядному и выразительному представлению информации (рис. 1).

Если в предыдущем рекламном тексте с помощью спортивной метафоры эксплицируются положительные прагматические смыслы, то в следующей социальной рекламе оригинальная визуальная метафора (образованная на основе внешнего и фунционального сходства) способствует формированию негативного оценочного отношения к проблемам жестокого обращения с животными. Иконический компонент, метафорически представляющий собаку, свернувшую- рис 2. ся клубком на футбольном поле, в виде мяча, живой«игрушки» в руках человека, заостряет внимание адресата на проблеме потребительского отношения к животным и призывает отказаться от данной поведенческой модели (рис. 2).

Мощный эмоциональный заряд в следующей социальной рекламе „Lebensmittelspekulation: Ein mörderisches Spiel "несет также игровая метафора „ein mörderisches Spiel", концептуализирующая деятельность человека по производству генномодифици-рованных продуктов

Lebe n sm it lelspeku I a t i on: Ein mörderisches Spiel.

Рис. 3.

как смертельно опасную игру. При этом в данном рекламном тексте средством аргументации выступает не только вербальная метафора, но и яркий визуальный образ (генномодифицирован-ный продукт - это оружие в руках человека), способствующий актуализации прагматических смыслов агрессивности, тревожности, страшной опасности, а также чувства страха за собственную жизнь и будущее всего человечества (рис. 3). Визуальный образ, вызывающий исключительно негативные эмоции, полностью соответствует основной идее рекламной кампании и позволяет ей легче закрепиться в памяти реципиента.

Одним из самых эффективных средств экспрессивизации рекламного сообщения является также антропоморфная метафора, в основе которой лежит персонификация, позволяющая наделять неодушевленные предметы признаками живого существа (прежде всего, человека). Высокая частотность употребления антропоморфной метафоры в различных языках и культурах обусловлена во многом антропоморфным характером человеческого познания, природной предрасположенностью человека как познающего субъекта измерять и оценивать «вещи» сквозь призму своего Ego, а также социально-психологической релевантностью для человека его же деятельности по преобразованию окружающей действительности [12, с. 50 - 51]. Данная метафора является отражением житейского опыта и знаний, накопленных человеком в течение длительного времени не только о самом себе, но и окружающей его природе. Широкое использование антропоморфной метафоры особенно в текстах социальной рекламы, в частности, призывающих к защите окружающей среды, представляется вполне закономерным, поскольку обусловлено традиционными представлениями о природе как живом организме. Кроме этого, в последнее время наблюдается устойчивая тенденция рекламодателей к поиску все более нестандартных, креативных образов в связи с увеличением удельного веса именно данного типа социальной рекламы, что обусловлено лидирующими позициями современой Германии в сфере охраны природных ресурсов [13, с. 10]. Так, в социальной рекламе, направленной на защиту необходимых для человеческого существования тропических лесов, проводится аналогия между миром природы и человеческим организмом, а лесные массивы, выделяющие огромное количество кислорода и поглощающие углекислый газ, метафорически описываются как «зеленые легкие» нашей планеты - жизненно важные «органы» Земли. Ср.: „Die grüne Lunge der Erde ist viel fältiger als du denkst. Schützt den Reichtum der Regenwälder.."

Репрезентантами метафорической модели «Природа - это человек» в следующей социальной рекламе являются не только окказиональная метафорическая глагольная номинация „adoptieren" в составе призывающего к активным действиям рекламного слогана „Adoptiere

-К-

0 : V %

-

Рис. 4.

держание рекламного слогана (рис. 4). Оригинальный, «очеловеченный» образ дерева не может не вызвать эмоционального отклика в душе людей, способных сочувствовать и сопереживать.

В следующих рекламных обращениях, призывающих остановить массовое уничтожение лесных массивов „Bäume sterben lautlos", „Nicht nur der Regenwald stirbt", языковым средством репрезентации антропоморфной концептуальной метафоры, основанной на ассоциативном перенесении свойств и качеств человека на растительный мир, выступает конвенциональная метафора „sterben". Данная мета-

Рис. 6.

einen Baum", но и яркий, визуальный образ «плачущих» деревьев, которые нуждаются в защите и заботе, как и дети, лишенные родителей. Визуальный компонент, представленный изображением выступающих на коре дерева капель смолы, напоминающих слезы человека, существенно дополняет и расширяет со-

Рис. 5.

фора, актуализирующая сопутствующие ей отрицательные эмоционально-оценочные коннотации, способствует формированию негативного отношения к наблюдаемым процессам разрушения экосистемы и призывает к более рациональному использованию природных ресурсов. Еще более эффективному воздействию рекламы способствует визуальный образ дерева с «кровоточащей раной», вызывающий ассоциации со страданиями и болью (рис. 5).

Как показал анализ фактического материала, растительный мир предстает не только в образе живого существа, истребляемого с особой жестокостью, но и существа социального, имеющего свою собственную «семью», которая нуждается в финансовой поддержке. Ср.: „Brauche Geld für meine Familie im Regenwald". Окказиональная метафора „Familie", апеллирующая к таким общечеловеческим семейным ценностям, способна вызывать у реципиента устойчивые положительные эмоции и побуждать его к активным действиям по оказанию благотворительной помощи (рис. 6).

Одним из продуктивных средств категоризации и концептуализации окружающей действительности выступает также зооморфная метафора, основанная на механизме сравнения человека с представителями животного мира. Зооморфные образы, аккумулирующие в себе разнообразные смыслы и отражающие опыт многовековых наблюдений человека за повадками, нравом и признаками животных, обладают ярким коннотативным потенциалом и реализуют в социальной рекламе, прежде всего, экспрессивно-оценочную функцию. Например, в социальной рекламе с участием известного рекордсмена-пауэр-лифтера Патрика Бабумяна пропаганда вегетарианского образа жизни, с одной стороны, осуществляется с опорой на когнитивную информацию (самыми сильными животными в мире являются травоядные), с другой стороны, с опорой на эмоциональную информацию, средством выражения которой выступает вербальная и визуальная метафора, основанная на сравнении самого сильного человека Германии, ставшего веганом, с этими травоядными животными: „Die stärksten Tiere sind Pflanzenfresser: Gorillas, Büffel, Elefanten und ich." (рис. 7). Обращение к данному зооморфному образу, символизирующему силу, актуализирует сопутствующие данному признаку положительные эмоционально-оценочные коннотации и способствует в целом формированию положительного отношения к вегетарианству.

Высокой частотностью употребления в текстах социальной рекламы характеризуется также криминальная метафора, основанная на представлении некоторых сторон жизнедеятельности человека сквозь призму преступного мира. Экспрессивные криминальные образы, практически всегда негативно оценивающие действительность, способны оказывать эффективное воздействие на эмоционально-волевую сферу реципиента, побуждая его не только изменить отношение к данной проблеме, но и отказаться от негативной модели поведения. Так, в качестве примера можно привести социальную рекламу „Stopp den Diebstahl!", призывающую широкую общественность обратить внимание на одну из важнейших экологических проблем - уничтожение лесов, влекущее за собой гибель всех его обитателей. Такое потребительское отношение человека к миру природы метафорически описывается в виде воровства. Реализации высокого прагматического потенциала способствуют также следующие

Рис. 7.

окказиональные метафорические единицы „Mordgeschäft", „Massenmörder", задействованные, например, в рекламных кампаниях против СПИДа и курения. Ср.: Rauchen ist ein Mordgeschäft, AIDS ist ein Massenmörder. Данные социальные проблемы метафорически концептуализируются в виде орудия убийства, ассоциирующегося со страхом, страданиями и смертью, что позволяет вызвать у адресата состояние глубокого эмоционального переживания.

Таким образом, в целях реализации определенной прагматической задачи и повышения эффективности исходного сообщения в социальной рекламе широко используется метафора, обладающая значительным экспрессивным потенциалом. С помощью метафор создаются оригинальные, колоритные образы, вызывающие в сознании реципиента устойчивые или

Библиографический список

нетипичные, неожиданные ассоциации, играющие важную роль в осмыслении социально значимых проблем. Метафорические образы, создаваемые средствами вербального и невербального характера, способствуют более живому и выразительному представлению действительности и обладают порой в связи с этим большей убедительной силой, чем тысячи слов. При этом как показал анализ фактического материала, сама специфика объекта рекламирования (социальная реклама - это реклама не товаров/ услуг, а определенного отношения к миру) обусловливает широкое использование в данном типе дискурса метафорических образов, несущих не только явно выраженный положительный, но и отрицательный заряд, в значительной мере способствующий формированию общественного мнения и изменению поведенческой модели общества.

1. Мещерякова Н.А. Стилистические и прагмалингвистические особенности рекламных текстов социальной направленности: на материале текстов социальной рекламы на русском и немецком языках. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Москва, 2012.

2. Солодовникова А.Н. Современная социальная реклама: способы воздействия на адресата. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Саратов, 2013.

3. Рюмин Р.В. Социальная реклама как речевой жанр. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Томск, 2012.

4. Кириллова Ю.Н., Нечаева, Н.В. Метафора как средство вербализации образного компонента концепта UMWELTSCHUTZ (на материале немецкоязычных текстов социальной рекламы). Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 399 - 401.

5. Киреев С.И. Дискурс и концептосфера социальной рекламы. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Волгоград, 2008.

6. Ухова Л.В. Эффективность рекламного текста. Москва: Директ-Медиа, 2014.

7. Дыкин Р.В. Эффективность социальной рекламы: некоторые аспекты проблемы. Вестник Воронежского государственного университета. 2009; № 1: 141 - 149.

8. Томская М.В. Оценочность в социальном рекламном дискурсе. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Москва, 2000.

9. Сковородников А.П., Копнина Г.А. Экспрессивные средства в языке современной газеты: тенденции и их культурно-речевая оценка. Язык средств массовой информации. Москва: Академический проспект; Альма Матер, 2008: 521 - 539.

10. Метафора в языке и тексте. Отв. ред. В.Н. Телия. Москва: Наука, 1988.

11. Почепцов Г.Г. Имидж: от фараонов до президентов. Киев: АДЕФ-Украина, 1997.

12. Красавский Н.А. Биоморфная метафора как способ экспликации эмоций в немецких и русских художественных текстах. Известия Волгоградского педагогического государственного университета. 2013; 9 (84): 49 - 52.

13. Актуализация концепта UMWELTSCHUTZ в современном немецкоязычном рекламном дискурсе. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2015; 178: 9 - 14.

References

1. Mescheryakova N.A. Stilisticheskie i pragmalingvisticheskie osobennosti reklamnyh tekstov social'noj napravlennosti: na materiale tekstov social'nojreklamy na russkom i nemeckom yazykah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2012.

2. Solodovnikova A.N. Sovremennaya social'naya reklama: sposoby vozdejstviya na adresata. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Saratov, 2013.

3. Ryumin R.V. Social'naya reklama kak rechevoj zhanr. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Tomsk, 2012.

4. Kirillova Yu.N., Nechaeva, N.V. Metafora kak sredstvo verbalizacii obraznogo komponenta koncepta UMWELTSCHUTZ (na materiale nemeckoyazychnyh tekstov social'noj reklamy). Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 399 - 401.

5. Kireev S.I. Diskurs i konceptosfera social'noj reklamy. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Volgograd, 2008.

6. Uhova L.V. 'Effektivnost'reklamnogo teksta. Moskva: Direkt-Media, 2014.

7. Dykin R.V. 'Effektivnost' social'noj reklamy: nekotorye aspekty problemy. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; № 1: 141 - 149.

8. Tomskaya M.V. Ocenochnost' v social'nom reklamnom diskurse. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2000.

9. Skovorodnikov A.P., Kopnina G.A. 'Ekspressivnye sredstva v yazyke sovremennoj gazety: tendencii i ih kul'turno-rechevaya ocenka. Yazyk sredstvmassovojinformacii. Moskva: Akademicheskij prospekt; Al'ma Mater, 2008: 521 - 539.

10. Metafora v yazyke i tekste. Otv. red. V.N. Teliya. Moskva: Nauka, 1988.

11. Pochepcov G.G. Imidzh: ot faraonov do prezidentov. Kiev: ADEF-Ukraina, 1997.

12. Krasavskij N.A. Biomorfnaya metafora kak sposob 'eksplikacii 'emocij v nemeckih i russkih hudozhestvennyh tekstah. Izvestiya Volgogradskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; 9 (84): 49 - 52.

13. Aktualizaciya koncepta UMWELTSCHUTZ v sovremennom nemeckoyazychnom reklamnom diskurse. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gercena. 2015; 178: 9 - 14.

Статья поступила в редакцию 16.11.16

УДК 821.351.32

Israfilov N.R., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, doctoral postgradual, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

ARABIC LOANWORDS IN AGHUL. The article highlights Arab texts in Daghestan. The work is descibing the process of islam-ization in Southern Daghestan. Arab words have enriched the Aghul lexicon and are wirdely used in the speech of the Aghul people. Arabic loanwords are numerous in basic common lexical-semantic groups of the Aghul language. Many Arabic lexical units are found in Aghul proper names, which now fulfill a nominal value to denote certain concepts and phenomena, as well as the names of the months and days of the week. The author concludes that a large number of Arabic loanwords became part of Aghul. While most of the words are pronounced identically in almost all of the daghestanian languages that make them understandable to all the representatives of the peoples of Dagestan. In the daghestanian languages there are many loanwords from Arabic, and at all the daghestanian languages they sound almost the same way that makes them understandable and accessible to all.

Key words: Arab words, richness of language, active usage in speech, culture, Aghul language.

Н.Р. Исрафилов, канд. филол. наук, докторант каф. дагестанских языков, Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.