Научная статья на тему 'Экспрессивно-стилистические средства в языке современных электронных СМИ'

Экспрессивно-стилистические средства в языке современных электронных СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1910
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПРЕССИВНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК / ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / КАЛАМБУР / СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ / EXPRESSIVE AND STYLISTIC MEANS / MODERN RUSSIAN LANGUAGE / ELECTRONIC MEDIA / LEXICAL MEANS / PUN / SYNTACTIC MEANS / CASE PHENOMENA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузина Ольга Васильевна

В статье проведён анализ заголовков электронного СМИ GAZETA.RU с точки зрения использования в них экспрессивно-стилистических языковых средств. Заголовки отобраны методом сплошной выборки из публикаций за два дня. Отмечается, что в качестве экспрессивно-стилистических средств журналистами применяются лексические элементы (разговорные слова, сленгизмы), каламбуры языковая игра, средства синтаксической стилистики (номинативные предложения, телеграфный стиль, вопросительные конструкции), прецедентные феномены (отсылки к произведениям художественной литературы, историческим ситуациям, кинофильмам). При выборе экспрессивно-стилистического средства журналист ориентируется на предполагаемый уровень читателя и не прибегает к сложным, по его мнению, языковым конструкциям. Выявлено, что заголовочные комплексы чаще привлекают к себе внимание читателей фактической, а не языковой экспрессией. Целью журналиста, прибегающего к экспрессивно-стилистическому средству, является желание привлечь внимание читателя к публикации, побудить его прочитать статью с данным ярким заголовком. При этом средства языковой выразительности и экспрессии наиболее часто употребляются в заголовках материалов аналитического, а не новостного характера. Здесь для журналиста в большей степени важно проявить своё личностное начало, обозначить авторство, поэтому он стремится индивидуализировать стиль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPRESSIVE STYLISTIC MEANS IN THE LANGUAGE OF MODERN ELECTRONIC MEDIA

The article analyzes the headlines of the electronic media GAZETA.RU from the point of view of using expressive-stylistic language means in them. Titles are selected by continuous sampling from publications in two days. It is noted that journalists use lexical elements (colloquial words, slangisms), puns a language game, means of syntactic stylistics (nominative sentences, telegraphic style, interrogative constructions), precedent phenomena (references to works of fiction, historical situations, popular movies). When choosing an expressive-stylistic means, the journalist is guided by the intended level of the reader and does not resort to complex, in his opinion, language constructions. It was revealed that heading complexes more often attract the attention of readers to their actual, rather than linguistic expression. The goal of a journalist who uses an expressive and stylistic tool is the desire to attract the reader’s attention to publication, to encourage him to read an article with this bright headline. At the same time, means of linguistic expressiveness are most often used in the headlines of materials of an analytical, rather than news character. Here, for a journalist, it is more important to show his personal beginning, to designate authorship, therefore he seeks to individualize the style.

Текст научной работы на тему «Экспрессивно-стилистические средства в языке современных электронных СМИ»

филологические науки -языкознание

Кузина Ольга Васильевна ЭКСПРЕССИВНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ...

УДК 811.161.1

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0022

ЭКСПРЕССИВНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В ЯЗЫКЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ

© 2019

Кузина Ольга Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и речевой коммуникации Гжельский государственный университет (140155, Россия, Электроизолятор, д. 67, e-mail:kuzina85@bk.ru)

Аннотация. В статье проведён анализ заголовков электронного СМИ GAZETA.RU с точки зрения использования в них экспрессивно-стилистических языковых средств. Заголовки отобраны методом сплошной выборки из публикаций за два дня. Отмечается, что в качестве экспрессивно-стилистических средств журналистами применяются лексические элементы (разговорные слова, сленгизмы), каламбуры - языковая игра, средства синтаксической стилистики (номинативные предложения, телеграфный стиль, вопросительные конструкции), прецедентные феномены (отсылки к произведениям художественной литературы, историческим ситуациям, кинофильмам). При выборе экспрессивно-стилистического средства журналист ориентируется на предполагаемый уровень читателя и не прибегает к сложным, по его мнению, языковым конструкциям. Выявлено, что заголовочные комплексы чаще привлекают к себе внимание читателей фактической, а не языковой экспрессией. Целью журналиста, прибегающего к экспрессивно-стилистическому средству, является желание привлечь внимание читателя к публикации, побудить его прочитать статью с данным ярким заголовком. При этом средства языковой выразительности и экспрессии наиболее часто употребляются в заголовках материалов аналитического, а не новостного характера. Здесь для журналиста в большей степени важно проявить своё личностное начало, обозначить авторство, поэтому он стремится индивидуализировать стиль.

Ключевые слова: экспрессивно-стилистические средства, современный русский язык, электронные СМИ, лексические средства, каламбур, синтаксические средства, прецедентные феномены.

EXPRESSIVE STYLISTIC MEANS IN THE LANGUAGE OF MODERN ELECTRONIC MEDIA

© 2019

Cousina Olga Vasilyevna, candidate of philological Sciences, associate Professor of the Department of foreign languages and speech communication Gzhel State University (140155, Russia, Elektroizolyator, 67, e-mail:kuzina85@bk.ru)

Abstract. The article analyzes the headlines of the electronic media GAZETA.RU from the point of view of using expressive-stylistic language means in them. Titles are selected by continuous sampling from publications in two days. It is noted that journalists use lexical elements (colloquial words, slangisms), puns - a language game, means of syntactic stylistics (nominative sentences, telegraphic style, interrogative constructions), precedent phenomena (references to works of fiction, historical situations, popular movies). When choosing an expressive-stylistic means, the journalist is guided by the intended level of the reader and does not resort to complex, in his opinion, language constructions. It was revealed that heading complexes more often attract the attention of readers to their actual, rather than linguistic expression. The goal of a journalist who uses an expressive and stylistic tool is the desire to attract the reader's attention to publication, to encourage him to read an article with this bright headline. At the same time, means of linguistic expressiveness are most often used in the headlines of materials of an analytical, rather than news character. Here, for a journalist, it is more important to show his personal beginning, to designate authorship, therefore he seeks to individualize the style.

Keywords: expressive and stylistic means, modern Russian language, electronic media, lexical means, pun, syntactic means, case phenomena.

Актуальность темы. В современных условиях, когда средства массовой информации (СМИ) перемещаются в пространство сети интернет, их стиль становится той лингвистической и культурной реальностью, которая позволяет судить о состоянии и тенденциях развития русского языка. Выбор журналистами языковых средств во многом определяется их интенциями, основная из которых - необходимость привлекать и удерживать внимание читателей, воздействовать на их эмоциональную сферу. В результате в языке электронных СМИ максимально эффективно используются те средства языка, которые можно назвать экспрессивно-стилистическими, то есть средства, основанные на применении стилистических ресурсов современного русского языка для передачи экспрессии.

Обзор литературы по теме. Особенности реализации в электронных СМИ экспрессивно-стилистического потенциала русского языка анализируются современными исследователями. А.Д. Вовчок рассматривает лексический и синтаксический повтор как экспрессивно-стилистическое средство, связанное в языке онлайн-газет с выполнением публикациями прагматических функций [1], Н.Н. Гурьева обращает внимание на такие средства экспрессии, как языковая игра и парцелляция [2]. Рассматриваются в качестве средств выражения экспрессии в языке СМИ также анафора [3], интертекстуальные элементы [4], словообразовательные средства [5] и т. д.

На наш взгляд, необходим комплексный взгляд на экспрессивно-стилистические средства в языке электронных СМИ, который поможет увидеть целостную картину их применения авторами, осознать, насколько часто данные средства используются, какие именно средства наиболее востребованы и какие функции в тексте СМИ они выполняют.

Постановка цели. Цель настоящего исследования -провести анализ экспрессивно-стилистических средств в языке СМИ на определённом материале, который отобран методом сплошной выборки и который в связи с этим можно обозначить как «срез». Мы рассмотрим экспрессивно-стилистические средства, встречающиеся в тексте заголовков одной из электронных газет (GAZETA.RU [6]) в публикациях двух дней (24-25 января 2019 года). Метод сплошной выборки обеспечивает точность исследования и исключает возможность подтасовки языкового материала.

Результаты исследования. Заголовочные комплексы - важнейший элемент текста СМИ. По мнению исследователей, «именно заголовок пробуждает интерес читателя к содержимому статьи, определяет актуальность и новизну предложенного к прочтению материала» [7, с. 94]. В электронных СМИ значение заголовка возрастает, потому что здесь он играет роль гиперссылки, с помощью которой читатель может перейти собственно к тексту публикации. То есть заголовок выполняет ре-

Cousina Olga Vasilyevna philological sciences -

EXPRESSIVE STYLISTIC ... linguistics

кламную функцию, стимулируя читательский интерес, от него во многом зависит успешность материала.

Обзор сделанного нами среза заголовков показывает, что далеко не все они содержат какие-либо экспрессивно-стилистические средства. В этом нет ничего удивительного, так как в электронном СМИ происходят десятки публикаций в сутки и снабдить каждую из них ярким заголовком - для журналистов нереальная задача. В результате большинство заголовков максимально информативны, например: «В Нальчике ликвидировали бандитов, напавших на полицейских», «В США поймали фокусника-педофила». При этом в них часто делается ссылка на источник информации, что экономит пространство текста, например: «Министр обороны Венесуэлы заявил о госперевороте в стране». Экспрессия таких заголовков связана с яркостью новости, на которую они указывают, то есть это экспрессия фактическая, а не языковая или стилистическая. Тем не менее, экспрессивно-стилистические средства отмечаются нами примерно в 5 % рассмотренных новостных заголовков. В рубрике же, которая называется «Мнения», заголовки гораздо более оригинальны. Здесь авторы уже не торопятся и представляют на суд читателя свои продуманные, серьёзные аналитические материалы (одна-две публикации в сутки). Различные экспрессивно-стилистические средства встречаются практически во всех заголовках данной рубрики.

Журналистами используются метафоры, призванные сделать заголовок более выразительным и «художественным», украсить его. При этом яркие авторские метафоры в тексте СМИ - редкость. Будучи проявлением языкового искусства, яркие метафоры требуют времени на создание и обдумывание, а его у журналистов зачастую недостаточно. Чаще всего в заголовках используются метафоры, в той или иной степени избитые. Например: «Города - это цемент, которым держится страна, а поселения - песок, без которого цемент - не цемент» (степень банальности можно обозначить как среднюю), «В Хакасии взлетели цены на проезд в общественном транспорте» (максимально банальная, то есть узуальная метафора). Оригинальные авторские метафоры встречаются в публикациях рубрики «Мнения». Например: «Социальная политика в голодном обмороке». Здесь мы видим не только олицетворяющую и конкретизирующую метафору, но и гиперболу, а также использование фразеологической единицы.

Экспрессия текста СМИ во многом связана с усилением авторского, личностного начала в данном виде дискурса. Журналист стремится передать читателям свою собственную позицию, сообщить им своё мнение о том, что описывает. Наиболее доступными средствами для этого становятся лексические, в первую очередь сниженная лексика. Это могут быть разговорные слова: «Министр обороны открестился от поддержки лидера оппозиции Венесуэлы»; сленгизмы: «"Сплошная фанера ": Пугачеву отчитали за "халтуру " на концертах» и т. п.

Используя слова разной степени грубости, журналист может попытаться отделить данное языковое средство от своего авторского облика. Так, позволяет смягчить высказывание отсылка к человеку, употребившему грубое слово, цитирование: «"Каксобакам": школьники Кузбасса пожаловались на еду в столовой». Журналист как бы говорит: «Да, это грубо, но я не виноват, это не я сказал!».

Словесная игра, каламбур - традиционное для языка СМИ экспрессивное средство. Ю.Г. Толкачева отмечает: «Каламбур в публицистическом дискурсе выступает как одно из средств преодоления стандарта, повышения информативности и экспрессивности текста через разрушение стереотипов и новую связь между формой и содержанием» [8, с. 308]. Чаще всего каламбуры присутствуют в заголовках рубрики «Мнения», например: «Проучить учителя». Обыгрываются и семантически 94

сталкиваются в тексте однокоренные слова. Игра основана на том, что учит обычно сам учитель, а в данной статье рассказывается о проектах учеников, мстящих нелюбимым учителям. Каламбуры свойственны русскому юмористическому дискурсу, при создании комического они - основное средство. Однако частота обращения к ним в современных СМИ не очень высокая, что связано, по-видимому, с превалированием требования скорости создания текста над требованием его языкового совершенства.

Средства синтаксической стилистики - важный элемент выразительности в газетном тексте, в том числе в тексте электронных СМИ. Синтаксис завершает оформление заголовка, обязательно выступающего как предложение и выполняющего коммуникативную функцию. Как отмечают исследователи, «синтаксис является организующей силой текста, завершающей его построение, именно синтаксис формирует лексические единицы в те комбинации, которые достигают или не достигают своих коммуникативных целей» [9, с. 146]. Среди синтаксических экспрессивно-стилистических средств в СМИ используются номинативные предложения, с помощью которых происходит констатация факта, и высказывание становится более безапелляционным. Чаще всего в пределах одного заголовка (бессоюзного сложного предложения с двоеточием между частями) комбинируются номинативное и двусоставное предложения: «Смерть именинника: кто виноват во взрыве в кафе», «Исследование: у россиян стало больше "свободных денег"». Ряд номинативных предложений, состоящих из одного подлежащего в сочетании с другими однословными предложениями может использоваться для имитации телеграфного стиля: «Рыбка. Предоплата. Дорого». Встречаются вопросительные конструкции, нацеленные на то, чтобы привлечь внимание адресата, привнести в текст диалогизм, сделать читателя собеседником: «Пришел мстить? Девятиклассник обстрелял школу».

В заголовках электронных СМИ достаточно часто используются прецедентные феномены различного характера - отсылки к известным обоим субъектам речи ситуациям, именам, текстам. М.Н. Крылова отмечает: «Широкое использование прецедентных феноменов в современном русском языке, насыщенность современного текста элементами из других текстов свидетельствуют об интертекстуальности современного языкового пространства, включённости языковой личности в систему функционирования общей базы знакомых всем текстов, ситуаций, имён» [10, с. 31].

Интересно и показательно то, к каким именно прецедентам обращаются журналисты, которые обязательно должны быть уверены, что данные интертексты присутствуют в культурной базе каждого из их читателей. Встречаются отсылки к наиболее известным произведениям художественной литературы, входящим в школьный курс литературного образования: «Прощай, "голодная" Россия: Белоруссия уйдет на Запад "правильно"» (апелляция к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия...» с трансформацией исходного текста). Нередки прецедентные ситуации из истории России, в том числе отсылки к истории Великой Отечественной войны: «Депутат предложил россиянам прожить день на хлебе и воде, как в блокаду», что говорит о высокой осведомлённости граждан России об этом историческом событии. Однако наиболее часто источником прецедента становятся произведения массовой культуры, например, популярный кинофильм американского производства: «МИД России предостерег США от развязывания "звездных войн"».

Выводы. С помощью метода сплошной выборки нами были отобраны заголовки электронного средства СМИ GAZETA.RU, в которых используются экспрессивно-стилистические средства русского языка. Выявлено, что в тексте электронного СМИ обращение журналиста к Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

филологические науки -языкознание

Кузина Ольга Васильевна ЭКСПРЕССИВНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ...

экспрессивно-стилистическим средствам языка происходит не очень часто, что связано с динамичным характером подачи материала в СМИ данного типа. При этом наиболее часто используются лексические средства выразительности (сниженная лексика), каламбуры, синтаксические экспрессивные средства (номинативные предложения, вопросительные конструкции и др.), а также прецедентные феномены. В публикациях аналитического характера журналисты обращаются к средствам языковой экспрессии чаще, что связано с выражением ими своей авторской индивидуальности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вовчок А.Д. Прагматические особенности экспрессивно-стилистических средств в текстах современных онлайн-газет // Наука сегодня: вызовы и решения: Мат. междунар. науч.-практ. конф. Вологда: Маркер, 2017. С. 75-76.

2. Гурьева Н.Н. Языковая игра и парцелляция как средство выражения авторского дискурса в публицистических текстах //Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: Сб. научн. тр.; под ред. Е.Г. Милюгиной. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2018. С. 97-101.

3. Шушарина Г.А. Анафора как способ выражения экспрессии в центральных и региональных СМИ // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — № 2-2 (33). — С. 58-59.

4. Бобровская Г.В. Интертекстуальность в текстах современных печатных СМИ: экспрессия стандарта? // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: Межвуз. сб. научн. тр.; под ред. А.А. Ворожбитовой. Сочи: Изд-во СГУТиКД, 2007. С. 15-21.

5. Рацибурская Л.В. Словообразовательные средства создания экспрессии в текстах СМИ // Текст. Структура и семантика: Докл. IXМеждунар. конф. М.: Спорт. жизнь, 2004. С. 224-227.

6. GAZETA.RU. URL: https://www.gazeta.ru/social/?updated (дата обращения: 25.01.2019).

7. Киндеркнехт А.С., Степанюк В.В. Способы привлечения внимания в заголовках СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 8-2 (62). С. 94-97.

8. Толкачева Ю.Г. Способы реализации лексических каламбуров в заголовках печатных СМИ // В мире научных открытий. 2012. № 4-4 (28). С. 308-320.

9. Крылова М.Н. Синтаксическая стилистика прозы Б. Акунина // Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы: Мат. междунар. науч.-практ. конф. Научный центр «Диспут». Вологда: Маркер, 2016. С. 145-146.

10. Крылова М.Н. «Молчит как партизан». Прецедентные сравнения из сферы истории //Русская речь. 2017. № 6. С. 31-35.

Статья поступила в редакцию 30.01.2019

Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.