Научная статья на тему 'Экспрессионистическое начало в лирике О. Э. Мандельштама и Н. С. Гумилёва'

Экспрессионистическое начало в лирике О. Э. Мандельштама и Н. С. Гумилёва Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
306
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / ОБРАЗ КРИКА / ЛИРИКА О Э МАНДЕЛЬШТАМА / ЛИРИКА Н С ГУМИЛЁВА / RUSSIAN POETIC EXPRESSIONISM / PHYSIOLOGICAL IMAGES / IMAGE OF CRYING / MANDELSTAM LYRICS / N S GUMILEV LYRICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шестакова Маргарита Александровна

В современном литературоведении проблема русского экспрессионизма осмыслена не до конца. Перед исследователями возникает проблема определения круга имён поэтов и писателей, в творчестве которых проявляется поэтика экспрессионизма. Характерные приемы и образы экспрессионизма использовались и авторами, не имевшими прямого отношения к литературным группам русских экспрессионистов. В статье анализируются экспрессионистские приемы поэтики в лирике поэтов-акмеистов Мандельштама и Гумилева. Рассматривается обращение поэтов к экспрессионистическим образам крика, ужаса, боли, физиологии человеческого тела, болезни, смерти. Проводится параллель с развитием экспрессионизма в Германии. Отмечается индивидуальное своеобразие преломления приемов и образов экспрессионизма в творчестве крупных поэтов начала ХХ в. Делается вывод об усилении экспрессивности образов как общей тенденции в лирике первых десятилетий ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expressionistic origin of O.E. Mandelstam and N.S. Gumilyov lyrics

The phenomenon of expressionism in Russian literature is not completely understood until now. The problem of determination of poets and writers names, whose work presented expressionism poetics, is facing for researchers. Typical both methods and images of the expressionism were used also by the authors who did not have a direct relationship to the literary groups of Russian Expressionists. The article analyzes the poetic expressionistic techniques in lyric of Mandelstam and Gumilev acmeist’s poets. We consider an appeal of the poets to expressionistic images of screaming, horror, pain, physiology of the human body, illness, death. A parallel with the development of Expressionism in Germany considered. It noted the uniqueness of the individual refractive techniques and expressionist images in the works of the key poets of the early twentieth century. The conclusion to strengthen of images expressiveness as a general trend in the lyrics of the first decades of the twentieth century done.

Текст научной работы на тему «Экспрессионистическое начало в лирике О. Э. Мандельштама и Н. С. Гумилёва»

М.А. ШЕСТАКОВА (Самара, Россия)

УДК 821.161.1-14

ББК Ш33(2Рос=Рус)6-45+Ш33(2Рос=Рус)6-022.56

ЭКСПРЕССИОНИСТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В ЛИРИКЕ О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА И Н.С. ГУМИЛЁВА

Аннотация. В современном литературоведении проблема русского экспрессионизма осмыслена не до конца. Перед исследователями возникает проблема определения круга имён поэтов и писателей, в творчестве которых проявляется поэтика экспрессионизма. Характерные приемы и образы экспрессионизма использовались и авторами, не имевшими прямого отношения к литературным группам русских экспрессионистов. В статье анализируются экспрессионистские приемы поэтики в лирике поэтов-акмеистов Мандельштама и Гумилева. Рассматривается обращение поэтов к экспрессионистическим образам крика, ужаса, боли, физиологии человеческого тела, болезни, смерти. Проводится параллель с развитием экспрессионизма в Германии. Отмечается индивидуальное своеобразие преломления приемов и образов экспрессионизма в творчестве крупных поэтов начала ХХ в. Делается вывод об усилении экспрессивности образов как общей тенденции в лирике первых десятилетий ХХ в.

Ключевые слова: русский поэтический экспрессионизм, физиологические образы, образ крика, лирика О.Э. Мандельштама, лирика Н.С. Гумилёва.

Изучение русского литературного экспрессионизма сопряжено с трудностями описания его как художественного явления и очерчивания его границ. Исследователями В.Н. Терёхиной, В.Н. Пестовой, А.А. Нененко, Т.А. Терновой была обозначена еще одна связанная с экспрессионизмом научная проблема - распространение экспрессионистической поэтики в творчестве поэтов и писателей, не имевших прямого к нему отношения. Эта проблема не исследована учеными в достаточной мере и представляется актуальной. Поэтому предметом изучения в статье становится проявление экспрессионистического начала в лирике поэтов-акмеистов О.Э. Мандельштама и Н.С. Гумилёва.

О.Э. Мандельштам был знаком с явлением немецкого экспрессионизма, который привлекал поэта не только новаторскими методами, но и пафосом напряжения и трагедии. Сильное впечатление на

поэта произвела драматургия Э. Толлера, которой О.Э. Мандельштам посвятил статью «Революционер в театре» (1922). Пьеса Э. Толлера «Человек-масса» в переводе О.Э. Мандельштама была поставлена Мейрхольдом в московском Театре Революции в 1922-1923 гг. [Песто-ва 2004: 165]. Однако интерес поэта к немецкому экспрессионизму не ограничивался именем одного драматурга. О. Мандельштам обращался к творчеству немецких поэтов-экспрессионистов: им был переведен ряд стихотворений М. Бартеля, четыре стихотворения Р. Шикеле, «Прогулка» А. Лихтенштейна и «Прекрасный, сияющий человек» Ф. Верфеля. В 1926 г. переводы были опубликованы в антологии «Молодая Германия», под редакцией Г. Петникова [Петников 1926].

Во время появления в печати первых опытов русских экспрессионистов в лирике О.Э. Мандельштама уже присутствуют экспрессионистические образы, которые возникают в текстах стихотворений как средства повышенного эмоционального воздействия на читателя и «ударов» по привычному для него восприятию действительности. Поэт не входил в группировки русских экспрессионистов и не публиковал свои тексты в совместных с ними сборниках. Исключением является единичный случай публикации двух стихотворений поэта во втором сборнике альманаха эмоционалистов «Абраксас», в которых возникают образы, отсылающие к экспрессионистической выразительности (душа «беснуется от жару» [Терёхина 2005: 338], «роковая трепещет звезда», «чешуя искалеченных крыл» [Терёхина 2005: 339]).

Стремление О.Э. Мандельштама передать поэтическими средствами особую насыщенность переживания, обращение к образам двое-мирия и смерти можно обнаружить уже в ранней лирике поэта: «невыразимая печаль» [Мандельштам 1994: Т.1, 69], «Неужели я настоящий // И действительно смерть придёт?» [Мандельштам 1994: Т.1, 76]. В стихотворении «Сестры - тяжесть и нежность - одинаковы ваши приметы» возникает образ умирающего солнца. С отжившим светилом сравнивается погибающий человек: «Человек умирает, песок остывает согретый, // И вчерашнее солнце на чёрных носилках несут» [Мандельштам 1994: Т.1, 126]. Образ умирающего солнца встречается в творчестве футуристов [Шевченко 2016: 84]. Вл. Маяковский часто прибегает к изображению внутреннего мира человека через сравнение его с космическими величинами. Если у Вл. Маяковского герой могуч и силён, как светила, оттого и одинок, то у О.Э. Мандельштама солнце беспомощно перед смертью, как человек: оно отживает своё («вчерашнее») и потому должно подобно человеку «времени бремя избыть» [Мандельштам 1994: Т.1, 126]. О.Э. Мандельштам, наравне с поэтами-современниками, обращается к

поискам возможности точного выражения человеческого переживания, осмысления жизни, что способствует экспрессивности поэтического высказывания в лирике поэта.

Стихотворение «Век» (1922) наполнено образами, которые можно было бы назвать экспрессионистическими, несмотря на то, что сам О.Э. Мандельштам не принадлежал к числу экспрессионистов. Образы физиологических составляющих тела позволяют поэту говорить о коренном изменении мира, гибели века и необходимости рождения нового времени: «Чтобы вырвать век из плена, // Чтобы новый мир начать, // Узловатых дней колена // Нужно флейтою связать» [Мандельштам 1994: Т.2, 41]. Нельзя не заметить в физиологической трансформации образа флейты аллюзию на текст поэмы Вл. Маяковского «Флейта-позвоночник» (1915). Однако О.Э. Мандельштам констатирует предсмертную агонию века. Так появляются мотивы необходимой кровавой жертвы: кто «своею кровью склеит // Двух столетий позвонки?» [Мандельштам 1994: Т.2, 41], «Словно нежный хрящ ребёнка // Век младенческой земли - // Снова в жертву, как ягнёнка, // Темя жизни принесли» [Мандельштам 1994: Т.2, 41]. Необходимые для жизни физиологические составляющие оборачиваются смертью века: «Кровь-строительница хлещет // Горлом из земных вещей» [Мандельштам 1994: Т.2, 41].

Поэт работает с образами хребта-позвоночника, звериного-людского, выстраивает образы в единый синонимический ряд, чем добивается игры смыслов: «Захребетник лишь трепещет // На пороге новых дней» [Мандельштам 1994: Т.2, 41], «Тварь, покуда жизнь хватает, // Донести хребет должна, // И невидимым играет // Позвоночником волна» [Мандельштам 1994: Т.2, 41].

В лирике О. Мандельштама предельность поэтического высказывания находит своё отражение в образах стихотворений не только 1920-х, но и 1930-х гг. В лирике 1930-х годов обращение к экспрессионистической физиологичности образов позволяет поэту говорить о жизни в напряжённом ожидании смерти. В стихотворении «Ленинград» жизнь героя соседствует с миром мёртвых, ожидание-ощущение собственной смерти находит выражение в традиционном для экспрессионистов приёме обращения к физиологической образности: «Я на лестнице чёрной живу, и в висок // Ударяет мне вырванный с мясом звонок» [Мандельштам 1994: Т.3, 42]. Примечательно, что в ранней редакции стихотворения сохранены указанные образы, что демонстрирует их роль в выражении авторской мысли, отсутствие сомнения поэта в их значимости для образного строя стихотворения. Вплоть до 1937 г. образы разъятого тела встречаются наравне с образами крика в

опубликованных и черновых вариантах стихотворений. Анализ творчества поэта позволяет выявить в лирике О.Э. Мандельштама тенденцию обращения к экспрессионистическим образам вследствие необходимости выражения крайних переживаний человека.

В лирике Н.С. Гумилёва можно обнаружить тенденцию к сходному осмыслению изменений внешнего мира и человека в нём с использованием особого ряда образов для создания атмосферы напряжения, ужаса. Поэт отмечает наступление хаоса мира, предчувствует блуждания человека в тщетных поисках верного пути. В стихотворении «Ужас» (1907) воплощены образы иррационального страха, переходящего в ужас, персонифицированный в фигуре звероподобного существа: «Я встретил голову гиены // На стройных девичьих плечах» [Гумилёв 1998: Т.1, 149]. Усиливает эмоциональное давление физиологическая деталь в описании существа (кровь на его морде) и образ «бледного ужаса» [Гумилёв 1998: Т.1, 149]. Стихотворение не столько изобилует экспрессивными образами, сколько погружает читателя в атмосферу напряжения, ужаса от неожиданной встречи с пугающей фигурой, к которой лирический герой направляется сам. Философская проблема жизненного пути обретает острое звучание благодаря иррациональным и физиологическим образам, которые позволяют обнаружить вхождение элементов поэтики экспрессионизма в лирику поэта-акмеиста уже в 1910-х гг.

В стихотворениях Н.С. Гумилёва 1910-1913 гг. появляются образы ужаса («И пугали ужасом наития // Тёмные пророчества гитан» [Гумилёв 1998: Т.2, 23]), смерти или убийства («с мёртвым сердцем в море //броситься со скалы» [Гумилёв 1998: Т.2, 51]), физиологические детали и образы («И слепнут глаза от солёного пота» [Гумилёв 1998: Т.2, 32]), «В пожарах сёла, луг в крови» [Гумилёв 1998: Т.2, 37]). В ранней лирике поэта обнаруживаются образы крика («В каждом вздохе томительный крик» [Гумилёв 1998: Т.2, 103]). Снижение возвышенных образов позволяет поэту передать ужас и отчаяние лирического героя, говорить о зыбкости и изменчивости его восприятия мира («Иль Беатриче стала проституткой <... >И Байрон - площадным шутом...о ужас!» [«Отрывок», Гумилёв 1998: Т.2, 19]). Образ бреда позволяет поэту говорить о двоемирии, которое часто возникает в его текстах и является центральной идеей, к которой обращались поэты рубежа веков («сон и явь сливаются в одно» [Гумилёв 1998: Т.2, 21], «Эти же поляны // Нам не раз мерещились в бреду» [Гумилёв 1998: Т.2, 26] и др.).

Особого внимания заслуживает физиологическая образность, которая локально возникает в стихотворениях Н.С. Гумилёва периода

1910-1913 гг.: «Вы, перерывающие горло, // Свежей крови вы напьётесь нынче» [«Военная», Гумилёв 1998: Т.2, 12]), об убитых быках «И они валялись на земле // С высунутым синим языком» [«Пять быков», Гумилёв 1998: Т.2, 13]. Физиологические образы обеспечивают обострённое звучание любовной лирике (любовь «шепчется с кровью» [Гумилёв 1998: Т.2, 63]). В таких стихотворениях поэт обращается к контрасту при передаче предельного любовного переживания лирического героя. В стихотворении «В саду» день несостоявшегося свидания сравнивается с «больным дитя», который «умирал, не отмеченный Божьей рукой» [Гумилёв 1998: Т.2, 42]. В стихотворении «Двенадцатый год» Н.С. Гумилёв сталкивает контрастные образы смерти и разрушения, которые экспрессивно отражены в образе кровавого луга, с одной стороны, и всепобеждающей силы любви-песни - «Торжествующей Любви» [Гумилёв 1998: Т.2, 37], - с другой.

Контраст физиологических образов и образов-воплощений любви, красоты и гармонии позволяет говорить об обострённом отображении традиционной оппозиции «жизнь-смерть»: «Звуки вьются, звуки тают... // То по гладкой белой кости // Руки девичьи порхают» [Гумилёв 1998: Т.2, 45]. Поэт использует такие средства выразительности, которые в буквальном смысле обнажают тесное сосуществование жизни и смерти. Немаловажно, что Н.С. Гумилёв привлекает физиологические детали с целью сделать жизнь человека физически ощущаемой: «Солнце пьянит его, солнце вливается в вены, // В сердце» [Гумилёв 1998: Т.2, 94].

Наибольшая концентрация экспрессивных образов в пределах одного текста встречается в поэме «Открытие Америки». В поэме сочетаются образы крика («Кричал, как коршуны кричат» [Гумилёв 1998: Т.2, 26]) и плача-рыдания («С топором пошёл на адмирала, //А потом забился в дальний трюм // И рыдал» [Гумилёв 1998: Т.2, 24]), крайне напряжённого состояния человека («И шептались - а хотелось выть» [Гумилёв 1998: Т.2, 24]).

Помимо перечисленных, в поэме «Открытие Америки» возникают образы тотальной болезни людей («Всё больны» [Гумилёв 1998: Т.2, 21]), зловещей бездны как предчувствия трудных испытаний («солнце в бездне огненной воды» [Гумилёв 1998: Т.2, 23]) и физиологические образы-описания явлений окружающего мира («О пути земные, сетью жил, // Розой вен вас Бог расположил!» [Гумилёв 1998: Т.2, 20], «Двадцать дней, как плыли каравеллы, // Встречных волн проламывая грудь» [Гумилёв 1998: Т.2, 23], «В их сердцах отчаянье тоски, // В их мозгу гнездится ужас чёрный» [Гумилёв 1998: Т.2, 24]). Как видно из приведённых примеров, Н.С. Гумилёв использует сред-

ства экспрессивной выразительности, наполняя свою лирику новыми интонациями, которые соответствуют образу лирического героя-конквистадора, воина-завоевателя.

Хотя тексты поэта не лишены экспрессии, природа образов в лирике Н.С. Гумилева 1910-х годов более многоплановая. В 1919 г. им была написана баллада «Заблудившийся трамвай», вобравшая в себя образы, к которым обращались многие поэты первых десятилетий ХХ в. Трамвай, как урбанистический образ, неостановимое движение и необъяснённое фантастическое появление героя в трамвае захватывают внимание читателя и создают напряжённую атмосферу, ощущение бега, который невозможно остановить (такие образы неоднократно появлялись в прозе Л.Н. Андреева не только как «дань эпохе», но и как средство выражения авторской мысли: «Жизнь Василия Фивейского» (1903), «Вор» (1904), «Неосторожность» (1910)). Примечательно, что в балладе есть две строфы, включающие экспрессионистические алогичные образы вывески с «кровью налитыми буквами» [Гумилёв 1998: Т.4, 82] и «мёртвых голов», которые продают вместо «капусты и вместо брюквы» [Гумилёв 1998: Т.4, 82]. Не только физиологическое, но и гротескно парадоксальное развитие лирического сюжета указывает на экспрессионистическое начало приведённых образов, которое дополняется алогизмом и натурализмом следующей строфы: «В красной рубашке, с лицом, как вымя, // Голову срезал палач и мне» [Гумилёв 1998: Т.4, 82].

Анализ стихотворений 1918-1921-го гг. позволяет обнаружить выразительные образы физических страданий людей, смерти и мертвецов, тревоги и крика. Однако у экспрессии данных образов иная - не экспрессионистическая - природа. Лирика Н.С. Гумилёва пронизана экзотическими образами: в ней часто используются образы диких животных (Лев прищурился <...> // И с усов лижет кровь человеческую» [Гумилёв 1998: Т.4, 24]), необычных деревьев («чудовищных пальм вековые столбы» [Гумилёв 1998: Т.4, 20]), ритуальных погребений («И белели средь чёрных священных камней // Вороха черепов и костей» [Гумилёв 1998: Т.4, 33]). В данном случае жизненный опыт путешественника преображается в экзотический лирический сюжет. Так высшей наградой за жизненный путь славного героя-воина служит его загробное положение: «Так садись между мной и Чакой // На скамье из людских черепов» [Гумилёв 1998: Т.4, 21].

Образы смерти возникают в сравнениях («Из земли за корнем корень выходил, // Точно руки обитателя могил» [Гумилёв 1998: Т.4, 68]) или физиологических деталях («Но когда я его разбудить попытался, //Я увидел, что мухи ползли по глазам» [Гумилёв 1998: Т.4, 46], «Как

дым из трубки моряка, // Чей труп чуть виден из песка» [Гумилёв 1998: Т.4, 60]), а также носят мистический характер проникновения загробной жизни в человеческий мир («И кричит из ямы череп тайну гроба своего» [Гумилёв 1998: Т.4, 102]). Кровь появляется в лирике Н.С. Гумилёва 1918-1921 гг. как деталь, подчёркивающая экзотичность, нетривиальность образного строя стихотворения, опасность ситуации, к которой обращается поэт.

Добиться необходимой степени экспрессии текста помогают образы крика как звуковой детали экзотической и напряжённой обстановки («оглушали его барабаны и крики» [Гумилёв 1998: Т.4, 47]) и как аллегории мучительного прорыва человека к истинам («Кричит наш дух, изнемогает плоть, // Рождая орган для шестого чувства» [Гумилёв 1998: Т.4, 97]). Экспрессивен образ «оскаленной бездны» [Гумилёв 1998: Т.4, 26] - он помогает создать ощущение враждебного чужого мира, в котором человек должен выжить. Герой лирики Н.С. Гумилёва находится в упоительной для него борьбе с миром, в которой побеждает или с достоинством принимает гибель.

Можно сделать вывод о том, что Н.С. Гумилёв применяет средства создания образности, близкие экспрессионистической поэтике, уже в 1910-е годы, когда в немецкой поэзии Германии только-только происходит становление экспрессионизма. Однако к 1920-м гг. поэт сводит на нет тенденции, которые могли бы дать основания для осмысления более тесных связей его творчества с экспрессионизмом.

Таким образом, О.Э. Мандельштам и Н.С. Гумилёв обращались к экспрессионистической образности параллельно с развитием немецкого и появлением русского поэтического экспрессионизма, о существовании которого заявил поэт-экспрессионист Ип. Соколов в 1919 г. Появление насыщенной экспрессивности образов в лирике поэтов обусловлено необходимостью предельно точного и радикально новаторского выражения их собственных идей. Экспрессивность образов становится одновременно чертой индивидуально-авторского стиля обращавшихся к ней поэтов и маркером, общим для лирики первых десятилетий ХХ века.

ЛИТЕРАТУРА

Гумилёв Н.С. Полное собрание сочинений в 10 т. М.: Воскресение, 1998. Т. 1 Стихотворения. Поэмы (1902-1910). М.: Воскресение, 1998. - 502 с. Т. 2. Стихотворения. Поэмы (1910-1913). М.: Воскресение, 1998. - 344 с. Т. 4. Стихотворения. Поэмы (1918-1921). М.: Воскресение, 2001. - 394 с.

Мандельштам О.Э. Собрание сочинений в 4 т. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1994. Т. 1. Стихи и проза 1906-1921. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993. - 367 с. Т. 2. Стихи и проза 1921-1929. М.: Арт-Бизнес-Центр,

1993. - 703 с. Т. 3. Стихи и проза 1930-1937. М.: Арт-Бизнес-Центр,

1994. - 526 с.

Молодая Германия: Антология современной немецкой поэзии / Под ред. Г. Петникова. Харьков: Государственное издательство Украины. 1926. С. 13-16, 24-30, 106, 238, 321, 324-329.

Нененко А.А. Лирика московских поэтов-«экспрессионистов» 1919-1921 годов: стилевые тенденции, деструктивность, эсхатология: дисс. канд. филол. наук.: Ишим, 2007. - 163 с.

Пестова Н.В. Немецкоязычный экспрессионизм в освещении российской германистики // Русская германистика. Т.1. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 163-176.

Русский экспрессионизм: Теория. Практика. Критика. Сост. В.Н. Терёхина. - М.: ИМЛИ РАН, 2005. - 512 с.

Терёхина В.Н. Экспрессионизм в русской литературе первой трети XX века. Генезис. Историко-культурный контекст. Поэтика. - М.: ИМЛИ РАН, 2009. - 320 с.

Тернова Т.А. Феномен маргинальности в литературе русского авангарда: имажинизм / Т.А. Тернова. - Воронеж: Изд-во «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2011. - 192 с.

Шевченко Е.С. Русская драма и театральный примитив / Е.С. Шевченко. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2016. -200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.