Научная статья на тему 'Экспозиция предвыборной кампании - 2018: гендерная составляющая'

Экспозиция предвыборной кампании - 2018: гендерная составляющая Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
437
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДВЫБОРНЫЕ КАМПАНИИ / ИМИДЖ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / КЛАССИФИЦИРУЮЩИЕ ПРЕДИКАТЫ / ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРЕДИКАТЫ / РЕЛЯЦИОННЫЕ ПРЕДИКАТЫ / МЕДИАЛИНГВИСТИКА / МЕДИАДИСКУРС / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СМИ / ЖЕНСКОСТЬ / ELECTION CAMPAIGN / IMAGE OF A POLITICIAN / POLITICIAN / POLITICAL DISCOURSE / POLITICAL COMMUNICATION / CLASSIFYING PREDICATES / CHARACTERIZING PREDICATES / REGULATING PREDICATES / MEDIA LINGUISTICS / MEDIA DISCOURSE / MASS MEDIA / MEDIA / FEMININITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гертнер Елизавета Викторовна

В статье анализируется экспозиция предвыборной президентской кампании 2018 года, отличительной особенностью которой стало активное участие женщин, стимулированное самовыдвижением Ксении Собчак. Задача исследования выявление сформировавшихся в СМИ точек зрения, связанных с выдвижением женщин на пост президента РФ. Материал анализа корпус высказываний, извлеченных из базы данных «Интегрум», а также результаты проведенного соцопроса. Непосредственный предмет наблюдения гендерная составляющая высказываний. По данным «Интегрума» было сделано три выборки высказываний, включающих собственное имя Ксения Собчак: выборка 1 (16.10.17 16.11.17; всего документов 1281), выборка 2 (16.12.17 16.01.18; всего документов 717), выборка 3 (06.03.18 20.03.18; всего документов 1125). В ходе анализа отмечено изменение имиджевых характеристик Собчак в восприятии СМИ с момента ее заявления о намерении участвовать в выборах; после того, как она была зарегистрирована ЦИК; собрала необходимые подписи, сформулировала тезисы политической программы и была зарегистрирована кандидатом на пост президента РФ от непарламентской партии «Гражданская инициатива». В высказываниях, составляющих первую выборку, политическая активность женщин, в том числе представительниц шоу-бизнеса, иронически оценивается как «эффектное шоу». Особый объект иронии «светская львица Собчак». В высказываниях, составляющих вторую выборку, ирония постепенно вытесняется рациональным осмыслением тезисов политической программы. На основе принципа гендерной дифференциации с опорой на типологию, предложенную Н. Д. Арутюновой, в статье выявляются классифицирующие, характеризующие, реляционные предикаты, соотношение которых позволяет зафиксировать сдвиги в коллективном восприятии имиджа Ксении Собчак от гламурной «кандидатки в кандидаты» до официально зарегистрированного кандидата на пост президента РФ. В высказываниях, составляющих третью выборку, в составе аксиологических суждений сохраняется гендерная константа. Прогнозируется возможность дальнейшего политического будущего Ксении Собчак, занявшей четвертое место по результатам президентских выборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPOSITION OF THE PRE-ELECTION CAMPAIGN 2018: GENDER COMPONENT

The article analyzes the exposition of the pre-election campaign of 2018, the distinctive feature of which was the active participation of women, stimulated by the self-nomination of Ksenia Sobchak. The task of the study is to identify the points of view formed in the media related to the nomination of women for the presidency. The material for the analysis is the texts of the Integrum database and the results of the social survey. The subject of observation is the gender component of statements. According to Integrum, three samples of statements including the name Ksenia Sobchak were made: sample 1 (16.10.17 16.11.17; 1281 documents), sample 2 (16.12.17 16.01.18; 717 documents), sample 3 (06.03.18 20.03.18; 1125 documents). The change in the image characteristics of the candidate in the media texts has been noted since: the announcement of the intention to participate in the elections; after she successfully submitted the documents to the Central Election Commission; when collected signatures and formulated the thesis of her political program and registered as a candidate for the post of President of the Russian Federation from the non-parliamentary party "Civil Initiative". In the statements that make up the first sample, the political activity of women, including representatives of show business, is ironically evaluated as a spectacular show. A special object of irony is "socialite Sobchak". In the statements that make up the second sample the irony is gradually replaced by a rational understanding of the thesis of Sobchak’s political program. Based on the principle of gender differentiation and using the typology proposed by N. D. Arutyunova, the article reveals the classifying, characterizing, relational predicates, the ratio of which allows us to fix the shifts in the collective perception of Ksenia Sobchak’s image from glamorous candidate to officially registered candidate for the presidency of the Russian Federation. In the statements that make up the third sample axiological assertions still have gender constant. The possibility of further political future of Ksenia Sobchak is predicted.

Текст научной работы на тему «Экспозиция предвыборной кампании - 2018: гендерная составляющая»

РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

УДК 811.161.142:811.161.138

ББКШ141.12-51+Ш14112-55 ГСНТИ 16.21.27 Код ВАК 10.02.01

Е. В. Гертнер

Екатеринбург, Россия

ЭКСПОЗИЦИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ — 2018: ГЕНДЕРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

АННОТАЦИЯ. В статье анализируется экспозиция предвыборной президентской кампании 2018 года, отличительной особенностью которой стало активное участие женщин, стимулированное самовыдвижением Ксении Собчак. Задача исследования — выявление сформировавшихся в СМИ точек зрения, связанных с выдвижением женщин на пост президента РФ. Материал анализа — корпус высказываний, извлеченных из базы данных «Интегрум», а также результаты проведенного соцопроса. Непосредственный предмет наблюдения — гендерная составляющая высказываний. По данным «Интегрума» было сделано три выборки высказываний, включающих собственное имя — Ксения Собчак: выборка 1 (16.10.17 — 16.11.17; всего документов — 1281), выборка 2 (16.12.17 — 16.01.18; всего документов — 717), выборка 3 (06.03.18 — 20.03.18; всего документов — 1125). В ходе анализа отмечено изменение имиджевых характеристик Собчак в восприятии СМИ с момента ее заявления о намерении участвовать в выборах; после того, как она была зарегистрирована ЦИК; собрала необходимые подписи, сформулировала тезисы политической программы и была зарегистрирована кандидатом на пост президента РФ от непарламентской партии «Гражданская инициатива». В высказываниях, составляющих первую выборку, политическая активность женщин, в том числе представительниц шоу-бизнеса, иронически оценивается как «эффектное шоу». Особый объект иронии — «светская львица Собчак». В высказываниях, составляющих вторую выборку, ирония постепенно вытесняется рациональным осмыслением тезисов политической программы. На основе принципа гендерной дифференциации с опорой на типологию, предложенную Н. Д. Арутюновой, в статье выявляются классифицирующие, характеризующие, реляционные предикаты, соотношение которых позволяет зафиксировать сдвиги в коллективном восприятии имиджа Ксении Собчак — от гламурной «кандидатки в кандидаты» до официально зарегистрированного кандидата на пост президента РФ. В высказываниях, составляющих третью выборку, в составе аксиологических суждений сохраняется гендерная константа. Прогнозируется возможность дальнейшего политического будущего Ксении Собчак, занявшей четвертое место по результатам президентских выборов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предвыборные кампании; имидж политика; политические деятели; политический дискурс; политические коммуникации; классифицирующие предикаты; характеризующие предикаты; реляционные предикаты; медиалингвистика; медиадискурс; средства массовой информации; СМИ; женскость.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Гертнер Елизавета Викторовна, аспирант кафедры русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации, Уральский федеральный университет; 620083, Россия, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 51; e-mail: elizavetagertner@gmail com.

2018-й стал годом выборов президента Российской Федерации. Дата выборов — 18 марта. Перед стартом официальной предвыборной кампании развернулась нестандартная экспозиция, состоящая из трех этапов. На первом этапе ЦИК зафиксировала рекорд: 70 субъектов, намеревавшихся принять участие в выборах (Российская газета. 15.01.2018; извлечения из текстов СМИ передаются светлым курсивом). По данным сайта «Выборы президента РФ», среди претендентов было 12 женщин. Особый общественный интерес вызвали четыре женщины — представительницы шоу-бизнеса.

На втором этапе состоялась подача документов в Центральную избирательную комиссию. Документы подали 30 кандидатов в кандидаты, в том числе 8 женщин. Утверждено 16, среди них только 5 женщин: Эльвира Агурбаш (предприниматель), Ирина Волынец (общественный деятель, правозащитник), Екатерина Гордон (журналистка), Наталья Лисицина (машинист башенного крана на металлургическом заводе), Ксения Собчак (журналистка, теле- и радиоведущая).

На третьем этапе зарегистрированные кандидаты в кандидаты должны были собрать необходимое количество подписей

граждан. Итоговый список кандидатов на пост президента РФ был утвержден 10 февраля 2018 г. [Центральная избирательная комиссия Российской Федерации]. Именно эта дата стала фактической завязкой избирательной кампании — 2018, участниками которой стали 8 кандидатов. В итоговый список вошла одна женщина — Ксения Собчак [Выборы президента РФ]. Включенный в текущее реальное время разворот экспозиции характеризуется уменьшением числа субъектов-действователей (от 70 до 8), а также возможным изменением их ролевого статуса: субъект выдвигается от парламентской партии (например, В. В. Жириновский); от непарламентской партии (например, Г. А. Явлинский); субъект объявляет о самовыдвижении, но затем выдвигается от партии (например, К. А. Собчак); субъект — самовыдвиженец (В. В. Путин).

Одной из первых, 18 октября 2017 г., о своем самовыдвижении под лозунгом «Собчак против всех» заявила Ксения Собчак (далее также КС). Ее примеру последовали другие женщины. Можно говорить о произошедшем гендерном взрыве. «Грамматический вирус женскости», который был зафиксирован в языковой картине мира [Ве-прева 2010: 74], обнаружил себя в «политическом вирусе женскости». Деятельность

© Гертнер Е. В., 2018

публичного политика, по мнению исследователей, крайне непроста для женщины, так как «традиционные общества не так легко впускают женщину на подобные новые для них роли» [Почепцов 2000: 622]. В этой связи следует отметить, что «существенным компонентом социальной роли является ожидание: то, чего ожидают окружающие от поведения индивида, они вправе требовать от него; он же обязан в своем поведении соответствовать этим ожиданиям» [Крысин 1989: 134]. Стратегическая задача КС — кардинальное изменение сложившегося имиджа. Проследим, как в восприятии общественности менялись имиджевые характеристики КС с момента ее заявления о намерении участвовать в выборах и после того, как она подала документы в ЦИК и приступила к сбору подписей. Известно, что в речи «может проявляться множественность точек зрения» [Успенский 2000: 15] на один объект или же общая, коллективная точка зрения. Чтобы выявить наличие последней, воспользуемся материалами базы данных «Ин-тегрум». Из указанной базы данных извлечены три выборки высказываний, включающих собственное имя КС: выборка 1 (с 16.10.17 по 16.11.17 — 1280 документов); выборка 2 (с 16.12.17 по 16.01.18 — 717 документов). Третья выборка отражает ход предвыборной кампании и ее результаты (с 6.03.18 по 20.03.18 — 1125 документов). По принципу дополнения используются материалы текстов СМИ (с 15.01.18 по 15.03.18).

В высказываниях, составляющих выборку 1, обращает на себя внимание сочетание феномен Собчак, которое акцентирует необычное для российской политической ситуации явление: ...у нас возможен сам феномен Собчак; ...федеральные каналы открыли свои эфиры как для самой претендентки, так и для обсуждения ее, так сказать, феномена. В границах дихотомии «мужчины — женщины» возникает едкая ирония, свидетельствующая о коллективном неприятии факта самовыдвижения представительниц шоу-бизнеса, не имеющих прямого отношения к политической деятельности: Народ шутит, что раньше знали Собчака, Гордона и Чехова мужчинами, а теперь женские версии полезли. Объект иронии укрупняется, подчеркивается несовместимость гламура как «особого типа потребительской культуры» [Дондурей 2006: 107], чаще всего связанного именно с женским образом [см. Сип^е 2006: 43], и политики. Например: На пост президента РФ готова баллотироваться порноактриса (Беркова); Она (Беркова) пристроилась за тройкой

гламурных самовыдвиженок — Ксении Собчак, Кати Гордон и Анфисы Чеховой; Но нужно понимать, что это еще только кандидатки в кандидаты на выборы. Объект иронии — гламурные самовыдвиженки.

Участие в выборах женщин интерпретируется как шоу. Эта ключевая метафора укрупняется: с ее помощью экспозиция предвыборной кампании в целом оценивается как «нечто показное, рассчитанное на шумный внешний успех» [ТСРЯ 2008: 1111]. Наблюдается развитие метафорической модели «ЖИЗНЬ — это ТЕАТР <...> прагматический потенциал этой метафорической модели определяется ярким концептуальным вектором неискренности, искусственности, ненатуральности, имитации реальности» [Чудинов 2001: 114]: Шоу на неделе поддержали своими выдвижениями и новые „кандидаты в президенты"; ...она (КС), безусловно, прибавит этой президентской гонке шарма, придаст элемент шоу. В то же время возможность участия женщины в выборах подтвердил В. В. Путин во время выступления на Валдайском форуме: На вопрос, может ли следующим президентом России быть женщина, <...> глава государства ответил: „У нас все возможно, почему нет?" (Независимая газета. 23.10.2017). Пресс-секретарь президента конкретизировал ответ: Ничто не мешает Собчак стать кандидатом на президентских выборах, поскольку она „является гражданином Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией может баллотироваться в президенты страны" (Ежедневная деловая газета РБК. 19.10.2017). Общая мысль: КС имеет конституционное право стать кандидатом на пост президента РФ.

В корпусе анализируемых высказываний обращают на себя внимание таксономические сопроводители собственного имени КС. На основе разграничения «классифицирующих», «характеризующих» и «реляционных» предикатов [см.: Арутюнова 1999: 8] с учетом принципа гендерной дифференциации можно выделить группы предикатов, относящихся непосредственно к КС. На шкале времени (выборка 1 и выборка 2) отмечены подсистемы классифицирующих предикатов. В их числе номинации лица со значением женскости, не включенные в словообразовательные пары и обозначающие лицо женского пола (дама, мадам, девчонка, девушка, баба, дева, женщина); номинации-фемини-тивы, включенные в словообразовательные пары и обозначающие лицо женского пола по профессии и роду занятий: журналистка, ведущая, телеведущая, радиоведущая, а также хайперша, шоуменша; ряд суще-

Политическая лингвистика. 2 (68)'2018

ствительных лица, объединенный семантическим стержнем «участник политического процесса» (частотность этих номинаций возрастает в высказываниях, составляющих выборку 2): оппозиционерка, претендентка, кандидатка, самовыдвиженка. Особо выделяются номинации, включенные в словообразовательные пары, из состава которых извлекается имя мужского рода, употребляющееся в значении женского: журналист, шоумен, блогер, ср.: оппозиционер, участник президентской гонки, кандидат, кандидат от партии «Гоажданская инициатива», претендент на пост президента. Характерно, что выбор имен мужского рода сопровождает преимущественно фиксацию политической деятельности КС (выборки 2, 3).

Характеризующие предикаты отражают узнаваемость КС: известная, популярная, яркая, эпатажная. В выборке 1 предикаты-ярлыки строятся на базе оксюморона: гламурный лидер, светская оппозиционерка, причудливый кандидат. Подчеркивается несовместимость сформировавшегося имиджа и имиджа политика.

Константные реляционные предикаты отсылают к именам родителей КС, чаще всего к отцу (дочь Анатолия Собчака; дочь первого мэра Санкт-Петербурга; Собчак-младшая).

Имиджевые характеристики КС, свидетельствующие о сформированности ожиданий адресата, подтверждаются данными, полученными в результате соцопроса, проведенного в конце 2016 г. В нем приняли участие 50 студентов Уральского федерального университета. Информантам было предложено закончить предложение: Ксения Собчак — это... Опрос показал, что профессиональная деятельность является основной при восприятии имиджа КС. В ответах информантов классифицирующие предикаты (ведущая, телеведущая, радиоведущая, журналист) являются наиболее частотными и, как правило, сочетаются с характеризующими: блистательная, гламурная, классная (ведущая). КС воспринимается как медийное лицо: медиаперсонаж, медийная личность, публичная персона, знаменитость. В ответах студентов встречаются существительные лица со значением женскости в сочетании с оценочными прилагательными: эпатажная женщина, экстравагантная женщина, странная девушка. Можно заметить сдвиги в восприятии имиджа КС, наведенные ее выступлением на проспекте Сахарова 24 декабря 2011 г. (предикаты: оппозиционер, общественный деятель), однако акцентируется несовместимость ролевых масок: светская львица,

но мнит себя политиком; гламурный политик; оппозиционная тетка. В ответах информантов встречаются реляционные предикаты: дочь Собчака, дочь питерского мэра.

Речевая действительность свидетельствует о том, что сложившиеся коллективные представления, несмотря на фактор узнаваемости, не складываются в целостный образ КС. Активная публичная деятельность, независимость суждений, обнаруживающая склонность КС к речевой борьбе, обусловливает постепенное изменение в восприятии интеллектуальной составляющей имиджа — в суждениях журналистов все чаще используются акротезы: Ксения Собчак — это вовсе не „накрашенная кукла", как о ней думают отдельные недоброжелатели, а вполне себе зрелый, опытный и тонкий политический игрок. Особую роль в коллективном восприятии деятельности КС сыграла ее поддержка непарламентской партией: Партия „Гоажданская инициатива" выдвинула на выборы президента телеведущую Ксению Собчак, ее кандидатуру поддержали 96 делегатов съезда, против высказались семеро; Собчак, ранее беспартийная, вступила в ряды этой партии и вошла в состав ее политсовета. Свое решение Собчак объяснила стремлением показать, что пришла в политику всерьез и надолго. Информационная составляющая высказываний журналистов вытесняет оценочно-ироническую: На заседании во вторник ЦИК рассмотрел пакет документов Ксении Собчак на выдвижение. „Разрешить кандидату на должность президента РФ Ксении Анатольевне Собчак открыть специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда в дополнительном офисе ПАО Сбербанк". Отмечается, что в избирательный фонд К. А. Собчак поступило 80 513 793,01 рубля (Российская газета. 22.01.2018). Больше только у В. В. Жириновского (204 703 303,14 рубля) и В. В. Путина (401 439 927,38 рубля). В прессе фиксируется рост рейтинга КС: Число намеренных голосовать за Собчак меньше чем за месяц выросло в два раза.

В СМИ уделяется внимание политической платформе КС: Свой основополагающий предвыборный текст под названием „123 трудных шага" обнародовала недавно Ксения Собчак. Отмечается, что некоторые положения программы ...трудно будет оспорить, например, тезисы о необходимости демилитаризации и дебюрократизации экономики с конкретными поэтапными шагами в этих направлениях. Собчак, однако, не развивает концепцию «аксиологического консерватизма, который находит естествен-

ную массовую поддержку избирателей» [Купина 2016: 39], кроме того, отдельные программные установки (разрешены однополые браки и мелкая торговля марихуаной; призыв в армию отменен и т. п.) противоречат внутрикультурным традициям. Прогнозируется, что КС может побороться на выборах за третье место: „За" Собчак — тот же эффект новизны, агрессивная кампания. „Против" — громадный антирейтинг (Российская газета. 13.02.2018).

По итогам выборов КС заняла четвертое место после В. В. Жириновского, который выступал ее постоянным оппонентом на телевизионных дебатах. В высказываниях, составляющих выборку 3, обсуждаются острые ситуации, включенные в оппозицию «мужское — женское», обнаруживающие восприятие импульсивности, несдержанности и эмоциональности как гендерно специфических признаков женскости: Жириновский назвал Собчак дурой, а та облила его водой; Ксения Собчак возмутилась тем, что остальные участники регулярно ее перебивают; В итоге Ксения Собчак заплакала. В. В. Жириновский ответил ироничным комментарием: Мама прибежит, носик утрет. Можно сделать вывод о сохранении гендер-ной константы политического дискурса.

Участие женщины в выборах в качестве кандидата на пост президента приводит политиков и журналистов к серьезным размышлениям. Гендерный ярлык «скандальность» регулярно сочетается с ярлыком светская львица: Ксения Собчак когда-то была всего лишь светской львицей <...> от прошлого не уйдешь, каждый шаг Собчак, даже вполне мирный, заканчивается скандалом.

Учитывая невозможность избавления от сложившегося имиджа, КС предлагает: Сейчас я меняюсь и хочу меняться вместе с вами. Я делаю новый шаг вперед: начинаю свою политическую деятельность (Российская газета. 15.03.2018). Идея совместности выражается в политическом призыве: Путь к свободе не прост, и я прошу пройти его вместе со мной. Средствами самопрезентации являются я-высказывания: Я отвечаю за каждый свой поступок; Я зарабатываю деньги; Я участвовала в протестах; Я родила и воспитываю сына... (Российская газета. 15.03.2018). Гендерная идентичность не снимается, подчеркивается, что собственно женское может сочетаться с политическим. Свобода, правда, молодость, смелость — ключевые идеологемы предвыборной кампании КС: Правда и свобода — вот две вещи, ради которых я иду в политику [Собчак против всех].

ЗА МОЛОДОСТЬ ЗА СМЕЛОСТЬ

а

(S*

СОБЧАКИ

и

Рис. Предвыборная агитация К. А. Собчак

Общественное мнение меняется в определенном направлении: Для Собчак те голоса, которые она получила, — хороший старт и на протяжении 10—15 лет ей есть куда развиваться. Развязка предвыборной кампании позволяет политикам и журналистам прогнозировать политическое будущее КС. Складывается темпоральная цепочка, включенная в отрезок биографического времени КС: ближайшая ретроспекция: представитель шоу-бизнеса; персонаж политического шоу; актуальное настоящее: кандидат на должность президента РФ, набравший на выборах 1,68 % голосов; реальное будущее: перспектива продолжения успешной политической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. — М. : Языки русской культуры, 1999. 896 с.

2. Вепрева И. Т. «Грамматический вирус» женскости на фоне тенденции к аналитизму в современном русском языке // Русский язык и литература в международном образовательном пространстве: современное состояние и перспективы : 2 Междунар. конф. (Гранада, 8—10 сент. 2010 г.). — Granada ; Madrid : RUBINOS-1860, S. A., 2010. Т. 1. С. 74—78.

3. Выборы президента РФ [Электронный ресурс] : сайт. URL: http://president-rf.ru/ (дата обращения: 10.02.2018).

4. Дондурей Д. Красота — это страшная сила? Опыт глянцевой прессы // Искусство кино. 2006. № 11. С. 107—118.

5. Крысин Л. П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. — М. : Наука, 1989. 186 с.

6. Купина Н. А. Предвыборная агитационная кампания — 2016: аксиологический консерватизм и идеологический радикализм // Политическая лингвистика. 2016. N° 5 (59). С. 37— 44.

7. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. — М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 2000. 768 с.

8. Собчак против всех [Электронный ресурс] : сайт. URL: https://sobchakprotivvseh.ru (дата обращения: 20.03.2018).

9. ТСРЯ = Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. — М. : Азбуковник, 2008. 1164 с.

10. Успенский Б. А. Поэтика композиции. — СПб. : Азбука, 2000. 352 с.

11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс] : сайт. URL: http://www. cikrf.ru/ (дата обращения: 10.02.2018).

12. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991—2000). — Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2001. 238 с.

13. Gundle S. The glamour system. — New York : Palgrave Macmillan, 2006. 211 p.

no^MTMHecKan nuHrBMCTUKa. 2 (68)'2018

E. V. Gertner

Ekaterindurg, Russia

EXPOSITION OF THE PRE-ELECTION CAMPAIGN 2018: GENDER COMPONENT

ABSTRACT. The article analyzes the exposition of the pre-election campaign of 2018, the distinctive feature of which was the active participation of women, stimulated by the self-nomination ofKsenia Sobchak. The task of the study is to identify the points of view formed in the media related to the nomination of women for the presidency. The material for the analysis is the texts of the Integrum database and the results of the social survey. The subject of observation is the gender component of statements. According to Integrum, three samples of statements including the name — Ksenia Sobchak were made: sample 1 (16.10.17 — 16.11.17; 1281 documents), sample 2 (16.12.17 — 16.01.18; 717 documents), sample 3 (06.03.18 — 20.03.18; 1125 documents). The change in the image characteristics of the candidate in the media texts has been noted since: the announcement of the intention to participate in the elections; after she successfully submitted the documents to the Central Election Commission; when collected signatures and formulated the thesis of her political program and registered as a candidate for the post of President of the Russian Federation from the non-parliamentary party "Civil Initiative". In the statements that make up the first sample, the political activity of women, including representatives of show business, is ironically evaluated as a spectacular show. A special object of irony is "socialite Sobchak". In the statements that make up the second sample the irony is gradually replaced by a rational understanding of the thesis of Sobchak's political program. Based on the principle ofgender differentiation and using the typology proposed by N. D. Arutyunova, the article reveals the classifying, characterizing, relational predicates, the ratio of which allows us to fix the shifts in the collective perception of Ksenia Sobchak's image from glamorous candidate to officially registered candidate for the presidency of the Russian Federation. In the statements that make up the third sample axiological assertions still have gender constant. The possibility of further political future of Ksenia Sobchak is predicted.

KEYWORDS: election campaign; image of a politician; politician; political discourse; political communication; classifying predicates; characterizing predicates; regulating predicates; media linguistics; media discourse; mass media; media; femininity.

ABOUT THE AUTHOR: Gertner Elizaveta Viktorovna, Post-graduate Student, Department of Russian Language, General Linguistics and Speech Communication, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.

REFERENCES

1. Arutyunova N. D. Yazyk i mir cheloveka. — M. : Yazyki russkoy kul'tury, 1999. 896 s.

2. Vepreva I. T. «Grammaticheskiy virus» zhenskosti na fone tendentsii k analitizmu v sovremennom russkom yazyke // Russ-kiy yazyk i literatura v mezhdunarodnom obrazovatel'nom pros-transtve: sovremennoe sostoyanie i perspektivy : 2 Mezhdunar. konf. (Granada, 8—10 sent. 2010 g.). — Granada ; Madrid : RUBINOS-1860, S. A., 2010. T. 1. S. 74—78.

3. Vybory prezidenta RF [Elektronnyy resurs] : sayt. URL: http://president-rf.ru/ (data obrashcheniya: 10.02.2018).

4. Dondurey D. Krasota — eto strashnaya sila? Opyt glyantsevoy pressy // Iskusstvo kino. 2006. № 11. S. 107—118.

5. Krysin L. P. Sotsiolingvisticheskie aspekty izucheniya sov-remennogo russkogo yazyka. — M. : Nauka, 1989. 186 s.

6. Kupina N. A. Predvybornaya agitatsionnaya kampaniya — 2016: aksiologicheskiy konservatizm i ideologicheskiy radika-lizm // Politicheskaya lingvistika. 2016. №> 5 (59). S. 37—44.

7. Pocheptsov G. G. Imidzhelogiya. — M. : Refl-buk ; Kiev : Vakler, 2000. 768 s.

8. Sobchak protiv vsekh [Elektronnyy resurs] : sayt. URL: https://sobchakprotivvseh.ru (data obrashcheniya: 20.03.2018).

9. TSRYa = Tolkovyy slovar' russkogo yazyka s vklyucheniem svedeniy o proiskhozhdenii slov / pod red. N. Yu. Shvedovoy. — M. : Azbukovnik, 2008. 1164 s.

10. Uspenskiy B. A. Poetika kompozitsii. — SPb. : Azbuka, 2000. 352 s.

11. Tsentral'naya izbiratel'naya komissiya Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] : sayt. URL: http://www.cikrf.ru/ (data obrashcheniya: 10.02.2018).

12. Chudinov A. P. Rossiya v metaforicheskom zerkale: kogni-tivnoe issledovanie politicheskoy metafory (1991—2000). — Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2001. 238 s.

13. Gundle S. The glamour system. — New York : Palgrave Macmillan, 2006. 211 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.