Научная статья на тему 'Экспозиция открытого хранения вооружения и военной техники Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи: история и предшественники'

Экспозиция открытого хранения вооружения и военной техники Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи: история и предшественники Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1090
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MILITARY HISTORICAL MUSEUM OF ARTILLERY / ENGINEER TROOPS AND SIGNAL CORPS / OPEN AIR MUSEUM DISPLAY / ARMOR DISPLAY / MILITARY-HISTORICAL MUSEUMS / ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ АРТИЛЛЕРИИ / ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК И ВОЙСК СВЯЗИ / ЭКСПОЗИЦИЯ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ / ЭКСПОЗИЦИЯ ОРУЖИЯ / ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ МУЗЕИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Веселов Фёдор Никитович, Карлина Тамара Игоревна

Статья посвящена появлению и развитию экспозиции открытого хранения вооружения и военной техники Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Демонстрация оружия под открытым небом осуществлялась на протяжении всей истории музея. Однако, подробное изучение этой практики в данном учреждении, как, впрочем, и во многих других военных музеях, не осуществлялось до сих пор. В качестве источников были привлечены, в том числе, ранее не опубликованные архивные документы. В рамках осуществленного исследования были рассмотрены этапы существования экспозиции открытого хранения Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи на протяжении истории музея, проанализированы методы показа экспонатов и меры по обеспечению их сохранности. В настоящий момент именно вопросы создания условий хранения орудий на открытом воздухе и ограничения доступа посетителей к памятникам оружейной мысли являются ключевыми для данного типа экспозиций. Поиск компромисса между сохранностью и эстетикой показа образцов вооружения на воздухе, между интерактивностью и безопасностью та проблема, с которой сталкивается музей сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Веселов Фёдор Никитович, Карлина Тамара Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The open storage display of armor and military equipment in the Military-historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal corps: history and predecessors

The article is concerning the origins and the development of the open storage display of armor and military equipment in the Military-historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal corps. Demonstration of armor in the open air was carried out throughout the history of the museum. However, detailed study of this practice in this institution, as, indeed, in many other military museums, still have not been taken. And this is the main aim of the article, where sources, including previously unpublished archival documents are involved. As part of the study, the stages of the exposition of the open storage of the Military Historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal Corps throughout the history of the museum were examined, as well as methods of displaying exhibits and measures to ensure their safety were analyzed. At the moment, the issues of creating conditions for storing guns in the open air and restricting the access of visitors to the monuments of armor are the key questions for this type of expositions. The search for a compromise between the safety and aesthetics of the display of armor in the open air, between interactivity and security are problems, which the museum faces today.

Текст научной работы на тему «Экспозиция открытого хранения вооружения и военной техники Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи: история и предшественники»

ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

УДК: 069.02:931; 069.5:623

Ф. Н. Веселов, Т. И. Карлина

ЭКСПОЗИЦИЯ ОТКРЫТОГО ХРАНЕНИЯ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ АРТИЛЛЕРИИ, ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК И ВОЙСК СВЯЗИ: ИСТОРИЯ И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИ-ВиВС) — один из старейших1 и крупнейших военно-исторических музеев России. Своеобразной «визитной карточкой» музея в наши дни является огромная по масштабам (34 216 м2) и количеству представленных экспонатов (306 единиц)2, разнообразная по составу (от пищалей XVI в. до современных самоходных орудий) экспозиция открытого хранения вооружения и военной техники3, разместившаяся на территориях внутреннего двора Кронверка, Кронверкской набережной и снаружи восточного крыла здания, на месте казни пятерых участников Декабрьского восстания 1825 г. История формирования

1 В историографии существует два принципиальных взгляда на дату основания музея. Первый относит «момент зарождения на Руси военного древлехранилища, дошедшего до наших дней под наименованием Артиллерийский исторический музей» к 29 августа 1703 г, когда Петр I, несмотря на нужду в материале для отливки новых пушек в ходе Северной войны, приказал сохранить памятную мортиру Лжедмитрия I 1606 г., ныне хранящуюся в музее (Артиллерийский исторический музей // Военная энциклопедия. СПб., 1911. Т. 5. С. 98; СтруковД. П. Путеводитель по Артиллерийскому историческому музею. СПб., 1912. С. 1-2; Давидов А. В., Песчанский М. А. Артиллерийский исторический музей. Краткий исторический очерк. М., 1925. С. 5; Артиллерийский исторический музей. Краткий указатель коллекций / сост. А. В. Давидов, А. И. Гнедич, Ю. А. Воронец. Л., 1927. С. 6; Туманов В. Е. Принадлежит России // Музей военной истории и боевой славы. Сборник статей и материалов, посвященный 240-летию музея. СПб., 1996. С. 79-80; КрыловВ.М., Ефимов С. В., Маковская Л. К., Успенская С. В. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. История и коллекции. СПб., 2004. С. 9; Лебедянская А. П. Артиллерийский исторический музей. Исторический очерк (1703-1917). СПб., 2008. С. 19; Крылов В.М., Успенская С. В. Ефимов С. В. и др. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи: путеводитель. СПб., 2008. С. 6). Согласно второму взгляду, создание музея следует относить к 28 июня 1756 г. — распоряжению «Канцелярии Главной артиллерии и фортификации о сборе, сосредоточении в одном хранилище и описании „инвенторских", орудий, а также „куриозных и достопамятных вещей"» (Бран-денбург Н. Е. Артиллерийский музей. Его прошедшее и настоящее // Артиллерийский журнал. 1876. № 12. С. 1356; РазгонА.М. Очерк истории военных музеев в России // Труды НИИ музееведения. М., 1962. Вып. 7. С. 121; Ермошин И. П. Артиллерийский исторический музей. К 40-й годовщине вооруженных сил Советского союза // Сборник исследований и материалов Артиллерийского исторического музея. Л., 1958. Вып. 2. С. 210; Гладкий А.И. Первое столетие. Хроника примечательных событий в истории музея (1756-1868) // Музей военной истории и боевой славы. С. 329).

2 Отчет Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи за 2016 г. СПб., 2017. С. 96.

3 В данной статье используется именно этот термин для обозначения экспозиции на открытом воздухе, принятый в официальной документации ВИМАИВиВС.

обширных коллекций музея, характер и состав экспозиций в залах в разные периоды существования учреждения и его предшественников представлены весьма широкой библиографией, однако история экспонирования оружия под открытым небом в музее до сих пор не исследована4.

Экспонирование оружия на открытом воздухе—практика не уникальная, часто применяемая в музеях военно-исторического профиля не только России, но и мира. ЮжноАфриканский национальный музей военной истории в Йоханнесбурге, Бронетанковый музей «Яд ле-Ширьон» в Латруе (Израиль), Вьетнамский военно-исторический музей в Ханое, Военно-исторический музей в Дрездене (Германия), Военно-исторический музей в Вене (Австрия), музей Королевский армии и военной истории в Брюсселе (Бельгия), Музей Армии в Париже (Франция), Военный музей в Хямеэнлинна (Финляндия), Национальный военно-исторический музей в Софии (Болгария), Музей бронетанковой техники в Учебном центре сухопутных войск имени Гетмана Стефана Чарнецкого в Познани (Польша). И этот список может быть дополнен еще многими примерами.

Однако показ оружия на открытом воздухе осуществлялся задолго до появления самих музеев. Трофейное оружие—свидетельство побед над врагами—«на вечную славу» выставлялось для обозрения на центральных площадях крупнейших городов государства. Московская Русь не была исключением. «У этой башни (звонница, либо Вознесенская церковь Петрока Малого5—сооружение в Московском кремле, рядом с нынешней колокольней Ивана Великого, взорванное французами в 1812 г. — Ф. В., Т.К.) стояла лифлянд-ская артиллерия, которую великий князь добыл в Феллине вместе с магистром Вильгельмом Фюрстенбергом; стояла она непокрытая, только на показ (zum Spektakel)»6. Взятие Феллина, мощной Ливонской крепости, взятие в плен самого магистра Ливонского ордена было несомненным успехом русского оружия, который должны были демонстрировать попавшие «в полон» ливонские пушки. Очевидно, те же цели преследовал и Петр I: царь именным указом от 6 декабря 1702 г. приказал собирать в Малороссии, кроме прочего, «пушки медные и железные <...> буди те, которые у местных государей, а именно Салтанов Турецких и у королей Польскаго и Свейскаго на боях где воинским случаем под гербами их взяты и ныне есть на лицо <...> в новопоставленном Цейхаусе для памяти на вечную славу поставить»7. И это несмотря на острую необходимость в материале для переплавки и отливки новых орудий после тяжелого поражения и потери артиллерии под Нарвой. С именем Петра связано появление Петербургской коллекции достопамятных орудий, расположившейся в цейхгаузе на территории Петропавловской крепости, «ядра», как и московский арсенал, будущей коллекции Артиллерийского музея8.

4 Хотя нельзя игнорировать труды, посвященные истории отдельных памятников, экспонируемых на открытом воздухе. Напр.: КужелеваЛ. Н. Памятники Северной войны в Артиллерийском историческом музее // Сборник исследований и материалов Артиллерийского исторического музея. Л., 1958. Вып. 2. С. 75-94; ГромовА.В.,МаручевМ.Х. Персидские орудия Британского производства в коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи // Сборник трудов ВИМАИВиВС. СПб., 2015. Вып. 10. С. 277-287; и пр.

5 Подробнее: Подъяпольский С. С. Архитектор Петрок Малой // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Стиль, атрибуции, датировки. М., 1983. С. 34-50.

6 Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. Записки немца-опричника. М., 1925. С. 103.

7 Цит. по: Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1902. Ч. 1. С. 413-414; Лебедянская Н. М. Артиллерийский исторический музей. С. 18.

8 ДавидовА.В., ПесчанскийА.М. Артиллерийский исторический музей. С. 5-6; ЕрмошинИ.П. Артиллерийский исторический музей. С. 210; Лебедянская Н.М. Артиллерийский исторический музей. С. 16-28.

Изначально деревянное, выкрашенное под камень, в соответствии со стилем деревянного же в то время собора Свв. Петра и Павла, позднее, здание было перестроено в камень в 1749 г.9 Но к этому времени местом сосредоточения достопамятностей, старинных орудий, трофеев становится Старый пушечный двор—комплекс зданий на Московской стороне Петербурга в самом начале современного Литейного проспекта. Арсенальное строительство на Московской стороне началось с постройки осенью 1711 г. Литейного дома (или «анбара»), к 1713 г. он был закончен, а около 1714 г. к юго-востоку от него возник Пушечный двор как место для складирования артиллерийских запасов. С 1715 г. началось оборудование постройками делового и технического назначения района напротив Пушечного двора, отчего последний получил название «Старого», а обширные территории, занятые механической и деловой частью арсенала,—«Новый»10. Это привело к тому, что Старый двор выполнял преимущественно складскую функцию, в частности хранения «достопамятностей». Очевидно также, что происходило это еще в период правления Петра Великого, об этом свидетельствуют легенды, касающиеся статуи некоего «гражданина Прима», установленной рядом со Старым двором на Литейном проспекте в память о том, как этот иностранец вернул из шведского «плена» знаменитую Чоховскую пушку времен Ивана Грозного, за что и был награжден императором11. Примечательно и то, что упомянутая реликвия эпохи Грозного была представлена там же, на лафете, на Литейном проспекте, вместе с прочими орудиями12.

В 1733 г., благодаря стараниям Миниха, старый Литейный «анбар» был снесен и на его месте была начата постройка нового каменного Литейного двора по проекту архитектора Шумахера13. Между тем, собрание древностей продолжало храниться на Старом пушечном дворе. 28 июня 1756 г., в соответствии с указом императрицы Елизаветы Петровны, Канцелярия Главной артиллерии и фортификации распорядилась централизовать все имеющиеся и вновь поступившие экспонаты, а также составить их подробную опись. Осуществление этого указа было поручено И. И. Меллеру, который стал первым заведующим хранилищем и сыграл значительную роль в истории этого собрания. Благодаря усилиям самого Меллера и его приемников на посту заведующих хранилищем достопамятных вещей, хранилище пополнялось в течение последней трети XVIII в. Важнейшей вехой в это время стала постройка генерал-фельдцейхмейстером графом Г. Г. Орловым каменного здания «Главного арсенала» к 1776 г.14, где разместилась часть коллекции достопамятной комнаты. Согласно описанию города, составленному в 1794 г. И. Г. Георги, исторические знамена, трофеи, курьезные изобретения, военные редкости, знаменитая парадная литавренная колесница для вывоза артиллерийского знамени, латы, прочее «мелкое оружие» занимали второй этаж каменного орловского здания. Что касается внешней «экспозиции» «Достопамятной залы», И. Г. Георги ограничивается лишь

9 Богданов А. И. Историческое, географическое и топографическое описание Санктпетербурга, от начала заведения его, с 1703 по 1751 год. СПб., 1779. С. 35, 47.

10 Родзевич В. Историческое описание Санкт-Петербургского арсенала. СПб., 1914. С. 58-64.

11 Там же. С. 64; Свиньин П. П. Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей. СПб., 1817. Ч. 2. С. 184.

12 Родзевич В. Историческое описание Санкт-Петербургского арсенала. С. 64.

13 Там же. С. 74-75; Шредер Ф. А. Новейший путеводитель по Санкт-Петербургу, с историческими указаниями: С планом и картинкой. СПб., 1820. С. 185.

14 Маковская Л. К. Хранители Достопамятного зала // Военное прошлое государства Российского: утраченное и сохраненное. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 250-летию Достопамятного зала. СПб., 2006. С. 62.

указанием на то, что у главного фасада арсенала располагалась площадь, на которой во множестве были представлены ядра и бомбы15. По-видимому, площадь с ядрами и бомбами несла не столько историко-культурное значение демонстрации военных памятников, сколько эстетическое. Подобным же образом пирамиды ядер вместе с прочими установленными симметрично экспонатами облагораживали входную зону перед главным фасадом Дрезденского арсенала, открытого для публики в 1897 г.16

Составленное к 1832 г. «Краткое историко-хронологическое описание достопамятных вещей, хранящихся в здешнем Арсенале» В. А. Эрдмана уточняет, какое оружие было представлено перед арсеналом: двадцать иностранных и русских орудий «по сторонам от ворот»17. Впоследствии, когда в 1840-х годах были предприняты работы по благоустройству территории перед зданиями Старого и Нового арсеналов, деревянные лафеты и станки двадцати орудий, расположенных на открытом хранении, были заменены на специально изготовленные бутафорские чугунные. Весьма показательна история создания этих лафетов. Документы, хранящиеся в архиве Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, свидетельствуют о том, что станки и лафеты были изготовлены, прежде всего, из-за необходимости сохранения памятников старины и их наилучшего представления. 15 мая 1847 г. капитан Антоньев докладывает командующему Санкт-Петербургским арсеналом «Господину полковнику и кавалеру» Попову, что лафеты и станки под орудиями перед зданием арсенала давно стоят на открытом месте и повреждены. В связи с этим он просит разрешения освидетельствовать их «мастером кузнечного и деревянного дела»18. Свидетельства об осмотре (в рапорте от 4 июня 1848 г.) говорят о том, что 4 лафета «угрожают падением», а остальные лафеты и станки могут простоять едва ли год19. В итоге, в 1850 г. по чертежам архитектора А. П. Гемелиана были созданы 4 чугунных станка и 16 лафетов на заводе генерал-лейтенанта Огарева и Нобеля20. При том, судя по сохранившимся чертежам, изготавливались они индивидуально под каждое орудие, с учетом данных тех лет о времени и месте происхождения экспонатов21. Таким образом, эти уникальные произведения являются своего рода «экспозиционным оборудованием» XIX в., созданным с учетом специфики и экспонатов (их истории, внешних параметров), и условий их хранения. Достаточно сказать, что до сих пор все созданные в середине XIX в. лафеты и станки несут свою службу на внешней экспозиции музея (на данный момент орудия расположены на территории экспозиции открытого хранения вооружения и военной техники во внутреннем дворе музея, у обелиска на месте казни декабристов, перед центральным и служебными входами в музей). Согласно подробному «Описанию Артиллерийского зала достопамятных и недостопамятных предметов» 1862 г., составленному И. Д. Талызиным, 4 мортиры, 7 пушек, 6 пищалей и 1 шланг22 продолжали стоять каждый на своем лафете (станке) без изменений у «Достопамятной залы».

15 Георги Г. И. Описание Российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного. СПб., 1794. С. 111, 113-114.

16 Pieken G., Rogg M. The Bundeswehr muséum of military history: Exhibition guide. Dresden, 2012. С. 8.

17 Лебедянская Н.М. Артиллерийский исторический музей. С. 44.

18 Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (АВИМА-ИВиВС). Ф. 21. Оп. 92/1. Д. 13. Л. 1.

19 Там же. Л. 11.

20 Маковская Л. К. Хранители Достопамятного зала. С. 67.

21 АВИМАИВиВС. Ф. 27. Оп. 15. Д. 34. Л. 1-2; Д. 36. Л. 1-26.

22 Полевая пушка XVII в. с удлиненным стволом. От нем. schlange—змея.

В том же «Описании...» И. Д. Талызин отмечает больше сотни единиц оружия, хранившегося на открытом воздухе на деревянных стеллажах во дворе Старого Арсенала23. Среди «орудий, находящихся на стеллажах на дворе», были представлены отечественные и зарубежные старинные пушки, гаубицы и мортиры. Располагались они, судя по описанию, хаотично, без разделения на группы и соблюдения хронологических рамок внутри экспозиции. В числе отечественных памятников преобладали орудия XVIII в. Однако встречались как более ранние (ХУ-ХУП вв.), так и относительно поздние для того времени образцы вооружения. От пищали 1591 г. «Свиток»24, орудия, защищавшего Нижний Новгород, в 1700 г. применявшегося в бою под Нарвой25, до пушки «медной, бомбиче-ской 3 пудового калибра»26 Николаевского времени. Иностранное оружие было представлено трофейными шведскими, прусскими, польскими, французскими, английскими, персидскими и турецкими орудийными стволами. Кроме того, здесь демонстрировались несколько лафетов и станков под мортиры27, а также, в период составления «Описания...» В. А. Эрдмана, загадочная статуя, называвшаяся, по преданию, «воин Аникий». Сам Эрдман считает ее памятником купцу Филимону Аникееву, вывезшему, подобно Приму, из Швеции пищаль мастера Андрея Чохова «Ахиллес», другие считали ее изображением самого Прима28. В 1860-е годы медная статуя хранилась уже не во дворе, а в кладовой № 1, а И. Д. Талызин однозначно считал ее памятником Аникееву с оговоркой, что это «известно по преданию, но письменных свидетельств не имеется»29.

В 1864 г. здание Старого арсенала было передано в Министерство юстиции, и в нем разместился Окружной суд. Специально созданной комиссии предстояло решить судьбу коллекции. Однако решения поставили Достопамятный зал на грань исчезновения: памятники прошлого предполагалось распределить по семнадцати учреждениям, в том числе в придворные конюшни и императорские театры в качестве бутафории, часть предметов следовало выставить на продажу или переплавить. В период с 1865 по 1868 гг. памятники располагались на складе, в помещении, которое было абсолютно не приспособлено ни для хранения, ни для демонстрации. От окончательного уничтожения собрание спасло только вмешательство императора Александра II: 29 сентября 1868 г. сохранившаяся часть коллекции «достопамятностей» была перевезена в нижний и антресольный этажи восточного крыла Кронверка Петропавловской крепости30 и стала именоваться «Залом достопамятных предметов Главного артиллерийского управления», а затем Артиллерийским музеем31.

После переезда музея в Кронверк началась новая эпоха в жизни его коллекций. Новая эпоха настала и для внешней экспозиции, ставшей традиционной спутницей «Достопамятного зала». Двадцать памятников, демонстрировавших уникальные по своей истории отечественные и трофейные орудия, остались стоять на чугунных лафетах на

23 Талызин И. Д. Описание артиллерийского зала достопамятных и недостопамятных предметов 1862 года. СПб., 2006. С. 95-103.

24 Там же. С. 98.

25 Кужелева Л. Н. Памятники Северной войны... С. 76.

26 Талызин И. Д. Описание артиллерийского зала... С. 102.

27 Там же. С. 95-102.

28 Лебедянская Н. М. Артиллерийский исторический музей. С. 43.

29 Талызин И. Д. Описание артиллерийского зала... С. 95.

30 ГладкийА.И. Первое столетие... С. 335.

31 Крылов В.М., Успенская С. В., Ефимов С. В. и др. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи... С. 6.

Литейном проспекте у здания Окружного суда, которое они пережили: от Орловского арсенала, по адресу Литейный пр. 4 остались лишь стены после февральского пожара 1917 г. Детальное описание экспонатов, их расстановки и лафетов, на которых они располагались, было сделано в начале XX в. Н. Печенкиным32. Размещение же орудий на стеллажах во внутреннем дворе Кронверка не было намеренной демонстрацией памятников побед или оформлением зоны при музее. Это было крайней мерой — помещений в правом крыле здания было явно недостаточно для экспонирования всей коллекции оружия. По итогам инспекторского осмотра Главного артиллерийского управления, проведенного в 1900 г., отмечалось, что «помещение Артиллерийского музея, находящегося в Кронверкском арсенале, крайне тесно: множество вещей за недостатком помещения находятся под открытым небом и кладовая музея переполнена до невозможности»33. Весьма красноречиво на это сетовал Д. П. Струков, заведующий (с 1912 г. — начальник) музея в 1903-1919 гг.: «Свыше 30 лет эти ценные памятники пребывали в случайностях открытого хранения, и только в последние годы удалось разместить их частью во вновь отведенном для Музея помещении, а остальные же—в кладовых и под навесом»34.

Необходимость подобного расположения памятников была, очевидно, причиной, по которой о хранении орудий во внутреннем дворе Кронверка не упоминает в довольно подробном описании Артиллерийского музея предшественник и учитель Д. П. Струкова Н. Е. Бранденбург35. Между тем, один из посетителей, опубликовавший свои впечатления о музее в газете «Русский инвалид» в 1868 г., пишет, что «...кроме тех орудий, которые помещаются в зале, почти половина обширного двора Кронверка занята различного рода пушками, старинными и современными, которые также входят в состав принадлежащих музею»36. Исходя из ведомостей 1910 г., находящихся в архиве музея, занимавших половину двора Кронверка «различного рода пушек» было целых 263 единицы, кроме того, четыре отдельно стоящих лафета. Вполне естественно, что при подобном вынужденном размещении не было и речи о делении орудий по какому-либо принципу. Пушки, гаубицы и мортиры XVII-XIX вв. были установлены вдоль правого крыла здания, где преимущественно располагались крупнокалиберные осадные и крепостные ору-дия37, и у сараев артиллерийского склада. При этом орудия постоянно перемещались как в здание музея, так и в сараи Артиллерийского склада38.

Впрочем, к 1912 г., судя по упомянутому путеводителю Д. П. Струкова, а также по фотоснимкам, которые были опубликованы в этом же путеводителе, очевидно, что двор был практически полностью освобожден от экспонатов. Очевидно также, что руководство музея уже тогда было обеспокоено состоянием этих памятников и старалось уберечь музейные предметы от вреда, наносимого им окружающей средой. По сути, музей

32 Печенкин Н. Описание орудий находящихся у Главного Артиллерийского управления. СПб, 1905. 16 с.

33 РазгонА.М. Очерк истории военных музеев в России... С. 140-141.

34 СтруковД.П. Путеводитель по Артиллерийскому историческому музею... С. 5-6.

35 БранденбургН. Е. Артиллерийский музей. С. 1355-1364.

36 Статья под названием «Историческо-артиллерийский музей в Петропавловской крепости», газета «Русский инвалид» от 8 ноября 1868 г, почти полностью приведена в статье Л. К. Маковской: Маковская Л. К. Артиллерийский исторический музей. Первые полвека в Кронверке. (1868-1917) // Война и оружие. Новые исследования и материалы. Труды Четвертой Международной научно-практической конференции. СПб., 2013. Ч. I. С. 25-29.

37 Лебедянская А. П. Артиллерийский исторический музей. С 72.

38 АВИМАИВиВС. Ф. 22. Оп. 92. Д. 102. Л. 1-25.

сознательно лишил себя части экспозиционного пространства, сделав выбор в пользу сохранности предметов.

Трагические события Русской истории первой половины XX в. — революция и Гражданская война, Великая Отечественная война и героическая оборона Ленинграда—отразились на судьбе Артиллерийского музея. Но если судьбу коллекций и историю выставочной деятельности можно проследить, то история представления военных памятников прошлого на территории Кронверка под открытым небом пока остается темным пятном. С определенной уверенностью можно говорить о появлении экспозиции открытого хранения музея только с 1950-х годов39.

Судя по фотоснимкам 1980-х годов, орудия размещались на специальных подставках в различных частях двора. К слову, их было значительно меньше, чем в современном музее. Фиксируемая концепция в построении экспозиции нами найдена не была. Можно выделить только некоторые типологические группы предметов, однако единые комплексы различить сложно. На экспозиции весьма широко были представлены крупногабаритные образцы вооружения и военной техники XX в.: от тяжелой самоходной артиллерийской установки ИСУ-152 периода Второй мировой войны до ракеты на полуприцепе экспериментального зенитно-ракетного комплекса дальнего радиуса действия «Даль». Этикетаж присутствовал лишь на реликвийных орудиях, ограждения отсутствовали40. С этой точки зрения двор музея можно было назвать в некотором роде интерактивной площадкой, на которой посетитель вступал в непосредственный контакт с экспонатом41.

Переломной эпохой для внешней экспозиции стали 1990-е годы. В 1992-1994 гг. были разработаны научная концепция и тематико-экспозиционный план экспозиции открытого хранения вооружения и военной техники, систематизировавший экспозицию, появилось деление по тематико-экспозиционным комплексам, сгруппированным по родам войск и на основе хронологического принципа. В 2002 г., накануне празднования трехсотлетия г. Санкт-Петербурга, после грандиозных работ по реэкспозиции и благоустройству территории внутреннего двора Кронверка, экспозиция открытого хранения вооружения и военной техники (№ 1) приобрела свой современный вид. 21 ноября 2002 г. она была открыта для посетителей.

В настоящий момент на территории экспозиции в хронологическом порядке демонстрируется история материальной части артиллерии, техники инженерных войск и техники войск связи. В рамках открытого хранения представлены пятнадцать тематико-экспозиционных комплексов, демонстрирующих развитие отечественной и зарубежной оружейной мысли, равно как и историю отдельных типов вооружения. Все вооружение установлено на специальные основания и подставки, этикетаж, сообщающий краткие технические характеристики и историю экспонатов, расположен на ограждении перед памятниками, на реликвийных экспонатах сохранены старые латунные таблички. При этом значительная территория позволяет размещать экспонаты не слишком плотно друг к другу. Посетитель, таким образом, имеет возможность более детально рассмотреть представленные боевые машины. Непосредственно возле входа на территорию музея представлена

39 Отчет Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи за 2008 г. СПб., 2009. С. 56.

40 Артиллерийский музей // Фотографии старого Санкт-Петербурга. URL: http://oldsp.ru/old/ photo/view/6792 (дата обращения: 16.10.2017).

41 Во дворе музея Артиллерии // Фотографии старого Санкт-Петербурга. URL: http://oldsp.ru/ old/photo/view/18683 (дата обращения: 16.10.2017).

схема размещения экспонатов, установленная в 2013 г. и обновленная в мае 2017 г. Активно ведется формирование второй внешней экспозиции на территории гласиса Кронверка.

Показ исторического оружия на открытом воздухе в музее Артиллерии имеет давнюю историю, корни которой—в естественном стремлении прославления военных побед Отечества. Даже не углубляясь в дискуссию о дате основания музея, с уверенностью можно сказать, что презентация историко-культурных памятников на воздухе — Грозненской пушки, статуи «спасшего» ее из шведского «плена» гражданина Прима—существовала намного раньше, чем открылись для посетителей внутренние сокровища «Достопамятной залы». Первые сведения о том, что в арсенал был открыт вход для всех желающих, относятся лишь к 1808 г., однако и тогда свободный доступ был в скорости закрыт, по-видимому, в связи с началом войны 1812 г.42

В последующее время доступными для широкой публики, в основном, оставались иностранные и отечественные древние памятники военной истории, установленные на воздухе. Весьма значимо изготовление для двадцати артиллерийских стволов «Достопамятного зала» индивидуальных бутафорских чугунных подставок в форме мортирных станков и колесных лафетов. По сути, это дает основания говорить об экспозиции, составленной из самых значительных памятников из коллекции музея, устроенной с использованием специально изготовленного оборудования, с учетом принципов сохранности и художественного представления предметов.

Дальнейшая история музея в Кронверке показывает, что демонстрация оружия на воздухе, во дворе крепости, была мерой вынужденной, связанной с недостатком места в здании, и не может с полным правом называться экспозицией. Развитие музея во второй половине XX в. ведет к тому, что экспозиция на открытом воздухе становится, с одной стороны, средством оформления входной зоны в музей—внутреннего двора Кронверка, с другой, сохраняется ее функция презентации предметов, которые невозможно демонстрировать в здании. Более 70 % предметов на экспозиции представляют собой технику и вооружение XX в., ряд образцов43 которой физически не может быть поставлен даже в помещения бывшего арсенала. Однако сложность в перемещении тяжелой техники (некоторые образцы которой достигают массы до 50 т), которое требует специального оборудования и значительных материальных затрат, неравномерность поступления экспонатов новейшего времени, что связано с постепенным снятием с вооружения и утратой секретного статуса, привело к определенной хаотичности в построении экспозиции. Решением проблемы стали масштабные работы по реэкспозиции, основанной на научном подходе и разработанной на базе тематического метода. Результатом является современная экспозиция открытого хранения вооружения и военной техники музея. Еще одной серьезнейшей проблемой экспонирования памятников на открытом воздухе остается вопрос сохранности экспоната. Актуальна проблема баланса между эстетикой открытого показа крупногабаритного оружия и защищенностью предмета от непогоды в непростых климатических условиях Северной столицы, особенно если речь идет о сложных механизированных стальных образцах военной техники Нового и Новейшего времени44. Возникает и вопрос баланса между уровнем «интерактивности» экспозиции,

42 Гладкий А. И. Первое столетие... С. 329.

43 К примеру, экспонат Миномет 420-мм самоходный 2Б1 «Ока», имеющий 26 м в длину, 5 м в высоту.

44 Легейда А. В. Хранение военно-исторических памятников в Центральном музее Вооруженных сил РФ // Материалы Международного научно-культурного форума, посвященного 300-летию

возможностью не только зрительного, но и осязательного контакта с экспонатом, и сохранностью военной техники, которая не только может пострадать от чрезмерной «активности» посетителя, но и сама стать причиной травмы. Однако это тема для крупного самостоятельного исследования, вступлением и отправной точкой для которого должна стать данная статья, дающая краткий обзор истории экспонирования оружия на воздухе в артиллерийском музее.

Информация о статье Авторы: Веселов Фёдор Никитович—научный сотрудник, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург, Россия, veselovfedor@ gmail.com;

Карлина Тамара Игоревна—младший научный сотрудник, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург, Россия, karlina4794@ mail.ru.

Заглавие: Экспозиция открытого хранения вооружения и военной техники Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи: история и предшественники. Абстракт: Статья посвящена появлению и развитию экспозиции открытого хранения вооружения и военной техники Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Демонстрация оружия под открытым небом осуществлялась на протяжении всей истории музея. Однако подробное изучение этой практики в данном учреждении, как, впрочем, и во многих других военных музеях, не осуществлялось до сих пор. В качестве источников были привлечены в том числе ранее не опубликованные архивные документы. В рамках преведенного исследования были рассмотрены этапы существования экспозиции открытого хранения Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи на протяжении истории музея, проанализированы методы показа экспонатов и меры по обеспечению их сохранности. В настоящий момент именно вопросы создания условий хранения орудий на открытом воздухе и ограничения доступа посетителей к памятникам оружейной мысли являются ключевыми для данного типа экспозиций. Поиск компромисса между сохранностью и эстетикой показа образцов вооружения на воздухе, между интерактивностью и безопасностью—та проблема, с которой сталкивается музей сегодня.

Ключевые слова: Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, экспозиция под открытым небом, экспозиция оружия, военно-исторические музеи.

Список использованной литературы

The Bundeswehr muséum of military history: Exhibition guide / G. Pieken (ed.). Dresden: Sandstein Verlag, 2012. 192 s.

Артиллерийский исторический музей // Военная энциклопедия. Санкт-Петербург: Т-во И. Д. Сытина, 1911. Т. 5. C. 98-101.

Артиллерийский исторический музей. Краткий указатель коллекций / сост. А. В. Давидов, А. И. Гнедич, Ю. А. Воронец. Ленинград: Издание Артиллерийского исторического музея, 1927. 192 с.

Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. 8-12 сентября 2003 г. Секция «Сохранение памятников истории, культуры, науки и техники: хранение, исследование, экспонирование, реставрация и консервация». СПб., 2004. С. 15.

Богданов, Андрей Иванович. Историческое, географическое и топографическое описание Санктпетербурга, от начала заведения его, с 1703 по 1751 год. Санкт-Петербург: тип. Военной коллегии, 1779. 558 с.

Бранденбург, Николай Ефимович. Артиллерийский музей. Его прошедшее и настоящее // Артиллерийский журнал. 1876. № 12. С. 1355-1364.

Георги, Иоганн Готлиб. Описание Российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного. Санкт-Петербург: Тип. при императорском Шляхетном сухопутном корпусе, 1794. 757 с.

Гладкий, Александр Иванович. Первое столетие. Хроника примечательных событий в истории музея (1756-1868)//Музей военной истории и боевой славы: сборник статей и материалов, посвященный 240-летию музея. Санкт-Петербург: ВИМАИВиВС, 1996. С. 329-336.

Громов, Андрей Владимирович, Маручев, Моштаг Хорасани. Персидские орудия Британского производства в коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи // Сборник трудов ВИМАИВиВС. Санкт-Петербург: ВИМАИВиВС, 2015. Вып. 10. С. 277-287.

Давидов, Александр Владимирович, Пещанский, Михаил Александрович. Артиллерийский исторический музей. Краткий исторический очерк. Москва: Государственное военное издательство, 1925. 41 с.

Ермошин, Иосиф Петрович. Артиллерийский исторический музей. К 40-й годовщине вооруженных сил Советского Союза // Сборник исследований и материалов Артиллерийского исторического музея. Ленинград: АИМ, 1958. Вып. 2. С. 209-227.

Забелин, Иван Егорович. История города Москвы. Москва: Московская Городская дума, 1902. Ч. 1. 635 с.

Крылов, Валерий Михайлович, Ефимов, Сергей Владимирович, Маковская, Лилла Константиновна, Успенская, Светлана Васильевна. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. История и коллекции. Санкт-Петербург: ИПЦ СПБГУТД, 2004. 256 с.

Крылов, Валерий Михайлович, Успенская, Светлана Васильевна, Ефимов, Сергей Владимирович и др. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи: путеводитель. Санкт-Петербург: ИПЦ СПБГУТД, 2008. 248 с.

Кужелева, Людмила Николаевна. Памятники Северной войны в Артиллерийском историческом музее // Сборник исследований и материалов Артиллерийского исторического музея. Ленинград, 1958. Вып. 2. С. 75-94.

Лебедянская, Александра Петровна. Артиллерийский исторический музей. Исторический очерк (1703-1917). Санкт-Петербург: ВИМАИВиВС, 2008. 112 с.

Легейда, Алла Владимировна. Хранение военно-исторических памятников в Центральном музее Вооруженных сил РФ // Материалы Международного научно-культурного форума, посвященного 300-летию Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. 8-12 сентября 2003 г. Секция «Сохранение памятников истории, культуры, науки и техники: хранение, исследование, экспонирование, реставрация и консервация». Санкт-Петербург: ВИМАИВиВС, 2004. С. 13-20.

Маковская, Лилла Константиновна. Артиллерийский исторический музей. Первые полвека в Кронверке (1868-1917) // Война и оружие. Новые исследования и материалы. Труды Четвертой Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ВИМАИВиВС, 2013. Ч. I. С. 21-70.

Маковская, Лилла Константиновна. Хранители Достопамятного зала // Военное прошлое государства Российского: утраченное и сохраненное. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 250-летию Достопамятного зала. Санкт-Петербург, 2006. С. 60-67.

Отчет Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи за 2015 г. Санкт-Петербург: ВИМАИВиВС, 2016. 353 с.

Печенкин, Николай Михайлович. Описание орудий, находящихся у Главного Артиллерийского управления. Санкт-Петербург: Синод. тип., 1905. 16 с.

Подъяпольский, Сергей Сергеевич. Архитектор Петрок Малой // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Стиль, атрибуции, датировки. Москва: Наука, 1983. С. 34-50.

Разгон, Авраам Моисеевич. Очерк истории военных музеев России // Труды НИИ Музееведения. Москва, 1962. Вып. 7. С. 118-203.

Родзевич, Владимир Михайлович. Историческое описание Санкт-Петербургского арсенала. Санкт-Петербург: Типолитография Санкт-Петербургской тюрьмы, 1914. 626 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Свиньин, Павел Петрович. Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей. Санкт-Петербург: Тип. В. Плавильщикова, 1817. Ч. 2. 205 с.

Струков, Дмитрий Петрович. Путеводитель по Артиллерийскому историческому музею. Санкт-Петербург, 1912. 155 с.

Талызин, Иван Дмитриевич. Описание артиллерийского зала достопамятных и недостопамятных предметов 1862 года. Санкт-Петербург: ВИМАИВиВС, 2006. 104 с.

Туманов, Виталий Ефимович. Принадлежит России // Музей военной истории и боевой славы. Сборник статей и материалов, посвященный 240-летию музея. Санкт-Петербург: ВИМАИВиВС, 1996. С. 33-83.

Шредер, Фридрих. Новейший путеводитель по Санкт-Петербургу, с историческими указаниями. С планом и картинкой. Санкт-Петербург: Тип. при 1-м Кадетском корпусе, 1820. 244 с.

Штаден, Генрих фон. О Москве Ивана Грозного. Записки немца-опричника. Ленинград: М. и С. Сабашниковы, 1925. 192 с.

Information on article Authors: Veselov Fedor Nikitovich—research assistant, Military-Historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal corps, St. Petersburg, Russia, veselovfedor@gmail.com; Karlina Tamara Igorevna —junior research assistant, Military-historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal corps, St. Petersburg, Russia, karlina4794@mail.ru. Title: The open storage display of armor and military equipment in the Military-Historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal corps: History and predecessors. Abstract: The article focuses on the origins and the development of the open storage display of armor and military equipment in the Military-Historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal corps. Demonstration of armor in the open air was carried out throughout the history of the museum. However, detailed study of this practice in this institution, as, indeed, in many other military museums, still has not been conducted. And this is the main aim of the article, where sources, including previously unpublished archival documents, are involved. As part of the study, the stages of the exposition of the open storage of the Military Historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal Corps throughout the history of the museum were examined, as well as methods of displaying exhibits and measures to ensure their safety.

At the moment, the issues of creating conditions for storing guns in the open air and restricting the access of visitors to the monuments of armor are the key questions for this type of expositions. The search for a compromise between safety and aesthetics of the display of armor in the open air, between interactivity and security are the problems which the museum faces today.

Keywords: Military-Historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal Corps, open air museum display, armor display, military-historical museums.

References

Artillerijskij istoricheskij muzej [Artillery historical museum]. Voennaja jenciklopedija [Military encyclopedia], vol. 5. St. Petersburg, T-vo I. D. Sytina Publ., 1911, pp. 98-101.

Bogdanov A. I. Istoricheskoe, geograficheskoe i topograficheskoe opisanie Sanktpeterbur-ga, ot nachala zavedenija ego, s 1703 po 1751 god [Historical, geographic and topographic description of St. Petersburg from its early beginning till 1751]. St. Petersburg, Voennoj kol-legii Publ., 1779. 558 p.

Brandenburg N. E. Artillerijskij muzej. Ego proshedshee i nastojashhee [Artillery museum. Its past and present]. Artillerijskij zhurnal [Artillery Journal], 1876, no. 12, pp. 1355-1364.

Davidov A. V.; Gnedich A. I.; Voronec Ju. A. (comp.). Artillerijskij istoricheskij muzej. Kratkij ukazatel' kollekcij [Artillery historical museum. Collections' index]. Leningrad, Izdanie Artillerijskogo istoricheskogo muzeja Publ., 1927. 192 p.

Davidov A. V.; Peshhanskij M. A. Artillerijskij istoricheskij muzej. Kratkij istoricheskij ocherk [Artillery historical museum. Historical sketch]. Moscow, Gosudarstvennoe voennoe Publ., 1925. 41 p.

Ermoshin I. P. Artillerijskij istoricheskij muzej. K 40-j godovshhine vooruzhennyh sil So-vetskogo sojuza [Artillery historical museum. To the 40th anniversary of the military forces of the Soviet Union]. Sbornik issledovanij i materialov Artillerijskogo istoricheskogo muzeja [Collection of researches and materials by Artillery Historical Museum], vol. 2. Leningrad, Artillery Historical Museum Publ., 1958, pp. 209-227.

Georgi I. G. Opisanie Rossijsko-imperatorskogo stolichnogo goroda Sankt-Peterburga i do-stopamjatnostej v okrestnostjah onogo [Description of Russian imperial capital city of St. Petersburg and places of interest around it]. St. Petersburg, Pri imperatorskom Shljahetnom suhoputnom korpuse Publ., 1794. 757 p.

Gladkij A. I. Pervoe stoletie. Hronika primechatel'nyh sobytij v istorii muzeja (1756-1868) [The first hundred years. Chronicle of interesting events in the museum history (1756-1868)]. Muzej voennoj istorii i boevoj slavy. Sbornik statej i materialov, posvjashhennyj 240-letiju muzeja [Museum of military history and fighting glory: The collection of articles and materials devoted to the 240th anniversary of the museum]. St. Petersburg, Military-Historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal corps Publ., 1996, pp. 329-336.

Gromov A. V.; Maruchev M. H. Persidskie orudija Britanskogo proizvodstva v kollekcii Voenno-istoricheskogo muzeja artillerii, inzhenernyh vojsk i vojsk svjazi [Persian guns of the British origin in the collection of the Military-historical museum of artillery, engineer troops and signal corps]. Sbornik trudov VIMAIViVS [Collected works of Military-Historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal corps], vol. 10. St. Petersbur, Military-Historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal corps Publ., 2015, pp. 277-287.

Krylov V M.; Efimov S. V; Makovskaja L. K.; Uspenskaja S. V. Voenno-istoricheskij muzej artillerii, inzhenernyh vojsk i vojsk svjazi. Istorija i kollekcii [Military-Historical Museum of

Artillery, Engineer troops and Signal corps. History and collections]. St. Petersburg, Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design Publ., 2004. 256 p.

Krylov V. M.; Uspenskaja S. V.; Efimov S. V etc. Voenno-istoricheskij muzej artillerii, in-zhenernyh vojsk i vojsk svjazi: Putevoditel' [Military-Historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal corps. Guide]. St. Petersburg, Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design Publ., 2008. 248 p.

Kuzheleva L. N. Pamjatniki Severnoj vojny v Artillerijskom istoricheskom muzee [Monuments of the Great Northern war in the Artillery Historical Museum]. Sbornik issledovanij i materialov Artillerijskogo istoricheskogo muzeja [Collection of researches and materials by Artillery Historical Museum], vol. 2. Leningrad, Artillery Historical Museum Publ., 1958, pp. 75-94.

Lebedjanskaja A. P. Artillerijskij istoricheskij muzej. Istoricheskij ocherk (1703-1917) [Artillery Historical Museum. Historical sketch (1703-1917)]. St. Petersburg, Military-Historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal corps Publ., 2008. 112 p.

Legejda A. V Hranenie voenno-istoricheskih pamjatnikov v Central'nom muzee Vooru-zhennyh sil RF [Storage of military-historical monuments in the Central museum of Military forces of RF]. Materialy Mezhdunarodnogo nauchno-kul'turnogo foruma, posvjashhennogo 300-letiju Voenno-istoricheskogo muzeja artillerii, inzhenernyh vojsk i vojsk svjazi. 8-12 sent-jabrja 2003 g. Sekcija «Sohranenie pamjatnikov istorii, kul'tury, nauki i tehniki: hranenie, issledovanie, jeksponirovanie, restavracija i konservacija [Materials of the International scientific and cultural forum devoted to the 300th anniversary of the Military-Historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal corps. September 8-12, 2003. Section "Preservation of monuments of history, culture, science and technology: Storage, research, exhibiting, restoration and preservation"]. St. Petersburg, Military-Historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal corps Publ., 2004, pp. 13-20.

Makovskaja L. K. Artillerijskij istoricheskij muzej. Pervye polveka v Kronverke. (1868-1917) [Artillery historical museum. First half of a century in the Crownwork]. Vojna i oruzhie. Novye issledovanija i materialy. Trudy Chetvertoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferen-cii [War and weapon. New researches and materials. Works of the Fourth International scientific and practical conference], vol. 1. St. Petersburg, Military-Historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal corps Publ., 2013, pp. 21-70.

Makovskaja L. K. Hraniteli Dostopamjatnogo zala [Custodians of the Dostopamjatniy zal]. Voennoe proshloe gosudarstva Rossijskogo: utrachennoe i sohranennoe. Materialy Vse-rossijskoj nauchnoj konferencii, posvjashhennoj 250-letiju Dostopamjatnogo zala [Military past of the Russian State: Lost and kept. Materials of the All-Russian scientific conference devoted to the 250th anniversary of the Memorable hall]. St. Petersburg, VIMAIViVS publ., 2006, pp. 60-67.

Otchet Voenno-istoricheskogo muzeja artillerii, inzhenernyh vojsk i vojsk svjazi za 2015 g [Report of the Military-Historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal corps for the year 2015]. St. Petersburg, Military-Historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal corps Publ., 2016. 353 p.

Pechenkin N. M. Opisanie orudij, nahodjashhihsja u Glavnogo Artillerijskogo upravlenija [Description of guns, placed near the Main Artillery administration]. St. Peterburg, Synod. Publ., 1905. 16 p.

Pieken G. (ed.). The Bundeswehr museum of military history: Exhibition guide. Dresden, Sandstein Verlag Publ., 2012. 192 p.

Podjapol'skij S. S. Arhitektor Petrok Maloj [Architect Petrok Maloj]. Pamjatniki russkoj arhitektury i monumental'nogo iskusstva. Stil', atribucii, datirovki [Monuments of Russian architecture and monumental art. Style, attributions, dating]. Moscow, Nauka Publ., 1983, pp. 34-50.

Razgon A. M. Ocherk istorii voennyh muzeev Rossii [Sketch on the history of military museums]. Trudy NII muzeevedenija [Works of Research Institute for Museology], vol. 7. Moscow, 1962, pp. 118-203.

Rodzevich V. M. Istoricheskoe opisanie Sankt-Peterburgskogo arsenala [Historical description of the St Petersburg arsenal]. St. Petersburg, Tipolitografija Sankt-Peterburgskoj tjur'my Publ., 1914. 626 p.

Shreder F. Novejshij putevoditel'po Sankt-Peterburgu, s istoricheskimi ukazanijami. S pla-nom i kartinkoj [The newest guide for St Petersburg with historical pointings, with plan and drawings]. St. Petersburg, Tip. pri 1-m Kadetskom korpuse Publ., 1820. 244 p.

Shtaden G. fon. O Moskve Ivana Groznogo. Zapiski nemca-oprichnika [Concerning Moscow of Ivan the Terrible. Sketches of German-oprichnik]. Leningrad, M. and S. Sabashnikovy Publ., 1925. 192 p.

Strukov D. P. Putevoditel'po Artillerijskomu istoricheskomu muzeju [Guide for Artillery historical museum]. St. Petersburg, 1912. 155 p.

Svin'in P. P. Dostopamjatnosti Sankt-Peterburga i ego okrestnostej [Memorable places of St Petersburg and its surroundings], vol. 2. St. Petersburg: Tip. V Plavil'shhikova Publ., 1817. 205 p.

Talyzin I. D. Opisanie artillerijskogo zala dostopamjatnyh i nedostopamjatnyh predme-tov 1862 goda [Description of artillery room of memorable and non-memorable things]. St. Petersburg, Military-Historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal corps Publ., 2006. 104 p.

Tumanov V. E. Prinadlezhit Rossii [Belongs to Russia]. Muzej voennoj istorii i boevoj slavy. Sbornik statej i materialov, posvjashhennyj 240-letiju muzeja [Museum of Military History and fighting glory: the collection of articles and materials devoted to the 240th anniversary of the museum]. St Petersburg, Military-Historical Museum of Artillery, Engineer troops and Signal corps Publ., 1996, pp. 33-83.

Zabelin I. E. Istorija goroda Moskvy [History of Moscow city], vol. 1. Moscow, Moskov-skaja Gorodskaja duma Publ., 1902. 635 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.