A UNIVERSUM:
№11 (45)_д-у филология и искусствоведение_ноябрь. 2017 г.
ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ДИЗАЙН НА ПРИМЕРЕ ВИЗУАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСТАВКИ СВЕТОВОГО ИСКУССТВА
Яковлева Светлана Игоревна
доцент Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина 603063, РФ, г. Нижний Новгород, п. Новое Доскино, 11-линия, д.33
E-mail: [email protected]
Попова Анжела Эдуардовна
бакалавр Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина 603063, РФ, г. Нижний Новгород, п. Новое Доскино, 11-линия, д.33
EXHIBITION DESIGN AT THE EXAMPLE OF THE VISUAL DESIGN EXHIBITION
OF LIGHT ART
Svetlana Yakovleva
associate Professor at Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minin 603063, Russia, Nizhny Novgorod, set. New Doskino, St. 11-33
Angela Popova
bachelor of Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minin 603063, Russia, Nizhny Novgorod, set. New Doskino, St. 11-33
АННОТАЦИЯ
В данной статье изучается процесс разработки дизайн-концепции оформления современной художественной выставки, как единого комплекса, поднимается вопрос о роли и значении выставочной деятельности в современной культуре, в жизни общества.
ABSTRACT
This article examines the process of design concept development in modern art exhibitions, as a single complex, raises the question of the role and importance of exhibition activity in the modern culture, in society.
Ключевые слова: дизайн-концепция; система навигации; оформление выставки; световое искусство; экспозиционный дизайн.
Keywords: design concept; navigation; design exhibitions; light art; exhibition design.
Выставка — это демонстрация произведений искусства публике, организованная на определенный срок, от нескольких дней до нескольких месяцев. Выставки чаще всего являются тематическими и требования к их оформлению довольно гибкие, в зависимости от специфики выбранной темы. Бывают выставки международные, национальные, региональные (краевые, республиканские, областные, городские), стационарные и передвижные.
Свое начало выставка берет еще в Древней Греции, где начали проводиться публичные показы художественных произведений. Однако, в современном понимании, выставочная деятельность началась во Франции в XVIII в., когда были открыты так называемые салоны, получившие такое название потому, что художники показывали произведения в салонах Лувра.
С тех пор, художественная выставка изменила и расширила свои формы. Актуальность данной работы заключается в том, что в условиях современной
культуры отмечается неослабевающий общественный интерес к художественной выставке. В наиболее крупных городах выставочная деятельность является очень популярной. При изучении данного вопросы была выявлена следующая проблема: в большинстве городов, посещение выставок является довольно редким явлением, особенно среди школьников и студентов, кроме того, во многих выставках экспозиции не имеют дизайнерского оформления, они выглядят однообразно и не способны привлечь молодую аудиторию [6]. В связи с этим возникает потребность в экспозиционном дизайне, в разработке индивидуального оформления современных выставок.
Для решения данной проблемы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить существующую методику разработки выставочных экспозиций.
2. Определить основную концепцию выставки современного искусства.
3. Разработать план экспозиции.
Библиографическое описание: Яковлева С.И., Попова А.Э. Экспозиционный дизайн на примере визуального оформления выставки светового искусства // Universum: Филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. 2017. № 11(45). URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/5246
№ 11 (45)
4. Разработать логотип и фирменный стиль выставки.
5. Создать систему визуальной коммуникации в выставочном пространстве.
В связи с появлением новых направлений в искусстве, а также новых технологий, меняется и оформление выставки. Классический подход к дизайну выставочного пространства и его навигации перестает быть актуальным для современных экспозиций. Возникает потребность в концептуальном оформлении экспозиций, где все элементы, включая навигацию, подчинены одной общей идее. Очень важную часть в художественной выставке составляет то, как подана экспозиция, построение экспозиционного образа, создание специфической атмосферы выставки, поиск оригинальной художественно-пространственной композиции, цветовая гамма и освещение, функциональные качества экспозиции. Современная экспозиция разнообразна. Привлекая художественно-выразительные средства, экспозиция расширяет и меняет свои качества, становится новым самостоятельным жанром экспозиционного дизайна.
Для примера разработки современной дизайн-концепции оформления выставочного пространства была взята выставка светового искусства «Мгновение света». Световое искусство — относительно молодой вид искусства, он разнообразен в своих формах (скульптура, инсталляция, граффити, мультимедиа, голограммы и др.). Выставки светового искусства появились в России не так давно, но уже успели обрести популярность. Одной из первых таких выставок искусства в нашей стране была «Световое искусство», организованная Люминографическим обществом Санкт-Петербурга в 2013 году, в том же году прошла выставка «Свет Петербурга». Данный вид искусства привлек множество людей разного возраста, так как он включает в себя использование новейших технологий, а также создает новую, необычную атмосферу. Возможности светового искусства многогранны, они продолжают увеличиваться и удивлять зрителя.
Для создания дизайн-концепции оформления выставки были изучены основные этапы проектирования выставочной экспозиции:
1. Концептуальное решение экспозиции. Общие стилевые принципы, раскрывающие экспозицию архитектурно-художественными средствами.
2. Разделение экспозиции по основным темам, осуществление зонирования и выбор маршрута осмотра экспозиции. Необходимо продумать, чтобы потоки посетителей выставки не мешали друг другу.
3. Решение основных задач графического оформления выставочной экспозиции [4].
При формировании концептуального решения выставки светового искусства «Мгновение света» была составлена ассоциативная карта слова «свет». В результате чего было выделено, что свет - самая быстрая величина, он так же неуловим, как и время. В связи с этим было принято решение разрабатывать концепцию на взаимосвязи данных понятий.
Идея выставки заключается в создании образа времени через свет. Выставочное пространство, арт-
ноябрь, 2017 г.
объект и экспонаты данной экспозиции должны быть подчинены этой общей идее. Для осуществления данной концепции был разработан план выставки в виде циферблата часов, в центре которого располагается арт-объект. От него по полу расходится 12 световых лучей, символизирующих циферблат. Таким образом, посетители погружаются в центр времени, и могут насладиться каждым его мгновением. Движение потоков людей на выставке осуществляется по кругу, что символизирует непрерывность времени и света, а также является одни из наиболее удобных для осмотра экспонатов и объектов выставки.
Арт-объект - это объект, рассчитанный на эмоциональную реакцию зрителя, созданный из различных материалов и предметов, передающий творческую идею. В данном случае нами была разработана модель арт-объекта, представляющая собой формальную композицию, состоящую из 2 лучей и окружающей их спирали, по форме повторяющую логотип.
Далее необходимо было сформировать основные зоны выставочного пространства. Было выделено 3 основные зоны, по видам светового искусства:
1. Свето-кинетическое искусство. Свето-кине-тическое искусство является одним из подвидов, более известного, кинетического искусства, произведения которого создаются и представляются с помощью современных информационно- коммуникационных технологий [1].
2. Световое граффити. Один из наиболее распространенных видов светового искусства, для которого является характерным создание изображений и надписей благодаря свету [1].
3. Световая скульптура. Один из видов светового искусства, в основе которого лежит игра света и тень, часто создавая оптические иллюзии [1].
Каждая зона располагается в одном из кругов выставки.
После определения основной концепции выставки необходимо разработать её логотип. В качестве основных форм были выбраны круг и спираль. Было проведено исследование, в результате которого выявлено, что круг - символизирует непрерывность движения, а спираль с древних времен символизирует солнце и свет, что соответствует выбранной концепции. В качестве фирменного шрифта был выбран Planet N 2 cyr-lat, а дополнительного - Futurica Book. Далее были выбраны основные цвета: темно-синий, символизирующий тайну и загадку, и светло -голубой, символизирующий свечение.
На следующем этапе была разработана визуальная система навигации выставочного пространства. Сохраняя стилевое единство, были разработаны основные пиктограммы. Далее были созданы 2 типа указателей, 1 - для внешнего холла выставки, 2 - для внутреннего пространства. Указатели представляют собой подвесные конструкции с изображением пиктограммы и текста. 1 тип указателей имеет основу голубого цвета и надписи белого, 2 тип имеет основу тёмно-синего цвета и текст голубого, выполненный из неоновых трубок. Так же, для обеспечения более
№ 11 (45)
комфортной навигации были разработаны информационный стенд и буклет, содержащие в себе план выставки и информацию о каждой представленной зоне выставочного пространства. С использованием элементов фирменного стиля, была разработана деловая документация выставки, включающая в себя такие элементы, как папка, конверт, фирменный бланк, входной билет и персональный бейдж. По окончанию работы была разработана визуализация данного проекта в программе Google Scetch Up.
ноябрь, 2017 г.
Таким образом, с использованием стандартной методики разработки экспозиционного дизайна, было разработано современное оформление художественной выставки, строящееся на общей концепции. Кроме того, в оформлении данной экспозиции использовались современные материалы, такие как неоновые трубки и лазерные лучи на полу. Всё это формирует целостную систему, которая мгновенно погружает посетителя в новую атмосферу, что вызывает интерес у посетителей и привлекает новых людей.
Список литературы:
1. Крэйг М. Бергер. Путеводные знаки. Дизайн графических систем навигации. - М.: РИП-холдинг, 2014. -176 c.
2. Литературные музеи [Электронный ресурс] /офиц. сайт государственного литературного музея, 16.04.2017 г. - Режим доступа: http://www.museum-glm.ru/?cat=3 , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата доступа: 27.10. 2017).
3. Лоренс Б. Дизайн выставки. М.: РИП-холдинг, 2015. - 350 с.
4. Проектирование музея и создание музейных экспозиций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.expositus.ru/proyektirovaniye-i-sozdaniye-muzeynykh-ekspozitsiy.html. (дата обращения: 27.10.2017).
5. Художественное оформление экспозиций и выставок [Электронный ресурс] 16.04.2017 г. - Режим доступа: http://stroy- server.ru/notes/khudozhestvennoe-oformlenie-ekspozitsii-i-vystavok. (дата обращения: 27.10.2017).
6. Яковлева С. И. Дизайн-образование и проектная деятельность. Проблемы и решения / С. И. Яковлева // Культура и образование. - Июль 2015. - № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2015/07/3388 (дата обращения: 27.10.2017).