ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ОСОБЕННОСТИ
И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ
А.А. Иванов, студент А.Д. Филонов, студент М.А. Глазков, студент
Научный руководитель: А.А. Мигел, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-11-1-155-158
Аннотация. На современном этапе государство имеет множество инструментов для регулирования внешнеторговой деятельности. Одним из них является экспортный контроль. В статье проведён анализ динамики основных показателей реализации экспортного контроля в 2019-2021 годах. В марте 2022 года внесены изменения в ФЗ «Об экспортном контроле», приняты актуальные меры по запрету на вывоз критически важных для России иностранных товаров, оборудования и технологий, утверждены новые перечни товаров, которые запрещено вывозить из страны. Важным направлением в сфере экспортного контроля стала защита информации и информационной инфраструктуры РФ, что требует очередных, качественно-результативных решений и действий.
Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, экспортный контроль, санкции, ФСТЭК, ограничения, информационная безопасность.
Экспортный контроль является значимым методом регулирования внешнеторговой деятельности (далее - ВТД). Его применение связанно исключительно с целью обеспечения национальной безопасности государства, путём установления разрешительного порядка осуществления экспорта и импорта контролируемых товаров и технологий, который реализуется посредством лицензирования внешнеэкономических операций с ними.
Осуществление экспортного контроля в РФ возложено на Федеральную службу по
техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК). Экспертные группы ФСТЭК проводят государственную экспертизу, по итогам которой принимается решение о выдаче лицензии. Также проводятся целенаправленные проверки участников ВЭД на соблюдение законодательства в области экспортного контроля [1].
Основные результаты реализации экспортного контроля представлены в таблице 1 [2].
Таблица 1. Динамика основных показателей проведения экспортного контроля в РФ за 2019-2021 гг.
Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. Отношение 2021 г. в % к
2019 г. 2020 г.
общее количество проведённых проверок, ед. 45 18 49 108,8 272,2
количество выездных проверок, ед. 43 13 41 95,3 315,4
количество документарных проверок, ед. 2 5 8 400,0 160,0
объём финансовых затрат на проведение проверок, тыс. руб. 2 380 553 3 125 131,3 565,1
количество возбужденных дел об АП, ед. 10 7 11 110,0 157,1
Анализируя представленные данные, можно отметить, что количество проведённых проверок в 2021 году по сравнению с 2019 годом увеличилось на 4 про-
верки (на 8,8 %) и на 31 проверку по сравнении с 2020 годом (172,2%).
На существенное снижение количества проводимых проверок в 2020 году повлия-
no Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438, которое ограничило их число. Так, проверки проводились только в первом полугодии 2020 года, а во втором полугодии государственными служащими исполнялись другие функции. Данная мера вводилась в целях снижения административной нагрузки на участников ВЭД в тяжелый период, вызванный пандемией. Отсюда и соответствующие особенности вывоза отдельных категорий товаров в таможенной практике РФ [3].
Анализируя количество выездных проверок, можно заметить, что в 2021 году было проведена 41 выездная проверка, что на 31 проверку больше, чем в 2020 году (увеличение в 3 раза), но на 2 проверки меньше по сравнению с 2019 годом (снижение на 4,7%).
Количество документарных проверок проводилось значительно меньше по сравнению с выездными проверками. Преимущественное использование выездной формы проверок связано с необходимостью в ограниченные сроки качественного и всестороннего рассмотрения надлежащего объёма документов и информации, требующихся для объективной оценки фактического состояния выполнения проверяемым лицом обязательных требований, являющихся предметом проверки.
Однако, в динамике заметна устойчивая тенденция к увеличению проводимых документарных проверок. Так, в 2019 году их было 2, в 2020 - 5 проверок, а в 2021 было проведено 8 документарных проверок. Заметно увеличение числа документарных проверок в 2021 году по сравнению с 2019 годом в 4 раза и на 60% по сравнению с 2020 годом.
Объём финансовых затрат на проведение проверок в 2021 году составил 3 125 тыс. рублей, что в 5 раз больше затрат в 2020 году и на 31% больше по сравнению с показателем 2019 года. На такое увлечение объёма финансовых затрат на проведении проверок повлияли командировочные расходы при проведении контрольных мероприятий вне мест пребывания контролирующих органов. В свою очередь, командировочные расходы увеличились и
вызвали такое влияние из-за увеличения стоимости транспортных, гостиничных и других видов услуг [4].
Что касается количества возбужденных дел об АП, то здесь динамика не такая явная. В 2021 году было возбуждено 11 дел об АП, что на 4 дела больше, чем в 2020 году и 1 на дело больше аналогичного показателя в 2019 году. Снижение количества дел о АП в 2020 году можно косвенно связать с уменьшением проводимых проверок.
Говоря о вызовах, поставленных в вопросах экспортного контроля, стоит отметить, что на сегодняшний день особо остро стоит вопрос эффективного проведения экспортного контроля в связи с тяжелой политической ситуацией в мире и проведением специальной военной операции (далее-СВО). Санкции введенные в отношении России на фоне СВО затронули сферу экспортного контроля. Так, Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США ввело различные изменения в правила экспортного контроля по отношению к РФ.
Было принято решение по расширению общего экспортного контроля над поставками товаров в Россию. Так, теперь будут контролироваться все товарные позиции, подпадающие под экспортное регулирование. Исключением станут только товары групп продовольствия и лекарственных средств. Также в перечень юридических лиц, действующих, по мнению правительства США, вопреки их интересам и национальной безопасности, включены 91 организация из 10 стран. При этом 81 организация являются российскими. Теперь в отношении данных организаций действуют дополнительные требования к перемещению товаров, попадающих под экспортное регулирование.
Помимо этого, теперь США обязывает получать лицензию на товары, которые производятся за пределами США с использованием американских технологий. Данные ограничения применяются к России и российским военным потребителям. Однако, к странам Евросоюза, а также Австралии, Канаде, Японии, Новой Зеландии, Великобритании и Южной Корее (всего 33
государства) не будут применяться требования о получении таких лицензий, поскольку они наряду с США придерживаются политики схожего экспортного контроля в рамках собственных санкций в отношении России.
Становится ясно, что требуется принимать меры, смягчающие воздействие санкций. Поэтому в 2022 году активно меняется нормативно-правовая база в сфере экспортного контроля. Так, в текущих условиях Правительство России наделено новыми полномочиями по осуществлению экспортного контроля в рамках противодействия иностранным санкция. Теперь Правительство РФ обладает полномочиями утверждать списки (перечни) контролируемых товаров и технологий. Ранее данными полномочиями обладал Президент РФ [4].
В ответ на санкции РФ вводит собственные меры, ограничивающие вывоз отдельных видов товаров в недружественные страны. Перечень недружественных стран и список товаров, в отношении которых вводится заперт на вывоз закрепляется Постановлением Правительства РФ от 8 марта 2022 года № 313.
Новым витком деятельности в сфере экспортного контроля стала защита информации и информационной инфраструктуры РФ [5]. Так, на официальном сайте ФСТЭК появилась информация о новых применяемых мерах в целях защиты информационной инфраструктуры организаций-разработчиков программного обес-
печения и оборудования автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами, применяемых на объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в том числе по вопросам совершенствования программного обеспечения, блокирующего компьютерные атаки иностранных хакеров [6].
В этих целях активно проводятся заседания для информирования сотрудников о новых мерах предосторожности. Например, Управлением ФСТЭК России по Дальневосточному федеральному округу 25 октября 2022 года было проведено заседание Координационного совета по проблемам противодействия иностранным техническим разведкам и технической защиты информации организаций оборонно-промышленного комплекса, расположенных в пределах Дальневосточного федерального округа. На данном заседании были рассмотрены актуальные вопросы и приняты решения по повышению эффективности защиты информации. Одновременно были разъяснены особенности и порядок подготовки организаций оборонно-промышленного комплекса к новой процедуре лицензирования.
Таким образом, применяя эффективный инструментарий экспортного контроля страны не только обеспечивают национальную безопасность, но и используют его как меру воздействия на экономическую составляющую других государств путём введения различных ограничений.
Библиографический список
1. Шерешов А.В., Федотова А.Ю. Тенденции экспортного контроля в РФ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №5-2.
2. Официальный сайт Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fstec.ru (дата обращения 11.11.2022).
3. Мигел А.А., Волкова К.А. Особенности перемещения и направления совершенствования порядка вывоза отдельных категорий товаров в таможенной практике Российской Федерации // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - №69-3. - С. 135-137.
4. Непарко М.В., Нестеренко А.В. Осуществление экспортного контроля в условиях санкций // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - №7.
5. Шаурина О.С., Лесина Т.В., Мигел А.А. Информационные таможенные технологии в условиях цифровой трансформации // Modern Economy Success. - 2021. - № 4. - С. 50-55.
6. Ткаченко А.Л., Бурцева В.В., Кузнецова В.И. Анализ проблем защиты организации от межсетевых атак // Дневник науки. - 2021. - №8 (56).
EXPORT CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE:
FEATURES AND NEW CHALLENGES
A.A. Ivanov, Student A.D. Filonov, Student M.A. Glazkov, Student
Supervisor: A.A. Miguel, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. At the present stage, the state has many tools for regulating foreign trade activities. One of them is export control. The article analyzes the dynamics of the main indicators of the implementation of export control in 2019-2021. In March 2022, amendments were made to the Federal Law "On Export Control", current measures were taken to ban the export of foreign goods, equipment and technologies that are critical for Russia, and new lists of goods that are prohibited from being exported from the country were approved. An important area in the field of export control has become the protection of information and the information infrastructure of the Russian Federation, which requires regular, high-quality and effective decisions and actions.
Keywords: foreign trade activity, export control, sanctions, FSTEC, restrictions, information security.