Научная статья на тему 'ЭКСПОРТНО-СЫРЬЕВАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КАК ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ'

ЭКСПОРТНО-СЫРЬЕВАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КАК ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНО-СЫРЬЕВАЯ МОДЕЛЬ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / EXPORT-RAW MATERIAL MODEL / EXPORT / IMPORT / ECONOMIC SECURITY / ECONOMY / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гашников А. Ф., Разумов А. И.

Cтатья посвящена исследованию экспортно-сырьевой модели развития экономики России, а также угрозам экономической безопасности страны, которые формируются в этом направлении. Особое внимание уделяется политике импортозамещения, как средству защиты от угроз экономической безопасности. В статье отмечается необходимость создания стратегического плана, после реализации которого, российские производители получат конкурентные преимущества на отечественном и мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORT-RAW MODEL OF ECONOMIC DEVELOPMENT AS A PROBLEM OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

The article is devoted to the study of the export-raw model of economic development of the Russian economy, as well as the threats to the economic security of the country, which are formed in this direction. Much attention is given to the policy of import substitution, as a means of protection against threats to economic security. The article notes the need to create a strategic plan, after the implementation of which, Russian manufacturers will gain competitive advantages in the domestic and world markets.

Текст научной работы на тему «ЭКСПОРТНО-СЫРЬЕВАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КАК ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

УДК 330.8

Гашников А. Ф.

студент 5 курса факультета экономической безопасности и таможенного дела

Разумов А. И.

студент 5 курса факультета экономической безопасности и таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт

(филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Саратов

ЭКСПОРТНО-СЫРЬЕВАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КАК ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИИ

Аннотация. Cтатъя посвящена исследованию экспортно-сырьевой модели развития экономики России, а также угрозам экономической безопасности страны, которые формируются в этом направлении. Особое внимание уделяется политике импортозамещения, как средству защиты от угроз экономической безопасности. В статье отмечается необходимость создания стратегического плана, после реализации которого, российские производители получат конкурентные преимущества на отечественном и мировом рынке.

Ключевые слова: экспортно-сырьевая модель, экспорт, импорт, экономическая безопасность, экономика, импортозамещение.

Gashnikov A.F.

5th year student of the faculty of economic security and customs

management, Razumov A.I.

5th year student of the faculty of economic security and customs management, Saratov Socio-Economic Institute (branch) of Plekhanov Russian

University of Economics, Saratov EXPORT-RAW MODEL OF ECONOMIC DEVELOPMENT AS A PROBLEM OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA.

Annotation. The article is devoted to the study of the export-raw model of economic development of the Russian economy, as well as the threats to the economic security of the country, which are formed in this direction. Much attention is given to the policy of import substitution, as a means ofprotection against threats to economic security. The article notes the need to create a strategic plan, after the implementation of which, Russian manufacturers will gain competitive advantages in the domestic and world markets.

Keywords: export-raw material model, export, import, economic security, economy, import substitution.

На протяжении многих лет Россия специализируется в международном разделении труда на поставках сырьевых ресурсов за границу, что обусловлено исторически сложившейся производственной структурой

экономики, в которой преобладают сырьевые и низкотехнологические производства. При этом, значительную долю отечественного рынка занимают импортированные иностранные товары, имеющие определенные преимущества перед российскими аналогами. Такую модель экономики называют «экспортно-сырьевой», при которой Россия продолжительное время получает существенную экономическую и политическую выгоду. Однако многие эксперты уже давно отмечают необходимость изменения действующей модели экономики России, что обусловлено возникновением новых вызовов и угроз экономической безопасности РФ.

Стратегия экономической безопасности РФ до 2030 года среди прочих угроз и вызовов экономической безопасности выделяет: «...изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления; исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития; отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики; недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики; слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий; истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере исчерпания действующих месторождений; ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые «цепочки» создания добавленной стоимости». [1]

На практике данные угрозы уже проявляли себя в 2014-2015 г., когда в связи с введением санкций экономика России столкнулась с ограничением импорта и снижением экспортного дохода, обусловленного падением цен на нефть. Тогда зависимость российской экономики от мировых цен на нефть, повлекла за собой появление ряда проблем, например снижение реальных доходов населения, снижение темпов роста ВВП, рост инфляции, сокращение доходов бюджета и.т.д. Тогда справиться с последствиями экономического кризиса помогли накопленные финансовые резервы страны и совокупность антикризисных мер, среди которых выделяют инфляционное таргетирование, переход к свободному курсу рубля, а также введение бюджетного правила. Однако для обеспечения экономической безопасности России в современных условиях следует выполнить больший объем работ, так как проблематика экспортно-сырьевой экономики России заключается не только в динамике цен на энергоресурсы или меняющейся структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления.

По мнению многих экспертов, главной проблемой экспортно-сырьевой экономики России является избыточный импорт, который охватывает значительную часть российского рынка. [3] Многие производители оказались чрезвычайно зависимы от импорта товаров, которые значительно превосходят российские аналоги. Поэтому средством избавления зависимости от импорта в самых чувствительных сферах стала политика импортозамещения, в рамках которой были приняты новые государственные программы, закрепленные в

Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»[2] и других нормативных актах. В то же время структура экспорта сырьевых ресурсов за границу должна была остаться на прежнем уровне в связи со стабильностью спроса со стороны многих государств-партнеров.

Для оценки эффективности политики импортозамещения рассмотрим показатели внешней торговли Российской Федерации за последние 3 года, представленные на рисунке 1.

о I

Товарооборот Экспорт Импорт

■ 2015 год 2016 год ■ 2017 год

Рисунок 1 Динамика важнейших показателей внешней торговли РФ в 2015-2017 годах [5] Статистические данные рис. 1 свидетельствует о значительной доле российского экспорта в страны дальнего зарубежья. Последствия кризиса 2014-2015 года негативно повлияли на показатели экспорта в 2016 году в связи с падением цены на сырьевые энергоресурсы. Далее экспорт в 2017 г. по сравнению с 2016 г. вырос на 25%, что обусловлено увеличением контрактных цен на углеводороды и, соответственно, стоимостных объемов поставок нефти. По данным министерства экономического развития РФ в 2017 году общий объем поставок нефти увеличился на 19,6 млрд. долл. США, природного газа - на 7,5 млрд. долл. США, каменного угля - на 4,6 млрд. долл. США, при этом, доля топливно-энергетических товаров в структуре экспорта составляет 59%. [4]

Объем импортируемых товаров по итогам 2017 г. также вырос на 25% по сравнению с 2016 г. По данным министерства экономического развития импорт потребительских товаров по итогам 2017 года увеличился по отношению к 2016 году на 9,1 млрд. долл. США (или +17,4 %) до 61,3 млрд. долл. США. Наиболее сильный рост наблюдался в отношении импорта отдельных видов машинно-технической продукции, в частности, частей моторных транспортных средств, тракторов и грузовых автомобилей, вычислительных машин и их частей, самолетов и вертолетов, а также фармацевтической продукции и продовольственных товаров. [4]

Таким образом, результаты действующей политики импортозамещения на данный момент не соответствует ожиданиям. Статистические данные свидетельствуют о преобладании топливно-энергетических товаров в структуре экспорта России. При этом, в структуре импорта по -прежнему наблюдается значительный перевес технологических товаров, что позволяет нам отметить низкую скорость процессов импортозамещения, которая обусловлена наличием внутренних проблем социально-экономического и правового характера.

Для изменения ситуации необходим серьезный стратегический план, который бы изменил парадигму экономического развития страны. Одним из первых этапов такого плана следует считать улучшение инвестиционного климата за счет стабилизации и ослабления налогового бремени на бизнес. Необходимо переработать и оптимизировать налоговую систему, уменьшить процент выплаты по налогам либо предоставить более выгодные льготы, в первую очередь, начинающим предпринимателям. Реализация таких мер будет способствовать увеличению числа различных предприятий в стране, следовательно, росту ВВП, импортозамещению и увеличению доходов государства. Привлекая инвестиций из развитых зарубежных компаний в нашу страну, мы также сможем косвенно развивать собственную промышленность, перенимая опыт у лучших фирм мира. К сожалению, на данный момент, политика государства направлена на увеличение налогового бремени, что может неблагоприятно повлиять на экономику. Также важным этапом улучшения экономической модели развития страны является разработка и реализация государственных целевых программ по развитию науки. Практика показывает, что финансирование научных проектов через определенный промежуток времени позволяет стране сделать шаг вперед в развитии отечественных технологий. На этом этапе мы сможем создавать конкурентоспособные продукты, которые не будут уступать зарубежным. Выполнив все этапы стратегического плана, мы сможем вывести свои предприятия на уровень лучших зарубежных компаний и изменить модель экономического развития.

Подводя итог можно сделать вывод, что при экспорте сырьевых ресурсов мы проигрываем трижды. Во-первых, это способствует сокращению общего объема ограниченных ресурсов в стране. Во-вторых, такими действиями мы укрепляем иностранную валюту, а не свою, так как оплата поставок сырьевых ресурсов производится именно в иностранной валюте. И в-третьих, зависимость от экспорта сырья и получение сверхдоходов от него снижает стимулы развития технологий промышленного производства и ставит благополучие государства в зависимость от колебания мировых цен на нефть. Экспортно-сырьевая модель развития экономики - это временное решение, которое позволяет стране иметь постоянные доходы. Однако ресурсы не бесконечны и рентабельность их с каждым днем меняется, поэтому в целях обеспечения экономической безопасности России необходим другой

подход, ориентированный на повышение технологического развития страны и выпуск конкурентоспособной продукции.

Использованные источники:

1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Российсая газета. 2017. 15 мая.

2. Постановление правительства РФ от 15.04.2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». // Российская газета. 2014. 24 апреля.

3. Ивантер В.В. Кто сказал, что нефть - это проклятье? // Российская газета -Федеральный выпуск. - 2016. № 6910 (42).

4. Министерство экономического развития Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Данные взяты с сайта URL: http://www.ved.gov.ru/monitoring/foreign trade statistics/monthly trade russia/. Дата обращения 02.04.2019 года.

5. Федеральная таможенная служба Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Данные взяты с сайта URL: http://www/customs.ru/index.php?option=com content&view=article&id=26274: 20. Дата обращения 02.04.2019 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.