Научная статья на тему 'Экспорт высшего образования как потенциальный фактор развития мировой экономики'

Экспорт высшего образования как потенциальный фактор развития мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ / МИРОВОЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косевич А. В.

На текущем этапе развития мировой экономики, в условиях экономики знаний решающее значение отводится сфере образования, и в первую очередь высшего образования. Развитие экспорта высшего образования оказывается в центре внимания правительств все большего числа стран. В статье на основе актуальных на сегодняшний день статистических данных проведен анализ структуры мирового рынка образовательных услуг в сфере высшего образования и выявлена роль экспорта высшего образования в мировой экономике. Автор делает вывод о том, что рассматривать роль экспорта высшего образования в развитии мировой экономики можно по крайней мере в двух аспектах, не считая прямого финансового дохода от обучения иностранных студентов. Во-первых, стремясь укрепить свои позиции на мировом рынке образовательных услуг, страны-экспортеры повышают качество национального образования, его привлекательность для иностранных студентов, а следовательно, престиж страны на мировой арене. Во-вторых, осуществляя подготовку профессиональных кадров для стран импортеров высшего образования, они содействуют повышению конкурентоспособности этих стран и шире формированию продуктивной международной экономической среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспорт высшего образования как потенциальный фактор развития мировой экономики»

Экспорт высшего образования как потенциальный фактор развития мировой экономики

Косевич Александр Валентинович,

к.э.н., ректор, Международный институт экономики и права, [email protected]

На текущем этапе развития мировой экономики, в условиях экономики знаний решающее значение отводится сфере образования, и в первую очередь высшего образования. Развитие экспорта высшего образования оказывается в центре внимания правительств все большего числа стран. В статье на основе актуальных на сегодняшний день статистических данных проведен анализ структуры мирового рынка образовательных услуг в сфере высшего образования и выявлена роль экспорта высшего образования в мировой экономике. Автор делает вывод о том, что рассматривать роль экспорта высшего образования в развитии мировой экономики можно по крайней мере в двух аспектах, не считая прямого финансового дохода от обучения иностранных студентов. Во-первых, стремясь укрепить свои позиции на мировом рынке образовательных услуг, страны-экспортеры повышают качество национального образования, его привлекательность для иностранных студентов, а следовательно, престиж страны на мировой арене. Во-вторых, осуществляя подготовку профессиональных кадров для стран - импортеров высшего образования, они содействуют повышению конкурентоспособности этих стран и шире - формированию продуктивной международной экономической среды. Ключевые слова: мировая экономика, высшее образование, экспорт образования, мировой рынок образовательных услуг.

В настоящее время образование является одной из ведущих производительных отраслей в экономике развитых стран. По оценкам экспертов, 70-90% ВВП этих государств формируется за счет инновационного сектора экономики. Вместе с тем тенденция развития мировой экономики такова, что сам процесс труда приобретает преимущественно когнитивный характер, связанный с потреблением и генерацией знаний, необходимых для решения поставленных задач.

В отличие от развитых стран, где высока доля экономически активных граждан, имеющих высшее образование, в развивающихся государствах наблюдается острый спрос на высшее образование, удовлетворить который национальные образовательные системы зачастую не могут. В этих условиях мировой экспортный рынок высшего образования становится тем пространством, где одни страны обеспечивают прирост человеческого капитала и развитие экономики в других странах, реализуя посредством механизма «мягкой силы» собственные геоэкономические интересы.

Мировой рынок образовательных услуг в сфере высшего образования активно и неуклонно растет. К сожалению, доступные статистические источники дают весьма приблизительное представление об объемах экспорта образовательных услуг в мире на сегодняшний день. Так, в авторитетном ежегодном сборнике Education at a Glance [1], издаваемом ОЭСР, сведения публикуются с отставанием на два года (по отдельным странам, при отсутствии свежей информации, на три года). Интерактивная карта международной студенческой мобильности [2], разработанная Институтом статистики ЮНЕСКО в 2014 г., также нуждается в актуализации. Ситуация осложняется тем, что в сборниках Education at a Glance статистически точными можно считать лишь данные по странам ОЭСР (сейчас в организацию входит 35 государств), тогда как сведения по странам, рассматривающимся в качестве экономических партнеров ОЭСР (к которым относится и Россия) в них крайне скудны.

Еще одно предварительное замечание: статистические данные из разных источников нередко входят в существенное противоречие друг с другом. Одна из причин состоит в том, что понятие «иностранные студенты» за рубежом имеет два эквивалента, принципиально различных по содержанию, - international students (international mobile students) и foreign students. Понятие international students (основное, рекомендуемое ЮНЕСКО) относится к студентам, которые физически пересекли государственную границу с целью обучения в стране назначения, если страна назначения студента отличается от страны происхождения (отсюда - mobile). Иными словами, это студенты, либо не имеющие постоянного или временного жительства в стране назначения, либо получившие образование предыдущего уровня в другой стране. Понятие foreign students охватывает широкую категорию студентов, гражданство которых отличается от гражданства, предоставляемого страной обучения (в ряде стран, включая Россию, при учете иностранных студентов используется именно критерий гражданства). В рамках темы настоящей статьи ключевым является понятие international students.

Итак, по данным Института статистики ЮНЕСКО за 2013 г.1, совокупная численность иностранных студентов составляет более 4,1 млн человек (2000 г. - 2 млн), или 1,8% общемирового контингента учащихся в сфере высшего образования. Наибольшее число иностранных студентов (57% общемировой численности) обучается в странах Северной Америки и Западной Европы. Среди других регионов выделим Восточную Азию и Тихоокеанский регион (19%), а также Центральную и Восточную Европу (10%).

Около 75% мирового контингента иностранных студентов получает образование в странах ОЭСР, из них более 50% приходится на США, Великобританию, Австралию, Францию, Германию, Японию и Канаду [1, 2015, p. 353-355]. Большинство иностранных студентов обучается по программам магистратуры и докторантуры (в России, напротив, бакалавриата).

О

3

ю

5

г

5

сч ni £

Б

ей

2 ©

В общемировом масштабе преобладающая часть иностранных студентов происходит из стран Азии и Африки. Примечательно, что в середине 1990-х гг. показатели этих регионов составляли 39 и 30% соответственно, тогда как к 2013 г. показатель по странам Азии увеличился на 35% (до 52,6%), а Европы - сократился до 25,4% [1].

По данным Института статистики ЮНЕСКО, наиболее мобильны студенты из Центральной Азии - их коэффициент исходящей мобильности (tertiary outbound mobility ratio, TOMR)2 с 2003 по 2013 г. вырос с 3,5 до 7,6% (более чем в 2 раза). Во втором по величине регионе с высокой студенческой мобильностью - странах Африки к югу от Сахары - в этот же период коэффициент исходящей мобильности, наоборот, снизился с 6 до 4%. Это свидетельствует о том, что в данном регионе национальные системы высшего образования устойчиво развиваются и все большее количество студентов для получения высшего образования не выезжает за пределы региона.

В 1980-1990 гг. по количеству обучающихся иностранных студентов первую тройку стран составляли США, Франция и СССР, при этом США находились вне конкуренции: показатели США почти в 3 раза превышали показатели ближайших «соперников». В таблице 1 на основе данных Education at a Glance представлена динамика структурных изменений мирового рынка образовательных услуг в сфере третичного образования3 в 2000-2014 гг.

Состав стран - экспортеров образовательных услуг постепенно расширяется, в конкурентную борьбу за иностранных студентов вступают новые страны и регионы. Как видно из таблицы, суммарная доля ведущих стран на исследуемом рынке в период 2000-2013 гг. сократилась с 62 до 46,5%.

Данные интерактивной карты международной студенческой мобильности ЮНЕСКО [2] показывают, что традиционные лидеры в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе Австралия и Япония соперничают с набирающими силу Китаем, Малайзией, Республикой Корея, Сингапуром. Активно стремятся привлечь студентов из-за рубежа три арабские страны - Египет, Саудовская Аравия и ОАЭ. Все большее количество студентов из стран за пределами Европы и Северной Америки выбирают в качестве стран обучения ведущие страны своего региона. Преимущества такого выбора - снижение транспортных расходов и близкая культурная среда.

Таблица 1

Динамика доли различных стран на мировом рынке образовательных услуг в 2000-2013 гг., %4

2000 2010 2013

США (26,1) США (16,6) США (19,4)

Великобритания (12,3) Великобритания (13,0) Великобритания (10,3)

Германий (10,3) Австралия (6,6) Авс тралия (6,2)

Франция (7,5) Германия (6,4) Франция (5,7)

Австралия (5,8) Франция (6,3) Германия (4,9)

Япония (3,7) Канада (4,7) Российская Федерация

Российская Федерация Российская Федерация (3,4)

(23) (3,9) Япония (3,4)

Канада (22) Япония (3,4) Канада (3,4)

Испания (2,2) Испания (2,4) Китай (2,4)

Бельгия (2,1) Китай (1,8) Италия (2,0)

Австрия (1,7) Новая Зеландия (1,7) Австрия (1,8)

Италия (1,4) Италия (1,7) Нидерланды (1,7)

Швеция (1,4) Лвстрия(1,7) Саудовская Аравия (1,5)

Швейцария (1.4) ЮАР (1,5) Испания (1,4)

ЮАР (около 1) Южная Корея (1,4) Южная Корея (1,4)

Швейцария (1,3) Турция (1,3)

Бельгия (1.3)

Нидерланды (1.2)

Швеция (1,1)

Другие страны ОЭСР (6) Другие страны ОЭСР Другие страны ОЭСР

Страны вне ОЭСР (12) (6,4) (10,02)

Всего по странам ОЭСР Страны вне ОЭСР (15,5) Страны вне ОЭСР (19,75)

(85,0) Всего по странам ОЭСР Всего по странам ОЭСР

Всего по странам (77,3) (72.9)

вне ОЭСР (15,0) Всего по странам Всего по странам

вне ОЭСР (22,7) вне ОЭСР (27.1)

Ценным источником актуальных статистических сведений об иностранных студентах в отдельных странах мира можно считать Project Atlas5 [4] (табл. 2). Серьезным недостатком при этом является несопоставимость статистики разных стран (вследствие национальной специфики ее ведения) между собой и с данными ЮНЕСКО и ОЭСР. Так, известно, что около 60% иностранных студентов в Китае обучается на краткосрочных курсах китайского языка.

Что касается нашей страны, то в 1990 г. по экспорту образования советские вузы занимали 3-е место в мире, уступая только вузам США и Франции. После распада СССР ситуация резко изменилась, и к 2000 г. доля России на мировом рынке образовательных услуг сократилась до 2,2% (7-е место в мире), а к 2007 г. - до критических 2,0% (9-е место), когда Россия уступала США, Великобритании, Германии, Франции, Австралии, Канаде, Японии и Новой Зеландии [1]. Однако и на этом фоне численность иностранных студентов в России росла, увеличившись к настоящему времени почти в 4 раза, по сравнению с 2000 г. В течение последних трех лет ежегодный прирост количества иностранных студентов в России составляет 11-13% [6, с. 42, 294].

Ретроспективный анализ динамики численности иностранных студентов, обучавшихся в российских вузах в 2005— 2015 гг., по странам происхождения демонстрирует наибольший прирост контингента иностранных студентов в отношении стран СНГ (более чем в 3 раза). Если до 2008 г. страны СНГ по количеству обучающихся в России студентов опережала Азия (в советских вузах выходцы из Азии составляли почти половину численности иностранных студентов), то после 2009 г. расклад резко меняется в пользу первых, ставших сегодня основным импортером российских образовательных услуг. В свою очередь за Азией прочно закрепилась роль второго по величине поставщика иностранных студентов в Россию [6, с. 43-52].

Говоря о доле России на мировом рынке образовательных услуг, следует отметить, что, согласно данным ОЭСР, к 2008 г. данный показатель установился в интервале 3,4-4,3%, продолжая оставаться при этом крайне низким даже по сравнению с уровнем 1950-1970-х гг. - временем становления экспорта высшего образования в Советском Союзе. Вместе с тем в 2013 г. Россия впервые в 2000-х гг. поднялась на 6-е место в рейтинге стран - экспортеров образовательных услуг [1].

Таблица 2

Топ-9 стран - экспортеров образовательных услуг в 2015/2016 акад. году [4]

MM n/n Страна Общая численность иностранным студентов, тыс. человек Даая иностранных студентов в общей численности студентов, % Основные страны — поставщики иностранных студентов (число отправленных студентов, тыс. человек)

1 США 1043,8 5,2 Китай (328,5) Индия (165,9) Саудовская Л рани я (61,3) Южная Корея (61,0) Канада (27,0)

2. Вёл и ко бри 1 ания 496,7 21,1 Китай (95,0) США (27,6) Индия (19,5) Нигерия (18,9) Германия (18.1)

3. Китай 397,6 0.9 Южная Корея (66,7) США (22,0) Таиланд (2О,0) Индия (16,7) Россия (16,2)

4. Фраи ция 309,6 10.8 Марокко (36,8) Китай (28.0) Алжир (22,7) Тунис (12.1) Италия (11,2)

5. Австралия 292,3 20,7 Китай (98,0) Индия (35,5) Малайзия (14,4) Вьетнам (12,8) Непал (12,3)

6. Российская Федерация 282,9 5,4 Казахстан (70,7) Белоруссия (22,2) Украина (20,3) Китай (20,2) Узбекистан (18,4)

7. Канада 263,8 12,9 Китай (84,0) Индия (44,7) Франция (18,5) США (10,7) Южная Корея (9,2)

8. Германия 235.9 8.7 Китай (30,3) Индия (11,7) Россия (11.5) Австрия (9,9)

Очевидно, что экспорт образовательных услуг может приносить значительный доход в государственную казну. Совокупная прибыль США от обучения иностранных студентов составляет 35,8 млрд долл. (данные за 2014/2015 акад. год) [3], Франции - 1,6 млрд евро (данные за 2013/2014 акад. год) [5], России - пока лишь 1,46 млрд долл., или 73,1 млрд руб. (данные за 2014/2015 акад. год) [б, с. 404-405].

Достижение высоких результатов на мировом рынке образовательных услуг невозможно без государственной поддер-

жки экспорта образования, направленной в том числе на создание и продвижение бренда национальной системы образования.

С 2014/2015 акад. года обучение в государственных вузах на всей территории Германии стало бесплатным, в том числе для иностранцев (студенты производят лишь небольшие семестровые взносы). В 2016 г. в Великобритании сформирована Общепартийная парламентская группа (All-Parliamentary Party Group, APPG) по обучению иностранных студентов [5]. В мае 2017 г. утверждён паспорт

приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», реализация которого намечена на 2017-2025 гг.

Проведенный анализ показывает, что структура мирового рынка образовательных услуг кардинально меняется, все большее количество стран выходит на него в качестве экспортеров. Глобальный лидер мировой экономики - США - по-прежнему удерживают лидерство в этом сегменте мирового рынка, но их доля постепенно сокращается, что в отдаленной перспективе может привести к геополитической инверсии.

Рассматривать роль экспорта высшего образования в развитии мировой экономики можно по крайней мере в двух аспектах, не считая прямого финансового дохода от обучения иностранных студентов. Во-первых, стремясь укрепить свои позиции на мировом рынке образовательных услуг, страны-экспортеры повышают качество национального образования, его привлекательность для иностранных студентов, а следовательно, престиж страны на мировой арене. Во-вторых, осуществляя подготовку профессиональных кадров для стран - импортеров высшего образования, они содействуют повышению их конкурентоспособности, а в итоге - формированию продуктивной международной экономической среды. Кроме того, обучение иностранных студентов способствует развитию в обществе толерантности, являющейся одной из основ глобальной экономической и деловой культуры.

Литература

1. Education at a Glance 2000-2016 / OECD. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/ content/book/eag-2016-en

2. Global Flow of Tertiary-Level Students / UNESCO. URL: http://uis.unesco.org/en/ uis-student-flow

3. Open Doors 2016 / Institute of International Education. URL: https:// www.iie.org/Research-and-Insights/Open-Doors/0pen-Doors-2016-Media-Information

4. Project Atlas / Institute of International Education. URL: https://www.iie.org/en/ Research-and-Insights/Project-Atlas

5. Обучение и образование за рубежом. URL: http://eduabroad.ru

6. Экспорт российских образовательных услуг : стат. сборник. Вып. 6 / авт.-сост.: А.Л. Арефьев, Ф.Э. Шереги ; Мин-во образования и науки РФ. - М. : Соци-оцентр, 2016.

О À

BS

S

if 5

Ссылки:

1 Статистика была опубликована на сайте института (URL: http:// www.uis.unesco.org/Education/Pages/ international-student-flow-viz.aspx?SPSLanguage=EN), в настоящее время ссылка недействительна.

2 Отражает процентную долю студентов, уехавших из страны для продолжения обучения за рубежом, в общей численности студентов этой страны (обучающихся как в самой стране, так и за рубежом).

3 За рубежом в отношении высшего образования используется понятие tertiary education (третичное образование). Согласно разработанной ЮНЕСКО Международной стандартной классификации образования (действующая редакция принята в 2011 г.), третичное образование включает в себя следующие уровни: короткий цикл третичного образования (short-cycle tertiary), бакалавриат, магистратуру и докторантуру (или их эквиваленты). В России короткому циклу третичного образования соответствует уровень среднего профессионального образования.

4 Составлено нами по данным [1] (показатели 2000 г. воспроизводятся по сборнику 2007 г.). Сборник 201б г. содержит данные по обучению иностранных студентов только в магистратуре и докторантуре и только по странам ОЭСР (здесь не приводятся, потому что несо-

поставимы с данными за другие годы). Из упоминающихся в таблице стран в состав ОЭСР не входят Российская Федерация, Китай, ЮАР и Саудовская Аравия. Данные по России сильно занижены и не отражают реальной численности иностранных студентов в стране.

5 Представляет собой международное сообщество национальных учреждений 25 государств, собирающих статистику по обучающимся в стране иностранным студентам, а также экспертов и исследователей в области международной студенческой мобильности. Проект инициирован Институтом международного образования США.

Export of higher education as the potencial factor of world economics development Kosevich A.V.

International Institute of Economics and Law

At the current stage of the world economics development, in the context of knowledge economics, the educational sector is of crucial importance, higher education in the first place. Higher education development is the primary focus of growing number of countries governments. The article analyses the structure of the world market of higher education services according to the current statistics and established the role of export of higher education in the world economics. The author concludes that it is possible to consider the role of export of higher education in the world economics

development at least in two aspects not including direct financial receipts from educating foreign students. Firstly, the countries-exporters in their efforts to strengthen positions in the world market of educational services increase the quality of their national education, its appeal for foreign students, and consequently the country's international standing. Secondly, professional personnel training increases the competitive performance of the countries-exporters of higher education, and eventually results in forming efficient international economic environment.

Key words: world economics, higher education, export of education, world market of higher education services.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Education at a Glance 2000-2016 /

OECD. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/content/book/eag-2016-en

2. Global Flow of Tertiary-Level Students

/ UNESCO. URL: http:// uis.unesco.org/en/uis-student-flow

3. Open Doors 2016 / Institute of International Education. URL: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Open-Doors/Open-Doors-2016-Media-Information

4. Project Atlas / Institute of International Education. URL: https://www.iie.org/en/Research-and-Insights/Project-Atlas

5. Education and education abroad. URL: http://eduabroad.ru

6. Export of Russian educational services: stat. Compilation. Issue. 6 / Authors: AL. Arefiev, F.E. The Sheregi; Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - M.: CO^O^HTP, 2016.

сч in £

6 a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.