Э К С П О Р Т И О Б Е С П Е Ч Е Н И Е З А Н Я Т О С Т И (О П Ы Т С Ш А)
Петровская Наталья Евгеньевна
кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра социально-экономических исследований и проектов Института США и Канады РАН.
Адрес: Институт США и Канады РАН, 123995, Москва, Хлебный пер., д. 2/3.
E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы занятости, связанные с экспортом товаров и услуг; на примере США проанализирована роль экспорта товаров и услуг в обеспечении занятости, в росте числа рабочих мест в посткризисный период, в том числе по направлениям экспорта по странам и регионам мира. Экспорт товаров обеспечивает около 60% рабочих мест, связанных с экспортом, преимущественно в обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении, химической промышленности, аэрокосмической, автомобилестроении. Остальная часть рабочих мест, связанных с экспортом, сосредоточена в сфере услуг. Особое внимание в свете подписания Д. Трампом указа о выходе США из Транстихоокеанского партнерства уделено странам, подписавшим данное соглашение. Показано, что на эти страны приходится почти половина рабочих мест на предприятиях по производству экспортируемых товаров.
Ключевые слова: занятость, экспорт, товары, услуги.
E X P O R T S A N D E M P L O Y M E N T (U S E X P E R I E N C E)
Petrovskaya, Natalia E.
PhD, researcher, the Center for Social-Economic Studies of the Institute for USA and Canada Studies of Russian Academy of Sciences. Address: The Institute for USA and Canada Studies of Russian Academy of Sciences, 2/3, Khlebny per., Moscow, 123995, Russian Federation. E-mail: [email protected]
The article examines the connections between exports and employment in US; the number of jobs supported by the export of goods and services. Goods exports supports nearly 60 percent of jobs, connected with exports, mainly in manufacturing. Among the manufactured products, exports of
machinery products support the greatest number of jobs, followed by chemical products, aerospace and other transportation equipment, motor vehicles and parts, and computer and electronic products. Jobs supported by exports to country and regional destinations is of special attention in view of the president D. Trump's statements of intent to withdraw from the TransPacific Partnership. Jobs supported by exports to selected regions are analyzed. It's noted that goods exports to the countries - members of the proposed Trans-Pacific Partnership agreement accounted for nearly half of all jobs supported by goods exports.
Keywords: employment, exports, goods, services.
Развитие международного обмена товарами и услугами неизменно остается в центре внимания исследователей. В одной из последних коллективных монографий по данной тематике представлен анализ широкого круга вопросов развития международной торговли в течение XX-XXI вв. и ее влияния на международные экономические отношения, национальные экономики [11]. В данной статье рассмотрено одно из направлений такого влияния - состояние, динамика американского экспорта в контексте обеспечения занятости в Соединенных Штатах.
Вопросы оценки влияния внешней торговли на занятость в Соединенных Штатах получили широкое отражение в работах зарубежных и отечественных авторов, например, в обсуждении взаимосвязи обеспечения рабочих мест с внешнеторговыми отношениями [19], с прямыми иностранными инвестициями [7; 20], в том числе в обрабатывающую промышленность [2].
Несмотря на снижение безработицы в период после глобального кризиса [12] до уровня менее 5% в 2016 г., сохранение и создание стабильных рабочих мест находится в фокусе внимания правящих кругов США. Внимание экспертов к данной проблематике усилилось с приходом в Белый дом 45-го президента США Д. Трампа (инаугурация состоялась 20 января 2017 г.). Это связано с его заявлениями еще в период предвыборной президентской кампании о необходимости возврата рабочих мест, пересмотра политики в отношении импорта, в том числе быстрорастущего импорта из Китая [1]; отказа от участия в Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), пересмотра соглашения о зоне свободной торговли в Северной Америке (НАФТА).
Все эти заявления непосредственно касаются одного из ключевых пунктов программы президента Д. Трампа - обеспечения и защиты рабочих мест от иностранной конкуренции.
При этом не стоит забывать, что меры, направленные на ограничение импорта, могут негативно сказаться на сохранении рабочих мест в производстве. Одно из каждых трех рабочих мест, связанных с экспортом товарной продукции, обязано своим существованием экспорту именно в страны НАФТА. Предпринятые новым президентом США действия, направленные на защиту внутреннего рынка от импортируемой продукции и соответственно сохранения рабочих мест, могут привести к ответным мерам торговых партнеров и поставить под угрозу рабочие места, созданные благодаря экспорту.
Динамика экспорта и занятость
Свое обещание о выходе США из Транстихоокеанского партнерства Д. Трамп реализовал сразу же после инаугурации, подписав соответствующий указ. Приверженность Б. Обамы ТТП прослеживалась в течение всего периода его правления [10]. Напомним, что и до Д. Трампа в Соединенных Штатах отношение к Транстихоокеанскому партнерству не было однозначным. Противники полагали, что любое торговое соглашение такого рода выведет за границу множество высокооплачиваемых рабочих мест и сократит зарплаты работников внутри США.
Американские экспортеры, безусловно, заинтересованы в открытии рынков. Вместе с тем у профсоюзов, сторонников защиты прав трудящихся, вызывали и вызывают беспокойство последствия наращивания переноса производства из США в другие страны, в частности в те, которые в 2016 г. подписали соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, и ввоза продукции на американский рынок. В более широком плане после отказа США от участия в этом соглашении могут последовать и дальнейшие шаги по пересмотру торговой политики. Даже компромиссный вариант изменений в данной сфере может повлечь серьезные последствия как для международных экономических отношений, так и для самих США [16. - С. 8].
Так, усиление конкуренции на мировых рынках товаров и услуг привело к перераспределению позиций основных стран-экспортеров, в том числе лидеров по объему экспорта [8]. США уступили мировое первенство по объему экспорта Китаю, но остаются одними из ведущих экспортеров в мире. Занимая 2-е место в мире по экспорту товаров, США существенно опережают другие страны по экспорту услуг. Только за 2010-2015 гг. объем экспорта увеличился с 1 853,6 до 2 261,2 млрд долларов, при этом около 40% приходится на экспорт в Канаду, Мексику, Китай, Японию (табл. 1) - страны, которые в той или иной мере затронуты новой политикой Д. Трампа по защите внутреннего рынка.
Т а б л и ц а 1
Объем экспорта из США по странам назначения* (в млрд долл.)
Страны мира 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Объем экспорта из США - всего 1 853,6 2 127,0 2 218,9 2 293,5 2 376,6 2 261,2
Канада 303,4 340,9 356,1 364,9 375,9 337,8
Мексика 188,3 225,1 244,6 256,5 271,1 267,3
Китай 115,6 133,9 144,9 160,4 169,2 165,1
Япония 104,7 111,1 118,2 112,2 114,9 108,3
* Составлено по данным US International Trade in Goods and Services. BEA. - Wash., 2016.
Одним из направлений критики сложившихся внешнеторговых отношений США Д. Трампом (еще в ходе президентской кампании) была несбалансированность торговых потоков между США и Японией. Это напрямую связано с занятостью в автомобилестроении, где остро стоят вопросы управления трудовыми ресурсами [15]. Отношение к ТТП в Японии было далеко не однозначным. Но с его подписанием Япония рассчитывала на расширение доступа к рынкам стран-участниц, в том числе на либерализацию рынков автомобильной промышленности. После первых указов Д. Трампа японские автомобилестроительные компании, например, такие как Тойота, были обеспокоены перспективами поставок своей продукции в США. Что же касается экспорта из США в Японию, создающего рабочие места, то в первой половине текущего десятилетия динамика его объема отличалась нестабильностью (табл. 1).
Между тем экспорт стал важным фактором экономического роста и обеспечения занятости [21]. В 2015 г. экспорт обеспечивал 11,5 млн рабочих мест, что на 1,8 млн больше, чем в 2009 г.
Изучение вопросов обеспечения занятости внутри страны посредством формирования благоприятного торгового баланса восходит к трудам меркантилистов, прежде всего к эпохе позднего меркантилизма [17]. На разных этапах развития меркантилисты выступали за поддержку развития промышленных предприятий, экспортирующих товары. Проблемы, связанные с влиянием внешней торговли на занятость, были актуальны в США и в 60-х гг. прошлого века, когда в фокусе внимания оказались вопросы пассива платежного баланса.
В начале XXI в. США, как и «большинство стран современного мира, активно используют мировые хозяйственные связи с целью стимулирования экономического роста и решения возникающих производственных и финансовых проблем» [4. - С. 9], в том числе заключение двусторонних и многосторонних соглашений, участие в интеграционных объединениях.
Формирование интеграционного объединения, как правило, начинается с создания зоны свободной торговли или таможенного союза между странами. Данные формы оказывают практически идентичное влияние на экономику и торговлю, поэтому исследователи игнорируют различие таможенного союза и зоны свободной торговли для теоретического изучения последствий от создания начальной формы интеграции [3]. Интеграционные объединения рассматриваются как путь к укреплению позиций на рынках стран-участниц. До создания Евразийского экономического союза экспорт всех стран-членов (за исключением Беларуси) был ориентирован преимущественно на развитые страны, а не на рынки участников [9].
В Соединенных Штатах в последние годы широко использовалось как заключение двусторонних соглашений, так и ориентация на трансконтинентальные проекты. На страны НАФТА приходится 35% американского экспорта, а на страны, подписавшие соглашение о ТТП, - 45%. Однако Д. Трамп изменил курс, отказавшись от мегаблоков, и намерен внести коррективы во взаимодействие со странами НАФТА.
По данным Бюро экономического анализа США, всего в 2015 г. объем экспорта товаров и услуг составил 2,2 трлн долларов, из них экспорт товаров - 1,5 трлн долларов, а экспорт услуг - 710 млрд долларов1. Достигнутый уровень экспорта позволил обеспечить 11,5 млн рабочих мест, в том числе 3,4 млн - за счет экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, 3,1 млн - за счет экспорта в страны Европы, 2,8 млн - за счет экспорта в страны Северной Америки [20].
Из 6,7 млн рабочих мест, связанных с производством товарной продукции на экспорт, почти половина приходится на предприятия, продукция которых экспортируется в Канаду, Мексику, Китай. Экспорт в Канаду поддерживает 1 238 тыс. рабочих мест, в Мексику -968 тыс. рабочих мест), в Китай - 601 тыс. рабочих мест.
Экспорт услуг прежде всего в такие страны, как Великобритания, Канада, Китай, Япония, Ирландия, Мексика, Швейцария обеспечивал в 2015 г. 4,8 млн рабочих мест. За период 2009-2015 гг. экспорт товаров в страны предполагавшегося Транстихоокеанского партнерства (соглашение о котором было подписано в 2016 г.) обеспечил рост рабочих мест на 476,3 тыс.
По доле и числу занятых в производстве, связанном с экспортом из США, лидируют такие отрасли, как аэрокосмическая и прочее транспортное оборудование, компьютеры и электроника, первичные металлы, химическая индустрия, электрооборудование и компоненты (табл. 2). В обрабатывающей промышленности в целом на рабочие места, обеспечиваемые экспортом, приходится 26% всех занятых.
1 URL: http: / / www.bea.gov/ scb/pdf/2016/04%20April/0416_mternational_transactions_ tables.pdf (дата обращения: 16.01.2016).
Т а б л и ц а 2
Доля и число занятых в производстве, связанном с экспортом из США*
Отрасли с наибольшей долей занятых в производстве, связанном с экспортом из США Доля занятых в производстве, связанном с экспортом из США, в общем числе занятых в отрасли (секторе), % Численность занятых в производстве, связанном с экспортом из США, чел.
Аэрокосмическая и прочее транспортное оборудование 44 298 967
Компьютеры и электроника 41 425 465
Первичные металлы 37 144 536
Химическая 34 271 149
Электрооборудование и компоненты 33 125 394
* Составлено по: [20].
В сфере профессиональных и деловых услуг экспорт обеспечивает 2 297 тыс. рабочих мест, что связано с высоким уровнем достижений в научно-технологической сфере [5]. Далее по числу занятых, связанных с экспортом, следуют оптовая и розничная торговля - 1 728 тыс. рабочих мест; услуги по размещению и питанию, услуги по транспортировке и хранению, финансы и страхование (табл. 3).
Т а б л и ц а 3
Занятость, связанная с экспортом, в отраслях (секторах) экономики США*
Отрасли (секторы) с наибольшим числом занятых Численность занятых, чел. Доля в общем числе занятых в отрасли (секторе), %
Профессиональные и деловые услуги 2 297 445 12
Оптовая и розничная торговля 1 728 124 8
Услуги по размещению и питанию 970 302 9
Услуги по транспортировке и складскому хранению 845 163 19
Финансы и страхование 670 372 11
* Составлено по: [20].
Всего за период с 2009 г. число рабочих мест возросло на 890 тыс. благодаря экспорту товаров, в основном в Мексику, Китай, Канаду, Южную Корею. При этом наибольший прирост числа рабочих мест наблюдался за счет экспорта в Мексику (296 тыс. рабочих мест) - около
трети их совокупного прироста, в Китай (184 тыс. рабочих мест), в Канаду (110 тыс. рабочих мест) и в Южную Корею (55 тыс. рабочих мест)
С учетом значимой роли стран, с которыми в 2016 г. было подписано соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, для американского экспорта представляет интерес рассмотрение динамики событий, связанных с этим соглашением. Одним из первых указов Д. Трампа после прихода в Белый дом стал указ о выходе США из Транстихоокеанского партнерства, который администрация Д. Трампа оценила как не соответствующий интересам Соединенных Штатов.
Между тем заключение соглашения о ТТП, как предполагал бывший президент Б. Обама, должно было стать одним из главных достижений его президентства во внешнеэкономической сфере. В течение 2009-2017 гг. США активно вели переговоры, начало которых относится еще к периоду президентства Дж. Буша мл. (2008), и в феврале 2016 г. представители 12 стран - Австралии, Брунея, Вьетнама, Канады, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, Сингапура, США, Чили, Японии подписали соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (Trans-Pacific Partnership, TPP).
Это соглашение должно было быть ратифицировано в конгрессе, где, по оценкам, оно вряд ли было бы одобрено. От того, какую позицию займут США и другие ведущие мировые державы в вопросах интенсивно развивающихся интеграционных процессов, в значительной степени будут зависеть и конфигурация, и роль интеграционных блоков в международных экономических отношениях [6]. Подписание Д. Трампом указа о выходе США из Транстихоокеанского партнерства фактически изменило внешнеэкономический курс страны.
Защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции может обернуться аналогичными мерами со стороны торговых партнеров, поставить под удар рабочие места, существующие за счет экспорта.
В экспертном сообществе уже вспомнили Закон Смута - Хоули о тарифе (The Smoot - Hawley Tariff Act), который был принят в США в 1930 г. Резкое повышение тарифных ставок на значительную часть импортируемых товаров вызвало в тот период падение торгового оборота и негативно сказалось на экономическом развитии. При этом некоторые страны приняли ответные меры еще до вступления закона в силу.
На современном этапе торговых отношений вряд ли возможен возврат к столь жестким и всеохватывающим мерам. В торговых позициях стран происходят постоянные сдвиги: одни страны улучшают их, у других стран они ухудшаются под влиянием различных причин, у третьих - остаются неизменными и т. д. [13].
1 Jobs Supported by Export Destination 2015. - 2016. - November 8.
Отказ Д. Трампа от участия США в Транстихоокеанском партнерстве и намерение кардинально пересмотреть соглашение о зоне свободной торговли в Северной Америке (НАФТА), а также отказ от другого мегасоглашения - Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) и иных подобных шагов ставит задачи оценки возможных последствий этого решения [14]. Стоит иметь в виду, что за период 2009-2015 гг. число рабочих мест в производстве товаров, экспортируемых США в страны, подписавшие соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, увеличилось почти на полмиллиона. Отказ от участия в ТТП - первый шаг на пути пересмотра торговой политики новой американской администрацией, влияние которого может иметь совсем неоднозначные последствия для всех участников.
Список литературы
1. Аксенов П. А., Лебедева Л. Ф. Торгово-экономические противоречия США и Китая в рамках ВТО / / Россия и Америка в XXI веке. -2012. - № 1. - С. 11-12.
2. Антипин С. А., Лебедева Л. Ф, Чжан Дюнь Юн. Прямые иностранные инвестиции в обрабатывающей промышленности США // Международная торговля и торговая политика. - 2015. - № 3 (3). -С. 52-65.
3. Воронина Т. В. Международная экономическая интеграция: теория, противоречия, тенденции развития в мире и на Европейско-Евразийском пространстве : монография. - М. : Вузовская книга, 2013.
4. Давыдов А. Ю. Соединенные Штаты в глобальной экономике / / Россия и Америка в XXI веке. - 2015. - № 2.
5. Емельянов С. В., Лебедева Л. Ф. Политика администрации Оба-мы в сфере НИОКР // США и Канада: ЭПК. - 2013. - № 10 (526). -С. 085-092.
6. Емельянов С. В., Чудинова К. О. Роль США и Японии в Транстихоокеанском партнерстве / / Международная торговля и торговая политика. - 2016. - № 1 (5). - С. 46-54.
7. Кизим А. А., Козырь Н. С., Пятков В. С. Интернационализация бизнеса: транснациональные корпорации, эволюция подходов // Наука и экономика. - 2011. - № 1-5. - С. 8-13.
8. Лебедева Л. Ф. Позиции США в международной торговле на новом этапе глобальной конкуренции / / Международная торговля и торговая политика. - 2015. - № 1 (1). - С. 6-18.
9. Лебедева Л. Ф., Мигалева Т. Е., Подбиралина Г. В. Евразийский экономический союз: новый этап экономического взаимодействия // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 3 (81). - С. 117-127.
10. Международная торговая политика / под ред. чл.-корр. РАН Р. И. Хасбулатова. - М. : Юрайт, 2016.
11. Международная торговля: вчера, сегодня, завтра : коллективная монография / отв. ред. А. В. Шишкин. - М. : Издательство РУСАЙНС, 2017.
12. Петровская Н. Е. Безработица - ключевая проблема президентства Обамы / / США и Канада: экономика, политика, культура. - 2014. -№ 2. - С. 57-66.
13. Позиции России на новом этапе международной интеграции : коллективная монография / отв. ред. Р. И. Хасбулатов. - М. : Ваш формат, 2015.
14. Портанский А. П. Устоит ли глобальная экономика перед Трампом? 15.11.2016. - URL: http://www.imemo.ru/ (дата обращения: 20.12.2016).
15. Смирнов Н. А., Смирнова А. А., Суслов С. А. Управление трудовыми ресурсами предприятий автомобильной отрасли. - Княгинино, 2016.
16. Чудинова К. О. Значение торгово-экономических отношений США и Японии для развития экономической интеграции в АТР в начале XXI века / / Россия и Америка в XXI веке. - 2014. - № 3.
17. Ядгаров Я. С. История экономических учений. - 4-е изд. - М. : Инфра-М, 2006.
18. Baldwin R. E. The Effects of Trade and Foreign Direct Investment on Employment and Relative Wages. OECD Economic Studies. OECD. -1994. - N 23.
19. Hufbauer G. C, Moran T. Does Foreign Trade and Investment Reduce Average US Wages and Increase Inequality? Part 1, 2015. November 10. - URL: https://piie.com/blogs/trade-investment-policy-watch/does-foreign-trade-and-investment-reduce-average-us-wages-and-0 (дата обращения: 15.01.2017).
20. Jobs Supported by Exports 2014: Product and Industry Department of Commerce. - Wash., 2016. - July
21. US Exports Hit New Annual Record. US Department of Commerce. - URL: https://www.commerce.gov/news/press-releases/ 2015/02/us-exports-hit-new-annual-record-reaching-235-trillion-2014 (дата обращения: 12.11.2016).
References
1. Aksenov P. A., Lebedeva L. F. Torgovo-ekonomicheskie protivorechiya SShA i Kitaya v ramkakh VTO [Trade and Economic Contradictions of the US and China in the WTO] Rossiya i Amerika v XXI veke [Russia and America in the XXI century], 2012, No. 1, pp. 11-12. (In Russ.).
2. Antipin S. A., Lebedeva L. F., Chzhan Dyun' Yun. Pryamye inostrannye investitsii v obrabatyvayushchey promyshlennosti SShA [Direct Foreign Investments in Manufacturing Industry of the USA]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International Trade and Trade Policy], 2015, No. 3 (3), pp. 52-65. (in Russ.).
3. Voronina T. V. Mezhdunarodnaya ekonomicheskaya integratsiya: teoriya, protivorechiya, tendentsii razvitiya v mire i na Evropeysko-Evraziyskom prostranstve : monografiya. [International Economic Integration Theory, Contradictions and Trends in the World and in the European-Eurasian Region]. Moscow, Vuzovskaya kniga, 2013. (In Russ.).
4. Davydov A. Yu. Soedinennye Shtaty v global'noy ekonomike [USA in the Global Economy]. Rossiya i Amerika v XXI veke [Russia and America in the XXI century], 2015, No. 2. (In Russ.).
5. Emel'yanov S. V., Lebedeva L. F. Politika administratsii Obamy v sfere NIOKR [Policy of Obma's Administration in R&D]. SShA i Kanada: EPK, 2013, No. 10 (526), p. 085-092. (In Russ.).
6. Emel'yanov S. V., Chudinova K. O. Rol' SShA i Yaponii v Transtikhookeanskom partnerstve [The Role of US and Japan in Trans Pacific Partnership]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International Trade and Trade Policy], 2016, No. 1 (5), pp. 46-54. (In Russ.).
7. Kizim A. A., Kozyr' N. S., Pyatkov V. S. Internatsionalizatsiya biznesa: transnatsional'nye korporatsii, evolyutsiya podkhodov [Business International: Transnational Corporations, Evolution of Approaches]. Nauka i ekonomika [Science and Economy], 2011. No. 1-5, pp. 8-13. (In Russ.).
8. Lebedeva L. F. Pozitsii SShA v mezhdunarodnoy torgovle na novom etape global'noy konkurentsii [The Positions of Russia and the US in a Polycentric World: the Socio-Economic Dimension]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International Trade and Trade Policy], 2012, No. 11, pp. 003-013. (In Russ.).
9. Lebedeva L. F., Migaleva T. E., Podbiralina G. V. Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz: novyy etap ekonomicheskogo vzaimodeystviya [Eurasian Economic Union: a New Stage of Economic Cooperation]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2015, No. 3 (81), pp. 117-127. (In Russ.).
10. Mezhdunarodnaya torgovaya politika [International Trade Policy], editor by chl.-korr. RAN R. I. Khasbulatov. Moscow, Yurayt, 2016. (In Russ.).
11. Mezhdunarodnaya torgovlya: vchera, segodnya, zavtra : kollektivnaya monografiya [International Trade: Yesterday, Today, Tomorrow], otv. red. A. V. Shishkin. Moscow, Izdatel'stvo RUSAYNS, 2017. (In Russ.).
12. Petrovskaya N. E. Bezrabotitsa - klyuchevaya problema prezidentstva Obamy [Unemployment - the Key Problem of the Obama'President Period]. SShA i Kanada: ekonomika, politika, kuVtura, 2014, No. 2, pp. 57-66. (In Russ.).
13. Pozitsii Rossii na novom etape mezhdunarodnoy integratsii [Positions of Russia at a New Stage of the International Integration], kollektivnaya monografiya, otv. red. R. I. Khasbulatov. Moscow, Vash format, 2015. (In Russ.).
14. Portanskiy A. P. Ustoit li global'naya ekonomika pered Trampom? [Global Economy before Trump?] 15.11.2016. (In Russ.). Available at: http://www.imemo.ru/ (accessed 20.12.2016).
15. Smirnov N. A., Smirnova A. A., Suslov S. A. Upravlenie trudovymi resursami predpriyatiy avtomobil'noy otrasli [Management of a Manpower of the Enterprises of Automobile Branch]. Knyaginino, 2016. (In Russ.).
16. Chudinova K. O. Znachenie torgovo-ekonomicheskikh otnosheniy SShA i Yaponii dlya razvitiya ekonomicheskoy integratsii v ATR v nachale XXI veka [The Role of Trade Economic Relations between US and Japan in for Economic Integration in ATR at the Beginning of XXI Century]. Rossiya i Amerika v XXI veke [Russia and America in the XXI century], 2014, No. 3, p. 8. (In Russ.).
17. Yadgarov Ya. S. Istoriya ekonomicheskikh ucheniy [History of Economic Theories], 4th ed. Moscow, Infra-M, 2006. (In Russ.).
18. Baldwin R. E. The Effects of Trade and Foreign Direct Investment on Employment and Relative Wages. OECD Economic Studies. OECD, 1994, No. 23.
19. Hufbauer G. C. and Moran T. Does Foreign Trade and Investment Reduce Average US Wages and Increase Inequality? Part 1, 2015. November 10. Available at: https://piie.com/blogs/trade-investment-policy-watch/ does-foreign-trade-and-investment-reduce-average-us-wages-and-0 (accessed 15.01.2017).
20. Jobs Supported by Exports 2014: Product and Industry Department of Commerce. Washington, 2016, July
21. US Exports Hit New Annual Record. US Department of Commerce. Available at: https://www.commerce.gov/news/press-releases/ 2015/02/us-exports-hit-new-annual-record-reaching-235-trillion-2014 (accessed 12.11.2016).