Научная статья на тему 'Эксплуатация объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в туризме'

Эксплуатация объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в туризме Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2043
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ ИМИДЖ / ИНФРАСТРУКТУРА / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ЭКСКУРСИОННЫЕ ГРУППЫ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ТУРИСТ / ОБЪЕКТ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО / EXCURSION GROUPS / FOREIGN TOURISTS / INFRASTRUCTURE / TOURIST IMAGE / TOURIST INDUSTRY / WORLD HERITAGE OBJECTS OF UNESCO

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Замятина Наталья Александровна, Збарская Анна Владимировна

В статье поднимаются вопросы, связанные с понятием и формированием туристского имиджа региона на фоне актуальных проблем эксплуатации объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в туризме. Особое внимание уделяется необходимости стратегического планирования в туризме и возрастающей в связи с этим ответственностью за эксплуатацию памятников наследия. Вместе с тем подчеркивается необходимость полной доступности туристических направлений и объектов культурного наследия. Авторы подчеркивают, что без комплексного подхода к решению проблем доступности объектов всемирного наследия ЮНЕСКО туристический имидж Москвы будет претерпевать урон, что приведет к неизбежному негативному эффекту уже в неотдаленном будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers issues of the tourist region image compared to the exploita-tion of the World Heritage objects of UNESCO in tourism. Particular attention is paid to the need for strategic planning in tourism and the increasing responsibility in this regard for the exploitation of heritage monuments. At the same time, the need for full accessibility of tourist destinations and cultural heritage sites is emphasized. The authors emphasize that without a comprehensive approach to solving the problems of accessibility of UNESCO World Heritage sites, the tourist image of Moscow will be damaged, having an inevitable negative effect already in the long-term future.

Текст научной работы на тему «Эксплуатация объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в туризме»

DOI 10.26425/1816-4277-2018-1-79-82

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО В ТУРИЗМЕ

Аннотация. В статье поднимаются вопросы, связанные с понятием и формированием туристского имиджа региона на фоне актуальных проблем эксплуатации объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в туризме. Особое внимание уделяется необходимости стратегического планирования в туризме и возрастающей в связи с этим ответственностью за эксплуатацию памятников наследия. Вместе с тем подчеркивается необходимость полной доступности туристических направлений и объектов культурного наследия. Авторы подчеркивают, что без комплексного подхода к решению проблем доступности объектов всемирного наследия ЮНЕСКО туристический имидж Москвы будет претерпевать урон, что приведет к неизбежному негативному эффекту уже в неотдаленном будущем.

Ключевые слова: туристский имидж, инфраструктура, индустрия туризма, экскурсионные группы, зарубежный турист, объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

EXPLOITATION OF UNESCO WORLD HERITAGE OBJECTS IN TOURISM

Annotation. The article covers issues of the tourist region image compared to the exploitation of the World Heritage objects of UNESCO in tourism. Particular attention is paid to the need for strategic planning in tourism and the increasing responsibility in this regardfor the exploitation of heritage monuments. At the same time, the need for full accessibility of tourist destinations and cultural heritage sites is emphasized. The authors emphasize that without a comprehensive approach to solving the problems of accessibility of UNESCO World Heritage sites, the tourist image of Moscow will be damaged, having an inevitable negative effect already in the long-term future.

Keywords: excursion groups, foreign tourists, infrastructure, tourist image, tourist industry, World Heritage objects of UNESCO.

Вопрос укрепления туристического имиджа особенно актуален для тех стран, где присутствуют достопримечательности, включенные ЮНЕСКО в реестр объектов всемирного наследия. В настоящее время насчитывается около 1 000 таких объектов в более чем 150 странах, при этом наибольшее количество объектов - в Китае (43) [5]. Экономика этих стран в значительной степени рассчитывает на доходность от туристического сектора. Включение объекта в реестр, с одной стороны, повышает статус туристического направления, с другой стороны - налагает определенную ответственность.

Требования ЮНЕСКО к выявленным объектам всемирного наследия - консервация, сохранность и реставрация:

- не нарушать археологического облика объекта с момента включения в реестр;

- не допускать разрушения объекта;

- разрешить организации ЮНЕСКО контроль проведения работ по реставрации и переустройству памятника;

- обеспечить доступ к объекту для его внешнего осмотра [5].

Однако в основе интереса стран к включению памятников в реестр лежит возможность заработать на туристическом интересе. Престижность туристических направлений c возможностью увидеть объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО позволяет проводить стратегическое планирование туристической деятельности (Strategic Tourism Development) с учетом следующих факторов:

- посещаемость объектов ЮНЕСКО остается стабильной в течение всего года, сезонный спад отсутствует;

- упоминание достопримечательностей ЮНЕСКО на сайте компании способствует оптимизации поиска web-контента;

- имеется возможность использования визуального сопровождения контента, выполненного профессиональными фотографами ЮНЕСКО и ее партнеров;

© Замятина Н.А., Збарская А.В., 2018

УДК 338.483(470-25) JEL L83

Замятина Н.А. Збарская А.В.

Zamyatina Natalya Zbarskaya Anna

- возможна организация партнерства заинтересованных компаний на основе объектов ЮНЕСКО;

- включение памятников в реестр ЮНЕСКО влечет за собой рост инвестиций [8].

В маркетинговой «раскрутке» памятников из реестра участвуют ведущие средства массовой информации. National Geographic в проекте «The 10 best of everything» ежегодно выделяет топ-10 объектов ЮНЕСКО [10]. Также информация размещается на туристическом портале Trip Adviser [6].

Таким образом, регистрация памятника в реестре всемирного наследия ЮНЕСКО неизбежно влечет за собой необходимость оптимизации туристического бизнеса и эксплуатации открывающихся преимуществ, при этом возрастает и ответственность.

В связи с конфликтом интересов ЮНЕСКО и туристического сектора возникают и проблемы бытования памятников: например, повышенный интерес со стороны быстро растущего рынка внутреннего туризма и необходимость охраны памятников от вандализма (Китай). Риски вандализма и разрушения памятников по сравнению с периодом, когда о памятнике знали только «профессионалы» и «любители», возрастают многократно. Возросшим потоком туристов к памятникам ЮНЕСКО можно управлять для увеличения экономической эффективности. Однако, как показывает опыт, некоторые меры не дают должного эффекта (например, увеличение стоимости прохода на объект). В этом случае может быть принято решение об ограничении доступа к объекту. При этом речь не идет об отказе от статуса «объект всемирного наследия ЮНЕСКО» [7]. В этой связи стратегическое планирование в туризме (strategic planning in tourism) дополняется необходимостью ответственного планирования туристического пространства (responsible planning of tourist space). Основной двигательной силой такого подхода в Евросоюзе, например, являются резолюции Всемирной туристической организации относительно правильного управления и рационального планирования как двух ключевых факторов, не наносящих вреда развитию указанных объектов. В этих процессах участвуют все заинтересованные лица - от коммерческих организаций до государственных институтов. Задачей интегрированного планирования (integrated tourism planning) является оценка всех экономических, социальных и экологических затрат и доходности для выработки соответствующего курса развития, только при таком подходе учитываются и интересы разных категорий туристов, и пожелания и нужды местных сообществ, и потребности объектов, обладающих особым охранным статусом [9]. При этом под будущим туризма понимается «мобильный туризм» (mobile tourism), обеспечивающий полную доступность туристических направлений и объектов культурного наследия.

В связи с вышесказанным обращает на себя внимание позиционирование одного из объектов ЮНЕСКО в Москве, а именно Красной площади. Наряду с Московским Кремлем она входит в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО с 1990 г. Особенность этого объекта в том, что площадь является частью общегородского пространства и при этом обладает особым статусом места проведения массовых мероприятий федерального значения.

В качестве объекта, представляющего самостоятельный интерес для посещения туристами, может выступать историческое место или часть городской среды. Перечислим десять самых популярных объектов и заметим, сколько из них находится в городском пространстве.

1. Город Венеция и Венецианская лагуна, Италия.

2. Археологический парк Ангкор, Камбоджа.

3. Город-государство Ватикан.

4. Дворцово-парковый комплекс Шенбрунн, Австрия.

5. Остров Лорд Хоуи, Австралия.

6. Исторический центр города Чески-Крумлов, Чехия.

7. Дворцово-парковый комплекс Дроттнингхольм, Швеция.

8. Храмовый комплекс Абу-Симбел, Египет.

9. Дворец и парк Фонтенбло, Франция.

10. Старый город Иерусалима, Израиль [5; 10].

Туристы были бы неприятно удивлены и возмущены в случае запрета или ограничения доступа на площадь Сан-Марко в Венеции или в историческую часть Чески-Крумлова или Иерусалима - именно в связи с тем, что они заявлены как объекты всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако в Москве доступность одного из главных объектов показа во время городской обзорной экскурсии и самостоятельного осмотра городских достопримечательностей -Красная площадь - непредсказуема, и планировать ее посещение заранее часто не представляется возможным. Доступ на площадь может быть ограничен или перекрыт вовсе, иногда ее невозможно увидеть даже из-за огражде-

ния в связи с проведением мероприятий как федерального, так и местного значения. В результате такого подхода большую часть туристического сезона площадь оказывается недоступна для массовых туристических групп, время пребывания которых в городе ограничено расписанием. Москва давно является туристическим направлением «город выходного дня», многие прибывают сюда с коротким визитом в надежде увидеть как раз объекты Всемирного культурного наследия - Московский Кремль и Красную площадь. Разочарование порождает недовольство и жалобы, которые переадресуются туроператорам. В качестве примера можно привести решение руководства Департамента культуры Москвы о закрытии свободного входа на Красную площадь в новогоднюю ночь. Связано это с тем, что на ее территории Первый канал российского телевидения проводил съемки телепрограммы «Голубой огонек». При этом данное коммерческое мероприятие не имеет отношения к городским массовым мероприятиям, и на официальном сайте Мэра Москвы предупреждающая информация о закрытии Красной площади 31 декабря отсутствовала [2; 4].

По итогам туристического сезона 2016-2017 гг. Ассоциацией гидов-переводчиков, экскурсоводов и туристических менеджеров при Комитете по туризму Правительства Москвы вновь был поднят вопрос об особом статусе Красной площади и ее доступности для посещения. В 2015 г. проведение массовых мероприятий на Красной площади уже регламентировалось Распоряжением Президента Российской Фелерации от 11.12.2013 г. после рассмотрения жалобы о недоступности площади для посещения примерно 350 дней в году из 365. Тогда в список разрешенных были включены 6 мероприятий и одно временное сооружение:

- парад Победы 9 мая;

- День славянской письменности и культуры 25 мая;

- День России 12 июня;

- присяга военных вузов, июнь;

- исторический парад 7 ноября;

- Фестиваль военных оркестров «Спасская башня», первая неделя сентября;

- каток 25 ноября - 28 февраля [1].

В отсутствии должного контроля за исполнением этого указа ситуация изменилась особенно заметно летом 2017 г. и опять нуждается во вмешательстве государственных надзорных органов. Туристы негодуют: «Третий раз приезжаем в Москву с внуками, хотела показать им Красную площадь, и каждый раз она перекрыта...», «Мы прилетели так издалека! Всю жизнь мечтали увидеть Красную площадь! Мы очень разочарованы, она вся загромождена какой-то стройкой. Мы вряд ли сможем приехать еще раз, очень жаль.». В ответ на многочисленные жалобы туристов в адрес туристических компаний, по инициативе гида-переводчика Ланы Максимовой и инициативной группы Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров (далее - АГПЭИТМ), аккредитованных Комитетом по туризму Правительства Москвы, была составлена петиция. Ее подписали как члены ассоциации, так и рядовые туристы, которые являются конечными потребителями туристического продукта. Почетный президент АГПЭИТМ Йожеф Шнайдген передал более 700 подписей в Ростуризм, чтобы проинформировать главное туристское ведомство страны о проблеме, и, наконец, 6 декабря 2017 г. 96 листов петиции с 836 подписями были зарегистрированы в Администрации Президента РФ за номером УЧ-1188007 от 06.12.2017 г. Копия петиции была также направлена в Министерство культуры РФ и Комиссию РФ по делам ЮНЕСКО.

Текст петиции:

«Уважаемый господин Президент Российской Федерации!

Мы, нижеподписавшиеся, обращаемся к Вам с просьбой упорядочить проведение на Красной площади любых мероприятий, искажающих ее исторический облик и ограничивающих доступ граждан, за исключением Парада Победы и его генеральной репетиции. Красная площадь - особое место Москвы, памятник исключительного культурного и исторического значения, Архитектурный ансамбль Кремля и Красной площади - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это историческое место празднования Парада Победы 1945 г. Увидеть Красную площадь едут миллионы как российских, так и иностранных туристов. Любое временное сооружение, расположенное здесь, -будь то каток, ралли, боксерский поединок или музыкальный фестиваль - имеет несравнимо меньшее значение, чем собственно пространство площади. Использовать его в качестве сценической или выставочной площадки означает совершенно не понимать ее смысла, ее исключительной роли в истории и культуре нашей страны.

Согласно международным соглашениям в области культуры и в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому человеку гарантировано право доступа к культурному наследию человечества. Однако ме-

роприятия, проводимые на Красной площади, неизбежно предполагают монтаж и демонтаж громоздкого оборудования и металлоконструкций, установку заграждений, затрудняют проход пешеходов. Все эти сооружения выглядят неуместно, создают неудобства и ограничивают возможности для визуального восприятия архитектурного ансамбля - в целом, уродуют исторический облик Красной площади.

Считаем необходимым обеспечить постоянную доступность Красной площади для москвичей и гостей столицы, сохранить неприкосновенным исторический облик самой важной площади Москвы.

Просим разрешить проводить только мероприятия, не требующие установки высоких громоздких конструкций, искажающих вид Красной площади, закрывающих обзор и ограничивающих доступ пешеходов» [3].

Очевидно, что без комплексного подхода к решению проблем доступности объектов всемирного наследия ЮНЕСКО туристический имидж Москвы будет претерпевать урон, эффект от которого по нарастающей может сказаться уже в неотдаленном будущем.

Библиографический список

1. Распоряжение Президента РФ от 11.12.2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kremlin.ru/acts (дата обращения: 20.11.2017).

2. Официальный сайт Мэра Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mos.ru/news/ (дата обращения: 28.11.2017).

3. Петиция «Ограничьте проведение массовых мероприятий на Красной площади» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.change.ru (дата обращения: 20.11.2017).

4. Проект «Московский день» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mosday.ru/news/item.php?1284270 (дата обращения: 28.11.2017).

5. Сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://whc.unesco.org (дата обращения: 20.11.2017).

6. Сайт Trip Adviser [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tripadviser.com (дата обращения: 20.11.2017).

7. China's world heritage sites threatened by tourism [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.huffpost.com/us/ entry/17775030 (дата обращения: 20.11.2017).

8. Five ways Croatian tour operators can use UNESCO heritage sites to market build their business [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.trekksoft.com/en/blog (дата обращения: 20.11.2017).

9. Holistic technical solutions to enhance accessible tourism in the UNESCO heritage sites [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.igi-global.com (дата обращения: 20.11.2017).

10. The 10 best of everything [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nationalgeographic.com/lists (дата обращения: 20.11.2017).

References

1. Rasporyazhenie Prezidenta RF ot 11.12.2013 g. [Presidential decree of 11.12.2013]. Available at: www.kremlin.ru/acts (Accessed: 20 November 2017).

2. Oficial'nyj sajt Mehra Moskvy [Mayor of Moscow's official web site]. Available at: https://www.mos.ru/news/ (Accessed: 28 November 2017).

3. Peticiya «Ogranich'te provedenie massovyh meropriyatij na Krasnoj ploshchadi» [Petition «Restrict mass events in Red square»]. Available at: www.change.ru (Accessed: 20 November 2017).

4. Proekt «Moskovskij den'» [Project «Moscow Day»]. -Available at: http://mosday.ru/news/item.php?1284270 (Accessed: 28 November 2017).

5. UNESCO's web site. Available at: http://whc.unesco.org (Accessed: 20 November 2017).

6. Trip Adviser's web site. Available at: www.tripadviser.com (Accessed: 20 November 2017).

7. China's world heritage sites threatened by tourism. Available at: www.huffpost.com/us/entry/17775030 (Accessed: 20 November 2017).

8. Five ways Croatian tour operators can use UNESCO heritage sites to market build their business. Available at: www.trekksoft. com/en/blog (Accessed: 20 November 2017).

9. Holistic technical solutions to enhance accessible tourism in the UNESCO heritage sites. Available at: www.igi-global.com (Accessed: 20 November 2017).

10. The 10 best of everything. Available at: www.nationalgeographic.com/lists (Accessed: 20 November 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.