Научная статья на тему 'ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ТРАКТОРОВ БЕЛАРУСКОГО И КИТАЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ: БЕЛАРУС 923.3 И ZOOMLION RN904'

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ТРАКТОРОВ БЕЛАРУСКОГО И КИТАЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ: БЕЛАРУС 923.3 И ZOOMLION RN904 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКИЕ ТРАКТОРЫ / БЕЛОРУССКИЕ ТРАКТОРЫ / ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА / БАЛЛАСТИРОВАНИЕ / ТЯГОВЫЕ УСИЛИЯ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Иовлев Г.А., Голдина И.И.

В статье рассмотрен вопрос влияния балластных грузов на эксплуатационные свойства тракторов (установки балластных грузов на переднюю ось, на задние колёса) на эксплуатационные свойства тракторов (производительность МТА, удельный расход топлива). Исследования проведены на кафедре «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в АПК» ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ, г. Екатеринбург. Для сравнения были взяты следующие пары тракторов: Беларус 923.3 и Zoomlion RN904. Используя формулу для расчёта тягового усилия, рассчитаны номинальные тяговые усилия при различных вариантах догрузки балластными грузами, данные расчётов представлены в таблице. Используя диапазон рабочих передач рассчитаны тяговые усилия на различных передачах с учётом варианта балластирования, данные расчётов представлены в таблице. Для оценки влияния балластирования на производительность машинно-тракторного агрегата (МТА), на расход топлива произведены расчёты по формированию МТА для выполнения технологической операции культивация. Результаты расчётов влияния балластирования на производительность машинно-тракторного агрегата (МТА), на расход топлива представлены в таблице. По результатам исследований сделаны выводы и рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL PARAMETERS OF BELARUSIAN AND CHINESE TRACTORS BY EXAMPLE: BELARUS 923.3 AND ZOOMLION RN904

The article considers the issue of the influence of ballast loads on the operational properties of tractors (installation of ballast loads on the front axle, on the rear wheels) on the operational properties of tractors (MTA performance, specific fuel consumption). The research was carried out at the Department of "Service of transport and technological machines and equipment in the Agro-industrial Complex" Ural State Agrarian University, Yekaterinburg. For comparison, the following pairs of tractors wолоere taken: Belarus 923.3 and Zoomlion RN904. Using the formula for calculating the traction force, the nominal traction forces are calculated for various variants of loading with ballast loads, the calculation data are presented in the table. Using the range of operating gears, the traction forces on various gears are calculated taking into account the ballasting option, the calculation data are presented in the table. To assess the impact of ballasting on the performance of the machine-tractor unit (MTA), calculations were made on the fuel consumption for the formation of MTA to perform the technological operation cultivation. The results of calculations of the effect of ballasting on the performance of the machine-tractor unit (MTA), on fuel consumption are presented in the table. Based on the results of the research, conclusions and recommendations were made.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ТРАКТОРОВ БЕЛАРУСКОГО И КИТАЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ: БЕЛАРУС 923.3 И ZOOMLION RN904»

Процессы и машины агроинженерных систем УДК 62.115:631.517:631.3.004.67.

Код ВАК 05.20.01 (новый код - 4.3.1)

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ТРАКТОРОВ БЕЛАРУСКОГО И КИТАЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ: БЕЛАРУС 923.3 И ZOOMLION RN904

Г.А. Иовлев1, И.И. Голдина1 1ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, Россия, Екатеринбург *E-mail: gri-iovlev@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос влияния балластных грузов на эксплуатационные свойства тракторов (установки балластных грузов на переднюю ось, на задние колёса) на эксплуатационные свойства тракторов (производительность МТА, удельный расход топлива). Исследования проведены на кафедре «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в АПК» ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ, г. Екатеринбург. Для сравнения были взяты следующие пары тракторов: Беларус 923.3 и Zoomlion RN904. Используя формулу для расчёта тягового усилия, рассчитаны номинальные тяговые усилия при различных вариантах догрузки балластными грузами, данные расчётов представлены в таблице. Используя диапазон рабочих передач рассчитаны тяговые усилия на различных передачах с учётом варианта балластирования, данные расчётов представлены в таблице. Для оценки влияния балластирования на производительность машинно-тракторного агрегата (МТА), на расход топлива произведены расчёты по формированию МТА для выполнения технологической операции культивация. Результаты расчётов влияния балластирования на производительность машинно-тракторного агрегата (МТА), на расход топлива представлены в таблице. По результатам исследований сделаны выводы и рекомендации.

Ключевые слова: китайские тракторы, белорусские тракторы, эксплуатационные свойства, балластирование, тяговые усилия, производительность машинно-тракторного агрегата.

OPERATIONAL PARAMETERS OF BELARUSIAN AND CHINESE TRACTORS BY EXAMPLE: BELARUS 923.3 AND ZOOMLION RN904 G.A. Iovlev1, I.I. Goldina1 1Ural State Agrarian University, Yekaterinburg, Russia *E-mail: gri-iovlev@yandex.ru

Abstract. The article considers the issue of the influence of ballast loads on the operational properties of tractors (installation of ballast loads on the front axle, on the rear wheels) on the operational properties of tractors (MTA performance, specific fuel consumption). The research was carried out at the Department of "Service of transport and technological machines and equipment in the Agro-industrial Complex" Ural State Agrarian University, Yekaterinburg. For comparison, the following pairs of tractors wолоere taken: Belarus 923.3 and

Zoomlion RN904. Using the formula for calculating the traction force, the nominal traction forces are calculated for various variants of loading with ballast loads, the calculation data are presented in the table. Using the range of operating gears, the traction forces on various gears are calculated taking into account the ballasting option, the calculation data are presented in the table. To assess the impact of ballasting on the performance of the machine-tractor unit (MTA), calculations were made on the fuel consumption for the formation of MTA to perform the technological operation cultivation. The results of calculations of the effect of ballasting on the performance of the machine-tractor unit (MTA), on fuel consumption are presented in the table. Based on the results of the research, conclusions and recommendations were made.

Keywords: Chinese tractors, Belarusian tractors, operational properties, ballasting, traction forces, productivity of the machine-tractor unit.

Постановка проблемы (Introduction)

Сельскохозяйственная техника китайского производства давно вышла на мировой рынок и становится все более популярной, т.к. повышаются и качество производства, и ее эксплуатационные показатели.

Из противоречивых данных представленных в средствах массовой информации (СМИ), можно сделать вывод о том, что доля китайских тракторов в российском импорте составляет от 12,1% в 2015 году до 21,9% в 2021 году, но в разные годы доля импорта китайских тракторов доходила до 48 -65%. Основную долю в импорте составляют тракторы с мощностью двигателя до 18 кВт (24,5 л.с.) - 90,3%, в разные годы этот показатель составлял 55-68%. По данным [1] доля китайских тракторов с мощностью двигателя до 49 л.с. (36 кВт) составляет около 60% российского рынка, доля на рынке тракторов с мощностью двигателя от 50 л.с до 450 л.с. (36,8 - 331 кВт) составляет всего 1,5%. Доля в российском импорте китайских тракторов с мощностью двигателя свыше 50 л.с. (36,8 кВт) в 2021 году составила 6,8% от общего импорта тракторов из Китая.

Фирмами производителями тракторов в Китайской народной республике (Китай) являются: YTO GroupCorporation, Dongfeng, FotonLovol, CHERY, XINGTAI, Zoomlion и др. Объёмы производства сельскохозяйственных тракторов составляют 420-510 тыс. единиц в год [2-4].

Китайские тракторы фирмы Zoomlion были представлены ООО «Центр технического оборудования» на ежегодной выставке-продаже сельскохозяйственной техники «Урал-Агро-2022», проходящей года в АО «Б-Истокское РТПС» Свердловской области. Среди них тракторы различных тяговых классов, с различной мощностью двигателя: ZoomlionRD254R, ZoomlionRK504C, ZoomlionRC804, ZoomlionRN904, ZoomlionRN1104, ZoomlionRS1304, ZoomlionRS1604.

Тракторы китайских фирм близки по эксплуатационной массе, мощности двигателя, размеру шин и др. показателям модельному ряду тракторов Беларус. Отличительная черта в комплектации тракторов и того и другого производства в оснащении балластными грузами, предназначенными для улучшения тяговых свойств.

Методология и методы исследования (Methods)

На кафедре «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в АПК» ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ, г. Екатеринбург была проведена исследовательская работа по выявлению балластирования (установки балластных грузов на переднюю ось, на задние колёса) на эксплуатационные свойства тракторов (производительность МТА, удельный расход топлива) [6,7].

Для сравнения были взяты следующие тракторы: Беларус 923.3 и Zoomlion RN904. Технические характеристики указанных тракторов представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Технические характеристики тракторов Zoomlion и Беларус.

Марка трактора Технические характеристики

Эксплуатационная масса, кг Номинальная мощность двигателя, л.с. Суммарное количество балластных грузов, кг Диапазон скоростей, км/ч

Беларус 923.3 4775 95,1 450 2,7-38,4

Zoomlion RN904 4350 89,7 540 1,58-33,69

Из данных, представленных в табл. 1. Видно, что энергонасыщенность белорусского трактора составляет 1,49 кВт/кН,китайского трактора составляет 1,55 кВт/кН- китайский трактор по данному показателю незначительно, но превосходит белорусский, количество балластных грузов (они влияют на тяговые свойства тракторов) составляют соответственно 9,4% от эксплуатационной массы тракторау белорусских, 12,4%у китайских тракторов. Показатели энергонасыщенности тракторов - это отношение мощности двигателя к эксплуатационной массе трактора, позволяют использовать большее количество балластных грузов.

При исследовании влияния балластирования на эксплуатационные свойства тракторов, т.е. на производительность МТА, удельный расход топлива, были рассмотрены варианты балластирования тракторов имеющимся заводским комплектом балластных грузов, рассчитаны тяговые усилия тракторов в соответствии с вариантом балластирования, рассчитаны производительность машинно-тракторного агрегата, удельный расход топлива. С использованием индексного метода определён оптимальный вариант догрузки трактора балластными грузами.

Расчёты тягового усилия произведём по формуле: Ркр.н = Аmэ, для тракторов с четырьмя ведущими мостами с эксплуатационной массой свыше 2600 кг А = 3,92 X10-3.

Рассмотрим расчёты для трактора Беларус 923.3 [5].

Для балластирования можно использовать передние противовесы -10 грузов по 45 кг на передний брус (2 средних с прицепной серьгой). Предложено 6 вариантов догрузки балластными грузами.

Используя формулу для расчёта тягового усилия, рассчитаем номинальные тяговые усилия при различных вариантах догрузки балластными грузами, данные расчётов представим в табл. 2.

Таблица 2 - Номинальные тяговые усилия трактора Беларус 923.3 при различных вариантах догрузки.

№ варианта Передняя ось Задняя ось Эксплуатационный вес, кг Энергонасыщенность, кВт/кН Номинальное тяговое усилие, кН

Значение % Значение %

1 1791 37,5 2984 62,5 4775 1,5 18,3

2 1881 38,7 2984 61,3 4865 1,47 18,7

3 1971 39,8 2984 60,2 4955 1,44 19,0

4 2061 40,8 2984 59,2 5045 1,41 19,4

5 2151 л 41,9 2984 л 58,1 5135 1,39 19,8

6 2241 * 42,9 2984 * 57,1 5225 1,37 20,1

* Для вариантов догрузки №5 и №6 необходимо использовать навесную СХМ с увеличенной эксплуатационной массой, для снижения нагрузки на переднюю ось.

Используя диапазон рабочих передач рассчитаем тяговые усилия на различных передачах с учётом варианта балластирования, данные расчётов представим в табл. 3.

Таблица 3 - Тяговые усилия трактора Беларус 923.3 на различных передачах при различных вариантах догрузки.

Рабочая скоростть, км/ч Тяговые усилия на различных передачах, кН

4,5 18,3 18,7 19,0 19,4 19,8 20,1

6,05 17,2 17,6 17,9 18,2 18,6 18,9

7,7 16,0 16,4 16,6 17,0 17,3 17,6

10,25 14,2 14,5 14,8 15,1 15,4 15,6

13,1 12,2 12,4 12,7 12,9 13,1 13,4

17,45 9,1 9,3 9,5 9,6 9,8 10,0

9,1 15,0 15,3 15,6 15,9 16,2 16,5

12,1 12,9 13,2 13,4 13,7 13,9 14,2

15,5 10,5 10,7 10,9 11,1 11,3 11,5

Для оценки влияния балластирования на производительность машинно-тракторного агрегата (МТА), на расход топлива произведём расчёты по формированию МТА для выполнения технологической операции культивация.

Исходные данные для расчётов: удельное сопротивление - 1,7 кН/м, коэффициент сопротивления перекатыванию - 0,15, запас тягового усилия 7,5%. При расчётах необходимо выбирать возможно более высокие скорости, в соответствии с агротехническими требованиями.

Тяговое сопротивление агрегата определяется по формуле: Ra= Rм + Rf

где Rм - тяговое сопротивление сельскохозяйственной машины, кН;

Rf- сопротивление перекатыванию сельскохозяйственной машины, кН.

Часовую производительность определим по формуле:

Жч= вВр¥р= е'р ¿утВаУт (1)

где е - коэффициент, учитывающий единицы измерения скорости движения агрегата. е = 0,1.

Вр - рабочая ширина захвата агрегата, м; Вр = '¿рВа, где ¿в - коэффициент использования ширины захватаучитывает отличие рабочей ширины захвата от конструктивной: ¿р= —. При

Ва

поверхностной обработке ¿в = 0,95-0,96.

Ур - рабочая скорость движения агрегата; Ур = ¿уУт, где ¿у - коэффициент использования скорости: ¿у= —. ¿у= 0,77 для тракторов кл. 1,4-2 тс; ¿у= 0,81 для тракторов кл. 3 тс.

Ут

ТР

т - коэффициент использования времени смены: т = —. При хорошей организации труда и

ТСМ

нормальных условиях эксплуатации т = 0,7-0,8.

Расчёт расхода топлива. ,§га =-—-— (2)

где От.р, От.П, 6т.пер, Отхд - средние часовые расходы топлива в течение смены, кг/ч при выполнении основной (чистой) работы, холостых ходов на поворотах, переездах и во время холостой работы двигателя (во время остановок агрегата с работающим двигателем). Средние часовые расходы топлива принимаются по справочным данным или расчётным путём через удельный расход топлива на 1 эф. л.с. и степень загрузки двигателя.

Для культиватора КПС-5 Ra= 5x1,7 + 0,15x12.6 = 8,5+1,89 = 10,39 кн.

1 вариант. Культиватор КПС-5. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию на передаче П2пон (13,1 км/ч) с тяговым усилием 12,2 кН с запасом тягового усилия.

Жч= 0,1x0,955x5x0,77x13,1x0,75 = 3,61 га/ч

14,87X0,75+8,17X0,25 11,15+2,04 , .

,егА=-=-= 3,65 кг/га

6 3,61 3,61

2 вариант. Культиватор КПС-5. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию на передаче 112пон (13,1 км/ч) с тяговым усилием 12,4 кН с запасом тягового усилия.

Жч= 0,1x0,955x5x0,77x13,1x0,75 = 3,61 га/ч

15,15X0,75+8,32X0,25 11,36+2,08 , _„ ,

£Га=-=-= 3,72 кг/га

ГА 3,61 3,61

3 вариант. Культиватор КПС-5. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию на передаче 112пон (13,1 км/ч) с тяговым усилием 12,7 кН с запасом тягового усилия.

Жч= 0,1x0,955x5x0,77x13,1x0,75 = 3,61 га/ч

15,43X0,75+8,48X0,25 11,57+2,12 , .

£ГА=-=-= 3,79 кг/га

ГА 3,61 3,61

4 вариант. Культиватор КПС-5. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию на передаче 112пон (13,1 км/ч) с тяговым усилием 12,9 кН с запасом тягового усилия.

Жч= 0,1x0,955x5x0,77x13,1x0,75 = 3,61 га/ч

15,71X0,75+8,63X0,25 11,78+2,16 , _ , ,

2Га=-=-= 3,86 кг/га

ГА 3,61 3,61

5 вариант. Культиватор КПС-6. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию на передаче 112пон (13,1 км/ч) с тяговым усилием 13,1 кН с запасом тягового усилия.

Жч= 0,1x0,955x 6 x0,77x13,1x0,75 = 4,33 га/ч

15,99X0,75+8,79X0,25 11,99+2,2 „ .

2ГА=-=-= 3,28 кг/га

6 4,33 4,33

6 вариант. Культиватор КПС-6. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию на передаче 112пон (13,1 км/ч) с тяговым усилием 13,4 кН с запасом тягового усилия. Жч= 0,1x0,955x 6 x0,77x13,1x0,75 = 4,33 га/ч

16,27X0,75+8,94X0,25 12,2+2,23 , ,, ,

2Га=-=-= 3,33 кг/га

6 4,33 4,33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты расчётов влияния балластирования на производительность машинно-тракторного агрегата (МТА), на расход топлива представим в таблице 4.

Таблица 4 - Влияние балластирования на производительность МТА, на расход топлива у агрегата в составе с трактором Беларус 923.3.

№ варианта Марка СХМ Часовая производительность, га/ч Удельныйрасходтоплива, кг/га

1 КПС-5 3,61 3,65

2 КПС-5 3,61 3,72

3 КПС-5 3,61 3,79

4 КПС-5 3,61 3,86

5 КПС-6 4,33 3,28

6 КПС-6 4,33 3,33

Используя индексный метод, взяв за базисный 1-й вариант догрузки, определим оптимальный вариант догрузки балластными грузами трактораБеларус 923.3.

1-й вариант - 1 + 1 = 2 балла; 2-й вариант - 1 + 0,98 = 1,98 балла; 3-й вариант - 1 + 0,96 = 1,96 балла; 4-й вариант - 1 + 0,95 = 1,95 балла; 5-й вариант - 1,2 + 1,11 = 2,31 балла; 6-й вариант - 1,2 + 1,1 = 2,3 балла.

Оптимальным вариантом догрузки является 6 вариант.

Для трактораZoomlion RN904.

Для балластирования можно использовать передние противовесы - 220 кг (опция до 440 кг) 11 грузов по 20 кг, колёсные противовесы - до 4-х противовесов на заднее колесо по 40 кг.

Варианты балластирования: 1 вариант - без грузов; 2 вариант - 3 передних груза по 20 кг; 3 вариант - 5 передних грузов по 20 кг; 4 вариант - 7 передних грузов по 20 кг; 5 вариант - 7 передних грузов по 20 кг + 4 противовеса на задние колёса по 40 кг (по два на колесо); 6 вариант - 9 передних грузов по 20 кг + 4 противовеса на задние колёса по 40 кг (по два на колесо); 7 вариант - 11 передних грузов по 20 кг + 4 противовеса на задние колёса по 40 кг (по два на колесо); 8 вариант - 11 передних грузов по 20 кг + 8 противовесов на задние колёса по 40 кг (по четыре на колесо).

Используя формулу для расчёта тягового усилия, рассчитаем номинальные тяговые усилия при различных вариантах догрузки балластными грузами, данные расчётов представим в табл. 5.

Таблица 5 - Номинальные тяговые усилия трактора Zoomlion RN904 при различных вариантах догрузки.

№ варианта Передняя ось Задняя ось Эксплуатационный вес, кг Энергонасыщенность, кВт/кН Номинальное тяговое усилие, кН

Значение % Значение %

1 1631 37,5 2719 62,5 4350 1,55 16,7

2 1691 38,3 2719 61,7 4410 1,53 16,9

3 1731 38,9 2719 61,1 4450 1,51 17,1

4 1771 39,4 2719 60,6 4490 1,5 17,3

5 1771 38,1 2879 61,9 4650 1,45 17,9

6 1811 38,6 2879 61,4 4690 1,43 18,0

7 1851 39,1 2879 60,9 4730 1,42 18,2

8 1851 37,8 3039 62,2 4890 1,38 18,8

Используя диапазон рабочих передач рассчитаем тяговые усилия на различных передачах с учётом варианта балластирования, данные расчётов представим в табл. 6.

Таблица 6 - Тяговые усилия трактора Zoomlion RN904 на различных передачах при различных вариантах догрузки.

Рабочая скоростть, км/ч Тяговые усилия на различных передачах, кН

5,31 15,7 15,9 16,1 16,3 16,8 16,9 17,1 17,7

2,34 16,7 16,9 17,1 17,3 17,9 18,0 18,2 18,8

3,12 16,7 16,9 17,1 17,3 17,9 18,0 18,2 18,8

4,04 16,7 16,9 17,1 17,3 17,9 18,0 18,2 18,8

7,86 13,8 13,9 14,1 14,3 14,7 14,8 15,0 15,5

6,78 14,6 14,8 14,9 15,1 15,6 15,7 15,9 16,4

9,02 12,9 13,0 13,2 13,3 13,8 13,9 14,0 14,2

11,7 10,8 10,9 11,1 11,2 11,6 11,7 11,8 12,1

22,76 2,3 2,34 2,36 2,4 2,42 2,52 2,52 2,51

10,03 11,9 12,2 12,4 12,5 12,9 13,0 13,2 13,6

13,35 9,54 9,66 9,77 9,89 10,2 10,3 10,4 10,7

Для культиватора КПС-4 Ra= 4x1,7 + 0,15x7,96 = 6,8 + 1,19 = 7,99 кН

1 вариант. Культиватор КПС-4. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию на передаче ГУ2 (13,35 км/ч) с тяговым усилием 9,54 кН с запасом тягового усилия.

Жч= 0,1x0,955x4x0,77x13,35x0,75 = 2,94 га/ч

9,2X0,75+5X0,25 6,9+1,25 _ __ .

2Га=-=-= 2,77 кг/га

6 2,94 2,94

2 вариант. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию на передаче ГУ2 (13,35 км/ч) с тяговым усилием 9,66 кН

Жч= 0,1x0,955x4x0,77x13,35x0,75 = 2,94 га/ч

9,33X0,75+5,07X0,25 7+1,27 _ п. ,

5Га=-=-= 2,81 кг/га

6 2,94 2,94

Для культиватора КПС-6 Ra= 6x1,7 + 0,15x13.6 = 10,2+2,04 = 12,24 кн.

3 вариант. Культиватор КПС-6. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию на передаче Ш2 (9,02 км/ч) с тяговым усилием 13,2 кН с запасом тягового усилия.

Жч= 0,1x0,955x6x0,77x9,02x0,75 = 2,98 га/ч

9,41X0,75+5,11X0,25 7,06+1,28 _ .

2Га=-=-= 2,8 кг/га

Л 2,98 2,98 '

4 вариант. Культиватор КПС-6. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию на передаче Ш2 (9,02 км/ч) с тяговым усилием 13,3 кН с запасом тягового усилия.

Жч= 0,1x0,955x6x0,77x9,02x0,75 = 2,98 га/ч

9,5X0,75+5,16X0,25 7,12 + 1,29 _ .

?га= --:-1-— = --— = 2,82 кг/га

л 2,98 2,98 '

5 вариант. Культиватор КПС-6. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию на передаче Ш2 (9,02 км/ч) с тяговым усилием 13,8 кН с запасом тягового усилия.

Жч= 0,1x0,955x6x0,77x9,02x0,75 = 2,98 га/ч

9,83X0,75+5,34X0,25 7,37+1,33 _ ,

£ГА=-=-= 2,92 кг/га

ГА 2,98 2,98

6 вариант. Культиватор КПС-6. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию на передаче Ш2 (9,02 км/ч) с тяговым усилием 13,9 кН с запасом тягового усилия.

Жч= 0,1x0,955x6x0,77x9,02x0,75 = 2,98 га/ч

9,92X0,75+5,39X0,25 7,44+1,35 _ ... .

£ГА=-=-= 2,95 кг/га

ГА 2,98 2,98

7 вариант. Культиватор КПС-6. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию на передаче IV1 (10,3 км/ч) с тяговым усилием 13,2 кН с запасом тягового усилия.

Жч= 0,1x0,955x6x0,77x10,3x0,75 = 3,41 га/ч

10X0,75+5,44X0,25 7,5 + 1,36 _ , ,

2ГА=-=-= 2,6 кг/га

6 3,41 3,41

8 вариант. Культиватор КПС-6. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию на передаче IV1 (10,3 км/ч) с тяговым усилием 13,6 кН с запасом тягового усилия.

Жч= 0,1x0,955x6x0,77x10,3x0,75 = 3,41 га/ч

10,3X0,75+5,62X0,25 7,72+1,4 _ .

2ГА=-=-= 2,67 кг/га

6 3,41 3,41

Результаты расчётов влияния балластирования на производительность машинно-тракторного агрегата (МТА), на расход топлива представим в таблице 7.

Таблица 7 - Влияние балластирования на производительность МТА, на расход топлива у агрегата в составе с трактором Zoomlion RN904.

№ варианта Марка СХМ Часовая производительность, га/ч Удельный расход топлива, кг/га

1 КПС-4 2,94 2,77

2 КПС-4 2,94 2,81

3 КПС-6 2,98 2,8

4 КПС-6 2,98 2,82

5 КПС-6 2,98 2,92

6 КПС-6 2,98 2,95

7 КПС-6 3,41 2,6

8 КПС-6 3,41 2,67

Используя индексный метод, взяв за базисный 1-й вариант догрузки, определим оптимальный вариант догрузки балластными грузами трактора Zoomlion ЯК904.

1-й вариант - 1 + 1 = 2 балла; 2-й вариант - 1 + 0,99 = 1,99 балла; 3-й вариант - 1,01 + 0,99 = 2 балла; 4-й вариант - 1,01 + 0,98 = 1,99 балла; 5-й вариант - 1,01 + 0,95 = 1,96 балла; 6-й вариант - 1,01 + 0,94 = 1,95 балла; 7-й вариант - 1,23 + 1,06 = 2,29 балла; 8-й вариант - 1,23 + 1,04 = 2,27 балла. Оптимальным вариантом догрузки является 7 вариант.

Результаты расчётов, сравнительного анализа эксплуатационных свойств тракторов Беларус 923.3^оот1юп RN 904 представим в табл. 8.

Таблица 8 - Сравнительный анализ эксплуатационных свойств тракторов.

Марка трактора Показатели

Эксплуатационная масса, кг Мощность двигателя, кВт Марка культиватора Производительность агрегата, га/ч Удельный расход топлива, кг/га

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Беларус 923.3 4775 70 КПС-6 4,33 3,28

Zoomlion RN 904 4350 66 КПС-6 3,41 2,6

Результаты исследований (The results of the research)

Произведённые расчёты, анализ говорят о том, что тракторы с эксплуатационной массой 4350 кг

- 4775 кг, мощностью двигателя 89,7 л.с. - 95,1 л.с. имеют практически одинаковую энергонасыщенность1,37 - 1,5 кВт/кН - Беларус 923.3, Э = 1,38 - 1,55 кВт/кН - Zoomlion RN904. Но из-за отсутствия колёсных балластных грузов у трактора Беларус 923.3 при пятом и шестом вариантах догрузки возникает необходимость использования навесной СХМ с увеличенной эксплуатационной массой, для снижения нагрузки на переднюю ось, у Zoomlion RN904, в силу наличия колёсных балластных грузов такой проблемы нет. Для обоих тракторов напрашивается более мощный двигатель, что повысит энергонасыщенность тракторов, а в результате повысит эксплуатационные свойства. Использовав индексный метод и взяв за базисный вариант эксплуатационные свойства трактора Zoomlion RN904мы имеем: Zoomlion RN904 - 2 балла, Беларус 923.3 - 1,27 + 0,79 = 2,06 балла. То есть трактор Беларус 923.3 имеет более высокие эксплуатационные свойства по сравнению с Zoomlion RN904.

Заводам изготовителям белорусских тракторов рекомендуем дополнить комплект балластных грузов колёсными балластными грузами в соответствии с эксплуатационной массой трактора, по аналогии с китайскими тракторами фирмы Zoomlion, европейскими и американскими аналогами.

Очень важное значение для эксплуатационных свойств тракторов имеет удельный расход топлива, так для трактора Беларус 923.3он составляет 234-249 г/кВт.ч. для тракторакитайского производства 220

- 225 г/кВт.ч.

Библиографический список

1. Китайские тракторы: есть ли у техники будущее на российском рынке? (часть 1). URL: https://glavpahar.ru/articles/kitayskie-traktory-est-li-u-tehniki-budushchee-na-rossiyskom-rynke-chast-1. Дата обращения 11.01.2022. 34

2. Китай стал лидером по производству сельхозтехники. URL: https://chinalogist.ru/book/news/za-rubezhom/kitay-stal-liderom-po-proizvodstvu-selhoztehniki. Дата обращения 11.01.2022.

3. Миллионы тракторов - мировые лидеры. URL: https://zen.yandex.ru/media/tractor/milliony-traktorov-mirovye-lidery-5b4e28746a5ab500ab997a6e. Дата обращения 11.01.2022.

4. Азия увеличивает свою долю в мировом объеме производства сельхозтехники. URL:https://www.apk-inform.com/ru/exclusive/topic/1031731. Дата обращения 11.01.2022.

5. БЕЛАРУС 923.3 / 923.4. 923.3-0000010 РЭ. Руководство по эксплуатации. ОАО «МТЗ». 2015 г. 210 с.

6. Иовлев Г.А., Голдина И.И. Эксплуатационные свойства, балластирование, производительность машинно-тракторных агрегатов// Теория и практика мировой науки.2022.№3.С.50-55.

7. Иовлев Г.А., Голдина И.И. Балластирование как способ повышения эксплуатационных свойств трактора// Электротехнологии и электрооборудование в АПК. 2022. 69. №1(46). С.44-54.

References

1. Chinese tractors: does the equipment have a future in the Russian market? (part 1). URL: https://glavpahar.ru/articles/kitayskie-traktory-est-li-u-tehniki-budushchee-na-rossiyskom-rynke-chast-1. Accessed 11.01.2022.

2. China has become a leader in the production of agricultural machinery. URL: https://chinalogist.ru/book/news/za-rubezhom/kitay-stal-liderom-po-proizvodstvu-selhoztehniki. Accessed 21.04.2022.

3. Millions of tractors are world leaders. URL: https://zen.yandex.ru/media/tractor/milliony-traktorov-mirovye-lidery-5b4e28746a5ab500ab997a6e. Accessed 11.01.2022.

4. Asia is increasing its share in the global volume of agricultural machinery production. URL:https://www.apk-inform.com/ru/exclusive/topic/1031731 . Accessed 11.01.2022.

5. BELARUS 923.3 / 923.4. 923.3-0000010 RE. Operation manual. JSC "MTZ". 2015 210 p .

6. Iovlev G.A., Goldina I.I. Operational properties, ballasting, productivity of machine-tractor units// Theory and practice of world science.2022.No.3.pp.50-55

7. Iovlev G.A., Goldina I.I. Ballasting as a way to improve the operational properties of a tractor// Electrotechnologies and electrical equipment in the agro-industrial complex. 2022. 69. №1(46). Pp.44-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.